Н. С. Кузьминов
магистрант, Финансово-экономический институт, ФГАОУВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»,
г. Якутск
Г.И. Никифорова
канд. экон. наук, доцент, кафедра «Финансы и банковское дело» Финансово-экономический институт, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосов»
г. Якутск
ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация. В статье рассмотрены причины возникновения, масштабы, последствия и способы ликвидации перекрестного субсидирования в электроэнергетике Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: перекрестное субсидирование, электроэнергетика, тариф, Республика Саха (Якутия).
N.S. Kuz'minov, North-Eastern Federal University in Yakutsk
G.I. Nikiforov, North-Eastern Federal University in Yakutsk
CROSS-SUBSIDIZATION IN POWER SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)
Abstract. The article deals with the causes, consequences and ways of elimination of cross-subsidies in the power sector of the Republic of Sakha (Yakutia).
Keywords: cross-subsidization, electric power industry, rate, Republic of Sakha (Yakutia).
В экономике переходного периода зачастую наблюдается ситуация, когда стоимость на услуги, особенно естественных монополистов, не в полной мере соответствует затратам на эти услуги. Поэтому в обращение введено понятие перекрестного субсидирования, которое упрощенно может быть представлено как искажение системы цен на одни и те же услуги: в виде несоответствия цены реальным затратам на производство с переносом части затрат в цены на аналогичные услуги, реализуемые другим категориям потребителей, в результате чего последние переплачивают за тех, кто получает услуги по пониженным (льготным) ценам.
Перекрестное субсидирование, рассматриваемое как следствие применения регулируемых государством цен, в первую очередь отражает реальные социально-экономические параметры потребителей услуг естественных монополий и является средством поддержки «слабых» субъектов экономики, среди которых выделяются население, бюджетные потребители, сельскохозяйственные предприятия. «Набор» субсидируемых потребителей в каждом регионе свой, но перечисленные присутствуют практически во всех субъектах Российской Федерации.
Среди основных уровней перекрестного субсидирования в электроэнергетике можно выделить несколько очевидных. Прежде всего, дисбаланс по стоимости генера-
ции для различных групп потребителей, получающих электрическую энергию от одного источника. Есть перекрестное субсидирование между видами энергии - электрической и тепловой, между производством и передачей энергии. В регионах широко используется классическая практика перекрестного субсидирования - между группами потребителей - населением и промышленными предприятиями.
Энергетика Республики Саха (Якутия) характеризуется наличием централизованной (Центральный, Западный, Южно-Якутский энергорайоны) и децентрализованной зон энергоснабжения. Зона децентрализованного энергоснабжения - зона локальной энергетики охватывает площадь 2,2 млн кв. км. (64% Якутии и 12,9% России) с 15% населения республики (0,07% России), 125 дизельных станций сводной установленной мощности 187 МВт, работающих на дорогостоящем дизельном топливе, решают важнейшую задачу жизнеобеспечения в 17 районах республики [1].
В соответствии с действующим законодательством в сфере тарифообразования в электроэнергетике в зоне действия гарантирующего поставщика устанавливается единые тарифы на электроэнергию вне зависимости от источника генерации.
Таким образом, «усредненный» тариф образуется при замешивании тарифов централизованной и децентрализованной зон энергоснабжения.
Поскольку население - социально защищенная категория потребителей, бремя содержания дизельной энергетики - перекрестное субсидирование дизельной энергетики, ложится на промышленных потребителей.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция сокращения объема потребляемой электроэнергии крупными промышленными потребителями на высоком уровне напряжения, которые несут на себе бремя перекрестного субсидирования в Якутии:
- уход на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ), где существует конкуренция и тарифы существенно ниже;
- уход на собственную генерацию;
- отказ других потенциальных крупных потребителей присоединяться к сетям ПАО «Якутскэнерго».
При уходе крупных потребителей происходит перераспределение нагрузки на оставшихся, что выражается в опережающем росте тарифов. Так, в 2015 году тариф на электроэнергию по республике был повышен на 15%, из них 9% - это негативные последствия ухода от ПАО «Якутскэнерго» таких потребителей, как ОАО ХК «Якут-уголь» и ПАО «Золото Селигдара».
По итогам 2015 г. объем перекрестного субсидирования в Республике Саха (Якутия) составляет 6 млрд рублей. Суммарный объем перекрестного субсидирования в электроэнергетике Российской Федерации оценивается на уровне 238 млрд рублей.
В настоящее время необходимость сокращения перекрестного субсидирования в электроэнергетике обусловлена реализацией одобренных Правительством РФ направлений реформирования энергетической отрасли России, ее переходом на рыночные отношения, в основе которых лежит принцип «каждый должен платить за себя». Иными словами, тарифы на электрическую и тепловую энергию должны строится на базе эко-
номически обоснованных затрат и прибыли, необходимых для производства, передачи и сбыта энергии потребителям [3].
В связи с этим в части регулирования электросетевого комплекса стоят следующие задачи:
- обеспечение прозрачности и справедливости распределения нагрузки по «перекрестному» субсидированию между категориями бизнеса, включая потребителей, присоединенных к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
- постепенное снижение объема «перекрестного» субсидирования;
- изменение его структуры с целью обеспечения более эффективной адресной поддержки малоимущих и социально защищаемых категорий потребителей.
Исходя из перечня поручений президента Владимира Владимировича Путина от 3 ноября 2015 года по вопросу перекрёстного субсидирования цен на электроэнергию в Якутии одним из вариантов решения проблемы перекрестного субсидирования дизельной (локальной) энергетики является вариант разделения тарифов централизованной и децентрализованной зон электроснабжения [2].
При разделении тарифов на электроэнергию тариф в централизованной зоне энергоснабжения для промышленных потребителей снизится. При этом децентрализованной зоне энергоснабжения установится экономически обоснованный тариф. С целью исключения резкого роста тарифов предлагается установить льготный тариф с учетом компенсации разницы в тарифах из федерального бюджета.
При этом начать замещение существующей дизельной генерации экономически эффективными современными объектами генерации энергии.
В целях снижения затрат на содержание дизельной энергетики Правительством Республики Саха (Якутия) разработана и утверждена Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) (постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.09.2011 № 424).
Программа включает в себя реализацию таких мероприятий, как строительство современных станций, работающих на местных видах топлива с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии, строительство линий электропередач, реконструкции дизельных электрических станций, мероприятий по энергоресурсосбережению в локальной энергетике [1].
Список литературы:
1. Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2017 года.
2. Перечень поручений Президента России по решению вопроса перекрестного субсидирования в тарифах на электрическую энергию в Якутии от 3 ноября 2015 года.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 511-р.