Научная статья на тему 'Регулирование труда педагогических работников'

Регулирование труда педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4224
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ТРУД ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миниханов Р. С.

В статье исследованы особенности регулирования труда педагогических работников в России. Выделены основные аспекты труда педагогических работников и их регулирование в соответствии с действующим российским законодательством. Кроме того, анализируются положения российского законодательства, связанные с педагогической деятельностью, а именно: заключением и расторжением трудового договора, продолжительностью рабочего времени педагогических работников, правом педагогических работников на отпуск; правом на досрочную пенсию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование труда педагогических работников»

УДК 349.2

Р.С. Миниханов

магистр 2 курса Юридический институт МГПУ г. Москва, РФ E-mail: [email protected]

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация

В статье исследованы особенности регулирования труда педагогических работников в России. Выделены основные аспекты труда педагогических работников и их регулирование в соответствии с действующим российским законодательством. Кроме того, анализируются положения российского законодательства, связанные с педагогической деятельностью, а именно: заключением и расторжением трудового договора, продолжительностью рабочего времени педагогических работников, правом педагогических работников на отпуск; правом на досрочную пенсию.

Ключевые слова:

Педагогический работник, труд педагогических работников, регулирование труда педагогических работников, трудовое законодательство, образовательное учреждение

В течение последних лет в нашей стране произошли значительные изменения в сфере образования, в частности, изменения касаются лиц, имеющих право заниматься педагогической деятельностью, т.е. педагогических работников. Указанные изменения значительно расширили юридическую основу регулирования труда педагогических работников и добавили актуальность изучению трудовых отношений с педагогическими работниками.

Педагогическим работником является человек, находящийся в трудовых, служебных отношениях с образовательным учреждением, и исполняет задачи обучения, воспитания обучающихся и (или) организации деятельности в сфере образования [3].

Конкретные аспекты регулирования труда педагогических работников регулируются Конституцией Российской Федерации, главой 52 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Помимо указанных законодательных актов, регулирование труда педагогических работников устанавливается также постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами, внутренними нормативными актами образовательных организаций (устав, коллективный договор, типовые положения).

Стоит отметить, что законодательное регулирование труда педагогических работников должно отвечать четырем основным требованиям:

1. Базовые положения регулирования труда педагогических работников должны быть отражены в российских законах, особенно в Трудовом кодексе РФ.

2. Регулирование труда педагогических работников в законах федерального уровня должно базироваться на положениях Конституции Российской Федерации и не противоречить международным конвенциям, ратифицированным Российской Федерацией.

3. Нормативные акты регулирования труда педагогических работников не должны противоречить законам федерального уровня. При обнаружении такого противоречия, на практике приоритет отдается российским законам. Нормативные акты, противоречащие законам федерального уровня, должны быть в срочном порядке изменены или отменены.

4. Изменения, вносимые в трудовое законодательство, регулирующие труд педагогических работников, должны улучшать их правовой статус, а также сохранять непрерывность их трудового

урегулирования, поддерживая то, что продемонстрировало свою эффективность на практике [13, с.3].

Согласно тому, что регулирование труда педагогических работников должно основываться на положениях Конституции РФ, стоит отметить, что ст. 37 Конституции РФ определяет содержание права на труд (о свободе труда, о праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (п.1 ст.37), о праве каждого на отдых, о гарантиях на установление федеральным законодательством работающему по трудовому договору продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска» (п.5 ст.37))[1].

Прежде всего, регулирование труда педагогических работников осуществляется главой 52 Трудового кодекса РФ [2]. Сама же педагогическая деятельность и ее особенности регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3].

Так, ч. 1 ст. 331 ТК РФ допускает к педагогической деятельности лиц, имеющих ценз в области образования, который определяется ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ». В соответствии с этой нормой заниматься педагогической деятельностью имеют право лица, которые:

- получили среднее профессиональное или высшее образование;

- соответствуют квалификационным требованиям в соответствии с законодательством.

Закон федерального уровня также запрещает заниматься педагогической деятельностью. В соответствии с ч. 2 ст. 331 ТК РФ педагогическая деятельность не может осуществляться лицами при следующих обстоятельствах:

- при лишении права лица заниматься педагогической деятельностью на основании судебного приговора, вступившего в законную силу;

- при наличии у лица судимости и понесенной уголовной ответственности за преступления, предусмотренные законодательством;

- при наличии судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- юридически признанными недееспособными лицами в порядке, установленном законом федерального уровня;

- при наличии у лица заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью [2].

Несомненно, регулирование труда педагогических работников включает в себя заключение трудового

договора, на основе которого осуществляются трудовые отношения педагогического работника с образовательным учреждением. Правила заключения трудового договора определены в главах 10 и 11 ТК РФ [2]. Основные условия, которые будут отражены в трудовом договоре с педагогическим работником, определены статьей 57 ТК РФ [2].

Стоит отметить, что конкретная должность педагогического работника должна указываться согласно с Номенклатурой должностей педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 [6].

Конкретные аспекты заключения трудового договора установлены и для педагогических работников образовательных учреждений высшего образования (ст. 332 ТК РФ). Так, важным условием заключения трудового договора с педагогическими работниками является организация конкурса. При этом победителем конкурса считается претендент, занявший первое место в рейтинге и с которым заключается трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством [8].

Трудовое законодательство также регулирует продолжительность рабочего времени педагогических работников.

В соответствии с общими правилами, которые определяет ст. 91 ТК РФ, продолжительность рабочего времени не должна быть более 40 часов в неделю. Тем не менее, для педагогических работников определена сокращенная недельная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов (ст. 333 ТК РФ) [2].

Продолжительность рабочего времени и порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, определены Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 [9], учитывая характеристики труда педагогических работников в связи с их конкретной должностью или специальностью.

Так, недельные нормы труда педагогических работников определены в зависимости от должности и специфики труда педагогических работников: 20 часов учителям-дефектологам и учителям-логопедам; 24 часа музыкальным руководителям и концертмейстерам; 25 часов воспитателям, педагогическая деятельность которых связана с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; 30 часов -инструкторам по физической культуре; воспитателям интернатов, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Регулирование труда педагогических работников непосредственно касается и их отпуска. Так, в соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Сроки данного отпуска определены в Постановлении Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 [5].

Следует также упомянуть о длительном отпуске (до одного года) для педагогических работников не реже чем через каждые 10 лет. Порядок предоставления данного отпуска определен Приказом Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 [10].

Трудовое законодательство также регулирует прекращение трудовых отношений педагогических работников с образовательными учреждениями. В дополнение к общим основаниям расторжения трудового договора, установленных ст. 77 ТК РФ, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником в соответствии со ст. 336 ТК РФ являются:

1) неоднократное в течение одного года серьезное нарушение устава образовательного учреждения;

2) осуществление методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности согласно ст. 332 ТК РФ. В первую очередь, это основание касается ректоров, проректоров и руководителей филиалов образовательных учреждений, возраст которых не должен превышать 65 лет (с последующим продлением срока договора - до достижения работником 70 лет) [2].

Еще одним важным аспектом в регулировании труда педагогических работников является их право на досрочную пенсию. Так, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, независимо от их возраста [4].

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать несколько заключений:

1. Право на труд в Российской Федерации является конституционным правом российских граждан, в том числе и педагогических работников, закрепленным в ст. 37 Конституции РФ.

2. Положения ст. 37 Конституции РФ подробно изложены в российских законах федерального уровня: в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Регулирование труда педагогических работников представляет собой совокупность нормативных актов различной юридической силы.

4. Регулирование труда педагогических работников включает в себя: заключение трудового договора, на основе которого осуществляются трудовые отношения педагогического работника с образовательным учреждением; продолжительность рабочего времени педагогических работников; право педагогических работников на отпуск; прекращение трудового договора; право на досрочную пенсию.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской

Федерации» // СЗ РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

4. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.

5. Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 (ред. от 07.04.2017) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» // СЗ РФ, 25.05.2015, № 21, ст. 3105.

6. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // СЗ РФ, 19.08.2013, № 33, ст. 4381.

7. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 № 42388) // Российская газета, № 129, 16.06.2016.

8. Приказ Минобрнауки России от 02.09.2015 № 937 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2015 № 39321) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.10.2015

9. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2015 № 36204) // Российская газета, № 49, 11.03.2015.

10. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 № 644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2016 № 42532) // Российская газета, № 152, 13.07.2016.

11. Быковская Т.С. Особенности рабочего времени педагогических работников: пробелы законодательства // Инновационная наука. 2016. №4-4 (16). С. 124-127.

12. Галузо В. Н., Карамов Э. Г., Джафаров Н. К. О регулировании труда педагогического работника в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №3. с. 9-15.

13. Поленова И. В. Есть ли в действительности особенности регулирования труда педагогических работников? // Вестник ВУиТ. 2015. №2 (82). с. 2-6.

© Миниханов Р.С., 2018

УДК 349.6

А.В. Руденко

Студент 2 курса СГУПС, г.Новосибирск, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Т.А Рубанцова Доктор фил. наук, профессор, СГУПС г.Новосибирск, РФ E-mail: [email protected]

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация

Статья знакомит с видами юридической ответственности и виды наказания за экологические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.