НЕДЕЛЯЙ Д.В.
АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА НА РЫНКЕ ТРУДА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ЗАНЯТОСТИ
В современных условиях государственная политика в сфере развития рынка труда в Российской Федерации должна опираться на обновленные институты рынка труда, нормативно-правовую базу и соответствующие организационные структуры по всей территории страны и обеспечивать развитие продуктивной свободно избранной занятости, снижение масштабов безработицы до уровня, не препятствующего экономическому росту: создание нормативно-правовых, экономических условий для эффективного функционирования гибкого рынка труда; усиление роли социального партнерства; повышение качества рабочей силы и стимулирование создания новых рабочих мест.
NEDELJAJ D.V.
ACTIVE POLICY ON THE LABOR MARKET AS AN INSTRUMENT FOR
THE EFFICIENT EMPLOYMENT
In modern conditions the state policy in the sphere of labor market development in the Russian Federation must be based on updated labor market institutions, legal framework and appropriate organizational structures throughout the country and ensure the development of productive freely chosen employment, reducing poverty, unemployment botitsy to the level of without hindering economic growth: the creation of legal, economic conditions for the effective functioning of the labor-market flexibility, strengthening the role of social partnership to improve the quality of labor and stimulate the creation of new jobs.
Ключевые слова: рынок труда; трудовые ресурсы; экономическая эффективность; инвестиции; безработица; государственная политика; экономический рост; регулирование рынка трудовых ресурсов; политика занятости; демография; конкурентоспособная рабочая сила; социальное партнерство; миграционные процессы; оплата труда; макроэкономическое регулирование; федеральные целевые программы.
Keywords: labor market, labor resources, economic efficiency, investment, unemployment, public policy, economic growth, regulation of labor markets, employment policy, demographics, competitive workforce, social partnership, the migration processes; wages; macroeconomic management, federal trust program.
Процесс формирования рынка труда в совокупности всех составляющих его элементов и отношений, как правило, осуществляется не одновременно и разными темпами в зависимости от исторических условий развития любой страны, включая и Россию. Важное значение имеет не только проявление общих закономерностей формирования рынка труда, но и специфики
создания рыночной среды. Несмотря на определенные положительные результаты в области регулирования рынка труда в последние годы (принятие ряда законов, организация сквозной структуры управления, проведение обследований населения), российский рынок труда во многом еще не сложился в единое целое, в нем слабо действуют рыночные регуляторы и движущие силы, он остается разбалансированным по основным параметрам. Главная причина такой разбалансированности в сохранении тех факторов, которые обусловили унаследованную от недавнего прошлого систему использования трудовых ресурсов, характеризующуюся завышенным (по сравнению с реальными или потенциально целесообразными потребностями экономики) спросом на рабочую силу, заниженными требованиями к ее качеству, многочисленными преградами на пути перераспределения работников, значительной долей в экономике оборонного комплекса с присущим ему отсутствием лимитирующего влияния критериев экономической эффективности, а также наличием многих градообразующих предприятий (более 400), относящихся к оборонному комплексу [2, с. 96] .
Другим аспектом несбалансированности рынка труда является завышенная потребность населения в рабочих местах в силу низких доходов и отсутствия денежных накоплений, а также обусловленный этими причинами повышенный приток на рынок труда лиц пенсионного возраста, женщин с детьми, что в конечном счете ухудшает состав занятых и порождает несоответствие профессионально-квалификационных характеристик экономически активного населения в структуре рабочих мест и тенденциям ее изменения.
Вместе с тем факторы и специфические особенности формирования общероссийского рынка труда оказывают влияние на современные тенденции и условия занятости населения, которые проявляются следующим образом:
❖ отсутствие управляемости системой формирования доходов, как следствие социально-экономического кризиса, привело к переориентации спроса на рабочую силу в сторону малоквалифицированного труда, позволяющего при малых затратах со стороны работодателя извлекать значительные доходы. По данным ВЦИОМ, за последнее время уменьшилась доля работников с высоким уровнем мотивации, характерная в основном для высококвалифицированных специалистов, значительно увеличилась доля работников, рассматривающих труд лишь как источник средств к существованию (около 60%) [4, с.59];
❖ сокращение инвестиций на обновление основных производственных фондов, снижение контроля за безопасностью труда, а также отсутствие требований повышения эффективности производства обусловливают ухудшение условий труда, накопление излишней рабочей силы на производстве при недоиспользовании имеющихся производственных мощностей[1, с. 61];
❖ различные социально-экономические, природно-климатические, а также демографические условия в регионах России обусловили
дифференциацию по показателям, характеризующим состояние рынка труда;
❖ пространственное несовпадение богатейших земельных и других природных ресурсов оказывает существенное влияние на возможности освоения этих территорий. К примеру, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают 64% территории Российской Федерации, на которые приходится львиная доля запасов нефти, газа, золота, алмазов и лишь 6,6% населения страны[4, с.63];
❖ рост и состояние безработицы в российской экономике в настоящее время не соответствуют сложившейся теории и практике перехода к рынку, когда обычно это связано с демонополизацией, развитием конкуренции и повышением эффективности производства. Здесь же эти процессы вызваны совсем иными причинами: структурно-регрессивным спадом производства в условиях разрушения прежних хозяйственных связей и механизмов функционирования хозяйства при медленном формировании новых рынков и новых (рыночных) механизмов регулирования и саморегулирования экономики;
❖ существовавшее ранее и усилившееся в период рыночных преобразований занижение цены труда в настоящее время проявляется в необоснованных межотраслевых и межпрофессиональных диспропорциях в уровне оплаты труда, что в целом негативно отражается на уровне и качестве жизни населения в России [5, с.110, 111];
❖ значительное влияние на соответствие между спросом и предложением рабочей силы с точки зрения профессионально-квалификационной структуры оказывают миграционные процессы, обусловливающие приток в Россию лиц низкой квалификации и отток из нее в виде «утечки мозгов» высококвалифицированной рабочей силы.
Описанные выше факторы также можно характеризовать по характеру проявления (таблица 1).
Государственная политика регулирования рынка труда, опираясь на мировой опыт формирования общественных институтов и институциональных структур, одновременно должна учитывать специфику российских условий, определяющих ее выбор и приоритетные направления. Непременной исходной позицией государства при регулировании процессов на рынке труда всегда является задача обеспечения продуктивной занятости, как правило обусловливающей экономический рост, вследствие которого расширяется спрос, в том числе и на рабочую силу. Этому должна быть подчинена деятельность государства по линии прогнозирования перспектив развития и обеспечения задач экономического роста; повышения занятости населения; подготовки целевых программ по созданию и расширению рабочих мест; выработки нормативно-правовых основ обеспечения занятости; социальной поддержки безработных; профессиональной подготовки и переподготовки кадров; увязки потребностей рынка труда с рынком учебных услуг в части количества и качества специалистов по их профессиональной структуре; соз-
дания институциональных структур, обеспечивающих решение текущих задач в сфере занятости и материальной поддержки безработных; выработки согласованных механизмов по регулированию занятости на действующих производствах и предотвращения массовой безработицы на основе коллективно-договорных и согласительных механизмов.
Таблица 1.
Система факторов, оказывающих наибольшее влияние на состояние и
развитие национального рынка труда 2005-2010 г.
Наименование фактора Характер проявления
Наследственный особая роль коллективных начал; отсутствие частнособственнических и рыночных традиций; трудовой менталитет; трудоизбыточность на предприятиях
Социально-экономический спад производства; структурная перестройка народного хозяйства; приватизация; либерализация цен; жесткая монетарная политика, сужающая спрос; гипертрофированные размеры теневой экономики; отсутствие инвестиций долгосрочного характера
Природно-ресурсный высокая обеспеченность стратегическими природными ресурсами; наличие свободных земель для производственных инвестиций
Внешнеэкономический переориентация большей части внутренней торговли на импорт; доминирование во внешнеторговом обороте природных ресурсов; вытеснение отечественного производителя с мирового и внутреннего рынков; массовый отток капитала из страны
Миграционный положительное сальдо миграции в целом; положительное сальдо миграции у российского села; значительное увеличение временной неучтенной миграции; "утечка мозгов" за рубеж
Политический потеря единой системы власти в стране; неустойчивость политической ситуации; распад двух крупнейших геополитических структур - СЭВ и СССР
Институциаль-ный особенности трудового законодательства; степень влияния профсоюзов; наиболее распространенные системы найма и типы трудовых контрактов
Проблемы институционального регулирования рынка труда в отечественной экономической науке приобретают все большую актуальность. Связано это с обострением проблемы дефицита квалифицированных трудовых ресурсов. При разработке концептуальных подходов к исследованию сферы трудовых отношений в условиях современных общемировых тенденций важное значение имеет признание совершающихся экономических изменений в России как объективных, органически присущих общему трансформационному процессу в рамках мировой глобализации. В этой связи уточним, что совершающиеся рыночные преобразования в России - процесс, генетические основы которого сложились в предшествующем периоде российского разви-
тия, по своему характеру и направлениям развития отражает общемировые тенденции. В этом общем процессе рыночные механизмы мотивации труда субъектов хозяйствования могут быть сформированы лишь в процессе эволюционного развития в русле решаемых задач. Такая постановка проблем позволяет сделать вывод о том, что институциональный подход к их решению является важнейшим.
В регулировании рынка труда, в преодолении негативных последствий влияния глобализации и экономической трансформации национальной экономической системы первостепенную значимость приобретают следующие институты (рисунок 1.1.).
ИНСТИТУТ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
ИНСТИТУТ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ
ПЛАТЫ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Рис. 1. Институты регулирования рынка труда
Государственное регулирование занятости и рынка труда предполагает изучение и использование совокупности институциональных и экономических условий, организационных и нормативно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять целенаправленное воздействие на динамику основных параметров трудовой сферы в соответствии со стоящими перед обществом стратегическими и тактическими задачами ее развития. Генеральной целью политики государства является содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. При этом создание максимально благоприятных условий для обеспечения работой всех, кто ее ищет и готов работать, должно стать неотъемлемой составной частью стратегических целевых установок государства. Необходимы механизмы «встраивания» политики занятости в систему макроэкономического регулирования.
Так, программирование занятости населения в экономике должно осуществляться на этапе выработки сценария социально-экономического развития страны и ее территорий в соответствии с разрабатываемыми социально-экономическими ориентирами и учетом демографического фактора. В рамках программирования занятости необходимо, прежде всего, определить ожи-
РЫНОК ТРУДА
даемую экономическую активность населения или потребность населения в работе, а также уровень ее удовлетворения или собственно занятость населения в экономике. На этой основе достигается конечная цель программирования - определение параметров ожидаемой в перспективном периоде безработицы. Однако, как показывает практика, в среднесрочных прогнозах и программах действия Правительства по социально-экономическому развитию, разрабатываемых за последнее время, параметры безработицы и занятости населения не предусматриваются.
Одной из форм государственного регулирования рынка труда в России является разработка и реализация федеральных целевых программ содействия занятости населения, программ по созданию и сохранению рабочих мест. Этому, как правило, предшествуют обоснования и концептуальные проработки направлений политики занятости, а также планы действий по реализации намечаемых мероприятий в этой области [6].
К примеру, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008г. №1193-р была одобрена концепция действий на рынке труда на 2008-2010 годы (далее - Концепция) [5]. В Концепции определены основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.
Механизм реализации Концепции предполагал разработку и осуществление мероприятий по созданию правовых, финансово-экономических и организационно-методических условий для развития рынка труда и содействия занятости населения. В качестве необходимых мер предусматривались следующие:
❖ разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения;
❖ консолидация финансовых средств для реализации мероприятий по содействию занятости населения и повышению эффективности их использования;
❖ координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости;
❖ привлечение средств местных бюджетов и работодателей для реализации мер по содействию занятости работников, подлежащих увольнению.
Как показала практика, исчезли как неоправданные федеральные целевые программы, целиком финансируемые из госбюджета. На смену им пришли максимально приближенные к нуждам территорий программы занятости, совместно финансируемые за счет федерального, регионального либо муниципального бюджетов. К примеру, это могут быть программы по организации общественных работ, по обеспечению самозанятости населения, его профилирования либо перепрофилирования и т.д.
В соответствии со ст. 14 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» во всех субъектах Российской Федерации действуют территориальные программы содействия занятости населения, которые разрабатываются территориальными органами службы занятости и согласовываются со своим министерством. [4, с.66].
Однако все эти меры, осуществляемые за счет скудных ресурсов регионов, направленные на поддержание занятости населения и предотвращение роста безработицы, явно недостаточны. Необходим прорыв в государственной политике, обеспечивающий следующую цепочку: рост производства ^ спрос на рабочую силу ^ повышение платежеспособного спроса ^ существенный прирост производства и ВВП.
Для этого необходима мобилизация финансовых ресурсов и инвестирование их в экономику [3, с. 47-48].
Важное условие стабилизации и последующего экономического роста в России - конкурентоспособная рабочая сила. Опыт развитых стран свидетельствует, что необходимого соответствия вещественных и личностных факторов производства практически нельзя достичь без целенаправленных государственных мер по подготовке квалифицированной рабочей силы. Разработка и реализация указанных мер предполагает подключение к этой работе всех государственных и общественных структур, так или иначе связанных с формированием трудового потенциала страны и его использованием при соблюдении социальных прав и гарантий трудящихся, закрепленных в Конституции и трудовом законодательстве.
Регулирование процессов на национальном рынке труда не может обходиться без таких значимых общественных институтов, как институт социального партнерства, где важная роль отводится государству. В системе социального партнерства государство реализует функции гаранта основополагающих гражданских прав и независимого регулятора в системе социально-трудовых отношений, разрабатывая правовые основы и организационные формы социального партнерства, правила и механизмы взаимодействия сторон, обоснованные размеры и порядок определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной заработной платы, социальных льгот и гарантий и др.).
Наряду с этим, поскольку государство является крупным работодателем, оно может быть одной из сторон на трехсторонних переговорах по соци -ально-трудовым отношениям, включающих представителей общероссийских профсоюзов и работодателей, а также представителей Правительства Российской Федерации.
Социальное партнерство на трехсторонней основе стало складываться с начала 90-х годов, т.е. на заре формирования рынка труда, выполняя роль социального амортизатора. Как показала практика, партнерства в полном его понимании не получилось ввиду ряда организационных и правовых недоработок, трансформировавших систему социального партнерства в односторонние и согласованные требования профсоюзов и работодателей к Правительству, с одной стороны, и соглашательства между Правительством и работодателями, а также между профсоюзами и Правительством, с другой стороны. Таким образом, на новом этапе реформ социальной целью является совершенствование как законодательной базы, так и практики социального партнерства.
Представляется, что институт социального партнерства в России должен получить дальнейшее развитие в первую очередь в части выработки согласованных механизмов использования рабочей силы на рынке труда путем создания благоприятных условий для работы, возможностей профессионального роста, повышения уровня квалификации, достойного материального обеспечения и уровня социальной защищенности, повышения гибкости использования рабочей силы и недопущения массового высвобождения работников и закрытия предприятий.
Сложившаяся политическая и социально-экономическая ситуация на постсоветском пространстве резко актуализировала значение миграционных процессов как между бывшими республиками СССР, так и между российскими регионами. Они не могли не сказаться на проблемах формирования рынка труда, которые имеют отчетливо окрашенную региональную специфику. Успешное функционирование регионального рынка труда возможно только при наличии доступного, но не избыточного количества трудовых ресурсов определенного качественного состава, важную роль в формировании которого играет трудовая миграция, выступающая частью постоянного движения трудовых ресурсов. Негативные последствия социально-экономических преобразований на постсоветском пространстве привели в регионах Российской Федерации к развитию противоположных по своей направленности миграционных процессов, породив деформации по линии спроса и предложения труда: переизбыток малоквалифицированной рабочей силы в одних регионах и недостаток специалистов высокой квалификации в других [1, с.201].
Если внутренняя (внутри страны между регионами) и внешняя (легальная из-за рубежа) трудовая миграция еще подлежит регулированию, поскольку в первом случае зависит от способности мигранта к временному трудоустройству, а во втором - реализуется при наличии соответствующих квот на получение работы, то самой большой проблемой на сегодня является нелегальная трудовая миграция.
По разным оценкам, масштабы накопленного потенциала нелегальной трудовой миграции составляют от 5 до 10 млн. чел. Нелегальная трудовая миграция оказывает на российский рынок труда неоднозначное воздействие. С одной стороны, происходит сдерживание роста оплаты труда по соответст-
вующим профессиям, уход в теневую сферу, сокрытие налогов и криминализация деятельности, что несет угрозу национальной безопасности, с другой стороны, заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у российских граждан, а также создание дополнительных рабочих мест в малом бизнеса, что в целом работает на экономику регионов.
Вместе с тем нельзя не отметить и наличие негативных тенденций внутренней трудовой миграции, характеризующихся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами, и притоком населения в Южную и Центральную части России, где и без того высокая плотность населения и значительна уже сфера приложения труда.
Учитывая современные особенности демографической ситуации в России, основным механизмом по укреплению демографических составляющих рынка труда должна стать активизация миграционной политики, которая предусматривает работу по двум основным направлениям регулирования процессов: а) внутренней трудовой миграции; б) внешней трудовой миграции
[7].
Итак, государственная политика в сфере развития рынка труда Российской Федерации прежде всего должна опираться на обновленные институты рынка труда, нормативно-правовую базу и соответствующие организационные структуры по всей территории страны и обеспечивать развитие продуктивной свободно избранной занятости, снижение масштабов безработицы до уровня, не препятствующего экономическому росту: создание нормативно-правовых, экономических условий для эффективного функционирования гибкого рынка труда; усиление роли социального партнерства; повышение качества рабочей силы и стимулирование создания новых рабочих мест.
_Литература_
1. Айгумов А.Д. Региональные аспекты формирования и регулирования рынка труда. - М.: НИИ труда, 1999. - с. 201.
2. Величковский Б.Т. Жизнеспособность нации. Роль трудовой мотивации и социального стресса. - М., 2007.
3. Катульский Е.Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда // Человек и труд, 2008, №1. - С. 47-48.
4. Микульский К.И. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. - М.: Наука, 2009.
5. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. - М., Росстат, 2009, - С. 110, 111.
6. Сайт Государственной службы занятости [Электронный ресурс] http://www.rostrud.info/results/.
7. Сайт Демография [Электронный ресурс] www.demography.ru