Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ELECTRIC POWER INDUSTRY REFORM / INNOVATIVE DEVELOPMENT PATH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев В.Г.

Электроэнергетическая отрасль Российской Федерации весьма устойчива к внешним воздействиям, самодостаточна, а так же является стабилизирующим фактором на рынке электрической энергии стран Восточной Европы, СНГ и бывшего СССР, Средней Азии. Проведенная реформа отрасли, высокие производственные и финансовые результаты, а так же международная интеграция - все это свидетельствует о явном благополучном состоянии электроэнергетической отрасли Российской Федерации. Но далеко не все так гладко, как может показаться: существуют как тарифные, так и нетарифные проблемы государственного регулирования электроэнергетической отрасли. В данной статье рассматриваются проблемы тарифного и нетарифного регулирования, а так же пути их решения. Особое внимание уделено основным проблемам реформирования отечественной электроэнергетики в контексте государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING PROBLEMS OF THE ELECTRIC POWER INDUSTRY IN THE CONTEXT OF TRANSITION TO AN INNOVATIVE WAY OF ECONOMIC DEVELOPMENT

The electric power industry of the Russian Federation is very resistant to external influences, self-sufficient, and is also a stabilizing factor in the electric energy market in Eastern Europe, the CIS and the former USSR, Central Asia. The industry reform, high production and financial results, as well as international integration - all this testifies to the clear favorable condition of the electric power industry of the Russian Federation. But not everything is as smooth as it might seem: there are both tariff and non-tariff problems of state regulation of the electric power industry. This article discusses the problems of tariff and non-tariff regulation, as well as ways to solve them. Particular attention is paid to the main problems of reforming the domestic electric power industry in the context of state regulation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»

Проблемы развития электроэнергетики в условиях перехода на инновационный путь развития экономики

о см о см

СП

о ш т

X

<

т о х

X

Королев Виталий Геннадьевич

кандидат экономических наук, Заместитель руководителя ФАС России, delo@fas.gov.ru

Электроэнергетическая отрасль Российской Федерации весьма устойчива к внешним воздействиям, самодостаточна, а так же является стабилизирующим фактором на рынке электрической энергии стран Восточной Европы, СНГ и бывшего СССР, Средней Азии. Проведенная реформа отрасли, высокие производственные и финансовые результаты, а так же международная интеграция - все это свидетельствует о явном благополучном состоянии электроэнергетической отрасли Российской Федерации. Но далеко не все так гладко, как может показаться: существуют как тарифные, так и нетарифные проблемы государственного регулирования электроэнергетической отрасли. В данной статье рассматриваются проблемы тарифного и нетарифного регулирования, а так же пути их решения. Особое внимание уделено основным проблемам реформирования отечественной электроэнергетики в контексте государственного регулирования.

Ключевые слова: реформирование электроэнергетики, инновационный путь развития

Рассматривая проблемы нетарифного регулирования, некоторые из которых напрямую не находятся в введении контролирующих и регулирующих органов государства, но в целом зависят от реализации государственной политики в области электроэнергетики, следует отметить особую важность данных проблем в свете незаконченного реформирования отрасли, а также продекларированной направленности на преимущественно инновационное развитие и цифровизацию отрасли.

Незавершенность реформ электроэнергетической отрасли и необходимость их логического завершения неоднократно подчеркивалась многими специалистами и руководителями, имеющими большой опыт, в частности, главой комитета по энергетике Государственной Думы Российской Федерации П. Завальным[1].

Инновационная направленность реформ в электроэнергетике уже несколько лет обсуждается на всех уровнях [2,3], приняты программы инновационного развития отдельных предприятий электросетевого хозяйства и генерирующих компаний [4,5].

Цифровизация электроэнергетической отрасли в 2018 году выбрана ключевым направлением дальнейших реформ, в связи с чем в Министерстве энергетике разработан специализированный ведомственный проект «Цифровая энергетика»[6].

При этом множество проблем как тарифного, так и нетарифного регулирования отрасли как были, так и остаются нерешенными.

В связи с имеющимися тенденциями существующие проблемы нетарифного регулирования отрасли, наряду с ценообразованием, также являются факторами, мешающими устойчивому развитию и проведению реформ.

Можно выделить следующие основные проблемы нетарифного регулирования электроэнергетики.

1. Проведение приватизации электросетевого комплекса.

Сетевое хозяйство долгое время считается самым слабым звеном всей российской электроэнергетической системы. В настоящее время электросетевое хозяйство находится в очень сложной ситуации (износ основных фондов составляет 60-65%)[7], а вызвано это, в числе прочего, непродуманным механизмом реализации приватизации сетевого комплекса.

Ускоренная, непродуманная приватизация отечественного сетевого комплекса привела к целому ряду негативных последствий, в числе которых называют:

• существенный рост доли затрат сетевого хозяйства в полной себестоимости электроэнергии;

• увеличение числа собственников сетей;

• увеличение числа бесхозных сетей;

• рост потерь электроэнергии;

• неэффективное использование инвестиций;

• общее снижение управляемости и эффективности функционирования электросетевого хозяйства [8].

Разрешение проблем сетевого хозяйства - задача неоднозначная и многоаспектная, предлагается множество путей ее решения, в том числе через совершенствование государственного регулирования путем изменения нормативной базы, более масштабного внедрения бенчмаркинга и выявления наиболее эффективных собственников и управляющих электросетями.

2. Структура генерирующих мощностей и сетевого хозяйства.

Отдельные объединенные энергетические системы (ОЭС) в составе ЕЭС имеют различную структуру генерирующих мощностей, появляются как дефицит, так и значительные излишки распределительной сетевой мощности. В 2019 году в составе ЕЭС оказались невостребованными порядка 65% мощности сетей более чем на 100 ГВт[9].

Неоптимальная структура генерирующих мощностей объясняется недостаточным количеством пиковых и полупиковых маневренных электростанций, что является косвенным следствием несовершенства государственного регулирования отрасли и инвестиционного планирования^].

3. Технические проблемы функционирования ЕЭС России.

Важной проблемой является слабость межсистемных и системообразующих связей в ЕЭС, что приводит к «запиранию» мощностей электрических станций.

Слабость межсистемных связей в ЕЭС обусловлена её территориальной распределённостью, вызванной разрушением Единой энергетической системы Советского Союза (ЕЭС СССР). Правильнее сказать, что межсистемные связи некогда единой системы сохранились, но развивались они в различных экономических условиях. А, как известно, украинские власти и энергетики некоторых других стран бывшего СССР неохотно вкладывали деньги в поддержание работоспособности и модернизацию сетевого хозяйства, как и другой инфраструктуры, доставшейся в наследство от строителей коммунизма. Поэтому после распада Советского Союза в работе ЕЭС возникли определенные технические и технологические затруднения, вызванные тем, что связь отдельных ОЭС с ЕЭС РФ стала осуществляться через территорию сопредельных государств: Сибирь и Урал - через Казахстан; Калининградская область - через страны Балтии.

Данные проблемы усугубляются недостаточной надежностью и пропускной способностью межсистемных электрических связей[11].

4. Низкий удельный вес ВИЭ.

Удельный вес возобновляемых источников энергии в электроэнергетике РФ в действительности крайне мал, несмотря на то, что государство прикладывает значительные усилия по развитию данных форм производства электроэнергии.

Как уже говорилось, всего на долю ветровых, солнечных и геотермальных электростанций приходится порядка полпроцента (0,45%) всей установленной мощности отечественной электроэнергетики. Из них порядка 0,03% составляют 3 геотермальных электростанции (ГеоЭС) мощностью 74 МВт, которые в состав ЕЭС России не входят, т.к. расположены в территориально изолированной энергосистеме Камчатского края. Доля альтернативных источников энергии в производстве электроэнергии также невелика и не влияет на суммарную выработку электричества в стране. В сумме возобновляемые источники электрической энергии дали всего

0,13% электроэнергии от суммарной выработки в 2018 году.

Мероприятия государства по стимулированию развития возобновляемых источников энергии заключаются в проведении конкурсов на проекты таких электростанций, а также малых гидроэлектростанций (мини-ГЭС), с установлением победителям повышенной платы за поставляемую мощность, что обеспечивает их быструю окупаемость. Однако, договоры на поставку мощности (ДПМ) активно критикуются теми же государственными органами власти, включая Комитет Госдумы по электроэнергетике, т.к. они вносят определенные противоречия в тарифную политику (ощутимо повышают стоимость электроэнергии с оптового рынка), мешают планам развития основных источников энергии, а существенного (заметного в масштабах отрасли) прироста выработки электроэнергии на электростанциях с использованием ВИЭ не дают.

5. Износ основных фондов электроэнергетической отрасли РФ.

Электроэнергетическая отрасль РФ характеризуется крайне высокой степенью изношенности основных фондов по сравнению с другими странами. Данная проблема представляется особенно актуальной в настоящее время для российских электроэнергетических компаний, так как износ оборудования у них очевиден, а планомерную замену и модернизацию целесообразно обеспечивать за счет новых, инновационных приборов, продуктов, материалов, услуг и решений. Используемое энергетическое оборудование часто морально и физически устарело, а привлекаемые объемы инвестиционных ресурсов не позволяют провести политику по обновлению и модернизации производственных мощностей [12].

Кроме того, процесс замены и модернизации оборудования требует значительных вложений не только капитала, но и внедрения инновационных решений. Деградация оборудования и продолжающийся процесс эксплуатация морально устаревших объектов инфраструктуры приводит к повышенным эксплуатационным затратам и падению прибыли и рентабельности всех компаний отрасли. Использование такого оборудования ведет к дальнейшему снижению инвестиционной привлекательности энергокомпаний и падению эффективности управления генерирующими мощностями. Полноценная модернизация основных фондов предполагает внедрение самых современных и эффективных типов оборудования в свете следования решениям по инновационному развитию и цифровизации отрасли.

Энергетическая отрасль является достаточно консервативной в отношении инноваций, так как срок службы основного оборудования составляет несколько десятков лет, а его модернизация требует больших инвестиций с длительными сроками окупаемости. При этом настоящих, прорывных инноваций на энергетическом рынке сравнительно немного, т.к. их разработка и внедрение также требует колоссальных затрат.

Пока же большинство современных отечественных специалистов указывают на то, что процесс устаревания оборудования продолжает усиливаться, несмотря на попытки модернизировать основные фонды отрасли. Это может привести к катастрофическим последствиям: отказам оборудования, авариям, нарушениям работоспособности сетей передачи электрической энергии, массовым отключениям промышленных и гражданских

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

СП

о ш т

X

3

<

т о х

X

потребителей[13] и непредсказуемым социальным последствиям.

В частности, общий износ основных фондов сетевого хозяйства ПАО «Россети» достиг в 2017 году 65% (с перспективой роста до 70% в ближайшие 5 лет). [14].

Таким образом, в настоящее время отмечается необходимость целенаправленного, планомерного и весьма дорогостоящего обновления основных фондов электроэнергетического комплекса страны[15].

При этом модернизация устаревшего оборудования должна осуществляться преимущественно за счет новых инновационных разработок с учетом современных достижений в области цифровизации и перспективных решений с использованием технологий искусственного интеллекта (ИИ).

6. Низкая платежная дисциплина. Взаимные неплатежи, вызванные зачастую недостатками имеющейся практики перекрестного субсидирования, приводят к отключению объектов, включая социально значимые, от отопления, горячего водоснабжения и даже электроснабжения. Общая платежная дисциплина в стране находится на недостаточном уровне. Особенно это характерно для республик Северного Кавказа.

7. Высокая электроемкость экономики РФ, ключевых отраслей промышленного производства.

Конечно же, проблемы высокой электроемкости ВВП и общей энергоемкости отечественной экономики выходят далеко за рамки чисто государственного регулирования. Огромная территория страны в любом случае не способствует эффективному распределению и использованию энергетических ресурсов. Высоковольтные сети, протянувшиеся на многие тысячи километров, являются причиной значительных потерь электроэнергии в процессе передачи. Значительная часть электрической энергии тратится на обогрев жилых и общественных зданий, производственных предприятий

Тем не менее, электрическая энергия - не тепловая, используемая только для нагрева воды и отопления. Резервы ее эффективного использования в нашей стране составляют, по разным оценкам, от 2-3-х до 4-5-ти раз. Именно в такое количество раз (до 5) наша экономика отстает от ведущих западных стран по степени эффективности использования электрической энергии в производстве, т.е. по показателю электроемкости производства.

Государство, начиная с начала XXI века, выделило проблемы энергоэффективности в особую категорию. Первые программы энергосбережения и повышения энергоэффективности приняты уже более 10 лет назад. Однако, несмотря на все прилагаемые усилия, электроемкость российского ВВП продолжает расти.

В настоящее время задача государства должна состоять в оказании необходимой поддержки инновационных процессов в области внедрения энергоэффективных производств во всех отраслях народного хозяйства, включая и саму электроэнергетику. Внедрение инноваций - объективная необходимость для современной энергетической отрасли. При этом успешное и эффективное внедрение нововведений невозможно без разработки и реализации специализированной инновационной стратегии, одну из главных ролей в которой должно выполнять государство.

8. Ограничение конкуренции на оптовом рынке. Проблемы развития конкуренции на розничном рынке.

Развитию конкуренции на оптовом рынке электроэнергии мешают:

• межрегиональное перекрестное субсидирование в виде специальных надбавок, введенных в целях поддержки отдельных макрорегионов;

• неплатежи и рост задолженности перед участниками оптового рынка;

• неэффективное развитие возобновляемых источников энергии, использование мусоросжигательных заводов в качестве источников энергии.

Розничные рынки электрической энергии (РРЭ) до сих пор остаются весьма монополизированными, им присуща высокая степень концентрации крупных игро-ков[18].

9. Регулирование микрогенерирующих поставщиков на розничном рынке электроэнергии.

Данная проблема тесно связана с предыдущей темой: обеспечением конкуренции на розничном рынке.

Для ее решения необходимо обеспечение возможности безбарьерного доступа на розничные рынки электроэнергии малых генерирующих компаний, т.е. малой распределенной генерации. Объемы распределенных сетей и рынков электроэнергии растут во всем мире, в нашей стране это не берется в расчет большими генерирующими компаниями, в противоречие мировой практике, где идет активная смена "вертикальной" энергетики на "горизонтальную".

Таким образом, вопросы регулирования микрогенерации также до сих пор не решены, хотя очевидные подвижки в этом вопросе все же имеются: в самом конце 2019 года, фактически в канун нового, 2020 года, закон о развитии микрогенерации все же был принят[19].

10. Несовершенная практика договорных отношений. Недостатки отдельных видов договоров на поставку мощности (ДПМ) и регулируемых договоров (РД) как результат проводимой тарифной политики.

Регулирование оптового рынка электроэнергии путем введения регулируемых договоров и договоров на поставку мощности опять возвращает нас к нерешенной проблеме перекрестного субсидирования.

Перекрестное субсидирование в контексте РД и отдельных видов ДПМ является текущей особенностью государственного тарифного регулирования.

Генерирующие компании несут дополнительную нагрузку от перекрестного субсидирования в результате действия регулируемых договоров. Сейчас их доля на оптовом рынке составляет 35%, хотя изначально предусматривалась полная либерализация оптового рынка, т.е. их удельный вес должен был быть минимальным, стремящимся к нулю. В действительности их доля только увеличивается год от года.

В 2010 году для стимулирования сокращения дефицита генерирующих мощностей государственными органами, регулирующими рынок электроэнергии, была введена программа договоров на поставку мощности.

Инвестируя в строительство новых генерирующих мощностей, инвестор получал гарантированное право на возврат инвестиций за счет реализации произведенной энергии по фиксированным ценам на основании вышеуказанных договоров на поставку мощности (ДПМ) в течение 10 лет.

Это действительно принесло положительные результаты: введены существенные объемы дополнительных мощностей и сокращен дефицит электроэнергии.

Поэтому в 2017 году программа была несколько изменена и продолжена (т.н. ДПМ-2). Планируется, что она продлится до 2035 года.

Однако платежи за мощность по ДПМ на оптовом рынке электроэнергии растут за счет неэффективных с точки зрения эффекта масштаба энергопроизводств -ВИЭ и электростанций на базе мусоросжигательных предприятий.

Ожидается, что надбавка к цене мощности по этим ДПМ приведет к росту перекрестного субсидирования, куда войдут расходы на:

• строительство неэффективных объектов на основе ВИЭ;

• строительство мусоросжигательных заводов;

• межотраслевое субсидирование;

• межтерриториальное субсидирование.

Таким образом, главной из проблем электроэнергетического комплекса при переходе на инновационный путь развития является проблема перекрестного субсидирования. Именно она является ключевой и для нетарифных способов регулирования электроэнергетической отрасли, т.к. взаимосвязана с целым кругом других нерешенных проблем, большая часть из которых являются результатом накопленных проблем в прошлых периодах.

Литература

1. Завальный П. Проблемы отечественной электроэнергетики остаются нерешенными [Электронный ресурс] // Независимая газета. 11.11.2019. - Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_energiya/2019-11-11/9_7723_ргоЫе1Т^.М|Т|| (дата обращения: 02.01.2020).

2. Назаренко Д.А. Инновационная деятельность в энергетике: основные барьеры и способы их преодоления // Журнал правовых и экономических исследований. - 2014. - №1. - С. 26-28.

3. Орлов А.В. Инновации в электроэнергетике [Текст] / А.В. Орлов, В.Ф. Ковганюк, Т.О. Самкова // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 1 (7). - С. 49-52.

4. Практика реализации программ инновационного развития в электросетевом комплексе. - М.: ФИЦ Рос-сети, 2017. - 17 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Программа инновационного развития ПАО «Рос-сети» на 2016-2020 гг. с перспективой до 2025 г. - М., 2016. - 320 с.

6. Ведомственный проект «Цифровая энергетика» [Электронный ресурс]. / Министерство энергетики РФ. -Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/14559 (дата обращения: 20.01.2020).

7. Рекомендации Круглого стола на тему «Текущее состояние и перспективы развития электросетевого комплекса России. Основные проблемы и пути их преодоления» [Электронный ресурс] / Комитет Государственной Думы по энергетике. 09.11.2017. - Режим доступа: http://komitet2-13.km.duma.gov. ru/Rabota/Rekomendacii-po-itogam-meropriyatij/item/15508828/ (дата обращения: 05.01.2020).

8. Завальный П. Проблемы отечественной электроэнергетики остаются нерешенными [Электронный ре-

сурс] // Независимая газета. 11.11.2019. - Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_energiya/2019-11-11/9_7723_problems.html (дата обращения: 02.01.2020).

9. Макаров О.А., Барбашина Е.А. Анализ проблем современной электроэнергетической отрасли и стратегические пути их решения в соответствии с концепцией энергетической стратегии до 2035 года // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2016. - №2. - С. 370.

10. Экономика и управление в энергетике : учебник для магистров / под общ. ред. Н.Г. Любимовой, Е.С. Петровского. - М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 25.

11. Гибадуллин А.А. Модели устойчивого функционирования и развития электроэнергетической отрасли // Вестник Челябинского государственного университета.

- 2019. - №3 (425) Экономические науки. - Вып. 64. - С. 59-66.

12. Гибадуллин А.А. Модели устойчивого функционирования и развития электроэнергетической отрасли // Вестник Челябинского государственного университета.

- 2019. - №3 (425) Экономические науки. - Вып. 64. - С. 59-66.

13. Рекомендации Круглого стола на тему «Текущее состояние и перспективы развития электросетевого комплекса России. Основные проблемы и пути их преодоления» [Электронный ресурс] / Комитет Государственной Думы по энергетике. 09.11.2017. - Режим доступа: http://komitet2-13.km.duma.gov.ru/Rabota/Rekomendacii-po-itogam-meropriyatij/item/15508828/ (дата обращения: 05.01.2020).

14. Буданцева Ю.И. Государственное регулирование энергетики как способ воздействия на хозяйствующие субъекты // Аллея науки. - 2019. - №5 (32). С. 241.

15. Венгеровский Е.Л. Вопросы правового регулирования конкуренции на рынках электрической энергии // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. -№6. - С. 62.

16. Никифоров О. На конференции «Новая Россия -новая энергетика. Генерация будущего» обсудили проблемы российской электроэнергетики [Электронный ресурс] // Независимая газета. 20.09.2019. - Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_energiya/2019-09-20/100_energy200919.html (дата обращения: 02.01.2020).

17. Мозговая О.О. Проблемы развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии Российской Федерации // Вестник университета. - 2018. - №11. - С. 128-135. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-konkurentsii-na-roznichnom-rynke-elektricheskoy-energii-rossiyskoy-federatsii

18. Федеральный закон от 27.12.2019 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части развития микрогенерации" // "Российская газета" 30.12.2019. - 2019. - №295.

19. Завальный П. Проблемы отечественной электроэнергетики остаются нерешенными [Электронный ресурс] // Независимая газета. 11.11.2019. - Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_energiya/2019-11-11/9_7723_problems.html (дата обращения: 02.01.2020).

Reforming problems of the electric power industry in the

context of transition to an innovative way of economic

development

Korolev V.G.

The Federal Antimonopoly Service of Russia (FAS)

X X О го А С.

X

го m

о

м о м о

o

CS

o

CS an

The electric power industry of the Russian Federation is very resistant to external influences, self-sufficient, and is also a stabilizing factor in the electric energy market in Eastern Europe, the CIS and the former USSR, Central Asia. The industry reform, high production and financial results, as well as international integration - all this testifies to the clear favorable condition of the electric power industry of the Russian Federation. But not everything is as smooth as it might seem: there are both tariff and non-tariff problems of state regulation of the electric power industry. This article discusses the problems of tariff and non-tariff regulation, as well as ways to solve them. Particular attention is paid to the main problems of reforming the domestic electric power industry in the context of state regulation.

Key words: electric power industry reform, innovative development

path References

1. Zavalny P. Problems of domestic electric power industry remain

unsolved [Electronic resource] // Nezavisimaya gazeta. 11.11.2019. - Access mode:

http://www.ng.ru/ng_energiya/2019-11-11/9_7723_problems.html (date of access: 02.01.2020).

2. Nazarenko D.A. Innovative activity in the energy sector: the main

barriers and ways to overcome them // Journal of Legal and Economic Research. - 2014. - No. 1. - S. 26-28.

3. Orlov A.V. Innovations in the electric power industry [Text] / A.V.

Orlov, V.F. Kovganyuk, T.O. Samkova // New word in science: development prospects: materials of the VII Intern. scientific -practical. conf. (Cheboksary, January 15, 2016). In 2 volumes. Vol. 2 / editorial board: O.N. Shirokov [and others]. -Cheboksary: Central nervous system "Interactive plus", 2016. -No. 1 (7). - S. 49-52.

4. The practice of implementing innovative development programs

in the power grid complex. - M .: FITs Rosseti, 2017 .-- 17 p.

5. The program of innovative development of PJSC "Rosseti" for

2016-2020. with a prospect until 2025 - M., 2016 .-- 320 p.

6. Departmental project "Digital Energy" [Electronic resource]. /

Ministry of Energy of the Russian Federation. - Access mode: https://minenergo.gov.ru/node/14559 (date of access: 20.01.2020).

7. Recommendations of the Round Table on the topic "Current state

and development prospects of the power grid complex in Russia. The main problems and ways to overcome them "[Electronic resource] / State Duma Committee on Energy. 09.11.2017. - Access mode: http://komitet2-13.km.duma.gov.ru/Rabota/Rekomendacii-po-itogam-meropriyatij/item/15508828/ (date of access: 05/01/2020).

8. Zavalny P. Problems of domestic electric power industry remain

unsolved [Electronic resource] // Nezavisimaya gazeta. 11.11.2019. - Access mode:

http://www.ng.ru/ng_energiya/2019-11-11/9_7723_problems.html (date of access: 02.01.2020).

9. Makarov O.A., Barbashina E.A. Analysis of the problems of the

modern electric power industry and strategic ways to solve them in accordance with the concept of the energy strategy until 2035 // Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies. - 2016. - No. 2. - S. 370.

10. Economics and management in energy: a textbook for masters / under general. ed. N.G. Lyubimova, E.S. Petrovsky. - M .: Yurayt Publishing House, 2017.S. 25.

11. Gibadullin A.A. Models of sustainable functioning and development of the electric power industry // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2019. - №3 (425) Economic sciences. - Issue. 64 .-- S. 59-66.

12. Gibadullin A.A. Models of sustainable functioning and development of the electric power industry // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2019. - №3 (425) Economic sciences. - Issue. 64 .-- S. 59-66.

13. Recommendations of the Round Table on the topic "Current state and development prospects of the power grid complex in Russia. The main problems and ways to overcome them "[Electronic resource] / State Duma Committee on Energy. 09.11.2017. - Access mode: http://komitet2-13.km.duma.gov.ru/Rabota/Rekomendacii-po-itogam-meropriyatij/item/15508828/ (date of access: 01/05/2020).

14. Budantseva Yu.I. State regulation of energy as a way of influencing business entities // Alley of Science. - 2019. - No. 5 (32). P. 241.

15. Vengerovsky E.L. Issues of Legal Regulation of Competition in Electricity Markets // Problems of Economics and Legal Practice. - 2018. - No. 6. - S. 62.

16. Nikiforov O. At the conference "New Russia - New Energy. Generation of the future "discussed the problems of the Russian electric power industry [Electronic resource] // Nezavisimaya gazeta. 20.09.2019. - Access mode: http://www.ng.ru/ng_energiya/2019-09-20/100_energy200919.html (date of access: 02.01.2020).

17. Brain O.O. Problems of development of competition in the retail electricity market of the Russian Federation // Bulletin of the University. - 2018. - No. 11. - S. 128-135. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-konkurentsii-na-roznichnom-rynke-elektricheskoy-energii-rossiyskoy-federatsii

18. Federal Law of December 27, 2019 N 471-FZ "On Amendments to the Federal Law" On Electricity "in terms of the development of microgeneration" // "Rossiyskaya Gazeta" 12/30/2019. -2019. - No. 295.

19. Zavalny P. Problems of domestic electric power industry remain unresolved [Electronic resource] // Nezavisimaya gazeta. 11.11.2019. - Access mode: http://www.ng.ru/ng_energiya/2019-11-11/9_7723_problems.html (date of access: 02.01.2020).

O HI

m x

3

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.