Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РФ: ПРОБЛЕМНЫЙ АСПЕКТ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РФ: ПРОБЛЕМНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
800
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ РФ / TARIFF REGULATION / RUSSIAN ELECTRIC POWER INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев В.Г.

Электроэнергетика является системообразующей отраслью экономики любого современного государства и одной из наиболее сложных отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК), в том числе в части нормативного обеспечения эффективности и надежности ее работы. Естественно-монопольное положение энергетической отрасли в экономике большинства стран вызывает необходимость государственного регулирования электроэнергетики. Необходимость государственного регулирования данной отрасли обусловлена ее экономической и социальной важностью для всех остальных отраслей экономики и для населения страны. В данной статье рассмотрены основные задачи государственного регулирования электроэнергетики: развитие конкуренции; смягчение рыночных эффектов от естественного монополизма сетевых и доминирующего положения сбытовых компаний; создание конкурентного двухуровневого рынка электроэнергии: оптового и розничного; отслеживание работы государственных институтов, обеспечивающих работу рынка; создание условий для ускоренного технологического обновления энергетической отрасли. Автором раскрывается общая суть государственного регулирования, а также анализируются принципы, цели и задачи государственного регулирования электроэнергетики. Уделяется внимание зарубежному опыту государственного регулирования. Рассматриваются проблемы и недостатки тарифного регулирования, в частности большое внимание уделено перекрестному субсидированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARIFF REGULATION OF RUSSIAN ELECTRIC POWER INDUSTRY: THE PROBLEM ASPECT

Electricity is a system-forming sector of the economy of any modern state and one of the most complex sectors of the fuel and energy complex (FEC), including in terms of regulatory support for the efficiency and reliability of its operation. The natural-monopoly position of the energy sector in the economy of most countries necessitates state regulation of the electric power industry. The main tasks of state regulation of the electric power industry: development of competition; getting rid of the natural monopoly of network and marketing companies; Creation of a competitive two-level electricity market: wholesale and retail; monitoring the work of state institutions that provide the market; creation of conditions for accelerated technological renewal of the energy industry. The need for state regulation of this industry is due to its economic and social importance for all other sectors of the economy and for the country's population. The article reveals the general essence of state regulation, as well as analyzes the principles, goals and objectives of state regulation of the electric power industry. Attention is paid to the foreign experience of state regulation. Problems and disadvantages of tariff regulation are considered, in particular, much attention is paid to cross-subsidization.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РФ: ПРОБЛЕМНЫЙ АСПЕКТ»

Регулирование электроэнергетической отрасли РФ: проблемный аспект

Королев Виталий Геннадьевич

кандидат экономических наук, заместитель руководителя ФАС России, delo@fas.gov.ru

Электроэнергетика является системообразующей отраслью экономики любого современного государства и одной из наиболее сложных отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК), в том числе в части нормативного обеспечения эффективности и надежности ее работы. Естественно-монопольное положение энергетической отрасли в экономике большинства стран вызывает необходимость государственного регулирования электроэнергетики. Необходимость государственного регулирования данной отрасли обусловлена ее экономической и социальной важностью для всех остальных отраслей экономики и для населения страны. В данной статье рассмотрены основные задачи государственного регулирования электроэнергетики: развитие конкуренции; смягчение рыночных эффектов от естественного монополизма сетевых и доминирующего положения сбытовых компаний; создание конкурентного двухуровневого рынка электроэнергии: оптового и розничного; отслеживание работы государственных институтов, обеспечивающих работу рынка; создание условий для ускоренного технологического обновления энергетической отрасли. Автором раскрывается общая суть государственного регулирования, а также анализируются принципы, цели и задачи государственного регулирования электроэнергетики. Уделяется внимание зарубежному опыту государственного регулирования. Рассматриваются проблемы и недостатки тарифного регулирования, в частности большое внимание уделено перекрестному субсидированию.

Ключевые слова: тарифное регулирование, естественные монополии, электроэнергетическая отрасль РФ

Представители современной экономической науки во всем мире сходятся во мнении, что такая важная отрасль экономики как электроэнергетика не может оставаться за рамками государственного регулирования и не может всецело подчиняться законам рыночной экономики без вмешательства государства в силу своей естественно-монопольной сущности и социальной важности для населения.

В любом современном государстве электроэнергетика - это системообразующая отрасль экономики. В любой стране мира основной индикатор экономического роста - это повышение уровня энергопотребления. Улучшение уровня и качества жизни, а также рост объемов промышленного и аграрного производства есть свидетельство растущего уровня энергопотребления в мире. Немаловажный факт, что любые непредвиденные обстоятельства в энергетической отрасли несут в себе последствия для всей экономики государства

Государственное регулирование электроэнергетики необходимо для предотвращения злоупотреблений со стороны компаний-монополий; именно в этой отрасли экономики из-за ее физических и технологических особенностей такие компании широко распространены. В самом общем виде под «государственным регулированием» понимают определение государством основных условий функционирования предприятий и организаций, а также механизмов контроля исполнения, заданных государством условий[1]. Необходимость государственного вмешательства в экономику признана экономической теорией уже более ста лет назад. В условиях капиталистического строя монополист в любой сфере деятельности будет стремиться повышать свои доходы, пользуясь исключительным положением фирмы на рынке. Естественно-монопольное положение энергетической отрасли в экономике большинства стран вызывает необходимость государственного регулирования электроэнергетики. Поэтому сегодня уже не вызывает никаких сомнений тот факт, что отсутствие государственного регулирования такой важной отрасли как электроэнергетика может привести к негативным последствиям и дальнейшему ухудшению состояния производственных мощностей генерирующих компаний, введению в заблуждение конечных потребителей и повышению имиджевых и социально-экономических издержек для страны и ее населения[2]. Таким образом, электроэнергетика является одной из сфер экономики, требующей первоочередного государственного внимания и подлежащей регулированию со стороны государства.

Государственное регулирование представляет собой целенаправленное воздействие и влияние органов власти, обладающих соответствующей компетенцией с учетом административно-правовых норм, на общественные отношения [3]. Применительно к электроэнергетической отрасли государственное регулирование означает воздействие государственных органов на об-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

щественные отношения и связи хозяйствующих субъектов и всех остальных участников электроэнергетического рынка в сфере производства, транспортировки (передачи), распределения и сбыта электроэнергии.

Государственное регулирование электроэнергетики в Российской Федерации базируется на следующих принципах, закрепленных законодательно^]: обеспечение единства технологического управления ЕЭС России, надежного и безопасного функционирования ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем; эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике; достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на используемую электрическую энергию (или подключенную мощность); создание необходимых условий для привлечения инвестиций в целях развития и функционирования российской электроэнергетической системы; развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики; обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии в РФ; сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции; обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничных рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики; обеспечение энергетической и экологической безопасности электроэнергетики; экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки электрической энергии.

Основные цели государственного регулирования электроэнергетики в Российской Федерации: обеспечение надежного электроснабжения потребителей с минимально возможными затратами; необходимость обеспечения единства технологического управления ЕЭС России, ее надежное и безопасное функционирование; максимально эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике; развитие конкурентного рынка электроэнергии и создание условий для привлечения инвесторов на российские рынки электроэнергии и мощности; обеспечение социальной защиты граждан от необоснованного повышения цен на электрическую и тепловую энергию[5].

Что касается зарубежного опыта регулирования, то он показывает, что главным принципом в государственном регулировании естественно-монопольных сфер, таких как энергетика, является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать даже политически непопулярные решения, если этого требуют текущая ситуация и стратегические интересы государства^].

Очерченный круг принципов и целей государственной политики в области регулирования деятельности

электроэнергетической отрасли позволяет сформулировать основные задачи государственного регулирования электроэнергетики: развитие конкуренции; ограничение рыночной силы электросетевых и сбытовых компаний; создание конкурентного двухуровневого рынка электроэнергии: оптового и розничного; отслеживание работы государственных институтов, обеспечивающих работу рынка; создание условий для ускоренного технологического обновления энергетической отрасли.

Государственное регулирование сектора электроэнергетики играет важнейшую роль в стабилизации экономических отношений и обеспечении страны важнейшим видом энергии[7].

Основополагающим принципом государственного регулирования электроэнергетической отрасли, как и всех других естественно-монопольных отраслей экономики, является максимальная независимость регулирующих органов от других государственных органов управления и хозяйствующих субъектов [8].

На самом деле в электроэнергетике РФ накопилось достаточно проблем внутреннего и внешнего по отношению к отрасли характера, одними из ключевых из которых на протяжении уже многих лет являются проблемы тарифного регулирования, т.е. несовершенное тарифо-образование (ценообразование), которое, в числе прочего, является сдерживающим фактором для дальнейшего развития отрасли [9]. Причем многие проблемы тарифного регулирования выходят даже за рамки государственного регулирования электроэнергетики.

Выделяются следующие проблемы государственного тарифного регулирования электроэнергетической отрасли Российской Федерации:

1. Искусственное сдерживание тарифов ниже темпов инфляции, что может несколько сдерживать развитие отрасли.

2. Перекрестное субсидирование в целях снижения нагрузки на отдельные группы потребителей, которое ведет к завышению тарифов для промышленных потребителей и негативным последствиям для отрасли.

3. Отработка внедряемых принципиально новых методов «эталонных затрат» при определении тарифов в ходе внедрения.

4. Недостатки установления льготной платы за технологическое присоединение. Льготная цена ведет к потенциально безответственному отношению и нерациональному использованию мощностей электросетевого хозяйства.

Рассмотрим каждую из вышеуказанных проблем тарифного регулирования электроэнергетики подробнее.

1. Сдерживание роста тарифов ниже инфляции.

В 2014 году было принято решение об сдерживании тарифов на электроэнергию на уровне ниже темпов регистрируемой инфляции в стране. Это была мера вынужденного характера на переходном этапе реформирования отрасли, которую впоследствии планировалось отменить. Основными целями принятия такого решения являлось ожидаемое положительное влияние на макроэкономические показатели экономики РФ, главным образом на темпы инфляции и объем привлекаемых инвестиций. Также считалось, что это повысит конкурентоспособность отечественных энергоемких отраслей промышленности. Одновременно, есть несколько иных мнений, т.к. некоторые исследования, включая проведенные в 2013-2016 гг. Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ

ВШЭ, показали, что в период с 2000-2015 изменение тарифов не оказало сколько-нибудь значимого влияния на макроэкономические показатели[10]. При этом в настоящее время принцип тарифного регулирования «инфляция минус» является достаточно эффективным способом определения баланса интересов поставщиков и потребителей энергоресурсов.

2. Перекрестное субсидирование.

Перекрестное субсидирование называют главным пороком существующей системы регулирования в энергетике. Перекрестное субсидирование означает завышение тарифа для одних групп потребителей за счет снижения стоимости электроэнергии для других групп потребителей, т.е. узаконенную ценовую дискриминацию. Практика перекрестного субсидирования возникла после 1991 года в период преобразования государственной экономики бывшего Советского Союза и перехода на рыночные отношения. В тот сложный период особой поддержки государства требовало население огромной страны. Резко поднявшаяся плата за коммунальные услуги, в том числе за бытовую электроэнергию, оказалась крайне высокой для большинства жителей России. В этих условиях было принято решение субсидировать часть стоимости электроэнергии для населения путем установления им заниженной цены, а возмещение выпавших доходов осуществлять путем существенного завышения тарифов для предприятий и организаций. Получившая повсеместное распространение на территории всей Российской Федерации с 1992 года ценовая дискриминация на рынке электроэнергии в той или иной степени применялась всеми местными органами власти при определении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Существует она и по сей день, хотя многие специалисты называют ее пережитком прошлого. Неся благую цель - сокращение нагрузки на бюджеты домохозяйств, перекрестное субсидирование на протяжении уже почти 30 лет является тормозом развития всех отраслей промышленности, в особенности энергоемких, и сельского хозяйства. Завышенная стоимость электроэнергии для промышленных потребителей означает повышенные издержки производства и заранее проигрышные позиции в конкуренции, особенно на мировом рынке.

Казалось бы, это идет на благо электроэнергетической отрасли, которая получает дополнительную прибыль. На самом деле на практике все происходит не так. Сложная и запутанная схема перекрестного субсидирования, неразбериха с тарифами, которые устанавливаются индивидуально в каждом регионе, отчисления в бюджет и другие составляющие данной схемы тарифо-образования приводят к тому, что на деле генерирующие компании, гарантирующие поставщики и сетевые организации зачастую недополучают данных денежных средств и не могут их использовать в целях инвестирования и развития производства. Проблему перекрестного субсидирования все без исключения участники рынка называют наиболее ключевой и острой, а необходимость ее разрешения обусловливается требованиями дальнейшего развития рыночных отношений в стране и экономики государства в целом[11].

Таким образом, перекрестное субсидирование ведет к завышению стоимости электрорэнергии для предприятий промышленности, но энергокомпании от этого не выигрывают. Наглядным примером служит ситуация в 2020 году, когда снижение потребления электроэнергии

(вследствие удаленной работы многих предприятий) промышленностью компенсировалось в объемных показателях ростом более дешевого бытового потребления, однако такой дисбаланс не был учтен в тарифно-балансовых решениях и имеются признаки появления выпадающих доходов электросетевых и сбытовых компаний по итогам 2020 года.

В 2019 году объем перекрестного субсидирования в электроэнергетической отрасли РФ превышает 220 млрд. руб. в год.[12].

Перекрестное субсидирование ведет и к другим негативным последствиям:

- снижает конкурентоспособность промышленной продукции и сельскохозяйственного производства;

- является дополнительным стимулом для развития неплатежей, ухудшения платежной дисциплины;

- ведет к уменьшению инвестиционных возможностей в целях обновления основных фондов электроэнергетики;

- искажает фактическую картину экономики отрасли;

- усложняет порядок ценообразования на электроэнергию;

- является тормозом для развития конкуренции;

- снижает инвестиционную привлекательность электроэнергетической отрасли;

- растет количество распределенной генерации, что повышает стоимость электроэнергии для оставшихся потребителей.

Последний момент также чрезвычайно важен для развития электроэнергетики в стране. Перекрестное субсидирование, а именно, ценовая дискриминация по электроэнергии, приводит к тому, что крупным промышленным предприятиям, по примеру рассмотренных выше, с годовым потреблением энергии в десятки ГВт-ч и выше, становится выгодно строить собственные генерирующие мощности (электростанции). А это нарушает устоявшуюся структуру генерации в отрасли, приводит к негативным перекосам в распределении и использовании имеющихся мощностей, а в целом ряде случаев и к простою, консервации значительной части установленной мощности на электростанциях ЕЭС, деградации сетевого хозяйства. Снижается эффективность производства электроэнергии (так как в любом случае крупные генерирующие компании производят электроэнергию с гораздо меньшими издержками за счет проявления эффекта масштаба), увеличивается ценовая нагрузка на других потребителей электроэнергии за счет ее перераспределения в результате потери крупного потребителя.

Поэтому ценовая дискриминация промышленных потребителей, связанная с перекрестным субсидированием, снижает темпы развития промышленности, является негативным фактором роста электроэнергетической отрасли и экономики Российской Федерации в целом.

Данные негативные последствия отражаются и на самых уязвимых секторах отечественного бизнеса - малых и средних предприятиях, малых фермерских хозяйствах и крупных предприятиях агропромышленного комплекса.

3. Метод эталонов (эталонных затрат) при определении тарифа.

После окончания первого этапа реформирования системы тарифного регулирования, в ходе которого в 2015 году была упразднена Федеральная служба по тарифам

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о

CN О

сч

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

(ФСТ), а ее полномочия были переданы Федеральной антимонопольной службе, главным приоритетом тарифной политики стал переход к распространению сравнительных методов регулирования (которые называют также как методы сравнения аналогов, методы сопоставимых рынков, эталонный принцип, методы эталонных (типовых) затрат, бенчмаркинг и т.д.).

В 2016 году Федеральной антимонопольной службой (ФАС) был предложен целый комплекс мероприятий, направленных на повышение качества тарифного регулирования электроэнергетической отрасли, включающий:

- внедрение механизмов сравнительного регулирования цен на электроэнергию: методов нормирования и эталонных затрат;

- изменения порядка согласования инвестиционных программ в электроэнергетике;

- изменение (повышение) уровня требований к энергокомпаниям-поставщикам;

- внедрение механизмов стимулирования повышения эффективности деятельности энергокомпаний-поставщиков электроэнергии[14].

Изначально предполагалось, что внедрение всего комплекса предложенных мероприятий позволит уйти от сложившейся терминологии и системы тарифообразо-вания: вместо понятия необходимой валовой выручки (НВВ) предлагалось использовать только понятие "тариф" или "цена". Ожидалось также, что подобные нововведения приведут к снижению тарифов для конечного потребителя, а регулируемые энергокомпании получат стимулы для развития в виде повышения эффективности за счет снижения затрат против эталонных. Имелась и определенная выгода для регулирующих организаций, а именно ФАС, в виде сокращения издержек по контролю и тарифообразованию. В частности, считалось, что на промежутке времени в 3-5 лет можно полностью отказаться от регулирования деятельности компаний, перешедших на подобную систему ценообразования, меняя тариф индексным методом к предыдущему периоду, и ограничиваясь только контролем качества предоставляемых услуг электроснабжения.

Эти предложения получили свое поступательное развитие: в 2017-2018 гг. принцип формирования необходимой валовой выручки (НВВ) регулируемой энергокомпании на основании эталонных затрат был внедрен при расчете сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков^].

Таким образом, сформирован принципиально новый способ расчета сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков на основе внедрения методов эталонных затрат сбытовой компании, использующий сравнительный анализ уровня потребления с учетом критериев качества обслуживания конечных потребителей[16].

4. Недостатки льготного установления платы за мощность и технологическое подключение.

Льготная цена за подключение ведет к безответственному отношению льготников и получению ими необоснованных лимитов мощности, к их нерациональному использованию, что негативно сказывается на предприятиях электроэнергетической отрасли в целом.

Таким образом, подчас "чрезмерная" забота о льготниках приводит к существенным искажениям принципов государственного тарифного регулирования, от чего страдает именно электроэнергетическая отрасль, а не потребители, не всегда рачительно использующие предоставленные им государством возможности.

Для решения вышеуказанных проблем государственного тарифного регулирования возможно предложить следующие основные мероприятия:

1. Формирование тарифов на основе экономически обоснованных и подтвержденных уровней затрат.

2. Постепенный отказ от сложившейся практики ценовой дискриминации путем поэтапного выравнивания тарифов для основных групп потребителей с сохранением льготной стоимости для наименее защищенных слоев населения.

Подводя краткий итог, отметим, что анализ основных проблем государственного тарифного регулирования электроэнергетики в Российской Федерации позволяет выделить четыре важнейшие из них, при этом основной из выявленных проблем возможно считать перекрестное субсидирование.

Литература

1. Бурнашева Н.С., Хуснутдинов А.Н. Государственное регулирование в электроэнергетике: учеб. пособие / Н.С. Бурнашева, А.Н. Хуснутдинов. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2013. С. 3.

2. Система тарифообразования в электроэнергетике Электронный ресурс. / Москва, 2019. - 37 с. - Режим доступа: http://polit-

info.ru/images/data/gallery/0_2556_final_naya_versiya_1.

PDF (дата обращения: 07.01.2020).

3. Буданцева Ю.И. Государственное регулирование энергетики как способ воздействия на хозяйствующие субъекты // Аллея науки. - 2019. - №5 (32). С. 238.

4. Статья 20 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

5. Бурнашева Н.С., Хуснутдинов А.Н. Государственное регулирование в электроэнергетике: учеб. пособие / Н.С. Бурнашева, А.Н. Хуснутдинов. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2013. С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Нарыжный П.И. Государственное регулирование сферы электроэнергетики Электронный ресурс.. - Режим доступа: https://pglu.ru/upload/iblock/d0a/uch_2008_xiii_00023.pdf (дата обращения: 05.01.2020).

7. Бурнашева Н.С., Хуснутдинов А.Н. Государственное регулирование в электроэнергетике: учеб. пособие / Н.С. Бурнашева, А.Н. Хуснутдинов. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2013. С. 4.

8. Нарыжный П.И. Государственное регулирование сферы электроэнергетики Электронный ресурс.. - Режим доступа: https://pglu.ru/upload/iblock/d0a/uch_2008_xiii_00023.pdf (дата обращения: 05.01.2020).

9. Система тарифообразования в электроэнергетике Электронный ресурс. / Москва, 2019. - 37 с. - Режим доступа: http://polit-

info.ru/images/data/gallery/0_2556_final_naya_versiya_1.

PDF (дата обращения: 07.01.2020).

10. Долматов И.А., Золотова И.Ю., Маскаев И.В. Новый тарифный режим для естественных монополий в России: каким он должен быть? // Эффективное антикризисное управление. - 2017. - №4. - С. 30-37.

11. Золотова И.Ю., Долматов И.А., Минкова В.С. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике: эмпирический анализ // Энергетическая политика. - 2017. -№2. - С. 51-59.

12. Завальный П. Проблемы отечественной электроэнергетики остаются нерешенными Электронный ре-

сурс. // Независимая газета. 11.11.2019. - Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_energiya/2019-11-11/9_7723_problems.html (дата обращения: 02.01.2020).

14. Королев В.Г. Особенности тарифного регулирования в электроэнергетике и ЖКХ Электронный ресурс. / Доклад ФАС. 02.2016. - Режим доступа: https://fas.gov.rU/system/presentations/attachments/2016/0 3/4/опдтаЮсобенности_тарифного_регулирова-нияв_электроэнергетике_и_ЖКХ.pdf

15. Долматов И.А., Панова М.А. Тарифное регулирование методом эталонных затрат: ожидания и реальность // ЭнергоРынок. - 2018. - №3. - С. 16-23.

16. Королев В.Г. Особенности тарифного регулирования в электроэнергетике и ЖКХ Электронный ресурс. / Доклад ФАС. 02.2016. - Режим доступа: https://fas.gov.rU/system/presentations/attachments/2016/0 3/4/originalЮсобенности_тарифного_регулирова-нияв_электроэнергетике_и_ЖКХ.pdf

Tariff regulation of Russian electric power industry: the

problem aspect Korolev V.G.

The Federal Antimonopoly Service of Russia (FAS) Electricity is a system-forming sector of the economy of any modern state and one of the most complex sectors of the fuel and energy complex (FEC), including in terms of regulatory support for the efficiency and reliability of its operation. The natural-monopoly position of the energy sector in the economy of most countries necessitates state regulation of the electric power industry. The main tasks of state regulation of the electric power industry: development of competition; getting rid of the natural monopoly of network and marketing companies; Creation of a competitive two-level electricity market: wholesale and retail; monitoring the work of state institutions that provide the market; creation of conditions for accelerated technological renewal of the energy industry. The need for state regulation of this industry is due to its economic and social importance for all other sectors of the economy and for the country's population. The article reveals the general essence of state regulation, as well as analyzes the principles, goals and objectives of state regulation of the electric power industry. Attention is paid to the foreign experience of state regulation. Problems and disadvantages of tariff regulation are considered, in particular, much attention is paid to cross-subsidization. Key words: tariff regulation, Russian electric power industry

References

1. Burnasheva NS, Khusnutdinov AN. State regulation in the electric

power industry: textbook. manual / N.S. Burnasheva, A.N. Khusnutdinov. - Kazan: Kazan. state energ. un-t, 2013.S. 3.

2. The system of tariff setting in the electric power industry.

Electronic resource. / Moscow, 2019 .-- 37 p. - Access mode: http://polit-

info.ru/images/data/gallery/0_2556_final_naya_versiya_1.PD

F (date of access: 01/07/2020).

3. Budantseva Yu.I. State regulation of energy as a way of influencing business entities // Alley of Science. - 2019. - No. 5 (32). P. 238.

4. Article 20 of the Federal Law "On the Electricity Industry" dated

March 26, 2003 N 35-FZ (as amended on December 27, 2019).

5. Burnasheva NS, Khusnutdinov AN. State regulation in the electric

power industry: textbook. manual / N.S. Burnasheva, A.N. Khusnutdinov. - Kazan: Kazan. state energ. un-t, 2013.S. 4.

6. Naryzhny P.I. State regulation of the electric power industry.

Electronic resource .. - Access mode: https://pglu.ru/upload/iblock/d0a/uch_2008_xiii_00023.pdf (date of access: 05.01.2020).

7. Burnasheva NS, Khusnutdinov AN. State regulation in the electric

power industry: textbook. manual / N.S. Burnasheva, A.N. Khusnutdinov. - Kazan: Kazan. state energ. un-t, 2013.S. 4.

8. Naryzhny P.I. State regulation of the electric power industry.

Electronic resource .. - Access mode: https://pglu.ru/upload/iblock/d0a/uch_2008_xiii_00023.pdf (date of access: 05.01.2020).

9. The system of tariff setting in the electric power industry.

Electronic resource. / Moscow, 2019 .-- 37 p. - Access mode: http://polit-

info.ru/images/data/gallery/0_2556_final_naya_versiya_1.PD

F (date of access: 01/07/2020).

10. Dolmatov I.A., Zolotova I.Yu., Maskaev I.V. New tariff regime for natural monopolies in Russia: what should it be? // Effective anti-crisis management. - 2017. - No. 4. - S. 30-37.

11. Zolotova I.Yu., Dolmatov I.A., Minkova V.S. Cross-subsidization in the electric power industry: an empirical analysis // Energy policy. - 2017. - No. 2. - S. 51-59.

12. Zavalny P. Problems of the domestic electric power industry remain unresolved. Electronic resource. // Independent newspaper. 11.11.2019. - Access mode: http://www.ng.ru/ng_energiya/2019-11-11/9_7723_problems.html (date of access: 02.01.2020).

13. Ibid

14. Korolev V.G. Features of tariff regulation in the electric power industry and housing and communal services Electronic resource. / FAS report. 02.2016. - Access mode: https://fas.gov.ru/system/presentations/attachments/2016/03/4 /original/Features_of_tariff_regulation in_electricity_and_Housing.pdf

15. Dolmatov I.A., Panova M.A. Tariff regulation by the method of reference costs: expectations and reality // EnergoRynok. -2018. - No. 3. - S. 16-23.

16. Korolev V.G. Features of tariff regulation in the electric power industry and housing and communal services Electronic resource. / FAS report. 02.2016. - Access mode: https://fas.gov.ru/system/presentations/attachments/2016/03/4 /original/Features_of_tariff_regulation in_electricity_and_Housing.pdf

X X О го А С.

X

го m

о

to о м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.