Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА'

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безработица / занятость / направления / рабочая сила / регулирование рынка труда / рынок труда / социально-трудовые отношения / трудящиеся / трудовые ресурсы / управление занятостью / unemployment / employment / directions / labour / labor market regulation / labor market / social and labor relations / workers / human resources / employment management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.Л. Вартанова

В условиях перехода к рыночной экономике среди множества ее проблем особое значение имеет первоочередное решение задач, связанных с регулированием рынка труда, устойчивым сокращением уровня безработицы во всех регионах, обеспечением эффективной занятости трудоспособного населения. В настоящем исследовании рассмотрены некоторые аспекты формирования рынка рабочей силы на современном этапе, показаны проблемы и противоречия его становления, особенности нынешнего состояния занятости в Российской Федерации. Особое место отведено проблемам безработицы и путям выхода из кризиса, а также определены основные направления деятельности служб занятости. При написании статьи были использованы материалы периодической печати, научные статьи, данные Госкомстата РФ и другие материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS ON THE LABOR MARKET

In the conditions of transition to market economy among its many problems is of particular importance priority tasks associated with the regulation of the labour market, a sustained decline in unemployment in all regions, ensuring effective employment of the working population. This study examines some aspects of the formation of the labor market at the present stage, shows the problems and contradictions of its formation, the features of the current state of employment in the Russian Federation. A special place is given to the problems of unemployment and ways out of the crisis, as well as the main areas of activity of employment services. When writing the article, materials of the periodical press, scientific articles, data of the State Statistics Committee of the Russian Federation and other materials were used.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА»

9. Sleptsova E.V. and Vartanov A.A. Key factors and reserves of labor productivity growth in the modern conditions of the

Russian economy // Journal of Economy and Business, 2018. - Vol.12-2. - S. 77.

10. Uteuliev E.S., Konysbaeva K.K. Labor productivity of medical workers of PHC organization // Bulletin of KazNMU. 2017 -

No. 4. - P.347.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10694

М.Л. Вартанова - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела исследования социально-демографических процессов ЕАЭС института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), г. Москва, Россия,

M.L. Vartanova - Candidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Department for research of socio-demographic processes of the EAEU Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDIFNESC RAS), Moscow, Russia.

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА REGULATION OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS ON THE LABOR MARKET

Аннотация. В условиях перехода к рыночной экономике среди множества ее проблем особое значение имеет первоочередное решение задач, связанных с регулированием рынка труда, устойчивым сокращением уровня безработицы во всех регионах, обеспечением эффективной занятости трудоспособного населения. В настоящем исследовании рассмотрены некоторые аспекты формирования рынка рабочей силы на современном этапе, показаны проблемы и противоречия его становления, особенности нынешнего состояния занятости в Российской Федерации. Особое место отведено проблемам безработицы и путям выхода из кризиса, а также определены основные направления деятельности служб занятости. При написании статьи были использованы материалы периодической печати, научные статьи, данные Госкомстата РФ и другие материалы.

Abstract. In the conditions of transition to market economy among its many problems is of particular importance priority tasks associated with the regulation of the labour market, a sustained decline in unemployment in all regions, ensuring effective employment of the working population. This study examines some aspects of the formation of the labor market at the present stage, shows the problems and contradictions of its formation, the features of the current state of employment in the Russian Federation. A special place is given to the problems of unemployment and ways out of the crisis, as well as the main areas of activity of employment services. When writing the article, materials of the periodical press, scientific articles, data of the State Statistics Committee of the Russian Federation and other materials were used.

Ключевые слова: безработица, занятость, направления, рабочая сила, регулирование рынка труда, рынок труда, социально-трудовые отношения, трудящиеся, трудовые ресурсы, управление занятостью.

Keywords: unemployment, employment, directions, labour, labor market regulation, labor market, social and labor relations, workers, human resources, employment management.

Введение

Изменение политической ситуации в стране, переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от административных методов хозяйствования подняли ряд существенных проблем и среди них проблемы рынка рабочей силы, безработицы, эффективной занятости. Распад СССР, образование независимых государств на территории бывшего Советского Союза привели к разрыву социально-экономических связей между бывшими союзными республиками и как следствие, к всеобщему спаду производства, росту безработицы, снижению уровня жизни населения. Эти негативные процессы охватили и Российскую Федерацию.

В Российской Федерации проводятся глубокие политические и социально-экономические преобразования, связанные с переходом общества к рыночным отношениям, и направленные на достижение общественного прогресса, повышение уровня социально-экономического развития регионов - субъектов Федерации, улучшения качества жизни населения. Превращение человеческих ресурсов в ключевой источник социально-экономического развития государств усиливает значимость изучения рынка труда [6]. Из данных Росстата следует, что уровень безработицы в мае 2020 года составил 6,1% от рабочей силы после 5,8% в апреле 2020 года, что является максимальным значением с марта 2012 года (тогда уровень безработицы достигал 6,3%). В марте 2020 года в России было 3,485 млн. безработных, за апрель и май их число возросло на более чем 1 млн. человек. Рост числа безработных в мае 2020 года в годовом выражении (то есть к маю 2019 года) составил 32,7%, а по сравнению с апрелем 2020 года — 5,3% [14].

Говоря о российском рынке труда, следует отметить, что по-прежнему происходит институциональное оформление рынка труда: создан фонд занятости, функционируют биржи труда, активную политику проводят

законодательная и исполнительная власти, принимая соответствующие нормативно-правовые акты, высвобождение ставших лишними работников все же началось, хотя темпы его заметно ниже темпов экономического спада, на что есть ряд причин.

Во-первых, слабо еще развит частный сектор экономики, который по самой природе своей заинтересован в высвобождении ненужной рабочей силы и достижении эффективного использования оставшейся.

Во-вторых, рост безработицы сдерживается глубоким кризисом в инвестиционном комплексе. Сейчас еще срабатывает известный «эффект замещения»: излишняя рабочая сила в ощутимой степени возмещает недостаток современных основных фондов. Более того, длительный дефицит инвестиций грозит предельно допустимым поведением фондов с последующим мощным «выбросом» рабочей силы из тех отраслей материального производства, в которых произошло такое поведение.

В-третьих, нельзя не считаться с заметным сокращением интенсивности использования труда и фондов (простой оборудования, сокращенная рабочая неделя, вынужденные отпуска). Роль этой причины очень значительна.

В-четвертых, ситуация на рынке труда находится под все еще сильным влиянием противостоящей массовой безработицы государственной политике. Здесь сказываются и широкая кредитная эмиссия последних месяцев прошлого года, и бездействие механизма банкротства оказавшихся несостоятельными предприятий.

В-пятых, развертывание безработицы сдерживается явственным состоянием неопределенности в экономической и социально-политической сфере. Курс реформ руководителями многих предприятий воспринимается как очередная компания, которая в любой момент может быть прекращена с возвращением к прежней системе хозяйствования.

Такие оценки диктуют тягу к тому, чтобы в ожидании наступления лучшего времени сохранить полную численность имеющихся трудовых коллективов. Все это свидетельствует о необходимости разобраться в современной ситуации на рынке трудовых ресурсов, выделить основные факторы, формирующие рынок, определить основные направления политики занятости на перспективу, принять меры по регулированию рынка труда, что и обусловило актуальность выбранной темы.

Основная часть

Переход к рынку труда, открыто провозглашенный, в течение этих лет осуществлялся различными способами и методами. И никто не в состоянии был предсказать к чему это приведет. На современном этапе, это привело к тому, что рыночные отношения глубоко вошли в нашу жизнь и породили ряд острых проблем: огромный рост цен, безработица, всеобщее обнищание с одной стороны, а с другой - появление слоя предпринимателей, бизнесменов, банкиров, создание совместных и частных предприятий. Поэтому на сегодняшний день особо актуальными являются вопросы формирования рынка труда, нового качества рабочей силы, эффективной занятности.

В течение 1990-2019 гг. было выдвинуто ряд экономических программ, которые все имели общую цель-продвижение к капиталистическому устройству хозяйства и буржуазно-демократическому государству. В этих программах освещены были и проблемы «человеческого фактора» [4]. Возникновение множественности частных предпринимателей делает тотальный контроль из центра движением рабочей силы не только нужным, но и опасным для частного предпринимательства. Сохранение государственных форм организации воспроизводства рабочей силы может помешать частному предпринимательству в достижении выгодных условий найма, особенно если государство превратится из тотального в демократическое. Наши частные собственники - контингент информированный, они видят, как трудно приходится на рынке труда предпринимателю в США или в Западной Европе, где государство не стоит в стороне от защиты интересов наемных рабочих. Вот почему общий лозунг всех программ отстранить государство от регулирования рынка труда.

В нынешних условиях дело уже не в программах, а в том как пойдут реальные процессы. Началось практического движения к рынку, включая и рынок труда. Таким образом, и как сложится рынок труда в нашей стране - это решится столкновением разных социальных сил и их интересов. Варианты не только возможны, они уже противоборствуют. Но есть, однако, инвариантные характеристики рынка труда. Отметим эти характеристики.

В условиях сегодняшней неопределенности многих волнует вопрос: не приведет ли рынок труда к эксплуатации трудящихся, но из самого по себе факта купли-продажи рабочей силы не вытекает отношения эксплуатации. Такие отношения есть результат отчуждения трудящихся и от власти в обществе и от власти в хозяйстве (от собственности), на чем зиждется отстранения наемного труженика от распоряжения эффектом от производства - (прибавочный продукт становится прибавочной собственностью, если употреблять терминологию К. Маркса). Если власть в обществе и в хозяйстве принадлежит трудящимся, что отношения эксплуатации не возникают, хотя ресурс - рабочая сила -обращается как товар. Функции собственника и производителя в этом случае совмещены, каждый работник является представителем своего народа, представителем собственника предприятия, на котором работает по найму. Такое положение с полным основанием можно назвать положением хозяина. В связи с этим правомерна спецификация рынка труда: рынок эксплуатированного труда и рынок хозяйского (неэксплуатируемого) труда. Какой рынок сложится у нас - зависит от многих причин, в том числе и от типа демократии, который сложится в результате общественно-политического и экономического развития страны.

По мнению доктора экономических наук Б. Ракитского то, «что номенклатура намерена продолжить монопольное руководство, хозяйством превратившись в класс приватных собственников, крупных предпринимателей капиталистического типа, сомнению не подлежит» [5].

Нельзя сбрасывать со счетов и организованный теневой капитал. Формирование контингента покупателей рабочей силы на российском рынке труда, с самого начала создает опасную для трудящихся ситуацию. Уже сейчас законодательство ведется не в пользу трудящихся. Возникает большая опасность, что и такие и законы не будут соблюдаться. На рынке труда покупатель станет платить больше, чем давала трудящемуся забота правительства при тоталитарном режиме, но это в среднем. Часть работников получит больше, а часть лишится и того, что имела. Покупатель станет раскалывать трудящихся, вызывать конкуренцию и разрушать солидарность в защите общих трудовых прав и свобод. В отличие от покупателей - хозяйственный руководитель, теневых дельцов и новых «искателей удачи» на почве предпринимательства и приватизации, рабочие к рынку труда мало подготовлены.

Первая неготовность - к безработице. Средства массовой информации насаждают представления о том, что безработица явление естественное и даже полезное. Кстати сказать, во всех развитых странах капитализма, на которые мы сейчас пытаемся равняться, уделяется очень много внимания вопросом занятости. И если на Западе пятипроцентная безработица явление привычное и нормальное, то наши люди пока совершенно не привыкли жить в подобной ситуации. Устойчивый уровень безработицы на Западе за счет отстоя люмпенизированной части населения, которая просто не хочет работать. К тому же безработица ломает судьбы лишних для предпринимателя людей, тяжелым бременем ложится на плечи трудящихся. Поэтому ей надо уметь противостоять.

Вторая крупная представляет собой не готовность рабочих к рынку труда - пассивность, боязнь перемен, новшеств. Говорить о консерватизме рабочих совершенно не уместно, т.к. речь идет не о принципиальной линии поведения, не об осознанной стратегии, а о манере, привычке. Это не консерватизм, это пассивность, доходящая до апатичности. И это касается не только люмпенизированной части рабочих, крестьян, интеллигенции, тут пассивность стала натурой. Беда в том, что и остальная часть трудящихся сильно поражена порогом пассивности. Рынок труда будет бить пассивных. Поэтому рабочим предстоит воспитать в себе новые качества, и прежде всего организованность, привычку интересоваться передовым опытом, готовность браться за не знакомое дело, постоянно учиться не только вообще, но и профессионально.

Третья не готовность рабочих к рынку труда - незнание настоящей цены своей рабочей силы. Разница в цене рабочей силы на внутреннем и внешнем рынке чрезвычайно велика. Сейчас один час труда в Швейцарии стоит тридцать долларов, в Германии - двадцать восемь, в Австрии - двадцать два, во Франции - пятнадцать, а у нас - меньше доллара. Но, что самое показательное, это разница существенна не только в абсолютном уровне зарплаты, (который во многом определяется уровнем экономического развития общества), но и в относительных цифрах.

Доля зарплаты в национальном доходе в стране составляла в 2018 году около 40% в США - 60%. В общей структуре затрат на производство промышленной продукции зарплата вместе с отчислениями на социальное страхование составляла у нас менее 14%, а в США - 3 5%. И лишь удельная зарплата имеет близкие значения у нас и в развитых капиталистических странах.

В конце 80-х она составила в промышленности около 40%, в то время как в ведущих капиталистических странах - 40-50%. Мировой опыт показывает, что низко оплачиваемый труд за частую оказывается дороже на единицу продукции, чем высоко оплачиваемый, ввиду своей малой производительности. Сопоставление уровней удельной оплаты труда в производственных издержках ряда высокоразвитых стран, показывает, что страны с дешевыми ценами не всегда имеют самые низкие удельные трудовые издержки, поскольку, как правило, дешевый труд-это наименее эффективный.

В условиях широкого включения нашей страны в международное разделение труда мы временно используем преимущества низкой оплаты труда, в коротком промежутке времени, когда получим возможность расширять высоко эффективное производство. Но после исчерпания резервов дешевого труда и перехода на путь интенсивного развития потребуется резкое качественное улучшение нашей рабочей силы, что невозможно без существенного повышения оплаты труда.

Известно, что на рынке труда возникают определенные отношения между покупателями и продавцами рабочей силы, каков же процесс их регулирования? В системе социально трудовых отношений, возникающих на рынке труда, центральное место занимают отношения между работодателем и работником по поводу определения цены рабочей силы, условий труда, решение тех или иных социальных вопросов, урегулирование социально-трудовых конфликтов. В странах с развитой рыночной экономикой эти отношения регулируется на основе коллективных договоров.

Коллективно-договорная система не является единственным и всеобъемлющим методом регулирования трудовых отношений. Она существует наряду с регулированием трудовых отношений между работодателем и работником на индивидуальной основе и регламентацией трудовых отношений государством или другим третьим субъектом. Соотношение между этими видами регулирования на рынке труда в разных странах различно.

Нет не одной страны, где государство было бы полностью отстранено от законодательной деятельности на рынке труда. Но если в США и Канаде оно устанавливает только минимум законодательных норм относительно условий занятости, то в большинстве европейских стран социальное законодательство охватывает широкий спектр вопросов, которые одновременно могут являться и предметом коллективно-договорной системы.

В этом смысле коллективно-договорная система играет более активную роль на рынке труда, чем государственное регулирование.

Система коллективных договоров содержит процедуру согласования интересов, целей, требований обеих сторон, обязывает обе стороны действовать в соответствии с условиями соглашения, не прибегая к крайним мерам - забастовками или увольнениями, что обеспечивает социальную и экономическую стабильность. Столкновения социальных партнеров на рынке труда связаны с вопросами определения цены на рабочую силу, гарантии занятости, формы участия работников в управлении предприятием, а также вопросы организации рынка труда, профессионального обучения и переквалификации, регулирования макроэкономических показателей заработной платы, занятости в целом. Наряду с преобладающим коллективно-договорной системой и прямым государственным регулированием, взаимоотношения работника или работодателя могут осуществляется и на индивидуальной основе. Это наиболее выгодная для работодателя форма найма: в этом случае он имеет дело с уязвимым в плане социальной защиты контрагентом.

Рассматривая сегодня проблемы перехода регулированию трудовых отношений на рыночной основе следует условно выделить социально - экономические и технические аспекты. Формирование субъектов рынка труда в нашей стране, в становление их отношений происходят на фоне динамичных общественных процессов. В рамках государственного сектора экономики, который в обозримой перспективе останется главенствующим возможно сохранение знакомых по опыту прошлых лет отношений работодателей и наемных работников, состоявших членами одного официального профсоюза. Этим отношениям свойственны культивирование патернализма во взаимоотношениях администрации и наемных работников. Реальные перспективы для цивилизованных отношений на рынке труда между различными социальными силами складываются лишь при демократическом при устройстве общества.

Из всего выше сказанного следует, что рынок труда в нашей стране еще только формируется и каким он будет, зависит от хода реформ общественно-политической и экономической обстановки в стране.

Современный рынок труда: проблемы сбалансированности спроса и предложения

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в нашей стране отталкивалась не от интересов человека, а от потребности, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачи преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы, для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело практически к полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. К концу 80-х годов доля работающих женщин среди всех занятых в народном хозяйстве составляло более 50%, лиц пенсионного возраста - около 7%.

При наличии сверх занятости работников в государственной сфере, излишки которых оцениваются в 10 млн. челочек, на самом рынке рабочей силы неудовлетворенный спрос на рабочие места сопровождается их избытком. По данным Госкомстата страны к концу 80-х годов в народном хозяйстве оставалось свободными 1,5 млн. рабочих мест, на начало 1990 г. - около 3 млн. рабочих мест. В тоже время 9 млн. трудоспособных граждан страны не были заняты общественно-полезной деятельностью приносящей доход в той или иной форме. Из них 1,5 - 2 млн. человек уже были безработными.

В настоящее время количественная несбалансированность рынка труда дополняется диспропорциями в качественной структуре спроса и предложения рабочей силы. По данным Госкомстата страны, численность специалистов с высшим образованием, работающих рабочими в народном хозяйстве, составляет около 1 млн. человек, специалистов со средним образованием соответственно 6,7 млн. человек. В тоже время примерно такое количество должностей специалистов занято лицами, не имеющими необходимого образования. В настоящее время в связи с развитием частного сектора эти явления усиливаются, ощущается все увеличивающийся, спрос на высоко квалифицированную рабочую силу, работников широкого профиля и новых профессий, вызываемых к жизни современными тенденциями технического и социального прогресса. Значительна потребность в работниках новых профессий для управленческого звена, в новом типе руководителя, владеющего знаниями в области маркетинга, международного права, значением языков, умеющего работать с людьми и т.д.

В связи с развитием различных форм хозяйствования, реорганизации системы управления, демократизации общества, становлением экономического суверенитета республик, появляются новые факторы, оказывающие разнонаправленное действие на соотношение спроса и предложения на рынке рабочей силы, и также на его качественные характеристики.

Рассмотрим некоторые из этих факторов.

1. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальный и горизонтальных связей, принятие в автономных республиках законодательных актов о языке, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострения межнациональных отношений в ряде регионов страны - все это привело к усилению межреспубликанского движения населения. Из-за неуправляемости и непредсказуемости указанных процессов существенно меняется соотношение спроса и предложения рабочей силы на региональном уровне. В крупных промышленных центрах европейской части страны в связи с притоком русскоязычного населения, а также намечающемся высвобождением работников за пределы производства в соотношении между спросом и предложением рабочей силы постоянно складывается противоречивая ситуация.

Межреспубликанские миграционные потоки населения оказывают значительное влияние на качественную структуру рынка рабочей силы на региональном уровне. Основная масса мигрантов - это наиболее мобильные и высококвалифицированные кадры. Поэтому миграционные прирост населения в России повышает качество предложения рабочей силы и уровень сбалансированности структуры рабочих мест и трудовых ресурсов, а в районах с высоким оттоком населения, напротив, положение с качественной сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы обостряется вследствие оттока квалифицированных работников.

Эти процессы на многие годы определяет формирование новых, не всегда положительных тенденций в мобильности: понизится интенсивность межреспубликанского и межотраслевого распределения рабочей силы на постоянную и временную работу, что негативно скажется на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами в общественном хозяйстве, будет способствовать возникновению локальных очагов безработицы. Возникнут трудности с освоением новых районов и вовлечением в народнохозяйственный оборот природных ресурсов.

2. Эмиграция населения в другие страны, в том числе трудовая, в основном охватывает высококвалифицированные кадры специалистов по таким профессиям, как программисты, электронщики механики, врачи. работники культуры и искусства, способные выдерживать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для пашен ораны она будет иметь двоякое последствие: с одной стороны сократится предложение рабочей силы, а с другой ухудшится ее качество на рынке труда.

3. Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей с производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождается снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих.

4. Перестройка системы управления сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, а также в российской армии и флоте. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально пригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

5. В условиях разбалансированности народного хозяйства, дефицита многих товаров, отсутствие конкуренции и состязательности между товаропроизводителями, когда есть возможность получать высокие доходы за счет установления монопольно высоких цен на выпускаемую продукцию, на второй план отодвигаются такие важные факторы повышения эффективности производства, как НТП, рост качества рабочей силы.

При продолжающемся монополизме производителей появляются стимулы к воспроизводству малоквалифицированной рабочей силы и вследствие этого снижаются масштабы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. В настоящее время до двух трети всей молодежи в возрасте до 30 лет не имеют профессионального образования, что существенно ухудшает качество рынка рабочей силы. Сокращаются возможности молодежи в получении профессиональной подготовки с отрывом от производства, возросло число незанятых подростков, ушедших из школы после окончания восьмого класса.

Расчеты показывают, что и показатель численности неработающей молодежи из числа выпускников общеобразовательных школ на 10 тыс. человек трудоспособного населения в конце 80-х годов в среднем составили 20 человек, при этом в республиках Закавказья он достигал 70-100, в республиках Средней Азии - 160-190 человек. Учитывая нарастание кризисных явлений, спад производства и сокращение рабочих мест в общественном хозяйстве, можно предположить, что положение с трудоустройством молодежи, не имеющей профессиональной подготовки, навыков квалифицированного труда, значительно ухудшится, повысится вероятность формирования устойчивой молодежной безработицы и возникновения на этой основе социальной напряженности.

6. Растет застойная безработица способных к труду людей, которые не хотят, а со временем и не могут работать, увеличивается число бомжей, лиц без определенного занятий, молодежи, не желающей устраиваться на работу и т.д. Это - питательная среда для мафии, рэкета, проституции и наркомании. Пока ни количественные оценки этого явления и его динамики, ни эффективных методов борьбы с этой злокачественной опухолью в общественном организме не выработано, хотя она приобретает опасные размеры и становится одним из источников социально-политических потрясений.

7. По данным статистики социальное происхождение безработицы определяют служащие. Наибольший удельный вес их составляют женщины. Подавляющее число безработных находятся в самом благоприятном для профессионального выражения возрасте с 30 до 45 лет и с 45 до 55 лет. Так, в частности, специалисты службы занятости отмечают, что по сравнению с началом регистрации армия безработных значительно помолодела.

Большую часть работы департаменту обеспечивают уязвимые в социальном отношении группы населения (65%). Большинство безработных - дипломированные специалисты, высшее и среднее образование имеют 86%. Самая высокая доля безработных - высвобожденная с предприятий и организаций - 89,6%. И так по всей стране. Из всех отраслей народного хозяйства самым «надежным» поставщиком службы занятости являются наука и научное обслуживание.

Как показывает анализ, самая невыгодная сейчас профессия - менеджер, экономист, юрист. Из рабочих специальностей первенствуют операторы ЭВМ, слесари, слесари-сборщики, строители. На рынке труда между спросом и предложением существует непреодолимая диспропорция. К примеру, в Москве 94% свободных рабо-

чих мест - рабочие, а 86,8% ищущих работу - служащие. Почти по всем рабочим специальностям спрос превышает предложение. Однако предполагают, как правило, рабочие места с неподходящей квалификацией и плохими условиями труд. Закон позволяет безработному невыгодные условия не принимать и большинство из них в данной ситуации букву его чтут. Однако обратная картина у служащих. Баланс в пользу спроса имеет лишь некоторые профессии - бухгалтер, врач, директор, мастер, механик, преподаватель. Среди совсем «гиблых» профессий лидирует инженер.

8. На умеренное увеличение числа безработных оказали влияние незначительные масштабы акционирования предприятий, отсутствие реальной угрозы банкротства и т. п. Так, уровень безработицы составил не конец 2018 года 15%. Из числа граждан, зарегистрированных в качестве безработных, 82,4% - жители городов, однако темпы роста безработицы в сельской местности выше, чем в целом по России. Особые сложности с трудоустройством испытывали женщины. Они составляют 72% безработных. Вместе с тем уже сейчас размеры безработицы составляют 5 млн. чел. (2,5% от общей численности занятых в народном хозяйстве). С целью смягчения негативных последствий рыночной экономики необходимо перейти к такой модели управления занятостью, которая содержала бы элементы эффективного труда занятых в общественном хозяйстве, не сопровождалось формированием огромного резерва незанятого населения в сфере рабочей силы, т.е. массовой безработицы, учитывая, что в условиях нашей страны сложившегося низкого уровня жизни значительной части населения это может стать настоящим социальным бедствием, но, несмотря на сложность сложившейся, на рынке труда ситуации, сокращалось предложение рабочей силы. К числу наиболее очевидных мероприятий относятся следующие:

- увеличение продолжительности общей и специальной подготовки работников, а также повышения частоты их переподготовки на специальных курсах;

- пенсионная реформа, ставящая своей целью увеличение размера пенсий до такого уровня, когда пенсионер не будет нуждаться в поиске дополнительных средств существования;

- увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков по уходу за малолетними детьми.

В создании динамического равновесия между спросом и предложением на рынке труда первостепенную роль играют различные службы: государственные комитеты по занятости, бюро по трудоустройству, биржи труда. Важным направлением их деятельности, в особенности бирж труда, является не трудоустройство безработных, а социальное использование имеющихся трудовых ресурсов, как свободных, так и занятых в производстве. Для этого необходимо вести работу по следующим направлениям.

1. Продажа информации. Существующие в настоящее время биржи труда в большинстве своем обходятся самым простым: предоставляют работодателям информацию типа данных паспорта или трудовой книжки. Заказчик анализирует качества исполнителя явочным порядком - в личном знакомстве или в ходе начавшейся работы. Этот уровень оправдывает себя при поиске представителей рабочих специальностей, а также в случаях покупки информации о большом числе специалистов. Более высоким уровнем информационного сервиса для работодателей является предоставление общего описания профессиональных и личностных качеств работника. Для выполнения такой работы нужны специалисты по диагностике, специальное оборудование, методики. Самый высокий уровень обслуживания -это диагностика тех качеств работника, которые наиболее интересуют заказчика и некоторый прогноз особенностей его поведения. Такого рода информация адаптирована под задачи работодателя и значительно облегчает ему подбор кадров.

2. Формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом. Очень важный фактор в этой работе - изменение психологических типов людей по отношению к выборочной специальности. Выигрышной является ориентация на ту форму труда, которую заказывает экономическая жизнь, а не ту, которой когда-то учились.

3. Помощь фирмам в их работе с кадрами. Не всякой кадровой службе под силу самостоятельно провести диагностику большого числа людей, организовать обучение и переквалификацию работников, подготовить резерв руководящего состава, провести конкурсный отбор на определенную должность, а биржи труда это могут.

4. Организация подрядов на любые виды работ, т.е. поиск специалистов или групп исполнителей для заказчика на определенную разовую работу, в том числе научные разработки, экспертизу, консультацию, на сезонные и контрактные работы и т.д.

Центры по трудоустройству могли бы быть не только государственными, но и кооперативными, частными и другими и оказывать услуги населению и работодателям на коммерческой основе. Такая организация системы подорвет монополию государственной службы трудоустройства, будет способствовать развитию состязательности между государственными, кооперативными и частными центрами. Становление развитого рынка рабочей силы предполагает сохранение за государством роли гаранта полной занятости, социальной защиты интересов малоимущих слоев населения и безработных. Ядром системы социальных гарантий должна быть реализация права на труд и доход. Именно государство, а не предприниматели, как наниматели рабочей силы, определяют общую стратегию занятости, несет основные издержки, связанные с реализацией права граждан на труд и доход.

Самозанятость осуществляется как индивидуально, так и в коллективной форме, которая охватывает различные виды деятельности и сферы:

- надомный труд;

- интеллектуально-творческая деятельность;

- индивидуально-трудовая деятельность;

- предпринимательская деятельность;

- кооперативы;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

В зависимости от вида и характера производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, коллективная, индивидуальная самозанятость подразделяется на 3 основные группы:

- самозанятость в сфере производства, производственных и хозяйственных, бытовых услуг;

- предпринимательская деятельность в сфере торговли. посреднических и других коммерческих

услуг;

- платные услуги интеллектуально-творческого характера. Развитие самостоятельности и создание на этой основе новых рабочих мест во многом зависят от государственной поддержки этих процессов. Участие государства должно проявляться в создании соответствующей правовой базы для развития самозанятости и предпринимательства, оказания им прямой финансовой поддержки, первоочередного выделения земельных участков и льготных кредитов для создания крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в налоговые и кредитные льготные целесообразно дифференцировать в зависимости от вида и характера производимой продукции, выполняемых работ и услуг, от социально-демографических групп населения, от территориальной принадлежности.

Например, небольшие льготы получают безработные граждане, создающие рабочие места в производственно-бытовых структурах на территориях приоритетного развития. А безработные граждане, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев при самозанятости в производственной сфере на приоритетных территориях полностью освобождаются от всех видов налогов сроком на 1 -2 года.

Наряду с организационными мерами для содействия безработным гражданам в организации собственного дела в районах оказывают и должны оказывать единовременную финансовую помощь за счет средств государственного бюджета и фонда занятости. Численность безработных граждан, получающих единовременное пособие для какой-либо цели устанавливается органами службы занятости.

Рассматривая создание новых рабочих мест как главный инструмент решения проблемы занятости, следует отметить, что финансирование этого мероприятия из республиканского фонда Занятости в настоящее время осуществляется в мизерных объемах из-за ограниченности, недостатка средств. В то же время большая доля фонда занятости расходуется на выплаты пособия безработным.

С учетом сложившейся ситуации на рынке труда в районе также пассивные методы социальной поддержки как пособие по безработице и различные виды материальной помощи и компенсации нелегко признать эффективной и перспективной формой вложения капитала в воспроизводство рабочей силы. Путем расширения сферы приложения труда созданием дополнительных рабочих мест, наиболее эффективным является обеспечение социальной поддержки населения.

Сегодняшняя действительность характеризуется гигантским ростом количества доступной информации во всех сферах экономики, бизнеса, социальной жизни, домашних хозяйств и высокой скоростью ее получения [9]. Необходимо стимулирование развертывания мелкого предпринимательства. Это требует расширение сети различного рода курсов и школ мелкого бизнеса, создание рыночной инфраструктуры, ориентированной на мелких предпринимателей. Снижению напряженности на рынке труда будет способствовать придание ему большей гибкости, когда кроме традиционных рабочих мест в службах занятости будут предоставлены рабочие места с неполным рабочим днем, надомный труд (и не только физический, но и интеллектуальный), что особенно важно для женщин и лиц преклонного возраста.

Расширению использования трудовых ресурсов района отвечают следующие мероприятия:

- создание в сельской местности малых предприятий - филиалов;

- создание предприятий по производству строительных материалов, работающих на местном сырье;

- расширение и восстановление художественных и кустарных промыслов с широким привлечением труда безработных (только возрождение традиционных для района ремесел обеспечит занятость 200 чел. дополнительно);

- развитие фермерства и кооперации;

- изменение роли и значения региональной службы занятости и др.

- необходимо поддержать все эти мероприятия разумной инвестиционной, налоговой, кредитной и правовой политикой, создать механизмы их реализации и контроля. Можно также рекомендовать местным органам шире использовать налоговую политику для развития частых коллективных учреждений в социальной сфере, в которых нуждается территория.

Заключение

1. В России начинает складываться адекватная многоукладной экономике система занятости. Этот сложный полный противоречии и коллизий процесс разворачивается в условиях экономического и поэтического кризиса, а также неустойчивости на рынке труда. Прежние организационно - институционные структуры системы управления трудом разрушены, но еще не созданы новые имманентные по содержанию экономические реформы.

В этих условиях резко ослабилась функция государства в управлении занятостью. Созданная Федеральная государственная служба занятости пока еще не способна и не готова взять на себя проведение действенных

мер по социальной защите занятого и незанятого населения. Она пытается переложить ответственность за ситуацию на рынке труда на администрации предприятий и трудовые коллективы, что ведет к расширению масштабов «скрытой» безработицы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Безработица становится ощутимым социальным фактором, а ее масштабы в ближайшее время резко возрастут. При этом ей все больше и больше будут подвержены наиболее незащищенные слои общества сначала женщины в возрасте около или немного более 50 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование, то в скором времени состав безработных резко изменится - ряды безработных пополнятся молодыми рабочими обанкротившихся и свертывающих производство предприятий материальной сферы.

3. Чтобы не допустить хаоса и произвола в сфере занятости трудоспособного населения необходимо создание в каждом городе и других населенных пунктах действенной системы управления занятостью, в которой должны сыть задействованы воедино администрация, выборные и другие органы территориального уровня, предприятия, фирмы и организации. Определены в законодательном порядке правовые нормы и ответственность за состояние дел в этой сфере.

В этой связи встает, и вопрос о создании системы социального страхования от безработицы и других дополнительных мер по социальной защите трудящихся.

4. Реформа управления занятостью должна осуществляться поэтапно в соответствии с внутренней логикой формирования на региональном и отдельных территориальных уровнях, необходимо предусмотреть своевременную подготовку и материально-техническое обеспечение инфраструктуры рынка труда и осуществление в широком объеме обучения и переквалификации высвобождаемых работников и безработных.

5. Процессы имущественно-доходной дифференциации населения пока еще не оказали сколько-нибудь заметного влияния на отношение структуры занятых. Однако вызвали к жизни расширенное воспроизводство малообеспеченности и бедности. Поэтому представляется необходимым противопоставить концепции «шокотерапии» в области труда единую общероссийскую стратегию занятости, основанную на активном использовании государством правовых административных и экономических рычагов для обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, прогрессивных изменений в структуре занятых и защиты населения от негативных последствий перехода к рыночной экономике.

6. Перед обществом во всей полноте встала задача разработки нового механизма воздействия на занятость, в которой рыночное регулирование труда органично дополняется службами государственного и территориального управления. Если в прежней хозяйственной практике главной, превалирующей формой воздействия на занятость было общесоюзное директивно-административное регулирование, то сейчас на первый план выдвигается социальные силы и управленческие решения, обусловленные соотношениям между спросом и предложением, действующие на территориальном уровне.

Рассмотренные особенности нынешнего состояния занятости ставят серьезные проблемы в проведении экономических и социальных преобразовании, обусловленные их переходом к рыночным отношениям. В настоящее время определенно обозначились направления выхода из такой ситуации:

1. Возобновление производства, которое повлечет за собой привлечение трудовой деятельности армии безработных;

2. Создание дополнительных рабочих мест, деятельность которых будет направлена на общественные

нужды;

3. Максимальная поддержка государством категории трудящихся, ставших безработными фактически по его вине.

Решение этих и других проблем является первоочередной задачей нашего государства и правительства РФ. Однако и целенаправленная государственная политика, и оптимальное законодательство должны быть поддержаны усилиями самих безработных. Радикальные преобразования, осуществляемые в сфере занятости, невозможны без решительных перемен, касающихся самих работников. Три поколения советских людей привыкли ожидать, что государство «должно» решать многие из тех проблем, которые в условиях рынка, и конкуренции каждый человек должен теперь решать сам и считать это не только своей обязанностью, но и привилегией, поскольку это позволяет ему чувствовать себя активным субъектом изменений, происходящих в обществе.

Источники:

1. Абалкин А.И. Роль государства в становлении и развитии рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6.

2. Безгребальная Ю. Тенденция в сфере занятости населения // Общество и экономика. - 1995. № 7.

3. Вартанова М.Л. Экономические реформы и современное состояние управления занятостью населения в России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 1(35). С. 98-110.

4. Вишневская Н. Рынок труда - переплетение циклических и структурных факторов // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 12.

5. Гаузнер Н., Иванов Н. Стратегия развития человеческих ресурсов в условиях перехода к рынку // Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 9.

6. Зенченко С.В., Вартанова М.Л. Анализ тенденций изменения потоков международной трудовой миграции в контексте мировых глобальных процессов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 1 (35). С.47-58.

7. Мазаев М.А. Трудовые ресурсы и факторы процесса труда. Учебное пособие. - Махачкала, 1988.

8. Павлинков В.А. Рынок труда. - М., 1992.

9. Ростовская Т.К., Вартанова М.Л. Изучение проблем потребительской лояльности к образовательным услугам в условиях глобализирующегося образовательного пространства // ЦИТИСЭ. - № 2 (19), 2019.

10. Ростовская Т.К., Вартанова М.Л. Выявление ключевых факторов конкурентоспособности на рынке труда в условиях формирования устойчивого конкурентного преимущества // Экономика труда. - Том 6. - № 2, 2019.

11. Флоринская Ю. Ф., Мкртчян Н. В., Малева Т. М., Кириллова М. К. Миграция и рынок труда. Институт социального анализа и прогнозирования. М., 2015. С. 66.

12. Эскеров Д.Б. Регулирование рынка труда в условиях углубления социально-экономических реформ // Социально-экономические отношения и проблемы эффективности рыночной экономики. - Махачкала, 1998.

13. Юдина Т.Н. // Теоретическая экономика. - 2016. - № 3. - С. 12- 16.

14. Путин сравнил уровень безработицы в России, США и еврозоне. 09.12.2020 г. - URL: https://ria.ru/20201209/bez-rabotitsa-1588459444.html References:

1. Abalkin A.I. The role of the state in the formation and development of the market economy // Economic issues. 1997. № 6.

2. Bezgrebalnaya Yu. The trend in the field of employment // Society and economy. - 1995. № 7.

3. Vartanova M.L. Economic reforms and the current state of employment management in Russia // Regional problems of economic transformation. 2013. №. 1 (35). pp. 98-110.

4. Vishnevskaya N. Labor market - interweaving of cyclic and structural factors // World Economy and International relations. 1993. № 12.

5. Gauzner N., Ivanov N. The strategy for human resource development in conditions of transition to market // world economy and international relations. 1992. № 9.

6. Zenchenko S.V., Vartanova M. L. Analysis of trends in the flow of international labor migration in the context of global processes // regional problems of economic transformation. 2013. no. 1 (35). pp. 47-58.

7. Mazaev M.A. Labor resources and factors of the labor process. training manual. - Makhachkala, 1988.

8. Pavlenko V.A. The labour Market. - M., 1992.

9. Rostovskaya T.K., Vartanova M.L. Studying the problems of consumer loyalty to educational services in the context of a globalizing educational space. - № 2 (19), 2019.

10. Rostovskaya T K., Vartanova M.L. Identification of key factors of competitiveness in the labor market in the conditions of formation of a stable competitive advantage // labor economics. - Tom 6. - № 2, 2019.

11. Florinskaya Yu.F., Mkrtchyan N.V., Maleva T. M., Kirillova M. K. Migration and labor market. Institute of Social Analysis and Forecasting, Moscow, 2015, p. 66.

12. Eskerov D.B. Regulation of the labor market in the conditions of deepening socio-economic reforms / / Socio-economic relations and problems of efficiency of the market economy. - Makhachkala, 1998.

13. Yudina T. N. / / Theoretical economics. - 2016. - №. 3. - p. 12-16.

14. Putin compared the unemployment rate in Russia, the united states and the eurozone. 09.12.2020 G. - URL: https://ria.ru/20201209/bezrabotitsa- 1588459444.html

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10695

М.Л. Вартанова - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела исследования социально-демографических процессов ЕАЭС института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН), г. Москва, Россия,

M.L. Vartanova - Candidate of economic Sciences, associate Professor, leading researcher Department for research of socio-demographic processes of the EAEU Institute of demographic research of the Federal research sociological center Russian Academy of Sciences (IDIFNESC RAS), Moscow, Russia.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF LOW-INCOME IN MODERN CONDITIONS

Аннотация. Происходящие в стране коренные изменения экономических, политических, социальных отношений все более актуализируют проблемы социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Актуальность темы обуславливает тенденция к ухудшению уровня жизни основной массы населения и обеспеченности его самым необходимым. Отмечается, что повсеместное падение жизненного уровня основной массы населения, рост безработицы, усиление социальной дифференциации, а также значительное увеличение в последние годы численности граждан, живущих ниже черты бедности, требует кардинального пересмотра и изменения приоритетов социальной политики государства, разработки и осуществления принципиально новых подходов не только в устранении причин, препятствующих достижению оптимального благосостояния граждан, но и организации своевременной адресной помощи нуждающимся гражданам. Однако, согласно расчетам ряда экспертов принимаемые российскими властями меры социальной поддержки населения в период пандемии COVTD-19 все-таки смогут позволить снизить уровень бедности в стране.

Abstract. The radical changes in economic, political and social relations taking place in the country are increasingly actualizing the problems of social protection of low-income segments of the population. the relevance of the topic is caused by the tendency to worsen the standard of living of the majority of the population and its provision with the most necessary things. It is noted that the widespread fall in living standards of the General population, rising unemployment, increasing social differentiation, as well as a significant increase in recent years in the number of citizens living

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.