УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Надежда Вячеславовна ЧЕРНЫХ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) nvchernyh@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДА НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
Аннотация. В статье анализируются положения законодательства, связанные с включением в Трудовой кодекс Российской Федерации главы 52.1, посвященной регулированию труда научных работников. Рассматриваются вопросы избрания научных работников по конкурсу, особенности рабочего времени и времени отдыха научных работников. Автор анализирует отдельные проблемы правового статуса научных работников, работающих в образовательных организациях высшего образования.
Ключевые слова: научные работники, категории научных работников, избрание по конкурсу научных работников, рабочее время научных работников, отпуск научных работников.
DOI: 10.17803/2311-5998.2017.38.10.114-123
N. V. CHERNYKH,
Assistant Professor of the Labour Law and Social Security Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) nvchernyh@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9
DIFFERENTIATION IN THE REGULATION OF SCIENTIFIC WORKERS
Review. The article analyzes the legislative provisions related to the inclusion in the Labor Code of the Russian Federation of Chapter 52.1, on the regulation of labor of scientific workers. Questions of election of scientific workers on competition, features of working time and time of rest of scientific workers are considered. The author analyzes certain problems of the legal status of scientific workers working in educational organizations of higher education.
Keywords: scientific workers, categories of scientific workers, election by competition of scientific workers, working hours of scientific workers, leave of scientific workers.
Федеральным законом от 22.12.2014 № 443-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей»1 ТК РФ с 1 января 2015 г. был дополнен
© Н. В. Черных, 2017 1 СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. I). Ст. 7554.
ВЕСТНИК Черных Н. В. Л ^ С
УНИВЕРСИТЕТА Дифференциация в регулировании труда научных работников ' ' ^^
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
главой 52.1, устанавливающей особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей2.
Понятие научного работника содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»3. В соответствии со ст. 4 указанного Закона научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.
Должности научных работников обычно предусматриваются в научных организациях, функционирующих в различных организационно-правовых формах; в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, и в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.
Некоторые авторы выделяют следующие самостоятельные категории научных работников: 1) научные работники Российской академии наук; 2) научные работники высших учебных заведений; 3) научные работники государственных научно-исследовательских учреждений; 4) научные работники коммерческих и некоммерческих юридических лиц; 5) иностранные научные работники, вступившие в трудовые отношения на территории РФ. При этом, как указывает Д. А. Бочарников, каждая из этих категорий имеет особенности заключения, изменения и прекращения трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда4.
Следует отметить, что в главе 52.1 ТК РФ такой подход своего отражения не нашел: права и обязанности научных работников в ТК РФ представлены единообразно. Однако, если взять, например, научных работников, работающих в образовательных организациях высшего образования, то, действительно, можно обнаружить определенное своеобразие их правового статуса, не присущее другим категориям научных работников.
Так, научные работники, работающие в образовательных организациях, имеют дополнительные права и обязанности, предусмотренные ст. 50 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»5.
Кроме того, для научных работников, работающих в образовательных организациях, установлены ограничения на занятие трудовой деятельностью, если лицо имеет или имело судимость, а равно и подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых
Как указывает Г. С. Скачкова, соответствующие нормы о дифференциации в регулировании труда работников науки были в одном из вариантов проекта ТК РФ, которые в процессе его обсуждения и принятия из текста проекта почему-то исчезли (см.: Скач- ф
кова Г. С. Дифференциация в трудовом праве и Трудовой кодекс РФ // Цивилист. 2012. Э
№ 2. С. 86—94). Р
Э
СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137. Ц Бочарников Д. А. Специфика научной деятельности как основание дифференциации
правового регулирования трудовых отношений научных работников // Журнал россий- Ц ского права. 2014. № 2. С. 106.
СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. В ПРАВЕ
>
2
3
4
5
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кугафина(МГЮА)
прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ в силу распространения на них действия либо ст. 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (если они допущены к осуществлению педагогической деятельности), либо ст. 351.1 ТК РФ (если они осуществляют трудовую деятельность в организациях с участием несовершеннолетних).
Фактором, обуславливающим наличие норм дифференциации применительно к труду научных работников, основная масса исследователей называет специфику научной деятельности6, проявляющейся в особой трудовой функции, выполняемой такими работниками7. Нормы дифференциации касаются особых требований к квалификации научного работника, особенностей замещения должности научного работника, рабочего времени и времени отдыха, включая предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков удлиненной продолжительности. Остановимся на некоторых неоднозначных аспектах правового регулирования труда научных работников, наиболее актуальных в настоящее время.
В соответствии со ст. 336.1 ТК РФ трудовые договоры на замещение должностей научных работников могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудовых договоров. При этом заключению трудового договора на замещение отдельных должностей научных работников, а также переводу на соответствующие должности научных работников предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.
Возможность заключения срочного трудового договора с научным работником рассматривается как одна из особенностей правового регулирования трудовых отношений с указанной категорией работников8.
Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения указанного конкурса установлен приказом Минобр-науки России от 02.09.2015 № 937 «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса»9.
В настоящее время в перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, входят следующие должности:
— заместитель директора (заведующего, начальника) по научной работе;
— главный (генеральный) конструктор;
— директор (заведующий, начальник) отделения (института, центра), находящегося в структуре организации;
6 См.: Бочарников Д. А. Специфика научной деятельности ...
7 См.: Нуртдинова А. Ф., Чиканова Л. А. Дифференциация регулирования трудовых отношений как закономерность развития трудового права // Журнал российского права. 2015. № 6. С. 68—82.
8 См.: Бочарникоеа М. А. Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей // Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников : науч.-практ. пособие / отв. ред. Т. Ю. Коршунова. М., 2015.
9 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 19.10.2015.
в
ЕСТНИК Черных Н. В.
УНИВЕРСИТЕТА Дифференциация в регулировании труда научных работников
117
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
— руководитель научного и (или) научно-технического проекта (в отношении проекта, выполняемого группой структурных подразделений в структуре научной организации);
— заведующий (начальник) научно-исследовательского отдела (лаборатории);
— заведующий (начальник) конструкторского отдела (лаборатории);
— заведующий (начальник) центра (отдела) (патентования, научной и (или) научно-технической информации, коллективного пользования научным оборудованием, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности);
— главный научный сотрудник;
— ведущий научный сотрудник;
— старший научный сотрудник;
— научный сотрудник;
— младший научный сотрудник / инженер-исследователь.
Обратим внимание на то, что указанный перечень сформулирован Минобр-науки России крайне неудачно.
Во-первых, перечень наименований должностей, при замещении которых проводится конкурс, сформулирован как закрытый, не допускающий включения в него должностей работников, работающих в иных структурных подразделениях, выполняющих схожие функции. Однако в настоящее время и научные учреждения, и образовательные организации свободны в определении своей внутренней штатной структуры, в связи с чем наименование конкретного структурного подразделения, в котором есть научные работники, может отличаться от приведенного в перечне (например, «научно-производственная лаборатория» вместо «научно-исследовательской»). Поэтому на практике могут возникать вопросы об обязанности тех или иных научных работников замещать свои должности именно по результатам конкурса10.
Во-вторых, перечень страдает определенной неполнотой, о чем свидетельствуют вопросы правоприменителей, публикуемые в открытых источниках. Например, в указанном перечне нет должности заместителя директора филиала по науке. В СПС «КонсультантПлюс» размещен вопрос о том, распространяется ли действие приказа Минобрнауки России «Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса» на заместителя директора филиала по науке. При ответе на этот вопрос специалисты СПС «КонсультантПлюс» ссылаются на информацию, размещенную на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет в 2016 г., из которой следует, что указанный перечень может быть подвергнут расширительному толкованию, если должностные обязанности руководителей структурных подразделений (филиалов) научных организаций аналогичны обязанностям заместителя директора (начальника) учреждения (организации) по научной работе. 0
В-третьих, указанный перечень ориентирован прежде всего на научные организации, а специфика организации научной работы в образовательных организациях высшего образования совершенно не учтена.
А
Ц
10 См., например: апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от
10.03.2016 № 33-4438/2016 по делу № 2-4667/2015. В ПРАВЕ
>
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
В частности, в образовательных организациях высшего образования традиционно существует должность проректора по науке (научной работе, научной деятельности)11, замещение которой осуществляется в соответствии с ч. 12 и 14 ст. 332 ТК РФ путем назначения на должность на определенный срок, не превышающий срок окончания полномочий ректора.
Однако если обязанности проректора по науке образовательной организации высшего образования аналогичны обязанностям заместителя директора (начальника) учреждения (организации) по научной работе, то для замещения такой должности необходимо предусматривать проведение конкурса — такое мнение Минобрнауки России размещено в СПС «КонсультантПлюс» со ссылкой на официальный сайт Минобрнауки России.
При таком подходе получается, что часть проректоров — по учебной и воспитательной работе, по международному сотрудничеству и т.д. — будут назначаться ректором, а проректор по науке — избираться по конкурсу, что вряд ли можно признать справедливым и обоснованным. Таким образом, в настоящее время перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, нуждается в существенной переработке.
Порядок проведения конкурса на замещение должностей научных работников, установленный названным выше приказом Минобрнауки России (далее — Порядок проведения конкурса), предусматривает, по сути, три вида различных процедур при проведении конкурса в отношении разных должностей:
— при замещении должностей главного научного сотрудника и младшего научного сотрудника / инженера-исследователя проведение конкурса регулируется п. 5 Порядка проведения конкурса;
— если конкурс на замещение должностей научных работников проводится в целях осуществления конкретной научной, научно-технической программы или проекта, инновационного проекта, получивших финансовую поддержку на конкурсной основе, в том числе в форме гранта, то проведение конкурса регулируется п. 6 Порядка проведения конкурса;
— во всех остальных случаях действуют п. 8—12 Порядка проведения конкурса. Конкурс на замещение должностей главного научного сотрудника и младшего
научного сотрудника / инженера-исследователя объявляется организацией только
11 Как справедливо отмечает С. В. Парамонова, во многих государственных образовательных организациях сохранилась практика указания в наименованиях должностей проректоров курируемых ими направлений деятельности, несмотря на то что в постановлении Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» и в приказе Мин-здравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"» закреплено наименование должности вполне определенно — «проректор» (Парамонова С. В. Правовое регулирование ежегодных отпусков работников высшей школы, занимающих должности руководителей // Законодательство и экономика. 2017. № 2. С. 50—60).
ВЕСТНИК Черных Н. В. Л ^
УНИВЕРСИТЕТА Дифференциация в регулировании труда научных работников ' '
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не менее чем за два месяца до даты его проведения и проводится в сроки, установленные организацией, но не позднее чем в течение 15 календарных дней со дня подачи претендентом на имя руководителя организации заявления на участие в конкурсе. Решение по итогам рассмотрения заявления принимает конкурсная комиссия, образованная в организации (п. 5 Порядка проведения конкурса).
В случае если конкурс на замещение должностей научных работников проводится в целях осуществления конкретной научной, научно-технической программы или проекта, инновационного проекта, получивших финансовую поддержку на конкурсной основе, в том числе в форме гранта, при этом претендент на такие должности был указан в качестве исполнителя в конкурсной заявке, результаты конкурса на получение гранта приравниваются к результатам конкурса на замещение соответствующих должностей (п. 6 Порядка проведения конкурса).
Однако при применении п. 6 Порядка проведения конкурса остается открытым вопрос о размещении информации о проведении конкурса на сайте работодателя либо на портале вакансий по адресу http://ученые-исследователи.рф (далее — портал вакансий).
Указанные затруднения связаны с тем, что, как правило, подавая заявку на выполнение определенного научного проекта, организация сама определяет научных работников, которые будут участвовать в его выполнении. Объявление же о проведении конкурса всегда адресовано неопределенному кругу лиц, желающих принять в нем участие и обладающих соответствующей квалификацией. Кроме того, заявка на выполнение научного проекта должна быть подана в определенные сроки (например, в течение месяца со дня размещения информации), что делает невозможным организацию и проведение конкурсного отбора претендентов на включение их кандидатур в заявку. Очевидно, что в случае, указанном в п. 6 Порядка проведения конкурса, претенденты будут определяться самой организацией без конкурсной процедуры.
Во всех остальных случаях, не указанных в п. 5 и 6 Порядка проведения конкурса, проведение конкурса включает в себя новую процедуру, ранее не применявшуюся в отношении конкурса научно-педагогических работников, — размещение информации о конкурсе на портале вакансий.
Следует отметить, что концепция федерального портала для размещения объявлений о вакансиях профессорско-преподавательского состава уже встречалась в научных публикациях12, однако нашла свое отражение в законодательстве только после обновления порядка избрания научных работников по конкурсу.
Оценка претендентов осуществляется не ученым советом, как это было установлено ранее, а специально созданной конкурсной комиссией, в состав которой
12 См.: Котляров И. Д. Оптимизация алгоритма замещения должностей профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений // Университетское управление:
Е И
в обязательном порядке включаются руководитель организации, представители выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации, некоммерческих организаций, являющихся получателями и (или) заинтересованными в результатах (продукции) организации, а также ведущие ученые, приглашенные
И
А
Ц
а
практика и анализ. 2010. № 3. С. 87—95. В ПРАВЕ
>
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
из других организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность сходного профиля (п. 4 Порядка проведения конкурса).
Определение победителя конкурса также претерпело изменения. В настоящее время конкурсная комиссия по итогам рассмотрения заявок составляет рейтинг претендентов на основе их оценки исходя из сведений, содержащихся в заявке, и иных прикрепленных к заявке материалов, и из результатов собеседования (при наличии), которые наиболее полно характеризуют квалификацию, опыт и результативность претендента.
Рейтинг составляется на основании суммы балльной оценки, выставленной членами конкурсной комиссии претенденту, включающей:
— оценку основных научных результатов, полученных претендентом, с учетом значимости таких результатов, соответствия ожидаемым количественным показателям результативности труда, опубликованным организацией при размещении информации о проведении конкурса;
— оценку квалификации и опыта претендента;
— оценку результатов собеседования (в случае его проведения). Победителем конкурса считается претендент, занявший первое место в рейтинге. Решение конкурсной комиссии должно включать также указание на претендента, занявшего второе место в рейтинге.
В течение 3 рабочих дней после принятия решения о победителе конкурса организация размещает решение о победителе в сети «Интернет» на своем официальном сайте и на портале вакансий.
С победителем конкурса заключается трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством. Если в течение 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения конкурсной комиссией победитель не заключил трудовой договор по собственной инициативе, организация объявляет о проведении нового конкурса либо заключает трудовой договор с претендентом, занявшим второе место.
Заявка, автобиография и иные материалы, которые наиболее полно характеризуют квалификацию претендента, его опыт и результативность, размещенные претендентом на портале вакансий, по желанию претендента могут быть сохранены для участия в других конкурсах. В этом случае портал вакансий автоматически обеспечивает направление таким лицам уведомлений об объявлении новых конкурсов на замещение должностей по отраслям (областям) наук, совпадающим с отраслями (областями) наук, указанными в заявке.
Не беря на себя смелость оценивать эффективность нового порядка избрания по конкурсу научных работников в связи с недостаточным промежутком времени, прошедшим с момента его вступления в силу, отметим, что в образовательных организациях высшего образования его реализация будет вызывать серьезные затруднения. Эти затруднения будут связаны прежде всего с тем, что новая процедура избрания по конкурсу научных работников принципиально отличается от той, которая применялась на практике в течение длительного промежутка времени13. Портал вакансий в настоящее время не работает и не выполняет тех
13 Имеется в виду применение приказа Минобразования РФ от 26.11.2002 № 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических ра-
ВЕСТНИК Черных Н. В.
УНИВЕРСИТЕТА Дифференциация в регулировании труда научных работников ' '
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
функций, которые указаны в Порядке проведения конкурса, в связи с чем конкурсы объявляются только на сайтах образовательных организаций. Выработка четких количественных показателей результативности труда научного работника тоже может вызывать вопросы, поскольку длительное время выполнение научной работы рассматривалось педагогическим работником только как источник дополнительного заработка.
Рассмотрим еще один неурегулированный вопрос, связанный с предоставлением научным работникам ежегодных оплачиваемых отпусков удлиненной продолжительности.
В главе 52.1 ТК РФ особенности рабочего времени и времени отдыха научных работников не отражены. Некоторые авторы высказывают позицию о нецелесообразности применения общего порядка определения рабочего времени к научным работникам и предлагают включить в законодательство право научного работника самостоятельно определять режим своего рабочего времени в соответствии с индивидуальным планом научной работы14.
Другие авторы выступают за более широкое применение в научных организациях режима гибкого рабочего времени, предусмотренного ст. 102 ТК РФ15. Однако вышеуказанные предложения отражения в законодательстве не нашли.
Вопрос о продолжительности отпуска научных работников регулируется подзаконными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 949 «О ежегодных отпусках научных работников, имеющих ученую степень»16 научным учреждениям (организациям), финансируемым из федерального бюджета, предоставлено право устанавливать для научных работников удлиненный оплачиваемый отпуск17.
ботников в высшем учебном заведении Российской Федерации», устанавливающего практически идентичный порядок избрания по конкурсу для лиц профессорско-преподавательского состава и научных работников и действующего до начала 2015 года. В советский период эти процедуры также были практически одинаковы (см.: Лебин Б. Д., Цыпкин Г. А. Права работников науки. Л., 1971. С. 73—101).
14 См.: Осипов М. Ю. Проблемы правового регулирования труда научных работников в России // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 1. С. 43—45.
15 См.: Бочарникова М. А. Особенности правового регулирования трудовых отношений научных работников // Законодательство о науке : Современное состояние и перспективы развития. М. : Норма, 2004. С. 234—247.
16 СЗ РФ. 1994. № 17. Ст. 2002.
17 Д. А. Бочарников, признавая необходимость установления для научных работников более длительного, по сравнению с общими правилами, периода отдыха, тем не менее считает, что постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 949 «О ежегодных отВ
пусках научных работников, имеющих ученую степень» после вступления в силу ТК РФ
научных работников он видит установление на законодательном уровне удлиненной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, которая должна составлять
не подлежит применению, т.к. в соответствии со ст. 115 ТК РФ удлиненные отпуска могут предоставляться работникам только на основании ТК РФ либо иного федерального закона. Таким образом, одной из задач совершенствования законодательства о труде
> Ц
3]
для кандидатов наук 42 календарных дня, а для докторов наук — 56 календарных дней
>
в Я УНИВЕРСИТЕТА
ш-имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
Продолжительность удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого научным работникам, дифференцирована в зависимости от ученой степени и составляет:
— для научных работников, имеющих ученую степень кандидата наук, — 36 рабочих дней,
— для научных работников, имеющих ученую степень доктора наук, — 48 рабочих дней.
Указанные отпуска предоставляются научным работникам, занимающим штатные должности, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями.
Таким образом, в настоящее время предоставление научным работникам, имеющим ученую степень и работающим в научных учреждениях (организациях), финансируемых из федерального бюджета, удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска не имеет жесткой регламентации и является правом научного учреждения (организации)18.
Однако если обратиться к регулированию предоставления удлиненных отпусков в образовательных организациях, то можно обнаружить проблему, связанную с неопределенностью в вопросе о том, каким именно нормативным правовым актом устанавливается продолжительность отпусков для научных работников, работающих в образовательных организациях высшего образования.
Так, ч. 4 ст. 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников, в том числе право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск установленной продолжительности.
Актом, конкретизирующим категории работников, которым предоставляется право на ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска и устанавливается его продолжительность, является постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»19.
В соответствии с указанным постановлением право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней имеют первый проректор, проректор, руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения, заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью. Предоставление такого отпуска следует рассмат-
(Бочарников Д. А. Специфика научной деятельности как основание дифференциации правового регулирования трудовых отношений научных работников // Журнал российского права. 2014. № 2. С. 109).
18 Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.07.2016 № 3313076/2016 по делу № 2-140/2016.
19 СЗ РФ. 2015. № 21. Ст. 3105.
в
ЕСТНИК Черных Н. В.
УНИВЕРСИТЕТА Дифференциация в регулировании труда научных работников
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
ривать уже не как право, а как обязанность образовательной организации высшего образования.
Таким образом, наблюдается определенная разница в правовом положении отдельных категорий научных работников, не охваченная положениями главы 52.1 ТК РФ, что ставит под сомнение ее обоснованность и правомерность.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бочарников Д. А. Специфика научной деятельности как основание дифференциации правового регулирования трудовых отношений научных работников // Журнал российского права. — 2014. — № 2. — С. 101—109.
2. Бочарникова М. А. Особенности правового регулирования трудовых отношений научных работников // Законодательство о науке : Современное состояние и перспективы развития. — М. : Норма, 2004. — С. 234—247.
3. Котляров И. Д. Оптимизация алгоритма замещения должностей профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. — 2010. — № 3. — С. 87—95.
4. Лебин Б. Д., Цыпкин Г. А. Права работников науки. — Л., 1971. — 226 с.
5. Нуртдинова А. Ф., Чиканова Л. А. Дифференциация регулирования трудовых отношений как закономерность развития трудового права // Журнал российского права. — 2015. — № 6. — С. 68—82.
6. Осипов М. Ю. Проблемы правового регулирования труда научных работников в России // Трудовое право в России и за рубежом. — 2012. — № 1. — С. 43—45.
7. Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников : научно-практическое пособие / отв. ред. Т. Ю. Коршунова. — М., 2015.
8. Парамонова С. В. Правовое регулирование ежегодных отпусков работников высшей школы, занимающих должности руководителей // Законодательство и экономика. — 2017. — № 2. — С. 50—60.
9. Скачкова Г. С. Дифференциация в трудовом праве и Трудовой кодекс РФ // Цивилист. — 2012. — № 2. — С. 86—94.
Е
И В
В
гп Р гп
I Ц
И
А
Ц
И
Я
В ПРАВЕ
>