Регулирование финансового рынка: новейшие подходы и тенденции
Перцева Светлана Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, sup.05@mail.ru
Сергеевых Ксения Владимировна
ст. преподаватель, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, lexett@mail.ru
Ткачев Василий Николаевич
кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Tkachev_mgimo@mail.ru
Финансовые рынки оказывают непосредственное влияние на темпы экономического роста, трансформируя сбережения и накопления в инвестиции. От развитости финансовых рынков зависят темпы промышленного производства, интенсивность исследований и конструкторских разработок, масштабы инновационной активности предпринимателей. Но для того, чтобы потенциал финансовых рынков и всей финансовой сферы страны мог быть реализован наиболее эффективно, требуется адекватная сложившимся условиям развития экономики и ее особенностям система финансового регулирования. В настоящей статье изучаются и сравниваются различные современные модели финансового регулирования. Отдельно рассмотрена концепция мегарегулирования финансового рынка. Ключевые слова: финансовые рынки, банки, экономический рост, финансовое регулирование, мегарегулятор.
Финансовые рынки активно развиваются в последние десятилетия во всех странах мира и оказывают доминирующее влияние на мировую экономику. Как отмечают специалисты, на протяжении 1980-х гг. и вплоть до кризиса 2007-2009 гг структура мирового экономического роста характеризовалась опережающим развитием финансового сектора по сравнению с иными секторами национальных экономик. Постоянно возрастал объем денежных потоков, циркулировавших на глобальных финансовых рынках. В экономической литературе это явление получило название «финансиализа-ция экономического роста» - опережающий рост объема финансовых операций в сравнении с ростом ВВП и инвестиций в основной капитал. Так, за период с 1990 до 2015 г. в глобальном масштабе номинальная стоимость совокупных финансовых активов возросла с 42 до 294 трлн долл. США. За тот же период отношение стоимости финансовых активов к мировому ВВП увеличилось с 195 до 375% [3].
Мировой финансово-экономический кризис 2007-2008гг. показал, что регулирование и надзор в странах мира не поспевали за столь бурным развитием мировых финансов и финансовых структур. Кризис вскрыл недостатки моделей финансового регулирования, «пустоты» в инструментально - методическом аппарате части из них, образовавшиеся как следствие несоответствия практике ведения финансового бизнеса в современных условиях [3].
На развитии кризиса сказалась и слабая работа рейтинговых агентств в информационном обеспечении финансовых рынков [5], [6]; и недооцененная волатильность финансового рынка США, играющего сегодня ключевую роль в мировых финансах [7]; и отсутствие скоординированного подхода к преодолению кризисных явлений мирового масштаба [8], [9].
Рассмотрим основные предпосылки модернизации финансового регулирования, характерные для большинства стран мира (табл. 1).
Изучение рассмотренных предпосылок трансформации системы регулирования финансовых рынков в странах мира позволяет говорить о важной роли экономической политики и регулятивных институтов в целях предотвращения кризисов и достижения экономической стабильности. Необходимость государственного регулирования становится очевидной в условиях чрезмерного наращения активов во время экономических бумов и рыночной либерализации. Государство должно обеспечить предотвращение рыночных провалов, политического и институционального вмешательства в процесс регулятивного надзора, не допустить регулятивную снисходительность, арбитраж и захват регулятора.
Современное финансовое регулирование включает пруденциальный надзор (prudential supervision) и надзор за ведением бизнеса или надзор за предпринимательской деятельностью (business conduct supervision). Пруденциальный надзор призван обеспечить надежность и устойчивость финансовых институтов, уменьшить системные риски. Надзор за предпринимательской активностью, или регулирование, поддерживает функционирование конкурентных рынков и защищает права потребителей финансовых услуг [1].
Различные ученые и представители международных финансовых организаций по-разному классифицируют существующие модели финансового регулирования. Рассмотрим классификацию, предложенную специалистами Банка международных расчетов в Базеле. Они разделяют модели финансового регулирования и надзора во всем мире на три группы: секторальная, интегрированная и частично интегрированная [10].
В секторальной модели один орган несет ответственность за пруденциальный надзор и надзор за ведением бизнеса у банков. Другой орган имеет такой же мандат для страховых компаний. Третий орган отвечает за целостность рынка ценных бумаг и деятельность в этой сфере. В интегрированной модели единое агентство, которое может быть центральным банком или отделенным надзорным органом, несет ответственность за все функции надзора во всех трех секторах. Частично интегрированные модели предполагают смешанные сочетания регулирования секторов и типов надзора. В модели «Двух вершин» (Twin Peaks Model) два различных агентства отвечают за пруденциальный надзор и ведение бизнеса для всех типов финансовых учреждений,
О À
es
S
w
2 e
8
00
сэ
см
£
Б
а
2 ©
соответственно. В модели двух агентств одно агентство отвечает за надзор за платежеспособностью и ведением бизнеса для банков и страховых компаний, а второе агентство несет ответственность за целостность рынка ценных бумаг и операции с ними (см. рисунки 1-4).
В 2018 гг. специалисты Банка международных расчетов в Базеле провели анализ используемых моделей финансового регулирования в 79 странах мира. В таблице 2 показано распространение каждой из моделей по регионам мира по данным Банка международных расчетов. Обращает на себя внимание тот факт, что в настоящее время наиболее распространенной моделью является секторальная. Эта модель регулирования используется в половине обследованных стран. Второй по значимости моделью финансового регулирования является интегрированная. Ее использует треть обследованных стран. Наименее используемой моделью в настоящее время является частично интегрированная - ее использует лишь одна пятая всех обследованных стран.
В таблице 3 перечислены страны, которые используют каждый тип той или иной модели регулирования финансового сектора. Специалисты Банка международных расчетов проанализировали также влияние мирового финансово-экономического кризиса 2007-2008гг. на используемые модели регулирования. Было установлено, что в 11 из 79 обследованных стран произошел переход от одной модели к другой. Причем наибольший отход произошел от секторальной модели - от нее отказались семь стран (четыре страны перешли на интегрированную модель, три на частично интегрированную). В пост кризисный период две страны перешли с интегрированной модели во главе с со специальным агентством на интегрированную модель во главе ЦБ; еще две страны перешли с интегрированной модели во главе с со специальным агентством на частично интегрированную модель «Двух вершин» [10].
Как видно из таблицы 3, специалисты Банка международных расчетов в Базеле относят Центральный Банк Российской Федерации в категорию интегрированных финансовых регуляторов. Действительно, 1 сентября 2013 года стало отправной точкой функционирования интегрированного финансового регулятора на базе Центрального Банка Российской Федерации, что означало начало крупнейшей институциональной реформы финансового сектора страны. В
Таблица 1.
Предпосылки трансформации систем финансового регулирования стран мира
№ Предпосылка Характери стика
1. Не соответствие современным экономическим реалиям Финансовые инновации и структурные изменения в финансовой системе привели к устареванию некоторых подходов в институциональной организации, которые выдвигались на момент создания многих ко и тро 1 Шру ЮЩИХ орган ов.
2. Появление финансовых конгломератов Банки в XX веке стали осуществлять операции на фондовом рынке, инвестиционные и страховые операции, тем самым трансформировались в финансовые конгломераты, предоставляющие широкий спектр услуг но всему миру. Это привело к размыванию традиционных границ между сферами ответственности различных структур и усложнило финансовое регулирование.
3. Макроэкономическая финансовая нестабильность и ее последствия Опыт, накопленный при преодолении финансовых кризисов, позволяет провести модернизацию регулирующих органов целях повышения эффективности их функционирования.
4. Общее усложнение н стрем ительное разви т и е финансовой системы Для большинства стран мира характерной особенностью является роет числа контролирующих органов и увеличение бюджетных расходов на обслуживание системы финансового регулирования при возникающих временных лагах в принятии решений и сложностях взаимодействия между отдельными элементами системы.
5. Расширение финансовых ииноваций Высокий спрос и активное внедрение финансовых инноваций усложняют оценку финансовых рисков и возможности регуляторов оперативно реагировать на возникающие шоковые ситуации.
6. Глобализация финансовых операций Взаимное проникновение и усиление интеграции на финансовых рынках обусловливают возникновение новых требований к институциональной среде финансового регулирования на национальном и мировом уровнях.
Рисунок 1 - Секторальная модель регулирования финансового сектора
Нрудснцнапьнын надзор за банками
Пруденциальный надзор за страховым и компаниями
Пруденциальный надзор за рынком ценных будки
Надзор за ведением бизнеса н защита нрав потребителей / банки
Надзор ла ведением бизнеса и защита прав потребителей /страховые компании
Надзор зв ведением бизнеса и защита прав потребителей / рынок ценных бумаг
Рисунок 2 - Интегрированная модель регулирования финансового сектора
Рисунок 3 - Модель регулирования финансового сектора «две вершины» (Twin Peaks)
Рисунок 4 - Модель регулирования финансового сектора «два агентства» Таблица 2.
Модели регулирования финансового сектора в регионах мира*
*С- страны. Указано количество стран по каждому региону и их доля в общем объеме выборки.
Тип модели Лфрн i:;i Америка Азия Европа ближний Восток Всего
С. % С % С % С % С % С %
Секторальная 9 100% 9 52% 7 50% 10 30% 4 66% 39 50%
Ин тегрирован пая ШБ1 0 0% 1 6% 2 14% 5 15% 1 17% 9 11%
Интегрированная (агентство) 0 0% 1 6% 2 14% ¡1 33% 0 0% 14 18%
11, ait II теша О 0% 3 18% 1 8% 4 12% 1 17% 9 11 %
«Дне вершины» 0 0% 3 18% 2 14% 3 10% (1 0% 8 10%
Всего 9 100% 17 100% 14 100% 33 100% б 100% 19 100%
соответствии с Федеральным Законом от 23.07.2013 №251 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам были переданы Банку России. [2]
В связи с превращением Банка России в единого регулятора финансового
рынка, были расширены цели его деятельности. Ранее установленные цели (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы) были дополнены следующими: развитие российского финансового рынка и обеспечение его стабильности.[4]
В современной экономической литературе для интегрированных финансовых
регуляторов часто используется термин «мегарегулятор» и подобная модель регулирования финансового сектора исследуется отдельно.
Концепция мегарегулирования состоит в интеграции множества независимых агентов, обладающих разными функциями по надзору за отдельными сегментами финансового рынка в единую централизованную и консолидированную службу с общими ресурсами и обеспечивающими структурами. Ключевыми преимуществами мегарегулирования можно считать возможность достижения синерге-тических эффектов, сокращение бюджетных расходов, устранение проблем, связанных с разграничением сфер ответственности. С институциональной точки зрения возникает крупная структура, обладающая всеобъемлющим доступом к информационным ресурсам, комплексный анализ которых позволяет не только контролировать участников рынка, но и не допускать распространение системных рисков. Рассмотрим позитивные и негативные последствия мегарегулирования (табл. 4).
Таким образом, как видно из таблицы 4, систему мегарегулирования не стоит воспринимать как абсолютное благо. При этом следует заметить, что эволюция моделей регулирования происходит объективно.
Интересным представляется изучение мирового опыта регулирования финансового рынка.
В научной литературе выделяют следующую типологию мегарегулирования: «сингапурская модель», «скандинавская модель» и «австралийская модель» (табл. 5).
Как показывает таблица 5, различные модели регулирования отличаются друг от друга традициями, банковскими и финансовыми обычаями, особенностями правовой системы.
Обладая с 2013 г. статусом мегарегу-лятора Банк России реализует на практике «сингапурскую модель».
Банк России как институт мегарегулирования финансового рынка является динамично развивающейся структурой, оперативно реагируя на изменяющиеся реалии социально-экономической и цифровой среды.
Литература
1. Абрамов А. Е., Радыгин А. Д., Чернова М. И. Регулирование финансовых рынков: модели, эволюция, эффективность. Вопросы экономики. 2014. № 2. С. 33-49.
О
3
ю
5
*
2 е
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
2. Веселова А.С., Володин С.Н. Центральный Банк Российской Федерации как интегрированный финансовый регулятор. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». https://www.hse.ru/mirror/pubs/
3. Дубинин С. К. Финансиализация экономического роста и российская национальная финансовая система // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. Вып. 4. С. 6-21.
4. О реализации Центральным банком Российской Федерации (Банком России) полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков: результаты, проблемы. Аналитическое Управление Аппарата Совета Федерации. http://budget.council.gov.ru/ media/files/41d4f33fe304de2b1fe8.pdf
5. Онучак В.А., Миловидов В.Д. О международных рейтинговых агентствах / Страховое дело. - 2016. - №8. - С. 311.
6. Онучак В.А. Рейтинговые агентства в информационном обеспечении финансовых рынков / В.А.Онучак // Евразийский юридический журнал. - 2015. - №12 (91) - с. 184-186.
7. Парамонова В.Е. Волатильность фондового рынка США и производные для торговли ею / В.Е.Парамонова // Экономика и предпринимательство - 2017
- №9. Ч.3. - С. 1107-1110.
8. Петров М.В. Мировая финансовая система: долгий путь к многополярности // Финансовый журнал. - 2018. - №2.
- С. 47-58.
9. Петров М.В., Плисецкий Д.Е. Трансформация глобальных финансов // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 7. - С. 3-22.
10. "Financial supervisory architecture: what has changed after the crisis?" Bank for International Settlements. Financial Stability Institute. FSI Insights on policy implementation No 8, April 2018
Regulation of financial market: newest
approaches and trends Perzeva S.Yu., Sergeevukh K.V., Tkachev V.N.
Moscow State Institute for International Relations (University)
Financial markets have a direct impact on economic growth, transforming savings and into investments. The pace of industrial production, the intensity of research and design development, the scale of innovation activity of entrepreneurs, all this depends on the development of financial markets. But in order for the potential of financial markets and the entire financial sector of a country to be utilized most effectively, a system of financial regulation adequate to the prevailing conditions of economic development and its features is required. This article examines and compares various modern models of financial regulation.
Таблица 3.
Модели регулирования финансового сектора по странам
Модель Страна
Секторальная Албания, Ангола, Аргентина, Багамские о-ва, Бангладеш, Белиз, Босния и Герцеговина, Бразилия, Ботсвана, Болгария, Чили, Доминиканская Республика, Эквадор, Египет Грузия, САР Гонконг, Индия, Израиль, Кувейт, Ливан, Люксембург, Македония, Маврикий, Мексика, Марокко, Пакистан, Панама, Филиппины, Португалия, Словения, Южная Африка, Испания, Таиланд, Тунис, Турция, Уганда, Украина, Вьетнам, Замбия
Интегрирован на я (ЦБ) Бахрейн, Чехия, Венгрия, Ирландия, Уругвай, Россия, Сан-Марино, Сингапур, Словакия
Интегрирован i m я (агентство) Австрия, Колумбия, Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Япония, Корея, Латвия, Норвегия, Польша, Швеция, Швейцария
Два агентства Франция, Греция, Италия, Малайзия, Парагвай, Перу, Тринидад и Тобаго, Саудовская Аравия. Сербия
«Две вершины» Австралия, Бельгия, Канада, Гватемала, Нидерланды, Эль Сальвадор, 11овая Зеландия, Объединенное Королевство
Некласси скицированные Кипр, Киргизия, Восточный Тимор
Таблица 4.
Положительные и негативные аспекты мегарегулирования
№ Аспекты Описание
1 Положительные - необходимость регулирования деятельности доминирующих в финансовой сфере межсекторальных финансовых конгломератов;
- экономия на масштабе;
- снижение вероятности peíу;шгорного арбитража;
- синергегнческий эффект от объединения монетарных и пруденциальных функций в едином органе.
2. í !егативные - проблема «захвата регулятора», обусловленная чрезвычайно сильной связью регулятора с регулируемой отраслью, взаимным переходом топ-менеджеров из одной сферы в другую;
- личные связи руководителей регулятора с регулируемыми институтами на фоне законодательно закрепленных отношений спонсорства регулятора со стороны финансовой отрасли приводит1 к недостаточном жесткости принимаемых мер и предпочтению мягкого вмешательства;
- ограниченность полномочий регуляторов в отношении транснациональных структур.
Таблица 5.
Модели мегарегулирования и их имплементация
№ Название Краткая характеристика Особенности внедрения
1. «Сингапурская модель» Центральный банк выступает в роли мегарегуля тора. Развивается в Сингапуре, Словакии, России и др. Сопряжена с появлением значительных рисков. А именно, политического риска, обусловленного высокой концентрацией полномочий у единственного контролирующего и монетарного органа.
2. «Скандинавская модель» Центральный банк фу н кционируст незави симо от мегарегуля тора. Модель распространена в Дании, Норвегии, Швеции, Исландии и др. Характерна для развитых стран, где ключевую роль играют коммерческие банки. Эффективность внедрения модели обеспечивается высоким кадровым 1 юте н ц иа л о м, с та б и л ьн ы м финансированием и независимостью от лоббирования интересов со стороны политических и экономических институтов.
«Австралийская модель» или модель «twin peaks» I Центральный банк осуществляет пруденциальный надзор, а специализированный орган контролирует деятельность участников рынка. Модель характерна для Австралии, 1 Бельгии, Голландии, Великобритании и др. В рамках данной модели регулирование осуществляют две службы: одна - пруденциальный надзор, вторая регламентирует поведение участников рынка. Службы имеют четко разграниченные функции, что обусловливает снижение рспутационных и политических рисков.
Separately we study the concept of megaregulation of the financial market. Key words. Financial markets, banks, economic growth, financial regulation, mega-regulator. References
1. Abramov A. E., Radygin A. D., Chernova M. I.
Regulation of financial markets: models, evolution, efficiency. Economic issues. 2014. No. 2. P. 33-49.
2. Veselova A.S., Volodin S.N. Central Bank of the
Russian Federation as an integrated financial regulator. National Research University «Higher School of Economics». https://www.hse.ru/ mirror/pubs/
3. Dubinin S. K. Financialization of economic growth
and the Russian national financial system //
Finance: Theory and Practice. 2017. T. 21. Vol. 4. P. 6-21.
4. On the implementation by the Central Bank of
the Russian Federation (Bank of Russia) of authority for the regulation, control and supervision in the sphere of financial markets: results, problems. Analytical Department of the Office of the Federation Council. http:// budget.council.gov.ru/media/files/ 41d4f33fe304de2b1fe8.pdf
5. Onuchak V.A., Milovidov V.D. About international
rating agencies / Insurance. - 2016. - №8. -P. 3-11.
6. Onuchak V.A. Rating agencies in information
support of financial markets / V.A.Onuchak // Eurasian Law Journal. - 2015. - №12 (91) - p. 184-186.
7. Paramonova V.E. Volatility of the US stock market
and derivatives for trading it / V.E.Paramonova // Economy and Entrepreneurship - 2017 -№9. Part 3 - p. 1107-1110.
8. Petrov M.V. The global financial system: a long
road to multipolarity // Financial Journal. -2018. - №2. - p. 47-58.
9. Petrov M.V., Plisetsky D.E. Transformation of
global finance // World Economy and International Relations. - 2010. - № 7. - p. 322.
10. "Financial supervisory architecture: what has changed after the crisis?" Bank for International Settlements. Financial Stability Institute. FSI Insights on implementation policy No. 8, April 2018
О À
BS
S
w
2 e
8