УДК 332.1: 338 (470.345)
Рябова Светлана Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, e-mail: ryahovasg@yandex. ru ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск
Сорокина Наталья Викторовна, студентка экономического факультета,
e-mail: : sorokina. nata@mail. ru ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ
Аннотация: В статье раскрыты основные причины возникновения межнациональных конфликтов, проанализирована ситуация в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия. Особое внимание также уделено исследованию механизмов реализации национальной политики в республике и выработке основных направлений повышения их эффективности.
Ключевые слова: национальная политика, конфликтогенные факторы, межэтнические конфликты, механизм реализации национальной политики, этноконфессиональные отношения, межэтническая толерантность, межэтническое взаимодействие.
Ryabova S.G., PhD, Associate Professor, Department of State and Municipal Management,
e-mail: ryabovasg@yandex. ru «National research Ogarev Mordovia State University», Saransk
Sorokina N.V., student, Department of Economics, e-mail: : sorokina. [email protected] «National research Ogarev Mordovia State University», Saransk
NATIONAL POLICY AS A FACTOR ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA UNDER NEW CHALLENGES AND THREATS
Abstract: the article reveals the main causes of ethnic conflicts, gives an analysis of the situation in the sphere of interethnic and interfaith relations in the Republic of Mordovia. Special attention is also paid to the study of mechanisms of implementation of national policy in the Republic and to outlining the main directions of improvement of their efficiency.
Key words: national policy, conflictogenic factors, ethnic conflicts, the mechanism of implementation of the national policy, ethno-confessional relations, inter-ethnic tolerance, interethnic interaction
Дальновидная и эффективная национальная политика, учёт этнического фактора, гармонизация межнациональных отношений по-прежнему являются не только залогом успеха, но и необходимым условием обеспечения устойчивого развития региональной социально-экономический системы. Вместе с тем, как показывают исследования, высокий уровень имущественного неравенства; различия в доступности социальных благ; размывание традиционных ценностей; проявление дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности; коррупция; дискриминация на уровне межличностных отношений; негативные стереотипы становятся катализатором межнациональных конфликтов. Особую тревогу также вызывают рост нетерпимости, межэтнической напряженности, религиозно-политического экстремизма, молодежного радикализма и др. [1, 2, 7]. Результаты их воздействия чреваты повышением уровня нестабильности, снижением порогов устойчивости общества и особенно опасны в условиях новых вызовов и угроз.
Если еще 10-15 лет назад деятельность экстремистских движений ограничивалась пространственными границами города, района, региона, то в настоящее время, благодаря информационно-коммуникационным технологиям (прежде всего, Интернету), экстремистская деятельность расширяется в масштабах страны. Сотовая связь, мультимедиа, компьютерные технологии трансформировали межличностную и групповую коммуникацию до масштабов массовой (форумы, чаты, блоги и прочие стали достоянием широких слоев интернет-аудитории) [17].
К тому же природа и характер межнациональных конфликтов указывают на то, что это легко воспламеняющийся материал. Зоны напряженности при сравнительно небольших ошибках способны быстро трансформироваться в зоны конфликтов, которые могут приобрести затяжной характер. Учет данных обстоятельств требует дальнейшего объединения усилий всех звеньев государственной системы для борьбы с агрессивным национализмом в целях достижения межнационального согласия. Именно поэтому весьма закономерным и своевременным является столь пристальное внимание со стороны органов государственной власти к вопросам гармонизации межнациональных отношений, профилактике межэтнических конфликтов, учету этнического фактора в реализации национальной политики в такой многонациональной стране как Российская Федерация, частью которой является и Республика Мордовия.
В Республике Мордовия проживают представители 119 национальностей, межэтнические контакты, культурные и экономические обмены между которыми давно стали нормой. По данным Всероссийской переписи в структуре национального состава населения республики наибольшую долю составляют русские 53,2 % (443737 чел.), однако их число в последние годы снижается. В то же время на 8 % увеличилась доля лиц мордовской национальности (39,9 % -333112 чел.), 5,2 % от общей численности населения составляют татары (43392 чел.) (таблица 1).
Таблица 1 - Национальный состав населения Республики Мордовия (по данным переписей _населения) [15]_
Национальный состав населения человек 2010 г. в % к 2002 г. в % к итогу
2002 г. 2010 г. 2002 г. 2010 г.
Все население 888766 834755 93,9 100,0 100,0
Мордва 283861 333112 117,4 31,9 39,9
Русские 540717 443737 82,1 60,8 53,2
Татары 46261 43392 93,8 5,2 5,2
Украинцы 4801 3185 66,3 0,5 0,4
Армяне 1310 1342 102,4 0,15 0,2
Чуваши 1097 812 74,0 0,1 0,1
Белорусы 1240 794 64,0 0,1 0,1
Азербайджанцы 672 707 105,2 0,1 0,1
Узбеки 437 584 133,6 0,05 0,1
Цыгане 445 473 106,3 0,1 0,1
Национальный состав человек 2010 г. в % к в % к итогу
населения 2002 г. 2010 г. 2002 г. 2002 г. 2010 г.
Таджики 372 450 121,0 0,04 0,1
Грузины 395 301 76,2 0,04 0,04
Немцы 374 276 73,8 0,04 0,03
Молдаване 263 272 103,4 0,03 0,03
Марийцы 227 153 67,4 0,03 0,02
Евреи 171 137 80,1 0,02 0,02
Башкиры 172 120 69,8 0,02 0,01
Казахи 122 120 98,4 0,01 0,01
Удмурты 147 106 72,1 0,02 0,01
Лица других национальностей (не 1982 1529 77,1 0,2 0,2
перечисленных выше)
Лица, не указавшие национальность в 3700 3153 85,2 0,4 0,4
переписном листе
Национальный состав населения в разрезе муниципальных районов Республики Мордовия существенно отличается. Группировка муниципальных районов республики по данному признаку позволила сформировать 3 группы:
- в 1 группу вошли муниципальные районы, в которых в общей численности населения преобладают - русские. Это в Ельниковском, Инсарском, Кадошкинском, Краснослободском, Рузаевском, Теньгушевском и ряде др.;
- во 2 группу вошли муниципальные районы, в которых в общей численности населения преобладают - мордва. Это в Атюрьевском, Атяшевском, Большеигнатовском, Дубенском, Зубово-Полянском, Ковылкинском, Кочкуровском и Старошайговском районах;
- в 3 группу вошли муниципальные районы с высокой долей компактно проживающих татар в общей численности населения (Лямбирский, Ромодановский, Рузаевский районы) (таблица 2).
Ситуация в сфере межэтнических отношений в Республике Мордовия характеризуется слабой динамикой и в целом по результатам исследования проведенного Приволжским филиалом института социологии РАН - невысокой напряженностью.
Таблица 2 - Группировка муниципальных районов Республики Мордовия
с учетом национального состава населения, человек
Муниципальные образования Национальность
Мордва Русские Татары Армяне Азербайд жанцы Украинц ы Чуваши Белорусы
городской округ Саранск 89288 213429 15415 509 375 1571 368 406
1 группа - с преобладанием русских в общей численности населения
Рузаевский район 20514 39595 4906 134 48 305 84 92
Краснослободский район 6504 19308 375 36 17 67 11 9
Лямбирский район 6057 16774 10795 79 33 114 44 17
Чамзинский район 15188 15433 642 75 8 101 29 24
Ромодановский район 3431 12529 4367 108 4 69 25 15
Ичалковский район 10006 10281 45 34 2 58 20 21
Инсарский район 5015 8674 275 17 1 50 11 11
Темниковский район 7803 7991 1326 1 2 47 4 22
Теньгушевский район 4804 7287 64 7 9 42 3 8
Ельниковский район 5260 5973 694 10 - 16 6 -
Кадошкинский район 2994 3465 1430 4 2 19 4 4
Дубенский район 11968 1454 348 - 8 6 6 3
2 группа - с преобладанием мордвы в общей численности населения
Зубово-Полянский район 30898 25176 673 174 154 380 87 92
Ковылкинский район 22693 20453 231 21 7 145 31 31
Атяшевский район 17080 2940 28 2 4 22 15 3
Ардатовский район 17035 12173 55 20 2 51 34 8
Торбеевский район 13434 7142 724 6 8 52 8 10
Кочкуровский район 9946 407 328 3 5 18 3 3
Атюрьевский район 9886 432 589 10 3 11 3 2
Старошайговский район 8370 5541 26 56 13 15 1 5
Большеигнатовский район 6939 1325 5 11 1 11 9 2
3 группа - с высокой долей компактно проживающих татар в общей численности населения
Лямбирский район 6057 16774 10795 79 33 114 44 17
Рузаевский район 20514 39595 4906 134 48 305 84 92
Ромодановский район 3431 12529 4367 108 4 69 25 15
Серьезное воздействие на состояние межэтнических отношений в республике оказывают миграционные процессы (данная проблема характерна для всех регионов ПФО). У местного населения сформировалось негативное отношение к приезжим, однако как показывают данные ВЦИОМа, в реальной жизни взаимодействия между мигрантами и жителями региона происходят крайне редко
[6]. Представителям различных национальностей, проживающим в регионе, свойственны - низкий уровень конфликтности на межэтнической почве, а также взаимоподдержка в трудных ситуациях.
Вопросы формирования и реализации национальной политики находятся в компетенции Министерства культуры и национальной политики Республики Мордовия. Основным акцентом в реализации региональной национальной политики является четкий мультикультурный курс, позволяющий находить и использовать все позитивные моменты интеграции в российское политическое, языковое и социальное пространство, включая аспекты международного сотрудничества, а также объединение с финно-угорским сообществом на мировом уровне, в сочетании с активной поддержкой уникальности мордовского этноса в различных проявлениях его этнических признаков.
В реализацию национальной политики в республике также вовлечены общественные организации и объединения, в том числе: Межрегиональное общественное движение мордовского (эрзянского и мокшанского) народа; Региональная НКА татар Республики Мордовия «Якташлар»; Местная НКА украинцев г. Саранска Республики Мордовия; Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян России» в Республике Мордовия; Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский азербайджанский конгресс» по Республике Мордовия; Ассоциация мокшанских женщин «Юрхтава», Союз эрзянских женщин «Литова», Мордовская региональная общественная организация татарских женщин «Чулпан» и др. [5, 11].
В целях осуществления многопрофильной деятельности по развитию науки, культуры, языков, национальных традиций финно-угорских народов, межнационального культурного сотрудничества, укрепления дружбы и взаимопонимания между народами Российской Федерации в 2006 г. был создан «Поволжский центр культур финно-угорских народов» [8]. На базе Центра функционирует Молодежный Совет национально-культурных объединений Республики Мордовия, который является совещательным (консультативным)
органом, образованным с целью повышения эффективности работы с молодежью.
На консолидацию многонационального сообщества Республики Мордовия также направлена деятельность Общественной палаты Республики Мордовия, Координационного Совета Республики Мордовия по демографической и миграционной политике, Общественного Совета по развитию православной культуры при Главе Республики Мордовия, Экспертно-консультативного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Министерстве культуры и национальной политики Республики Мордовия. В целях эффективного взаимодействия между Министерством и муниципальными районами Республики Мордовия в июле 2016 г. заключены Соглашения о сотрудничестве в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Республики Мордовия.
В Мордовии функционирует «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации», созданная с целью координации действий, оказания взаимной помощи и поддержки в реализации прав и интересов финно-угорских народов, создания предпосылок для формирования единого социально-экономического, культурного и информационного пространства. Основными направлениями работы Ассоциации является всемерная и всесторонняя поддержка финно-угорских народов РФ [10].
В процессах консолидации многонационального общества и повышения национального самосознания важную роль играют народные праздники и традиции, которые нацелены на сохранение, возрождение и дальнейшее развитие национальных традиций и фольклора народов, населяющих Мордовию. К их числу относятся: «Акша келу», «Раськень озкс», «Велень озкс», «День славянской письменности и культуры», «Сабантуй». Проведение подобных мероприятий формируют имидж республики как региона, в котором сохраняется прочный гражданский мир, взаимопонимание и согласие между народами, создаются благоприятные условия для сохранения культурного многообразия.
Реализуется ряд пилотных проектов, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, противодействие экстремизму и ксенофобии. Ярким примером мероприятия, противостоящего деструктивной идеологии терроризма, является ежегодный республиканский молодежный форум «Россия - наш общий дом». В республике выпускаются газеты и журналы на мокшанском, эрзянском и татарском языках («Мокшень правда», «Эрзянь правда», «Эрзянь мастор», «Чилисема», «Мокша», «Юлдаш» -«Спутник», «Татарская газета»). В настоящее время 20 из 22 районных газет выходят с обязательными вкладками на мордовских языках.
Издается научный журнал «Финно-угорский мир», общероссийское издание «Финно-угорская газета». На страницах республиканских средств массовой информации открыты рубрики, где регулярно размещаются материалы, пропагандирующие идеи дружбы, гражданского и духовного единения народов, проживающих на территории Республики Мордовия. Расширяется эфирное вещание: выходит в эфир телевизионный журнал «Финно-угорский мир», открыта национальная радиостанция «Вайгель», на местном телевидении выходят передачи на родных языках («Од пинге» и «Велесь течи» -на канале РЕН-ТВ, «Сияжар» и «Кулят» - на ГТРК «Мордовия»).
С 2014 г. реализуется государственная программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия», целями которой являются:
- упрочение гражданской солидарности и общероссийского гражданского самосознания в условиях формирования российской идентичности - осознания принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации (российской нации) у ее граждан, проживающих на территории Республики Мордовия;
- гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений в формате единения региональной полиэтнической общности - народа Республики Мордовия - на основе сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия народов, населяющих Республику Мордовия;
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социокультурная адаптация и интеграция внутренних и внешних мигрантов в региональное многонациональное сообщество, противодействие распространению идей экстремизма и ксенофобии [ 9].
Общий объем финансирования Государственной программы из средств республиканского бюджета составит 446658,2 тыс. рублей. Ожидаемые результаты реализации программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» представлены на рисунке 1.
Мордовия представляет собой поликонфессиональный регион. При этом большинство населения республики придерживается традиционных, культурообразующих религий - православного христианства (русские, представители других славянских народов и мордва) и ислама (татары). Благодаря принятым системным мерам, в республике удалось сохранить в целом благоприятный климат межконфессиональных отношений между народами, исторически проживающими на данной территории. Межконфессиональные и внутриконфессиональные отношения развиваются бесконфликтно, продолжается дальнейшее развитие межконфессионального диалога. Этому во многом способствовало проведение большой работы по изучению и пропаганде исторического наследия мордовского, русского, татарского и других народов, населяющих республику, их приобщение к собственным национально-культурным традициям, создание атмосферы диалога культур, толерантности, расширению диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности.
распространение идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации
Рисунок 1 - Ожидаемые результаты реализации программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на 2014-2020 гг.
Однако, изучение причин и характера деструктивного воздействия конфликтогенных факторов позволило выявить, что на межнациональные отношения в республике продолжают оказывать влияние динамика миграционных процессов, отдельные проявления национального экстремизма (особенно среди молодежи), наличие различий в современном уровне религиозности населения, размывание традиционных ценностей, а также значительная дифференциация в уровне и качестве жизни населения (таблица 3), которая как показывают исследования существенно не сокращается [3, 4, 12, 13].
Всё это указывает на то, что в республике формируется определённый конфликтогенный фон для возникновения локальных межнациональных
конфликтов, что в дальнейшем может привести к негативным проявлениям в социально-экономической сфере. Именно это обстоятельство и обуславливает необходимость повышения эффективности механизмов реализации национальной политики и поиска новых форм, средств и технологий, способствующих гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия.
Таблица 3 - Динамика основных социально-экономических показателей и их соотношение с пороговыми значениями экономической безопасности в Республике Мордовия [15, 16]
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Численность населения на конец года, тыс. человек 812,1 808,9 807,4
Среднегодовая численность занятых в экономике,
тыс. человек 375,4 369,5 362,9
Общая численность безработных (по методологии
МОТ), тыс. человек 20,2 19,0 18,9
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц,
рублей 14432,8 16133,6 17455,9
Российская Федерация 25928 27766 30474
Приволжский федеральный округ 21864 24020 26300
Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, в процентах
в том числе со среднедушевыми денежными доходами, рублей, в месяц:
всё население 100 100 100
до 1500,0 0,1 0,1 -
1500,1-2500,0 1,1 0,7 0,4
2500,1-3500,0 2,8 2,0 1,3
3500,1-4500,0 4,4 3,4 2,4
4500,1-6000,0 8,6 7,1 5,5
6000,1-8000,0 12,8 11,2 9,7
8000,1-12000,0 22,9 21,7 21,0
свыше 12000,0 47,3 53,8 59,7
Средний размер назначенных пенсий в месяц, рублей 8960,5 9720,8 10801,0
Российская Федерация 10030 10889 12081
Приволжский федеральный округ 9497 10304 11452
Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников организаций, р. 18100,7 20342,1 22028,5
Российская Федерация 29792 32495 34030
Приволжский федеральный округ 22481 24601 25632
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,371 0,371 0,358
Величина прожиточного минимума, в среднем на
душу населения, рублей в месяц 6183 6730 8149
Прирост высокопроизводительных рабочих мест,
в процентах к предыдущему году 3,9 6,9 - 7,0
Коэффициент напряженности на рынке труда, единиц 2,0 1,9 2,5
Коэффициент миграции населения, человек на 10 тыс. - 31,5 2,7 25,9
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.
человек населения
Российская Федерация 21 19 17
Приволжский федеральный округ -5 -2 -8
Коэффициенты миграционного прироста, миграционный прирост за год на 10 000 человек
населения
- городское население 16,71 64,10 94,33
- сельское население - 106,99 - 93,06 - 83,57
Число зарегистрированных преступлений на 100 000
человек населения 1031 1099 1137
Сведения о преступлениях экономической направленности, выявленные сотрудниками
ОВД, МВД по Республике Мордовия:
- преступления коррупционной направленности 372 353 333
Индикаторы экономической безопасности:
Доля населения с денежными доходами ниже
региональной величины прожиточного минимума в
общей численности населения, в процентах 18,2 17,2 20,1
пороговое значение: 6
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации
доходов); в разах 11,6 11,6 10,6
пороговое значение: 7
Отношение среднедушевых денежных доходов
населения к прожиточному минимуму, раз 2,33 2,40 2,14
пороговое значение: не менее 3,5
Индекс концентрации доходов 0,371 0,371 0,358
пороговое значение: не более 0,3
Уровень безработицы в среднем за год, в процентах 4,4 4,2 4,2
пороговое значение: не более 4
Отношение средней пенсии к средней заработной
плате, % 50 48 49
пороговое значение: 40
Справочно: Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности, представленные в таблице, обоснованы и предложены В. К. Сенчаговым и Е. А. Ивановым [14, 18]
Учитывая данные тенденции в процессе формирования и реализации региональной национальной политики особое внимание должно быть, уделено созданию условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов; обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов; созданию условий для обеспечения прав народов в социально-культурной сфере и др. При этом важно не только
сохранить и обеспечить дальнейшее развитие духовного и культурного потенциала народов, проживающих на территории Республики Мордовия, но и преодолеть негативные этностереотипы, создать в обществе обстановку нетерпимости к пропаганде и распространению идеологии экстремизма и ксенофобии; способствовать проведению в республике работы по изучению и пропаганде исторического наследия народов, населяющих республику, их приобщение к собственным национально-культурным традициям; создать атмосферу диалога культур и толерантности.
Бесспорно, в условиях новых вызовов и угроз противостоять дестабилизирующему и деструктивному воздействию конфликтогенных факторов на межнациональные отношения становится всё сложнее. И всё же только продолжение работы в рамках выбранного мультикультурного курса, дальнейшее выстраивание гармоничной системы взаимоотношений между органами государственной власти, местного самоуправления и институтами гражданского общества, позволит снизить конфликтогенный фон, достигнуть межнационального согласия и создать условия для обеспечения устойчивого и сбалансированного развития Республики Мордовия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1 Амелина В.В. Государственная национальная политика, межэтнические и этноконфессиональные отношения в Оренбуржье : проблемы формирования установок толерантного сознания : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / В.В. Амелина. - Оренбург: ГУП Оренбургской области «Бузулукская типография», 2011. - 176 с.
2 Белоусов С.С. Конфликтогенные факторы локальных межнациональных конфликтов в постсоветской Калмыкии / С.С. Белоусов // Человек. Сообщество. Управление. - 2011. - №4. - С.122-131.
3 Дадыкина Ю.В. Социально-экономическая дифференциация российских регионов и направления ее сокращения / Ю.В. Дадыкина, С.Г. Рябова // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие,
правовые, хозяйственные аспекты: сборник научных трудов / Юго-Западный государственный университет; отв. редактор А.А. Горохов. Курск, 2011. - С. 93-96.
4 Долгова Е.В. Исследование социально-экономической дифференциации регионов Приволжского федерального округа [Текст] / Е.В. Долгова, С.Г. Рябова // Региональное развитие. 2014.- № 1. - С. 29-34.
5 Министерство культуры и национальной политики Республики Мордовия [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа : http://minnac.e-mordovia.ru/.
6 Морозова Н.М. Эффективность реализации государственной национальной политики Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. полит. паук / Н.М. Морозова; Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». - Нижний Новгород, 2013. - 24 с.
7 Мугалова Ж.А. Причины и факторы возникновения конфликтов на этнической почве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/ pedagoka_i_ps ichologiy/34_6/
8 Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа : http://pckfun.ru/.
9 Об утверждении государственной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. №507. - Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
10 Общероссийское общественное движение «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» [Электронный ресурс] : официальный сайт. -Режим доступа : http://afunrf.ru/.
11 Органы государственной власти Республики Мордовия [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Режим доступа : http://www.e-mordovia.ru/.
12 Региональная экономика и управление: учебное пособие / Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева; под редакцией Е.Г. Коваленко. Саранск, 2004.
13 Рябова С.Г. Направления совершенствования механизма снижения социально-экономической дифференциации и обеспечения устойчивого развития регионов Приволжского федерального округа [Текст] / С.Г. Рябова // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов : сборник научных трудов / Общественная палата Челябинской области, НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина» ; редкол. : Л.В. Виницкий, Е.А. Захарова, С.Б. Синецкий, Г.И. Ладошина. -Челябинск, 2014. - С. 47-50.
14 Сенчагов В.К. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России [Электронный ресурс] / Е.А. Иванов,
B.К. Сенчагов. - М. - 2015. - С. 20-21. - Режим доступа : http://inecon.org/docs /senchagov_ivanov.pdf
15 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mrd.gks.ru/
16 Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://gks.ru.
17 Хагуров Т.А. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования) / Т.А. Хагуров, М.Е. Позднякова, В.Н. Ракачев, Л.Н. Рыбакова, Т.В. Чекинева, А.П. Резник,
C.Ю. Любин, Е.А. Войнова, Н.В. Мелешко, Н.Е. Хагурова. - М.: Институт социологии РАН. 2014. - С 118.
18 Экономическая безопасность: итоговый государственный экзамен: учеб. пособие / Л.А. Кормишкина, Е.Д. Кормишкин, В.А. Горин [и др.]. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. - 408 с.