Современные особенности и состояние электроэнергетической отрасли РФ
Королев Виталий Геннадьевич
кандидат экономических наук, заместитель руководителя ФАС России, [email protected]
Электроэнергетическая отрасль России - сложнейший народнохозяйственный комплекс, а также локомотив современной экономики нашей страны, что придает особенное значение вопросу обоснования ее современного состояния. В статье анализируются современные особенности и состояние электроэнергетическое отрасли России. Обозначены способы воздействия на хозяйствующие субъекты. Также отмечено, что в РФ основная роль в государственном регулировании отрасли путем воздействия на хозяйствующие субъекты отводится Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Отдельное внимание уделено описанию реформирования и демонополизации отрасли, а также анализу данных об объемах произведенной, потребленной и экспортированной электроэнергии, что позволило сделать вывод, что энергосистема РФ весьма устойчива к внешним воздействиям, самодостаточна и является стабилизирующим фактором на рынке электрической энергии стран Восточной Европы, СНГ и бывшего СССР, Средней Азии. Также проанализированы производственные показатели электроэнергетической отрасли, состав и актуальная структура Единой энергетической системы России.
Ключевые слова: электроэнергетика, современные особенности, антимонопольное регулирование, электроэнергетическая отрасль
Электроэнергетика является системообразующей отраслью экономик любого современного государства и одной из наиболее сложных отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Необходимость государственного регулирования данной отрасли обусловлена ее экономической и социальной важностью для все остальных отраслей экономики и для населения страны. Таким образом, в рамках государственного регулирования, следует обратить внимание на деятельность органов государственной власти, которые осуществляют это регулирование.
В целях осуществления государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов в России созданы соответствующие компетентные органы власти. С их помощью осуществляется полноценное, взвешенное и целенаправленное взаимодействие с субъектами хозяйствования. Государство в лице компетентных органов власти, которые в процессе своей управленческой деятельности используют методы административного регулирования, оказывает непосредственное воздействие на хозяйствующие субъекты [1].
Основными методами регулирования электроэнергетической отрасли являются ценовое регулирование; определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения [2]. Согласно Федеральному закону «Об электроэнергетике», методами государственного регулирования сферы электроэнергетики являются: регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике; государственное регулирование и контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории РФ правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии; управление государственной собственностью; энергетический надзор и техническое регулирование; экологический надзор; лицензирование энергосбытовой деятельности [3].
Государство использует прямые и косвенные механизмы регулирования электроэнергетической отрасли. К числу прямых методов воздействия относятся: установление прямых ограничений и заданий по отдельным видам деятельности, выделение бюджетных средств для решения конкретных задач и др. К числу косвенных механизмов воздействия относятся тарифное и техническое регулирование, система налогообложения и другие.
К сфере государственного регулирования электроэнергетических компаний относится регулирование: экономических сторон деятельности компаний; технологических и экологических аспектов деятельности компаний; вопросы социально-трудовых отношений и охраны труда [4].
Основное внимание уделяется экономическому регулированию, определяющему базовые условия функцио-
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м о
о см о см
о ш т
X
<
т О X X
нирования электроэнергетических компании и, в конечном итоге, их финансовые возможности для выполнения других регулятивных требовании. В рамках экономического регулирования электроэнергетики не только обеспечивается энергетическая безопасность страны, но и определяется экономически и социально-эффективный уровень тарифов на товары (услуги), производимые электроэнергетическими компаниями, подлежащими регулированию; устанавливаются минимально допустимые стандарты качества обслуживания потребителеи; осуществляется контроль над соблюдением принятых тарифных решений и стандартов качества; регулируются вход и выход из бизнеса отдельных компании; обеспечивается недискриминационный доступ к услугам инфраструктурных организаций.
Техническое регулирование включает в себя принятие технических регламентов, а также осуществление органами государственной власти и подведомственными им учреждениями контроля и надзора за их соблюдением, в том числе с участием субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. По различным вопросам: технической и технологической безопасности в электроэнергетике, качества электрической и тепловой энергии, установления нормативов резерва энергетических мощностей, устройства электрических и тепловых установок - принимаются технические регламенты, и путем контроля за их соблюдением обеспечиваются безопасность оборудования и поддержание его в надлежащем состоянии. Кроме того, гл. 8 ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает дополнительные требования, которые должен соблюдать субъект хозяйственной деятельности в области энергетики [5].
Таким образом, государственное регулирование энергетики осуществляется путем воздействия на хозяйствующие субъекты следующими основными способами: техническое регулирование; экономическое регулирование; антимонопольное регулирование; государственный и муниципальный контроль.
Основная роль в государственном регулировании отрасли путем воздействия на хозяйствующие субъекты отводится Федеральной антимонопольной службе (ФАС России). Антимонопольное регулирование на оптовом и розничном рынке электрической энергии осуществляется ФАС России и базируется на системе регулярного контроля с целью предварительного предупреждения и пресечения возможных нарушений в данной сфере. Объектами антимонопольного контроля в названной сфере являются цены, процедура перераспределения долей в уставных капиталах участников рынка, согласованные действия субъектов рынка, уровень концентрации на оптовом рынке. То есть, для успешного поддержания деятельности субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии, следует поддерживать конкурентные отношения между такими субъектами. Именно в этих целях ФАС России наделена широким спектром полномочий по контролю над субъектами электроэнергетики.
Основные функции ФАС России, которые могут осуществляться в рамках контроля над рынками электрической энергии и мощности: контроль над соблюдением норм законодательства участниками рынков электрической энергии на территории РФ; выявление нарушений антимонопольного законодательства, предупреждение развития монополистической деятельности; осуществление государственного контроля над экономической концентрацией [6].
В отношении субъектов электроэнергетики, которые нарушают антимонопольное законодательство, возбуждаются дела по фактам навязывания невыгодных условий договоров различных видов (технологического присоединения, энергоснабжения, передачи электрической энергии), по факту нарушений запрета манипулирования ценами на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке электроэнергии и мощности России (ОРЭМ).
Итак, полномочия ФАС России на оптовом и розничных рынках электрической энергии условно можно подразделить на: «традиционные», то есть такие, которые характерны и для контроля на иных рынках: контроль экономической концентрации; согласование сделок; установление признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе в части злоупотребления доминирующим положением; контроль над манипулированием на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) [7].
Электроэнергетическая отрасль России - сложнейший народнохозяйственный комплекс, который состоит из нескольких подотраслей, объединенных ранее под эгидой единственной компании - Единая энергетическая система России. ОАО РАО «ЕЭС России» (Российское акционерное общество «ЕЭС России») просуществовало до 1 июля 2008 года и являлось высшим уровнем в административно-хозяйственной структуре управления электроэнергетической отраслью Российской Федерации. В целях реформирования и демонополизации отрасли с 1 июля 2008 года РАО ЕЭС России распалось на 23 независимые компании, включая государственные естественно-монопольные компании (АО «Концерн Росэнергоатом», ПАО «РусГидро» («Федеральная гидроге-нерирующая компания — РусГидро» в части электросетей Дальнего Востока) и ПАО «Россети»), остальные представляют собой частные (приватизированные) генерирующие, сетевые и сбытовые компании. Организационно до разделения ОАО РАО «ЕЭС России» представляло из себя вертикально-интегрированный холдинг, обеспечивающий полный замкнутый цикл производства (генерации), передачи, распределения и сбыта электрической энергии.
В настоящее время генерирующие и сбытовые компании отделены и от электросетевых. После реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» генерацией занимались: государственная компания АО «Росэнергоатом», ОАО «РусГидро», 7 оптовых генерирующих компаний (ОГК) и 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК). Государственные электросетевые активы были переданы в ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «Федеральная сетевая компания» (в дальнейшем вошли в холдинг ПАО «Россети»). Сбытом занимался целый ряд крупных независимых энергосбытовых компаний. Это было сделано в целях соблюдения антимонопольного законодательства и обеспечения конкуренции на рынках электрической энергии. До разделения 72,1% установленной мощности (69,8 % электроэнергии и 32,7 % теплоэнергии), т.е. вырабатываемой энергии и практически вся передаваемая энергия - 96% - приходилась на долю ОАО РАО «ЕЭС России», что делало его безусловным монополистом на рынке электроэнергии на территории РФ. Установленная мощность на предприятиях РАО ЕЭС составляла на середину 2000-ых годов 156 ГВт, что делало компанию крупнейшей по данному показателю в мире.
В настоящее время Россия занимает четвертое место в мире по объему производства электроэнергии по-
сле Китая, США и Индии (рис. 2 далее), опережая Японию, которой до недавнего времени уступала [8].
Производство
3000 7000 6000 5000 4000 3000
гооо 1000 о
7092
4429
|
1128 1102
Индий
Рисунок 1 - Динамика производства электроэнергии в РФ в 1990-2018 гг., ТВт*ч
Из рисунка 1 видно, что, начиная с 1998 года по настоящее время, производство электрической энергии в Российской Федерации неуклонно растет. При этом с 1990 по 1998 год, напротив, наблюдался неизменный спад.
Несмотря на растущие показатели, на уровень производства начала 90-ых годов прошлого столетия Россия смогла подняться только по прошествии 27 лет, к 2017 году. По данным Статистического Ежегодника мировой энергетики, в 1990 году в РФ было выработано 1082 ТВт*ч (млрд. кВт*ч) электроэнергии, в 2016 году -1091 ТВт*ч, в 2018 году - 1128 ТВт*ч. Это в несколько раз ниже, чем, к примеру, в Китае (7092 ТВт*ч в 2018 году) и в Соединенных штатах (4429 ТВт*ч в 2018 году), существенно ниже, чем в Индии (1643 ТВт*ч) (рис. 2). Тем не менее, Российская Федерация полностью обеспечивает собственные потребности в электроэнергии за счет отечественных энергогенерирующих предприятий и является одним из крупнейших экспортеров электроэнергии в мире.
Как и в случае с генерацией, начиная с 1998 года, наблюдается непрерывный рост потребления электроэнергии, что свидетельствует об оживлении экономики и её росте (рис. 3). С 1990 по 1998 год, напротив, наблюдался неизменный спад.
Рисунок 3 - Динамика потребления электроэнергии в РФ в 1990-2018 гг., ТВт*ч
По объему потребления электроэнергии Российская Федерация занимает в настоящее время 5 место, пропуская вперед все вышеназванные страны: Японию, Индию, Соединенные штаты Америки, КНР (рис. 4).
Рисунок 4 - ТОП-5 стран по потреблению электроэнергии в 2018 году, ТВт*ч
Данные об объемах произведенной, потребленной и экспортированной электроэнергии из списка 5 главных стран-производителей представлены в таблице 1. Как видно из таблицы 1, из первой пятерки стран только США прибегает к дополнительному импорту электроэнергии, количественно превышающем экспорт. Впрочем, это связано с особенностями построения сетей в Северной Америке, где США и Канада тесно взаимодействуют.
Таблица 1
Выработка, потребление и экспорт (сальдо перетока) электроэнергии в 2018 году в странах из ТОП-5, ТВт*ч (млрд. кВт*ч)
Страна Производство Потребление Чистый экспорт
Китай 7092 6127 15
США 4429 3971 -44
Индия 1643 1243 2
Россия 1128 929 12
Япония 1102 1020 0
Рисунок 2 - ТОП-5 стран по выработке электроэнергии в 2018 году, ТВт*ч
Точно так же, как с производством, на уровень потребления начала 90-ых годов прошлого столетия Россия смогла подняться только к 2017 году. По данным Статистического Ежегодника мировой энергетики, в 1990 году в РФ объем потребления составил 917 ТВт*ч электроэнергии, в 2017 году - 915 ТВт*ч, в 2018 году - 929 ТВт*ч.
Источник: составлено автором по данным: Статистический Ежегодник мировой энергетики - 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://yearbook.enerdata.ru/electricity/world-electricity-production-statistics.html
Все страны из первой пятерки электрогенерирующих держав в состоянии полностью обеспечивать себя электроэнергией, а Российская Федерация, наряду с Китаем,
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м о
о см о см
о ш т
X
<
т О X X
является также активным экспортером энергии в соседние страны. В частности, в 2011 году экспорт в Финляндию, Беларусь, Литву и другие страны составил 22,7 млрд. кВт*ч. В 2018 году было экспортировано 12 млрд. кВт*ч., преимущественно в Китай, Норвегию и Финляндию. Основным экспортером в Россию является Казахстан. Итоговое сальдо внешнего перетока электроэнергии, доступное на внутреннем рынке, всегда положительное (см. рис. 5). Из этого следует вывод, что энергосистема РФ весьма устойчива к внешним воздействиям, самодостаточна и является стабилизирующим фактором на рынке электрической энергии стран Восточной Европы, СНГ и бывшего СССР, Средней Азии.
Рисунок 5 - Сальдо внешнего перетока электроэнергии, доступное на внутреннем рынке РФ, ТВт*ч
Основные производственные показатели российской электроэнергетической отрасли представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные производственные показатели электроэнергети-
Показатели Единица измерения Значение
Общая установленная мощность МВт 243 243,20
Увеличение мощности за год МВт 5086,9
в т.ч. ввод новой мощности МВт 4792,1
Вывод мощности МВт 1950,4
Выработка электроэнергии млрд. кВт/ч (ТВт*ч) 1 070,9
Прирост к 2017 году млрд. кВт/ч (ТВт*ч) 16,9
Прирост к 2017 году % 1,6
выми электростанциями (ВЭС) и геотермальными электростанциями (ГеоЭС), дали всего 0,13% электроэнергии от суммарной выработки в 2018 году.
Таблица 3
Выработка электроэнергии электростанциями РФ в 2018
Показатели млрд. кВт/ч (ТВт*ч) %
Выработка электроэнергии всего 1 070,9 100,0
в т.ч:
тепловыми электростанциями (ТЭС) 681,83 63,67
гидроэлектростанциями (ГЭС) 183,76 17,16
атомными электростанциями (АЭС) 204,36 19,08
солнечными электростанциями (СЭС) 0,76 0,07
ветровыми электростанциями 0,22 0,02
геотермальными электростанциями (ГеоЭС) 0,43 0,04
Альтернативные источники всего 1,40 0,13
Потребление 1055,56 98,57
Сальдо перетока -15,36 -1,43
Источник: составлено автором по данным: Единая энергетическая система России [Электронный ресурс]/ Системный оператор Единой энергетической системы. - Режим доступа: http://so-ups.ru/index.php?id=ees
По данным таблицы 2, общая установленная мощность российской электроэнергетической системы превышает 243 ГВт. Общее увеличение мощности в 2018 году превысило 5 ГВт, в т ч. за счет ввода новых мощностей - 4,8 ГВт. Выведено устаревшего оборудования из генерируемых мощностей почти на 2ГВт. Прирост выработки к предыдущему году в 2018 году составил 1,6%, т.е. 16,9 ТВт*ч. Общая выработка энергии достигла 1071 ТВт*ч по итогам 2018 года. Итоги 2019 года пока не подведены, но предполагается, что они не будут ниже показателей предыдущего года. Из общего объема выработанной электроэнергии почти 2/3 приходится на тепловые электростанции (ТЭС) (см. табл. 3).
По данным таблицы 3, второе место по выработке занимают атомные электростанции - 19,08%, а третье -гидроэлектростанции (17,16%). В сумме возобновляемые источники электрической энергии (ВИЭ), представленные солнечными электростанциями (СЭС), ветро-
Источник: составлено автором по данным: Единая энергетическая система России [Электронный ресурс] / Системный оператор Единой энергетической системы. - Режим доступа: http://so-ups.ru/index.php?id=ees
Практически все электростанции страны образуют единую энергосистему (ЕЭС России), управляемую Единым системным оператором (АО «Системный оператор Единой энергетической системы»). Исключение составляют изолированные энергосистемы Дальнего Востока и некоторых районов Крайнего Севера, которые работают в автономном режиме, но являются составной частью электроэнергетики России.
Отрицательное сальдо перетока означает выдачу электроэнергии из системы (преобладание экспорта). По данным АО «Системный оператор Единой энергетической системы», чистый экспорт (сальдо перетоков) электроэнергии в 2018 году составил 15,36 млрд. кВт/ч (экспорт - 19,36 млрд. кВт/ч, импорт - 4 млрд. кВт/ч).
Системная интеграция ЕЭС России с энергосистемами других стран позволяет не только обмениваться электроэнергией, но и регулировать пиковые нагрузки, более эффективно перераспределять энергетические потоки. Состав и структура Единой энергетической системы России представлена в таблице 4.
Таблица 4
Состав и структура Единой энергетической системы Рос-
Показатели Значение
Количество региональных энергосистем 71
Количество объединенных энергосистем 7
Количество электростанций (установленной мощностью свыше 5МВт) 805
Количество линий электропередачи класса напряжения 110 - 1150 кВ 10 700
Протяженность сетевого хозяйства до 110 кВ 2,35 млн. км
Общая протяженность линий класса напряжения 0,4-750 кВ 3,2 млн. км
Источник: составлено автором по данным: Отчет о функционировании ЕЭС России в 2018 году [Электронный ресурс] / Системный оператор Единой энергетической системы. 2019. - 37 с. - Режим доступа: https://www.so-ups.ru/fileadmin/files/company/reports/disclosure/2019/ups_rep20 18.pdf
Структура генерирующих мощностей примерно соответствует показателям выработки. Фактически 2/3 установленной мощности приходится на тепловые электростанции (ТЭС) - 67,65%, примерно 20% - на гидроэнергетику, 12% - на атомную энергетику. Мизерная доля установленной мощности (0,42%) приходится на ветровые и солнечные электростанции. Еще порядка 0,03% составляют 3 геотермальных электростанции (ГеоЭС) мощностью 74 МВт (в состав ЕЭС России не входят, т.к. расположены в территориально изолированной энергосистеме Камчатского края).
Российская энергетическая система включает 2 уровня производства и обращения электрической энергии: оптовый и розничный рынок. Оптовый рынок электроэнергии представляет собой сферу обращения электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России, основными участниками которой выступают: крупные производители электроэнергии; оптовые покупатели электроэнергии; 4 инфраструктурные компании и иные лица, получившие статус субъекта оптового рынка. Оптовый рынок производителей составляют большие электроге-нерирующие компании, к числу наиболее крупных из которых относятся: АО Концерн «Росэнергоатом» - атомная энергетика (10 АЭС); ПАО «РусГидро» - гидроэнергетика; оптовые генерирующие компании и территориальных генерирующих копаний (ТГК). АО «Системный оператор Единой энергетической системы» и ПАО «Рос-сети» представляют собой инфраструктурные организации по управлению энергосистемой, передаче и распределению крупных потоков электроэнергии.
Розничный рынок представляет собой рынок реализации электрической энергии и мощности конечным потребителям без участия игроков оптового рынка. На нем реализуется энергия, ранее приобретенная на оптовом рынке, а также сгенерированная игроками розничного рынка. Субъектами розничного рынка, помимо конечных потребителей, являются: гарантирующие поставщики; независимые энергосбытовые (энергоснабжающие) компании; генерирующие компании розничного рынка; электросетевые компании; субъекты оперативно-диспетчерского управления и другие участники.
Благодаря реформам отечественной электроэнергетической отрасли, проведенным преимущественно в 2005-2011 годах, в России появился конкурентный оптовый рынок электроэнергии, что позволило привлечь частные инвестиции в создание новых и модернизацию действующих генерирующих мощностей [9]. Проведенная реформа отрасли, высокие производственные и финансовые результаты, международная интеграция - все это свидетельствует о явном благополучном состоянии электроэнергетической отрасли Российской Федерации.
Литература
1. Буданцева Ю.И. Государственное регулирование энергетики как способ воздействия на хозяйствующие субъекты // Аллея науки. - 2019. - №5 (32). С. 238.
2. Нарыжный П.И. Государственное регулирование сферы электроэнергетики Электронный ресурс.. - Режим доступа: https://pglu.ru/upload/iblock/d0a/uch_2008_xiii_00023.pdf (дата обращения: 05.01.2020).
3. Статья 20 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 27.12.2019).
4. Бурнашева Н.С., Хуснутдинов А.Н. Государственное регулирование в электроэнергетике: учеб. пособие /
H.С. Бурнашева, А.Н. Хуснутдинов. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2013. С. 5.
6. Буданцева Ю.И. Государственное регулирование энергетики как способ воздействия на хозяйствующие субъекты // Аллея науки. - 2019. - №5 (32). С. 240.
8. Статистический Ежегодник мировой энергетики -2019. Электронный ресурс.. - Режим доступа: https://yearbook.enerdata.ru/electricity/world-electncity-production-statistics.html
9. Система тарифообразования в электроэнергетике Электронный ресурс. / Москва, 2019. - 37 с. - Режим доступа: http://polit-
info.ru/images/data/gallery/0_2556_final_naya_versiya_1.
PDF (дата обращения: 07.01.2020).
Contemporary features and state of Russian electric power
industry Korolev V.G.
The Federal Antimonopoly Service of Russia (FAS) Russian electric power industry is the hardest national economic complex and also a locomotive of modern economy of our state which emphasize the importance of justification of its current state. This article analyses contemporary features and state of Russian electric power industry, also its outlines the main tasks of state regulation of electric power industry, methods of influence on economic subjects. It is also noted that FAS participates in state regulation impacts on economic subjects. Special attention is devoted to description of the reform and demonopolization of the industry, and also to the analysis of data about the volumes of manufactured, consumed and exported electric energy, which allowed us to conclude that Russian electric power industry is very resistant to external influences, self-sufficient and it is a stabilizing factor on Eastern Europe, the CIS and the former USSR, Central Asia electric energy market. This article analyses production indicators of the electric power industry, the composition and structure of the Russian Unified Energy System in 2018. Key words: contemporary features, electric power industry References
I. Budantseva Yu.I. State regulation of energy as a way of influencing economic entities // Alley of Science. - 2019. - No. 5 (32). P. 238.
2. Naryzhny P.I. State regulation of the electric power industry.
Electronic resource .. - Access mode: https://pglu.ru/upload/iblock/d0a/uch_2008_xiii_00023.pdf (date of access: 05.01.2020).
3. Article 20 of the Federal Law "On the Electricity Industry" dated
March 26, 2003 N 35-FZ (as amended on December 27, 2019).
4. Burnasheva NS, Khusnutdinov AN. State regulation in the electric
power industry: textbook. manual / N.S. Burnasheva, A.N. Khusnutdinov. - Kazan: Kazan. state energ. un-t, 2013.S. 5. 6. Budantseva Yu.I. State regulation of energy as a way of influencing economic entities // Alley of Science. - 2019. - No. 5 (32). P. 240.
8. Statistical Yearbook of World Energy - 2019. Electronic resource
.. - Access mode: https://yearbook.enerdata.ru/electricity/world-electricity-production-statistics.html
9. The system of tariff setting in the electric power industry.
Electronic resource. / Moscow, 2019 .-- 37 p. - Access mode: http://polit-
info.ru/images/data/gallery/0_2556_final_naya_versiya_1.PD
F (date of access: 01/07/2020).
X X О го А С.
X
го m
о
м о м о