Научная статья на тему 'Эффективный метод тарифного регулированияв электроэнергетике республики Саха(Якутия)'

Эффективный метод тарифного регулированияв электроэнергетике республики Саха(Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА(ЯКУТИЯ) / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / МЕТОД / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРИФЫ / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ / ПЕРЕКРЕСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Элякова Изабелла Дамдиновна

В статье предлагается эффективный метод регулирования тарифов на электрическую энергию в энерго изолированных территориях севера, учитывающий специфику и механизм существования перекрестного субсидирования потребителей в электроэнергетике Республики Саха(Якутия). Разработанный нами метод регулирования тарифов на электроэнергию является наиболее эффективным экономическим механизмом обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Саха(Якутия), при котором благодаря включению инвестиционной надбавки возникает возможность создания Инвестиционного фонда модернизации и развития электроэнергетики республики с реализацией на практике эффективных потенциальных источников финансирования инвестиционных объектов, повышающих электроэнергетическую безопасность региона, доказывает эффективность предложенных экономических механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективный метод тарифного регулированияв электроэнергетике республики Саха(Якутия)»

И.Д. Элякова

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. В статье предлагается эффективный метод регулирования тарифов на электрическую энергию в энергоизолированных территориях севера, учитывающий специфику и механизм существования перекрестного субсидирования потребителей в электроэнергетике Республики Саха (Якутия). Разработанный нами метод регулирования тарифов на электроэнергию является наиболее эффективным экономическим механизмом обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Саха (Якутия), при котором благодаря включению инвестиционной надбавки возникает возможность создания Инвестиционного фонда модернизации и развития электроэнергетики республики с реализацией на практике эффективных потенциальных источников финансирования инвестиционных объектов, повышающих электроэнергетическую безопасность региона, доказывает эффективность предложенных экономических механизмов.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), электроэнергетика, метод, регулирование, тарифы, электрическая энергия, перекрестное субсидирование, эффективность.

Экономическим механизмом обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Саха (Якутия) может стать эффективный метод регулирования тарифов на электроэнергию, учитывающий специфические особенности ценообразования регионального электроэнергетического комплекса на Севере. В настоящее время в республике тарифы на электрическую энергию утверждаются для двух категорий потребителей - для населения и приравненным к нему категориям потребителей и для прочих потребителей, в том числе для бюджетных организаций. Для населения и приравненным к нему потребителям установлены единые тарифы на всей территории республики, вне зависимости от источника генерации. Дифференциация тарифов приметается только от статуса места проживания - городское население (в домах с газовыми плитами, в домах с электроплитами) и сельское население.

За счет установления единых тарифов на электроэнергию для потребителей, в том числе для населения на всей территории республики промышленные потребители Центрального, Западного и Южно-Якутского энергорайонов компенсируют затраты дизельной энергетики Северного энергорайона. Население и приравненные к нему категории потребителей, проживающие в зоне производства электрической энергии ведомственными дизельными станциями, оплачивают электроэнергию по тарифам основного гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО АК «Якутскэнерго», установленным на всей территории республики. Разница между экономически обоснованными и утвержденными тарифами для населения компенсируется энергоснабжающим предприятиям из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

На передачу электрической энергии устанавливаются единые (котловые) тарифы по всей территории республики. Для взаиморасчетов между сетевыми организациями устанав-

© Элякова И.Д., 2013

ливаются индивидуальные тарифы на передачу с дифференциацией по уровням напряжения в двух вариантах: одноставочный тариф и двуставочный тариф в виде ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, и ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей [1]. Расчет тарифов на электрическую энергию в Республике Саха (Якутия) основан на методе расчета расходов на производство, передачу и сбыт электроэнергии и устанавливается в зависимости от размера необходимой валовой выручки организаций и расчетного объема производства продукции (услуг), который определяется в соответствии с утвержденными Федеральной службой по тарифвм (ФСТ) России балансами производства и поставок электроэнергии (мощности) по республике на соответствующий период регулирования.

В настоящее время на тепловую энергию, производимую в ОАО АК «Якутскэнерго», установлены дифференцированные тарифы по условно выделенным четырем энергорайонам. В результате сохранения данного механизма перекрестного субсидирования в электроэнергетике объемы перекрестного субсидирования потребителей между энергорайонами республики значительно выросли за последние четыре года (см. табл. 1).

Таблица 1

Перекрестное субсидирование между энергорайонами за 2009-2012 гг.

(руб/кВт • ч)

Наименование ЦЭР ЮЯЭР ЗЭР СЭР Средние тарифы по РС(Я)

2009 год

Экономически обоснованный средний тариф 3,400 1,620 1,130 18,750 2,790

Утвержденный средний тариф 2,570 2,860 2,900 2,280 2,770

2010 год

Экономически обоснованный средний тариф 3,880 2,200 1,410 17,560 3,159

Утвержденный средний тариф 2,930 3,180 3,200 2,620 3,091

2011 год

Экономически обоснованный средний тариф 4,550 2,690 1,840 21,500 3,710

Утвержденный средний тариф 3,430 3,710 3,640 3,130 3,582

2012 год

Экономически обоснованный средний тариф 4,664 2,771 1,952 22,840 3,904

Утвержденный средний тариф 3,636 3,930 4,264 3,302 3,953

В итоге по причине особой социальной значимости северного энергорайона высокая стоимость электроэнергии, вырабатываемой дизельными электростанциями, субсидируется за счет остальных потребителей республики. За счет сохранения системы перекрестного субсидирования в 2013 году объем денежных средств на эти цели составит более 4,9 млрд руб. (см. табл. 2).

Таблица 2

Расчет необходимой товарной продукции для установления средних тарифов по ОАО АК «Якутскэнерго» на 2013 год

ОАО

Показатель Един, измер ЦЭР ЮЯЭР ЗЭР СЭР «Якутскэнерго»

Электроэнергия

Полезный отпуск млн Втч. 1213 1130 1711,6 200,9 4255,5

Эконом, обосн. тариф руб/кВтч 5,127 3,140 2,271 28,45 4,552

Утвержд. средн. тариф руб/кВтч 4,181 4,469 4,947 3,898 4,552

Необходимая выручка млн руб. 6219,4 3548,6 3887,0 5716,5 19371,6

Фактическая выручка млн руб. 5071,3 5049,5 8467,5 783,2 19371,6

Передача энергии млн руб. 1053,4

Перекрести, субсидиро- млн руб. -1148,7 1500,9 4580,5 -4933,3 0,0

вание

По данным табл. 2 можно сделать вывод о том, что экономически обоснованные тарифы в четырех энергетических районах республики отличаются от утвержденных средних тарифов по энергокомпании. Динамика формируемых в тарифах на электроэнергию затрат не соответствует реальным экономическим затратам на их производство, следовательно, установлены экономически необоснованные тарифы на электроэнергию ОАО АК «Якутскэнерго» в энергетических районах республики. Это обстоятельство диктует необходимость существенного пересмотра метода регулирования тарифов на электрическую энергию в Республике Саха (Якутия).

На основании принципов энергетической политики в республике разработана методика регулирования тарифов на электрическую энергию, заключающаяся в следующем: 1) определении экономически обоснованной себестоимости производства электроэнергии в каждом из четырех энергорайонов РС (Я); 2) принятии среднего тарифа на электроэнергию в трех энергетических энергорайонах (ЦЭР, ЗЭР, ЮЯЭР), который формируется посредством регулирования инвестиционной надбавки, полученной за счет перекрестного субсидирования тарифа на электроэнергию в этих энергорайонах; 3) установлении среднего тарифа в Северном энергорайоне, который характеризуется высокой стоимостью производства электроэнергии, посредством дотирования тарифа из регионального бюджета. Апробация метода позволила установить, что объем средств, необходимых для перекрестного субсидирования тарифа на электроэнергию между энергорайонами ЦЭР, ЗЭР, ЮЯЭР, составляет 4,9 млрд

руб., усреднений тариф в Северном энергорайоне с учетом дотаций из регионального бюджета должен быть установлен в размере 3,89 руб./кВтч. Конечные тарифы для потребителей должны устанавливаться, исходя из оценки экономической обоснованности и энергоэффективности тарифов для промышленности и оценки платежеспособного спроса потребителей жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственных и бюджетных потребителей, а также населения.

Определение тарифов на производство электроэнергии в Республике Саха (Якутия) включает два этапа. Первый этап представляет собой определение тарифов на производство электроэнергии в Республике Саха (Якутия), т.е. на основе применения предлагаемого метода регулирования тарифов на электрическую энергию регулирующими организациями -Госкомцен-РЭК РС (Я) и Федеральной службой по тарифам России - должен производиться анализ обоснованности тарифов на электрическую энергию в энергорайонах республики и в энергокомпании в целом, а также их сравнение с фактическими затратами, в т.ч. выявление сверхнормативных расходов статей затрат, выявление экономии средств за счет неосвоенных плановых затрат и внедрения энергоресурсосберегающих (ЭРС) технологий. На данном этапе предполагается процесс формирования расходов на производство электроэнергии в энергетических районах по экономически обоснованным затратам на производство электроэнергии, включая инвестиционную надбавку по Западному энергорайону в размере объема перекрестного субсидирования потребителей Северного энергорайона. Ввиду особой социальной значимости государственной поддержки населения и местных товаропроизводителей арктических районов, где высоки реальные затраты на производство электроэнергии дизельными электростанциями, предлагается сохранить механизм получения дотации из бюджетов с целью покрытия разницы в тарифах на электрическую энергию. Завершается первый этап установлением средних тарифов на электрическую энергию в целом по республике, в т.ч. по всем четырем энергорайонам.

На первом этапе формируется средний тариф на производство электроэнергии по следующей формуле:

Тер произ.эл.энер = ( Ццэр + Цюяэр + Цзэр + Цсэр)/Уэл.эн.,

где:

Ццэр = [(Зцэр+Пцэр)-(Уцэр+ПСЮяэр)] / Уэл.эн. цэр>

Цюяэр = [(Зюяэр+Пюяэр )"ДОТцэр] / ^^ЭЛ.ЭН.ЮЯЭр?

Цзэр = [(Зрэр +Пзэр)+ ИНзэр] / Vэл.ЭH. зэр 5

Цсэр = [(Зсэр +ПСЭр)+(УСЭр-(ДотСЭр+СубСЭр)] / » эл.эн.сэр?

В .Т.Ч. ИНСЭр = ПСсэр = ДоТсэр

Ц - цена;

3 - затраты;

П - прибыль;

У - убытки;

^^эл.эн. - объем производства электроэнергии; ПС - перекрестное субсидирование;

ИН - инвестиционная надбавка; Дот - дотация; Суб - субвенция.

Таким образом, формула расчета среднего тарифа равна:

Тср.произ.эл.энер = [(Зцэр+ПцЭр)-(УцЭр+ПСЮЯэр)] / УЭл.ЭН. цэр + [(Зюяэр+Пюяэр)-Д0тцэр)] / УЭл.ЭН.ЮЯЭр. + + [(Ззэр+Пзэр)+ ИНзэр] / Уэл.ЭН. зэр + [(Зсэр+Псэр) + (УсЭр"(ДОТсэр+Субсэр)] / Уэл.эн.сэр.

На втором этапе определяются тарифы на электрическую энергию для потребителей, исходя из оценки экономической обоснованности и энергоэффективности тарифов для промышленности и оценки платежеспособного спроса потребителей жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственных и бюджетных потребителей, а также населения. Для потребителей электроэнергии в северном энергорайоне республики, где функционируют дизельные электростанции, должны устанавливаться приемлемые для них тарифы на электрическую энергию.

В результате предлагаемого метода тарифного регулирования годовые объемы перекрестного субсидирования составят без учета инфляции более 4,9 млрд руб. в год и будут централизованы в Инвестиционном фонде модернизации и развития электроэнергетики РС (Я), где эти финансовые средства призваны стать одним из основных источников формирования данного инвестиционного фонда (см. табл. 2). Суть предлагаемого метода регулирования тарифов на электрическую энергию в электроэнергетике Республики Саха (Якутия) и в каждом ее энергорайоне, в частности, представлена в виде логико-структурной схемы (см. рис. 1).

Разработанный нами метод регулирования тарифов на электроэнергию является наиболее эффективным экономическим механизмом обеспечения электроэнергетической безопасности Республики Саха (Якутия). Возникает возможность создания Инвестиционного фонда развития электроэнергетики РС(Я) с реализацией на практике эффективных потенциальных источников финансирования инвестиционных объектов, повышающих электроэнергетическую безопасность региона, что доказывает эффективность предложенных экономических механизмов. Предлагаемый метод регулирования тарифов на электроэнергию универсален и может быть использован для оценки социально-экономических показателей функционирования региональных потребительских рынков электроэнергии в технологически изолированных от Единой национальной энергетической системы России энергорайонах, в частности в Магаданской и Сахалинской областях, Камчатском крае и Чукотском автономном округе.

Определение тарифов на производство электроэнергии

Средний тариф на электроэнергию 3,16 руб./кВт

Инвестиционный фонд модернизации и развития электроэнергетики РС(Я)

Определение тарифов для потребителей

Оценка платежеспособного спроса потребителей (ЖКХ, с/х, бюджетные потребители, население)

Оценка экономически обоснованного тарифа для промышленности

Согласование тарифов на электроэнергию для потребителей с Госкомцен-РЭК РС (Я) и ФСТ России

ФФФПР - Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

ФЦП - Федеральная целевая программа;

ФАИП - Федеральная адресная инвестиционная программа;

ЭРС - Энергоресурсосберегающие технологии.

Рис. Логико-структурная схема предлагаемого метода регулирования тарифов на электрическую энергию в РС (Я) и в каждом ее энергорайоне в частности

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации от 26 марта 2003 № 35-Ф3 (в ред. от 29.06.2012 г. № 96-ФЗ) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 13, ст. 1177 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.komi.fas.gov.ru/page/ 2. Энергетическая стратегия развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года. Правительство Респ. Саха (Якутия). - Якутск; Иркутск: медиа-холдинг «Якутия», 2010. - 328 с.

B.C. Якушкин Э.Ю. Михайлова

ВЛИЯНИЕ ПРАВИЛ ВТО НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ КООПЕРАЦИЮ

Аннотация. Рассматриваются потенциально возможные коллизии регулирования международной производственной кооперации на основе нормативно-правовой базы Соглашений ВТО. Анализируется значимость поставленной проблемы для решения стратегической задачи, стоящей перед отечественными предприятиями, - эффективное участие в международной производственной кооперации.

Ключевые слова: международная производственная кооперация, ВТО, Г АТС, ГАТТ.

В работе «К вопросу о том, какие правила ВТО приметаются в отношении регулирования производственных операций, выполняемых на заказ» (Trade Disciplines With а Trapdoor: Contract Manufacturing) [1], размещенной на сайте ВТО, анализируется проблема, суть которой можно изложить следующим образом. В какой степени правила ВТО в области торговли услугами (Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС) влияют на торговлю товарами, осуществляемую в рамках участия предприятия в международных производственных цепочках, т.е. при выполнении предприятием определенных производственных операций, возложенных на него в соответствие с контрактом, в общем международном процессе производства конечной продукции. В обосновании актуальности авторами приводится тот факт (и с этим трудно не согласиться), что «в период Уругвайского раунда подобные операции не были столь распространены, и вопрос режима регулирования таких операций не был детально проработан в рамках соглашений системы ВТО» [1]. Учитывая все возрастающую степень участия российских предприятий в международной кооперации, следует внимательно проанализировать мнения авторов с точки зрения оценки влияния приводимых ими аргументов на международную производственную деятельность отечественных компаний. Для достижения поставленной цели в статье проанализирована аргументация авторов о распространении правил ГАТС на торговлю товарами, осуществляемую в рамках контрактных соглашений о производственных обязательствах, и оценены возможные последствия для российских предприятий с учетом условий присоединения России к ВТО.

Объектом настоящего анализа являются меры регулирования, входящие одновременно в сферы компетенции ГАТТ и ГАТС, т.е. меры регулирования, которые распространяются

© Якушкин B.C., Михайлова Э.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.