УДК 316.7, 323
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
Н.С. Толкунов
Рассматриваются особенности регулирования и гармонизации межэтнических отношений в Республике Мордовия. Отмечается, что ситуация в межэтнической сфере обладает невысокой напряженностью. Рассмотрены основные акторы, отвечающие за реализацию этнополитики в регионе, проанализированы основные мероприятия по регулированию межэтнических отношений. Делается вывод о том, что Республика Мордовия обладает широким инструментарием для поддержания стабильно низкого уровня межэтнической напряженности в обществе.
Ключевые слова: этнополитика, межэтнические отношения, этническая общность, гражданская нация, национально-культурная автономия.
Сохранение согласия в межэтнических отношениях сегодня является одной из главных целей в национальной политике государства. Успех в достижении данной цели во многом зависит от практики регулирования сферы этнополитики на региональном уровне. На регионы ложится нагрузка по поддержанию конструктивного межэтнического диалога, взаимодействию с институтами гражданского общества, созданию условий не только для равноправного развития культуры каждой этнической общности, но и для их синтеза, по итогам которого будет получена база для укрепления единой гражданской нации.
Сфера государственной национальной политики сегодня подвергается постоянному воздействию. В Стратегии государственной национальной политики до 2025 года делается акцент на коммуникативное измерение межэтнических отношений. Эффективность выполнения мероприятий в рамках Стратегии определяется уровнем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества, уровнем сотрудничества между этническими общностями. К выработке управленческих решений в сфере этнополитики привлекается большое количество всевозможных институтов: Общественная палата РФ, региональные общественные палаты, консультативные и координационные советы при главах субъектов РФ, межэтнические общественные объединения. Однако в данной сфере остаются проблемные моменты, обусловленные наличием этнокультурных архетипов, особенностями политической системы государства, а также территориальным развитием субъектов РФ.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, официально в Республике Мордовия насчитывается 119 различных этнических групп и национальностей, которые находятся в режиме регулярных межэтнических, экономических, культурных контактов. Русские из них составляют 53,2 % (444 737 чел.). Стоит отметить, что количество тех, кто относит себя к русским, постепенно сокращается. На наш взгляд, это происходит за счет постепенного увеличения представителей мордовской этнической группы, поскольку их количество выросло на 8 % (по сравнению с переписью 2002 года), что в абсолютных показателях означает 39,9 % (333 212 чел.). Кроме того, татары составляют 5,2% от общей численности населения республики (43 391 чел.) [1]. Что касается осознания себя частью чего-то общего, категорией «россияне», то это находит свое отражение в достаточно равной степени у всех выше обозначенных этнических общностей (71,6, 75,4, 76,3 %)[2]. Это может говорить нам о преобладании в сознании граждан установок на общегражданскую идентичность и межэтническое сотрудничество.
Особенность Республики Мордовии заключается в том, что по районам состав населения существенно отличается. По составу населения районы можно разделить на 3 группы:
- первая группа состоит из районов, где преимущественно проживают русские. К ним можно отнести: Инсарский, Краснослободский, Ель-никовский, Кадошинский и Теньгушевский;
- вторая группа состоит из районов, где преимущественно проживает мордва. К ним относятся: Атяшевский, Дубенский, Атюрьевский, Боль-шеигнатовский, Зубово-Полянский, Ковылкинский. Старошайговский;
- третья группа состоит из районов, где компактно проживают татары. Это Ромодановский, Лямбирский, Рузаевский.
Республика Мордовия обладает значительным опытом в сфере гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. Свою эт-нополитику республика пытается основывать на сбалансированном сочетании решения двух задач: с одной стороны - формирования общегражданской идентичности, а с другой - сохранения самобытности, традиций, языка, культуры и других характеристик этнической идентичности. Анализ показал, что наиболее актуальным на сегодняшний день направлением является формирование общегражданской идентичности. При этом в республике понимают, что излишняя политизация этничности, её возвышение над гражданской идентичностью, может привести к непоправимым последствиям. В связи с этим республиканская власть, местное самоуправление исходят из того, что республика — часть Российской Федерации, а всё её население — полноправные граждане государства. В связи с этим, необходимо отметить, что ситуация в межэтнической сфере отличается преобла-
данием стабильных отношений в этой сфере и невысокой степенью напряженности [3].
В самой республике к потенциальным угрозам нарушения межэтнического баланса относят внешнее вмешательство, неупорядоченные миграционные процессы, уход представителей молодого поколения в неоязыческие структуры, маргинальные сообщества, а также определенные недостатки в реализации этнополитики [4].
Вопросами регулирования сферы межэтнических отношений в Республике Мордовия занимается Министерство культуры и национальной политики Республики Мордовия. Руководство республики придерживается мультикультурного курса, сочетающего в себе работу над интеграцией в российское социокультурное, политическое пространство, а также развитие международного сотрудничества по линии финно -угорского сообщества. Этот факт был отмечен на международном уровне, когда в 2010-2011 гг. представители республики принимали участие в работе совместной программы Министерства регионального развития РФ, Совета Европы и Европейской комиссии «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества». Экспертным сообществом было отмечено, что в республике функционируют и развиваются этнокультурные организации, производится поддержка местных СМИ, региональное руководство работает над введением в учебные программы уроков по мокшанскому и эрзянскому языкам, а также осуществляет поддержку мордовской диаспоры за пределами региона. В связи с этим практики Мордовии предлагалось перенести и на западно -европейскую почву [5].
В целях содействия сохранению и улучшению климата в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в регионе действует «План мероприятий по реализации в 2018-2020 годах в Республике Мордовия Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года», а также государственная программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014 - 2020 годы. В данный момент реализуется план данной программы на 2018 - 2020 годы. Объем финансирования составляет 34 855,3 тыс. руб., из них 18 778,6 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 16 076,7 тыс. руб. - республиканского. План включает в себя мероприятия, которые разделены на несколько основных пунктов: мониторинг состояния межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия; проведение совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, форумов по вопросам гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений; государственная поддержка общественных инициатив по реализации проектов в сфере государственной национальной политики Республики Мордовия, укрепления
и развития межнационального сотрудничества; издание социально-значимой литературы, в том числе выпуск буклетов и подготовка публикаций, формирующих уважительное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в Республике Мордовия и т. д. [6].
Согласно федерально-целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 20142020 гг.» проводились работы по возрождению и распространению мордовской культуры, разрабатывались образовательные программы по преподаванию родного языка и истории. Сегодня в республике насчитывается около 1200 учреждений культуры и искусства. В рамках реализации программы в Республике Мордовия ежегодно стало проводится более 100 различных мероприятий [7]. Широкую известность в рамках Российской Федерации и за её пределами получили международный фестиваль джазовой музыки «Вэйсэ-джаз», драматических театров «Соотечественники», а также международного костюма «Масторава». Помимо этого, к крупным мероприятиям можно отнести фестиваль мордовской песни «Од вий» и фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!», который в 2019 году уже в 23-й раз объединил более 50 тыс. человек. Также для обеспечения межнационального и межэтнического согласия проводятся праздники национального фольклора: «Сабантуй», «Раскень Озкс», «Акша келу». Стоит отметить Международную экспедицию-фестиваль «Волга - река мира. Диалог культур волжских народов», который проводится ежегодно уже в 18-й раз, и количество участников в нем постоянно растет.
С целью укрепления этнической идентичности, поддержки мордовских языков реализуется практика поддержки республиканских изданий. Руководством республики организована доставка изданий в те регионы, где компактно проживает мордовская диаспора. В республиканских печатных изданиях издаются книги на мокшанском и эрзянском языках. В 2015 году был выпущен буклет «Мордовия многонациональная». На 10 канале Телекомпании «ТелеСеть Мордовии» выходит телепрограмма «Од пинге», востребованной является рубрика «Велесь тече» («Село сегодня»). С 5 марта 2019 года Телеканалом НТМ выпускаются программы «Мокшень вал» («Мокшанское слово») и «Эрзянь вал» («Эрзянское слово») [8].
В 2019 году на VII съезде Межрегиональной общественной организации мордовского народа Глава Республики Мордовия Владимир Волков заявил о том, что поддержка региональных изданий является приоритетной задачей. Он также отметил, что в детских садах региона реализуется программа «Мы живем в Мордовии», а в 116 дошкольных учреждениях функционируют кружки по изучению эрзянского и мокшанского языков. На уровне школ в 73 учебных заведениях мордовский язык имеет статус родного, а в 218 — статус государственного (наряду с русским). Важно отметить, что глава республики категорически против создания языковой гим-
назии в регионе, поскольку это будет выглядеть слишком искусственно и сделает мордовскую молодежь менее конкурентоспособной за пределами республики [9].
В качестве превентивных мер по профилактике деструктивных проявлений в межэтнической и межрелигиозных сферах в республике регулярно проводятся совещания с участием правоохранительных и иных государственных органов. Функционирует экспертно-консультативный совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Министерстве культуры и национальной политики с участием представителей национально-культурных автономий и религиозных организаций. Реализуется профориентационная работа среди учащихся общеобразовательных учреждений в местах компактного проживания представителей мордовской этнической общности. Данное мероприятие является частью республиканской программы «Я выбираю Мордовию», нацеленной на возвращение в республику граждан с мордовскими корнями. Ежегодно проводятся конкурсы на выделение субсидий некоммерческим организациям.
Кроме этого, в рамках государственной программы по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений осуществляется грантовая поддержка инициатив, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию сферы межэтнических отношений на территории республики. Среди наиболее крупных мероприятий необходимо выделить этнические вечера при поддержке национально-культурных автономий республики, а также объединений «Вместе дружная семья», конкурсы «Мой храм», «Наши казаки», «Радонеж» и т. д. [10].
Процесс формирования единой гражданской нации предусматривает взаимодействие не только по вертикали (между уровнями государственной власти), но и по горизонтали (между институтами гражданского общества). Поскольку Российская Федерация является полиэтничным и поликонфессиональным государством, то для неё является чрезвычайно важным сохранить баланс между ними, что с каждым годом становится сложнее, по причине явного тренда в сторону централизации властных ресурсов. Одними из главных институтов гражданского общества, которые принимают непосредственное участие в процессе формирования единой гражданской идентичности, являются национально-культурные автономии.
Среди НКА, действующих на территории Республики Мордовия, необходимо выделить Региональную Еврейскую национально-культурную автономию, Региональную национально-культурную автономию татар «Якташлар» («Земляки»), региональные общественные организации азербайджанцев и армян, а также местные региональные автономии украинцев и евреев. Продолжается работа по увеличению количества национально -культурных автономий и центров мордвы на территории других субъектов РФ. После принятия Закона РФ «О национально-культурных автономиях»
подобные организации появились в Татарстане, Чувашии, Башкортостане, Пензенской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской областях, Республике Коми, а также Санкт-Петербурге. В Рязани функционирует общество под названием «Вейсэ», во Владимирской области - «Вайгель», в Санкт-Петербурге - «Мордовское землячество», в Саратовской области - региональное отделение объединения финно-угорского населения («СОФУН»). Республиканские органы власти постоянно привлекают представителей диаспор к участию в различных мероприятиях и отводят им роль одного из ключевых акторов в поддержании стабильных межэтнических отношений. На данный момент представители диаспоры активно привлекаются властями республики для участия в крупных республиканских мероприятиях. Работа с национальными общественными организациями в Республике Мордовия является значимой составляющей политики руководства в области национальных отношений [5]. На данный момент в Республике Мордовия зарегистрировано 5 национально-культурных автономий, а число домов дружбы, национально-культурных центров, деятельность которых заключается в гармонизации отношений в межэтнической сфере, достигло 6 [11].
Экспертным сообществом республики отмечается факт постоянного повышения квалификации государственных служащих в сфере гармонизации межэтнических отношений и национального единства за счет организации на территории республики и за её пределами множества мероприятий, таких как: международные научно-практические конференции «Социокультурные традиции Поволжья и Приуралья в контексте интегративных связей», этнографические исследования мордовской диаспоры РФ в рамках научного проекта «Мордва России», Дни мордовских (мокшанского и эрзянского) языков и русского языка и др.
Таким образом, проведенный анализ документов и практик по гармонизации межэтнических отношений в республике показал, что в Республике Мордовия внедряются различные инструменты, которые способствуют укреплению межэтнических и межконфессиональных связей. Особенность республики заключается в её двухвекторной этнополитике: процесс формирования единой гражданской нации в рамках Российской Федерации и интеграции всего финно-угорского сообщества. Всё это происходит на фоне достаточно устойчивого социально-политического положения республики. В то же время существует вероятность возникновения межэтнической и межконфессиональной напряженности, поскольку государству совместно с гражданским обществом необходимо регулярно соотносить интересы представителей национальных и этнических групп с процессом по укреплению гражданской нации. Свести подобные риски к минимуму может усовершенствование механизма обратной связи между властью и
обществом, а также повышение роли экспертного сообщества в оценке стратегий и программ, которые инициируются государственной властью.
Список литературы
1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://mrd.gks.ru/ (дата обращения: 18.12.2019).
2. Мониторинг межэтнических отношений в регионе // Регионоло-гия. 2011. № 4. С. 266-277.
3. Рябова С. Г., Сорокина Н. В. Национальная политика как фактор обеспечения устойчивого развития Республики Мордовия в условиях новых вызовов и угроз // Контентус. 2017. № 7(60). С. 1-15.
4. Полутин С. В., Чушкин А. М. Этнорелигиозные угрозы в Поволжском регионе // Регионология. 2014. №1 (86). С. 114-122.
5. Изергина Н. И. Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Мордовия) // Известия Саратовского университета. Нов. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16. Вып. 3. С. 322-326.
6. Об утверждении плана и детального плана-графика реализации государственной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношения в Республике Мордовия» // Официальный портал органов государственной власти Республики Мордовия. [Электронный ресурс]. URL: http: // e-mordovia.ru / upload / iblock /b7a / ob-utverzhdenii-plana-i-detalnogo-plana grafika-realizatsii - gosudarstvennoy-programmy-_garmonizatsiya - mezhnatsionalnykh -i - mezhkonfessionalnykh-otnosheniy-v-respublike-mordoviya -na-2018-god-i-na-planovyy-period-2019- -2020.doc (дата обращения: 20.12.2019).
7. Расходы на «укрепление российской нации» в следующем году сократятся // РБК. ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc. ru/politics/16/07/2014/936860.shtml (дата обращения: 18.12.2019).
8. Пыреськина Е. М., Пивкина С. В. Региональная журналистика в контексте национальной культуры // МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ. 2019. № 6. С. 251-258.
9. В Мордовии сохранят господдержку национальных изданий // Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/10/24/v-mordovii-sohraniat-gospodderzhku-nacionalnyh-izdanii.html (дата обращения: 19.12.2020).
10. Отчет о ходе реализации государственной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Респуб-
лике Мордовия» на 2014-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://mLnnac.e-mordovia.ru/news/view/27354 (дата обращения: 19.12.2020).
11. О деятельности некоммерческих организаций // Информационный портал Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс]. URL: http://unro.minjust.ru/NKAs.aspx# (дата обращения: 19.12.2019).
Толкунов Никита Сергеевич, аспирант, niktolkunov@,gmail. com, Россия, Саратов, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
REGULATION OF INTER-ETHNIC RELATIONS AT THE REGIONAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA)
N. S. Tolkunov
The article considers the features of regulation and harmonization of interethnic relations in the Republic of Mordovia. It is noted that the situation in the interethnic sphere has weak dynamics and low tension. The main actors who are responsible for the implementation of ethnic policy in the region are identified, the main measures for the regulation of interethnic relations are highlighted. It is concluded that the Republic of Mordovia has a wide range of tools to maintain a consistently low level of interethnic tension in society.
Key words: ethnopolitics, interethnic relations, ethnic community, civil nation, national-cultural autonomy.
Tolkunov Nikita Sergeevich, Assistant, Department of Political Sciences, nik-tolkunov@,gmail.com, Russia, Saratov, Saratov State University