Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов государственного регулирования рынка труда в условиях модернизации экономики'

Совершенствование механизмов государственного регулирования рынка труда в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11544
613
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / РАБОЧАЯ СИЛА / РЫНОК ТРУДА РФ / UNEMPLOYMENT / STATE EMPLOYMENT POLICY / STATE REGULATION OF THE LABOR MARKET / MECHANISMS OF STATE REGULATION / LABOR FORCE / LABOR MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиядуллаев Наби Саидкаримович, Лясников Николай Васильевич, Воронов Александр Сергеевич

Статья посвящена исследованию особенностей практики государственного регулирования рынка труда с учетом анализа международного опыта его функционирования. Определена сущность рынка труда, а также рассмотрены нормативное правовое регулирование российского рынка труда и тенденции его развития. Выявлены основные проблемы и перспективы на рынке труда. Установлено, что в условиях экономической нестабильности наблюдается резкое нарушение пропорций спроса и предложения рабочей силы. Когда соотношение спроса и предложения рабочей силы меняется в зависимости от соотношения и фактической оплаты труда, то эту зависимость целесообразно учитывать при принятии управленческих решений по регулированию занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Labor Market State Regulation Mechanisms in the Context of Economic Modernization

The authors examine the features of labor market public regulation practice and analyze the international experience of the labor market functioning. They determine the essence and trends of the modern labor market as well as review its regulatory framework in the Russian Federation. The authors also identify the main problems and prospects of the labor market. It is determined that the ratio of labor demand and supply is vastly violated in conditions of economic instability. This ratio may vary depending on the labor ratio and actual pay. This relation should be taken into account in the process of decision-making on the employment regulation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов государственного регулирования рынка труда в условиях модернизации экономики»

Зиядуллаев Н.С., Лясников Н.В., Воронов А.С.

Совершенствование механизмов государственного регулирования рынка труда в условиях модернизации

экономики

Зиядуллаев Наби Саидкаримович — доктор экономических наук, профессор, главный

научный сотрудник, Институт проблем рынка РАН, заслуженный деятель науки РФ,

Москва, РФ.

E-mail: nabi926@mail.ru

SPIN-код РИНЦ: 6956-4418

Лясников Николай Васильевич — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт проблем рынка РАН, Москва, РФ. E-mail: acadra@yandex. ru SPIN-код РИНЦ: 8866-5490

Воронов Александр Сергеевич — кандидат экономических наук, доцент, руководитель центра инновационного проектирования, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: voronov@spa.msu.ru SPIN-код РИНЦ: 4606-5045

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей практики государственного регулирования рынка труда с учетом анализа международного опыта его функционирования. Определена сущность рынка труда, а также рассмотрены нормативное правовое регулирование российского рынка труда и тенденции его развития. Выявлены основные проблемы и перспективы на рынке труда. Установлено, что в условиях экономической нестабильности наблюдается резкое нарушение пропорций спроса и предложения рабочей силы. Когда соотношение спроса и предложения рабочей силы меняется в зависимости от соотношения и фактической оплаты труда, то эту зависимость целесообразно учитывать при принятии управленческих решений по регулированию занятости.

Ключевые слова

Безработица, государственная политика занятости, государственное регулирование рынка труда, механизмы государственного регулирования, рабочая сила, рынок труда РФ.

Рынок труда является частью экономической системы страны, поэтому он

отражает большинство политических и социально-экономических процессов,

происходящих в государстве.

В классическом понимании рынок труда — это сфера формирования спроса и

предложения на рабочую силу. Современное состояние рынка труда формируется под

влиянием политико-экономической ситуации, которая характеризуется длительным

спадом производства, финансовой нестабильностью экономики и недостаточным

реформированием хозяйственного механизма. Рынок труда является индикатором

состояния экономики, определяет ее развитие.

Поиск путей оптимизации механизма государственного регулирования рынка

труда является актуальной научной задачей, определенной масштабностью и

33

сложностью социально-экономических, социально-правовых и организационных аспектов функционирования и развития всей трудовой сферы. Для получения положительного результата необходим комплексный подход к ее улучшению, основанный на качественно новом уровне системы регулирования.

Кризисное сокращение производства дестабилизирует рынок труда и обостряет проблему занятости населения. Уровень безработицы в России официально составляет 4,7% по состоянию на июнь-август 2018 г.1; спецификой рынка труда в России является латентный характер безработицы: реальная численность безработных значительно превышает официальные показатели. Большая часть трудоспособных граждан официально не оформлена, в том числе не зарегистрирована в качестве безработных на бирже труда.

Для совершенствования системы регулирования рынка труда, во-первых, необходимо, чтобы нормы и правила, которые регулируют рынок труда, становились более простыми, более прозрачными и менее затратными для ключевых акторов. Во-вторых, законы и контракты должны быть радикально улучшены.

Цифровые технологии активно проникают в управление всеми трудовыми процессами. Например, введение электронного кадрового документооборота и виртуальных электронных книжек создадут дополнительные возможности законного трудоустройства для дистанционных и удаленных работников.

Различным аспектам развития и функционирования рынка труда посвящены труды таких исследователей, как Ахмедов К.А.2, Ветчинова В.Ю.3, Зарипова Э.А.4, Мекркулова Ю.П.5, Попова Н.В.6 В работах Л.В. Якименко и Е.А. Полищук систематизируются элементы механизма регулирования рынка труда в России,

1 Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет по субъектам Российской Федерации, в среднем за три месяца // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/trud/trud6 15-72.xls (дата обращения: 13.08.2018).

2 Ахмедов К.А. Особенности и проблемы государственного регулирования рынка труда в условиях рыночной экономики // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/49EVN316.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

3 Ветчинова В.Ю. Механизмы государственного регулирования рынка труда РФ // Теория и практика современной науки. 2017. № 3 (21). URL: http://modern-i.ru/domains data/files/21/VetchinovaV.Yu.%20.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

4 Зарипова Э.А. Регулирование рынка труда как катализатор преобразований // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 158-160.

5 Меркулова Ю.П. Государственное регулирование регионального рынка труда и приоритеты государственной политики занятости // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в 21 веке. Сборник материалов VII-й международной научно-практической конференции. Липецк, 2015. С. 70-73.

6 Попова Н.В. Опыт зарубежных стран в управлении занятостью и рынком труда // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-3. С. 592-595.

обосновывается необходимость уточнения концепции регулирующего комплекса в целом, так как от его эффективного функционирования зависит успешность развития всей страны7. Основная цель рынка труда как социально-экономического института — регулировать распределение профессиональных ресурсов в соответствии с потребностями.

В современных условиях следует выделить следующие формы и типы гибкости рынка труда: числовая, временная, производственная, функциональная. Числовая (внешняя количественная) гибкость обеспечивается сокращением и увеличением штатов. Временная (внутренняя количественная) гибкость обеспечивается количественными параметрами трудовых отношений, в частности различными вариациями рабочего времени (сверхурочная работа, неполный рабочий день, смешение графика работы и т.д.); некоторые авторы присоединяют сюда гибкость оплаты труда, поскольку она в большинстве случаев следует из временной гибкости. Производственная (внешняя качественная) гибкость обеспечивается стратегией изменения статуса труда: она особенно проявляется в использовании субподряда, передачи внутренних функций организациям и независимым работникам, может сопровождаться решениями о перемещении производства. Функциональная (внутренняя качественная) гибкость касается всех мероприятий, направленных на повышение квалификации персонала, его производственной эффективности путем введения взаимозаменяемости, бригадного труда, функциональной координации, делегирования ответственности, создания «групп-проектов».

Первичный рынок труда характеризуется преобладанием престижных работ с четкой квалификационной структурой. Оформление специалистов на рабочие должности требует наличия специализированных знаний, образования и квалификации. Первичный рынок труда, как правило, формируется в рамках внутрифирменного рынка. Основными чертами данного сегмента рынка труда являются более высокий уровень оплаты труда; стабильность положения работника, социальная защита при трудоустройстве; наличие «карьерных лестниц», возможности профессионального роста; внедрение инноваций (технологий), повышающих эффективность и производительность труда квалифицированных специалистов; наличие профсоюзов. На первичном рынке труда хорошо сформирован профессионально-квалификационный

7 Полищук Е.А. Систематизация методов регулирования рынка труда // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 149-153; Якименко Л.В. Социальная политика: государственное регулирование рынка труда и занятости населения // В мире научных открытий. Материалы XV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. Москва, 2015. С. 213-219.

состав рабочих кадров, как правило, это дипломированные специалисты. Профессионально-квалификационный состав рабочих образует систему, которая состоит из трех компонентов: профессионального компонента рынка с совокупностью профгрупп; квалификационного компонента рынка с совокупностью рабочих различной квалификации (с учетом ее уровня); квалификации, которая формируется профессиональными навыками, опытом и знаниями, необходимыми для выполнения конкретной квалифицированной работы.

Вторичный рынок труда отличается преобладанием менее престижных работ в сравнении с первичным рынком. При этом рабочий состав сформирован преимущественно людьми без квалификации или с квалификацией низкого уровня.

Основной характеристикой любого национального рынка труда является соотношение занятости и безработицы. Занятость характеризует состояние человека, включенного в общественно полезную деятельность, связанную с удовлетворением его личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству страны и приносящую трудовой доход8. Занятость можно определить еще и как относительный показатель количества занятых в труде представителей экономически активного населения к общей величине экономически активного населения. Противоположной характеристикой по отношению к занятости является безработица.

Безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг. Большинство ученых определяют безработицу как отсутствие работы у людей трудоспособного возраста, желающих работать. С точки зрения форм, она может быть: фрикционной, структурной, институциональной, циклической, сезонной9. Безработица влечет за собой ряд экономических и социальных проблем, а также имеет значительное негативное влияние на психологическое состояние людей, оказавшихся в данной ситуации. Рост безработицы, с одной стороны, приводит к снижению уровня экономического развития страны, социальным противоречиям, политическим беспорядкам, а с другой стороны, является их отражением. В условиях социального государства безработица предполагает государственную поддержку пособиями, и ее рост влечет увеличение расходов государственного бюджета. Безработица является

8 Веричева О.Н., Басов Н.Ф. Технологии социальной работы с молодежью // Материалы II межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием, 20-25 октября 2014 года. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014.

9 Лясников Н.В., Дудин М.Н. Менеджмент в XXI веке: сущность, проблемы и задачи // Путеводитель предпринимателя. 2010. № 8. С. 83-92.

следствием конкурентного механизма превышения количества желающих работать над количеством свободных рабочих мест10. Этот механизм зависит от многих факторов: величины территории и природно-климатических условий страны, структуры экономики, национальных обычаев, политического строя общества страны и т. д. Таким образом, если в стране присутствует такое экономическое явление, как наемный труд, то его всегда будет сопровождать безработица. Основными причинами безработицы на рынке труда России являются:

- нечеткая государственная политика распределения бюджетных средств;

- демографическая ситуация;

- снижение мобильности трудовых ресурсов (людям зрелого возраста важно изменить свою квалификацию);

- увеличение разницы доходов среди населения;

- нелегальное трудоустройство, работа без оформления за большую зарплату;

- невозможность трудоустройства таких групп населения, как молодежь, женщины с маленькими детьми, инвалиды;

- несвоевременные выплаты заработной платы;

- несоблюдение трудового законодательства работодателями и многие другие.

Рынки труда разных стран отличаются существованием административных, правовых и экономических границ, мешающих свободной продаже рабочей силы на выгодных для работника условиях. Политика государства на рынке труда должна быть направлена на сокращение уровня безработицы и повышение уровня занятости, то есть обеспечение возможности реализации своей трудовой активности всем гражданам. Уровень отрицательного воздействия безработицы на состояние экономики государства зависит от ряда параметров. Чтобы оценить степень этого влияния, целесообразно проводить исследования экономических и социальных последствий безработицы. В результате безработицы сокращаются объемы производства валового национального продукта; снижаются налоговые поступления в государственный

10 DudinM.N., LyasnikovN.V., Horikov Yu.V. Brain factor and its stating role in enterprises' competitive recovery // European Researcher. 2013. Vol. (38). № 1-1. P. 15-19.

бюджет; растут расходы на социальную помощь безработным; обесцениваются последствия обучения; происходит массовая деквалификация; усиливается социальная напряженность; снижается трудовая активность. Необходимыми мерами для снижения уровня безработицы на рынке труда являются:

- улучшение системы государственной службы занятости;

- льготы и дотации организациям и предприятиям за каждое новое рабочее место при сохранении уже существующих;

- налоговые льготы для новообразованных предприятий и организаций с целью увеличения на них количества рабочих мест;

- обеспечение работой выпускников высших учебных заведений для получения ими необходимого стажа работы;

- помощь бизнесу;

- создание учебных курсов по переквалификации рабочих;

- стимулирование повышения заработной платы на непопулярные профессии и т. д.

Проанализируем ситуацию на рынке труда в РФ. По данным Росстата, в России ежегодно снижается численность рабочей силы; численность занятых в 2017 г. снизилась на 0,1 млн чел., а в 2018 г. увеличилась на 0,2 млн чел.; ежегодно снижаются численность безработных, уровень безработицы и число безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения — см. Таблицу 1.

Таблица 1. Анализ занятости и безработицы в России в 2016-2018 гг.11

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. (январь-май) Абс.изм. 2017 г. к 2016 г. Абс.изм. 2018 г. к 2017 г.

Численность рабочей силы, млн чел. 76,6 76,3 76,1 -0,3 -0,2

Число занятых, млн чел. 72,4 72,3 72,5 -0,1 0,2

Число безработных, млн чел. 4,2 4 3,6 -0,2 -0,4

Уровень безработицы, % 5,5 5,2 4,7 -0,3 -0,5

Число безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения (на конец периода), млн чел. 1 0,8 0,7 -0,2 -0,1

11 Трудовые ресурсы // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat таш/го551а1/ги/51а115Ис5Маае5/1аЬоиг Аэгсе/# (дата обращения: 13.08.2018).

Уровень занятости населения экономической деятельностью в 2017 г. снижался среди женщин, мужчин, в городе, в селе, а также в целом по стране. В 2018 г. снижение уровня занятости населения экономической деятельностью отмечено среди мужчин и сельского населения — см. Таблицу 2.

Таблица 2. Уровень занятости населения в России в 2016-2018 гг.12

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. (январь-май) Абс.изм. 2017 г. к 2016 г. Абс.изм. 2018 г. к 2017 г.

Среди всего населения 66 59,7 59,8 -6,3 0,1

Среди мужчин 72 67,7 67,6 -4,3 -0,1

Среди женщин 60,7 53,2 53,3 -7,5 0,1

В городе 67,7 61,6 61,8 -6,1 0,2

В селе 60,8 54,2 53,8 -6,6 -0,4

Данные по занятости и безработице по федеральным округам России представлены на Рисунке 1.

70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0 --

59,7

2,9

ж Ü «

5 § u

и о

го

О щ

Л W

и и 8

о

56,5

55,6

10,4

60,9

6,7

5S К и 5S 2 я 5S к и 5S 2 я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 £ & ю

и о а ^ и о

£ и и ^ и

62,4

62,6

61,9

58,6

5,1

4,8

□ Уровень занятости, % □ Уровень безработицы, %

Рисунок 1. Уровень занятости населения и безработицы в России в среднем за

апрель-июнь 2018 г., %13

Самые высокие уровни занятости в Центральном и Дальневосточном ФО, самые низкие — в Северо-Кавказском и Южном ФО.

Численность безработных по федеральным округам России представлена на Рисунке 2.

12 Трудовые ресурсы // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/wages/labour force/ (дата обращения: 13.08.2018).

13 Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше по субъектам Российской Федерации, в среднем за три месяца // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/trud/trud6 15-s.xls; (дата обращения: 13.08.2018).

4000,0 -3500,0 -3000,0 -и 2500,0

и

О 2000,0 -

^ 1500,0 -1000,0 500,0 0,0

I I

169,2

а ч *

14

Рисунок 2. Численность безработных в России в среднем за апрель-июнь 2018 г.,

тыс. человек14

Государственное регулирование рынка труда является совокупностью различных функций управления, которые осуществляют государственные органы власти для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке труда15. Государственное регулирование нельзя считать единственным фактором, способным обеспечить баланс на рынке труда. Вместе с этим уменьшать роль государственного регулирования не следует, поскольку основные направления регулирования рынка труда осуществляются на уровне государственного управления.

С точки зрения таких авторов, как Кучма К.П., Кучма О.П., Горбунова О.Н., государственное регулирование на рынке труда направлено на достижение высокого уровня занятости; обеспечение максимального соответствия обучающихся структуре необходимых рабочих мест; сглаживание последствий безработицы16.

Регулирование рынка труда как процесс является сложной системой организационных, экономических и нормотворческих мер17. Государственное регулирование рынка труда выражается в разработке программ, нацеленных на создание наибольшего количества рабочих мест в государственном секторе; программ по подготовке и переподготовке рабочей силы; программ, помогающих

3620,«

659,«

642,«

618,3

484,4

458,1

292,1

296,1

14 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации в 2013-2018 гг., рублей // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/trud/trud3 15-s.xls (дата обращения: 13.08.2018).

15 Лясников Н.В., Дудин М.Н. Организация стратегической устойчивости — в разрезе концепции развития инновационной системы стратегического корпоративного управления на предприятиях промышленности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 8. С. 76-79.

16 Кучма К.П., Кучма О.П., Горбунова О.Н. Процессы регулирования рынка труда // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 10. С. 82-87.

17 Зарипова Э.А. Регулирование рынка труда как катализатор преобразований // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 158-160.

трудоустройству рабочей силы; правительственных программ по социальному страхованию от безработицы18.

Средства государственного регулирования делятся на две группы:

- прямого государственного воздействия, то есть через систему государственного заказа и государственных контрактов, установление норм и стандартов, законодательных актов, прогнозов, целевых комплексных программ развития;

- косвенного влияния, то есть через государственные кредиты, дотации, налоговые льготы, субсидии, цены.

Правовыми инструментами являются законодательно-правовые акты (законы и подзаконные нормативные правовые акты, к которым относятся также указы и постановления), нормативные правовые акты (распоряжения и приказы)19. Квоты, лицензии, стандарты, нормы, налоги, кредит, цены — это скорее экономические средства регулирования. К административным средствам следует относить различные стандарты, разрешения, нормативы и тому подобное.

Основными действенными мерами, регулирующими занятость на рынке труда в наиболее передовых регионах, являются развитие малого бизнеса и индивидуального предпринимательства (конкурсы, гранты, налоговые льготы, субсидирование), обучение новым профессиям, привлечение инвестиций в регионы для развития производства20. Игошина К.Е. считает, что для современного российского рынка труда характерны следующие проблемы: низкая оплата труда и пособий по сравнению с

18 Ветчинова В.Ю. Механизмы государственного регулирования рынка труда РФ // Теория и практика современной науки. 2017. № 3 (21). URL: http://modern-i.ru/domains data/files/21/VetchinovaV.Yu.%20.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

19 Так, например: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения: 13.08.2018); Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/ (дата обращения: 13.08.2018; Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 60/ (дата обращения: 13.08.2018); Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 162169/ (дата обращения: 13.08.2018); Положение о Федеральной службы по труду и занятости (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 г. N 1581) // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173679/ (дата обращения: 13.08.2018).

20 Воронов А. С., Карманов М.В., Киселева И.А. Current issues in assessment of risks related to investment projects // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7. №. 3.15. P. 336-339.

развитыми странами, сокращение рабочих мест в связи с неблагоприятной экономической обстановкой21. По мнению Урусовой А.А., на российском рынке труда нужно ликвидировать открытую безработицу; увеличить оплату труда; обеспечить мобильность рабочей силы; увеличить уровень производительности труда22.

В странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт регулирования рынка труда, адаптировать который к российским условиям не просто возможно, но и представляется целесообразным23. В странах Западной Европы преобладают активные меры регулирования рынка труда. В частности, проведение структурной политики, которая связана с ориентацией производства в перспективе на новые технологии и рынки сбыта.

Среди развитых стран служба занятости Швеции отличается высоким взаимодействием с рынком рабочей силы. Основа современной политики занятости в Швеции — предупреждение возникновения безработицы. В Японии, Австралии и Новой Зеландии чем быстрее безработный найдет работу, тем большую величину бонуса он получит. Во Франции применяют частичную занятость, «разделение рабочего места» между двумя работниками.

В политике занятости зарубежных стран сделан упор не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест, а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики (содействие формированию и сохранению у безработных мотивации и навыков работы), что можно использовать и в России24. В России нужно разрабатывать и реализовывать меры по рациональному использованию трудовых ресурсов, повышающие эффективность социального обеспечения, улучшающие качество жизни населения25. Органам власти необходимо стабилизировать экономическое положение, модернизировать процессы в промышленности, повышать темпы экономического роста, что улучшит положение на рынке труда в России. Меры регулирования рынка труда должны облегчать переход от

21 Игошина К.Е. Проблемы российского рынка труда и основные направления государственной политики регулирования занятости населения // NAUKA-RASTUDENT.RU: электронный научно-практический журнал. 2016. № 12 (036). URL: http://nauka-rastudent.ru/36/3871/ (дата обращения: 13.08.2018).

22 Урусова А.А. Рынок труда Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. № 6. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/01EVN617.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

23 Попова Н.В. Опыт зарубежных стран в управлении занятостью и рынком труда // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-3. С. 592-595.

24 Горшкова В.И. Теоретические аспекты регулирования структуры рынка труда // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/pdf/2015/1/1980.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

25 Леманова В.П. Теории рынка труда. Функционирование механизмов рынка труда // Успехи современной науки. 2016. № 7. С. 26-28.

учебы к трудовой деятельности для молодежи, поддерживать участие на рынке труда пожилых людей, содействовать интеграции мигрантов в рынки труда26.

Рынок труда — многоплановая система в микро- и макроэкономике, которая во многом определяется экономической, политической, а также социальной ситуацией на региональном (государственном) уровне27. Фактически это сфера, в которой формируется трудовое предложение на единицу энергии рабочей силы. Государственное регулирование рынка рабочей силы — это совокупность целей, принципов, функций, методов, форм и инструментов, с помощью которых государство (субъект регулирования) влияет на конъюнктуру рынка рабочей силы с тем, чтобы обеспечить функционирование рынка и способствовать позитивному развитию демографии, социально-экономической, научной и миграционной сфер. Органы государственного регулирования рынка труда стремятся к достижению рационального уровня занятости, смягчают последствия безработицы, принимают меры по соответствию структуры занятых граждан (профессиональное образование работников) структуре занимаемых рабочих мест.

Высокий уровень безработицы существует в первую очередь среди молодежи. Эта проблема приобретает чрезвычайную важность в связи с усилением дисбаланса между потребностями экономики и подготовкой кадров учебными заведениями. Этот дисбаланс приводит к тому, что спрос на квалифицированных работников многих профессий и специальностей не удовлетворяется, ощущается острый дефицит на инженеров-механиков, токарей, фрезеровщиков, слесарей, строителей, швей и специалистов других профессий. Перспективы решения проблем рынка труда связаны с эффективным функционированием профессионально-квалификационной и образовательной структуры спроса, изменением существующих подходов к системе стимулирования труда. Цена рабочей силы в рыночных условиях формируется по законам рынка, поэтому достойная оплата труда зависит от всех процессов, определяющих реформирование рынка труда. Практика показала, что необходимо совершенствовать систему профессионального образования для лиц, занятых на производстве. Национальный рынок труда зависит от профессионально-квалификационного состава рабочей силы; наличия соответствующих

26 Лукьянова Т.Н. Направления совершенствования государственного регулирования рынка труда и занятости населения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 6 (28). С. 328330.

27 Duval R., Furceri D. The Effects of Labor and Product Market Reforms: The Role of Macroeconomic Conditions and Policies // IMF Economic Review. 2018. № 66(1). P. 31-69.

производительных рабочих мест с оплатой труда, которая соответствовала бы квалификационному уровню работающих; системы подготовки и переподготовки рабочих кадров и государственного регулирования этих процессов, потому что в постиндустриальном мире главным ресурсом эффективного развития рынка труда выступают знания, а учебная активность человека перестает быть отдельным видом деятельности и превращается в неотъемлемую составляющую образа жизни как такового.

Большое значение для совершенствования рынка труда имеет развитие социального партнерства и социальной защиты безработных — разработка механизмов взаимодействия исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и других институтов.

Таким образом, вопросы развития эффективного рынка труда — это комплексная проблема, решение которой зависит от государственного регулирования этих сложных процессов. Структура национального рынка труда формируется в условиях региональной дифференциации развития экономики государства. Это существенно влияет на расхождения спроса и предложения рабочей силы, в частности, по профессионально-квалификационным признакам; для решения проблемы занятости нужно учитывать специфику рынка труда каждого региона. Это необходимо не только для регулирования занятости населения региона, но и для определения конкретных мероприятий, которые будут направлены на повышение экономической активности населения, решение проблем размещения и рационального использования трудовых ресурсов. Модели муниципальной политики занятости также требуют совершенствования в направлении внедрения целевых местных программ активной политики занятости с учетом стратегических приоритетов, особенностей локальных рынков труда. Поэтому содействие созданию рабочих мест является одним из главных направлений государственной, региональной и муниципальной политики занятости. Эта политика традиционно реализуется в условиях недостатка ресурсного потенциала для содействия полной и продуктивной занятости населения.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения: 13.08.2018).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/ (дата обращения: 13.08.2018).

3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 13.08.2018).

4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 162169/ (дата обращения: 13.08.2018).

5. Положение о Федеральной службе по труду и занятости (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 г. N 1581) // КонсультантПлюс [Информационно-правовой портал]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 173679/ (дата обращения: 13.08.2018).

6. Ахмедов К.А. Особенности и проблемы государственного регулирования рынка труда в условиях рыночной экономики // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. № 3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/49EVN316.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

7. Веричева О.Н., Басов Н.Ф. Технологии социальной работы с молодежью // Материалы II межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием, 20-25 октября 2014 года. Кострома: КГУ им. Н А. Некрасова, 2014.

8. Ветчинова В.Ю. Механизмы государственного регулирования рынка труда РФ // Теория и практика современной науки. 2017. № 3 (21). URL: http://modern-j.ru/domains_data/files/21/VetchinovaV.Yu.%20.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

9. ВороновА.С., КармановМ.В., КиселеваИ.А. Current issues in assessment of risks related to investment projects // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7. №. 3.15. P.336-339.

10. Горшкова В.И. Теоретические аспекты регулирования структуры рынка труда // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/pdf/2015/1/1980.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

11. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Системный подход к определению форм взаимодействия крупных и малых предприятий // European Journal of Economic Studies. 2012. Т. 2. № 2. С. 84-87.

12. Зарипова Э.А. Регулирование рынка труда как катализатор преобразований // Научный альманах. 2015. № 8 (10). С. 158-160.

13. Игошина К.Е. Проблемы российского рынка труда и основные направления государственной политики регулирования занятости населения // NAUKA-RASTUDENT.RU: электронный научно-практический журнал. 2016. № 12 (036). URL: http://nauka-rastudent.ru/36/3871/ (дата обращения: 13.08.2018).

14. Кучма К.П., Кучма О.П., Горбунова О.Н. Процессы регулирования рынка труда // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 10. С. 82-87.

15. ЛемановаВ.П. Теории рынка труда. Функционирование механизмов рынка труда // Успехи современной науки. 2016. № 7. С. 26-28.

16. Лукьянова Т.Н. Направления совершенствования государственного регулирования рынка труда и занятости населения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. № 6 (28). С. 328-330.

17. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Менеджмент в XXI веке: сущность, проблемы и задачи // Путеводитель предпринимателя. 2010. № 8. С. 83-92.

18. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Организация стратегической устойчивости — в разрезе концепции развития инновационной системы стратегического корпоративного управления на предприятиях промышленности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 8. С. 76-79.

19. Меркулова Ю.П. Государственное регулирование регионального рынка труда и приоритеты государственной политики занятости // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в 21 веке. Сборник материалов VII-й международной научно-практической конференции. Липецк, 2015. С. 70-73.

20. Полищук Е.А. Систематизация методов регулирования рынка труда // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 149-153.

21. Попова Н.В. Опыт зарубежных стран в управлении занятостью и рынком труда // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-3. С. 592-595.

22. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации в 2013-2018 гг., рублей // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт].

URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/trud3_15-s.xls (дата обращения: 13.08.2018).

23. Трудовые ресурсы // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/wages/labour for ce/# (дата обращения: 13.08.2018).

24. Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет по субъектам Российской Федерации, в среднем за три месяца // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/trud6_15-72.xls (дата обращения: 13.08.2018).

25. Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше по субъектам Российской Федерации, в среднем за три месяца // Федеральная служба государственной статистики [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/trud6_15-s.xls (дата обращения: 13.08.2018).

26. Урусова А.А. Рынок труда Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. № 6. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/01EVN617.pdf (дата обращения: 13.08.2018).

27. Якименко Л.В. Социальная политика: государственное регулирование рынка труда и занятости населения // В мире научных открытий. Материалы XV Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. Москва, 2015. С. 213-219.

28. DudinM.N., LyasnikovN.V., Horikov Yu.V. Brain factor and its stating role in enterprises' competitive recovery // European Researcher. 2013. Vol. (38). № 1-1. P. 15-19.

29. DuvalR., Furceri D. The Effects of Labor and Product Market Reforms: The Role of Macroeconomic Conditions and Policies // IMF Economic Review. 2018. № 66(1). P. 31-69.

Ziyadullaev N.S., Lyasnikov N. V., Voronov A.S.

Improvement of Labor Market State Regulation Mechanisms in the Context of Economic Modernization

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nabi S. Ziyadullaev — DSc (Economics), honored scientist of the Russian Federation, Professor, Chief Researcher, Institute of Market Problems, Russian Academy of Sciences, Moscow, the Russian Federation. E-mail: nabi926@mail.ru

Nikolaj V. Lyasnikov — DSc (Political Sciences), Professor, Principal Researcher, Institute of Market Problems, Russian Academy of Sciences, Moscow, the Russian Federation. E-mail: acadra@yandex.ru

Alexander S. Voronov — PhD, Associate Professor, Head of the Center for Innovative Design, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, the Russian Federation.

E-mail: voronov@spa.msu.ru Annotation

The authors examine the features of labor market public regulation practice and analyze the international experience of the labor market functioning. They determine the essence and trends of the modern labor market as well as review its regulatory framework in the Russian Federation. The authors also identify the main problems and prospects of the labor market. It is determined that the ratio of labor demand and supply is vastly violated in conditions of economic instability. This ratio may vary depending on the labor ratio and actual pay. This relation should be taken into account in the process of decision-making on the employment regulation.

Keywords

Unemployment, state employment policy, state regulation of the labor market, mechanisms of state regulation, labor force, labor market of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.