Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ / ПАНДЕМИЯ / ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трошина Дарья Игоревна, Гудкова Анна Дмитриевна

В статье раскрывается одна из наиболее дискуссионных тем гражданского права - меры государственной поддержки предпринимателей в условиях экономических санкций: правовой аспект. Анализируемая проблематика особенно актуальна в последнее время, так как из-за произошедших событий бизнес как никогда нуждается в помощи государства. В статье были проанализированы меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые были введены недавно (например, мораторий на банкротство). Кроме того, были рассмотрены такие формы поддержки, как получение льгот и пособий, доступ к программному обеспечению, а также мораторий на проверки и так далее. Таким образом, стоит сказать, что именно от эффективности государственной поддержки зависит будущее развитие малого и среднего бизнеса в кризисных условиях. Поддержка - вынужденная мера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Трошина Дарья Игоревна, Гудкова Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEASURES OF STATE SUPPORT FOR ENTREPRENEURS IN THE CONTEXT OF ECONOMIC SANCTIONS: LEGAL ASPECT

The article reveals one of the most controversial topics of civil law - measures of state support for entrepreneurs in the conditions of economic sanctions: the legal aspect. The analyzed problem is especially relevant recently, because due to the events that have occurred, business needs the help of the state more than ever. The article analyzes the measures of state support for small and medium-sized businesses that have been introduced recently (for example, a moratorium on bankruptcy). In addition, such forms of support as receiving benefits and allowances, access to software, as well as a moratorium on inspections and so on were considered. Thus, it is worth saying that the future development of small and medium-sized businesses in crisis conditions depends on the effectiveness of state support. Support is a necessary measure.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 34.096

Д. И. ТРОШИНА,

А. Д. ГУДКОВА Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

D. I. TROSHINA,

A. D. GUDKOVA Financial University under the Government of the Russian Federation

Меры государственной

поддержки предпринимателей

в условиях экономических санкций:

правовой аспект

The measures of state support for entrepreneurs in the context of economic sanctions: legal aspect

Аннотация

В статье раскрывается одна из наиболее дискуссионных тем гражданского права — меры государственной поддержки предпринимателей в условиях экономических санкций: правовой аспект. Анализируемая проблематика особенно актуальна в последнее время, так как из-за произошедших событий бизнес как никогда нуждается в помощи государства.

В статье были проанализированы меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые были введены недавно (например, мораторий на банкротство). Кроме того, были рассмотрены такие формы поддержки,

как получение льгот и пособий, доступ к программному обеспечению, а также мораторий на проверки и так далее.

Таким образом, стоит сказать, что именно от эффективности государственной поддержки зависит будущее развитие малого и среднего бизнеса в кризисных условиях. Поддержка — вынужденная мера.

Ключевые слова: меры государственной поддержки, малый и средний бизнес, экономические санкции, предприниматель, изменения в законодательстве, пандемия, военная операция.

Abstract

The article reveals one of the most controversial topics of civil law — measures of state support for entrepreneurs in the conditions of economic sanctions: the legal aspect. The analyzed problem is especially relevant recently, because due to the events that have occurred, business needs the help of the state more than ever.

The article analyzes the measures of state support for small and medium-sized businesses that have been introduced recently (for example, a moratorium on bankruptcy). In addition, such forms of support as receiving benefits and allowances, access to software, as well as a moratorium on inspections and so on were considered.

Thus, it is worth saying that the future development of small and medium-sized businesses in crisis conditions depends on the effectiveness of state support. Support is a necessary measure.

Keywords: measures of state support, small and medium-sized businesses, economic sanctions, entrepreneur, changes in legislation, pandemic, military operation.

Введение

для предпринимателей. Вынужденные меры коснулись абсолютно всех отраслей экономики [1]. Из-за этого вопрос выживания во многом зависел от гибкости принимаемых локальных мер (например, перевод сотрудников на удаленную работу, сохранение или снижение заработной платы работников и другие). Пандемия, а также специальная операция продемонстрировали необходимость пересмотра бизнес-стратегий, планов развития малого и среднего предпринимательства, пути решения слабых точек бизнеса и тд.

В силу объективных причин кризис 2022 года стал одним из самых тяжелых в современной истории Российской Федерации. В связи с этим пострадали практически все субъекты предпринимательства. Около четверти предприятий (26%) малого и среднего бизнеса заявили о вероятном банкротстве. Однако стоит заметить, что трудности в экономическом секторе начались еще в 2019-2020 г., во время начала пандемии. Уже тогда начали действовать жесткие запреты и ограничения

Основная часть

В XXI в. меры экономического и финансового воздействия на какую-либо страну со стороны другой становятся используемым инструментом международной экономики и политики. Санкции как один из способов воздействия рассматриваются в международном праве [2]. Понятие «ограничительные меры» закреплен в ст. 215 Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС), который предусматривает, что такие меры могут быть приняты в отношении как физических, так и юридических лиц. Стоит заметить, что и 215, и 275 статьи видят в качестве оснований решения, принятые по правилам Общей внешней политики и политика безопасности (ОВПБ), и обе нормы касаются одних и тех же мер. Иными словами, ограничительные меры — это санкции. Они являются инструментами внешнего воздействия, которые применяются в качестве реакции на поведение кого-либо, которое Европейский Союз считает незаконным. Такое может иметь место, например, в случае нарушения международного договора, стороной которого является Европейский Союз, или нарушения норм международного права или в случаях угроз миру и безопасности. Природа этих мер схожа с природой наказания. Их суть заключается в ограничении кого-либо в определенных правах. Основная цель санкций в побуждении или принуждении субъекта действий прекратить их или изменить свое поведение вовсе.

Какая экономическая обстановка ожидается в России в 2022 году? Очень сложный, но потому и важный вопрос. Рассмотрим, что было до пандемии, во время пандемии и чего ожидать после.

До пандемии за счёт действий ЦБ, а также внешней политики со странами ОПЕК государство стабилизировалось в экономическом плане, экономика показы-

вала медленный рост. Обстановка, в связи с обострившимися отношениями между США и Китаем, создала дополнительные помехи во внешней торговле. Инвестиционный климат в стране был негативным, эксперты заметили отток инвестиционного капитала.

Еще 2019 год запомнился увеличением ставки НДС до 20%; замедлением роста ВВП, который вырос всего на 1,3%; практически остановилось падение реальных доходов населения, а также объём выданных кредитов физ. лицам вырос на 18,6%, бизнесу на 4,5%; В целом год был ближе к негативному для населения, но в экономическом плане прослеживался настрой на стабилизацию экономики.

Во время пандемии мартовские меры ограничения всех стран мира привели к обвалу цен на акции, а также к резкому торможению мировой экономики. Падение ее реального размера только за 2020 год составило около 4,3%. Россия показала слабый уровень поддержки как населения, так и бизнеса. Во время второй волны государство не вводило строгие запреты как ранее, из-за чего результаты второй половины года оказались выше ожидаемых. Если сравнивать результаты в процентном соотношении, то экономика страны показала себя лучше, чем большинство ведущих стран мира. Например, по итогам 2020 года падение экономики составило 3,1%, что на несколько % лучше, чем в странах ближайшего зарубежья.

Еще в 2020, а также в 2021 году мы наблюдали нестабильный курс рубля; повышение уровня безработицы; массовые закрытия в сфере ресторанного бизнеса, туризма; сильный обвал акций компаний в сфере туризма, перелётов; рост акций производственных и ресурс добывающих компаний; объём выданных кредитов за 1-Ш кварталы физ. лицам вырос на 10%,

бизнесу на 7,7%. Как итог, в 2020-2021 г. Россия показала как позитивные, так и негативные аспекты своей экономики. Сильные выросли, слабые закрылись, а население ищет новые способы заработка.

Что касается ожиданий на 2022 год, то сложно на данный момент сделать какие-то глобальные предположения о том, что нас ждет в этом году. На данный момент ситуация в стране очень неустойчивая и прогнозировать что-то очень сложно.

В современной ситуации глобального экономического кризиса, повлекшего за собой политический кризис и, как следствие, кризис государственного управления, особое внимание необходимо уделить поиску новых технологий управления. Основное внимание необходимо сосредоточить на анализе управленческой среды. На сегодняшний день внутренние и внешние условия сопрягаются в решении одной из глобальных проблем — эффективного управления экономическими и политическими системами, а также поддержки бизнеса в условиях международных санкций.

Как в политическом секторе, так и в экономическом кризис необходимо воспринимать через призму правовых аспектов, так как праву присущи такие критерии, как субъективность, удобство, а его целью являются «мгновенные» последствия, а не преемственность и последовательность.

Экономическая ситуация, связанная с COVID-19 и специальной операцией 2022, указала на нестабильность субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на необходимость выработки дополнительных мер государственной поддержки. В связи с тем, что указанные события произошли внезапно, государству пришлось в быстром порядке реагировать на изменения. На всех уровнях в сжатые

сроки были выработаны соответствующие меры государственной поддержки бизнеса. Предпринятые действия помогли частично предпринимательскому сектору сохранить бизнес без потери своего имущества и ликвидации своего предприятия. Предприниматели, в свою очередь, должны были сокращать прямые издержки, переходить на удалённую работу, оптимизировать свои управленческие решения.

Однако ситуация, сложившаяся в стране, подлежит ухудшению. Многие субъекты малого и среднего бизнеса не в состоянии поддерживать нормальное развитие экономики, наблюдается увеличение кредиторской задолженности, несмотря на представленные так называемые «кредитные каникулы», снижение рентабельности, все чаще появляются признаки банкротства [4]. Также стоит сказать о том, какое сильное воздействия на психику людей вызывает социально-экономический кризис. В связи с этим возрастает паника и тревожность в обществе, что неблагоприятно влияет на ситуацию в целом. У людей возрастает чувство незащищенности и неуверенности в будущем. Около 72% предпринимателей ожидают резкое снижение спроса на продукцию в связи со снижением покупательской способности денег, а значит, ухудшения уровня жизни населения и сокращение предпринимательской активности.

Кроме того, экономический кризис повлиял на коммерческий оборот. В различных сегментах товарного и финансового рынка были изменены условия совершения сделок, что особенно сильно проявилось в 2020 году в период пандемии COVID-19.

Учитывая тот факт, что в настоящий момент для малого и среднего бизнеса наступил тяжелый период, а некоторым предприятиям пришлось и вовсе пре-

кратить свое существование, государство предусмотрело различные дополнительные меры поддержки.

Одной из форм поддержки было принятие еще 1 апреля 2020 года Федерального закона №98- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Кроме того, в связи с этим были внесены изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1, и появилась новая статья — ст. 9.1 «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве».

Мораторий на банкротство действовал с 3 апреля 2020 года по 7 января 2021 года. Первоначально срок моратория составлял 6, но из-за сложившихся обстоятельств Правительство продлило этот срок до 7 января 2021 года, что явилось одной из форм поддержки предпринимателей в кризисный период. Однако мораторий был вынужденной и временной мерой.

Мораторий на банкротство — запрет на банкротство предприятий-должников по инициативе кредиторов в течение определенного его срока действия [3]. Суды не принимали от кредиторов заявления о возбуждении дел о банкротстве в отношении должников, наиболее пострадавших от последствий мер, связанных с нераспространением коронавирусной инфекции, а некоторые из таких пострадавших были включены в перечень стратегических предприятий. 2

Федеральный закон от 26.10.2002 года 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «Консультант

Плюс». URL — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ law/podborki/135-fz o volonterstve/ (дата обращения 03.04.2022).

Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. №434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // СПС «Консультант

Но мораторий на банкротство не распространяется на добровольное «самобанкротство» юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это затрагивает предприятия из всех видов отраслей. Запрет на проведение процедуры банкротства распространяется на юридические лица и ИП, основной код ОКВЭД которых отнесен к отраслям наиболее пострадавшим в период введенных ограничительных мер: пассажирские воздушные авиаперевозки; культурная сфера; туристский и гостиничный бизнес; системообразующие и стратегические предприятия и другие.

Добровольное банкротство обществ с ограниченной ответственностью, ИП и физических лиц в период действия моратория не запрещено. Одновременно с этим любое лицо, на которое распространяется действие моратория, может отказаться от применения в отношении него моратория, подав заявление и внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Однако в связи с последними событиями был вновь введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, который будет действовать до 1 октября 2022 года.3 Как он отразится на предприятиях, сложно сказать, но, скорее всего, это позитивная мера государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Если говорить о последствиях моратория, то, как показал опыт 2020 года, данная мера достаточно спорна. Мора-

Плюс». URL — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ law/podborki/135-fz o volonterstve/ (дата обращения 03.04.2022).

Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» СПС «Консультант Плюс». URL — Режим доступа: http:// static.consultant.ru/obj/file/doc/post 010422 497.pdf / (дата обращения 03.04.2022).

торий на возбуждение дел о банкротстве объективно приведет к сильнейшим последствиям для экономики России. Одни экономисты убеждены, что до появления постановления о моратории, который был фактически неизбежен, все желающие уже успели подать заявления о банкротстве своих должников. Другие полагают, что рассматриваемая мера значительно эффективнее в сравнении с первым мораторием из-за коронавируса с учетом того, что в его период не начисляются налоговые пени. На наш взгляд, мораторий даст возможность предпринимателям справиться с трудностями, найти новые источники дохода и укрепить своё дело, при этом не ликвидируя своё предприятие.

Теперь что касается кредитных каникул, о которых мы упоминали ранее. Кредитные каникулы — это не бесплатный аукцион, а отпуск за свой счёт. Все ежемесячные платежи перенесутся на более поздний срок, что возможно даст время предпринимателям реабилитировать финансовые возможности своего бизнеса.

Более того, на время каникул, продолжат начисляться и проценты на просроченные платежи. По ипотеке по вашей ставке, а по всем остальным кредитам — в размере 2/3 среднерыночной стоимости по данным ЦБ. То есть, вполне вероятно, гораздо выше вашей текущей ставки.

Банкам это в целом выгодно, хоть они и теряют в поступлениях в моменте, но выигрывают в долгую — чем дольше вы платите, тем больше они заработают на процентах.

Для людей же, попавших и без того в сложную ситуацию, кредитные каникулы могут все усугубить ещё сильнее — ведь максимум через полгода платить придётся дальше, дольше и, вероятно, больше, учитывая набежавшие проценты. Отлично, если доходы за 6 месяцев придут в норму, а если нет? Поэтому данная мера

достаточно спорна, кому она более выгодно не совсем понятно. Согласно опросу банка «Открытие», лишь 13% россиян готовы воспользоваться данной услугой и около 26% считают ее приемлемой в дальнейшем.

Кроме того, Министерство цифрового развития России недавно сообщило о запуске нового механизма поддержки малого и среднего бизнеса — компании смогут приобретать программное обеспечение вдвое дешевле за счет компенсации 50% стоимости лицензии производителям. Речь идет, например, о ERP или CRM и др. Субсидии будут предоставляться напрямую разработчикам программного обеспечения, которые должны снизить свои цены для МСП-клиентов. Данная мера позволит компаниям не прекращать использовать те программы и сервисы, которые необходимы им для извлечения прибыли, что, в свою очередь, благоприятно повлияет на финансовую составляющую компаний.

Помимо моратория на банкротство, Правительство РФ ввела еще одну дискуссионную меру поддержки малого и среднего бизнеса — мораторий на проверки4. Таким образом, субъекты хозяйственной деятельности получили множество преференций для дальнейшего развития в кризисный период: мораторий касается большего количества проверок государственного и муниципального контроля. Например, это касается плановых проверок Роспотребнадзора,Государствен-ного санитарно-эпидемиологическим надзора, Госпожарнадзора. Мораторий действует для компаний и ИП, включенных в специальный реестр. Мораторий также наложен на плановые налоговые и экологические проверки. Таким обра-

Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 24.03.2022) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

зом, государство еще раз стимулирует граждан к ведению деловой активности, развитию бизнеса. Однако здесь же можно усмотреть недобросовестные и неразумные действия, нарушающие баланс интересов в обществе и свидетельствующие о лоббировании интересов субъектов хозяйственной деятельности. Например, запрет на проведение экологических проверок ограничен возможным нанесением вреда здоровья граждан, или же наличием на территории предприятия отходов определенного класса. То есть, интересы граждан сохраняются. Однако этот мораторий уже привел к росту выборов в особо охраняемых природных зонах. Также было приостановлено действие программы «Чистый воздух».

Данная мера поддержки бизнеса и частного предпринимательства не является новой [5]. Это логическое продолжение мер, предпринятых во время пандемии. Однако дискуссионным является вопрос их легальности и эффективности. По мнению некоторых экспертов, введение подобных норм невозможно без официального объявление чрезвычайного положения. Далее следует определиться: стоит ли создавать предпринимателям более лояльные условия ведения бизнеса в условиях настоящей экономики, или стоит изменять сами экономико-социальную ситуацию, оставляя при этом прежнее правовое положения малого и среднего бизнеса.

Закон, обозначивший новую схему покупки газа5, касается многих вопросов международного частного и публичного права. Для нас же это является вопросов утверждения собственного суверенитета,

5 Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2021 г. №№ 1901 „Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"

возможности вести торговлю на взаимовыгодных условиях. Для ответа на вопрос о законности такой схему следует рассматривать каждый международный договор о поставках в отдельности. С учетом неправомерности и нелегальности введения многих санкций подобный закон можно трактовать как единственно верный и разумный ответ на объявление экономической войны. Новую схему предполагает покупку национальной валюты у Мосбир-жи. В связи с этим становятся актуальными вопросы ее правового статуса, роли и влияния в российской экономике.

Отдельного внимания стоят меры поддержки, оказываемые стратегически важный отраслям. Например, 1Т- сфере. Так, в связи с массовой миграцией специалистов за рубеж были предприняты беспрецедентные меры поддержки данной отрасли: 1Т-компании теперь освобождаются от уплаты большего числа налогов в течение трех лет, а сами сотрудники получают большое количество льгот и преференций, например, отсрочку от несения обязательной воинской обязанности. Для получения подобной отсрочки необходимо обладать профильным образованием, иметь определенный стаж работы в данной сфере и трудиться по специальности. Однако, не смотря на большое количество дополнительных условий, эти меры уже повлияли на предпочтения будущих студентов в выборе дальнейшей карьеры. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 года №490, которым были введены данные меры, критикуется как гражданами, так и специалистами. Так, оно возлагает ответственность на компании за сообщение надзорным органам о наличии необходимых специалистов, вынуждает их вести дополнительный учет. При этом, по данным CNews, в скором времени отток 1Т специалистов только увеличится.

При этом уже разработан проект, ограничивающий выезд из страны специалистов данной отрасли.

Кроме того, стоит сказать о том, что с каждым днём все больше принимается государственных мер в поддержку предпринимателей. Так, например, Постановлением Правительства (№ 81 от 21.02.2022 года) утверждено Положение о порядке предоставления субсидий предпринимателям, организующим работу на основе кооперации с владельцами приусадебных участков, в части затрат на оборудование складских помещений, а также приобретение оборудования для сушки, сортировки и упаковки сельскохозяйственной продукции. Согласно Положению, предпринимателям, организующим работу на основе кооперации с владельцами приусадебных участков, до 1 января 2026 года будет предоставлена субсидия в размере 30 процентов от стоимости оборудования

складов, но не более 150 млн. сумов. На наш взгляд, данная мера возможно спод-вигнет граждан заниматься предпринимательской деятельностью вместе с владельцами приусадебных участков и благоприятно скажется на экономическом секторе в целом.

Заключение

Таким образом, в заключение остается лишь сказать о неоднозначности, но эффективности предпринятых мер. В некоторой степени, в них можно усмотреть нарушение норм международного права, но, с другой стороны, на настоящий момент это единственный способ поддержать российскую экономику в столь сложный период. Следовательно, это вынужденная мера, ставшая достойным ответом на попытки геополитического давления на Россию.

Список литературы

1. Алексеенко Т. Ф., Афанасьева Е. В., Воденко К. В. и др. Нормативный подход в государственном управлении: проблемы и перспективы развития: Монография / Под ред. Л. И. Щербаковой. — М., — 2014.

2. Южаков В. Н. Государственное управление по результатам: модель для России // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2016. № 2. — С. 165-174.

3. Воронкова О. Н. Инструменты стратегического развития российских компаний в условиях глобальных трансформаций // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2016. № 4.

4. Моханти А., Капур Н. Рост нетрадиционных угроз безопасности: случай России (взгляд индийских исследователей) // Государственное управление. — 2016. — № 57.

References

1. Alekseenko T. F., Afanasyeva E. V., Vodenko K. V., etc. Normative approach in public administration: problems and prospects of development: Monograph / Edited by L. I. Shcherbakova. M., 2014.

2. Yuzhakov V. N. State management by results: a model for Russia // Issues of state and municipal administration. 2016. No. 2. pp. 165-174.

3. Voronkova O. N. Instruments of strategic development of Russian companies in the context of global transformations // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2016. No 4.

4. Mohanty A., Kapoor N. The growth of non-traditional security threats: the case of Russia (the view of Indian researchers) // State Administration. 2016. No 57.

5. Головастова Татьяна Ивановна Проблемы развития малого бизнеса в России // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2010. № 4.

5. Golovastova Tatiana Ivanovna Problems of small business development in Russia // Bulletin of the Udmurt University. The series "Economics and Law". 2010. No. 4.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Трошина Дарья Игоревна, студентка 2 курса юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

trtroshina@mail.ru

Гудкова Анна Дмитриевна, студентка 2 курса юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

annushka-gudkova@mail.ru

Научный руководитель: Афанасьев Илья Владимирович, к. ю. н., доцент Департамента правого регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

ivafanasev@fa.ru

ABOUT THE AUTHORS

Darya I. Troshina, 2nd year student of the Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

trtroshina@mail.ru

Anna D. Gudkova, 2nd year student of the Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

annushka-gudkova@mail.ru Scientific director:

Ilia V. Afanasev, Candidate of Law, Assoc. Department of Legal Regulation of economic activity Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow

ivafanasev@fa.ru

Статья поступила в редакцию 06.04.22; одобрена после рецензирования 27.04.22;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

принята к публикации 17.05.22. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 06.04.22; approved after reviewing 27.04.22; accepted for publication 17.05.22. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.