Совершенствования организационно-экономических механизмов обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Саха (Якутия)
Improving the Republic of Sakha's (Yakutia) Organizational and Economic Mechanisms for Ensuring Electric-Sector Security
УДК 338.23:620.9
Элякова Изабелла Дамдиновна
профессор Финансово-экономического института Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (г Якутск), доктор экономических наук 677000, г. Якутск, пр. Ленина, д. 1
Elyakova Izabella Damdinovna
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "M. K. Ammosov North-Eastern Federal University"
Lenina Ave 1, Yakutsk, 677000, Russian Federation
В статье рассмотрены методологические аспекты организационно-экономических механизмов обеспечения региональной электроэнергетической безопасности в решении актуальных проблем электроэнергетического комплекса. Выявлены основные этапы процесса формирования и реализации организационно-экономических механизмов обеспечения электроэнергетической безопасности северного региона. С учетом развития экономики и специфики регионального электроэнергетического комплекса предложены концептуальные подходы совершенствования организационно-экономических механизмов обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Саха (Якутия). Определены основные принципы организационно-экономических механизмов обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Саха (Якутия), а также сфера ответственности региональных органов власти за обеспечение электроэнергетической безопасности региона. Предложена Концептуальная схема реализации Комплекса программ долгосрочного развития и модернизации электроэнергетики Республики Саха (Якутия) и создание инвестиционного фонда модернизации и развития электроэнергетики республики.
The article has covered the pressing electric-sector (ES) problems plaguing the Republic of Sakha (Yakutia), suggesting economic and organizational (EaO) measures for achieving regional ES security. The basic steps, the critique relates, would comprise the formation and implementation of EaO mechanisms that ensure the electrical security of this northern region. At this stage the document shifts its focus, presenting a conceptual scheme of a long-term development and modernization (DaM) project for Yakutia. The project would be conducted, while Yakutia established a DaM investment fund that ministered to its power needs. The blueprint, in closing, reveals the specifics of the republic's proposed regional power proposal, as well as a series of conceptual approaches for improving the EaO tools employed to ensure Sakha's electrical security.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), электроэнергетика, электроэнергетическая безопасность, организационно-экономические механизмы, концептуальная схема, инвестиционный фонд, эффективность
А
о
Keywords: Republic of Sakha (Yakutia), electric power, electric power security, conceptual scheme, organizational and economic mechanisms, investment fund, efficiency
Общеизвестно, что развитие организационно-экономических механизмов обеспечения региональной электроэнергетической безопасности практически невозможно без разработки научных методов и поиска, реальных организационно-экономических механизмов концентрации усилий государственных органов власти и хозяйствующих субъектов в целях обеспечения надежного развития электроэнергетики региона. В чем суть этого механизма?
Организационно-экономическая система электроэнергетики региона — это механизм, охватывающий организационные и экономические процессы, с помощью которых можно эффективно воздействовать на динамику производства электроэнергии, на трудовой коллектив, включающих такие составляющие, как:
• организационный механизм, охватывающий систему надежного и стабильного функционирования электроэнергетики региона, в том числе систему организации производства электроэнергии, электроснабжения потребителей,технологию управления, систему информации и контроля, договоров по реализации электрической и тепловой энергии, а также систему обеспечения безопасности в энергообъектах;
• экономический механизм, эффективные методы и рычаги воздействия на хозяйственную деятельность предприятий электроэнергетики через долговременные экономические нормативы, через цены и тарифы, через налоги и кредиты, надбавки и стимулы, а также другие инструменты эффективного хозяйствования самих субъектов хозяйствования.
Из этого следует, что организационные и экономические механизмы обеспечения электроэнергетической безопасности в регионе представляют собой объективно обусловленную взаимосвязь элементов и их воздействия на экономические процессы, протекающие в территориальных энергетических комплексах и направленные на эффективное использование материальных и трудовых ресурсов в целях обеспечения электроэнергетической безопасности региона.
В элементы организационно-экономического механизма обеспечения электроэнергетической безопасности региона включают также объект воздействия, субъектов и инструментов воздействия субъектов на объект [1].
^ Таблица 1
5 Задачи обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Саха (Якутия)
№ п/п Виды задач Направления решения задач
1 Организационно-экономические Разработка концептуальной схемы приоритетного обеспечения электроэнергетической безопасности РС(Я) и каждого ее энергорайона в частности. Разработка концептуальной схемы реализации комплекса программ модернизации и долгосрочного развития электроэнергетики РС(Я)
Разработка механизмов с применением эффективных методов управления электроэнергетической безопасностью энергорайонов РС(Я) и эффективного метода регулирования тарифов на электроэнергию
2 Нормативно-правовые Обеспечение нормативно-правовой базой процессов, направленных на повышение и обеспечение электроэнергетической безопасности республики
3 Технические Техническое и технологическое обеспечение мероприятий, направленных на повышение и обеспечение электроэнергетической безопасности республики
4 Финансовые Финансовое обеспечение организационно-экономических механизмов развития и модернизации электроэнергетики и электроэнергетической безопасности в регионе
Таким образом, под объектом воздействия следует понимать целостный региональный электроэнергетический комплекс конкретной территории, функционирующий в соответствии с нормативно-правовой базой государства и данной территории.
Под субъектами же воздействия следует понимать совокупность предприятий, обеспечивающих производство, передачу, распределение энергии, а также систему электроснабжения потребителей. Сюда же включаются органы государственной власти РФ, власти региональных субъектов и муниципальные органы, а также потребителей электроэнергии.
Под инструментами воздействия нами понимается совокупность методов воздействия на экономические процессы, направленные на рациональное и эффективное использование и экономию энергетических ресурсов территорий, на повышение и обеспечение электроэнергетической безопасности региона.
Таким образом, процесс формирования и реализации организационно-экономических механизмов обеспечения электроэнергетической безопасности региона состоит из следующих основных этапов.
1. Определение принципов обеспечения электроэнергетической безопасности республики как приоритетной задачи государственной энергетической политики на Севере РФ.
2. Формирование целей организационно-экономических механизмов обеспечения электроэнергетической безопасности северного региона с учетом текущих и стратегических угроз ее электроэнергетической безопасности.
3. Определение задач организационно-экономических механизмов обеспечения электроэнергетической безопасности северного региона.
4. Разработка сценариев и вариантов модернизации и развития электроэнергетики территории, обеспечивающих ее электроэнергетическую безопасность.
5. Разработка методов, обеспечивающих практическую реализацию организационно-экономических механизмов обеспечения электроэнергетической безопасности республики.
6. Оценка социального и экономического эффекта организационно-экономических механизмов обеспечения электроэнергетической безопасности региона.
Из этого можно сформулировать и определить динамику взаимосвязей.
Основными принципами организационно-экономических механизмов повышения и обеспечения элек-
троэнергетической безопасности северного региона РФ, на наш взгляд, следует считать:
• принцип целенаправленности, т. е. определение целей, перечня целевых показателей и сроков реализации;
• принцип приоритетности выполнения взаимосвязанных мер и мероприятий по обеспечению электроэнергетической безопасности;
• принцип комплексности, т. е. учет всех факторов воздействия на обеспечение электроэнергетической безопасности;
• принцип вариантного подхода к формированию энергетической политики модернизации и развитию электроэнергетики региона в целях повышения ее электроэнергетической безопасности;
• принцип эффективности энергетической политики в регионе и задач по достижению обеспечения электроэнергетической безопасности;
• принцип социального и экономического эффекта в рамках реализации организационно-экономических механизмов;
• принцип минимизации рисков, включающий риски технологического, производственного, политического, экономического, финансового и социального характера;
• принцип соблюдения действующего законодательства;
• принцип соблюдения интересов всех участников обеспечения электроэнергетической безопасности в регионе.
Исходя из этих принципов можно определить организационный механизм их проявления.
Так, целью организационно-экономических механизмов обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Cаха (Якутия) (РС(Я)) является организация эффективного воздействия на организационные и экономические процессы, происходящие в электроэнергетике и направленные на повышение эффективности функционирования отрасли, рациональное использование и экономию энергетических ресурсов, оптимизацию расходов производства электроэнергии, сокращение издержек потребителей, бюджета и населения на оплату энергоносителей на основе более рационального его использования, а также на достижение энергоэффективной экономики региона и обеспечение ее электроэнергетической безопасности.
Основные задачи обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Саха (Якутия) представлены в табл. 1.
В разработке сценариев, вариантов модернизации и развития электроэнергетики северной территории, направленных на обеспечение ее электроэнергетической безопасности, следует учитывать наиболее рациональные оптимальные подходы, применяемые при выборе критерия эффективности вариантов. Эти критерии эффективности вариантов могут быть различны, однако при решении экономических задач наиболее обоснованными критериями, как нам кажется, являются критерий максимума эффекта при заданных ограничениях и критерий минимума затрат в достижении заданного эффекта.
Практическая реализация организационно-экономических механизмов осуществляется при использовании совокупности методов, т. е. системы правил и процедур, используемых для достижения поставленных целей. Так, для эффективной реализации механизмов обеспечения электроэнергетической безопасности в северном регионе необходимо комплексное применение технологических, научно-технических, нормативно-правовых, социально-психологических, организационных и экономических механизмов и методов.
В целях создания организационно-экономических механизмов реализации комплекса программ модернизации и развития электроэнергетики республики, прежде всего, требуется согласованность экономических интересов субъектов рынка электроэнергии, так как выполнение задач по обеспечению электроэнергетической безопасности республики и повышению надежности и эффективности энергосистемы в Якутии возможно только при совместных, а следовательно, согласованных действиях всех заинтересованных федеральных органов власти и администраций территорий, энергоснабжающих организаций и крупных потребителей электроэнергии. Надо заметить, что Республика Саха (Якутия) обладает всеми видами топливно-энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь, гидроресурсы) со значительными потенциальными запасами, являющимися базовыми отраслями ее экономики [Там же].
Тем не менее Правительство Республики Саха (Якутия) последнее время ликвидировало Министерство промышленности РС(Я), передав функции управления и контроля топливной промышленности на уровень департамента Министерства экономического развития и промышленной политики РС(Я). С апреля 2002 г. после реорганизации Министерство топливной промышленности и энергетики РС(Я) функции государственного управления и контроля над электроэнергетическим комплексом несет Министерство ЖКХ и энергетики РС(Я). В результате региональный топливно-энергетический комплекс раздроблен на два министерства, реально снижена его значимость до уровня департаментов данных министерств.
Исходя из основных задач государственной энергетической политики о приоритетности развития ТЭК и Энергетической стратегии РФ И РС(Я), из нормативно-законодательных актов в ТЭК по приоритетному их развитию и по обеспечению энергетической безопасности регионов необходимо, на наш взгляд, функционирование Министерства топлива и энергетики РС(Я), в том числе двух его департаментов в целях обеспечения электроэнергетической безопасности региона Севера, необходимо также в составе Госкомитета по ценовой политике — РЭК РС (Я) создание Управления инвестициями и энергосбережением с целью осуществления функций контроля над инвестиционным фондом развития электроэнергетики.
В целях эффективного функционирования и раз- ^ вития электроэнергетики, обеспечения электроэнер- =п гетической безопасности Республики Саха (Якутия) х необходимо проведение ряда организационных ме- ш роприятий, основными задачами которых являются: х
1. создание единого органа, регулирующего и кон- ^ тролирующего и деятельность всего топливно- ^ энергетического комплекса Якутии, включающего электроэнергетический, нефтегазовый комплексы ^ и угольную промышленность в лице Министерства к топлива и энергетики РС(Я), отвечающего прежде =Ц всего за обеспечение энергетической безопасности < региона в экстремальных условиях Севера; ^
2. в указанном министерстве среди функциональных ^ подразделений обязательно предусмотреть депар- ^ тамент по обеспечению электроэнергетической 2 безопасности, а также департамент по энергосбережению и государственному энергетическому надзору, владеющие соответствующим набором функций, вытекающих из законов об инвестиционной политике, о топливоснабжении, о электро- и теплоснабжении, об электроэнергетической безопасности;
3. создание управления инвестициями и энергосбережением в составе Госкомитета по ценовой политике — РЭК РС(Я) в целях осуществления функций контроля над инвестиционным фондом модернизации и развития электроэнергетики.
Как известно, на данном этапе кризисного развития экономики страны важнейшим инструментом реализации государственной энергетической политики, в том числе обеспечения электроэнергетической безопасности, является разработка стратегий и программ развития электроэнергетики республик, связанных с различными стратегиями и программами федерального уровня. Среди таких программ следует выделить Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года, Энергетическую стратегию Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года, разработать республиканскую программу энергосбережения, отраслевых республиканских программ по инновационному развитию электроэнергетики, теплоснабжению, угольной, нефтяной, газовой промышленности, возобновляемой энергетики [2].
Концептуальные и программные документы модернизации и развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) для обеспечения ее электроэнергетической безопасности нами представлены в табл. 2.
Как следует из представленных методологических положений таблицы, наряду с этими программами важную роль могут занять некоторые территориально-муниципальные программы г. Якутска, Южно-Якутского, Центрального, Западного, Северного энергорайонов и т. д., а также корпоративные программы (например, ОАО АК «АЛРОСА», ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «ХК-Якутуголь» и др.).
Полагаем, что в разработке, реализации и мониторинге всех этих программ должны участвовать государственные органы и хозяйствующие субъекты, а также профильные научно-исследовательские институты, проектные, геологические, консалтинговые и другие организации.
Подобная система мониторинга обеспечит наблюдение и контроль за ходом реализации действующей Энергетической стратегии Республики Саха (Якутия) на текущий период и до 2030 г., а также предлагаемой Концепции обеспечения электроэнергетической без-
о о
о о со
<
о
Таблица 2
Комплекс программ модернизации и долгосрочного развития электроэнергетики
Республики Саха (Якутия)
№ п/п Наименование программ
1 Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 г. Проект
2 Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1234-р от 28.08.2003 г.)
3 Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. Проект
4 Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года»
5 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года
6 Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г. (утверждена Постановлением Правительства РС(Я) № 441 от 29.10.2009 г.)
7 Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (принята Правительством РФ 08.02.2007 г.).
8 Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Проект согласован РАО «Газпром», РАО ЕЭС России, РАО РЖД и др.
9 Программа развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) на 2010-2014 годы (утверждена Постановлением Правительства РС(Я) № 600 от 29.12.2010 г.).
10 Инвестиционные проекты ОАО АК «Якутскэнерго» на 2008-2012 годы
11 Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) до 2015 года (утверждена Постановлением Правительства РС(Я) № 346 от 29.07.2010 г.)
12 Республиканская целевая программа «Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на 2010-2015 годы» (одобрена 29.07.2010 г. Постановлением Правительства республики № 340)
опасности Республики Саха (Якутия). При выявлении существенных отклонений от принятых параметров указанных основополагающих документов должны быть приняты своевременные меры по исправлению сложившегося положения, проведена своевременная корректировка данной Энергетической стратегии.
Полагаем, что в энергетической компании ОАО АК «Якутскэнерго» целесообразно создать инвестиционный фонд модернизации и развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия). Источником данного фонда могут стать централизованные в нем средства инвестиционной надбавки в тарифах на электроэнергию за счет сохранения механизма перекрестного субсидирования потребителей электроэнергии и механизма дотирования потребителей северного энергетического района. Таким образом, объемы перекрестного субсидирования потребителей электроэнергии (ежегодно составляют 4,9 млрд руб. в ценах 2013 г.), которые могут стать одним из основных источников инвестиционного фонда модернизации и развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия), которые будут направляться на бездефицитное развитие электроэнергетики и в первую очередь на обеспечение региональной электроэнергетической безопасности и экономической безопасности данной территории.
Планирование и контроль за деятельностью инвестиционного фонда модернизации и развитием электроэнергетики Республики Саха (Якутия) должны осуществлять Правительство РФ — Министерство энергетики РФ и Правительство РС(Я), два его министерства — Министерство топлива и энергетики РС(Я), а также и госкомитет по ценовой политике — РЭК РС(Я).
По нашему глубокому убеждению, организация и финансирование программ развития электроэнергетики региона должны осуществляться ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «РАО ЕЭС Востока» и вновь создаваемыми электроэнергетическими компаниями, такими как, например, Южно-Якутский ГЭК.
Организация и выполнение программ развития электроэнергетики региона предусматриваются генеральным подрядчиком строительства программ развития электроэнергетики региона.
Реализация положений программ модернизации и развития электроэнергетики в республике и в ее энергетических районах согласно предлагаемой нами концептуальной схеме реализации Комплекса программ модернизации и долгосрочного развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) должна быть основана на институциональных отношениях совместного инвестирования.
В состав основных инвесторов ком плекса программ модернизации и строительства электроэнергетического оборудования энергоснабжающих предприятий, на наш взгляд, должны быть включены вертикально-интегрированная энергетическая компания ОАО АК «Якутскэнерго» и ведомственные энерго-снабжающие предприятия, Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Саха (Якутия), а также административные органы власти сопредельных территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока, крупные промышленные потребители энергии, коммерческие банки и портфельные инвесторы.
Таким образом предложенные выше концептуальные подходы и концептуальная схема реализации комплекса программ модернизации и долгосрочного развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) позволяют привлечь крупные инвестиционные средства на долгосрочной основе на системную модернизацию региональной энергетической системы и организационно обеспечить исполнение программ в установленные сроки. При этом необходимо соблюдение интересов вертикально-интегрированной энергетических компаний федерального уровня ОАО «РАО ЭС Востока» и ОАО «РАО ЭС Сибири», регионального уровня ОАО АК «Якутскэнерго» и приоритетов развития экономики Республики Саха (Якутия).
Рис. 2. Предлагаемая принципиальная схема источников финансирования комплекса программ модернизации и долгосрочного развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия)
Реализация этого комплекса программ, их финансирования, модернизации и развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) с привлечением государственных, корпоративных и частных инвестиций предполагает прежде всего целевое использование финансовых средств.
Ныне источниками финансирования программ модернизации и развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) являются:
• собственные средства энергокомпаний (амортизационные отчисления, чистая прибыль, инвестиционная надбавка, дивиденды по пакетам акций и др.),
• заемные средства (кредиты банков и кредитно-финансовых институтов, внешних инвесторов, лизинг, продажа акций и др.),
• бюджетные средства (государственные инвестиции в рамках целевых инвестиционных программ из государственного бюджета Российской Федерации и региональных, муниципальных бюджетов). Действующая в электроэнергетике схема источников финансирования программ модернизации и развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) представлена на рис. 1.
В качестве потенциальных источников финансирования инвестиционного фонда модернизации и развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия) могут выступать также средства материнской энергокомпании — инвестиции ОАО «РАО ОЭС Востока» и бюджетные средства, включающие:
• субвенции на компенсацию разницы тарифов на электроэнергию для децентрализованной группы регионов из бюджета. Объемы перекрестного суб-
сидирования потребителей между энергорайонами в размере 3,5 млрд руб. (в ценах 2010 г.) в виде инвестиционной надбавки в тарифах на электроэнергию;
• инвестиционный залог (льготы по налогам);
• средства от продажи имущества и пакета акций предприятий, находящихся в государственной собственности и совместной собственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
• дивиденды по пакетам акций энергетических предприятий, находящихся в совместной собственности;
• финансовую поддержку инвестиционных проектов — через субсидирование процентных ставок по кредитам энергокомпании;
• заемные средства:
• привлечение средств юридических и физических лиц на условиях софинансирования инвестиционных проектов;
• товарный кредит (доставка топлива, продукции технического назначения и др.);
• кредиторская задолженность перед федеральным и региональным бюджетами и юридическими лицами, оформленная на конкретный временной период.
Предлагаемая схема источников финансирования комплекса программ модернизации и долгосрочного развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия), по нашему мнению, является более эффективной (рис. 2).
Таким образом, на практике финансирование программ модернизации и развития электроэнергетики
о о
о о
CD
<
О
Планирование и контроль программы
Правительство РФ
Правительство РС(Я)
Другие министерства
Министерство топлива и энергетики РС(Я) Госкомцен-РЭК РС(Я)
Департамент по обеспечению электроэнергетической безопасности Управление инвестициями и энергосбережением
Департамент энергетического и государственного энергетического надзора Отдел по регулированию тарифов на электроэнергию
Организация финансирования программы
. 1
Организация выполнения мероприятий программы
Генеральный подрядчик
Субподрядчик 1
Субподрядчик N
С
Реализация мероприятий программы
— Управленческие отношения и связи
- Финансовые отношения и связи
--Институциональные отношения и связи
Рис. 3. Концептуальная схема реализации комплекса программ модернизации и долгосрочного развития
электроэнергетики Республики Саха (Якутия)
Республики Саха (Якутия) осуществляется за счет собственных (прибыль, амортизация, инвестиционная надбавка в тарифах) и привлеченных средств (инвестиции, кредиты, акции, займы и т.д.) ОАО АК «Якутскэнерго», а также инвестиционных средств крупных потребителей энергосистемы и государственных и корпоративных инвестиций.
Средства инвестиционного фонда модернизации и развития электроэнергетики региона должны быть ориентированы на обеспечение электроэнергетической безопасности северного региона по следующим направлениям:
• финансирование приоритетных инвестиционных проектов модернизации электроэнергетики для развития экономики и социальной сферы региона;
• софинансирование инвестиционных проектов, включенных в федеральные и региональные целевые программы развития электроэнергетики Якутии;
• софинансирование инвестиционных проектов в случае возникновения у ОАО АК «Якутскэнерго» дефицита собственных инвестиционных ресурсов, формируемых за счет внутренних средств (амортизация, прибыль и инвестиционная надбавка) и внешних инвестиций;
• страхование рисков частных инвестиций, в том числе и привлеченных средств населения, привлеченных в инвестиционные проекты электроэнергетики для развития и обеспечения электроэнергетической безопасности экономики и социальной сферы республики.
В заключение отметим, что концептуальная схема реализации комплекса программ модернизации и долгосрочного развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия), к сожалению, имеет следующие организационно-экономические механизмы его реализации (рис. 3).
Таким образом, предложенные нами организационно-экономические механизмы обеспечения элек-
троэнергетической безопасности северного региона и институциональные отношения основаны на следующих концептуальных подходах:
• согласования экономических интересов хозяйствующего субъекта, потребителей, инвесторов, населения и властей региона, основанное на правиле «двух ключей»: со стороны Правительства РС(Я) и ОАО АК «Якутскэнерго», создание инвестиционного фонда модернизации и развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия);
• создания в структуре Правительства РС(Я) Министерства топлива и энергетики РС (Я) (департамента по обеспечению электроэнергетической безопасности и департамента по энергосбережению и государственному энергетическому надзору) и управления инвестициями и энергосбережением в составе госкомитета по ценовой политике — РЭК РС(Я) для осуществления функций контроля инвестиционным фондом модернизации и развития электроэнергетики Республики Саха (Якутия). Конкретные объекты модернизации и развития
электроэнергетики северной территории с целью повышения эффективности и надежности существующей системы электроснабжения потребителей определены в ряде концептуальных и программных документах модернизации и долгосрочного развития электроэнергетики республики.
С помощью предлагаемых нами организационно-экономических механизмов и методов обеспечения электроэнергетической безопасности республики возможно экономически эффективное финансовое обеспечение комплекса программ модернизации и
долгосрочного развития электроэнергетики Респу- ^
блики Саха (Якутия), в том числе крупных инвестици- х
онных проектов развития региональной энергосисте- х
мы Якутии, что позволит способствовать интеграции ш
в единую национальную электроэнергетическую си- х
стему России. Иными словами, на основании предла- ^
гаемых организационно-экономических механизмов ^
должна обеспечиваться экономическая эффективность х
электроэнергетического комплекса Республики Саха ^
(Якутия). £
Литература ^
X
1. Телегина Е. А., Бушуев В. В., Воропай Н. И. и др. Безопас- ^ ность России. Энергетическая безопасность (ТЭК и госу- ^ дарство). М.: МГФ «Знание», 2000. 304 с. §
2. Энергетическая стратегия Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года / Правительство Респ. Саха (Якутия). Якутск; Иркутск: Медиа-холдинг «Якутия» и др., 2010. 328 с.
References
1. Telegina E. A., Bushuev V. V., Voropay N. I., e.a. Bezopasnost' Rossii. Energeticheskaya bezopasnost' (TEK i gosudarstvo): Pravovye, sotsial'no-ekonomicheskie i nauchno-tekhnicheskie aspekty [Security of Russia. Energy security (FEC and the state): Legal, socio-economic and scientific-technical aspects]. Moscow, Znanie Publ., 2000. 304 p.
2. Energeticheskaya strategiya Respubliki Sakha (Yakutiya) na period do 2030 goda [The energy strategy of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period up to 2030]. Yakutsk, Government of the Republic of Sakha (Yakutia) Publ.; Irkutsk, "Yakutiya" Publ., 2010. 328 p.
Издания СПбУУиЭ
Журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.
С 2013 года журнал включен в перечень рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.
Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.
Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.
Все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык.
С 2011 года публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интеренет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. И теперь материалы журнала «Социология и право» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.
По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство СПбУУиЭ по телефонам: (812) 448-82-50, 363-11-69, e-mail: [email protected]. Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А