Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ELECTRIC POWER INDUSTRY / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / TERRITORIES / РЕГИОН / REGION / АРКТИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ / ARCTIC REGIONS / CROSS-SUBSIDIZATION / GRANT-IN-AID / ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ / SUBSIDIES / ТАРИФЫ / TARIFFS / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICING / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / TARIFF POLICY / ТЕРРИТОРИИ / ДОТАЦИЯ / СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Элякова Изабелла Дамдиновна

Данное исследование посвящено развитию актуальной и востребованной теории функционирования электроэнергетических предприятий с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности регионов. Цель. Выявить основные предпосылки и природу возникновения категории «перекрестное субсидирование потребителей в электроэнергетике» и дать определение трех различных ее видов в Республике Саха (Якутия). Задачи. Определить цели и задачи обеспечения электроэнергетической безопасности в стратегическом планировании опережающего развития электроэнергетической отрасли как основы жизнеобеспечения населения и жизнедеятельности в условиях Севера. Рассмотреть актуальные задачи надежного электроснабжения на арктических территориях. Выявить природу возникновения перекрестного субсидирования в электроэнергетике в России и Республике Саха (Якутия). Провести оценку тарифной политики и метода ценообразования в электроэнергетике Республики Саха (Якутия). Выявить положительные и негативные стороны ценовых «перекосов» в формировании и установлении тарифов на электроэнергию в республике. Рассчитать и определить необходимые объемы дотаций из бюджетов потребителям электроэнергии дизельных электростанций при ликвидации перекрестного субсидирования между энергорайонами в арктических районах республики. Обосновать результаты проведенного исследования по сохранению третьего вида «перекрестного субсидирования в электроэнергетике» Республики Саха (Якутия). Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания, в том числе методов государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, проведен анализ установления тарифов в Республике Саха (Якутия), а также причин возникновения, природы и видов перекрестного субсидирования потребителей в электроэнергетике. Результаты. Действующая тарифная политика в электроэнергетике Республики Саха (Якутия) будет в перспективе обеспечивать электроэнергетическую безопасность северного региона только благодаря сохранению третьего вида перекрестного субсидирования между энергетическими районами. Для этого необходимо на законодательном уровне признать, что природа возникновения перекрестного субсидирования между энергорайонами в электроэнергетике республики оправдана экономическим положением компаний - потребителей и производителей электроэнергии, поскольку оно позволяет достичь баланса их интересов. В исследовании впервые анализируются процессы ценообразования, обуславливающие необходимость сохранения перекрестного субсидирования между энергетическими районами республики как механизма обеспечения электроэнергетической безопасности на технологически изолированных территориях Севера и Арктики в целях достижения баланса интересов их населения, предприятий - производителей электроэнергии, а также крупных промышленных потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electric Power Security Measures in the Arctic Territories of the Sakha (Yakutia) Republic

This research is dedicated to the development of the relevant and much-needed theory of utilities operation in terms of security of regional activity. Aim. To determine the preconditions and nature of the “cross-subsidization of consumers in electric power industry” category and define its three forms in the Sakha (Yakutia) Republic. Tasks. To determine goals and objectives for electric power security measures in the strategic planning of priority development of the electric power industry as the foundation for population sustenance and activity in the Northern climate. To consider relevant tasks for sustainable electric power supply in the Arctic territories. To determine the nature of cross-subsidization in the electric power industry of Russia and the Sakha (Yakutia) Republic. To assess tariff and pricing policies in the electric power industry of the Sakha (Yakutia) Republic. To determine benefits and drawbacks of price skewness in the establishment of tariffs on electric power in the Republic. To calculate and determine necessary budgetary grantsinaid to the consumers of electric power produced by diesel plants as cross-subsidization between power districts in the Republic’s Arctic regions is eliminated. To substantiate the results of the research on preserving the third form of “cross-subsidization in the electric power industry” of the Sakha (Yakutia) Republic. Methods. This paper uses general methods of scientific cognition, including methods of state regulation of tariffs on electric power, to analyze tariff policies in the Sakha (Yakutia) Republic as well as rationales, nature, and forms of cross-subsidization of consumers in the electric power industry. Results. In the long term, the existing tariff policy of the Sakha (Yakutia) Republic will ensure electric power security in the Northern region only provided that the third form of cross-subsidization between power districts is preserved. For that purpose, it must be legislatively acknowledged that the nature of cross-subsidization between power districts in the Republic’s electric power industry is economically viable due to the economic position of consumer companies and electric power producers, because it allows achieving a balance of interests. For the first time ever, the research analyzes pricing processes that dictate the necessity of preservation of cross-subsidization between the Republic’s power districts as a mechanism of electric power security for the technologically-isolated territories in the North and the Arctic in order to achieve the balance of interests of the population, electric power producers, and the largest industrial consumers.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»

Обеспечение электроэнергетической безопасности арктических территорий Республики Саха (Якутия)

Electric Power Security Measures in the Arctic Territories of the Sakha (Yakutia) Republic

УДК 332.122(571.56)

CD К X

J

<

m

Элякова Изабелла Дамдиновна

профессор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального государственного университета имени М. К. Аммосова (г Якутск), доктор экономических наук 677000, г Якутск, пр. Ленина, д. 1

Elyakova Izabella Damdinovna

Northeastern Federal State University named after M. K. Ammosov

Lenina Ave 1, Yakutsk, Russian Federation, 677000

Данное исследование посвящено развитию актуальной и востребованной теории функционирования электроэнергетических предприятий с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности регионов.

Цель. Выявить основные предпосылки и природу возникновения категории «перекрестное субсидирование потребителей в электроэнергетике» и дать определение трех различных ее видов в Республике Саха (Якутия).

Задачи. Определить цели и задачи обеспечения электроэнергетической безопасности в стратегическом планировании опережающего развития электроэнергетической отрасли как основы жизнеобеспечения населения и жизнедеятельности в условиях Севера. Рассмотреть актуальные задачи надежного электроснабжения на арктических территориях. Выявить природу возникновения перекрестного субсидирования в электроэнергетике в России и Республике Саха (Якутия).

Провести оценку тарифной политики и метода ценообразования в электроэнергетике Республики Саха (Якутия). Выявить положительные и негативные стороны ценовых «перекосов» в формировании и установлении тарифов на электроэнергию в республике. Рассчитать и определить необходимые объемы дотаций из бюджетов потребителям электроэнергии дизельных электростанций при ликвидации перекрестного субсидирования между энергорайонами в арктических районах республики. Обосновать результаты проведенного исследования по сохранению третьего вида «перекрестного субсидирования в электроэнергетике» Республики Саха (Якутия).

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания, в том числе методов государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, проведен анализ установления тарифов в Республике Саха (Якутия), а также причин возникновения, природы и видов перекрестного субсидирования потребителей в электроэнергетике.

Результаты. Действующая тарифная политика в электроэнергетике Республики Саха (Якутия) будет в перспективе обеспечивать электроэнергетическую безопасность северного региона только благодаря сохранению третьего вида перекрестного субсидирования между энергетическими районами. Для этого необходимо на законодательном уровне признать, что природа возникновения перекрестного субсидирования между энергорайонами в электроэнергетике республики оправдана экономическим положением

компаний — потребителей и производителей электроэнергии, поскольку оно позволяет достичь баланса их интересов.

В исследовании впервые анализируются процессы ценообразования, обуславливающие необходимость сохранения перекрестного субсидирования между энергетическими районами республики как механизма обеспечения электроэнергетической безопасности на технологически изолированных территориях Севера и Арктики в целях достижения баланса интересов их населения, предприятий — производителей электроэнергии, а также крупных промышленных потребителей.

Ключевые слова: электроэнергетика, стратегия, территории, регион, арктические районы, перекрестное субсидирование, дотация, субсидии, тарифы, ценообразование, тарифная политика

This research is dedicated to the development of the relevant and much-needed theory of utilities operation in terms of security of regional activity.

Aim. To determine the preconditions and nature of the "cross-subsidization of consumers in electric power industry" category and define its three forms in the Sakha (Yakutia) Republic.

Tasks. To determine goals and objectives for electric power security measures in the strategic planning of priority development of the electric power industry as the foundation for population sustenance and activity in the Northern climate. To consider relevant tasks for sustainable electric power supply in the Arctic territories. To determine the nature of cross-subsidization in the electric power industry of Russia and the Sakha (Yakutia) Republic.

To assess tariff and pricing policies in the electric power industry of the Sakha (Yakutia) Republic. To determine benefits and drawbacks of price skewness in the establishment of tariffs on electric power in the Republic. To calculate and determine necessary budgetary grants-in-aid to the consumers of electric power produced by diesel plants as cross-subsidization between power districts in the Republic's Arctic regions is eliminated. To substantiate the results of the research on preserving the third form of "cross-subsidization in the electric power industry" of the Sakha (Yakutia) Republic.

Methods. This paper uses general methods of scientific cognition, including methods of state regulation of tariffs on electric power, to analyze tariff policies in the Sakha (Yakutia) Republic as well as rationales, nature, and forms of cross-subsidization of consumers in the electric power industry.

Results. In the long term, the existing tariff policy of the Sakha (Yakutia) Republic will ensure electric power security in the Northern region only provided that the third form of cross-subsidization between power districts is preserved. For that purpose, it must be legislatively acknowledged that the nature of cross-subsidization between power districts in the Republic's electric power industry is economically viable due to the economic position of consumer companies and electric power producers, because it allows achieving a balance of interests.

For the first time ever, the research analyzes pricing processes that dictate the necessity of preservation of cross-subsidization between the Republic's power

о

m districts as a mechanism of electric power security for

° the technologically-isolated territories in the North and the Arctic in order to achieve the balance of interests of the population, electric power producers, and the largest

^ industrial consumers.

x Keywords: electric power industry, strategy, territories,

^ region, Arctic regions, cross-subsidization, grant-in-aid,

5 subsidies, tariffs, pricing, tariff policy

о

0 Стратегической целью региональной энергетической m политики является сбалансированное развитие энер-SE гетики, обеспечивающее энергетическую безопас-=т ность и эффективное использование регионального

< г-

т потенциала территории. Ее проведение в такое стра-

1 не, как Россия, с ее различными природно-клима-ш тическими и социально-экономическими условиями q должно учитывать специфику регионов и осущест-s вляться во взаимоувязке с решением стратегических

общегосударственных задач перспективного развития экономики и энергетики [1].

Понимание этого делает абсолютно необходимым принятие в Республике Саха (Якутия) концепции электроэнергетической безопасности. Актуальность решения задач электроэнергетической безопасности северных территорий во многом определяется их климатическими условиями, так как обеспечение топливом и электроэнергией отраслей экономики и населения является жизненно важным фактором их существования. Сбои в энергообеспечении, как показывают события последних лет, чреваты серьезными экономическими, социальными и политическими последствиями для данных конкретных территорий и для страны в целом. Правильно выбранный путь стратегического развития электроэнергетики республики во взаимоувязке с концепцией ее электроэнергетической безопасности позволит создать и обеспечить надежную деятельность всей экономики и социальной сферы.

Электроэнергетика как одна из основных инфраструктурных отраслей экономики во многом определяет устойчивость экономического развития республики и ее отдельных арктических районов. Проведенная реструктуризация электроэнергетической отрасли в России выделила естественную монополию и конкурентные составляющие отрасли. Однако проведенные преобразования в отечественной электроэнергетике, прошедшие в ускоренном темпе, показали недостаточно глубокую проработку вопросов эффективности данного варианта реформирования. Эта проблема обострилась в период замедления темпов развития (в ряде основных отраслей экономики — их падения), когда тенденция подъема спроса на топливно-энергетические ресурсы сменилась тенденцией падения. Многие генерирующие компании столкнулись с проблемами получения прибыли от вновь строящихся генерирующих объектов. Органы государственного управления и регулирования также оказались во многом не готовы к смене вектора развития в условиях сохранения относительно неэффективной структуры производственных мощностей с высокими затратами топливно-энергетических ресурсов.

Незавершенность и неоднозначность процесса реформирования отечественной электроэнергетики диктует необходимость научной проработки ряда вопросов, связанных с повышением эффективности производства, передачи, распределения и сбыта электрической энергии. Неизученными остаются вопросы влияния процессов реформирования на конкурентоспособность российских предприятий, эффективность малого предпринимательства и уровень жизни насе-

ления. Остается незавершенной и выработка институциональных основ («правил игры») функционирования энергетических предприятий в условиях олигополии на рынках электроэнергии и мощности, а также монополии в части предоставления потребителям сетевых услуг. Все это требует определенного переосмысления основ рыночных преобразований электроэнергетических предприятий, механизмов и процессов их реформирования в условиях ограничения тарифной нагрузки на экономику страны и ее регионов.

Остаются малоизученными проблемы развития предприятий региональной электроэнергетики, не входящих в единую энергетическую систему страны, с точки зрения угроз электроэнергетической безопасности отдельных регионов, что особенно важно для районов Крайнего Севера, в том числе арктической зоны России. Проблема электроэнергетической безопасности охватывает широкий спектр технических, организационных и экономических вопросов современного развития электроэнергетического производства. Хотелось бы остановиться на наиболее важном и актуальном аспекте проблемы электроэнергетической безопасности арктических районов Республики Саха (Якутия) — на природе и сущности перекрестного субсидирования в электроэнергетике, анализе его влияния на потребителей и оценке воздействия тарифов при ликвидации перекрестного субсидирования на электроэнергетическую безопасность дизельной энергетики в Арктике.

Прежде чем рассмотреть природу возникновения перекрестного субсидирования в электроэнергетике республики, необходимо остановиться на анализе самой региональной энергосистемы. Электроснабжение потребителей Республики Саха (Якутия) осуществляется в условно разделенных четырех энергетических районах: Западном, Центральном, Южном и Северном. В настоящее время в централизованной зоне энергоснабжения потребителей в Западном энергорайоне функционируют Вилюйская гидроэлектростанция (I и II очереди, 680 МВт), Светлинская ГЭС (277 МВт) и Минининская ГРЭС (320 МВт), в Центральном энергорайоне — Якутская ГРЭС и Якутская ТЭЦ (суммарно 380 МВт), в Южном энергорайоне — Нерюнгринская ГРЭС (570 МВт) и Чульманская ТЭЦ (48 МВт). В децентрализованной зоне энергоснабжения или в Северном энергорайоне (более 75% площади республики) генерация осуществляется дизельными электростанциями ОАО «Сахаэнерго» (187,2 МВт). Доля затрат локальной энергетики в целом в затратах ОАО АК «Якутскэнер-го» составляет 30%, тогда как в полезном отпуске показатель не достигает и 5%.

Сформированные на базе этих энергетических мощностей четыре крупных изолированных энергорайона (Центральный, Западный, Южный и Северный) имеют площадь обслуживания 3,2 млн км2, установленную мощность 1880,8 МВт и 0,006 км электрических сетей на 1 км2 (рис. 1).

Точками на рис. 1 отмечено расположение дизельных электростанций, образующих зону децентрализованного энергоснабжения. Значительные расстояния не позволяют обеспечить полный охват централизованным электроснабжением, а отсутствие крупных потребителей означает нецелесообразность строительства источников генерации большой установленной мощности. Поэтому в период освоения Севера была создана сеть локальных дизельных электростанций, объединенных в «Сахаэнерго».

Дизельная энергетика включает более 120 дизельных электростанций общей установленной мощно-

Экономически обоснованный тариф (центр + юг + запад)

2013 г. — 3,37 руб./кВт ■ ч^

2014 г. — 3,60 руб./кВт ■ ч:

2015 г. — 3,67 руб./кВт ■ ч-

< со

Сковородино

Рис. 1. Схема электроснабжения Республики Саха (Якутия)

стью порядка 187,2 МВт и располагается в основном в труднодоступных арктических районах республики. Выработка электроэнергии складывается на уровне 311,2 млн кВтч (5% от объема по республике). Расход дизельного топлива на нужды малой энергетики составляет 89 800 т. По структуре выработки электрической энергии основная доля расхода топлива приходится на дизельное топливо (91,97%). На нефть приходится всего 3%, на газ — 2%, на уголь — 3% и совсем незначительная доля — на возобновляемые источники(ветроэлектростанция вТикси и солнечные электростанции в Верхоянском районе — 0,06%). Основными потребителями электрической энергии в зоне локальной энергетики являются население (40%), ЖКХ (28%), бюджетные организации (12%), частные и индивидуальные предприятия (9%), транспорт (8%) и промышленность (3%) [2].

Линии электропередачи на территории Республики Саха (Якутия) всех уровней напряжения имеют протяженность более 27 000 км. Таким образом, основу регионального электроэнергетического комплекса Республики Саха (Якутия) образуют генерирующие мощности и распределительные сети АК «Якутскэнерго», чья доля в общей выработке электроэнергии по республике в 2015 г. составляет 52%.

За последние годы в электроэнергетике республики произошли кардинальные сдвиги в вопросе обеспечения электроэнергетической безопасности во всех энергорайонах, временно технологически изолированных от Единой энергетической системы России. За счет федерального, регионального бюджетов и средств энергокомпаний реализованы и финансируются ряд инвестиционных проектов [3]:

• завершен первый этап строительства линии электропередачи «Нерюнгринская ГРЭС — Нижний Ку-ранах — Томмот — Майя» с подстанцией НПС-17;

• введена ЛЭП «Сунтар — Олекминск — НПС 14» с подстанциями в Олекминске и НПС-14 ВСТО;

• ведется строительство линий электропередачи и подстанций «Чернышевский — Мирный — Ленск — Пеледуй — НПС №14», в 2011 г. введен в работу участок ВЛ «Олекминск — НПС №13»;

• ОАО «ФСК ЕЭС» разработана ПСД ВЛ-220 кВ «НГРЭС — Нижний Куранах — Томмот — Майя» с ПС 220 кВ «Томмот» и «Майя», ведется строительство линии на участке Томмот — Майя с подстанций 220 кВ;

• в 2012 г. завершена разработка проектно-смет-ной документации Канкунской ГЭС и схемы выдачи мощности, включающей в себя строительство высоковольтных линий электропередачи протяженностью 1330 км напряжением от 110 до 500 кВ с подстанциями ПС-500 кВ (2 ед.), ПС-220 кВ (4 ед.) и ПС-110 кВ (1 ед.);

• выполнены первый и второй этапы строительства линии электропередачи и подстанций «Мирный — Сунтар — Нюрба» с подстанцией 220 кВ «Сунтар»;

• введены в строй ВЛ-110 кВ «Пеледуй — Витим», ВЛ-110 кВ «Хаптагай — Временная»;

• построена и введена в опытно-промышленную эксплуатацию ВЭС-250 кВт в поселке Тикси Булунского улуса;

• построены и введены в эксплуатацию более 30 ДЭС с мощностью 16 МВт и несколько солнечных электростанций с различной мощностью в селах и поселках арктических Верхоянского, Оймяконского и Кобяйского районов, энергоснабжение которых

^ осуществлялось высокозатратными дизельными

1 электростанциями в арктических районах респу-§ блики.

ш Исходя из принятых плановых и стратегических до-^ кументов в 2016-2020 гг. будет обеспечена электро-^ энергетическая безопасность центральных промыш-

2 ленных районов за счет строительства высоковольт-° ных линий электропередач или энергетических узлов,

0 благодаря строительству железной дороги до Якут-го ска и за счет реализации инвестиционных проектов ^ по строительству линий электропередач, связываю-=т щих энергосистему республики с Единой энергоси-т стемой России. Раньше только Южный энергорайон

1 был энергетически связан системными линиями элек-ш тропередач и осуществлял переток электроэнергии

в оптовый рынок электрической энергии и мощности

3 (ОРЭМ). В то же время пока остаются нерешенными насущные задачи обеспечения надежности электроснабжения при ликвидации перекрестного субсидирования потребителей в электроэнергетике.

В течение многих лет после 1991 г. во всех энергосистемах страны в целях защиты от роста цен в основном бюджетных и сельскохозяйственных потребителей, а также населения устанавливались повышенные цены на электроэнергию для субъектов хозяйствования. Благодаря этой тарифной политике в электроэнергетике родилось понятие «перекрестное субсидирование потребителей». В результате использования данной практики ценообразования сформировалась система перекрестного субсидирования двух видов:

• перекрестное субсидирование между потребителями электрической и тепловой энергии путем установления низких тарифов на электроэнергию за счет повышения тарифов на тепловую энергию. В результате во многих регионах население не оплачивает полную стоимость тепловой энергии;

• перекрестное субсидирование между населением и промышленными потребителями — установление льготных тарифов отдельным категориям потребителей электрической энергии, таким как население и бюджетные организации, за счет установления более высоких тарифов для промышленных потребителей. Хотя производство электроэнергии и сбыт электроэнергии промышленным потребителям из сетей высокого напряжения более 750 кВ намного дешевле, чем для населения, потребляющего электроэнергию из сетей низкого напряжения. К основным недостатками этих двух видов перекрестного субсидирования относятся:

• нарушение основных принципов ценообразования на продукцию (цены, которые подлежат государственному регулированию, должны устанавливаться по реальной стоимости производства);

• установление необоснованно завышенных тарифов на электроэнергию в отношении отдельных категорий потребителей является в экономическом и социальном планах несправедливым [4] (промышленные потребители несут завышенные расходы по оплате электроэнергии, в результате происходит отток промышленных потребителей к автономному энергообеспечению; в частности отказ крупных компаний «Транснефть», «Газпром» и «Сургутнефтегаз» от централизованного энергообеспечения от «Якутскэнерго»);

• сохранение субсидирования потребителей электрической энергии привело к сильному перекосу в экономике, что обусловливает формирование нереальных расходов бюджетов и, как следствие,

влечет уменьшение финансовой помощи в виде таких бюджетных инструментов, как дотации и субсидии из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ; • искажаются межбюджетные отношения во всех уровнях бюджета, а также механизм перераспределения налоговых доходов [5]. Кроме двух рассмотренных видов перекрестного субсидирования только в Республике Саха (Якутия) существует третий вид перекрестного субсидирования потребителей электроэнергии — перекрестное субсидирование между энергорайонами АК «Якутскэнерго». По сути наблюдается перекрестное субсидирование потребителей в энергорайонах с высокой себестоимостью производства электрической энергии (Северный энергорайон) за счет потребителей с низкой себестоимостью производства электроэнергии (Западный энергорайон). В соответствии с действующим законодательством в сфере ценообразования в электроэнергетике в зоне действия гарантирующего поставщика (АК «Якутскэнерго», в том числе ее дочернее предприятие «Сахаэнерго») устанавливаются единые тарифы на электроэнергию, дифференцированные по группам потребителей вне зависимости от источника генерации на местах потребления, т. е. независимо от стоимости производства электроэнергии в четырех энергорайонах республики (в Западном энергорайоне — гидростанциями (2,73 руб./кВт-ч), в Центральном — газовыми электростанциями (5,65 руб./кВт-ч), в Южном энергорайоне — угольными электростанциями (3,36 руб./кВт-ч) и в Северном энергорайоне — дизельными электростанциями (35,36 руб./кВт-ч)) установлен усредненный тариф в целом по республике, в том числе в централизованной и децентрализованной зонах энергоснабжения. В 2015 г. этот усредненный тариф составил 5,03 руб./кВт-ч (табл. 1).

При этом в 2015 г. экономически обоснованная стоимость или экономически обоснованный средний тариф на электроэнергию в децентрализованной зоне энергоснабжения составили 35,36 руб./кВт ч, а в централизованной зоне или в остальных трех энергорайонах — 3,67 руб./кВтч (табл. 1). Перекрестное субсидирование между энергетическими районами республики является единственным случаем в нашей стране. Фактически крупный промышленный потребитель в лице АК «АЛРОСА» субсидирует более 20 лет потребителей дизельной энергетики арктических районов республики. Поскольку основными потребителями Северного энергорайона являются население (социально защищенная категория потребителей), бюджетные организации и нерентабельные предприятия ЖКХ, содержание или перекрестное субсидирование дизельной энергетики ложится на промышленных потребителей других энергорайонов, в основном на АК «АЛРОСА». Как показывают расчеты (табл. 2), общий объем перекрестного субсидирования потребителей дизельной энергетики в 2015 г. составляет 6006 млн руб., в том числе по населению и приравненным к ним категориям — 2485 млн руб., по прочим потребителям — 1365 млн руб., по учреждениям, финансируемым из республиканского и местного бюджета, — 641 млн руб., по учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, — 187 млн руб., по предприятиям ЖКХ — 1329 млн руб.

Правительство Республики Саха (Якутия) и «Якутск-энерго» за прошедшие годы согласованно приняли и реализовали комплекс инвестиционных программ по оптимизации и минимизации затрат на дизельную энергетику. По результатам реализации Программы

Таблица 1 m

о

Перекрестное субсидирование между энергорайонами АК «Якутскэнерго» на 2015 г.

о

Показатель Центральный энергорайон Южный энергорайон Западный энергорайон Северный энергорайон Всего

Полезный отпуск, млн кВт-ч 1274,453 703,790 2429,200 216,100 4623,500

Экономически обоснованный средний тариф, руб./кВт-ч 5,648 3,359 2,729 35,360 5,034

Утвержденный средний тариф 5,084 4,612 5,135 4,982 5,034

Необходимая товарная продукция, млн руб. 7197,5 2363,9 6630,2 7082,8 23 274,0

Затраты энергорайона, млн руб. 5844,2 1258,5 3336,9 7082,8 17 522,0

Затраты ИД, млн руб. 843,2 181,6 481,5 — 1506,0

Затраты «Энергосбыта», млн руб. 452,5 181,0 271,5 — 905,0

Затраты транспортировщиков, млн руб. 57,7 742,9 205,3 — 1006,0

Покупная энергия «ВГЭС-3», млн руб. — — 2335,1 — 2335,0

Товарная выручка от электроэнергии, млн руб. 6479,0 3246,1 12 473,0 1076,6 23 275,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Передача электрической энергии, млн руб. — — 0 — 0

Всего товарная выручка, млн руб. 6479,0 3246,1 12 473,0 1076,6 23 275,0

Перекрестное субсидирование, млн руб. -719 882 5843 —6006 0

Таблица 2

Объемы перекрестного субсидирования потребителей дизельной энергетики в децентрализованной зоне энергоснабжения «Сахаэнерго»

№ п/п Категории потребителей Экономически обоснованные тарифы, руб./кВтч Утвержденные тарифы, руб./кВтч Сумма дотаций, млн руб.

1 Население (средний тариф) 35,36 3,02 —2485

2 Федеральный бюджет 35,36 6,77 —187

3 Республиканский бюджет 35,36 6,83 —188

4 Местный бюджет 35,36 6,83 —453

5 • т * т * ЖйЛ 35,36 6,82 — 1329

6 Прочие потребители 35,36 6,80 — 1365

Всего 35,36 5,33 —6006

оптимизации локальной энергетики за 2001-2013 гг. удалось снизить расход топлива на дизельных электростанциях в 2 раза. Если в начале 2000-х гг. дизельных электростанций в республике было количественно больше и они потребляли суммарно 131 000 т дизельного топлива, то в настоящее время этот показатель снизился до 71 000 т. При этом рост цен на дизельное топливо и его транспортировку отрицательно сказывается на экономическом эффекте от реализации мероприятий Программы оптимизации локальной энергетики, а размеры перекрестного субсидирования из года в год возрастают.

Благодаря действующей политике ценообразования и особенностям системы электроснабжения республика сумела сохранить паритет интересов бизнес-структур и населения центральных и северных энергорайонов. При этом с 1999 г. по настоящее время республика сократила перекрестное субсидирование второго вида — между населением и промышленными потребителями, — установив дифференцированные тарифы на тепловую энергию с учетом ее реальной стоимости.

Масштабное реформирование электроэнергетики Республики Саха (Якутия) началось с 2007 г., когда Нерюнгринская ГРЭС вошла в состав «Дальневосточ-

ной энергетической компании» (ОАО «ДЭК») и перестала субсидировать потребителей Северного и Центрального энергорайонов,таким образом переложив все затраты на тариф в основном на АК «АЛРОСА» и на потребителей Центрального энергорайона. С 2016 г., в связи с созданием оптового рынка электроэнергии в трех энергорайонах республики в результате строительства энергоузлов, объединяющих Западный, Центральный и Южный энергорайоны, с последующим выходом производителей и потребителей электроэнергии на оптовый рынок энергии, третий вид перекрестного субсидирования может быть ликвидирован. Это позволит избавиться от технологической изолированности энергокомпании «Якутскэнерго» и обеспечить электроэнергетическую безопасность в трех энергорайонах — в случае аварий и угроз будет возможность перетоков электроэнергии по высоковольтным линиям электропередач из одного энергорайона в другой. Также будет обеспечено сохранение надежного энергоснабжения крупных промышленных центров и большинства населения республики.

Но здесь имеется и большой минус — потребители изолированных территорий, особенно арктических районов республики, окажутся без дотации Западного энергорайона и будут вынуждены платить по тари-

Тариф

А

40

5,35

35,36

4,13

5,43

3,16

3,65

3,08

Средний тариф Экономически Архангельская Камчатский Амурская по Республике обоснованная область край область

Саха (Якутия) стоимость в РС (Я)

Приморский Хабаровский край край

Рис. 2. Уровень тарифов на электрическую энергию по субъектам РФ, руб./кВтч (в ценах второго полугодия 2015 г.)

фам 35,36 руб./кВтч. Если проанализировать тарифы на электроэнергию в соседних с республикой регионах, можно сделать вывод, что уровень действующего среднего тарифа на электрическую энергию в Республике Саха (Якутия) очень высок (он выше только в Камчатском крае). Это связано, прежде всего, с небольшим потреблением электроэнергии на арктических территориях и высокими затратами производства электроэнергии на Севере. Экономически обоснованная стоимость, а значит, и средний тариф на электроэнергию дизельных электростанций в Северном энергорайоне республики намного превышает остальные тарифы (рис. 2).

Проблема эксплуатации высокозатратных, но технологически оправданных дизельных электростанций в Республике Саха (Якутия) и не только в ней, но и на остальных локальных труднодоступных и малонаселенных территориях, где невозможно строительство высоковольтных линий электропередач, появилась из-за непродуманности реформирования электроэнергетики РФ. Отдельно взятые регионы неспособны в одиночку разрешить эти проблемы. При утверждении тарифов на электрическую энергию в децентрализованной зоне энергоснабжения в размере 35,36 руб./кВтч (на уровне экономически обоснованной стоимости), например, цена хлеба вырастет на 94% и составит 101,8 руб. за 1 кг, а квартплата семьи из трех человек увеличится в 3,3 раза — до 12 300 руб. за квартиру площадью 63 м2, что неизбежно вызовет социальный взрыв. Данная проблема может быть разрешима при выполнении комплекса следующих задач. 1. В ряде регионов приняты программы ликвидации перекрестного субсидирования между населением и промышленными потребителями, в действующем федеральном законе «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (в ред. от 4 июня 2011 г.) существует статья о необходимости выделения из федерального, региональных и муниципальных бюджетов объемов финансовых средств на поэтапную ликвидацию перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Ликвидация перекрестного субсидирования между энергорайонами республики дополнительно требует выделения из бюджета более

6 млрд руб. Нужны решения проблем правового обеспечения функционирования и развития дизельной энергетики: принятие изменений и дополнений в федеральный закон «Об электроэнергетике» об особенностях государственного регулирования дизельной энергетики Севера для обеспечения ею нормальной жизнедеятельности населения и о государственной поддержке дизельной энергетики при ликвидации перекрестного субсидирования потребителей между энергорайонами на технологически изолированных территориях (Якутия, Камчатка и Сахалин) для сохранения их бесперебойного энергоснабжения.

2. Действующая тарифная политика в электроэнергетике Республики Саха(Якутия)будет в перспективе обеспечивать электроэнергетическую безопасность северных территорий только благодаря сохранению третьего вида перекрестного субсидирования (между энергетическими районами республики). Для этого необходимо на законодательном уровне признать, что природа возникновения перекрестного субсидирования между энергорайонами в электроэнергетике республики пока оправдана экономическим положением компаний — потребителей и производителей электроэнергии в системе централизованной электроэнергетики и децентрализованной дизельной энергетики в целях достижения баланса их интересов.

3. Представляется целесообразным сохранение положения, когда высокорентабельные крупные бизнес-структуры несут дополнительную нагрузку по субсидированию, особенно в кризисных условиях.

4. Осуществление программ по модернизации и оптимизации предприятий электроэнергетики с применением энергосберегающих мероприятий производителей и потребителей и развитием возобновляемой энергетики позволит свести к минимуму расходы на электроэнергию на северных территориях.

5. Существование перекрестного субсидирования потребителей в электроэнергетике всех видов должно когда-то закончиться. Для этого должны быть созданы все необходимые предпосылки. Потребители должны иметь возможность выбора поставщиков

электроэнергии, а также стимулы к рациональному и экономному ее потреблению. Следует отметить, что согласно перспективным планам развития отраслей цветной металлургии и добычи углеводородов в республике в отдельных ее арктических районах будет происходить рост электропотребления. Возможно, возникнет недостаток соответствующих мощностей. Потребность региона в электроэнергии будет расти одновременно с расширением производства и развитием социальной сферы; при этом специфика территорий опережающего экономического роста предполагает локализацию основных объемов перспективного спроса на электроэнергию в зонах децентрализованного энергоснабжения, что означает необходимость развития региональных систем локальной энергетики и существенного повышения их эффективности.

Литература

1. Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minenergo.samregion.ru/norm_base/ fed_norm_base/NPA_fed_energo/.

2. О проектной программе оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2017 года: Постановление Правительства РС (Я) от 3 сентября 2011 г. № 424: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. sakha.gov.ru/node/50398.

3. Отчет исполнительных органов власти Правительства Республики Саха (Якутия): [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://www.rushydro.ru/upload/iblock/adc/Pavel- m

Marinychev-Gov-of-Yakutia.pdf. ^

4. Элякова И. Д. Организационно-экономические механиз- о мы обеспечения электроэнергетической безопасности ^ Республики Саха (Якутия) / Под науч. ред. Н. В. Охлоп- ^ ковой. Якутск: ИД СВФУ, 2015. 318 с.

5. Элякова И. Д. Безопасность электроэнергетики Севера: ^ на примере Республики Саха (Якутия). Якутск: Офсет, ^

2013. 280 с. о

х

References °

1. Order of the RF Government of November13, 2009 № 1715-r "On the Energy Strategy of Russia up to 2030". Available at: < http://www.minenergo.samregion.ru/norm_base/fed_norm_ ^ base/NPA_fed_energo/. (in Russ.). ^

2. Resolution of the Government of Sakha (Yakutia) of ш September 03, 2011, № 424 "On the design program to § optimize the local energy of the Sakha Republic (Yakutia) ^ for the period up to 2017". Available at: http://www.sakha. gov.ru/node/50398. (in Russ.).

3. Report of the executive branch of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia). Available at: http://www.mshy-dro.ru/upload/iblock/adc/Pavel-Marinychev-Gov-of-Yakutia. pdf. (in Russ.).

4. Elyakova I. D. Organizatsionno-ekonomicheskie mekha-nizmy obespecheniya elektroenergeticheskoy bezopasnosti Respubliki Sakha (Yakutiya) [Organizational and economic mechanisms to ensure the electric power security of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Yakutsk, North-Eastern Federal Univ. Publ., 2015. 318 p.

5. Elyakova I. D. Bezopasnost' elektroenergetiki Severa: na primere Respubliki Sakha (Yakutiya) [Safety of electric power industry of the North: The example of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Yakutsk, Ofset Publ., 2013. 280 p.

Издания СПбУУиЭ

Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики ежеквартально выпускает в свет журнал «Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики»

В номерах журнала представлены работы и исследования сотрудников, аспирантов и студентов как Университета, так и других вузов и организаций Санкт-Петербурга, Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. В журналах опубликованы статьи, посвященные как экономическим, так и социально-правовым проблемам.

Существенно расширен состав редакционного совета и редакционной коллегии журнала, что, несомненно, сказывается на качестве публикуемых материалов. К публикации принимаются прошедшие отбор научной редакцией статьи, рассматривающие наиболее актуальные проблемы основных аспектов жизни современного общества — экономической теории и практики, правоведения, социологии и управления.

Территория распространения издания увеличена с регионального масштаба до общефедерального. Журнал зарегистрирован в Международном центре ISSN, расположенном в Париже и функционирующем при поддержке ЮНЕСКО, где ему присвоен международный стандартный серийный номер (International Standard Serial Number i ng — ISSN) 2075-4515.

Содержание и оформление «Ученых записок СПбУУиЭ» приведены в соответствие с требованиями Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ. Согласно указанным положениям и современному формату научных периодических изданий все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык. Публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интеренет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. Теперь материалы «Ученых записок СПбУУиЭ» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.

По вопросам публикации просьба обращаться по телефону: (812) 448-82-50.

Подписка принимается во всех отделениях связи. Индекс в каталогах: «Пресса России» — 82147, ОАО «Роспечать» — 32773, ООО «Северо-Западное Агентство „Прессинформ"» — 29969.

Принимается также редакционная подписка на издание: телефон: (812) 363-11-69, [email protected].

«в ш

2D13 BUIIUCK 1(41]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.