Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефремов Д. В., Шалагинова К. С.

В статье представлен опыт работы по организации деятельности педагога психолога спортивной школы. Специфика спортивной деятельности, а в первую очередь соревновательность, требует от спортсменов не только хорошей физической подготовки, но и умения конструктивно вести себя в сложных конфликтных ситуациях, имеющий место в спортивной среде. Задача психолога - не только квалифицированно предупреждать и разрешать межличностные конфликты, но и научить спортсменов в реальном конфликте самим осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ефремов Д. В., Шалагинова К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 316.62

Д.В. Ефремов, К.С. Шалагинова

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

В статье представлен опыт работы по организации деятельности педагога психолога спортивной школы. Специфика спортивной деятельности, а в первую очередь соревновательность, требует от спортсменов не только хорошей физической подготовки, но и умения конструктивно вести себя в сложных конфликтных ситуациях, имеющий место в спортивной среде. Задача психолога - не только квалифицированно предупреждать и разрешать межличностные конфликты, но и научить спортсменов в реальном конфликте самим осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально -негативных конфликтов в социально-позитивное русло.

Ключевые слова: конфликт, конфликтологическая компетентность, деятельность педагога-психолога, спортивная деятельность.

В современном обществе конфликты оказывают существенное влияние на жизнедеятельность человека и развитие социальных групп. Конфликтах признан нормой жизни, двигателем прогресса, а умение конструктивно вести себя в конфликте - признаком компетентной личности.

Конфликты в спортивной среде возникают часто и повсеместно. Спорт представляет собой соревновательную деятельность, в которой каждый участник желает превзойти своих соперников и стать победителем. Острая конкуренция среди участников различных соревнований становится источником конфликтов в среде болельщиков, спортсменов, тренеров, спортивных организаций. Иногда в спортивные конфликты втягиваются целые государства и межгосударственные союзы. Спорт предъявляет к спортсменам жёсткие требования, достижение высоких результатов обеспечивается не только тренировкой физических качеств, но и психологической подготовкой будущих спортсменов, где далеко не последнее место занимает умение конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях.

Задача педагог-психолога спортивной команды не только квалифицированно предупреждать и разрешать межличностные конфликты, но и научить спортсменов в реальном конфликте самим осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло, развить у воспитанников умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет говорить о противоречии между большим общественным значением спорта в образовании и воспитании подрастающего поколения и недостаточной изученностью психологии субъекта деятельности, осуществляющего этот процесс. Публикуется много работ, где в качестве объекта исследования выступает спортсмен, и незначительное число публикаций, направленных на изучение психологических и педагогических аспектов деятельности педагога-психолога, работающего со спортсменами. [5, 7, 9]

Цель нашего исследования изучить деятельность педагога-психолога по формированию конфликтологической компетентности у учащихся подросткового возраста в спортивной школе, составить и оценить эффективность программы деятельности педагога-психолога по формированию конфликтологической компетентности у учащихся спортивной школы.

Методологической основой исследования послужили положения психологических концепций деятельности, разработанные А.Г. Асмоловым, Е.А. Климовым, А.А. Крыловым, А.Н. Леонтьевым, Г.С. Никифоровым, Г.В. Суходольским, В.Д. Шадриковым; личности, разработанные Б.Г. Ананьевым, Е.П. Ильиным, В.Л. Марищуком, А.Н. Леонтьевым, B.C. Мерлиным, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, В.В. Столиным, Б.М. Тепловым; особенностей личности и деятельности тренера детско-юношеских спортивных школ, разработанные Г.Д. Бабушкиным, И.П. Волковым, А.А. Деркачем, А.А. Исаевым, Е.П. Ильиным, В.Н. Прохоровым, М.В. Прохоровой, И.Н. Решетень, Р.Н. Терехиной.

В своей работе мы придерживаемся подхода Б. И. Хасана и рассматриваем конфликтологическую

© Ефремов Д.В., Шалагинова К.С., 2015.

компетентность как способность действующего лица (в нашем случае учащегося спортивной школы) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. [11]

Особенности деятельности педагога-психолога определяются, прежде всего, целями, стоящими перед ним. Применительно к психологу спортивной школы - помощь учащимся в достижении высокого спортивного результата. В связи с эти в своем исследовании мы рассматриваем следующие виды деятельности психолога, работающего со спортсменами:

1. Экспертно-консультативная - психолог выступает как специалист, учитель, обладающий большими знаниями по специальным вопросам (методике учебно-тренировочного процесса, тактике ведения соревновательной борьбы, состоянию спортивного инвентаря и т.д.), а при работе с детскими коллективами он должен обладать определенной эрудицией и по другим вопросам, не относящимся к его профессии.

2. Проектировочная - умение осуществлять перспективное и текущее планирование.

3. Воспитательная - целенаправленное влияние на спортсменов.

4. Познавательная (гностическая) - изучение психологических особенностей воспитанников, индивидуальных особенностей личности. [5, 7, 9]

В процессе осуществления обозначенных выше видов деятельности психологу необходимо соблюдать следующие правила:

1) работа с учениками должна проводиться в естественных условиях тренировочного и соревновательного процесса;

2) следует, прежде всего, находить главные черты ученика («основные оси и пружины», по выражению А.С. Макаренко);

3) отдельные особенности личности спортсмена нужно рассматривать на фоне всей личности в целом. Например, нельзя оценивать его настойчивость в отрыве от направленности его личности, так как настойчивость может проявляться и при достижении негативной цели;

4) важно выявить положительные (сильные) черты юного спортсмена, на которые следует опираться при воспитании и обучении;

5) не следует торопиться с оценкой спортсмена, допуская предвзятость и субъективизм в интерпретации данных наблюдения за ним;

6) важно вскрывать причину поведения, проявления негативных черт личности ученика (например, почему ребенок отказывается тренироваться, проявляет упрямство, конфликтует с тренером, родителями, другими спортсменами);

7) необходимо наблюдать за динамикой в развитии той или иной черты воспитанника;

8) изучать спортсмена нужно в коллективе: здесь его поведение может отличаться от индивидуального. Кроме того, целесообразно «определить» спортсменов, которые оказывают на данного ученика наибольшее влияние;

9) для полноценного изучения личности ученика следует наблюдать за ним в разных ситуациях, планомерно и систематически, что позволяет оценить эффективность примененных к нему воздействий;

10) в работе со спортсменами следует учитывать мотивы действий и поступков ученика, так как внешне сходные поступки могут совершаться по различным мотивам.

Нужно помнить, что каждый одаренный спортсмен должен иметь свою изюминку. Задача педагога-психолога найти эту индивидуальность, а не стремиться всех сделать «одинаково успешными».

Для диагностики сформированности конфликтологической компетентности подростков в спортшколе нами были использованы следующие методики: Тест описания поведения К. Томаса; Опросник А. Басс, А. Дарки «Диагностика агрессивного поведения»; Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдерса; Методика «Диагностика коммуникативной толерантности»; Методика «Диагностика социальной эмпатии».

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать выводы о преобладании в выборке спортивной школы учащихся с низким уровнем коммуникативного контроля, с низким и средним уровнями социальной эмпатии, со средним уровнем коммуникативной толерантности, испытуемых, предпочитающих соревнование как способ поведения в конфликте, стремящихся решать собственные проблемы в ущерб другому, респондентов с высоким баллами по показателям «агрессии», «негативизм», «раздражение», «подозрительность».

Нами была составлена программа, направленная на формирование знаний спортсменов о конфликтах и способах поведения в них, развитие эмпатии, толерантности, умения выражать, сдерживать проявление негативных эмоций в адрес других людей, повышение контроля в общении, снижение уровня проявления агрессивности и враждебности, обучение навыкам конструктивного поведения в конфликтах.

При разработке программы использован групповой психологический тренинг. Групповой психо-

логический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.

Программа рассчитана на 16 занятий, продолжительность занятий 60-90 минут, интенсивность занятий 1-2 раза в неделю.

Каждое занятие должно включать следующие этапы:

1) Вводная часть (разминка) - ритуал приветствия, разогрев, настрой на работу.

2) Основная часть - упражнения, игры, методики, направленные на реализацию целей и задач программы.

3) Заключительная часть - подведение итогов, ритуал прощания.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет сделать выводы о положительной динамике в выборке, которая выражается:

1) в увеличении количество испытуемых, предпочитающих сотрудничество как способ урегулирования конфликта. Если на констатирующем этапе сотрудничество предпочли только 17% подростков, то на контрольном этапе этот способ поведения в конфликте стал характерен для 50% подростков. Таким образом, увеличилось количество испытуемых в выборке, предпочитающих в конфликте альтернативу, полностью удовлетворяющую интересы обеих сторон (сотрудничество). На 17% уменьшилось количество учащихся спортивной школы, использующих приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого); на 11% уменьшилось количество учащихся в выборке предпочитающих соревнование (соперничество) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Избегание, как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствует тенденции к достижению собственных целей, предпочитают 5% выборки;

2) в уменьшении количества подростков, имеющих уровень выше среднего по всем показателям агрессивных и враждебных реакций (речь идет о проявлении агрессивности и враждебности в деятельности, отличной от спортивной);

3) в уменьшении количества спортсменов, имеющих низкий уровень коммуникативного контроля. Если на констатирующем этапе у 60% испытуемых (18 человек) преобладал низкий уровень, то на контрольном этапе этот уровень наблюдается у 13% (4 человека). Таким образов в выборке стало меньше подростков, характеризующиеся отсутствием мотивации к изменению в зависимости от ситуации, способности к искреннему самораскрытию в общении. В выборке увеличилось количество подростков с высоким уровнем коммуникативного контроля с 10% на констатирующем этапе до 49% на контрольном этапе. Стало больше испытуемых, которые могут легко входить в любую роль, гибко реагировать на изменение ситуации. Также увеличилось количество спортсменов со средним уровнем коммуникативного контроля с 30% на констатирующем этапе до 38% на контрольном этапе, которым характерно искреннее, но не сдержанное эмоциональное проявление;

4) в увеличениичисла испытуемых, имеющих высокий уровень коммуникативной толерантности -с 10% на констатирующем этапе до 22% - на контрольном. Подростков с высоким уровнем коммуникативной толерантности характеризует умение и готовность принимать индивидуальность других людей; отсутствие стремления использовать себя в качестве эталона при оценке поведения, образа мыслей и отдельных характеристик людей; отсутствие категоричности в оценках людей; умение скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров; отсутствие стремления переделать, перевоспитать своего партнера; отсутствие желания подогнать партнера под себя, сделать его удобным; умение прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности; терпимость к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался партнер; умение приспосабливаться к характерам, привычкам, установкам или притязаниям других. Также в выборке уменьшилось количество испытуемых с низким уровнем коммуникативной толерантности с 30% (8 человек) на констатирующем этапе до 18% (5 человек) - на контрольном этапе эксперимента;

5) в увеличении количества спортсменов с высоким уровнем социальной эмпатии. С 8% на констатирующем этапе до 38% на контрольном этапе увеличилось количество испытуемых, характеризующихся высокой эмоциональной отзывчивостью на переживания других людей. С 46% до 9% уменьшилось количество испытуемых, имеющих низкий уровень социальной эмпатии - демонстрирующих неумение в форме сочувствия или сопереживания (независимо от того, радости или печали) «проникать» в мир чувств других людей.

На основании изученного материала, теории и практики психологической подготовки спортсменов можно предложить несколько рекомендаций по повышению уровня конфликтологической компетентности у учащихся спортивной школы. Мы согласны, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт - важнейший элемент подго-

товки спортсмена. Спортивное соревнование - это, с одной стороны, разрядка накопленного нервно-психологического потенциала, с дугой стороны, причина значительных физических и духовных травм. К тому же, участие в соревнованиях - получение определенных результатов, подведение итогов конкретного этапа тренировок, приобретение спортивного мастерства спортсмена. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяет высокие требования к психике спортсмена.

В большом спорте нередко выдающийся спортсмен является обладателем уникальных способностей, на проявлении которых основывается вся его соревновательная деятельность или тактика команды. Своевременно определить особенности психики и разработать для каждого занимающегося индивидуальный план развития способностей, стратегию предсоревновательного и соревновательного поведения -основная задача спортивного психолога. Умение совладать собой, проявлять эмпатию, толерантность, сдерживать проявление негативных эмоций в адрес других людей, контролировать проявление агрессивности и враждебности конструктивно вести себя в конфликтах - показатели конфликтологической компетентности, обеспечивающие высокий результат и достижение спортивных

Список литературы

1.Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 2010.

2.Андреев Е.И. Конфликтология: искусство споров, разрешения конфликтов. - Казань, 2002.

3.Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 2003.

4.Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. - СПб.: Речь, 2011.

5.Волков И.П. Анализ конфликтов во взаимоотношениях спортсменов. - СПб.: Питер, 2002.

6.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: ЭКСМО, 2005.

7.Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. - М.: ФИС, 1991.

8.Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986.

9. Данченко Е. А., Личность: конфликт, гармония. - Киев, 2006.

10.Луценко Ю.В. Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности: дис. канд. психол. Наук. СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1997.

11.Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. - СПб.: Питер, 2003.

ЕФРЕМОВ ДЕМИД ВЛАДИМИРОВИЧ - магистрант кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Россия.

ШАЛАГИНОВА КСЕНИЯ СЕРГЕЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.