Научная статья на тему 'Анализ нетарифных методов регулирования в электроэнергетической отрасли'

Анализ нетарифных методов регулирования в электроэнергетической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОСЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН / ПЕРЕКРЁСТНОЕ СУБСИДИРОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенов Александр Петрович, Борисов Александр Михайлович, Наянов Евгений Александрович

В статье представлен анализ нормативно-правовых актов, принятых федеральными органами представительной и исполнительной власти в направлении развития нетарифного регулирования в электроэнергетической отрасли. Представлено исследование ещё не реализованных задач с целью выделения наиболее важных вопросов, связанных с развитием энергетической отрасли как элемента отечественной экономики. Электроэнергетический комплекс является одной из самых развитых отраслей народного хозяйства Российской Федерации, поэтому данный сектор является стратегически важным с точки зрения реализации тактических и стратегических задач развития отечественной экономики как полноценного элемента мирового хозяйства. Вопрос государственного регулирования электроэнергетической отрасли, так же как и любого другого сектора народного хозяйства и национальной экономики в целом, является важным для любой страны с развитой или развивающейся экономической системой смешанного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксенов Александр Петрович, Борисов Александр Михайлович, Наянов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ нетарифных методов регулирования в электроэнергетической отрасли»

Анализ нетарифных методов регулирования в электроэнергетической отрасли

Аксенов Александр Петрович,

д.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Мировая и национальная экономика», Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)/Университет машиностроения

Борисов Александр Михайлович,

аспирант кафедры «Мировая и национальная экономика», Университет машиностроения (МАМИ) Наянов Евгений Александрович,

ст. преподаватель кафедры «Мировая и национальная экономика», Университет машиностроения (МАМИ), kafedra-ekonomika@yandex.ru

В статье представлен анализ нормативно-правовых актов, принятых федеральными органами представительной и исполнительной власти в направлении развития нетарифного регулирования в электроэнергетической отрасли. Представлено исследование ещё не реализованных задач с целью выделения наиболее важных вопросов, связанных с развитием энергетической отрасли как элемента отечественной экономики. Электроэнергетический комплекс является одной из самых развитых отраслей народного хозяйства Российской Федерации, поэтому данный сектор является стратегически важным с точки зрения реализации тактических и стратегических задач развития отечественной экономики как полноценного элемента мирового хозяйства.

Вопрос государственного регулирования электроэнергетической отрасли, так же как и любого другого сектора народного хозяйства и национальной экономики в целом, является важным для любой страны с развитой или развивающейся экономической системой смешанного типа. Ключевые слова: электросетевой комплекс, регулирование цен, перекрёстное субсидирование, регулирование инвестиционного процесса.

За период 2013-2014 годов федеральными органами представительной и исполнительной власти принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие регулирования инвестиционного процесса в электросетевом комплексе. Многие из таких НПА принимались в рамках направлений развития законодательства, определенных Стратегией развития электросетевого комплекса. Вместе с тем, на сегодняшний день реализованы не все задачи законодательства в сфере электросетевого комплекса, поставленные указанной стратегией. Так как энергетическая отрасль является одной из важнейших отраслей нашего государства и оказывает непосредственное влияние на экономическое состояние Российской Федерации, то проблема не полного выполнения законодательства в сфере энергетики является актуальной и требует систематического анализа.

Для детального изучения представленного вопроса далее приведена информация о состоянии реализации задач по развитию нормативно-правового регулирования данной сферы, определенных Стратегией развития электросетевого комплекса, и последствиях незавершенности указанных процессов:

■ переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на основе таких параметров, как надежность и качество обслуживания потребителей, эффективность операционной и инвестиционной деятельности сетевых организаций (Исполнители: Минэнерго России, ОАО «Российские сети», Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России) (см. Таблицу 1 «Перечень задач 1»):

■ совершенствование процедуры и повышение прозрачности формирования инвестиционных программ сетевых организаций (см. Таблицу 2 «Перечень задач 2»):

■ поэтапная консолидация ТСО, включая разработку критериев, технических требований к ним и стандартов качества оказываемых ими услуг (см. Таблицу 3 «Перечень задач 3»):

■ Снижение уровня перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе (см. Таблицу 4 «Перечень задач 4»):

Снижение уровня перекрестного субсидирования предусмотрено также государственной программой «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 321. Ликвидация межтерриториального перекрестного субсидирования предусмотрена в качестве основного мероприятия подпрограммы «Развитие и модернизация электроэнергетики», на реализацию которой выделен соответствующий объем бюджетных ассигнований.

Согласно Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, предполагается, что в результате устранения перекрестного субсидирования средняя цена на электроэнергию повысится за 2012 - 2015 годы примерно на 40 - 50 про-

© À

es

S

i? 2

Таблица 1 Перечень задач 1

№ Задача, определенная Стратегией развития апектросетевого комплекса Регламентирующие документы

1. Введение единых стандартов обслуживания потребителей сетевых организаций Приказ Минэнерго России от 15 апреля 2014 г. № 186 «О Единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций»

2. Совершенствование порядка оценки и контроля н аде ясности и качества услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сегям (исполнители: Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России, ФСТ России с участием ОАО «Российские сети»); Приказ Минэнерго России от 14 октября 2013 г. № 718 «Об утверждении Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) [электрической сетью и территориальных сетевых организаций».

3. Изменение порядка нормирования потерь электроэнергии на основе сравнительного анализа (бенчмаркинга) (исполнители: Минэнерго России. Минэконом развития России, ФСТ России) Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2013 г. № 1019 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях изменения порядка нормирования потерь электрической энергии на основе сравнительного анализа»

4 Внесение изменений н основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (в части учета бенчмаркинга операционных затрат, потерь, показателей надо ясности и качества услуг) (исполнители: Минэнерго России, Мин эконом разлития России, ФСТ России с участием ОАО «Российские сети») I Установление 11равительстна РФ от 24 октября 2013 г. № 953 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и принятии тарифных решений»

5. Разработка методики определения базового уровня операционных затра т, потерь, а также учета показателей надежности и качества при тарифном регулировании (исполнители: Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФСТ России) Приказ Минэнерго России от 14 октября 2013 г. № 718 «Об утверждении Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций»

6. Внесение изменений в акты Правительства РФ, устанавливающие определения стоимости услуг по передаче электрической энергии с учетом оплаты резервируемой максимальной мощности, включающие сроки перехода к оплате указанной величины, на основе анализа объемов резервируемой максимальной мощности, которые поддерживаются сетевыми организациями в интересах потребителей, и возможных тарифных последствий перехода к оплате указанной величины, учет загрузки центров питания при тарифном регулировании для всех сетевых организаций (исполнители: Минэнерго ГЪссии. Минэкомразвития России, ФАС России, ФСТ России) Постановление Правительства РФ от 31 июля 2013 г. № 652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части уточнения порядка определения максимальной мощности совокупности энергопринимающих устройств потребителей» I Установление 11равительства РФ от 29 июля 2013 г. № 638 «О внесении изменений з некоторые акты Правительства Российской Федерации ПО вопросам особенностей расчета цены на мощность в случае нарушения участником ОПТОВОГО рынка электрической энергии и МОЩНОСТИ своих обязательст в по договору о предоставлении мощности» Постановление Правительства № от 27 августа 2013 г. № 743 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам проведения конкурентного отбора МОЩНОСТИ на 2014 год»

7. Внесение изменений в основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (в части внедрения публичного рассмотрения тарифных заявок) (исполнители: ФСТ России. Минэнерго России) Нет НПА

Таблица 2 Перечень задач 2

№ Задача, определенная Стратегией развития электросетей от комплекса Рс гла ментн рующие документы

• Обеспечение публичного рассмотрения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики посредством внесения изменений в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых органи заций (исполнители: Минэнерго России, Минэкономразвития России. ФСТ России, Миирсгион России) Пет НОЛА

• Внедрение технологического и цеповою аудита инвестиционных программ субъектов электроэнергетики посредством внесения изменений в Правила у тверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых органи заций (исполнители: Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФСТ России, Минрсгион России) НетНПА

* Разработка и утверждение укрупненных нормативов цен для типовых технологических решений капитального строительства объектов электросетевого хозяйства (исполнители: Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФСТ России с участием некоммерческого партнерства «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью») Нет Н11А

Таблица 3 Перечень задач 3

№ Задача, определенная Стратегией разштши электросетевого комплекса Регламентирующие документы

* Установление критериев для признания юридического лица (индивидуального предпринимателя) элсктросетсвой организацией для целей установления регулируемых тарифов (исполнители: Минэнерт России, Минэкономразвития России, ФСТ России. ФЛС России) Нет НПА

центов, за 2016 - 2020 годы - на 25 - 27 процентов и составит в 2020 году 0,15 - 0,16 доллара США за кВт. Рост тарифов на электроэнергию для населения в связи с ликвидацией перекрестного субсидирования будет превышать рост среднего тарифа на электроэнергию и за 2012 - 2015 годы составит 1,9 - 2,2

раза, за 2016 - 2020 годы - около 1,4 раза[1];

Подведя итог, можно заметить, что задачи направленные на развитие регулирования инвестиционного процессавэлек-тросетевом комплексе изложенные в данной работе можно разделить на следующие группы вопросов:

1. Переход к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе как надежности и качества обслуживания потребителей, эффективность операционной и инвестиционной деятельности сетевых организаций.

2. Совершенствование процедуры и повышение прозрачности формирования инвестиционных программ сетевых организаций.

3.Поэтапная консолидация ТСО, включая разработку критериев, технических требований к ним и стандартов качества оказываемых ими услуг.

4. Снижение уровня перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе.

Для развития любой отрасли, включая, энергетику необходим постоянный приток капитала, вот почему полная реализация затронутых выше вопросов является ключевым и обязательным условием для эффективного экономического роста.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

2. Экономическая безопасность России: проблемы и пути решения. Безопасность развития: анализ причин экономической нестабильности и пути ее преодоления. Платко А.Ю. Российское предпринимательство. 2010. № 11-2. С. 4-10.

3. Экономическая безопасность: пути обеспечения. Платко А.Ю., Афонасьева К.А. Современный взгляд на будущее науки сборник статей международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». 2014. С. 144148.

О £

9

5

2

сч со £

Б

а

Analysis of non tariff regulation in the electric power industry

Aksenov A.P., Borisov A.M., Nayanov E.A.

University of Engineering (MAMI)

This paper presents an analysis of legal acts adopted by the federal bodies of representative and executive power in the direction of regulation of the investment process in the electric power industry. Presented study has not yet implemented the tasks in order to highlight the most important issues related to the development of the energy sector as part of the national economy.

Electric power industry is one of the most developed branches of Russian industry and thus this sector is very important for tactical and strategic development of national economy as valuable part of global economy.

The problem of governmental regulation of the electric power industry as well as of any other branch of economy and national economy as a whole is important for every country with developed or developing economic system of mixed character.

Keywords: electric grid complex, price regulation, cross-subsidization, regulation of the investment process.

References

1. The order of the Government of the

Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r

2. Economic security of Russia: problems and solutions. Safety of development: analysis of the reasons of economic instability and way of her overcoming. Platko AYu. Russian business. 2010. No. 11-2. Page 4-10.

3. Economic security: ways of providing.

AYU., Afonasyev K.A scarf. A modern

view on the future of science the collection of articles of the international scientific and practical conference. Aeterna scientific center. 2014. Page 144-148.

Таблица 4 Перечень задач 4

JVs

Определение критериев для ТСО, обсуживающих преимущественного одного потребителя, и установление порядка оплаты из услуг (исполнители: Минэнерго России. Минэкономразвития России. ОСТ России, ФАС России)_

Введение социальной нормы потребления коммунальной услуги апжектрос! шбжен ия (исполнители: Минрсгион РФ, Минэнерго России. Минэкономразвития России, Минфин РФ, ФСТ России. ФАС России)

Задача, определенная Стратегией разни I'll я элект^осетевого комплекса

Постановление Правительства РФ ОТ 07 март а 2014 г. № 179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам элек гротпсргстики»_

Постановление 1 [ранигельстна № от 22 июля 2013 г. № 614 « О порядке установления и применения социальной нормы потребтения электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (вместе с «Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)»)_

Изменение тарифной модели ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и продтенис сроков аренды «последней мили» в рядке субъектов РФ (исполнители: Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФСТ России)

Введение понятия перекрестного субсидирования между потребителями в электроэнергетике, включающего полномочия Правительства РФ по порядку определения, распределения и учета обьемов перекрестного субсидирования между потребителями (исполнители: Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФСТ России)

Регламентирующие докуенты

Федеральный закон от 06 ноября 2013 г.№ 308 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 81 Федерального закона "Об акционерных обществах»

Федеральный закон от 06 ноября 2013 г. № 308 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 81 Федерального закона "Об акционерных обществах» Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1252 «Об утверждении I [ранил предоставления в 2013 году субсидий ИЗ федерально™ бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межгерри'гариальнош перекрестного субсидирования в электроэнергетике и распределения субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в 2013 году бюджетам субъектов Российской Федерации па ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидировании в :ш ектр о :и I е р! тети ке»_

2 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.