Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTOR ACTIVITY / READINESS / REGULATION / OPTIMIZATION / FAMILY EDUCATION / MOTOR MODE / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Волошина И.Г.

Цель исследования - определение степени готовности родителей к регулированию двигательной активности ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания. Методика и организация исследования. В анкетировании участвовало 784 родителя детей в возрасте 4-6 лет, посещающих МБДОУ № 57, 64, 76, 86, МАДОУ № 69 г. Белгорода. Опрос проводился с использованием интернет-сервиса для исследования мнений - «Яндекс. Взгляд». Результаты исследования и выводы. Были выявлены факторы, препятствующие оптимизации двигательной активности ребенка в домашних условиях. В семье недостаточно внимания уделяется: утренней разминке, гимнастике после сна, динамическим паузам. Ограничение двигательного режима ребенка в условиях семейного воспитания объясняется не только недостаточностью пространственно-предметной среды, но и недостаточностью опыта разновозрастного взаимодействия, опыта организации малых форм физкультурно-оздоровительной деятельности, недостаточным вниманием взрослых к чередованию различных видов детской деятельности, а также заниженной самооценкой родителей собственной роли в воспитании здорового дошкольника. Авторы признают неоднозначность полученных результатов в оценке родителями двигательного режима ребенка в домашних условиях. Для объективной оценки ее объема, интенсивности, времени и сравнительного анализа требуются диагностические исследования, что является перспективой исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волошина Л.Н., Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Волошина И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOLER MOTOR ACTIVITY CONTROL IN TERMS OF FAMILY EDUCATION IN ASPECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Objective of the study was to determine the degree of parents' readiness to manage the motor activity of their preschool-aged children in terms of family education. Methods and structure of the study. The study involved 784 parents of the 4-6-year-olds attending the Municipal Budgetary Pre-School Educational Institutions No. 57, 64, 76, 86 and Municipal AutonomousPre-School Educational Institution No. 69 in Belgorod. The poll was conducted using the Internet opinion test service - "Yandex. Glance". Results and conclusions. We identified the factors limiting the optimization of children's motor activity at home. The family members pay little attention to morning exercises, gymnastics on waking, and dynamic pauses. Restriction of children's motor activity in terms of family education is not only due to the inadequacy of the spatial and application environment but also due to the lack of experience in interaction within a mixed-aged group, lack of experience in the organization of small forms of health and fitness activities; insufficient attention given by adults to the alternation of children's activities, as well as the low level of self-esteem on the part of parents about their own role in raising a healthy preschooler. The authors acknowledge the ambiguity of the obtained data on the parents' assessment of their children's motor mode at home. An objective evaluation of its volume, intensity, time and comparative analysis requires diagnostic studies, which is the direction for further research.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В АСПЕКТЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

регулирование двигательном Активности дошкольников в условиях семейного воспитания в аспекте социологического анализа

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 30.03.2020 г.

Информация для связи с автором: voloshina l@bsu.edu.ru

Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1

Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1

Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина1

Кандидат философских наук И.Г. Волошина1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

PRESCHOOLER MOTOR ACTIVITY CONTROL IN TERMS OF FAMILY EDUCATION IN ASPECT OF SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Dr.Hab., Professor L.N. Voloshina1 Dr.Hab., Professor V.L. Kondakov1 PhD, Associate Professor E.N. Kopeikina1 PhD I.G. Voloshina1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Цель исследования - определение степени готовности родителей к регулированию двигательной активности ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания.

Методика и организация исследования. В анкетировании участвовало 784 родителя детей в возрасте 4-6 лет, посещающих МБДОУ № 57, 64, 76, 86, МАДОУ № 69 г. Белгорода. Опрос проводился с использованием интернет-сервиса для исследования мнений - «Яндекс. Взгляд». Результаты исследования и выводы. Были выявлены факторы, препятствующие оптимизации двигательной активности ребенка в домашних условиях. В семье недостаточно внимания уделяется: утренней разминке, гимнастике после сна, динамическим паузам. Ограничение двигательного режима ребенка в условиях семейного воспитания объясняется не только недостаточностью пространственно-предметной среды, но и недостаточностью опыта разновозрастного взаимодействия, опыта организации малых форм физкультурно-оздоровительной деятельности, недостаточным вниманием взрослых к чередованию различных видов детской деятельности, а также заниженной самооценкой родителей собственной роли в воспитании здорового дошкольника. Авторы признают неоднозначность полученных результатов в оценке родителями двигательного режима ребенка в домашних условиях. Для объективной оценки ее объема, интенсивности, времени и сравнительного анализа требуются диагностические исследования, что является перспективой исследования.

Ключевые слова: двигательная активность, готовность, регулирование, оптимизация, семейное воспитание, двигательный режим.

Annotation

Objective of the study was to determine the degree of parents' readiness to manage the motor activity of their preschool-aged children in terms of family education.

Methods and structure of the study. The study involved 784 parents of the 4-6-year-olds attending the Municipal Budgetary Pre-School Educational Institutions No. 57, 64, 76, 86 and Municipal AutonomousPre-School Educational Institution No. 69 in Belgorod. The poll was conducted using the Internet opinion test service - "Yandex. Glance".

Results and conclusions. We identified the factors limiting the optimization of children's motor activity at home. The family members pay little attention to morning exercises, gymnastics on waking, and dynamic pauses. Restriction of children's motor activity in terms of family education is not only due to the inadequacy of the spatial and application environment but also due to the lack of experience in interaction within a mixed-aged group, lack of experience in the organization of small forms of health and fitness activities; insufficient attention given by adults to the alternation of children's activities, as well as the low level of self-esteem on the part of parents about their own role in raising a healthy preschooler. The authors acknowledge the ambiguity of the obtained data on the parents' assessment of their children's motor mode at home. An objective evaluation of its volume, intensity, time and comparative analysis requires diagnostic studies, which is the direction for further research.

Keywords: motor activity, readiness, regulation, optimization, family education, motor mode.

Введение. Феномен двигательной активности рассматривается в современных исследованиях как биологическая потребность организма, стимул индивидуального и социального развития, источник жизнеобеспечения и качества жизни. Многие отечественные и зарубежные авторы установили наличие корреляционных связей между показателями двигательной активности ребенка, его здоровья и физического развития, физической подготовленности [2, 3, 5-10].

Первичным социальным институтом, оказывающим как положительное, так и отрицательное воздействие на создание оптимального двигательного режима ребенка, является семья.

Пандемия коронавирусной инфекции и режим «сидим дома», когда из жизни ребенка ушли организованные физкультурно-оздоровительные занятия, прогулки, занятия в спортивных кружках и секциях, заставили нас еще раз задуматься над проблемой семейного физического воспитания и искать ответы на вопрос, как в скромных (с позиции размеров и насыщенности спортивным оборудованием) условиях городских квартир обеспечить оптимальный двигательный режим, подарить ребенку радость движения, игры, общения.

Цель исследования - определение степени готовности родителей к регулированию двигательной активности ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания.

№ 8 • 2020 Август | August

http://www.teoriya.ru

□ и

Методика и организация исследования. Для выявления проблем регулирования двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания и дальнейшего проектирования педагогического взаимодействия с родителями в условиях пандемии было проведено анкетирование родителей «Регулирование двигательной активности дошкольников в условиях семейного воспитания». В опросе приняло участие 784 родителя дошкольников старших групп г Белгорода. Опрос проводился с использованием интернет-сервиса - «Яндекс. Взгляд».

Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая высокую восприимчивость детей к воздействиям социальной среды, Cools W., DeMartelaer K., Samaey C. &Andries C. отмечают позитивную связь двигательной активности ребенка с образованием родителей, двигательной активностью отца, отношением родителей к занятиям физической культурой и спортом [5]. В работах Н. В. Бочкарниковой, Е. Г. Фоменко, Н. И. Самойловой и В. И. Усакова подчеркивается важность родительской деятельности по физическому воспитанию детей, результатом которой является оптимизация двигательной активности и укрепление здоровья детей. Наряду с этим они отмечают факт несоответствия двигательного режима детей в семье, биологическим и психологическим закономерностям развития дошкольников. Современная семья, далеко не всегда в состоянии заложить в ребенке основные понятия и представления о здоровье, здоровом стиле поведения [1, 4].

В эмпирической части исследования для выяснения места двигательной активности в режиме дня ребенка в условиях семейного воспитания родителям был задан вопрос: «Как Вы оцениваете двигательную активность ребенка в домашних условиях?». 75,8 % считают ее ограниченной (по объему, степени интенсивности) из-за отсутствия прогулок, организованных занятий. 24,2 %% оценили как удовлетворительную, объясняя, что дети самостоятельно восполняют дефицит движений, проявляют инициативу в организации взаимодействия со взрослыми в двигательно-игровой деятельности.

При этом отдельные родители отметили самостоятельные занятия с использованием опыта, приобретенного в спортивных секциях. Мы полагаем, что дети, которые систематически посещали спортивные секции (по данным опроса их 44 %%), смогли успешно применить приобретенный там двигательно-игровой опыт в самостоятельной деятельности в домашних условиях. Сопоставляя результаты опроса родителей и результаты наших предварительных исследований двигательной активности, мы видим рост числа детей с ограниченной двигательной активностью. По нашим данным 2019 г,. среднесуточный объем двигательной активности ниже нормы был у 10 %% девочек и 47,4 % мальчиков (р<0,05).

Родители отметили в качестве предпочитаемых детьми следующие виды деятельности в период пандемии, которые были проранжированы и занесены в таблицу.

Очевидно, недостаток опыта проведения малых форм двигательной активности с учетом возрастных возможностей и интересов не позволил родителям увлечь детей физкультурно-оздоровительными мероприятиями. Они не отмечены детьми как предпочитаемые.

К факторам, препятствующим оптимизации двигательной активности ребенка в домашних условиях, по мнению родителей, можно отнести, во-первых, ограниченность пространственно-предметной среды. Во-вторых, недостаточное внимание родителей к регулированию, чередованию различных видов детской деятельности. И если на предыдущем этапе анкетирования основным фактором, мешающим родителям активно заниматься двигательным режимом ребенка, были названы: нехватка времени - 67,6 %, домашние дела - 21,97 %, недостаток знаний и умений - 4,95 0%, то в период пандемии на 1-е место была поставлена проблема недостатка знаний и опыта физического воспитания ребенка в домашних условиях - 73,2 %. Это свидетельствует об изменении отношения родителей к проблеме регулирования двигательной активности ребенка.

К сожалению, личный опыт родителей при ранжировании ответов на вопрос: «Что для Вас является основным источником получения информации о возможностях физического развития и оздоровления ребенка?»- не занял лидирующих позиций. На 1-е место родители поставили педагогов -36,3 %, медицинских работников - 23,6 %, текстовую информацию - 21,4 %. Отрицательное влияние на обогащение личного опыта физического воспитания оказывает заниженная самооценка собственной роли родителей в регулировании двигательной активности ребенка.

Выводы. С одной стороны, ориентация значимой части родителей на организованные формы двигательной активности ребенка: занятия в дошкольном учреждении; посещение секций и кружков - способствует обогащению двигательно-игрового опыта детей. При поддержке детской инициативы этот двигательный опыт успешно используется ребенком в домашних условиях. С другой стороны, отдавая приоритеты специалистам, родители значительно ограничивают собственные возможности в решении проблем регулирования двигательной активности ребенка. В семье недостаточно внимания уделяется менее интересным, но очень полезным для физического воспитания, социализации, оптимизации двигательной активности формам физкультурно-оздоровительной деятельности: утренней разминке, гимнастике после сна, динамическим паузам (в форме игр, ритмической гимнастики, оздоровительных практик).

Ограничение двигательного режима ребенка в условиях семейного воспитания объясняется не только недостаточностью пространственно-предметной среды, но и недостаточностью опыта разновозрастного взаимодействия, опыта организации малых форм физкультурно-оздоровительной деятельности, недостаточным вниманием взрослых к чередованию различных видов детской деятельности, а также заниженной самооценкой родителей собственной роли в воспитании здорового дошкольника.

Авторы признают неоднозначность полученных результатов в оценке родителями двигательного режима ребенка в домашних условиях. Для объективной оценки ее объема, интенсивности, времени и сравнительного анализа требуются диагностические исследования (шагометрия, хронометраж, пульсометрия), что является перспективой исследования.

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Предпочитаемые детьми виды деятельности

Вопрос анкеты Номер места в упорядоченном ряду Новый ранг

1. «Двигательно-игровую деятельность» (68%) 3 3,5

2. «Самостоятельные занятия физическими упражнениями» (34%) 5 5

3. «Просмотр детских телевизионных передач» (84%) 1 1

4. «Занятия рисованием, конструированием, лепкой» (69,8%) 2 2

5. «Рассказывание сказок, рассказов» » (68%) 4 3,5

6.«Другое» » (4%) 6 6

48

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2020 Август | August

физическое воспитание подрастающего поколения

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ

№ 19-013-00173 «Комплексное исследование двигательной

активности растущего человека в условиях вариативной системы физического воспитания».

Литература

1. Бочкарникова Н.В. Повышение двигательной активности как основа здоровья дошкольников Читы / Н.В. Бочкарникова, Е.Г. Фоменко, Н.И. Самойлова // Физическая культура и спорт в условиях глобализации образования: материалы II Международной научно-практической конференции. Забайкальский государственный университет. - 2014 (Чита, 06-07 ноября 2014 г.). - С. 68-70.

2. Бутко М.А. К проблеме дефицита двигательной активности детей младшего школьного возраста / М.А. Бутко // Физическая культура и здоровье. - 2015. - № 2 (53). - С. 60-62.

3. Бусловская Л.К. Двигательная активность растущего человека: от теории к практике: монография / Л.К. Бусловская, В.Л. Волошина, Г.Е. Воробьева [и др.] / под общ. ред. Л.Н. Волошиной, В.Л. Кондакова, Е.Н. Копейкиной. - Белгород: Литературный караван, 2019. - 176 с.

4. Усаков В.И. Физическая культура в семье: проблемы и пути их решения / В.И. Усаков // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2015. - № 1 (18). - С. 109-113.

References

1. Bochkarnikova N.V., Fomenko E.G., Samoylova N.I. Povyshenie dvigatelnoy aktivnosti kak osnova zdorovya doshkolnikov Chity [Increased motor activity as basis for health of preschoolers in Chita]. Fizicheskaya kultura i sport v usloviyakh globalizatsii obrazovaniya [Physical education and sports under globalization of education]. Proc. II International Research-Practical Conference. Transbaikal State University. 2014 (Chita, November 06-07, 2014). pp. 68-70.

2. Butko M.A. K probleme defitsita dvigatelnoy aktivnosti detey mladshego shkolnogo vozrasta [To the problem of deficiency of motor activity of primary school students]. Fizicheskaya kultura i zdorovye. 2015. No. 2 (53). pp. 60-62.

3. Buslovskaya L.K., Voloshina V.L., Vorobyeva G.E. et al. Dvigatelnaya aktivnost rastushchego cheloveka: ot teorii k praktike [Motor activity of growing person: from theory to practice]. Belgorod: Literaturny karavan publ., 2019. 176 p.

4. Usakov V.I. Fizicheskaya kultura v semye: problemy i puti ikh resheniya [Family physical education: problems and solutions]. Vestnik Priamurskogo gosudarstvennogo universiteta im. Sholom-Aleykhema. 2015. No.1 (18). pp. 109-113.

5. Cools, W., De Martelaer, K., Samaey, C., Andries, C. (2011). Fundamental movement skill performance of preschool children in relation to family context. Journal of Sports Sciences, 29(7), 649-660.

6. Hacke C, Ketelhut S, Wendt U, Muller G, Schlesner C, Ketelhut K. Effectiveness of a physical activity intervention in preschoolers: A cluster-randomized controlled trial. Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2019; 29 (5):742-52. 22.

7. Niemisto D, Barnett LM, Cantell M, Finni T, Korhonen E, Saakslahti A. Socioecological correlates of perceived motor competence in 5-to 7-year-old Finnish children. Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports. 2019; 29 (5):753-65. 24.

8. Sanchez-Lopez M, Ruiz-Hermosa A, Redondo-Tebar A, Visier-Alfonso ME, Jimenez-Lopez E, Martinez-Andres M, et al. Rationale and methods of the M0VI-da10! Study -a cluster-randomized controlled trial of the impact of classroom-based physical activity programs on children's adiposity, cognition and motor competence. Bmc Public Health. 2019; 19.

9. Voloshina L, Kondakov V, Kopeikina E, Tretyakov A, Galimskaya O. (2017). Investigation of Relationships in the Children's Team in the Process of Sports Gaming. Journal of History Culture and Art Research, 6(4): 277-285. doi:http://dx.doi.org/10.7596/taksad. v6i4.1172

10. Voloshina LN, Kondakov VL, Tretyakov AA, Kopeikina EN, Cretu M, Potop V. Modern strategies for regulating the motor activity of preschool and school age children in the educational space. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2018; 22(2):114-119. doi:10.15561/18189172. 2018.0208.

из портфеля редакции

функциональный статус футболистов с олигофренией в условиях спортивных соревнований

Доктор биологических наук, доцент С.Ю. Завалишина1

Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1 Российский государственный социальный университет, Москва

УДК/UDC 796.01: 612

Ключевые слова: олигофрения, футбол, соревнования, спортсмены, психоэмоциональное состояние.

Введение. Наличие патологии в организме часто вы-раженно ослабляет организм [1]. Вместе с тем активная двигательная деятельность, особенно в рамках спортивно-массовых мероприятий, может существенно ослабить проявления патологии [2]. Весьма большую практическую значимость это может иметь у подростков с олигофренией, которые особенно нуждаются в повышении уровня адаптации к внешней среде.

Цель исследования - выяснить общефункциональное состояние спортсменов детского возраста с олигофренией в условиях футбольного матча в присутствии зрителей.

Методика и организация исследования. Была проведена оценка общего функционального состояния 32 детей (8-10 лет) с легкой степенью олигофрении до и после их участия в футбольном матче со зрителями путем анкетирования и регистрации у них самочувствия, физической активности и уровня их настроения.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате анкетирования можно говорить, что после выступления у юных спортсменов самочувствие существенно улучшилось (с 50,1±0,27 балла до 59,3±0,22 балла). При этом их активность также возрастала (с 41,0±0,39 балла до 49,6±0,32 балла), что значимо превышало исходный уровень и говорило

functional status of footballers with oligophria in conditions of sports competitions

Dr.Biol., Associate Professor S.Yu. Zavalishina1 Dr.Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 1Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 12.01.2020 г.

о росте уровня их активности. Во многом это может быть связано с успешным завершением футбольного матча и прекращением у спортсменов выраженного волнения. Зарегистрированное по окончании матча улучшение у них настроения также является важным фактором стабилизации общего состояния. До выступления среднее значение его уровня составило 43,3±0,37 балла, после - 58,2±0,45 балла, указывая на выраженную положительную динамику эмоционального состояния спортсменов к концу футбольного матча.

Выводы. Активная мышечная деятельность способна сильно стимулировать почти все процессы в организме футболистов с легкой степенью олигофрении. После завершения соревнования их самочувствие улучшается, значительно повышаются активность и уровень настроения. Это особенно ярко выражено в случае успешного окончания матча перед широкой зрительской аудиторией и прекращения исходно имевшегося волнения по поводу прохождения мероприятия.

Referenсes

1. Bikbulatova A.A., Andreeva E.G., Medvedev I.N. Platelets' Functional Peculiarities in Persons of the Second Mature Age with Spinal Column Osteochondrosis of the Second Degree. Annual Research & Review in Biology. 2017; 21(1): 1-9. doi: 10.9734/ARRB/2017/37795

2. Medvedev I.N. The Impact of Durable and Regular Training in Handto-hand Fighting Section on Aggregative Platelet Activity of Persons at the First Mature Age. Annual Research & Review in Biology.2017. 15(2): 1-6. DOI: 10.9734/ARRB/2017/35048

Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru

№ 8 • 2020 Август | August

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.