Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового регулирования труда отдельных категорий работников в странах Евразийского экономического союза'

Некоторые вопросы правового регулирования труда отдельных категорий работников в странах Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1129
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ТРУД / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТРУДОВОЕ ПРАВО / ТРУДОВЫЕ ПРАВА / УНИФИКАЦИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / РАБОТНИК / PECULIARITIES OF LEGAL REGULATION / LABOUR / EURASIAN ECONOMIC UNION / LABOUR LAW / LABOUR RIGHTS / UNIFICATION / HARMONIZATION / EMPLOYER / EMPLOYEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чанышев Александр Сергеевич

Статья посвящена правовому регулированию труда отдельных категорий работников в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Автор подчеркивает, что углубление процессов унификации и гармонизации трудового законодательства государств ЕАЭС приводит к необходимости изучения и взаимного использования позитивного правового опыта в области регулирования труда отдельных категорий работников, а также возможной разработки нового международного правового акта, который будет включать в себя отдельный раздел, посвященный особенностям правового регулирования труда отдельных категорий работников. Автор уверен, что уникальные способы решения общих проблем в данной сфере, разработанные законодателями стран ЕАЭС, также будут полезны и науке трудового права этих государств в аспекте дальнейшего стимулирования теории и практики, что, несомненно, будет способствовать интенсификации процессов интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF LABOUR OF CERTAIN CATEGORIES OF EMPLOYEES IN THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article is devoted to the legal regulation of work of certain categories of employees in the countries of the Eurasian economic Union (EEU). The author emphasizes that deepening of processes of unification and harmonization of labour legislation of the countries of the Eurasian economic Union leads to the necessity of studying and sharing of positive legal experience in the area of labour regulation certain categories of employees, as well as the possible development of a new international legal act, which will include a separate section devoted to the peculiarities of legal regulation of labour of this categories of employees. The author believes that unique solutions of common problems in this area that are developed by the legislators of the countries of the Eurasian economic Union would also be useful for the labour law science of these states in the aspect of further stimulation of theory and practice that would undoubtedly contribute to the intensification of integration processes.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования труда отдельных категорий работников в странах Евразийского экономического союза»

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

Александр Сергеевич ЧАНЫШЕВ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Аннотация. Статья посвящена правовому регулированию труда отдельных категорий работников в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Автор подчеркивает, что углубление процессов унификации и гармонизации трудового законодательства государств ЕАЭС приводит к необходимости изучения и взаимного использования позитивного правового опыта в области регулирования труда отдельных категорий работников, а также возможной разработки нового международного правового акта, который будет включать в себя отдельный раздел, посвященный особенностям правового регулирования труда отдельных категорий работников. Автор уверен, что уникальные способы решения общих проблем в данной сфере, разработанные законодателями стран ЕАЭС, также будут полезны и науке трудового права этих государств в аспекте дальнейшего стимулирования теории и практики, что, несомненно, будет способствовать интенсификации процессов интеграции. Ключевые слова: особенности правового регулирования, труд, Евразийский экономический союз, трудовое право, трудовые права, унификация, гармонизация, работодатель, работник.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.38.10.138-147

© А. С. Чанышев, 2017

A. S. CHANYSHEV,

Ph. D. in Law, senior lecturer of labour law and social security law Department of

the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

SOME ISSUES OF LEGAL REGULATION OF LABOUR OF CERTAIN CATEGORIES OF EMPLOYEES IN THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Review. The article is devoted to the legal regulation of work of certain categories of employees in the countries of the Eurasian economic Union (EEU). The author emphasizes that deepening of processes of unification and harmonization of labour legislation of the countries of the Eurasian economic Union leads to the necessity of studying and sharing of positive legal experience in the area of labour regulation certain categories of employees,

в

ЕСТНИК А с.

uuuDEivHiTCTi Некоторые вопросы правового регулирования труда отдельных yilrlDtl*(#l'l I СIА ^ —

имени o.e. кугафина(мгюА) категории работников в странах Евразииского экономического союза

as well as the possible development of a new international legal act, which will include a separate section devoted to the peculiarities of legal regulation of labour of this categories of employees. The author believes that unique solutions of common problems in this area that are developed by the legislators of the countries of the Eurasian economic Union would also be useful for the labour law science of these states in the aspect of further stimulation of theory and practice that would undoubtedly contribute to the intensification of integration processes.

Keywords: peculiarities of legal regulation, labour, the Eurasian economic Union, labour law, labour rights, unification, harmonization, employer, employee.

Процессы унификации и гармонизации трудового законодательства стран Евразийского экономического союза со всей неизбежностью приводят к необходимости решения общих проблем, в том числе и в сфере правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Немаловажное значение в этом отношении имеет позитивный опыт правового регулирования трудовых отношений стран ЕАЭС, который можно использовать для совместного совершенствования трудового законодательства по этому вопросу.

Для правового регулирования труда отдельных категорий работников в странах Евразийского экономического союза характерно как общее, так и особенное. К общему можно отнести:

— закрепление правового статуса специальных субъектов трудового права в основном в кодифицированных актах — трудовых кодексах;

— признание того обстоятельства, что специфика правового регулирования труда отдельных категорий работников увязывается как с объективными, так и субъективными факторами дифференциации.

Вместе с тем, несмотря на общий подход, имеются и существенные отличия, которые позволяют говорить о наличии нескольких моделей правового регулирования труда отдельных категорий работников в странах Евразийского экономического союза.

Мы считаем, что законодатели каждой страны ЕАЭС выработали свои решения определенных проблем в данной сфере, которые характеризуются уникальностью и неповторимостью.

Представляется, что специфика этих подходов не является неким дезинтегрирующим фактором в сфере правового регулирования трудовых отношений, а может быть использована как для совершенствования законодательства каждой страны, так и для разработки нового международного правового акта, где положения об особенностях регулирования труда будут его неотъемлемой частью. в Охарактеризуем более подробно специфику правового регулирования труда э отдельных категорий работников в странах ЕАЭС.

Законодатели Республики Армения отдельно не выделяют в Трудовом кодексе1 (ТК РА) специальный раздел, посвященный особенностям правового регулиро-

>

л

1 Трудовой кодекс Республики Армения от 14 декабря 2004 года № ЗР-124 // Официальные ведомости Республики Армения. 21.12.2004. № 69 (368). Ст. 1385. в пр>ве

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

вания труда отдельных категорий работников (первая модель). Подобный раздел имеется в трудовых кодексах Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации (вторая модель).

Мы согласны в этой связи с позицией А. Ю. Саакян, которая считает, что в ТК РА содержатся отдельные главы, посвященные «видам трудового договора» и «выполнению трудового договора», но отсутствует самостоятельный раздел или глава, регламентирующие особенности регулирования труда отдельных категорий работников и, соответственно, их трудовые договоры, в то время как в ТК РФ особенностям регулирования труда указанных работников посвящен значительный по объему раздел XII2.

Полагаем, что разные подходы к этому вопросу определяются не столько особенностями юридической техники, сколько тем, что законодатель Республики Армении связывает статус специальных субъектов с видами трудового договора, а не со спецификой правового регулирования труда. В этом и заключается существенное отличие от правового регулирования труда отдельных категорий работников в других странах ЕАЭС. Не случайно поэтому глава 13 ТК РФ носит название «Виды трудового договора».

По нашему мнению, доктринальное отличие заключается в том, что труд — это более широкое понятие, чем трудовой договор, ввиду этого вряд ли эффективно сводить специфику правового статуса специальных субъектов исключительно к трудовому договору.

Интересно и то, что анализ основных положений главы 13 ТК РА позволяет заключить, что, несмотря на название, в ней закрепляются особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, а не только специфика определенных видов трудовых договоров.

Действительно, например, работа по совместительству за пределами основного рабочего времени является работой, выполняемой работником на основании трудового договора у того же работодателя или у другого работодателя. Важно и то, что в трудовом договоре содержится указание о том, что работа выполняется по совместительству. Кроме того, ежегодный оплачиваемый отпуск работников, работающих по совместительству у разных работодателей, предоставляется одновременно с ежегодным отпуском, предоставляемым по основному месту работы, а при расторжении трудового договора о совместительстве работнику выходное пособие не выплачивается (ст. 99 ТК РА).

Проанализируем законодательство стран ЕАЭС второй модели (в трудовых кодексах этих государств есть отдельный раздел, посвященный правовому регулированию труда отдельных категорий работников).

В рамках этой модели есть определенные различия. Так, в Трудовом кодексе Республики Беларусь3 (ТК РБ) закрепляются особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха работников организаций сельского хозяйства (ст. 317). Отметим, что рабочим растениеводства, организаций сельского хозяйства в Рес-

2 Саакян А. Ю. Правовое регулирование трудового договора по законодательству Российской Федерации и Республики Армения : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 8.

3 Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 80, 2/70.

"Т^ЕСТНИК намь-'шевА С. л ал

щ S )униВЕРСИТЕТА Некоторые вопросы правового регулирования труда отдельных

имени o.e. кугафина(мгюА) категории работников в странах Евразийского экономического союза

публике Беларусь устанавливается суммированный учет рабочего времени за годовой учетный период (календарный или расчетный год), при котором наниматель вправе: 1) в период напряженных полевых работ (посев, уход за посевами, заготовка кормов, уборка урожая, вспашка зяби и др.) в случае необходимости увеличивать продолжительность ежедневной работы (смены) до 10 часов, а с согласия работников — до 12 часов; 2) компенсировать возникшую переработку путем уменьшения рабочего дня (смены) в другие периоды сезона или в зимнее время или (и) путем предоставления других дней отдыха (из расчета один день отдыха за восемь часов переработки). Кроме того, рабочим мастерских автотранспорта, складов и других подразделений, обслуживающих растениеводство, может устанавливаться суммированный учет рабочего времени на отдельные периоды напряженных полевых работ, при котором наниматель вправе в эти периоды увеличивать продолжительность ежедневной работы до 10 часов с тем, чтобы в среднем за каждый учетный период продолжительность рабочего времени по графику работ (сменности) не превышала нормального количества часов. Существенно и то, что рабочим животноводства наниматель может устанавливать рабочий день, разделенный не более чем на три части, между которыми предусматриваются перерывы продолжительностью не менее двух часов, включая перерыв для отдыха и питания. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы.

Особо отметим и положения главы 28 «Особенности регулирования труда работников, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лиц» ТК РБ, где, в частности, отмечается, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации имеют следующие категории работников: 1) участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; 3) ставшие инвалидами, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Существенно и то, что трудовой отпуск в Республике Беларусь предоставляется в летнее или другое удобное время следующим категориям работников: заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий; инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС; участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г.

В Республике Беларусь социальный отпуск без сохранения заработной платы

продолжительностью 14 календарных дней в году предоставляется следующим категориям работников: заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызван-

> ц

ную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных в праве

>

'И ^^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

аварий; инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС; принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986—1987 гг. в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы.

Подчеркнем, что работникам, работающим в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленным или командированным, устанавливаются: 35-часовая рабочая неделя; суточные в повышенных размерах для временно направленных или командированных (ст. 327 ТК РБ).

Важно и то, что продолжительность основного отпуска работникам, работающим в зоне эвакуации (отчуждения), устанавливается Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Указанный отпуск предоставляется без учета дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Отметим также и то, что лица, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения и зоне с правом на отселение, при переселении имеют право: на расторжение трудового договора без соблюдения предусмотренных законодательством сроков предупреждения нанимателя; первоочередное трудоустройство на новом месте жительства с учетом профессии и квалификации. При отсутствии возможности такого трудоустройства переселяемым обеспечиваются предоставление другой работы с учетом их желания и общественных потребностей или возможность профессиональной переподготовки с сохранением в установленном порядке заработной платы на период получения образования (ст. 328 ТК РБ).

В Трудовом кодексе РФ4 аналогичная глава отсутствует. Большинство вопросов в этой сфере решается на основании Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 28.12.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»5. В нем, в частности, сказано, что к мерам социальной поддержки граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, относится: 1) расторжение трудового договора при переселении на новое место жительства в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации; 2) первоочередное трудоустройство на новом месте жительства в соответствии с профессией и квалификацией. При отсутствии возможности такого трудоустройства гражданам предоставляется другая работа с учетом их желания или возможность обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением им в установленном порядке среднего заработка в период обучения; 3) сохранение после прибытия на новое место жительства на период трудоустройства, но не более чем на четыре месяца, среднего заработка и непрерывного трудового стажа.

4 Трудовой кодекс РФ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

5 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699.

щ S )униВЕРСИТЕТА Некоторые вопросы правового регулирования труда отдельных

имени o.e. кугафина(мгюА) категорий работников в странах Евразийского экономического союза

Данным нормативным правовым актом предусматривается и предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

По нашему мнению, в Российской Федерации и Республике Беларусь в этом отношении существуют разные подходы: в Беларуси трудовые права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, закрепляются в трудовом законодательстве (ТК РБ), а в России они включаются в меры социальной поддержки, которые относятся прежде всего к сфере права социального обеспечения.

Иными словами, в Законе РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» реализуется совершенно другая концепция, чем в Трудовом кодексе РФ.

Кроме того, как отмечают ученые Республики Беларусь, «...организационное значение трудового договора состоит в том, что он служит правовой формой подбора и расстановки кадров, перераспределения трудовых ресурсов по территории Республики Беларусь, средством стабилизации трудовых отношений»6.

Охарактеризуем специфику правового регулирования труда отдельных категорий работников в Республике Казахстан.

Интересно, что с точки зрения трудового законодательства данного государства гражданские служащие — это субъекты трудового права, в то время как в трудовом7 и административном праве других государств ЕАЭС это вопрос нерешенный, ввиду того что нет единого мнения, нормами какой отрасли права определяется содержание их правового статуса.

В статье 139 Трудового кодекса Республики Казахстан8 (ТК РК) отмечается, что поступление на гражданскую службу осуществляется в порядке назначения либо по конкурсу. Кроме того, должны быть соблюдены следующие условия:

— конкурс организовывается и проводится государственным учреждением, казенным предприятием, имеющими вакантную должность;

— прием на гражданскую службу осуществляется путем заключения трудового договора и издания акта работодателя;

— на гражданскую службу на должность, связанную с исполнением управленческих функций, не может быть принято лицо, ранее совершившее коррупционное преступление;

— разработка и утверждение реестра должностей гражданских служащих производятся уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду.

Трудовое право Республики Беларусь : учеб.-метод. комплекс для студентов специальности / под ред. д-ра юрид. наук, проф. И. В. Гущина. Гродно, 2004. С. 91. В

См., например: Трудовое право России : учебник / под ред. проф. Ю. П. Орловского

права как субъект административного права // URL: https://www.lawmix.ru/comm/1992. Трудовой кодекс Кыргызской Республики // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Рес-

В m

и А. Ф. Нуртдиновой. М. : Контракт, Инфра-М, 2008. 677 с. ; Трудовое право России : учебник для вузов / под общ. ред. Е. Б. Хохлова, В. А. Сафонова. М. : Юрайт, 2008. 671 с. ; Марьян А. В. Государственный гражданский служащий как субъект административного

> ц

а

публики. 2006. № 4. Ст. 392. В ПРАВЕ

>

6

7

8

'И ^^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Подчеркнем, что по трудовому законодательству Республики Казахстан гражданский служащий не вправе: использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию гражданской службы и выполнению должностных обязанностей; использовать служебное положение в целях, не связанных с гражданской службой; разглашать сведения, ставшие известными в период прохождения гражданской службы, составляющие государственные секреты, служебную и иную охраняемую законом тайну.

Существенно и то, что гражданский служащий по его письменному заявлению может быть переведен на работу в другое государственное учреждение, казенное предприятие по согласованию между руководителями соответствующих организаций.

Подчеркнем, что специалистам в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, спорта и ветеринарии, являющимся гражданскими служащими и работающим в сельской местности, по решению местных представительных органов за счет бюджетных средств устанавливаются повышенные не менее чем на 25 % должностные оклады и тарифные ставки, по сравнению с окладами и ставками гражданских служащих, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях, если иное не установлено законами Республики Казахстан.

В ТК РК указывается также, что гражданским служащим, содержащимся за счет государственного бюджета, предоставляется основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней с выплатой пособия на оздоровление в размере должностного оклада.

Правовое регулирование труда отдельных категорий работников в Кыргызской Республике также обладает определенной спецификой, что проявляется в следующем.

В ТК Кыргызской Республики (ТК КР) закрепляются особенности правового регулирования труда лиц, работающих в высокогорных районах и отдаленных и труднодоступных зонах (глава 33).

Оплата труда в высокогорных районах и отдаленных и труднодоступных зонах осуществляется с применением районных коэффициентов к заработной плате и процентных надбавок к должностным окладам.

Отметим, что по законодательству Кыргызской Республики лицам, уволенным из организаций, расположенных в высокогорных районах и отдаленных и труднодоступных зонах, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, сохраняется на период трудоустройства, но не свыше четырех месяцев, средняя заработная плата с учетом выходного пособия. Кроме того, выплата выходного пособия и сохраняемой средней заработной платы производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств работодателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье 367 ТК КР указывается, что для женщин, работающих в высокогорных районах и отдаленных и труднодоступных зонах, коллективным договором или трудовым договором может устанавливаться 36-часовая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них законами. При

щ S )униВЕРСИТЕТА Некоторые вопросы правового регулирования труда отдельных

имени o.e. кугафина(мгюА) категорий работников в странах Евразийского экономического союза

этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе. Порядок установления сокращенной рабочей недели определяется в коллективном договоре или трудовом договоре.

Существенно и то, что лицам, работающим в высокогорных районах и отдаленных и труднодоступных зонах, кроме установленных законодательством ежегодного основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 368 ТК КР):

— при работе на высоте над уровнем моря: от 2 000 до 3 000 м — 12 календарных дней; от 3 001 до 4 000 м — 24 календарных дня; от 4 001 м и выше — 36 календарных дней;

— при работе в отдаленных и труднодоступных зонах — 12 календарных дней. Охарактеризуем и порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков для данных категорий работников:

— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам по истечении 11 месяцев работы у данного работодателя;

— общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков;

— полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в высокогорных районах и отдаленных и труднодоступных зонах, допускается не более чем за 2 года; при этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое на проезд к месту использования отпуска и обратно.

Интересно и то, что лицам, заключившим трудовой договор о работе в организациях, расположенных в высокогорных районах и отдаленных и труднодоступных зонах, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов республики, гарантируются следующие компенсации: единовременное пособие в размере 2 должностных окладов (ставок) и единовременное пособие на каждого члена семьи, прибывающего с ним, в размере половины должностного оклада (ставки) работника; оплата стоимости проезда работника и членов его семьи на территории Кыргызской Республики по фактическим расходам и провоза багажа не свыше 3 т на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевоза железнодорожным транспортом; оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней на сборы и обустройство на новом месте.

Мы также согласны с позицией ученого из Кыргызской Республики Э. А. Кочка-ровой о том, что в вопросах правового регулирования трудового договора имеет большое значение и учет реальных социально-экономических условий9. В

Особый интерес в аспекте правового регулирования труда отдельных кате- е

горий работников в Российской Федерации, по нашему мнению, вызывают по- е

ложения главы 52.1 «Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей» Трудового кодекса РФ.

а

ц

9 Кочкарова Э. А.-А. Сравнительный анализ трудового договора по законодательству

о труде Кыргызской Республики и США : дис. ... канд. юрид. наук. Бишкек, 2001. в праве

Е и

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Мы разделяем позицию М. А. Ковалевой о том, что в настоящее время законодательная база, регулирующая правовое положение научных работников, далека от совершенства10.

В главе 52.1 ТК РФ, в частности, отмечается, что трудовые договоры на замещение должностей научных работников могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудовых договоров.

Существенно, что заключению трудового договора на замещение отдельных должностей научных работников, а также переводу на соответствующие должности научных работников предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Отметим и то, что в целях сохранения непрерывности научной деятельности допускается заключение трудового договора на замещение должности научного работника без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу.

Важно, что при избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научного работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

В Трудовом кодексе РФ особо отмечается, что должности руководителей, заместителей руководителей государственных или муниципальных научных организаций замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

В свою очередь, учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя государственной или муниципальной научной организации, до достижения им возраста 70 лет по представлению общего собрания (конференции) работников государственной или муниципальной научной организации.

Спецификой правового статуса данного субъекта являются и дополнительные основания прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя научной организации: помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя государственной или муниципальной научной организации является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности (ст. 336.3 ТК РФ).

Таким образом, анализ правового регулирования труда отдельных категорий работников в странах ЕАЭС позволяет сделать вывод о том, что требуются дальнейшая гармонизация и унификация их трудового законодательства на ос-

10 Ковалева М. А. Особенности правового статуса научного работника // Вопросы современной юриспруденции : сборник статей по материалам IX Междунар. науч.-практ. конференции. Новосибирск : СибАК, 2012.

"7^ЕСТНИК Чвнышев А. О л/,-7

щ S )униВЕРСИТЕТА Некоторые вопросы правового регулирования труда отдельных

имени o.e. кугафина(мгюА) категорий работников в странах Евразийского экономического союза

нове совместного использования позитивного правового опыта, выработанного законодателями этих стран.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ковалева М. А. Особенности правового статуса научного работника // Вопросы современной юриспруденции : сборник статей по материалам IX Междунар. науч.-практ. конференции. — Новосибирск: СибАК, 2012.

2. Кочкарова Э. А.-А. Сравнительный анализ трудового договора по законодательству о труде Кыргызской Республики и США : дис. ... канд. юрид. наук. — Бишкек, 2001.

3. Марьян А. В. Государственный гражданский служащий как субъект административного права // URL: https://www.lawmix.ru/comm/1992.

4. Саакян А. Ю. Правовое регулирование трудового договора по законодательству Российской Федерации и Республики Армения : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2016.

5. Трудовое право Республики Беларусь : учебно-методический комплекс для студентов специальности / под ред. д-ра юрид. наук, проф. И. В. Гущина. — Гродно, 2004.

6. Трудовое право России : учебник для вузов / под общ. ред. Е. Б. Хохлова, В. А. Сафонова. — М. : Юрайт, 2008. — 671 с.

7. Трудовое право России : учебник / под ред. проф. Ю. П. Орловского и А. Ф. Нуртдиновой. — М. : Контракт, Инфра-М, 2008. — 677 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.