Научная статья на тему 'Структура и компоненты двигательной самостоятельности старших дошкольников'

Структура и компоненты двигательной самостоятельности старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2145
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / MOTOR INDEPENDENCE / INDEPENDENT ACTIVITIES / MOTOR ACTIVITY / PRE-SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Владимир Ренатович

Определяется понятие двигательной самостоятельности, описывается ее структура, выделяются условия ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Владимир Ренатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND COMPONENTS OF MOTOR INDEPENDENCE of older preschoolers

The article defines the concept of motor independence. The author describes its structure in the condition of its formation.

Текст научной работы на тему «Структура и компоненты двигательной самостоятельности старших дошкольников»

УДК 37.037.1 ББК Ч410.055

ГСНТИ 14.23.05

Код ВАК 13.00.04

Каримов Владимир Ренатович,

аспирант кафедры педагогики и психологии, Шадринский государственный педагогический институт; 620028, г. Екатеринбург, ул. Водонасосная, д. 8, к. 6; e-mail: [email protected]

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: двигательная самостоятельность; самостоятельная деятельность; двигательная активность; дошкольный возраст.

АННОТАЦИЯ. Определяется понятие двигательной самостоятельности, описывается ее структура, выделяются условия ее формирования.

Karimov Vladimir Renatovich,

Postgraduate Student of the Chair of Pedagogy and Psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, city of Shadrinsk.

STRUCTURE AND COMPONENTS OF MOTOR INDEPENDENCE OF OLDER PRESCHOOLERS

KEY WORDS: motor independence; independent activities; motor activity; pre-school age.

ABSTRACT. The article defines the concept of motor independence. The author describes its structure in the condition of its formation.

С

амостоятельность в физическом воспитании дошкольника подразумевает наличие трех блоков знаний, которые созданы по принципу от знакомства к установлению связей. На их основе дети могут выполнять движение по слову, без показа. Первый блок знаний - представления и понятие о перечисленных параметрах движения, умение обозначать их словами и различать, умение выделять отдельные элементы, называть их; второй блок - установление значимости элементов, входящих в структуру целого, для достижения результата; третий блок - знание общих положений и закономерностей, характерных для выполнения движений, помогающих определить целесообразность выбора способа (8; 11; 15).

Исходя из этого, нам предстоит дать характеристику двигательной самостоятельности с позиции ее структурного состава и соотнести их с компонентами двигательной самостоятельности старших дошкольников.

На этот вопрос мы можем ответить, исходя из работ А. В. Кенеман (9), Г. П. Лесковой (12), Н. В. Полтавцевой (15) и др., которые занимались изучением проблемы физического воспитания дошкольников. Ими были выделены показатели самостоятельности и ее содержание.

Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями: обогащение арсенала; побуждение детей через изменение условий; постановка новых задач (9; 11).

Структурно двигательная самостоятельность учеными соотносится с самостоятельной деятельностью, под которой пони-

мается такая работа, которая выполняется без непосредственного участия педагога, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом ребенок сознательно стремится достичь поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

В этом аспекте нам близка позиция А. И. Зимней. По её определению, самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания (6, с. 124).

Для нас это важно, так как, во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной деятельности дошкольника: саморегуляция (изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т. е. собственно психическое наполнение); самоактивация (субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности); самоорганизация (свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства); самокон-

© Каримов В. Р., 2013

троль (необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне) и т. д.

Во-вторых, самостоятельная деятельность рассматривается как высший тип учебно-познавательной деятельности, требующий от ребенка достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности и доставляющий ему удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания (14; 16, с. 16-18.)

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н. Я. Михайленко), в труде (М. В. Кру-хлет, Р. С. Буре), в познании (А. М. Матюш-кин, З. А. Михайлова, Н. Н. Поддъяков), в общении (Е. Е. Кравцова, Л. В. Артёмова).

Показателями самостоятельности

старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей; умение поставить цель деятельности; умение осуществить элементарное планирование; умение реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели; а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач (4, с. 16-18).

Двигательная самостоятельность старших дошкольников непосредственно связана с двигательной активностью. Активность - это стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром и его преобразованию (21). Исследователи определяют двигательную активность как основу индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Деятельность основывается на стремлении, следовательно, на активности. Двигательная деятельность - это ансамбль двигательных действий, включенных в систему организующих идей, правил и форм с целью достижения определенного приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствование динамики этого процесса (5).

Анализируя соотношения понятий «двигательная активность» и «двигательная деятельность» мы выяснили, что активность является базисом для деятельности и определяет ее качество. А. Г. Комков определяет физическую активность, как целеустремленную двигательную деятельность человека, направленную на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации сво-

их задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей (10, с. 5-8)

В отношении детей дошкольного возраста, справедливее всего, будет использование понятия «двигательная активность», у детей такого возраста личностные структуры только начинают формироваться, в том числе и волевые, необходимые для регуляции физической активности (7, с. 60-64).

Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции воспитательных процессов (анаболизма). Особенность последних заключается не просто в восстановлении исходного состояния в связи с имевшей место очередной деятельностью развивающегося организма, а в обязательном избыточном восстановлении, т.е. необходимо постоянно обогащать наследственно предопределенный энергетический фонд. Благодаря двигательной активности ребенок обеспечивает себе физиологически полноценное индивидуальное развитие (17, с. 5).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на основе общей характеристики двигательной активности, в ней представлены компоненты: естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Как отмечает Т. И. Осокина, в двигательной активности присутствуют акты самостоятельности старших дошкольников (подходит к физкультурному уголку самостоятельно, без инициативы воспитателей, самостоятельно ставит предметы на место, воспроизводит упражнения, которым обучает воспитатель в ходе физкультурных занятий) (13).

Исследования в теории и методике физического воспитания дают ориентиры для выявления двигательной самостоятельности через компоненты, связанные с двигательной деятельностью старших дошкольников. В качестве таковых выделяются: интерес к двигательной деятельности; высокая интенсивность движений; умение управлять движениями, точное их выполнение; обогащенный состав движений и содержание деятельности в целом; творчество в двигательной деятельности; умение комбинировать движения, переносить знакомые движения в различные ситуации (20; 23; 24, с. 24-25).

В научных исследованиях существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта,

близких по сути, но имеющих собственно наполнение и специфику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности. Первая группа: содержательный компонент -знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях; оперативный компонент - разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане; результативный компонент - новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества. Вторая группа: содержательный компонент - выделение познавательной задачи, цели самостоятельной деятельности; процессуальный компонент - подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов; мотивационный компонент -потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознания деятельности (22, с. 81-82).

С этих позиций Т. С. Борисова выделяет три компонента развития самостоятельности (2, с. 131-136.):

1. Интеллектуальный - продуктивное и традиционное мышление. Формирование самостоятельности, по мнению Л. С. Выготского (1983), во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д., благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели.

2. Эмоциональный - при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.

3. Волевой - элементы воли, закладывающиеся у детей еще в преддошкольном возрасте, уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.

Исследования показывают, что старшие дошкольники уже обладают достаточным уровнем развития самостоятельности, которой присущи накопление представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознание детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане; положительное отношение к деятельности; наличие элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности (19, с. 63-64).

В качестве показателей перечисленных компонентов выделяются: стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;

умение ставить цель деятельности; осуществление элементарного планирования деятельности; реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели. Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, пони-

маемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социальноличностного созревания и готовности к школьному обучению (1).

Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), в способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность и поведение других детей. Самостоятельного ребенка отличает, прежде всего, внешне наблюдаемая уверенность. Получая положительное подкрепление и одобрение окружающих своим действиям, он становится увереннее. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у дошкольника стремление проявить себя, попробовать свои силы в новых делах. Главной же особенностью самостоятельности старших дошкольников является ее организованность; при поступлении в школу от детей потребуется не самостоятельность вообще (которая может проявляться в своеволии, нарушении дисциплины), а именно организованная самостоятельность, направленная на решение познавательных задач, способствующая безболезненной адаптации к новым условиям.

И. М. Воротилкина выделяет компоненты двигательной самостоятельности исходя из понимания самостоятельности как личностно-волевое качества, которое формируется на базе трёх компонентов афферентного синтеза функциональной системы двигательного поведения человека и проявляется в блоке принятия решения функциональной системы, обеспечивающей оптимальное психофизическое состояние человека на разных этапах онтогенеза. Автором экспериментально доказано взаимодействие компонентов (мотивационноэмоционального, когнитивного, личностнодеятельностного), определяющих различное проявление самостоятельности в двигательной деятельности. Показано, что взаи-мосодействие компонентов способствует развитию самостоятельности как волевого качества личности, но в зависимости от их влияния друг на друга приводит к разным уровням самостоятельности (3). Автор указывает, что важными компонентами являются: мотив, эмоции, воля, интерес, знания, контроль, самоконтроль, самооценка, Исследуя самостоятельность на психофизиологическом уровне, в контексте функциональной системы, обеспечивающей оптимальное психофизическое состояние чело-

века, автор отмечает, что самостоятельность в двигательной деятельности является психическим волевым качеством, во многом определяющим двигательное поведение и обусловленным соответствующими психофизиологическими механизмами (3).

Используя имеющиеся исследования, в частности, проецируя выделенные И. М. Воротилкиной компоненты самостоятельности в двигательной деятельности, мы выделили три компонента, определяющее различное проявление двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Очевидно, что для развития двигательной самостоятельности старших дошкольников, прежде всего, необходим мотивационно-эмоциональный компонент, который является ведущим формообразующим, так как развитие потребности в двигательной деятельности и мотивации двигательной активности напрямую определяют и самостоятельность в двигательной деятельности.

Анализ научной и научно-методической литературы показал, что формирование двигательной самостоятельности старших дошкольников важно рассматривать с позиций рационального управления двигательной деятельностью. Направленность занятий в спортивном комплексе для детей и подростков должна воздействовать прежде всего на мотивационную сферу. Эмоциональная составляющая мотивационноэмоционального компонента двигательной самостоятельности выражает отношение, интерес, избирательность к предмету действия; формирующееся на основании инициативы и инициирующая собственную деятельность. Мотивационно-эмоциональный компонент реализуется через систему образовательных и воспитательных мероприятий, через развитие интереса к физической культуре и спорту. Данный компонент усиливает и направляет познавательную и двигательную активность, формирует потребность в развитии самостоятельности и активности в двигательной деятельности, установку на успехи в выполнении физических упражнений, спортивных достижений. Мотивационно-эмоциональный компонент превалирует, так как развитие потребности в двигательной деятельности и мотивации двигательной активности напрямую определяют и самостоятельность в двигательной деятельности. Мотивационно-эмоциональный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, волевых усилий, на-

правленных на практическую и познавательную деятельность.

Когнитивный компонент может непосредственно влиять на развитие двигательной самостоятельности, а может опосредованно, за счет стимулирования мотивации двигательной активности. Когнитивный компонент формирует когнитивную сферу через создание личностно ориентированной системы знаний, которые обеспечивают систематичность, последовательность знаний о роли физической культуры и спорта в жизнедеятельности человека. Когнитивный компонент (познавательный) - способность дифференцировать целое на части, интегрировать из частей целое (выделять формы взаимоотношений между компонентами движений, определять свойства частей целого и их соотношение, обобщать разнообразные представления о мире движений).

Личностно-деятельностный компонент выражается в субъектности личности и сопровождается демонстрацией собственного личностного отношения к объекту; формированием на основе отношения инициатив - желания проявить активность к избранному объекту; трансформацией инициативности в собственную деятельность; осуществлением деятельности на основе собственного выбора. Качествами, характеризующими дошкольника как субъекта деятельности, выступают интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью, самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности, творчество при выборе содержания деятельности и средств ее реализации (18, с. 68-75)

Личностно-деятельностный компонент обеспечивает мотивационную готовность к самостоятельной двигательной деятельности, способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, обеспечивает практическое применение знаний, умений и навыков в самостоятельной двигательной деятельности, способствует самосознанию, овладению приёмами совершенствования собственной личности, формирует креативный подход к самостоятельной двигательной деятельности, способствует развитию интереса к физической культуре и спорту.

Целостное единство названных компонентов выражается в поведенческом направлении детей, для которого характерны избирательность или свобода выбора, автономность, самостоятельность, творчество.

При этом собственная активность ребенка определяется им самим, детерминируется его внутренним состоянием. Дошко-

льник в этом выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения (18, с. 68).

Названные компоненты двигательной самостоятельности находятся во взаимосвязи, и формирование двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста проходит успешно, когда в процессе формирования ее оказывают позитивное влияние все три компонента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев В. В. Психологические условия организации совместной деятельности школьников: Автор дисс.... канд. псих. наук. М.1986.

2. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 1 (103).

3. Воротилкина И. М. Педагогическая система развития самостоятельности в двигательной деятельности детей и учащейся молодежи : автореф. дис.... д-ра пед. наук. Хабаровск, 2006.

4. Воротилкина И. М. Развитие самостоятельности в онтогенезе // Физическая культура воспитание, тренировка . 2005. №4.

5. Горбунов Г. Д., Горбунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. М. : Академия, 2009.

6. Зимняя А. И. Педагогическая психология : учебник для вузов. М. : Логос, 2000.

7. Исаенко Ю. М. Двигательная активность и развитие личности дошкольника. Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы. Ч. 1 : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 21 ноября 2007 г) : Белгородский РИПК и ППС, 2007.

8. Канеман А. В., Хухлаева Д. В. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплект-

ном детском саду : кн. для воспит. дет. сада. М. : Просвещение, 1992.

9. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного воз-

раста : учеб. для студентов пединститутов. М. : Просвещение, 1985.

10. Комков А. Г. Формирование физической активности детей и подростков как социальнопедагогическая проблема // Теория и практика физ. культуры. 2003. N3.

11. Лескова Г. П. Физическое воспитание детей: учеб. пособие. Л., 1972.

12.Л ескова Г. П., Ноткина Н. А. Влияние физкультминутки на физическое состояние и умственную работоспособность детей. М. : ФиС, 1983.

13. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М. : Просвещение, 1973.

14. Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся. М. : Педагогика, 1972.

15. Полтавцева Н. В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет. М. : Просвещение, 2004.

16. Рунова М. А. Двигательная активность старших дошкольников и её регулирование // Дошкольное воспитание. 1984. № 3. - С. 16-18.

17. Сухарев А. Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. М., 1976.

18. Поддьяков Н. Н. Проблемы психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. 2001. №9.

19. Снигур М. Е. Формирование модели двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с оздоровительной направленностью // Успехи современного естествознания. 2009. № 3.

20. Усаков В. И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников. Красноярск, 1989.

21. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М. : Владос, 1995.

22. Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников. Мн., 1991.

23. Шептицкий Д. М. Исследование двигательной активности (основных локомоций) дошкольников 5-7 лет : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1971.

24. Юрко Г. П. Организация двигательной активности детей // Дошкольное воспитание. 1979. №10.

Итак, рассматривая двигательную самостоятельность старших дошкольников как интегративное свойство личности, подчеркнем, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.

Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. А. Е. Терентьев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.