Научная статья на тему 'РЕГУЛИРУЮЩИЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА'

РЕГУЛИРУЮЩИЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регулирующие функции государства / государственная политика / контролирующие функции государства / антикризисное управление / regulatory functions of the state / public policy / controlling functions of the state / crisis management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришина А.В.

Целью статьи является определение регулирующих и контролирующих функций государства для оптимизации развития бизнес-структур в условиях крайней напряженности и неопределенности. Актуальность проблемы связана с определением рамок и степени регулирующего и контролирующего воздействия государства в целях сохранения баланса между предоставлением мер защиты и поддержки бизнеса и установлением ограничений для развития предпринимательства в России. Показано, что роль государства сводится к описанию правовых границ, в рамках которых не должна подавляться инициатива и активность бизнеса. Каждый актор – это участник экономических процессов, который выполняет свои функции, а результативность и эффективность проявляются в состоянии экономики, уровне и качестве жизни населения, в перспективах прироста и развития населения. Для выстраивания новой концепции и методологии регулирующего государственного влияния на бизнес необходимы глубокие исследования формирования связей бизнеса и государства, оценка степени влияния законов, разработка моделей влияния функций государства на бизнес на макрои микроуровне, на уровне каждой отрасли и предприятия, методы системного мониторинга и целостной оценки взаимодействия бизнеса и государства с выявлением степени и эффективности влияния, совокупности проблем и подбора мер регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гришина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATING AND CONTROL FUNCTIONS OF THE STATE IN THE SYSTEM FOR OPTIMIZING THE DEVELOPMENT OF BUSINESS STRUCTURES DURING CRISIS

The purpose of the article is to define the regulatory and supervisory functions of the state in order to optimize the development of business structures in conditions of extreme tension and uncertainty. The urgency of the problem is related to determining the scope and degree of regulatory and controlling influence of the state in order to maintain a balance between providing measures to protect and support business and setting restrictions for the development of entrepreneurship in Russia. It is shown that the role of the state is reduced to describing the legal boundaries within which the initiative and activity of business should not be suppressed. Each actor is a participant in economic processes that performs its functions, and effectiveness and efficiency are manifested in the state of the economy, the level and quality of life of the population, in the prospects for population growth and development. In order to build a new concept and methodology of regulatory state influence on business, in-depth studies of the formation of business-state relations, assessment of the degree of influence of laws, development of models of the influence of state functions on business at the macro and micro levels, at the level of each industry and enterprise, methods of system monitoring and holistic assessment of business-state interaction with the identification of the degree and effectiveness of the impact, the totality of problems and the selection of regulatory measures.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРУЮЩИЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА»

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

DOI: 10.54861/27131211_2024_1_115

Специальность ВАК: 5.2.6

УДК 334.024

РЕГУЛИРУЮЩИЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ

ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-

СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Гришина А.В., магистрант, Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

Аннотация. Целью статьи является определение регулирующих и

контролирующих функций государства для оптимизации развития бизнес-

структур в условиях крайней напряженности и неопределенности.

Актуальность проблемы связана с определением рамок и степени

регулирующего и контролирующего воздействия государства в целях

сохранения баланса между предоставлением мер защиты и поддержки бизнеса

и установлением ограничений для развития предпринимательства в России.

Показано, что роль государства сводится к описанию правовых границ, в

рамках которых не должна подавляться инициатива и активность бизнеса.

Каждый актор – это участник экономических процессов, который выполняет

свои функции, а результативность и эффективность проявляются в состоянии

экономики, уровне и качестве жизни населения, в перспективах прироста и

развития населения. Для выстраивания новой концепции и методологии

регулирующего государственного влияния на бизнес необходимы глубокие

исследования формирования связей бизнеса и государства, оценка степени

влияния законов, разработка моделей влияния функций государства на бизнес

на макро- и микроуровне, на уровне каждой отрасли и предприятия, методы

115

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

системного мониторинга и целостной оценки взаимодействия бизнеса и

государства с выявлением степени и эффективности влияния, совокупности

проблем и подбора мер регулирования.

Ключевые

слова:

регулирующие

функции

государства,

государственная

политика,

контролирующие

функции

государства,

антикризисное управление.

REGULATING AND CONTROL FUNCTIONS OF THE STATE IN THE

SYSTEM FOR OPTIMIZING THE DEVELOPMENT OF BUSINESS

STRUCTURES DURING CRISIS

Grishina A.V., master's student, Financial University under the Government of

the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The purpose of the article is to define the regulatory and supervisory

functions of the state in order to optimize the development of business structures in

conditions of extreme tension and uncertainty. The urgency of the problem is related

to determining the scope and degree of regulatory and controlling influence of the

state in order to maintain a balance between providing measures to protect and

support business and setting restrictions for the development of entrepreneurship in

Russia. It is shown that the role of the state is reduced to describing the legal

boundaries within which the initiative and activity of business should not be

suppressed. Each actor is a participant in economic processes that performs its

functions, and effectiveness and efficiency are manifested in the state of the

economy, the level and quality of life of the population, in the prospects for

population growth and development. In order to build a new concept and

methodology of regulatory state influence on business, in-depth studies of the

formation of business-state relations, assessment of the degree of influence of laws,

development of models of the influence of state functions on business at the macro

and micro levels, at the level of each industry and enterprise, methods of system

116

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

monitoring and holistic assessment of business-state interaction with the

identification of the degree and effectiveness of the impact, the totality of problems

and the selection of regulatory measures.

Keywords: regulatory functions of the state, public policy, controlling

functions of the state, crisis management.

JEL classification: B22, D2, G18.

Для цитирования: Гришина А.В. Регулирующие и контролирующие

функции государства в системе оптимизации развития бизнес-структур в

условиях кризиса // Прогрессивная экономика. 2024. № 1. С. 115–129.

Введение

Государственное регулирование предполагает создание среды,

определение регламентов и критериев для выстраивания бизнеса. Государство,

действуя через институты власти, законодательные, исполнительные и

судебные

органы,

формирует

институциональные

рамки

для

функционирования бизнеса (сохранения частной собственности и рыночных

отношений, финансирования, страхования, консалтинга, таможенной

системы). Регулирующая функция государства предполагает создание

экономической среды и условий в зависимости от степени участия государства

в экономике и бизнесе с помощью системы цен, фискальной, финансовой и

валютной политики, учета и перераспределения доходов, сохранения частной

собственности, отраслевой структуры экономики, повышения уровня жизни

населения. Контролирующая функция государства реализуется через

федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты

(прямой и опосредованный контроль) в зависимости от зрелости правовых

отношений, взаимодействия институтов и организаций, участвующих в

контроле, поддержке или ограничениях.

Целью статьи является определение регулирующих и контролирующих

117

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

функций государства в системе оптимизации развития бизнес-структур с

позиции достигнутого результата. К основным задачам исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

относятся: уточнение состава и степени влияния регулирующих и

контролирующих функций государства для оптимизации развития бизнес-

структур; определение оптимального состояния бизнес-структур в условиях

преодоления кризисов, при сочетании внешнего государственного и

внутреннего антикризисного управления предприятием.

Актуальность выбранной темы исследования связана тем, что в условиях

изменения мировой системы, смещения ценностей геополитики и

трансформации целей внутренней политики в стране, с усилением

санкционного давления меняются экономическая среда и бизнес-ориентиры

под влиянием регулирующих и контролирующих функций государства.

Трансформация состояния условий и смещение факторов внешней и

внутренней среды вызывают к жизни вопросы обоснования новых стратегий

развития бизнеса для сохранения устойчивости на рынке и защиты от

неблагоприятного и разрушающего воздействия при гарантированной,

перманентной поддержке государства. Решение задач развития бизнеса

коррелирует с государственными программами и национальными проектами

развития общества и экономики, с акцентированием роли системообразующих

крупных, инновационно ориентированных малых и средних предприятий, с

активным экономическим поведением и самозанятостью населения.

Обзор литературы

В условиях, когда происходит деформация и расслоение внешней среды,

а макроэкономическая среда характеризуются прекращением внешних связей

со странами запада, пролонгированным влиянием санкций и сложными

скрытыми проблемами в отношениях с дружественными странами,

исследователи отмечают наличие неопределенности условий, а также

отсутствие обоснованных прогнозов для обозначения стратегической цели

развития экономики страны. Так, Т.Л. Иванова и М.А. Мызникова, исследуя

концептуальные подходы к стратегическому управлению организацией,

118

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

характеризуют связь кризисов и неопределенности с высокой интенсивностью

информационных потоков и скоростью распространения информационных

технологий, непредсказуемостью конфигурации внутренней и внешней среды

организации. Динамично меняющаяся внешняя среда требует от бизнеса

упреждающего предвидения и вариантов управления рисками: в условиях

тотальной напряженности проявляются высокие риски и многократная

зависимость от неопределенности рыночной экономической среды, которая

становится константным, определяющим фактором. Меняются стратегии

развития (часто без завершения) при практическом отсутствии прогнозов

относительно воздействия факторов для всех участников мировых

хозяйственных процессов – от персонального, личного хозяйства и

домохозяйства индивида как доминантного фактора производства до крупных

корпораций, транснациональных корпораций, холдингов и государственной

системы как важнейшего элемента и регулятора рынка [7].

Актуальна

для

исследования

проблематика

реформирования

контрольно-надзорных функций государства в отношении бизнеса, нашедшая

отражение в научном труде доктора экономических наук В.С. Осипова. Как

отмечает исследователь, на уровне науки и практики требуется

инвентаризация контрольно-надзорных функций государства за бизнесом,

снижение влияния при проведении государственного и муниципального

контроля [14]. Исследования данных авторов носят комплексный характер и

нуждаются не только в экономический оценке, но и в выявлении социальных

трендов, оценке социальной эффективности, инновационной насыщенности и

психологической трансформации в обществе. Н.В. Лобан отмечает, что

финансовая нестабильность, инфляция, циклически меняющиеся фазы

рецессии и депрессии в российской экономике, перманентно усиливают в

условиях внешних ограничений расширяющиеся первичные, теневые и

вторичные санкции. В связи с чем на уровне государства, общества и на уровне

бизнеса обостряются задачи, требующие комплексных решений –

методологии, концепции, модели, законы, регламенты (модели и стратегии

119

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

управления в зависимости от типа и длительности санкций, фактической,

текущей жизненной фазы и уровня развития компании) [9]. Однако

исследование санкционного давления на систему управления и на функции

государства не нашло отражения в рассматриваемой работе.

В систему антикризисного управления на уровне каждого предприятия

должны быть включены перманентный мониторинг среды, своевременная

диагностика и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия,

разработка необходимых мер для предотвращения и минимизации рисков,

оказывающих влияние на экономическую и хозяйственную деятельность

предприятия; метрики и критерии выявления рисков и профилактики

банкротства предприятия; стратегические проекты улучшения финансового

состояния предприятия [9]. Вместе с тем, и на уровне государства, и на уровне

предприятия повышается значение не только государственно-частного

партнерства, но и политических, социальных, экономических, финансовых,

имущественных, предпринимательских связей, отношений для реального

восприятия рисков и оценки потенциала развития.

Как Д.В. Манушин, меры, реализованные в периоды скрытых

макроэкономических кризисов и позволившие получить существенный

эффект от их реализации, к мерам по борьбе с кризисами не относятся.

Государственная система не успевает адаптироваться в соответствии со сменой

факторов и силы внешней среды. Предлагая институциональный подход,

исследователь обращает внимание на важность изучения и оценки

предпосылок кризисов во взаимосвязи с политическими, социальными,

психологическими и другими институциональными аспектами [10]. Л.П.

Дашков и В.И. Пучков, опираясь на модели оптимизации механизмов

взаимодействия органов власти и бизнес-структур, подчеркивают важность

обоснованности взаимодействия власти и бизнеса в плане синхронизации

действий и обеспечения выстроенного диалога между участниками процесса.

Выявленные барьеры и недопонимание субъектов должны быть учтены при

разработке рекомендаций по повышению эффективности взаимодействия

120

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

между всеми акторами (и стейкхолдерами) процесса (и проекта) на базе

оперативного внесения корректировок в принятые и используемые формы и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

механизмы выстраиваемого взаимодействия. В связи с чем подчеркивается,

что эффективной формой взаимодействия государства и бизнеса является

государственно-частное партнерство, проектные разработки которого связаны

с финансово-экономическими и ресурсными стимулами для взрывного роста

региональной экономики [4].

Исследователи, во главе с доцентом Т.К. Мирошниковой, акцентируют

роль антикризисного управления в качестве системы организационно-

управленческих мер для оздоровления экономики на микро-, мезо- и

макроуровнях. При этом в условиях любого кризиса на первый план

выдвигаются функции государства, способствующие устойчивому и

антикризисному развитию экономики. Как отмечают ученые, активное

влияние на социально-экономическое развитие страны и развитие бизнеса

оказывают

нормативно-правовая,

производственная

деятельность

(государственные компании или компании с государственным участием);

налоговая, бюджетная и денежно-кредитная политика государства [11].

Невозможно не согласиться с авторами, однако данные выводы не является

новыми и не отражает пропорций, сочетания, состава и степени влияния

функций государства.

В научной работе А.Ш. Газгиреева рассматриваются основные

проблемы организаций малого и среднего предпринимательства (МСП) в

период кризиса, в связи с чем ключевым фактором обеспечения стабильности

обозначаются модели антикризисного управления. Эксперт выделяет модели

управления рисками, финансами, ресурсами, персоналом, производственными

процессами, коммуникационные, маркетинговые, модели управления

инцидентами, мягкие и жесткие модели для сохранения устойчивости и

эффективного развития организации [2]. Широкий перечень моделей

свидетельствует о вариативности и востребованности глубоких проработок

для выявления базы и дополнительных решений.

121

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

В статье Д.А. Дубкова и С.В. Плясовой указывается на деформацию

финансовых методов по привлечению иностранного капитала в результате

введения санкций. Кризис финансов и бизнес-стрессы возникают по причине

ограничения зарубежных инвестиционных и кредитных потоков для

российских компаний и организаций. Для преодоления кризисной ситуации

предлагаются альтернативные методы финансирования деятельности

организаций – краудлендинг, то есть коллективное финансирование,

инвестирования по договорам займа с частными лицами [6]. В 2023 году объем

рынка составил чуть более 24 млрд руб., что выше аналогичного показателя за

2022 год [5]. Однако в целом объем рынка недостаточен для дополнительного

инвестирования в предприятия малого и среднего бизнеса. Выдвигая на первый

план финансовую основу для регулирования и контроля, исследователи не

решают задачу определения критериев поиска источников и вовлечения

финансов по этапам и целям развития бизнеса.

Отмечая широкую вариативность публикаций, устойчиво растущую

совокупность и многообразие выявленных проблем, актуальность и глубину

проработки обозначенных задач государственного регулирования в

исследованиях ученых, стоит уточнить и подчеркнуть, что в условиях

экономической турбулентности имеют место непредсказуемые явления и

события, которые не столь важно предупредить, сколько необходимо

использовать научные разработки для рационального и разумного восприятия

ситуации, готовности к рискам на основе системного проявления потенциала

управления и влияния цифровой трансформации. Требуется мобилизация не

только экономической и управленческой, но и культурно-национальной,

морально-психологической

устойчивости

бизнеса

к экономическим

трансформациям и форс-мажорным обстоятельствам.

Материалы и методы исследования

Научная статья подготовлена на основании систематизации и

структурированного обобщения научных разработок, исследований, научных

статей отечественных ученых, чьи публикации представлены в открытых

122

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

источниках, материалов из статистических сборников и докладов, сообщений

и отчетов общественных организаций с использованием методов анализа и

синтеза, логики, критического осмысления, обобщения и уточнения сведений

(индукции и дедукции), углубления понятий и адаптации решений по

государственному регулированию бизнеса в условиях кризиса.

Результаты и обсуждение

Исследование регулирующего и контролирующего влияния государства

на бизнес-системы предполагает определение мер воздействия и полученного

результата во взаимосвязи. Регулирующее законодательное влияние

государства опирается на права и обязанности, прописанные в Конституции

Российской Федерации, на статьи Гражданского, Налогового, Трудового,

Бюджетного кодексов, на федеральные законы об акционерных обществах, об

инвестиционной

деятельности,

о

развитии

малого

и

среднего

предпринимательства, о защите прав юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей при осуществлении государственного контроля и

муниципального контроля, о промышленной политике, о лицензировании

отдельных видов деятельности, о государственно-частном партнерстве, о

налоге на профессиональный доход для самозанятых. Следовательно, при

осуществлении предпринимательской и экономической деятельности

необходимо учитывать весь комплекс действующих норм и правил,

закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

Результатом влияния, в конечном счете, является развитие экономики

страны, ее суверенность, прирост ВВП и уровня жизни населения. По итогам

2022 года объем ВВП России составил в текущих ценах 151 455,6 млрд рублей,

а индекс физического объема ВВП снизился и составил 97,9% относительно

2021 года [13]. По оценке Минэкономразвития России, в 2023 году ВВП вырос

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на 3,5%. Отмечается, что в России экономика является здоровой, наблюдается

развитие отечественного производства и усиление международных связей.

Прибыль предприятий увеличилась на 24%, в том числе за счет роста и

развития нефинансовой сферы. Прирост ВВП от добычи полезных

123

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

ископаемых и продажи нефти и газа составил всего 2%, остальную часть

прироста 54% дали несырьевые отрасли [16].

Количество действующих коммерческих компаний, в соответствии с

единым Госреестром, в 2023 году составило 2 610,1 тыс., число компаний

выросло на 0,04% относительно уровня 2022 года. За 2023 год 46,5 тыс.

компаний прекратили деятельность в связи с ликвидацией, что на 5,1%

меньше, чем в 2022 году (49,0 тыс.). В 2021 году было ликвидировано 54,6 тыс.

компаний, в 2020 году с рынка ушли 57,7 тыс., а в 2019 году сокращение

составило 74,4 тыс. компаний [8]. В то же время исследования аналитической

службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza (на основе сведений

Федеральной налоговой службы) позволяют заключить, что в 2023 году

в России закрылись 254 тысячи коммерческих предприятий, что является

довольно низким показателем за последние годы [1].

Всего в 2023 году в России зарегистрировано 5 991 349 малых и средних

предприятий, в том числе 5 761 069 или 96% микропредприятий. По итогам

2023 года численность субъектов малого и среднего предпринимательства

увеличилось на 2,1% по сравнению с 2022 годом. При этом число юридических

лиц сократилось на 0,4% (на 8 671 организаций), а численность

индивидуальных предпринимателей выросла на 3,8%, что составляет 133 317

предприятий [18]. Проявление кризисных явлений в экономике представители

бизнес-структур связывают с затруднением доступа к источникам

финансирования, к зарубежным банковским источникам кредитования и

фондовым рынкам; ростом затрат на ресурсы; разрушением логистики и

отсутствием

равновесия

грузопотоков;

сильной

технологической

зависимостью от зарубежных компаний; снижением покупательной

способности населения [9].

Кризис скрытый и явный проявляется в сокращении населения РФ.

Численность населения России на 1 января 2024 составила 146 206 млн

человек. По сравнению с 2023 годом показатель уменьшился на 243,8 тыс.

человек. По данным Росстата, самый высокий прирост численности населения

124

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

за год зафиксирован в Московской области, где увеличение составило 59,2 тыс.

человек и в Москве (прирост достиг 50,5 тыс. человек). Самый высокий

уровень снижения численности населения отмечается в Кемеровской и

Нижегородской областях, где сокращение составило 20,2 тыс. и 20 тыс.

человек соответственно. В Саратовской и Свердловской областях население

уменьшилось на 19 тыс. и на 16 тыс. человек [17].

В 2024 году для российских компаний останется фундаментальной

проблемой дефицит кадров. В условиях демографических ограничений при

формировании

трудовых

ресурсов

(старение,

смертность,

низкая

рождаемость), при недостатке квалифицированных кадров для экономики

(модернизация и переориентация сферы подготовки и образования) проблема

должна решаться динамичным повышением интенсивности производства,

внедрением технологий, повышением автоматизации и роботизации

производства. Происходит смещение причины и следствия: не хватает

профессионалов,

которые

повысят

уровень

инновационности

и

эффективности бизнес-проектов, то есть с развитием бизнеса и приростом

производительности сократится потребность в кадрах и повысится занятость

и перераспределение кадров.

Регулирование и контроль государства в отношении бизнеса связаны с

разработкой новых законов, корректировкой и уточнением статей уже

принятых решений и постановлений. Так кризисы последних лет показали, что

невозможно полностью изменить поддержку МСП в динамично меняющихся

условиях, для чего ситуативные меры помощи будут вписаны, добавлены к

системным и проверены на эффективность [12]. Кроме того, планируется

использовать гранты на инновационные производства [3].

Поддержка системообразующих предприятий российской экономики в

основном связана с субсидиями стратегическим организациям оборонно-

промышленного комплекса, выделением льготных кредитов предприятиям

промышленности и торговли. В рамках регулирования бизнеса

государственная функция связана с налоговой политикой. Ожидается

125

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

сохранение тренда на повышение эффективности стимулирующей функции

налоговой системы и улучшение качества администрирования с

сопутствующим

облегчением

административной

нагрузки

для

налогоплательщиков и повышением собираемости налогов [15]. В условиях

динамично меняющейся новой среды, в нестабильно выстроенных условиях

регулирующая и контролирующая функции государства сводятся к контролю

за инфляцией, которая растет, достигнув в 2023 году 7,42%, за

ценообразованием на социально важные товары.

По итогам произведенной оценки степени влияния регулирующей и

контролирующей функций на оптимизацию бизнес-структур в условиях

кризиса выявлены неоднозначные трансформационные положения и

определенные метаморфозы в восприятии взаимодействия и отношений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государства и предпринимательства. В зависимости от социальной

принадлежности, удаленности от власти представители бизнеса, ученые,

политики, социологи, журналисты по-разному описывают одну и ту же

ситуацию, реакцию населения на экономико-политические изменения,

демонстрируются альтернативные мнения. Целостная картина складывается

из фрагментов по регионам и предприятиям, для чего необходимы не только

углубленное

исследование

реакции

бизнеса

на

государственные

антикризисные меры, но и проработка методологии, методов и критериев

оценки экономического, политического и социального состояния и зрелости

общества.

Заключение

В процессе исследования автором была выявлена высокая

законодательно-регулирующая нагрузка на экономику и предприятия,

сложности выстраивания отношений бизнеса с финансовыми структурами и

банками, сокращение численности населения, дефицит трудовых ресурсов,

уменьшение количества предприятий, низкая производительность труда,

недостаточное развитие и долевая представленность малого и среднего

бизнеса в ВВП Российской Федерации.

126

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

Исследование также выявило значительный уровень субсидиарной

поддержки системообразующих компаний. Обосновано, что решения задач

исследования относительно государственных функций регулирования и

контроля назревает необходимость определения объемов, структуры и

интенсивности правового и налогового влияния на бизнес, соотношения

правовых норм, гарантий и ограничений на уровне конкретной бизнес-

структуры, взаимовлияния правовых и финансовых факторов поддержки и

регулирования бизнеса с позиции максимальной эффективности реализации

антикризисных мер.

Литература

1. В 2023 году в России закрылось рекордное низкое число предприятий.

URL:

https://aif.ru/money/company/v_2023_godu_v_rossii_zakrylos_rekordnoe_nizkoe_

chislo_predpriyatiy?ysclid=lrxb20j5gk446917437.

2. Газгиреев А.Ш. Развитие моделей антикризисного управления

организаций МСП в современных условиях // Вестник МГПУ. 2023. № 3 (37).

С. 99–106.

3. Госпрограммы поддержки малого бизнеса – 2023. URL:

https://kontur.ru/articles/4710#header_25703_9.

4. Дашков Л.П., Пучков В.И. Оптимизация механизмов взаимодействия

органов власти и бизнес-структур // Экономические системы. 2022. № 1. С.

147–155.

5.

Деньги

освоились

на

платформах.

URL:

https://www.kommersant.ru/doc/6467637.

6. Дубков Д.А., Плясова С.В. Совершенствование финансового

механизма управления финансовой устойчивостью организации в условиях

санкций // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № 3. С. 1–8.

7. Иванова Т.Л., Мызникова М.А. Стратегическое управление

организацией

в

условиях

неопределенности

внешней

среды:

концептуализация понятий и подходов // Россия: тенденции и перспективы

развития. 2021. № 16–1. С. 330-335.

8. Количество действующих в РФ компаний в 2023 году выросло

впервые с 2015 г. URL: https://www.interfax.ru/business/939989.

127

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

9. Лобан Н.В. Особенности управления компаниями в условиях внешних

ограничений // Инновации и инвестиции. 2023. № 3. С. 69–73.

10. Манушин Д.В. Методология противодействия макроэкономическим

кризисам: институциональный подход / Автореферат диссертации доктора

экон. наук. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет,

2021. 48 с.

11. Мирошникова Т.К., Кириченко И.А., Диксит С. Аналитические

аспекты антикризисных мер государственного управления // Управление.

2022. № 4. С. 5–13.

12.

МСП

в

ожидании

ревизии.

URL:

https://www.kommersant.ru/doc/6440611?ysclid=lrx9j2iqb4145917089.

13. О производстве и использовании валового внутреннего продукта

(ВВП) в 2022 году. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/22_20-02-

2023.html.

14. Осипов В.С. Контрольно-надзорные функции государства:

реформирование и дисфункции // УЭПС: управление, экономика, политика,

социология. 2016. № 4. С. 23–28.

15. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-

тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (утв.

Минфином

России).

URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_458280/.

16. Признали даже на Западе. Чего российская экономика добилась в

2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

году.

URL:

https://ria.ru/20231230/itogi-

1917431489.html?ysclid=lrw24603j0269460307.

17. Росстат: численность населения России за год снизилась на 243,8

тыс.

человек.

URL:

https://www.kommersant.ru/doc/6477340?ysclid=lrx7u0nu58110172139.

18. Статистика развития МСП в Российской Федерации. URL:

https://opora.ru/site/assets/files/42057/statistika_razvitiya_msp_v_rf.pdf?ysclid=lr

w1iixikl996626579.

References

1. V 2023 godu v Rossii zakrylos' rekordnoe nizkoe chislo predpriyatij. URL:

https://aif.ru/money/company/v_2023_godu_v_rossii_zakrylos_rekordnoe_nizkoe_

chislo_predpriyatiy?ysclid=lrxb20j5gk446917437.

2. Gazgireev A.SH. Razvitie modelej antikrizisnogo upravleniya organizacij

MSP v sovremennyh usloviyah // Vestnik MGPU. 2023. № 3 (37). S. 99–106.

3. Gosprogrammy podderzhki malogo biznesa – 2023. URL:

128

Прогрессивная экономика № 1 / 2024

https://kontur.ru/articles/4710#header_25703_9.

4. Dashkov L.P., Puchkov V.I. Optimizaciya mekhanizmov vzaimodejstviya

organov vlasti i biznes-struktur // Ekonomicheskie sistemy. 2022. № 1. S. 147–155.

5.

Den'gi

osvoilis'

na

platformah.

URL:

https://www.kommersant.ru/doc/6467637.

6. Dubkov D.A., Plyasova S.V. Sovershenstvovanie finansovogo mekhanizma

upravleniya finansovoj ustojchivost'yu organizacii v usloviyah sankcij // Vestnik

evrazijskoj nauki. 2023. T. 15. № 3. S. 1–8.

7. Ivanova T.L., Myznikova M.A. Strategicheskoe upravlenie organizaciej v

usloviyah neopredelennosti vneshnej sredy: konceptualizaciya ponyatij i podhodov

// Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya. 2021. № 16–1. S. 330-335.

8. Kolichestvo dejstvuyushchih v RF kompanij v 2023 godu vyroslo vpervye

s 2015 g. URL: https://www.interfax.ru/business/939989.

9. Loban N.V. Osobennosti upravleniya kompaniyami v usloviyah vneshnih

ogranichenij // Innovacii i investicii. 2023. № 3. S. 69–73.

10. Manushin D.V. Metodologiya protivodejstviya makroekonomicheskim

krizisam: institucional'nyj podhod / Avtoreferat dissertacii doktora ekon. nauk.

Kazan': Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet, 2021. 48 s.

11. Miroshnikova T.K., Kirichenko I.A., Diksit S. Analiticheskie aspekty

antikrizisnyh mer gosudarstvennogo upravleniya // Upravlenie. 2022. № 4. S. 5–13.

12.

MSP

v

ozhidanii

revizii.

URL:

https://www.kommersant.ru/doc/6440611?ysclid=lrx9j2iqb4145917089.

13. O proizvodstve i ispol'zovanii valovogo vnutrennego produkta (VVP) v

2022 godu. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/22_20-02-2023.html.

14. Osipov V.S. Kontrol'no-nadzornye funkcii gosudarstva: reformirovanie i

disfunkcii // UEPS: upravlenie, ekonomika, politika, sociologiya. 2016. № 4. S. 23–

28.

15. Osnovnye napravleniya byudzhetnoj, nalogovoj i tamozhenno-tarifnoj

politiki na 2024 god i na planovyj period 2025 i 2026 godov (utv. Minfinom Rossii).

URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_458280/.

16. Priznali dazhe na Zapade. CHego rossijskaya ekonomika dobilas' v 2023

godu.

URL:

https://ria.ru/20231230/itogi-

1917431489.html?ysclid=lrw24603j0269460307.

17. Rosstat: chislennost' naseleniya Rossii za god snizilas' na 243,8 tys.

chelovek.

URL:

https://www.kommersant.ru/doc/6477340?ysclid=lrx7u0nu58110172139.

18. Statistika

razvitiya

MSP v Rossijskoj Federacii. URL:

https://opora.ru/site/assets/files/42057/statistika_razvitiya_msp_v_rf.pdf?ysclid=lr

w1iixikl996626579.

129

Document Outline

РЕГУЛИРУЮЩИЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.