Научная статья на тему 'Объективные факторы перевода на электроотопление потребителей Западного энергорайона республики Саха (Якутия)'

Объективные факторы перевода на электроотопление потребителей Западного энергорайона республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ELECTRICITY / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / ELECTRIC POWER / ELECTRIC HEATING / SUBSIDIES / COST EFFICIENCY / FUEL EFFICIENCY / RATES / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРИФЫ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Элякова Изабелла Дамдиновна, Барахова Вера Васильевна

В статье предлагается эффективный метод регулирования тарифов на электрическую энергию в энергоизолированных территориях севера, учитывающий специфику и механизмов существования перекрестного субсидирования потребителей в электроэнергетике Республики Саха (Якутия), заключающийся в определении экономически обоснованной себестоимости производства электроэнергии в каждом из четырех энергорайонов республики; в установлении среднего тарифа на электроэнергию в трех энергетических энергорайонах: ЦЭР, ЗЭР, ЮЯЭР, который формируется посредством регулирования инвестиционной надбавки, полученной за счет перекрестного субсидирования тарифа на электроэнергию в этих энергорайонах и в установлении среднего тарифа в Северном энергорайоне, который характеризуется высокой стоимостью производства электроэнергии, посредством механизма дотирования тарифа из регионального бюджета. Разработанный нами метод регулирования тарифов на электроэнергию является наиболее эффективным экономическим механизмом обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Саха (Якутия), при котором благодаря включению инвестиционной надбавки возникает возможность создания Инвестиционного фонда модернизации и развития электроэнергетики РС(Я) с реализацией на практике эффективных потенциальных источников финансирования инвестиционных объектов повышающих электроэнергетическую безопасность региона доказывает эффективность предложенных экономических механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Элякова Изабелла Дамдиновна, Барахова Вера Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors Influencing the Power and Electric Heating Decisions for Republic of Sakha (Yakutia)-based Consumers

The article has examined imported fuel (IF) costs for the Republic of Sakha (Yakutia), along with other Russian Federation (RF) northern territories. It has found that certain factors, such as problems tied to IF storage and shipment, have made the overall outlays skyrocket. Furthermore, the paper notes that current RF problems associated with operating a fossil-fuel-based heater have placed a premium on employing a heat-generating alternative. The review has suggested that a renewable water resource (RWR) option, primarily for small and dispersed consumers, could eliminate uneconomical reliance on small boilers for electrical heating. The RWR proposal, based on an analysis carried out on electric heaters in private, industrial and social facilities, also identified the conditions the new device would need to generate electrical power. One potential RWR source, the document states, the Viljui river basin, could provide more fuel-efficient power – technologically, environmentally and economically – than exhaustible alternatives (gas, coal and wood). The blueprint, in consequence, has called on the Sakha government to utilize local resources for future electrical-heating requirements.

Текст научной работы на тему «Объективные факторы перевода на электроотопление потребителей Западного энергорайона республики Саха (Якутия)»

стов. Однако происходит это фактически на фоне имеющихся, но не используемых в полной мере трудовых ресурсов. Несмотря на то что экономическая активность населения, находящегося в трудоспособном возрасте, в последние годы растет, примерно пятая часть его пока не вовлечена в экономику макрорегиона. Основной причиной этого, как представляется, являются негативные последствия трансформационных процессов в социальном пространстве. Эти процессы тесно связаны с деформацией как систем расселения, так и экономического пространства Северо-Запада России.

В этой связи решение всех этих проблем возможно лишь в комплексе — на основе выработки эффективной социально-экономической политики и политики пространственного развития макрорегиона субъектов РФ в СЗФО, учитывающей объективные демографические тенденции, закономерности формирования целостного экономического пространства и ориентированной на повышение качества жизни и развитие человеческого капитала.

Литература

1. Труд и занятость в России — 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011. 637 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с.

3. Иванов С. А., Ложко В. В. Роль социального пространства в развитии инновационных свойств человеческого потенциала региона // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С. 243-248.

4. База данных Российского мониторинга экономическо- m го положения и здоровья населения НИУ ВШЭ: [Элек- ^ тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hse.ru/rlms/ ° spss.

ш

5. Кузнецов С. В., Иванов С. А., Ширнова С. А. Старение на- о_ селения как вызов развитию экономики России // Эко- g номика и управление. 2012. № 9 (83). С. 14-21.

6. Российский статистический ежегодник — 2012: Стат. сб. / ^

Росстат. М., 2012. 756 с. □=

о

References ^

1. Trud i zanyatost' v Rossii 2011: Statisticheskiy sbornik [Labor < and Employment in Russia 2011: Statistical Collection]. Mos- x cow, Rosstat Publ., 2011. 637 p. ^

2. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli 2011: ^ Statisticheskiy sbornik [Regions of Russia. Socio-Economic о Indicators in 2011: Statistical Collection]. Moscow, Rosstat s Publ., 2011. 990 p.

3. Ivanov S. A., Logko V. V. Rol' sotsial'nogo prostranstva v razvitii innovatsionnykh svoystv chelovecheskogo potentsiala regiona [The role of social space in the innovative characteristics of human potential of the region development]. Problemy sovremennoy ekonomiki, 2012, no. 1, pp. 243248.

4. The database of the Russian monitoring of population's economic situation and health by Higher School of Economics. Available at: http://www.hse.ru/rlms/spss. (In. Russ.)

5. Kuznetsov S. V., Ivanov S. A. Shironova S. A. Starenie nase-leniya kak vysov razvitiu ekonomiki Rossii [Population Aging: A Challenge to Russia's Economic Development]. Ekonomika i upravlenie, 2012, no 9 (83), pp. 14-21

6. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik 2012: Statisticheskiy sbornik [Russian Statistical Yearbook 2012: Statistical Col-lection].Moscow, Rosstat Publ., 2012. 756 p.

Объективные факторы перевода на электроотопление потребителей западного энергорайона Республики Саха (Якутия)

Factors Influencing the Power and Electric Heating Decisions for Republic of Sakha (Yakutia)-based Consumers

УДК 332.14:644.11

Элякова Изабелла Дамдиновна

профессор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (г. Якутск), доктор экономических наук 677000, г Якутск, пр. Ленина, д. 1

Elyakova Isabella Damdinovna

North-Eastern Federal University (M. K. Ammosova)

Lenina Ave 1, Yakutsk, Russian Federation, 677000

Барахова Вера Васильевна

магистр Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (г. Якутск) 677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 1

Barakhova Vera Vasil'evna

North-Eastern Federal State University (M. K. Ammosova)

Lenina Ave 1, Yakutsk, Russian Federation, 677000

На северных территориях России значительные затраты на привозное топливо, проблемы его транспортировки и хранения, трудности эксплуатации котельных

на органическом топливе выдвигают необходимость изыскания альтернативных вариантов получения тепла. Одним из направлений решения проблемы, в первую

J

<

очередь применительно к рассредоточенным, небольшим потребителям, ликвидации неэкономичных мелких котельных является применение электрической энергии для целей теплоснабжения. В статье на основании проведенного SWOT-анализа слабых и сильных сторон электроотопления частного жилищного фонда, социальных и производственных объектов Западного энергорайона (ЗЭР) республики выявлены объективные условия и факторы их перевода на электроотопление. Например, на наш взгляд, использование возобновляемых гидроресурсов бассейна реки Вилюя в Якутии экологически, технологически и экономически эффективно по сравнению с исчерпа-емыми топливными ресурсами (природный газ, уголь ^ и дрова). Таким образом, вышеперечисленные объек-

^ тивные факторы, оценка экономической и бюджетной

^ эффективности станут основой принятия решений со

стороны Правительства Республики Саха (Якутия) (РС(Я)) по переводу на электроотопление частного и муниципального жилищного фонда, социальных и производственных объектов ЗЭР РС(Я).

The article has examined imported fuel (IF) costs for the Republic of Sakha (Yakutia), along with other Russian Federation (RF) northern territories. It has found that certain factors, such as problems tied to IF storage and shipment, have made the overall outlays skyrocket. Furthermore, the paper notes that current RF problems associated with operating a fossil-fuel-based heater have placed a premium on employing a heat-generating alternative. The review has suggested that a renewable water resource (RWR) option, primarily for small and dispersed consumers, could eliminate uneconomical reliance on small boilers for electrical heating. The RWR proposal, based on an analysis carried out on electric heaters in private, industrial and social facilities, also identified the conditions the new device would need to generate electrical power. One potential RWR source, the document states, the Viljui river basin, could provide more fuel-efficient power — technologically, environmentally and economically — than exhaustible alternatives (gas, coal and wood). The blueprint, in consequence, has called on the Sakha government to utilize local resources for future electrical-heating requirements.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), электроэнергетика, электроотопление, тарифы, электрическая энергия, дотация, бюджетная эффективность, экономическая эффективность

Keywords: Republic of Sakha (Yakutia), electric power, electric heating, electricity, subsidies, cost efficiency, fuel efficiency, rates

Надежное функционирование энергетической сферы является необходимым условием обеспечения нормальной жизнедеятельности общества, важным фактором экономического роста. Сегодня, как никогда, все регионы обеспокоены не только тем, как обеспечить свои территории энергоносителями, но также и тем, как сделать это с наименьшими издержками и с наибольшей отдачей, следовательно, с максимальной эффективностью производства и использования электроэнергии.

Проблема рационального развития систем теплоснабжения требует все большего внимания в связи с тем, что на Крайнем Севере наличие тепла — главное условие для производственной и социальной деятельности населения. Эта проблема приобретает еще большую остроту и актуальность при постоянной тенденции к удорожанию топлива и транспортировки энергии для потребителей в экстремальных условиях Крайнего Севера.

В этих условиях необходима переоценка подходов к политике развития и использования энергетических источников и ресурсов. При формировании этих подходов в районах Крайнего Севера необходимо учитывать следующие специфические особенности:

• территория относится к многолетним мерзлым грунтам, а по климату — к зоне арктического, субарктического пояса; локальные и отдаленные участки освоения и развития, потребители относятся к зоне децентрализованного электро-, теплоснабжения и сезонного топливоснабжения;

• отсутствие постоянных (круглогодичных) транспортных связей и ограниченные возможности строительной промышленной индустрии;

• в связи с экстремальными низкими температурами — максимально долгие сроки отопительного периода в сравнении с другими регионами;

• населенные пункты в подавляющем большинстве не имеют теплоустойчивых зданий, жилья;

• ранимость северной природы и несравнимо долгий период ее восстановления по сравнению с другими регионами.

Значительные затраты на привозное топливо, проблемы его транспортировки и хранения, трудности эксплуатации котельных на органическом топливе выдвигают необходимость изыскания альтернативных вариантов получения тепла. Одним из направлений решения проблемы, в первую очередь применительно к рассредоточенным, небольшим потребителям, ликвидации неэкономичных мелких котельных является применение электрической энергии для целей теплоснабжения [1].

Условия проживания населения небольших поселений Республики Саха (Якутия) (РС(Я)) не отвечает современному уровню жизни. Характерными особенностями этих поселений являются территориальная рассредоточенность и малая плотность тепловой нагрузки, обусловленная существующей малоэтажной и малообъемной застройкой, что затрудняет применение обычной схемы централизованного теплоснабжения.

В 590 сельских населенных пунктах республики имеется порядка 2000 маломощных котельных, свыше 100 000 автономных печей на угле и дровах. Коэффициент полезного использования в таких отопительных системах колеблется в пределах 0,23-0,46, себестоимость тепловой энергии достигает более 6000 руб./Гкал [2].

Кроме того, обостряется проблема снабжения сельского населения дровами, при этом потребление на семью ежегодно составляет около 25 м3. Значительный рост затрат на дрова в результате истощения местных лесных ресурсов вокруг населенных пунктов привел к тому, что использование электрической энергии на дополнительный обогрев жилых помещений, приготовление пищи для потребителей экономически выгоднее, чем использование дров на эти цели, даже несмотря на ежегодный рост тарифов на электроэнергию.

Социологические исследования показали, что ежедневно на заготовку дров и топку печей семья тратит 40% личного времени. При этом с учетом обслуживания котельных, централизованной заготовки топлива и самозаготовки дров занято около половины мужского населения села.

Объективно возникает необходимость эффективного использования на нужды народного хозяйства высвобождающейся мощности на каскаде Вилюйских ГЭС-1,2 в связи с вводом в эксплуатацию очередей Светлинской ГЭС АК «АЛРОС А».

Отмеченные факторы являются объективными предпосылками для принятия решения по переводу теплоснабжения населенных пунктов на альтернативные, экологически чистые виды энергоресурсов,

Таблица 1

Динамика тарифов на электроотопление за 2007-2013 гг., руб./кВт • ч. без НДС

Категория потребителей Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Население (экономически обоснованный тариф с НДС) 1,044 1,198 1,32 1,593 2,23 2,23 2,40 2,40 2,79

Бюджетные организации 1,819 2,128 2,65 3,087 3,766 3,766 4,453 4,453 5,640

Прочие потребители* 2,319 2,644 3,141 3,492 4,406 4,406 5,004 5,004 5,640

о о

о о со

<

Примечание: * — тарифы на электроэнергию на сетях низкого напряжения.

в том числе на электрическую энергию. И именно в ЗЭР РС(Я) имеется реальная возможность электрифицировать процессы теплоснабжения.

В 2007 г. была принята ведомственная целевая Программа «Перевод на электроотопление социальных, жилых и производственных объектов Сунтарско-го и Нюрбинского улусов Республики Саха (Якутия) отапливаемых от котельных ГУП „ЖКХ РС(Я)" на 20072012 годы». При разработке данной программы было выявлено, что бюджетная эффективность от перевода на электроотопление возникает только в том случае, если тариф на электроотопление для населения будет формироваться без учета затрат на содержание дизельной энергетики.

Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) от 31 августа 2006 г. № 390 экономически обоснованные тарифы на электроотопление для сельского населения Нюрбинского и Сун-тарского улусов формировались и утверждались Государственным комитетом по ценовой политике — Региональной энергетической комиссией РС(Я) (ГКЦ-РЭК РС(Я)) на уровне себестоимости Западного энергорайона без учета перекрестного субсидирования Северного энергорайона. Население оплачивало электроотопление исходя из утвержденного муниципальными образованиями Нюрбинского и Сунтарско-го улусов тарифа за отопление за 1 м2 жилой площади, как и потребители централизованного теплоснабжения. Исходя из того что расчетные экономически обоснованные расходы на электроотопление значительно выше, чем оплата населением отопления за 1 м2, на разницу расходов выделялась дотация ОАО АК «Якутскэнерго» из республиканского бюджета.

Начиная с 2011 г., учитывая политику Правительства РФ по ликвидации льготных тарифов для отдельных категорий потребителей электроэнергии, отдельно экономически обоснованные тарифы на электроотопление не утверждаются, а применяются тарифы на электроэнергию, установленные для городского и сельского населения. В целях социальной защиты населения ГКЦ-РЭК РС(Я) утверждает для них уровни платы от экономически обоснованных тарифов от 18 до 31% в зависимости от этажности дома. Таким образом, население не оплачивает 100% за электроотопление, а только от 18 до 31% от установленных тарифов, в связи с чем ОАО АК «Якутскэнерго» выделяется дотация из бюджета.

По другим категориям потребителей, кроме населения, на электроотопление применяются тарифы на электроэнергию для соответствующих категорий потребителей (табл. 1).

На основании вышеизложенного в РС(Я) для отдельных категорий потребителей электроэнергии от-

дельно экономически обоснованные тарифы на электроотопление не утверждаются, а применяются тарифы на электроэнергию, установленные для городского и сельского населения. В целях социальной защиты населения ГКЦ-РЭК РС(Я) утверждает для них уровни платы от экономически обоснованных тарифов от 18 до 31% в зависимости от этажности дома. Таким образом, население не оплачивает 100% за электроотопление, а только от 18 до 31% от установленных тарифов, в связи с чем ОАО АК «Якутскэнерго» выделяется дотация из бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) от 8 августа 2011 г. № 373 «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов». Кроме порядка предоставления субсидий данным постановлением определены методика расчета субсидий и правила определения экономии субсидий.

Необходимо провести SWOT-анализ существующей системы с целью выявления в потенциале сильных и слабых сторон электроотопления частного жилищного фонда, социальных и производственных объектов Западного энергорайона республики (ЗЭР).

SWOT-анализ перевода на электроотопление потребителей ЗЭР РС(Я) приведен в табл. 2.

Необходимость перевода на электроотопление социальных, жилых и производственных объектов ЗЭР обусловлена следующими объективными факторами.

Технические:

• эффективное использование мощностей каскада Вилюйских ГЭС-1 и -2;

• увеличение надежности и энергобезопасности Свет-линской ГЭС за счет оптимальной загрузки мощностей;

• ввод в эксплуатацию пусковых комплексов строящейся ВЛ-220 кВ «Мирный — Сунтар — Нюрба» и ВЛ-220 кВ «Чернышевский — Районная — Ленск — Пеледуй» с ПС 220 кВ создает благоприятные условия для передачи дополнительных мощностей в ЗЭР;

• на цели электроотопления будет задействована возобновляемая энергия ГЭС, вследствие чего сократится использование невозобновляемых источников энергии, т. е. видов органического топлива таких как уголь, нефть, газоконденсат, дрова. Экологические:

• вследствие ликвидации котельных на органическом топливе уменьшатся выбросы вредных веществ в атмосферу, загрязнение почвы и воды отходами при производстве тепла на котельных и его передаче по тепловым сетям;

о

Таблица 2

SWOT-анализ существующей системы с целью выявления в потенциале сильных и слабых сторон электроотопления частного жилищного фонда, социальных и производственных объектов ЗЭР

Сильные стороны Слабые стороны (W)

Наличие достаточных возобновляемых гидроресурсов. Избыток мощности и энергии ЗЭР. Наличие имеющихся свободных производственных мощностей на каскаде ВЭС-1 и -2 и на Светлинской ГЭС. Наличие ВЛ-220 кВ «Мирный — Сунтар». Необходимость оптимальной нагрузки Светлинской ГЭС. Имеющийся спрос роста энергопотребления. Растущий спрос потребителей ЗЭР по их переводу на автономное электроотопление. Отсутствие возможности по газификации отдельных населенных пунктов Вилюйской группы районов. Экологическая чистота электроотопления. Сократится использование невозобновляемых источников энергии, т. е. видов органического топлива, таких как уголь, нефть, газоконденсат, дрова Низкая пропускная способность электрических сетей «Мирный — Сунтар — Нюрба». Затягивание сроков окочания строительства ВЛ-220 кВ «Мирный — Сунтар — Нюрба». Высокий износ основных производственных фондов. Отсутствие источников финансирования строительства ВЛ-220 кВ «Мирный — Сунтар — Нюрба» и распределительных сетей и трансформаторных подстанций. Наличие перекрестного субсидирования дизельной энергетики. Высокий тариф на электроэнергию, включающий себя затраты дизельной электроэнергии. Отсутствие финансовых средств из бюджетов на дотацию высокой стоимости ДЭС в СЭР

Возможности (О) Угрозы (^

Эффективное использование мощностей каскада Вилюй-ских ГЭС-1 и -2. Увеличение надежности и энергобезопасности Светлинской ГЭС за счет оптимальной загрузки мощностей. Оптимизация топливно-энергетического баланса ЗЭР за счет увеличение доли гидроресурсов. Улучшение качества и надежности энергоснабжения за счет ВЛ-220 кВ «Мирный — Сунтар — Нюрба» и распределительных сетей и трансформаторных подстанций. Уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу. Сохранение лесного массива. Сокращение расходов потребителей на содержание систем автономного электроотопления по сравнению с котельными и тепловыми сетями. Ликвидация неэффективных котельных. Отсутствие аварийных ситуаций, связанных с протечками теплоносителя, размораживанием систем отопления. Улучшение микроклимата внутри зданий и повышение комфортности проживания людей в сельской местности Дефицит дотаций для компенсации разницы в тарифах на электроотопление. Опережающий рост тарифов на электроэнергию, связанный с выходом потребителей на оптовый рынок энергии и мощности

• сокращается или прекращается вырубка лесных массивов для заготовки дров на отопление объектов социального значения и частично индивидуального жилого сектора. Экономические:

• расходы у потребителей на содержание систем автономного электроотопления сокращаются в несколько раз по сравнению с котельными и тепловыми сетями;

• закрываются неэффективные котельные, работающие на дорогостоящем топливе;

• на порядок сокращается количество персонала, занятого на обеспечении теплоснабжения объектов (кочегары, операторы, сантехники, слесари и т. д.).

Социальные:

• вследствие строительства новых объектов энергетики (линий электропередачи, трансформаторных подстанций, распределительных пунктов) и реконструкции существующих электрических сетей повысятся надежность и качество электроснабжения населения и производственных объектов ЗЭР республики;

• вследствие исключения воды в качестве теплоносителя в автономных системах электроотопления исключаются аварийные ситуации, связанные с про-

течками теплоносителя, размораживанием систем отопления;

• повышается комфортность проживания людей в сельской местности вследствие улучшения микроклимата внутри зданий, отсутствия необходимости каждый день заготавливать дрова для печки, растапливать и следить за печкой и т.д.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• высвобождаются рабочие руки для развития других сфер производства на селе.

Таким образом, вышеперечисленные объективные факторы, оценка экономической и бюджетной эффективности станут основой принятия решений со стороны Правительства РС(Я) по переводу на электроотопление частного и муниципального жилищного фонда, социальных и производственных объектов ЗЭР РС(Я).

В целях эффективного перевода потребителей ЗЭР необходимо:

• сохранять тарифы на электроотопление для населения на уровне действующих тарифов на электроэнергию для населения до 2020 г.;

• установить тариф на электроотопление для прочих потребителей на уровне стоимости на электроэнергию ЗЭР РС(Я), а в будущем рассчитывать и устанавливать реальные тарифы с учетом инфляции.

Литература

1. Об электроэнергетике: Закон Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 (в ред. от 29.06.2012 г. № 96-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 13. Ст. 1177. http://www.komi.fas.gov.ru/ page/.

2. Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года / Правительство Респ. Саха (Якутия) и др.; Под ред. Г. Ф. Алексеева, Н. А. Петрова. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2010. 327 с.

References

1. RF Federal Law of March 26, 2003 № 35-FZ (as amended on June 29, 2012 № 96-FZ) "On the electric power". Available at: http://www.komi.fas.gov.ru/page/10832. (in Russ.).

2. Energeticheskaya strategiya razvitiya Respubliki Sakha (Yaku-tiya) na period do 2030 goda. Pravitel'stvo Resp. Sakha (Yakutiya) [Energy development strategy of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period up to 2030. The Government of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Yakutsk, Media-holding "Yakutiya" Publ., 2010. 328 p.

А

о

Принципиальная схема стратегического планирования развития экономики моногорода

The Monocity: A Potential Replacement for the Company Town in the Russian Federation

УДК 332.145

Ротенберг Роман Борисович

докторант Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук

190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38

Rotenberg Roman Borisovich

Institute of Regional Economic Problems, Russian Academy of Science (St. Petersburg) Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, Russian Federation, 190013

Большинство из существующих стратегических документов развития моногородов являются неэффективными и трудно реализуемыми на практике. При этом важность таких документов сложно переоценить, особенно в посткризисный период, когда многие моногорода оказались в критической ситуации. В статье предлагается принципиальная схема стратегического планирования развития экономики моногорода, которая отличается от предложенной Министерством регионального развития методики вывода моногородов из кризисной ситуации на основе комплексных инвестиционных планов. Схема стратегического планирования развития экономики моногорода включает несколько блоков: формирование целей социального развития экономики моногорода; оценка возможностей градообразующего предприятия моногорода по обеспечению реализации целей социального развития; разработка предложений по диверсификации экономики моногорода; разработка концепции программы развития экономики моногорода на основе диверсификации ее структуры. Отличительной чертой данной схемы является то, что в ней учитываются и возможности реструктуризации градообразующего предприятия, и возможности диверсификации профильной структуры, что позволяет наиболее полно сформировать предложения по успешному развитию моногорода на стратегическую перспективу. Результатом предлагаемой автором схемы должна стать концепция программы развития экономики моногорода на основе диверсификации ее структуры. При этом автор отмечает, что обяза-

тельно должно быть пройдено согласование намеченных к реализации вариантов диверсификации профильной структуры экономики моногорода с основными субъектами, заинтересованными в стратегическом экономическом развитии промышленного моногорода, — муниципальными и государственными властными структурами, инвесторами, бизнес-сообществами, организованной общественностью, а также представителями независимого экспертного сообщества. Реализация предложенной схемы позволит решить проблему моногородов РФ.

The article has described the Russian Federation's (RF) "company towns", claiming they are inefficient and dysfunctional, particularly in the aftermath of the recent economic crisis. As a potential solution, the paper has proposed a 'monocity' concept — a single-industry-based city — for urban development. Designed to achieve the same socio-economic objectives as its company-town counterpart, the monocity would enable economic diversification and sustain social development. The monocity's distinguishing features, the document relates, would comprise diversification of the company-town profile (reformulating its strategic perspective), and restructuring the local economic infrastructure. Subsequently, the commentary states that the RF Ministry of Regional Development has not yet approved the monocity scheme or accepted it as an alternative to the already-authorized company town. To overcome this 'handicap', the report calls for seeking official approval (as an alternative to the company-town arrangement) and the support of major stockholders (urban and state authorities, business community and investors). It would do so, the blueprint indicates, by emphasizing the company-towns' shortfalls and the monocities' socio-economic benefits. Strategic support for the monocity program, the review says, would be sought from independent experts, with the long-term objective of resolving Russia's continuing single-industry-tied challenges.

Ключевые слова: моногород, стратегическое планирование, диверсификация экономики, социальное развитие экономики моногорода

Keywords: single-industry town, strategic planning, diversification of the economy, social development of economic of "monocity"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.