Научная статья на тему 'МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ РАБОТНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА'

МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ РАБОТНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / МЕДИАЦИЯ / ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТОР / СПОРТ / КОНФЛИКТЫ В СПОРТИВНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков В.Д.

В работе раскрывается результат проведенного анализа существующих методов и процедур управления конфликтами в спортивном учреждении. Разбираются понятия: конфликт, медиация, история их появления и развития. Особое внимание уделено процедуре медиации, как способ предотвращения конфликтов в спортивном учреждении. Изучаются различные подходы к разрешению конфликтов и возможные результаты их применения, выбирается наиболее эффективный. Цель исследования: изучение конфликтов среди персонала физкультурно оздоровительного комплекса, а также способы их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF POLLUTION PARAMETERS CHEBOKSARY RESERVOIR

The paper reveals the result of the analysis of existing methods and procedures for conflict management in a sports institution. The concepts are analyzed: conflict, mediation, the history of their appearance and development. Special attention is paid to the mediation procedure as a way to prevent conflicts in a sports institution. Various approaches to conflict resolution and possible results of their application are studied, the most effective one is chosen. The purpose of the study: to study conflicts among the staff of the sports and recreation complex, as well as ways to resolve them.

Текст научной работы на тему «МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ РАБОТНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 347 ББК 67

Волков В.Д.

магистрант 2 курса СамГТУ, г. Новокуйбышевск, РФ

МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ РАБОТНИКОВ ФИЗКУЛЬТУРНО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация

В работе раскрывается результат проведенного анализа существующих методов и процедур управления конфликтами в спортивном учреждении. Разбираются понятия: конфликт, медиация, история их появления и развития.

Особое внимание уделено процедуре медиации, как способ предотвращения конфликтов в спортивном учреждении. Изучаются различные подходы к разрешению конфликтов и возможные результаты их применения, выбирается наиболее эффективный. Цель исследования: изучение конфликтов среди персонала физкультурно оздоровительного комплекса, а также способы их разрешения.

Ключевые слова

Конфликт, медиация, процедура медиация, медиатор, спорт, конфликты в спортивном учреждении, медиативные техники.

Volkov V.D.

2nd year master's student of SamSTU, Novokuibyshevsk, Russia

STATISTICAL ANALYSIS OF POLLUTION PARAMETERS CHEBOKSARY RESERVOIR

Annotation

The paper reveals the result of the analysis of existing methods and procedures for conflict management in a sports institution. The concepts are analyzed: conflict, mediation, the history of their appearance and development.

Special attention is paid to the mediation procedure as a way to prevent conflicts in a sports institution. Various approaches to conflict resolution and possible results of their application are studied, the most effective one is chosen. The purpose of the study: to study conflicts among the staff of the sports and recreation complex, as well as ways to resolve them.

Keywords

Conflict, mediation, mediation procedure, mediator, sport, conflicts in a sports institution,

meditation techniques.

В специальных изданиях последних лет понятие «конфликт» существенно уточняется. Например, в Политологическом словаре, конфликт рассматривается как столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. [9, с.142] Термин «конфликт» происходит от латинского confliktus, который в буквальном смысле означает столкновение, противодействие, противоборство. В междисциплинарных исследованиях понятие «конфликт» трактуется неоднозначно. Рассмотрим понятие «конфликт» с момента появления этих понятий и по сегодняшний день в таблице 1.

Таблица 1

Ретроспектива определения конфликт

Определение Автор Источник (библиографическая ссылка с годом выхода) Особенности понимания термина автором

Конфликт - это вид социального взаимодействия, во время которого стороны понимают собственное противостояние и свою реакцию на него - тогда они демонстрируют осознанную организацию, формируют стратегию и тактику борьбы. [4] К. Боулдинг Боулдинг К. Конфликт и защита. Общая теория, 1963. По мнению профессора К. Боулдинга -это ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость возможных позиций, и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая.

Конфликт - борьба за ценности и претензии на определённый социальный статус. [1, с.76] Л.Козер Coser L. Conflict: Social Aspects. - International Encyclopedia of Social Sciences. Vol. 3. 1968. P. 76 По мнению автора, целями состоящих в конфликте сторон, является нейтрализация, ослабление, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Конфликт - это противоборство, столкновение двух или нескольких субъектов обусловленное противоположностью, несовместимостью их интересов, потребностей, систем ценностей или знаний. [9, с.142] Энциклопедически й словарь Политология. Энциклопедический словарь. М.:1993. С. 142 В целом следует отметить, что конфликт понимают в широком и узком значении. В широком понимании конфликт является одним из разновидностей общественных отношений, стороны которого воспроизводят через цель, лежащую в его основе, интересы, потребности и стремления, которые реализовываются в острой борьбе. В узком - это один из разновидностей социального взаимодействия, характеризующийся прямым и осознанным столкновением его участников.

Конфликт - это «наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности». [7, с.551] А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — С. 81. — 551 с. Острый способ решения различий интересов, целей, взглядов, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в соперничестве участников этого взаимодействия и сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликт имеет деструктивное и конструктивное проявление. Его суть не столько в возникновении противоречия, сколько в методе его разрешения, в противодействии. Противоречия возникают часто, но только часть из них решается путем конфликта.

В поисках методов управление конфликтом особое развитие получил метод медиации. Медиация (от лат. mediatio) - посредничество. Во всем мире медиация является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Медиация позволяет уйти от потери времени в судебных разбирательствах, от дополнительных и непредсказуемых расходов, процесс медиации является частным и конфиденциальным. [5]

Прежде чем рассмотрим исторические корни института медиации в России, приведем определение понятий «процедура медиация» и «медиатор» (таблица 2). Процедура медиация - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими

взаимоприемлемого решения. Медиатор - независимое физической лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора содействия в выработке сторонами решения по существу спора. [11]

Таблица 2

Историческая ретроспектива института медиации

Период времени Краткое описание

XIII - XIV века Примирение в споре путем достижения мирового соглашения с участием посредников было известно в Руси, о чем свидетельствует Новгородская судная грамота. «Мировой ряд» предусматривал урегулирование спора с участием посредников, которые именовались «рядцами». Эти доверенные лица должны были согласовывать условия примирения сторон. [6, с.157]

XIV - XVI века Примирительные процедуры с участием посредников упоминаются в Псковской судной грамоте 1467 г., Судебнике 1497 г., СоборномУложении 1649 г. [5, с.126]

XIX век Медиативные процедуры широко применялись в практике коммерческих судов, учрежденных в 1832 г. и рассматривавших споры между участниками торгового оборота. Устанавливалось, что «примеряющие обязаны, выслушав стороны, сперва представить им законы, на основании коих дело может быть решено, а потом сообщить и свое мнение о том, каким образом по взаимному соглашению оно могло бы быть конечно миролюбно». [8, с.192]

XX век Медиативные процедуры получили четкую регламентацию. В Уставе гражданского судопроизводства 1864 г. процедуре примирения посвящен отдельный раздел «О примирительном разбирательстве». Стороны могли прекратить процесс, заключив взаимное соглашение в форме мировой сделки, которая мола быть оформлена: путем записи, предъявленной к засвидетельствованию нотариусу или мировому судье. [10, с.692]

XXI век В феврале 2005 г. в Москве состоялась Международная конференция «Медиация. Новый шаг на пути построения правового государства и гражданского общества». С вступлением в силу 1 января 2011 г. Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» была создана правовая основа для дальнейшего развития института медиации. [11]

Конфликты в коллективе возникают часто: мы пропускаем то, что слышим, через себя, и не всегда понимаем, что имел в виду наш коллега. В новых условиях работы появились признаки выгорания, недопонимание из-за отсутствия личного общения.

Спорт - это огромный заряд эмоций и нервного напряжения, он способен оказывать на людей как положительное, так и отрицательное воздействие. Поэтому минимизация негативных всплесков и недопущение разрастания негативных проявлений - задача чрезвычайно важная и значимая. Повышение эффективности спортивно-педагогической деятельности тренера и снижение уровня конфликтности в коллективе требует применения адекватных мер по преодолению межличностных конфликтов, возникающих между спортсменами, тренерами, руководством и т.д.

Важным качеством при общении является способность человека встать на позицию партнера. При ролевом общении (руководитель - подчиненный, тренер - спортсмен) принятие позиции и роли другого означает одновременно более точное его понимание, что облегчает общение. Культура общения предполагает необходимость знания особенностей характера, ценностных ориентаций и потребностей людей. Эти знания крайне нужны тренеру и руководителю для принятия решений, осуществления контроля и т.д. Здесь недостаточно одной общей культуры и профессионализма в области физической культуры и спорта, возникает потребность в специальных психологических и социально-педагогических знаниях. Для решения проблем, возникающих в ходе общения, нужны знания о том, как правильно общаться. Практика показывает, что конфликты в спортивном учреждении обычно вызываются следующими причинами:

во-первых, недостатками, связанными с организацией труда, неполным и неправильным использованием моральных и материальных стимулов и т.д.;

во-вторых, недоработками в сфере спортивной деятельности, подбора и расстановки кадров в соответствии с квалификацией и психологическими особенностями; неправильным стилем руководства, проявлением администрирования и др.;

в-третьих, трудностями и напряженностью, связанными с межличностными отношениями внутри спортивного коллектива.

Тактика действий при проведении беседы по разбору конфликта в спортивном учреждении:

1. Проанализировать и довести до сознания каждого из участников конфликта причины его возникновения.

2. Выявить его возможные последствия для выполнения коллективом поставленных задач и качества межличностных отношений.

3. Обосновать выводы, вытекающие из условий возникновения конфликта, и его возможные последствия и предъявить их в качестве контролируемых требований к поведению всех участвующих в нем.

4. Нейтрализовать негативный эмоциональный настрой противников, подчеркнув совместные цели спортивного коллектива, и принять решение о дальнейшей деятельности.

5. Объективно оценить поведение виновников конфликта и реакцию окружающих.

Деятельность медиатора включает анализ ситуации и урегулирование конфликта. Анализ

конфликтной ситуации состоит в следующем:

- в получении информации о конфликте;

- в сборе данных о нем;

- в анализе полученной информации;

- в проверке ее достоверности;

- в оценке конфликтной ситуации [3, с 512].

При подготовке к беседе необходимо исходить из того, что участники конфликта зачастую односторонне выражают свои оценки (иногда слишком эмоционально и неэффективно). Перед беседой необходимо уяснить следующие вопросы:

а) в чем заключается существо конфликта, как он проявляется в спортивной деятельности?

б) кто участвует в конфликте, как следует оценить его участие?

в) как влияет конфликт на выполнение коллективом спортивных задач, как можно избежать других негативных явлений?

Чтобы беседа по разбору конфликта протекала в деловой атмосфере, рассмотрим примерный план ее построения:

- дать оценку сложившейся ситуации, но только после выяснения истинного положения вещей с помощью конструктивных вопросов;

- объяснить участникам конфликта внутреннюю логику развития конфликтных ситуаций;

- необходимо подчеркнуть, какие последствия может иметь конфликт для выполнения спортивным коллективом поставленных перед ним задач;

- предоставить всем участникам конфликта возможность изложить свою точку зрения о путях разрешения конфликтной ситуации;

- оценить усилия партнеров и принять их за основу для дальнейшей разработки проблемы;

- исключить различные подтасовки, недооценки, отклонения от темы, голословные утверждения с помощью контраргументов или отметить, насколько это мешает решению проблемы;

- объективно и по-деловому аргументировать принятые решения.

Большинство медиативных техник направлено на нормализацию отношений между сторонами и

решение стоящих перед ними проблем. Когда оппоненты предъявляют нереальные требования друг к другу, посредник стремится изменить их, демонстрируя, в чем состоит неконструктивность позиций сторон. При проявлении сторонами враждебности необходимо жестко контролировать ситуацию, используя юмор, иронию или оказывая давление на них, призывая к осознанию последствий такого поведения.

Когда одновременно обсуждается много вопросов, медиатор стремится упростить ситуацию, выделяя приоритетные цели, определяя перечень проблем, предлагая сторонам поторговаться из-за того, что кажется наиболее важным, и т.д.

В процедуре медиации действует независимая нейтральная третья сторона, - посредник - которая, участвуя в переговорах, помогает найти приемлемое соглашение. Медиация - добровольный процесс, который контролируется самими сторонами. Медиатор не обладает начальственными полномочиями. Он не принимает никаких решений; стороны принимают все решения самостоятельно. Эти решения обычно направлены на удовлетворение частных интересов сторон и основаны на чувстве справедливости, как оно представляется каждой из них. Основными принципами посредничества являются: нейтральность (эмоционально посредник не присоединяется к какой-то стороне) и беспристрастность (не заинтересованность в выигрыше одной из сторон). Посредник не может судить и оценивать. Если это происходит - он уже не посредник, а еще одна сторона, еще один участник конфликта. Но он оснащён обширным арсеналом разнообразных методических средств и техник, с помощью которых он организует переговоры между участниками конфликта. Главная задача медиатора - помочь сторонам достичь согласия.

Список использованной литературы:

1. Coser L. Conflict: Social Aspects. - International Encyclopedia of Social Sciences. Vol. 3. 1968. P. 76

2. Анцупов А.В., Шилов А.И. Конфликтология: учебник для ВУЗов. М.,2004г.

3. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 4-е изд., испр, и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 512с.

4. Боулдинг К. Конфликт и защита. Общая теория, 1963.

5. Воропанов В.А. Практика совестных судов на Урале и в Западной Сибири в конце XVIII - первой половине XIX вв. // Научный вестник Уральской академии государственной службы. - Екатеринбург: ФГОУ ВПО Урал. акад. гос. службы, 2010, № 2 (11). - С. 126

6. Давыденко Д.Л. Примирительные процедуры в российской правовой культуре: мировой ряд — особый способ урегулирования споров в Новгородской республике в XI-XV вв. // Третейский суд. -СПб. 2011. -No 3. С. 157

7. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — С. 81. — 551 с.

8. Карташов В.Н., Сальников В.П. Медиация в праве: новый или хорошо забытый старый способ разрешения споров// правовое поле современной экономики. - 2015 - № 1. - С.194 - 198

9. Политология. Энциклопедический словарь. М.: 1993. С. 142

10. Судебные уставы 20 ноября 1984 года, с изложением рассуждений, на коих они основаны. Издание Государственной канцелярии. Часть первая. - Спб. 1866.-692 с.

11.Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» //Российская газета. -2010-№168.

© Волков В.Д., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.