Научная статья на тему '«Регулятивные песочницы» как эффективный механизм реализации цифровой повестки'

«Регулятивные песочницы» как эффективный механизм реализации цифровой повестки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2137
864
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / регулирование / цифровая экономика / инновации / инновационные решения / регулятивные песочницы / эффективность / public administration / regulation / digital economy / innovations / innovative solutions / regulatory sandboxes / efficiency
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Регулятивные песочницы» как эффективный механизм реализации цифровой повестки»

Куклина Е.А.

д.э.н., профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС

«РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЕСОЧНИЦЫ» КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ПОВЕСТКИ

Ключевые слова: государственное управление, регулирование, цифровая экономика, инновации, инновационные решения, регулятивные песочницы, эффективность.

Keywords: public administration, regulation, digital economy, innovations, innovative solutions, regulatory sandboxes, efficiency.

В современных условиях социально-экономического развития эффективное государственное управление объективно должно способствовать обеспечению необходимых темпов экономического роста, которые в настоящее время базируются на цифровой экономике и технологическом лидерстве [1]. В рамках создания цифрового пространства и перехода к цифровой экономике в России приняты «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», которые задают вектор развития и национальные приоритеты страны на долгосрочный период. Одним из таких приоритетов является внедрение новых форматов государственного управления в экономике.

Современная среда принятия решений характеризуется тем, что и государственные органы, и бизнес действуют в условиях высокой неопределенности и рисков, когда технологические прорывы и новые модели бизнеса уже апробируются или крайне нуждаются в этом, но соответствующей правовой среды еще не сформировано.

Современные подходы к регулированию как к процессу управления основываются на экосистеме взаимодействия инноваторов, регуляторов и других участников рынка. Это позволяет наладить обмен идеями, инновациями, знаниями между административной средой и бизнес-средой. В данном контексте закономерным представляется вывод о том, что в условиях создания цифровой экономики эффективным механизмом реализации цифровой повестки дня является «регулятивная песочница».

«Регулятивная песочница» (Regulatory Sandbox) - особый правовой режим, позволяющий юридическим лицам, занимающимся разработкой новых продуктов и услуг, проводить в ограниченной среде эксперименты по их внедрению без риска нарушения действующего законодательства; это пример «умного» регулирования.

«Песочницы», прежде всего, это механизм апробации решений; цифровые «песочницы» для апробации решений широко распространены в IT-сфере. Так, например, «цифровая песочница» эффективно используется для работы с компьютерными вирусами, предоставляя возможность запуска приложений в защищённой оболочке.

В настоящее время в мире используются несколько видов «песочниц» для технологической и регуляторной отработки инновационных решений (в основном, в отрасли финтех): корпоративные, регулятивные, индустриальные, зонтичные, квази-песочницы и др.

Основное назначение любой «песочницы» - обеспечение взаимодействия стейкхолдеров, создание демонстрационной среды, обмен знаниями. Ключевые последствия применения «песочниц» связаны с повышением транспарентности процессов, происходящих в отрасли, и требований регулирования для входа на рынок. Важным последствием применения этого механизма является обеспечение более предсказуемого и безопасного функционирования инновационных компаний на рынке, создание менее рискованной среды принятия решений.

«Регулятивная песочница» предоставляет смягчения регулирования, но также обеспечивает формат взаимодействия инноваторов и регулятора; регулятор создает «песочницу», осуществляет мониторинг и контроль, активно использует «песочницу» в том числе для собственных проектов.

Регулятивные «песочницы» являются нововведением Правительства и финансового регулятора Соединенного Королевства (FCA). «Песочницы» используются в тех случаях, когда без эксперимента невозможно определить, работает решение или нет. Они позволяют отработать правила для инновационных подходов, протестировав их в ограниченной среде. Регулятивная «песочница» действует в условиях рынка при взаимодействии с реальными потребителями.

По данным, представленным в Обзоре международного опыта применения «песочниц» [3], в настоящее время в мире реализуется 14 «регулятивных песочниц». Этот механизм эффективно работает в Великобритании, Гонконге, Малайзии, Сингапуре, Австралии, Нидерландах, Индонезии, Швейцарии и других странах мира.

Так, например, по итогам внедрения «песочницы» в Великобритании были получены следующие результаты: для 54 из 60 компаний, принявших участие в эксперименте, время для выхода на рынок сократилось; 40% участников получили хорошие инвестиции от крупных игроков на рынке.

На диаграмме Венна (рис. 1) область «умного» регулирования графически можно отобразить как область пересечения трех ключевых элементов: (1) - фокуса на главном; (2) - снижения барьеров на вход; (3) - реализации шагов по созданию «умного» регулирования.

Рисунок 1.

Ключевые элементы по формированию «умного» регулирования

Фокус на главном: технологическая нейтральность регуляторов должна проявляться не в том, что они стремятся регулировать технологические инновации, а в том, чтобы обеспечивать регулирование процессов, в которые технологии встраиваются и меняют.

Снижение барьеров на вход: не регулирование инновационного процесса, а регулирование конкуренции на рынке, так как здоровая конкуренция на рынке инноваций создает более благоприятную почву для экспериментов, разработки и реализации оптимального решения.

Реализация шагов по созданию «умного» регулирования: последовательное выполнение пилотирования самого решения; создание регулятивной «песочницы»; выдача лицензий с ограничениями; полное лицензирование для выхода на рынок (рис. 2).

Рисунок 2.

Последовательность шагов по формированию «умного» регулирования

Работа «регулятивной песочницы» не предполагает проведение экспериментов по внедрению продуктов и услуг, которые не соответствуют требованиям законодательства, однако по инновационным решениям может допускаться полное или частичное отсутствие подзаконных нормативно-правовых актов.

Первая российская «регулятивная песочница» была создана Банком России в апреле 2018 года с целью пилотирования и оперативного внедрения новых финансовых сервисов и технологий, которые требуют изменения правового регулирования. Такими новыми финансовыми продуктами и услугами, которые активно внедряются в бизнес-процессы, являются биометрическая банковская аутентификация, автоматизированные консалтинговые услуги, децентрализованные протоколы платежей, страховые технологии.

Тестированию также могут быть подвергнуты цифровые финансовые технологии, такие как блокчейн, агрега-торы, облачные сервисы, большие данные (Big Data), когнитивные скоринговые модели и пр.

Технологические направления проектов для пилотирования в порядке их приоритетности (по данным Центробанка РФ) приведены в табл. 1.

Таблица 1

Приоритетные технологические направления проектов для пилотирования

Технологические направления проектов Приоритетность направления

Распределенные реестры 1

Большие данные и машинное обучение 2

Биометрия 3

Мобильные технологии 4

Цифровой профиль 5

Искусственный интеллект и роботизация 6

Открытые интерфейсы 7

В странах СНГ, в том числе и в Российской Федерации, наблюдается закономерный интерес к использованию механизма «регулятивных песочниц».

Так, например, для стимулирования экономического роста и минимизации рисков финансового сектора в Республике Азербайджан, которая также активно реализует цифровые инициативы [2], в целях быстрой адаптации к новым реалиям также планируются использовать механизм «регулятивных песочниц».

В июне 2018 года Национальный банк Республики Казахстан разработал блок поправок по созданию «регуля-торной песочницы», предусматривающий особый правовой режим [4].

«Регулятивные песочницы» планируют создавать и в ЕАЭС для реализации совместных проектов в условиях цифровой повестки, которая реализуется в ЕАЭС и Российская Федерация является активным участником этого процесса. Так, половина всех поддержанных инициатив реализации цифровой повестки ЕАЭС (4 из 8 инициатив), предложены нашей страной (табл. 2); 4 из 6 находящихся в работе инициатив (67%) являются также российскими (табл. 3).

Таблица 2

Поддержанные инициативы реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза

Инициатива Инициатор

Функционирование и развитие системы цифровой прослеживаемости (в т.ч. идентификации) ЕЭК, исполнитель First Line Software

Внедрение электронных сопроводительных документов и их взаимное признание в государствах - членах ЕАЭС Комитет государственных доходов при правительстве Республики Армения

Создание Евразийской электронной биржи труда Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

Создание цифрового международного железнодорожного транспортного коридора ЕАЭС ООО «Новаком Групп», Республика Беларусь

Создание цифрового Евразийского транспортного коридора ООО «Интеллектуальные транспортные технологии», РФ

Мониторинг транзитных перевозок ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы, РФ

Создание Евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий Фонд развития промышленности, РФ

Создание сети промышленной кооперации и субконтрактации АО «Газпромбанк», РФ

Таблица 3

Инициативы реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза,

находящиеся в работе

Инициатива Инициатор

Создание цифровой платформы для бизнеса по принципу «единого окна» ООО «Международные информационные системы», РФ

Специализированный венчурный фонд отраслевых цифровых платформ Фонд развития Цифровой Экономики «Цифровые платформы», РФ

Создание цифровой экосистемы грузовых железнодорожных перевозок 1520 ООО «Рэйл коммерс», РФ

Платформенное решение БеМоп для прогнозирования и моделирования рынка на основе искусственного интеллекта, с открытыми данными России и частично стран ЕАЭС ООО «Селдон 2», РФ

Открытая цифровая платформа для бизнеса АО «Казахтелеком», Республика Казахстан

Интеграция В2В торговых площадок стран ЕАЭС ООО «Элайв», Кыргызская Республика

Специальные единые правовые режимы будут согласовываться для каждого отдельного пилотного проекта, действовать в течение ограниченного срока и позволят в контролируемой среде отрабатывать правила регулирования до принятия нормативно-правовой базы.

Применение специальных правовых режимов позволит повысить качество проработки инициатив и реализации проектов в рамках цифровой повестки, сократить время от постановки задач до достижения практических результатов проработки инициатив и реализации проектов, сократить риски реализации проектов на основе их более полного анализа в специально созданной для этого правовой среде.

На втором заседании экспертной площадки по созданию системы «регулятивных песочниц», которое проходило 3 июля 2018 года в Астане (Казахстан), обсудили их работу в ЕАЭС и цели создания [5].

В ходе заседания была представлена концепция Соглашения о применении «регулятивных песочниц» в ЕАЭС. Согласно проекту этого документа страны-члены ЕАЭС смогут вырабатывать нормы регулирования, которые помогут реализовывать проектные решения в условиях, отличных от правового режима внутри стран и в целом в ЕАЭС.

Резюмируя, необходимо отметить, что механизм ««регулятивных песочниц» является адекватным ответом на современные вызовы информационной эры, обладающим значительным потенциалом эффективности.

Список литературы

1. Куклина Е.А. Эффективность государственного сектора в условиях перехода к цифровой экономике // Актуальные проблемы менеджмента: производительность, эффективность, качество (в условиях перехода к цифровой экономике): Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 10 ноября 2017 г. - СПб., 2017. - С. 84-87.

2. Куклина Е.А., Бабаев Э.А. Инновационное развитие и переход к цифровой экономике (на примере Республики Азербайджан) // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Государство и бизнес. Современные проблемы экономики» 25-27 апреля 2018 г. - СПб., 2018. - Т. 1. - С. 111-114.

3. Международный опыт применения «песочниц». - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials/Documents/% В0%9С%В0%Б5%В0%Бб%В0%Б4%В1%83%В0%БВ%В0%Б0%В1%80%В0%БЕ%В0%Б4%В0%БВ%В1%8Б%В0%Б9%20% D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8% D1%8F%20%D0%БF%D0%Б5%D1%81%D0%БE%D1%87%D0%БD%D0%Б8%D1%8б.pdf

4. Появится ли в Казахстане своя «регуляторная песочница». - https://lsm.kz/poluchit-li-finrynok-v-kazahstane-osobyj-pravovoj-rezhim

5. Регулятивные «песочницы» будут создаваться в ЕАЭС для реализации совместных проектов. - http://eec.eaeunion.org/ ru/nae/news/Pages/5-07-2018-1.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.