развития, 2002, № 1, с. 14.
4. Leonard A. Schlesinger and James L. Heskett, "The Service-Driven Service Company," p. 74.
5. Karl Albrecht and Ron Zemke, Service America (Homewood, IL: Dow JonesIrwin, 1985), pp. 31-47.
Лепехина А.И. магистрант 1 курса факультет «Управление персоналом» Грязнова Е.Р., к.социол.н. научный руководитель, доцент кафедра «Управление персоналом» Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
Россия, г. Саратов РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СПОРТИВНОЙ СФЕРЫ
Краткая аннотация:
В организациях спортивной сферы основной причиной социально -трудовых конфликтов является недостаточность общекультурного и профессионального компонентов в подготовке работников. В статье рассмотрены основные инструменты управления конфликтами, а также выявлены особенности их применения в сфере спорта.
Short abstract:
In sports organizations the main cause of social and labor conflicts is the lack of common cultural and professional components in training. In the article the basic conflict management tools, as well as the peculiarities of their application in the field of sport.
Ключевые слова: социально - трудовые конфликты в организациях спортивной сферы, спортивная конфликтология, инструменты управления конфликтами, культура педагогического общения, специальные психологические и социально - педагогические знания.
На сегодняшний день в юридической литературе единого подхода к определению понятия социально - трудового конфликта в сфере спорта не существует, что является одной из главных причин порождения конфликтных ситуаций, требующих безотлагательного решения. Спорт представляет собой неотъемлемую составную часть жизнедеятельности общества. Поэтому конфликтам, возникающим в этой сфере, свойственны как общие сущностные черты, характерные любому социальному конфликту, так и специфические особенности.
Существует самое общее определение конфликта - невозможность противоположностей находиться в рамках имеющегося единства. Такое определение охватывает как межличностные, так и социальные конфликты, как конфликты в спорте в целом, так и в отдельных его разновидностях (например, в олимпийском спорте, в профессиональном коммерческом
спорте и т. п.), хотя и не отражает их специфики, но этого от общего определения и не требуется: специфика конфликтов в различных сферах социальной жизни должна быть отражена в частных определениях.
Применительно к спорту понятие «конфликт» Волков И.П. сформулировал так: «Это форма проявления противоречия, характеризующаяся острым столкновением взаимодействующих субъектов спортивной деятельности (спортсменов, тренеров, спортивных руководителей, спортивных и связанных с ними организаций), их интересов и отношений». [1]
По мнению российских и зарубежных авторов «решать проблемы спортивных конфликтов в рамках существующей конфликтологии достаточно сложно, поскольку в ней излагается общая теория конфликтов, а спортивные конфликты специфичны. Учет их специфики требует создания спортивной конфликтологии».
Спортивная конфликтология как область научного знания включает в себя всю сферу научного знания о конфликте в сфере спорта, в том числе и механизмы управления конфликтами в спортивных организациях. Воспользуемся определением Лукина Ю.Ф., который под управлением конфликтом понимает «целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта». [2]
Одним из главных инструментов управления конфликтами в сфере спорта является культура педагогического общения, предполагающая необходимость знания особенностей характера, ценностных ориентаций и потребностей людей. Автор в публикации по теме особенности протекания конфликтов в спортивной среде отмечает, что «...Эти знания крайне нужны тренеру и руководителю спортивной школы для принятия решений, осуществления контроля и т.д. Здесь недостаточно одной общей культуры и профессионализма в области физической культуры и спорта, возникает потребность в специальных психологических и социально-педагогических знаниях». [3]
Польский ученый Мелибруда писал, что большинство трудностей, проблем и конфликтов между воспитателем и учеником не могут быть разрешены с помощью уголовного кодекса или дисциплинарных взысканий. Они могут быть разрешены преподавателем лишь в процессе повседневного общения с детьми. Но для решения проблем, возникающих в ходе общения, нужны знания о том, как правильно общаться.
При проведении беседы по разбору конфликта в спортивной школе необходимо:
- проанализировать и довести до сознания каждого из участников конфликта причины его возникновения;
- выявить его возможные последствия для выполнения коллективом поставленных задач и качества межличностных отношений;
- обосновать выводы, вытекающие из условий возникновения
конфликта, и его возможные последствия и предъявить их в качестве контролируемых требований к поведению всех участвующих в нем;
- нейтрализовать антагонистический эмоциональный настрой противников, подчеркнув совместные цели спортивного коллектива, и принять решение о дальнейшей деятельности;
- объективно оценить поведение виновников конфликта и реакцию окружающих.
При принятии решений необходимо учитывать соответствующие предложения участников, конструктивно и критически разбирать изложенные позиции, четко и недвусмысленно обрисовывать пути и условия разрешения конфликта, а также требования, предъявляемые к поведению членов коллектива, и прежде всего к виновникам конфликта.
Чем убедительнее руководитель обоснует свою позицию по отношению к виновникам конфликта (после доходчивого изложения причин и следствий, условий и следствий, цели и образа действия при разрешении конфликтной ситуации), тем в большей степени это будет способствовать стабилизации отношений в коллективе и межколлективного профессионального общения.
Итак, инновационные методы общения, специальные психологические и социально - педагогические знания могут помочь тренерам и руководителям спортивных школ в формировании у коллектива принципиальных убеждений, социально значимых моральных качеств, а также приемлемых моделей поведения, что приведет не только к предотвращению возникновения социально - трудовых конфликтов, но и в значительной степени снижению их негативного воздействия.
Использованные источники:
1. Волков И.П. Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов. - В кн. Практикум по спортивной психологии. - СПб.: Питер, 2002
2. Лукин Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: Учебник для вузов. _ М.: Академич. проект; Трикста, 2007
3. Ефремов Д.В. Особенности протекания конфликтов в спортивной среде //Успехи современного естествознания [Научный журнал]. - 2012 г. № 4, № 5, № 6