ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
УДК 316.334.2(476)
Г Н. СОКОЛОВА,
доктор философских наук, профессор,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
РЫНОК ТРУДА В РЕГИОНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ЗАНЯТОСТЬ, НЕЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
Излагается концепция анализа рынка труда, которая дополняется концепцией его сегментации. Даются развернутые характеристики совокупного и текущего рынков труда в Республике Беларусь. Согласно результатам исследования, характер регулирования занятости, незанятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть текущего рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости и в настоящее время недостаточно согласуется с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь.
Ключевые слова: рынка труда концепция, рынка труда сегментация, совокупный рынок труда, текущий рынок труда, занятость, незанятость, безработица.
Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя, но и, как в зеркале, отражаются все социально-экономические явления, происходящие в обществе. От того, насколько успешно функционирует экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение основных субъектов рынка (работника и работодателя), зависит спрос на рабочую силу и ее предложение, а соответственно - уровень и структура занятости, незанятости и безработицы. Региональные рынки труда - это рынки труда в областях Республики Беларусь. Основное их различие - не между собой, а между региональными (областными) рынками и рынком труда г. Минска. В результате того, что управление в течение десятилетий было приспособлено к требованиям командно-административной системы, ее организационно-правовому и экономическому механизму, регионы (области) Республики Беларусь социально выглядят как бы «на одно лицо», а экономически сохраняют отраслевую окраску и находятся в экономической и политической зависимости от центральных органов власти [1, с. 160].
Между тем переход к рыночной экономике в корне изменяет положение регионов в политической, социальной и экономической системе государства. Происходят две важные трансформации: во-первых, демократизация системы способствует развитию самостоятельности регионов; во-вторых, рыночные отношения вызывают к жизни высокую социальную активность регионального населения. Все это, вместе взятое, в том числе природные ресурсы, произ-
водственная и социальная инфраструктура, дает территориальным системам толчок к саморазвитию. Сегодня можно наблюдать процессы регионального развития как в экономике, так и в социальной сфере, происходящие в различных территориальных системах государства [2, с. 205].
Согласно концепции, заявленной в «Основных направлениях социальноэкономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.», конечной целью развития должен выступать не сам по себе экономический рост, темпы и размеры накопления, а человек, обеспечение его материальных и духовных потребностей. В Республике Беларусь переход к устойчивому развитию требует структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономических задач по следующим направлениям: сохранение жизненно важных отраслей, удовлетворяющих потребности населения; ориентация на использование собственного технического потенциала и местных ресурсов; ускоренное развитие конкурентоспособных производств; развитие экономически оправданных интеграционных связей с Россией и другими странами СНГ и дальнего зарубежья; создание мотивационного механизма реализации мер по структурной перестройке экономики на основе гибкого сочетания рыночных методов и инструментов государственного регулирования [3, с. 10-12].
Вместе с тем структурная перестройка экономики не задает социальные изменения, она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты. Как они будут использованы - предмет политического выбора, определяемый основными направлениями социальной политики государства. Они включают в себя: создание условий и возможностей гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; обеспечение рациональной занято -сти населения; обеспечение роста денежных доходов населения; улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан; повышение степени защиты социально уязвимых групп населения. Особое внимание уделяется государственному регулированию оплаты труда, которое недостаточно учитывает требования перехода к социально ориентированной рыночной экономике. Именно заработная плата должна стать, по мнению экономистов, одним из ведущих факторов повышения эффективности производства и основой роста уровня жизни населения [4, с. 6-7].
Выбор в пользу социально ориентированной экономики порождает ряд проблем, главные из которых: баланс социального и экономического компонентов, так как издержки, сопровождающие внедрение неэкономических ценностей в общество, предполагают потерю эффективности производства; учет «оборотной стороны» экономических преобразований в виде возможных негативных социальных последствий; учет экономических интересов различных слоев населения и их готовности участвовать в проведении экономических реформ; приведение в равновесие структур спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Республики Беларусь.
Концепция анализа рынка труда. Согласно концепции анализа рынка труда, в плане соотнесения структур спроса и предложения рабочей силы [5, с. 45-85] совокупный рынок труда представляет собой систему взаимодействия между спросом и предложением, охватывающую всю (занятую и незанятую) рабочую силу и обусловленную структурой занятости и социальнопрофессиональными характеристиками работников. Главными элементами совокупного рынка труда являются: совокупный спрос как синоним общей потребности экономики в наемной рабочей силе и совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения. Спрос на рабочую силу отражает природу и структуру занятости и определяется числом и структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения. Предложение отражает состояние незанятости и безработицы в экономике и охватывает все категории населения, претендующего на работу по найму. Текущий рынок труда представляет собой подсистему совокупного рынка труда, охватывающую незанятую рабочую силу и обусловленную подвижностью элементов внутренней структуры этого рынка. Совокупный рынок труда играет важную роль в процессе воспроизводства ВВП и создании благоприятного климата в обществе. Текущий рынок труда, рассматриваемый как часть совокупного рынка, оставшаяся за пределами удовлетворенного спроса на труд, определяется числом вакансий и числом лиц, занятых поиском работы. Данный подход позволяет рассмотреть состояние рынка труда на макро- и микроуровне и выделить механизмы регулирования занятости и безработицы на каждом из этих уровней. В рамках текущего рынка труда предмет исследования - эффективность взаимодействия государственной службы занятости в качестве главного инструмента рыночной инфраструктуры как с соискателями работы, так и с работодателями в лице
предприятий и организаций.
Текущий рынок труда можно представить как многосекторную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными частями: открытым и скрытым рынками труда (рис. 1).
Открытый рынок труда - это экономически активное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профессиональной подготовке, и вакантные места во всех секторах экономики.
Официальная часть открытого рынка труда включает в себя свободную рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в государственной службе занято -сти населения.
Неофициальная часть открытого рынка труда охватывает неучтенные вакансии и ту часть предложения рабочей силы, которая не зарегистрирована в государственной службе занятости населения.
Рис. 1. Текущий рынок труда: сектор 1 - официальная часть открытого рынка труда; сектор 2 - неофициальная часть открытого рынка труда; сектор 3 -официальная часть скрытого рынка труда; сектор 4 - неофициальная часть скрытого рынка труда
Скрытый рынок труда включает лиц, которые формально числятся занятыми, но в силу отсутствия объемов работы, рынков сбыта продукции и других причин могут быть высвобождены без ущерба для производства.
Официальная часть скрытого рынка труда регистрируется органами статистики. Она охватывает лиц, находящихся в отпусках по инициативе нанимателя, а также вынужденных по этим же причинам работать неполное рабочее время. Сюда относится также излишняя численность в связи с учтенными целодневными и внутрисменными потерями.
Неофициальная часть скрытого рынка труда - это излишняя численность работников в связи с неучтенными целодневными и внутрисменными потерями рабочего времени, а также из-за низкой фактической интенсивности и производительности труда.
Необходимость подобного разделения текущего рынка труда обусловлена тем, что каждая из выделенных его частей характеризуется своими специфическими явлениями и процессами.
Для углубления содержательной характеристики рынка труда дополним основную концепцию анализа концепцией сегментации рынка труда [6, с. 90-115], которая исходит из анализа различий между двумя сегментами в экономике -первичным и вторичным - с разной заработной платой и характеристиками занятости (рис. 2). Первичный сегмент рынка труда обладает высоким статусом работ, высокой заработной платой, хорошими предложениями со стороны работодателей в плане режимов рабочего времени и условий труда. Вторичный сегмент рынка труда характеризуется наличием безработицы, а также низкоквалифицированными работами, не требующими длительного обучения. Каждый из сегментов подразделяется в свою очередь на внутренний рынок труда (предприятие, организация, где уровни занятости и заработной платы определяются набором административных правил и процедур) и внешний рынок труда, где решения о ценообразовании, размещении и профессиональном обучении контролируются экономическими показателями. Эти два вида рынка труда связываются движением рабочей силы между ними через определенные входы и выходы, при этом работы на внутреннем рынке защищены от непосредственных влияний конкурентных сил внешнего рынка.
Работы в первичном внутреннем сегменте являются типичными для работников, стабильно занятых на предприятии (организации); требуют долго -временного обучения специальностям, нужным предприятию; обладают гарантиями и хорошими перспективами продвижения, высоким уровнем автономии и высокими материальными поощрениями. Для первичного внешнего сегмента типичны востребованные специальности и профессии, прием на работу с учетом профессиональных качеств специалистов.
Вторичный внешний сегмент рынка труда продуцирует работы низкой квалификации, с малой автономией и низкой ответственностью, малыми и нестабильными заработками, неудовлетворительными условиями труда, включая сезонные работы. Вторичный внутренний сегмент предлагает работы в основном
Высокий уровень автономии н долговременные стабнльные заработки
Первичный внутренний Р. т.
Первичный внешний Р. т.
Г нокне,
но специфические навыки
Специализированные, но основные навыки
Вторичный внутренний Р. т.
Вторичный внешний Р. т.
Низкий уровень автономии и нестабильные заработки
Рис. 2. Взаимодействие первичного и вторичного рынков труда
низкого класса (статуса), с низкими гарантиями и малыми перспективами продвижения. Движение между первичным внутренним и вторичным внешним сегментами является скорее исключением из правил. Варьируется в определенных количествах и направлениях движение между смежными сегментами (первичным внутренним и первичным внешним, а также вторичным внутренним и вторичным внешним рынками труда), определяемое изменениями в спросе и предложении рабочей силы на рынке труда.
Главная характеристика официальной части открытого рынка труда состоит в возможности его достоверной количественной оценки посредством сбора обширной статистической информации [7, с. 9-38; 8, с. 67-83]. В развитии официальной части белорусского рынка труда можно выделить три этапа.
Первый этап (1991-1996 гг.) характеризуется переходом от административно-командного к экономическому механизму рынка использования трудовых ресурсов и становлением спросоограниченного рынка труда. Характерными тенденциями этого периода являлись возникновение и рост уровня безработицы, увеличение масштабов высвобождения избыточной рабочей силы, рост обращений в службу занятости (т. е. предложения труда) и общее нарастание напряженности на рынке труда. Вместе с тем на этом этапе начали выполняться важные функции рынка труда: перетекание и размещение рабочей силы по критерию эффективности (что выражалось в освобождении предприятий от избыточной занятости); стремление к повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, поскольку в условиях рыночных отношений наиболее уязвимыми становятся лица с ограниченной конкурентоспособностью. Об этом свидетельствует динамика структуры безработицы, в которой расширяется доля молодежи, лиц со средним и общим базовым образованием, выпускников, женщин (стабильно более 2/3). Отметим, что все страны с переходной экономикой ощутили сходные тенденции. Нуждается
в комментарии факт роста безработицы на этом этапе, воспринимаемый как отрицательное явление. Представляется, что данный показатель начинал означать реальное состояние рынка труда и реальный объем работы государственной службы занятости [9, с. 59].
Второй этап (1997-2000 гг.) характеризуется усилением государственного регулирования рынка труда, где приоритет отдавался экстенсивным факторам экономического роста и контролю над количественными параметрами. Официально контролируемым все больше становится вторичный рынок труда, связанный с неквалифицированной рабочей силой, а первичный рынок труда оказывается вне поле зрения государственной службы занятости. Основным источником пополнения числа безработных становятся уволившиеся по собственному желанию и так называемые прочие, доля которых достигает 1/2 от всех безработных. Объяснений данному обстоятельству несколько. Во-первых, в условиях наращивания ВВП за счет экстенсивного использования рабочей силы снижается реальная заработная плата, что несомненно инициирует увольнения (до 90% уволившихся определяют это как основную причину увольнений). Во-вторых, за этой причиной может стоять завуалированное высвобождение «по соглашению сторон», когда работника пассивно вынуждают к уходу с предприятия. Обратим внимание на то, что сведения о вакансиях содержат информацию в основном о рабочих местах с низкой заработной платой и являются непривлекательными для потенциальных работников, что затрудняет их заполнение. Достигнутый на этом этапе уровень регистрируемой безработицы - 2,0% в республике и 1,5% в г. Минске - можно, по мнению экономистов, принять за естественный, минимальный уровень, который не может быть далее снижен без необратимых изменений в системе использования труда (т. е. возвращения к всеобщей занятости). Таким образом, на этом этапе формируется разделение открытого рынка труда на официальную и неофициальную части, а кроме того, наблюдается увеличение объемов скрытого рынка труда [9, с. 59-61].
Третий этап (2001-2009 гг.). Рассмотрение ситуации на рынке труда в данный период свидетельствует о том, что картина официальной части открытого рынка не отражает всех проблем в области занятости и безработицы. Уровень регистрируемой безработицы снижается в 2009 г. до 0,9% от экономически активного населения республики. Изменяется структура безработных по возрасту: доля безработных 16-19 лет уменьшается почти втрое (с 22,0 до 8,0%), а доля лиц в возрасте 50 лет и старше увеличивается вдвое (от 7,6 до 16,5%). Что касается изменений в структуре по уровню образования, то доля лиц с высшим образованием в республике осталась почти без изменений (на уровне 10,3%), доля лиц с общим средним и базовым образованием уменьшилась в 1,5 раза (с 77,8 до 51,1%). Более чем вдвое сократились сроки поиска работы и трудоустройства, уменьшилась средняя длительность безработицы. На этом этапе происходит окончательное формирование неофициальной части открытого рынка труда, во многом связанной с самостоятельным
трудоустройством временно незанятых работников, помимо государственной службы занятости населения. Такое положение дел вызывает необходимость анализа социальных механизмов формирования регистрируемой безработицы, оценки ее соотнесения с нерегистрируемой безработицей, а также оценки контингента незарегистрированных безработных, вовлечение которых в сферу общественного производства могло бы способствовать формированию инновационной экономики в Беларуси.
Характеристика совокупного рынка труда в регионах Республики Беларусь. Характеристика совокупного рынка труда по регионам и республике в целом представлена в табл. 1. Основным источником формирования ресурсов труда является трудоспособное население в трудоспособном возрасте, доля которого в целом по республике в 2009 г. составила 95,2% от наличных трудовых ресурсов, почти не изменяясь по регионам. Тенденции изменения численности данной категории населения во многом связаны с демографическими факторами: вступлением в трудоспособный возраст молодежи и выбытием посттрудоспособного населения, численность которого существенно различается по отдельным годам. Так, в 1991-1992 гг. наблюдался рост трудоспособного населения, в 1993-1995 гг. - сокращение, в 1996 г. численность населения вновь возросла и далее стабилизировалась на уровне 95%.
Важнейшей составной частью трудовых ресурсов республики являются работающие лица старшего возраста, доля которых в 2000 г. составляла 4,9%, в 2001 г. - 4,8, в 2003 г. - 4,3, в 2005 г. - 4,3, в 2009 г. - 4,8%. Стабильный удельный вес данной категории населения свидетельствует о наличии спроса, с одной стороны, на специалистов высокой квалификации, опыт которых имеет непреходящее значение для обучения более молодых кадров, а с другой стороны, - на вакансии рутинного труда, на которые молодежь идет неохотно. Стабильность этой части трудовых ресурсов обусловливается относительно благоприятным состоянием экономики и проводимой государством социально ориентированной политикой в отношении социально уязвимых групп населения [10, с. 92].
Анализ распределения занятого населения по отраслям экономики, а также по республике в целом свидетельствует о положительных изменениях в отраслевой структуре занятости в ходе процессов перераспределения рабочей силы по отраслям общественного производства. Прежде всего это касается соотношения численности работающих в производственной и непроизводственной сферах в сторону увеличения последней. Так, если в 2000 г. их соотношение составляло 49,4 и 50,6%, то в 2009 г. - 45,1 и 54,9%. Позитивной тенденцией, в соответствии с общепринятой мировой тенденцией роста занятости в сфере услуг, можно считать сокращение уровня занятости в промышленности, где доля работающих снизилась с 27,6% в 2000 г. до 25,8% в 2009 г. [10, с. 97-98]. В то же время многие наблюдаемые тенденции в этой отрасли носили регрессивный характер. Наибольшее сокращение работников произошло в обрабатывающих отраслях промышленности при росте их численности
в добывающих. Так, численность работников значительно уменьшилась в машиностроении и металлообработке, легкой промышленности, но в то же время возросла в электроэнергетике, нефтедобывающей и лесозаготовительной промышленности.
Таблица 1. Характеристика совокупного рынка труда в регионах Беларуси, 2009 г.
Трудовые ресурсы Брест- ская обл. Витеб- ская обл. Гомель- ская обл. Грод- ненская обл. Мин- ская обл. Моги- левская обл. г. Минск Республика Беларусь
Всего, тыс. чел. 882,8 798,2 920,3 684,3 869,5 710,5 1365,2 6230,8
Трудоспособное население в трудоспособном возрасте, % 94,5 95,3 94,7 93,3 94,0 94,4 92,9 95,2
Работающие в нетрудоспособном возрасте, % 5,5 4,7 5,3 6,7 6,0 5,6 7,1 4,8
Занятое население, % 71,4 71,3 72,0 74,0 77,4 71,5 78,8 74,2
Незанятое население, % 28,6 28,7 28,0 26,0 22,6 28,5 21,2 25,8
Учитываемое статистикой: 13,7 14,2 14,7 14,2 10,6 14,6 18,4 14,7
учащиеся и студенты, % 8,0 9,0 9,0 9,0 5,7 9,2 14,6 9,4
женщины в отпусках по уходу за ребенком, % 3,9 3,1 3,8 3,4 3,4 3,3 3,1 3,5
лица, получающие пособие по инвалидности, % 0,6 0,6 0,7 0,6 0,5 0,6 0,2 0,6
зарегистрированные безработные, % 1,0 1,0 1,0 1,0 0,8 0,8 0,4 0,9
лица, содержащиеся в местах лишения свободы и следственных изоляторах,% 0,2 0,5 0,2 0,2 0,2 0,7 0,1 0,3
Не учитываемое статистикой, % 14,9 14,5 13,3 11,8 12,0 13,9 2,8 11,1
В том числе: 130,6 114,9 122,1 84,4 104,1 97,7 36,4 690,2
незарегистрированные безработные, тыс. чел. 40,6 44,9 42,1 34,4 44,1 37,7 6,4 250,2
трудовые мигранты, тыс. чел. 70,0 50,0 60,0 30,0 40,0 40,0 10,0 300,0
лица, ведущие домохозяйство, тыс. чел. 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 70,0
прочие, тыс. чел. 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 10,0 70,0
Р а с с ч и т а н о п о: Трудовые ресурсы и занятость Республики Беларусь в 2009 году (по данным баланса трудовых ресурсов) / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2010. -С. 5, 6.
С переходом к рыночным отношениям новым явлением стало формирование занятости в негосударственном секторе экономики. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь хозяйственная деятельность осуществляется с использованием как государственной, так и негосударственной форм собственности. Структурные изменения занятости по формам собственности органически связаны с проведением разгосударствления и приватизации предприятий, развитием предпринимательства и самостоятельной
занятости граждан. Медленные темпы их осуществления обусловили низкие темпы формирования занятости в негосударственном секторе. Так, доля работающих на государственных предприятиях снизилась с 57,2% в 2000 г. до 47,5% в 2009 г. по отношению к занятым в экономике [10, с. 98].
В 1991-1995 гг. высвобождение занятых из госпредприятий в основном было связано с падением производства и низким уровнем заработной платы. При этом значительная часть высвобождаемых работников либо пополняла ряды безработных, либо уходила в теневую экономику, что обусловило низкие темпы перераспределения рабочей силы из госпредприятий в негосударственные структуры. В 1995 г. одним из факторов снижения темпов сокращения численности занятых в государственном секторе экономики явилось постепенное налаживание хозяйственной деятельности и, соответственно, стабилизация производства. Преобладание этого сектора экономики наблюдается практически во всех отраслях. В промышленности на государственных предприятиях сосредоточено около 60% работающих в отрасли, в сфере образования занято 93,8%, в здравоохранении - 94,3, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 82,6%. Таким образом, основной формой занятости в настоящее время остается работа на государственных предприятиях (организациях).
Статистический анализ уровня и структуры занятости населения показывает, что основные группировки, составляющие структуру занятости, - это работники в трудоспособном возрасте (95,2%) и работающие пенсионеры (4,8%). Коэффициент занятости по республике составляет 74,2% (табл. 1). Специфика занятости анализируемых группировок отражает то, что до 90% от общего числа занятых являются работниками по найму; периодичность занятости такова, что 95% имеют постоянную работу; полнота занятости такова, что полную занятость (основную работу с полным рабочим днем (неделей) имеют 95%, а неполную - 5% занятого населения. Подобная монозанятость наиболее уязвима в кризисных ситуациях, обладает низким адаптационным потенциалом и невысокой способностью к выживанию в условиях меняющейся макросреды. Возможность регулирования феномена занятости за счет изменения его структурных компонентов - специфики, периодичности и полноты занятости - незначительна.
Анализ уровня и структуры незанятости населения республики, составляющей 25,8% от трудовых ресурсов, показывает, что основные группировки, учитываемые государственной статистикой (14,7%), - это учащиеся и студенты (9,4% от трудовых ресурсов); женщины в отпусках по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (3,5%); лица, получающие пособие по инвалидности (0,6%); зарегистрированные безработные (0,9%); лица, содержащиеся в местах лишения свободы и следственных изоляторах (0,3%). Остальные 11,1% (незарегистрированные безработные, трудовые мигранты, лица, ведущие домохозяйство и пр.) представляют собой незанятое население, не учитываемое государственной статистикой (табл. 1).
Сравнительный анализ незанятости в разных регионах республики показывает, что доля лиц, не учитываемых статистикой, составляет: в Брестской
области - 14,9%, в Витебской - 14,5, в Гомельской - 13,3, в Гродненской - 11,8, в Минской - 12,0, в Могилевской - 13,9, в Минске - 2,7% от трудовых ресурсов каждого из регионов. По республике в целом доля лиц, не учитываемых статистикой, составляет 11,1% от трудовых ресурсов Республики Беларусь [11, с. 6]. Для служб государственной статистики эти лица не выступают работниками, а их трудовая деятельность нигде не фиксируется. Они составляют неофициальную часть открытого рынка труда регионов. Среди них определенная часть выезжает на работу в страны ближнего зарубежья без оформления трудовых отношений (по оценкам экономистов, до 300 тыс. человек).
Характеристика текущего рынка труда в регионах Республики Беларусь*. Анализ регистрируемой безработицы. Текущий рынок труда в его официальной части охватывает зарегистрированных в государственной службе занятости безработных, в неофициальной части - безработных, не прошедших такой регистрации. Характеристика официальной части текущего рынка труда в регионах представлена в табл. 2. В рамках официальной части текущего рынка региональные рынки труда схожи между собой (кроме рынка труда г. Минска). Не наблюдается больших различий по таким характеристикам, как пол, возраст, уровень образования. Данное сходство во многом обусловлено тем, что региональные рынки труда на 60% состоят из рынков труда малых городов (к крупным городам в республике относится не более 20%). Малые города и городские поселения с численностью населения не более 20 тыс. человек составляют до 80% всех поселений. К моногородам, по критерию занятости - не менее 25% трудовых ресурсов города на одном предприятии, можно отнести, по оценкам экономистов, 21% малых городов Беларуси [9, с. 96].
По данным критериям к моноструктурным населенным пунктам, имеющим одно-два градообразующих предприятия, можно отнести около 40% малых городов и городских поселений Беларуси. Градообразующее предприятие играет определяющую роль на рынке труда малого города: оно обеспечивает занятостью подавляющую часть трудовых ресурсов города; диктует перечень профессий и специальностей; формирует городской бюджет и содержит социальную инфраструктуру города. Ухудшение производственно-хозяйственной деятельности градообразующего предприятия на рынке труда малого города ведет к возникновению критической ситуации для всего городского населения. Состояние текущего рынка труда моногорода определяется динамикой как минимум трех его секторов: открытого рынка труда (официальной и неофициальной его частей); скрытого рынка труда (официальной и неофициальной его частей), внутреннего рынка труда градообразующего предприятия [9, с. 96-98].
В целом можно отметить, что официальная часть текущего рынка в регионах представлена в основном вторичным рынком труда, где преобладает молодежная и женская безработица (труд низкой квалификации). Для вну-
* Далее мы будем рассматривать только открытый рынок труда, не касаясь его скрытой части, связанной с избыточной занятостью. Поэтому вместо термина «открытый рынок труда» будем употреблять более общий термин - «текущий рынок труда».
треннего вторичного рынка труда характерны: высокий удельный вес вакансий физического труда средней и низкой квалификации (до 80% от всех вакансий); высокая доля рабочих мест и вакансий с низкой заработной платой (свыше 40%); высокая доля массовых рабочих профессий (до 80%). Для внешнего вторичного рынка труда характерны: стабильно высокий удельный вес женщин (2/3); высокий удельный вес лиц с общим средним и общим базовым образованием (1/2); низкий уровень пособия по безработице (10% от среднемесячной заработной платы).
Таблица 2. Характеристика официальной части текущего рынка труда в регионах Республики Беларусь (в среднем за 2009 г.)
Численность и структура безработных Брест- ская обл. Витеб- ская обл. Гомель- ская обл. Грод- ненская обл. Мин- ская обл. Моги- левская обл. г. Минск Респуб- лика Беларусь
Уровень зарегистрированной безработицы, коэффициент 1,0 1,1 1,1 1,1 0,8 1,0 0,4 0,9
Численность зарегистрированных безработных, тыс. чел. 6,5 6,5 7,0 5,4 5,5 4,9 4,4 40,2
Число свободных рабочих мест и вакансий, тыс. 3,9 3,3 3,9 2,9 4,8 2,9 12,8 34,5
Нагрузка безработных в расчете на одну вакансию, тыс. чел. 1,7 1,9 1,8 1,9 1,1 1,7 0,4 1,2
Структура безработных по полу, %:
мужчины женщины 37,3 62,7 45,9 54,1 40,3 59,7 44,8 55,2 45,9 54,1 40.5 59.5 48,1 51,9 43.0 57.0
Структура безработных по возрасту, %:
16-19 лет 20-29 лет 30-49 лет 50 лет и старше 7.0 33.0 44.1 15,9 6,5 27,6 45.4 20.5 7.7 34.8 41.8 15.7 7,2 29.9 47,0 15.9 9,7 32,9 43,8 13,6 7,3 32,7 42.0 18.0 11,6 34,6 37.9 15.9 8,0 32.2 43.3 16,5
Структура безработных по уровню образования, %:
высшее среднее специальное общее среднее общее базовое 9,1 40,9 42,4 7,6 8.4 35.4 35,2 21,0 8,6 40,0 39,8 11,6 10,1 37,7 44,2 8,0 6.4 38.4 44.1 11.1 9.0 45.0 36,9 9,1 24.7 32.8 32,5 10,0 10,3 38.6 39.6 11,5
Средняя продолжительность безработицы, мес. 4,9 4,3 4,4 4,6 3,6 3,0 2,8 4,0
Удельный вес безработных, получающих пособие по безработице, % 58,0 56,4 56,3 63,6 50,5 67,4 36,6 55,7
И с т о ч н и к: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.) / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2010. - С. 109, 110, 112, 114.
Анализ структуры общей безработицы. При анализе общей безработицы необходимо иметь в виду, что характерная для республики структурная безработица усугубляется циклической безработицей, связанной со сниже-
нием деловой активности и отражающей уменьшение объемов производства и «сжатие» рынка труда в 2008-2009 гг. В табл. 1 показано, что в общем объеме трудовых ресурсов статистикой не учитываются 690,2 тыс. чел., что составляет 11,1% от трудовых ресурсов. К этой группе принято относить незарегистрированных безработных, наряду с трудовыми мигрантами, лицами, ведущими домохозяйство и прочими (по оценкам экономистов, трудовые мигранты составляют примерно 300 тыс. человек). Исходя из опыта выборочных обследований домохозяйств г. Минска, Минской и Брестской областей, проведенных под научным руководством автора по заказу Минского НИИ социально-экономических и политических проблем (Оценка реального уровня безработицы, 1997, 1998, 1999 гг.), доли лиц, ведущих домохозяйство, и прочих составляют по 10% от всех, занятие которых оказалось невозможным определить [13, с. 91-99]. Исходя из этих расчетов, количество незарегистрированных безработных в республике составляет 250,2 тыс., или 6,3% от экономически активного населения. Аналогичные расчеты, сделанные по областям, позволяют отразить в табл. 3 общую картину уровня регистрируемой, нерегистрируемой и общей безработицы по регионам и республике в целом. Для сравнения отметим, что в России уровень общей безработицы, измеряемой в ходе выборочных обследований домохозяйств, составил в 2008 г. 6,3% к экономически активному населению (при уровне регистрируемой - 2,0%) [14, с. 129]. Из табл. 3 следует, что в регионах Республики Беларусь показатели суммарной безработицы (по отношению к экономически активному населению) значительно выше, чем в г. Минске, при более слабом статистическом контроле ее нереги-стрируемой части.
Таблица 3. Уровень регистрируемой, нерегистрируемой и общей безработицы по регионам и республике в целом (в среднем за 2009 г.)
Показатель Брест- ская обл. Витеб- ская обл. Гомель- ская обл. Грод- ненская обл. Мин- ская обл. Моги- левская обл. г. Минск Респуб- лика Беларусь
Экономически активное население, тыс. чел. 637,7 575,6 670,2 512,1 678,5 512,9 1080,9 4667,9
Зарегистрированные безработные, тыс. чел. 6,5 6,5 7,0 5,4 5,5 5,0 4,4 40,3
Незарегистрированные безработные, тыс. чел. 40,6 44,9 42,1 34,4 44,1 37,7 6,4 250,2
Уровень регистрируемой безработицы, % 1,0 1,1 1,1 1,1 0,8 1,0 0,4 0,9
Уровень нерегистрируемой безработицы, % 67,4 7,8 6,3 6,7 6,5 7,3 0,6 5,4
Уровень общей безработицы, % 7,4 8,9 7,4 7,8 7,3 8,3 1,0 6,3
Р а с с ч и т а н о п о: Трудовые ресурсы и занятость Республики Беларусь в 2009 году (По данным баланса трудовых ресурсов) / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2010. - С. 5-6; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.) / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. -Минск, 2010. - С. 95, 109.
Анализ данного феномена показывает, что соотношение учитываемого и не учитываемого статистикой населения во многом зависит от числа учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства. Если в столице доля учащихся и студентов составляет 14,6% от трудовых ресурсов, то в областях она колеблется от 5,7% в Минской области до 9,2% в Могилевской области. Это вызывает ослабление статистического контроля незанятого населения. Получается, что привлечение молодежи к продолжению профессионально-технического и среднего специального образования является пусть не единственным, но важным социальным механизмом уменьшения контингента незарегистрированных безработных и, соответственно, уровня нерегистриру-емой безработицы.
Регистрируемая безработица, находясь под управляющим воздействием государственной службы занятости, требует совершенно определенных мер регуляции. Это включение индивидов в рынок труда через механизм трудоустройства и механизмы профессионального обучения и переобучения, включение социально уязвимых категорий населения в рынок труда через механизмы социальной защиты, развитие гибких форм труда и рабочего времени. Что касается нерегистрируемой безработицы, то, выходя из-под контроля органов управления, она становится стихийным феноменом, что чревато усилением «теневой экономики» и других нежелательных явлений. Регулирование этого структурного компонента возможно с помощью мотивационно-стимуляцион-ных механизмов, формируемых усилиями службы занятости для вовлечения этой части безработных в сферу своего влияния, а также нормативно-правовых механизмов, способствующих созданию экономических, социальных и правовых условий для развития самозанятости, предпринимательства и малого бизнеса в Республике Беларусь [13].
Анализ занятости, незанятости и безработицы в регионах и по республике в целом показывает, что усилиями государственной службы занятости населения аккумулируется информация лишь о динамике официальной части текущего рынка труда. Согласно данной информации, регистрируемая безработица в Брестском регионе составляет 1,0%; в Витебском - 1,1; в Гомельском - 1,1; в Гродненском - 1,1; в Минском - 0,8; в Могилевском - 1,0; в г. Минске - 0,4; по республике в целом - 0,9% от экономически активного населения [11, с. 6]. Информация об остальной части безработных остается вне поля зрения государственной службы занятости. Между тем необходимо оценивать весь текущий (в его официальной и неофициальной части) рынок труда в плане спроса и предложения рабочей силы, с учетом как регистрируемой, так и нерегистрируемой безработицы, сведения о которой получаются путем обследования домашних хозяйств. Сложность проблемы в том, что не-регистрируемая безработица, перемещаясь в первичный внешний рынок труда, представляет собой феномен самостоятельного трудоустройства (в том числе с использованием социальных сетей) и осуществляется в обход государственной службы занятости.
Причины такого явления кроются в самой практике регулирования трудовой занятости в Беларуси. Для представителей вторичного рынка труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как, во-первых, это легализация их бездеятельности, во-вторых, статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот (например, в оплате коммунальных услуг). Представителям первичного рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службе занятости по следующим причинам: малый размер пособия не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается; организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд; служба занятости располагает информацией о вакансиях в основном по непрестижным рабочим местам; в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного. Это во многом объясняет увеличение в структуре зарегистрированных безработных доли лиц именно с невостребованным высшим образованием.
Итак, безработица в целом является результатом политики трудовой занятости в государственном масштабе, а не работы отдельно взятого государственного ведомства (в данном случае - государственной службы занятости). Практика регулирования занятости сводится к контролю регистрируемой безработицы (официальной части текущего рынка труда), что приводит к расхождению между уровнями регистрируемой и нерегистрируемой безработицы. Административное снижение регистрируемой безработицы (на официальной части текущего рынка труда) неизбежно ведет к повышению нерегистрируемой безработицы на неофициальной части текущего рынка труда. Характер регулирования занятости, незанятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть текущего рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости и пока что недостаточно согласуется с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь, обозначившей необходимость перехода к новой экономике знаний как основе трансформационных процессов в обществе.
Литература
1. Соколова, Г. Н. Региональные проблемы и региональная политика в Республике Беларусь / Г. Н. Соколова // Социология регионального и городского развития: сб. ст. / Под ред. И. П. Рязанцева. - М.: Гаудеамус, 2006. - С. 160-172.
2. Рязанцев, И. П. Экономическая социология (региональный аспект) / И. П. Рязанцев, М. С. Халиков. - М.: МАКС Пресс, 2003. - 456 с.
3. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг. - Минск, 2006. - 101 с.
4. Шимов, В. Н. Устойчивое развитие: проблемы, императивы, механизмы достижения / В. Н. Шимов, А. В. Богданович, С. П. Ткачев // Белорус. экон. журн. - 2002. - №. 1. - С. 4-12.
5. Соколова, Г. Н. Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы / Г. Н. Соколова. - Минск: Белорус. наука, 2006. - 302 с.
6. Loveridge, R. Theories of Labor Market Segmentation / R. Loveridge, A. Mok. - Brussels, 1989. - 230 p.
7. Соколова, Г. Н. Белорусский рынок труда: тенденции развития и социальные механизмы регулирования / Г. Н. Соколова. - Минск: Право и экономика, 2006. - 134 с.
8. Соколова, Г. Н. Рынок труда г. Минска: социологический анализ / Г. Н. Соколова // Социология. - 2008. - № 2. - С. 67-83.
9. Ванкевич, Е. В. Управление региональным рынком труда при переходе к рыночной модели социальной политики в Беларуси / Е. В. Ванкевич, А. П. Морова, И. В. Новикова. - Витебск: ВГТУ, 2004. - 304 с.
10. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.) / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2010. - 582 с.
11. Трудовые ресурсы и занятость Республики Беларусь в 2008 году (по данным баланса трудовых ресурсов) / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2009. - 29 с.
12. Лексин, В. Городская Россия - проблемное воплощение реформ / В. Лексин, А. Швецов // Рос. экон. журн. - 2002. - № 2. - С. 3-28.
13. Соколова, Г. Н. Социально-экономические механизмы регулирования нерегистрируемой безработицы / Г. Н. Соколова, О. В. Кобяк // Белорус. экон. журн. - 2001. - № 4. - С. 91-99.
14. Российский статистический ежегодник, 2009 (Стат. сб.). - М.: Росстат, 2009. - 826 с.
G. N. SOKOLOVA
LABOUR MARKET IN THE REGIONS OF THE REPUBLIC OF BELARUS: EMPLOYMENT, UNDEREMPLOYMENT AND UNEMPLOYMENT
Summary
The author offers a conception of the labor market analysis developing it with theory of the labor market segmentation. There are given specified definitions of the aggregate and current labor market I the regions of Belarus. The results of the research show that character of regulation for employment and unemployment in Belarus, which affects only the official part of the current labor market, contributes to inefficient employment and does not yet sufficiently fit into the State program for innovative development of Belarus.
Key words: labor market concept, labor market segmentation, aggregate labor market, current labor market, employment, underemployment, unemployment.
Поступила 03.10.2011 г.