Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА'

О НЕКОТОРЫХ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / малый и средний бизнес / унифицированная система оценки / стимулирование экономики / government support / small and medium-sized businesses / unified assessment system / economic stimulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.В. Антропова, Л.Н. Древаль

В данной статье проанализированы ключевые параметры и метрики для оценки эффективности государственных мер поддержки предприятий малого бизнеса. Рассмотрены экономические и операционные показатели, численность занятых, объем государственных средств и удовлетворенность бизнеса. Особое внимание уделено оценке влияния принятых мер в период пандемии и необходимости разработки унифицированной системы оценки для управления результатами и понимания реальной эффективности поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.В. Антропова, Л.Н. Древаль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME FINANCIAL AND LEGAL INSTRUMENTS FOR STIMULATING SMALL BUSINESSES

This article analyzes key parameters and metrics for assessing the effectiveness of government measures to support small businesses. Economic and operational indicators, number of employees, amount of government funds and business satisfaction are examined. Particular attention is paid to assessing the impact of measures taken during the pandemic and the need to develop a unified assessment system to manage results and understand the real effectiveness of support.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА»

О НЕКОТОРЫХ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

М.В. Антропова, магистрант Л.Н. Древаль, д-р юрид. наук профессор Тихоокеанский государственный университет (Россия, г. Хабаровск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-1-4-48-51

Аннотация. В данной статье проанализированы ключевые параметры и метрики для оценки эффективности государственных мер поддержки предприятий малого бизнеса. Рассмотрены экономические и операционные показатели, численность занятых, объем государственных средств и удовлетворенность бизнеса. Особое внимание уделено оценке влияния принятых мер в период пандемии и необходимости разработки унифицированной системы оценки для управления результатами и понимания реальной эффективности поддержки.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый и средний бизнес, унифицированная система оценки, стимулирование экономики.

В последние годы мировая экономика столкнулась с беспрецедентными вызовами, включая постковидные ограничения, глубокий экономический кризис и усиление санкционного давления. Эти факторы создали сложные условия для функционирования всех секторов экономики, не исключая малое и среднее предпринимательство (далее - МСП), который играет ключевую роль в стабилизации социальной среды и поддержании экономического роста. МСП часто оказываются наиболее уязвимыми в периоды экономических потрясений из-за ограниченного доступа к финансовым ресурсам и зависимости от внутренних рынков сбыта. В таких условиях вопрос государственной поддержки предприятий малого бизнеса становится особенно актуальным.

В экономической структуре Росси МСП участвует лишь ограниченно, что отчетливо демонстрируют статистические данные.

К концу 2023 года доля МСП в экономике особо не изменилась. Тем не менее, Федеральная налоговая служба РФ (далее - ФНС) отмечает незначительные перемены в структуре самих малых и средних предприятий. К концу декабря 2023 года их количество возросло на 3,2%. Самое заметное увеличение произошло среди индивидуальных предпринимателей, их чис-

ло увеличилось на 7,2% по сравнению с предыдущим годом [7].

Согласно данным Реестра субъектов МСП, наблюдается увеличение числа микро- и средних предприятий на 3,4% и 1,7% соответственно, тогда как число малых предприятий снизилось на 1,9%. С начала 2023 года 1,197 млн новых компаний получили статус МСП [4].

Более того, уровень развития предпринимательства варьируется в зависимости от региона, что обусловлено разнообразными факторами, включая географическое положение, климат, экономическую специализацию региона, демографическую структуру, уровень безработицы и прочее. Эти различия подтверждаются данными ФНС, которая выявила процентное распределение МСП по федеральным округам.

Исходя из этого, становится затруднительно унифицировать информацию для общей оценки, что делает необходимым анализ развития и текущего состояния МСП в каждом конкретном регионе.

Указанные причины подчеркивают необходимость активной государственной поддержки МСП. Государственные органы уже занимаются стимулированием увеличения участия этих предприятий в экономике страны, особенно это стало заметно во время пандемии [5].

Чтобы оценить эффективность претворенных в жизнь мер, важно анализировать нововведения, которые были реализованы в 2021-2022 годах, и понять, какие отрасли испытают на себе наибольшее влияние этих изменений.

Государственная поддержка предприятий малого бизнеса может быть классифицирована по нескольким направлениям [6]:

- Финансовые меры, включающие предоставление разнообразных субсидий;

- Имущественные льготы, позволяющие использовать государственное имущество на выгодных условиях, например, аренду помещений или земель;

- Консультационные услуги, предоставляющие экспертную помощь на всех этапах ведения бизнеса;

- Информационная поддержка, обеспечивающая распространение данных о программах поддержки и законодательных изменениях. В рамках этого направления создана цифровая платформа для предпринимателей, где доступна вся необходимая информация;

- Образовательные инициативы, направленные на обучение и повышение квалификации специалистов.

Кроме того, определены ключевые сферы, которые будут в приоритете для получения поддержки:

- Аграрный сектор, продолжая тенденции 2021 года. В 2022 году Министерство сельского хозяйства запустило сервис для аграриев, предоставляющий информационную поддержку и возможность рекламировать свою продукцию. Также появились новые гранты для развития сельского туризма и поддержки аграрных производителей, работающих в сельской местности, согласно государственным постановлениям.

Постановление Правительства РФ № 1932 от 26.11.2020 г. [1] устанавливает критерии для грантов, таких как «Агро-стартап» для коллективных сельскохозяйственных предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также для поддержки развития семейных ферм, соответствующих предприятиям малого бизнеса. Дополнительно, для агробизнеса на Дальнем Востоке предусмотрено увеличение гран-

тов до 70%. Экспортерам и участникам международных выставок облегчен доступ к федеральным субсидиям в соответствии с постановлением № 1591 от 22.09.2021 г. [2], что позволяет компенсировать расходы на международные проекты. IT-компании получают господдержку и стимулы для покупки отечественного ПО, включая 50%-ную скидку при соблюдении определенных условий. Компаниям, выходящим на IPO, программа помощи продлена до 2024 г., с возможностью компенсации до 70% определенных затрат. Туристическая отрасль получает гранто-вую поддержку для разработки новых маршрутов и инфраструктурных проектов, с упрощенной электронной подачей документов на гранты. Самозанятые имеют доступ к услугам центров «Мой бизнес», аренде в бизнес-инкубаторах и коворкин-гах, а также к кредитам в МФО до 1 млн рублей [8].

В 2022 году были введены новые меры поддержки для малого и среднего бизнеса в России. С первого февраля запущена цифровая платформа по решению Правительства РФ от 21.12.2021 № 2371 [3], целью которой является централизация взаимодействия предприятий со структурами государства и банковским сектором в электронном формате. Эта система обеспечивает предпринимателям доступ ко всем необходимым государственным сервисам и инструментам поддержки, упрощая процедуры получения информации и одобрения программ. Уникальный цифровой профиль для каждого пользователя позволяет более точно подходить к предложениям господдержки, учитывая специфику и стадию развития каждого бизнеса. На платформе уже зарегистрировано 190 тысяч пользователей, и доступно более 190 различных мер поддержки.

Внедрение «зонтичного» механизма кредитования позволило снизить процентные ставки по кредитам для предпринимателей, с банками, берущими на себя выплату комиссий и предоставляя поручительства на 50% от суммы кредита. Эта мера позволяет бизнесам с низким риском брать кредиты по более низким ставкам на 1-2%, а также увеличивает оборотные

средства и улучшает условия залога для предпринимателей со средним уровнем риска.

Эффективность этих мер поддержки оценивается с учетом целей государственной политики и приоритетов внутренней экономической стратегии. Под «эффективностью» понимается соответствие результатов развития предприятий, использующих госпомощь, затраченным на это бюджетным средствам и целям госполитики. Для оценки эффективности необходимы четкие критерии, основанные на количестве МСП, их обороте, налоговых отчислениях и других параметрах. Несмотря на наличие множества стандартных критериев оценки в научных работах, до сих пор не существует унифицированной системы измерения, которая бы учитывала все аспекты и позволяла бы управлять результатами. Этот вопрос требует дальнейших исследований и практической разработки системы оценки, чтобы понимать реальную эффективность предоставляемой государственной поддержки.

Ключевые параметры для оценки эффективности государственных мер помощи предприятиям малого и среднего бизнеса включают:

- Экономические и операционные показатели, отражающие прибыльность, стабильность и долгосрочный потенциал роста предприятий;

- Количество работников, задействованных в деятельности компании, включая постоянный и временный персонал;

- Объем использованных государственных средств поддержки, измеряемый количеством поданных заявлений на программы поддержки и полученными результатами;

- Метрики эффективности ресурсов, такие как рост объема продукции или услуг, а также увеличение численности сотрудников;

- Уровень удовлетворенности представителей малого и среднего бизнеса, включая оценку сложности доступа к государственной поддержке, прозрачности административных процедур и реальных результатов, достигнутых предпринимателями.

Эти метрики позволяют провести всесторонний анализ работы компаний, что способствует принятию обоснованных решений относительно продолжения финансирования и участия в программах поддержки. Они также позволяют оценивать насколько эффективно государственные ресурсы были использованы для поддержки малого и среднего бизнеса. Ориентация на количественные результаты дает возможность целесообразно распределять инвестиции для развития организаций и четко понимать итоги применения государственных мер поддержки.

В заключение, данное исследование показало, что государственная поддержка малого бизнеса, осуществлявшаяся через финансовые меры и имущественные льготы, особенно в условиях пандемии, оказалась значимым фактором стимулирования экономики. Региональный анализ позволил выявить различия в эффективности применяемых мер, подчеркнув необходимость унифицированной системы оценки для оптимизации распределения государственных ресурсов. Нововведения в виде упрощенной электронной подачи документов и поддержки самозанятых через центры «Мой бизнес» и кредиты в МФО демонстрируют положительное влияние на операционные и экономические показатели предприятий малого бизнеса. Однако для обеспечения долгосрочной устойчивости и роста малого бизнеса важно продолжать анализировать и адаптировать государственные меры поддержки, учитывая специфику различных регионов и отраслей.

Статья подчеркивает, что несмотря на неблагоприятные внешние факторы, малый бизнес смог адаптироваться к новым экономическим реалиям благодаря грамотно организованной системе государственной поддержки. Это демонстрирует насколько важно продолжать работу по анализу и усовершенствованию механизмов помощи МСП, особенно в периоды кризисов, которые, как показала практика, могут быть периодами не только вызовов, но и новых возможностей для развития предпринимательства.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1932 (ред. от 26.11.2021) «О внесении изменений в приложения № 7 и 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия // СПС «Консультант Плюс Проф» (дата обращения: 11.01.2024).

2. Постановление Правительства РФ от 22.09.2021 N 1591 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 2316» // СПС «Консультант Плюс Проф» (дата обращения: 11.01.2024).

3. Постановление Правительства РФ от 21.12.2021 N 2371 (ред. от 14.10.2023) «О проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по цифровой трансформации предоставления услуг, мер поддержки и сервисов в целях развития малого и среднего предпринимательства») // СПС «Консультант Плюс Проф» (Дата обращения: 11.01.2024).

4. В 2023 году уже появилось 1,2 млн новых компаний МСП: статистика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.klerk.ru/buh/news/567876/ (Дата обращения: 11.01.2024).

5. Крюкова И.В., Харитонова Н.А. Анализ государственной поддержки малого бизнеса до пандемии, дальнейшие перспективы // E-Scio. - 2020. - №6 (45).

6. Левченко К.А., Епанчинцев В.Ю. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. - №1 (12).

7. Малый бизнес России. Малое предпринимательство. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Малый_бизнес_России (дата обращения: 11.01.2024).

8. Обзор: «Перечень антикризисных мер». Обзор подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс» // СПС «Консультант Плюс Проф» (дата обращения: 11.01.2024).

ABOUT SOME FINANCIAL AND LEGAL INSTRUMENTS FOR STIMULATING

SMALL BUSINESSES

M.V. Antropova, Graduate Student L.N. Dreval, Doctor of Legal Sciences, Professor Pacific State University (Russia, Khabarovsk)

Abstract. This article analyzes key parameters and metrics for assessing the effectiveness of government measures to support small businesses. Economic and operational indicators, number of employees, amount of government funds and business satisfaction are examined. Particular attention is paid to assessing the impact of measures taken during the pandemic and the need to develop a unified assessment system to manage results and understand the real effectiveness of support.

Keywords: government support, small and medium-sized businesses, unified assessment system, economic stimulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.