Научная статья на тему 'Процессуально-технологическое сопровождение процесса формирования двигательной самостоятельности старших дошкольников в условиях детского спортивного комплекса'

Процессуально-технологическое сопровождение процесса формирования двигательной самостоятельности старших дошкольников в условиях детского спортивного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / MOTOR INDEPENDENCE / PEDAGOGICAL SUPPORT / INDIVIDUAL TRAJECTORY OF FORMATION OF MOTOR INDEPENDENCE / CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE / THE PROGRAM OF FORMATION OF MOTOR INDEPENDENCE / CHILDREN'S SPORTS COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Владимир Ренатович

Актуальность проблемы формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста продиктована существующими противоречиями, сосредоточенными на разрешении требований к организации самостоятельной двигательной деятельности старших дошкольников и настоятельной потребностью разработки приемов, форм организации физкультурно-спортивной деятельности детей, обеспечивающих развитие двигательной самостоятельности и активности детей. В статье описываются пути и способы разрешения указанных противоречий за счет процессуально-технологического сопровождения формирования двигательной самостоятельности в условиях детского спортивного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Procedural and technological support of the process of formation of motor independence of senior preschoolers in the conditions of children's sports complex

The urgency of the problem of formation of impellent independence of children of senior preschool age is dictated by the existing contradictions between the requirements of the organization of independent motor activity of senior preschool children and the urgent need for the development of techniques, forms of organization of physical culture and sports activities for children, pedagogical conditions for the development of motor autonomy and activity of children. The article describes the ways and means of stimulating the needs of children in motor activity, the construction of individual trajectory of formation of motor independence of children in the conditions of children's sports complex, describes the procedural and technological support of independence and activity of children.

Текст научной работы на тему «Процессуально-технологическое сопровождение процесса формирования двигательной самостоятельности старших дошкольников в условиях детского спортивного комплекса»

При этом необходимо констатировать необходимость повышения профессиональной подготовки кадров в области физической культуры и спорта (5-7 и др.], которые смогли бы осуществлять подобную деятельность в условиях специализированных учреждений, направленных на подготовку юных спортсменов.

Литература:

1. Аксенов В.П. Развитие двигательных способ ностей старших дошкольников / 6.П. Аксенов, Ю.И. Родин: учебное пособие.-- Тула, 2011.- 120 с. 2.3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. Актуальные проблемы исторического материализма. - М.: Политиздат, 1986, - 223 с.

3. Ивасева О. В., Косенко Г. В. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры II Концепт. - 2015, - Спецвыпуск №07. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75112.htm.

4. Ильин Е. П. Психология для педагогов. - СПб. : Питер, 2012.-640 с.

5. Лубышева Л.И., Магии В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога // Теория и практика фи зической культуры. - 2005. - Т. 191. - С. 191.

6. Магин В.А. Компетентностная модель специа листа по физической культуре и спорту Н Вестник спортивной науки. 2006. - №1. - С 43-47.

/. Пронкима С.А. Контроль знаний и умений студентов направления подготовки 44,03,01 педагогическое образование профиль: "Физическая кульгура" по дисциплине "Основы спортивной тренировки" П Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). - С. 326-328.

8. Рубинштейн С,Л, Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2015.-705 с.

9. Тихонова А. К). Научно-методологические основы современного дошкольного образования // Актуальные вопросы дошкольного образования: материалы науч. конф. (г. Ульяновск, май 2011 г.). - Ульяновск : УИПКиПРО, 2011.-С. 44-49.

10. Грубайчук, Л.В. Механизмы личностного раз вития дошкольника // Начальная школа плюс До и После. - 2016. - №8. - С. 1 - 4.

11. Грубайчук Л.В. Дошкольное детство как раз Йивающийся социокультурный феномен : монография/ Л.В. Грубайчук.-Челябинск: ИРПО,2009. -153 с.

12.Филиппова С, О. Мир движений мальчиков и девочек, - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 96 с.

13.Филиппова С. О., Петренкина Н. А. Современ ные подходы к оценке физического состояния-дошкольников // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6,

14.Шебеко В.Н.Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры : автореф. ... дис. канд. пед. наук. - М., 2011.-26с.

СП

о cu

X

Q s:

со cu

ел

-Z.

i

69

PROCEDURAL AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMATION OF MOTOR INDEPENDENCE OF SENIOR PRESCHOOLERS IN THE CONDITIONS OF CHILDREN'S SPORTS COMPLEX

Karimov Vladimir Renatovich, Director, Sverdlovsk Region Sports School Olympic Reserve Hockey Spartacus, Ekaterinburg

The urgency of the problem of formation of impellent independence of children of senior preschool age is dictated by the existing contradictions between the requirements of the organization of independent motor activity of senior preschool children and the urgent need for the development of techniques, forms of organization of physical culture and sports activities for children, pedagogical conditions for the development of motor autonomy and activity of children, The article describes the ways and means of stimulating the needs of children in motor activity, the construction of individual trajectory of formation of motor independence of children in the conditions of children's sports complex, describes the procedural and technological support of independence and activity of children.

Keywords: motor independence; pedagogical support; individual trajectory of formation of motor independence; children of the senior preschool age; the program of formation of motor independence; children's sports complex.

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ удк 37

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВАК РФ 13.00.04 ДВИГА ТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО СПОРТИВНОГО

КОМПЛЕКСА

Актуальность проблемы формирования двигательной самостоятельности де- ф Каримов В.Р., 2019 тей старшего дошкольного возраста продиктована существующими противоречиями, сосредоточенными на разрешении требований к организации самостоятельной двигательной деятельности старших дошкольников и настоятельной потребностью разработки приемов, форм организации физ-культурно-спортиеной деятельности детей, обеспечивающих развитие двигательной самостоятельности и активности детей. В статье описываются пути и способы разрешения указанных противоречий за счет процессуально-техно-

логического сопровождения формирования двигательной самостоятельности в условиях детского спортивного комплекса.

Ключевые слова: двигательная самостоятельность; педагогическое сопровождение; индивидуальная траектория формирования двигательной самостоятельности; дети старшего дошкольного возраста; программа формирования двигательной самостоятельности; детский спортивный комплекс.

ш S

О ш

< а

ш

*

70

КАРИМОВ Владимир Ренатович, директор. Свердловской области спортивная школа олимпийского резерва по хоккею Спартаковец Екатеринбур/

В настоящее время существенную значимость приобретает поиск эффективных средств развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста, развития их интереса к движению, к различнымвидамспортивнойдеятельности, физкультурным упражнениям, которые рассматриваются как основа (изначальная) способности действовать в окружающем мире на основе его познания. Важной становится задача приведения духовного, физического в гармоничное согласование личности, формирование глубокого интереса к занятиям физической культурой и спортом на всех этапах детского возраста. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к физкультурно-спортивной деятельности, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к формированию как двигательных, так и других способностей детей старшего дошкольного возраста служит достижению ценностного ориентира в физическом воспитании дошкольников [1-8 и др.].

Необходимость разрешения существующих противоречий в решении указанной проблемы заключена в признании значимости и формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, их участия в двигательной деятельности, принятия важности ее для себя, поиск эффективных средств, направленных на формирование способности действовать самостоятельно на физкультурных занятиях, на занятиях в спортивных объединениях, при подготовке юного поколения к большому спорту.

Двигательная самостоятельность старших дошкольников непосредственно связана с двигательной активностью; в двигательной активности присутствуют действия, характеризующиеся самостоятельностью старших дошкольников, а эмоционально-смысловые проявления сопровождают двигательную активность [12]; в ней проявляются индивидуальные физические возможности [2, С.60]; побуждение самого ребенка к движению и ощущение радости от самого движения [8]. То есть двигательная активность и двигательная самостоятельность взаимообусловлены. Двигательную самостоятельность, следовательно, можно охарактеризовать как качество, которое постоянно развивается, она имеет свое содержание и представляет собой способность личности планировать, осуществлять автономно контроль над своей деятельностью на основе имеющегося опыта, каким бы малым он ни был.

Мы конкретизируемдвигательнуюсамостоятельностьдетей старшего дошкольного возраста в физкультурно-спортивной деятельности как интегративное свойство личности, которое включает в себя стремлении к самостоятельности выполнения двигательной деятельности, востребует умении действовать по собственной инициативе, испытывать необходимость выполнения упражнения как "своего"; умение выполнять упражнения без посторонней помощи, действовать в новых условиях осознанно, то есть согласно возрастным особенностям ставить цель, предвидеть результат, осуществлять самооценку двигательной деятельности, самостоятельное про-

ецирование приобретенных спортивных и физических упражнений действий в повседневной жизни.

Исходя из предмета нашего исследования -процесс формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях спортивного комплекса, мы основное внимание уделяем раскрытию и описанию процессуально-технологическому сопровождению данного процесса.

Исходными позициями процесса формирования двигательной самостоятельности детей шести-семи лет в процессе физкультурно-спортивной деятельности является деятельность, направленная на решение общих задач развития двигательной активности, физического развития и формирования двигательной самостоятельности как интегративного качества. Двигательной самостоятельности невозможно научить прямыми воздействиями, потому про-цессуально-технологическое обеспечение данного процесса усматривает педагогическое сопровождение, включающее организацию деятельности, выбор средств формирования двигательной самостоятельности, выбор средств, позволяющих сконцентрировать деятельность на их функциональных возможностях для решения поставленной задачи.

Процессуальное обеспечение соотносится с особенностями двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста и учитывает следующее: самостоятельность нельзя сформировать насильственным путем, необходима такая организация, которая создает "личностную свободу", которая приобретает характер необходимости; обязательна индивидуальная ориентация, необходим учет своеобразия индивидуальной предрасположенности к спортивно-тренировочной деятельности детей; встраивание индивидуальной траектории формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях спортивного комплекса.

Построение программы формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста подчинено цели, сформулированной как обеспечение становления двигательной самостоятельности у старших дошкольников в спортивных видах деятельности. Важным педагогическим инструментарием достижения поставленной цели является технологическая карта, в которой запечатлена индивидуальная траектория, включающая "совокупность представлений и мотивации выполняемой деятельности, ста-

новление практических навыков проявления двигательной самостоятельности детей, осознанное самостоятельное использование накопленного опыта двигательной самостоятельности в процессе собственной деятельности" [4 сЩ

Процессуальный компонент сопровождения детей сосредоточен на разработке индивидуальной траектории развития двигательной самостоятельности старших дошкольников. Основные элементы и ндивидуальшй траектории сконцентрированы на формировании смысла деятельности (зачем я это делаю); постановке личной цели (предвосхищающий результат); планировании деятельности; реализация плана; рефлексии (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей. Главным требованием при разработке индивидуальной траектории является сохранение индивидуальных особенное-; тей детей, их уникальности, разноуровневос-ти. Для этого применяются следующие способы: а) индивидуальные упражнения; б) организация парной и групповой работы; в) формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым дошкольником ("Мой образ хоккея", "Моя спартиада" и т.п.). Индивидуальная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ребенка в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Если выделить конкретные личностные способности старших дошкольников в качестве ориентиров, то путь освоения двигательной самостоятельности будет определяться совокупностью личностных способностей каждого ребенка [10,С.37].

Этапы организуемой педагогом-тренером двигательной деятельности старших дошкольников, позволяющие обеспечить его индивидуальную траекторию в развитии двигательной самостоятельности в условиях детского спортивного комплекса (на примере игры хоккея с шайбой) включают:

первый этап - изучение уровня развития личностных качеств дошкольников, необходимых для осуществления двигательной самостоятельности, установление мотивов деятельности по отношению к спортивной и физкультурно-оздоровительной области, предпочитаемые виды деятельности;

второй этап - обсуждение и построение системы личного отношения детей к предстоящей деятельности;

третий этап - разработка индивидуальных программ формирования двигательных ка-

сл

о си

-О X

з:

со си

ел

-г.

Ё

71

ш S

О ш

<

С1 ш

честв и двигательное самостоятельности в спортивной деятельности на обозначенный период;

четвертый этап-демонстрация личных достижений и коллективное их обсуждение [10, С.64].

Таким образом, диапазон возможностей, предоставляемых старшим дошкольникам в движении по индивидуальной траектории, достаточно широк: от индивидуализированного познания до построения индивидуальной карты продвижения в физкультурно-спортивном плане. Сама же индивидуальная траектории выступает как часть программы реализации интереса детей к спортивным упражнениям или поиска средств, позволяющих его проявить, определение, когда ребенок может быть инициативен, где начнёт действовать по собственному желанию. С этой целью с ребенком, наряду с педагогическим наблюдением, организуется индивидуальная беседа, в ходе которой в форме косвенных вопросов выясняется их интерес к спортивным упражнениям, выясняется наличный знание вый аспект (что ребенок знает о спортивных видах деятельности). Кроме беседы, ребенок вовлекается в творческую спортивную игру - перед ним ставится задача изобразить красочно в рисунке, например, зайку-ловкача, лисичку-грацию и др. и организовать игровой сюжет с другими детьми.

Содержание программы формирования двигательной самостоятельности в условиях детского спортивного комплекса направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, спортом, гармоничное физическое развитие, формирование двигательной активности и самостоятельности через решение специфических задач: развитие качеств скоростных, силовых качеств, формирование гибкости, воспитание выносливости; накопление и обогащение двигательного опыта детей, что предусматривает овладение специальными движениями; формирование у детей потребности в двигательной активности, самостоятельности;закреплениеумения самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры; развитие интерес к спортивным играм и упражнениям.

Развитие интереса к спортивным играм детей шести-семи лет возможно на основе сказочной спортивной драматизации, в основе которой необходимость выделить упражнения, которые герои драматизации выполняют в ходе реализации сюжет. Так, например, ска-

зочная постановка "Все звери спортсмены" -сказочные персонажи соревнуются в быстроте, ловкости, выносливости. Детям необходимо выделить и назвать упражнения, повторить движения, а в последствии составить свою сказочную спортивную историю.

Необходимость уделять внимание физкуль-турно-спортивным и подвижным играм, упражнениям не случайно при формировании двигательной самостоятельности. Это связано с тем, что в них дети должны ориентироваться в пространстве, проявлять находчивость. Важно в процессе игры выдвинуть перед детьми задачи для самостоятельного решения, придумать варианты движений. Так, например, игра "Снегоочиститель" направляет детей на решение задачи, связанной с выполнением движения на основе имитации, затем назвать это движение и "перенести" в спортивное движение, которое похоже на то, которое они "придумали".

Процессуально-технологическое обеспечение предусматривает отбор форм, приемов и методов формирования двигательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Мыв качестве таковых выделяем следующие; подвижные игры сэлементами спорта, которые позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество [1;3;6;7;9;13]; игры с правилами, предусматривающими формирование умений управлять собственным спортивным поведением 14]; спортивно-игровые упражнения, которые способствуют развитию ценных качеств личности - общительность, уверенность, самовыражение, связывающиеся со склонностью детей к соревновательной деятельности, имеющие прямой выход на видимый, общедоступный результат; индивидуально-физические и спортивно-индивидуальные домашние задания, связанные с отработкой специальных движений, воспитанием определенных качеств личности Так, например, для воспитания выдержки и самообладания как важных качеств хоккеиста в занятиях с детьми моделируются сложные ситуации с внезапно меняющимися условиями, в которых дети сдерживают отрицательные эмоции, учатся управлять своими действиями, соблюдение дисциплины [5,С.37],

Индивидуальные домашние задания спортивного характера сопряжены с упражнениями, выполняемыми в процессе их отработки в спортивном комплексе: упражнения для развития силы, упражнения для развития быс-

троты, упражнения для развития прыгучести, упражнения для выработки выносливости и другие. Продуктивными в аспекте нашего исследования являются приемы {например, "физкультурный досуг"}, где ребенок выполняет знакомые подвижные игры и физические упражнения по слову, учатся передавать направление движения, планировать, оценивать себя и других, называть упражнения в целом и его элементы [14].

Указанные направления процессуально-технологического сопровождения неизбежно сочетаются с психолого-педэгогическими аспектами формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях спортивного комплекса, а разработка структуры, содержания и алгоритма индивидуальной траектории формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, позволяет на научной основе осуществить процесс формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, прогнозировать его результативность.

Литература:

1. Адашкявичсне Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. ■■ М.; (Просвещение, 1992. -

160С

2. Ар ша в с кий И.А. Основы возрастной период им

ции // Возрастная физиология. - Л., 1985,- С. 55-67.

3. Вавилова E.H. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1983,- 144 с.

4. Волков Л.В, Основы спортивной подготовки детей и подростков, - Казань: Высшая школа, 1993.

5. Волошина Л., Лунина Т., Ноеичкова Л. Играем в хоккей //Дошкольное воспитание. - 2003.- № 1. -С. 34-39.

6. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой: из опыта работы : пособие для воспитателя старших групп детского сада / В, Г. Гришин. - 2-е изд.: испр. и доп.

- М.: Просвещение, 1982.

/. Дмигриенко, Т.И. Спортивные упражнения и игры для детей дошкольного возраста / Т.И. Дмит риенко. - Киев : Знаток, 1983. - 112 с.

8. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровым. -М.: Просвещение,1989.- 190 с.

9. Карма нова Л.В. Физическая культура младшего школьника / под ред. Л.В. Кармановой, В.Н. Шебе ко, - Минск: Полымя, 1997, - 282 с.

10. Качалова Л.П. Движение и самодвижение в индивидуальной траектории личностного развития дошкольников.- Шадрине к: Дом печати, 2008. ж

- 78 с. -

11. Кенеман А.8., Хухяаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста,- М. : Просвещение, 1972.

12. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1973.

13. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: ВЛАД0С, 2001.

14. Савенок Л. М. Развитие двигательной актив ности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2016, - Т. 46. - С, 333-337.

СП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

CXJ

-0 X

Q з:

со

СУ

ел

-Z.

S

73

FORMA TION OF SCIENTIFIC AND iNFORMA TION BASE OF COORDINA TION OF DEVELOPMENT OF RESOURCES OF SCIENTIFIC POTENTIAL OFANEDUCA TION SYSTEM

Kirjushina Olga Mko/aema, PhD of Pedagogical science, Senior Lecturer, Chekhov's Taganrog institute (branch), Rostov State University of Economics, Taganrog

In article the solution of the problem of adequate development of the major resources of scientific potential of an education system is stated. Dynamic characteristics of scientific and pedagogical activity are revealed. Structural and quantitative models of replenishment of resources of scientific potential are developed. On the basis of set of models scientific and information base of coordination of scientific activity is created.

Keywords: resources; scientific potential; naukometriya; structural and quantitative models; scientific and information base; coordination.

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ УДК 37.01 КООРДИНАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕСУРСОВ НАУЧНОГО ВАК РФ 13.00.01 ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье изложено решение проблемы адекватного развития важнейших ре © Кирюшина О.Н., 2019

сурсов научного потенциала системы образования. Выявлены динамические

характеристики научно-педагогической деятельности. Разработаны структур-

но-количественные модели пополнения ресурсов научного потенциала. На

основе совокупности моделей сформирована научно-информационная база

координации научной деятельности.

Ключевые слова: ресурсы; научный потенциал; наукометрия; структурно-ко личественные модели; научно-информационная база; координация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.