ФОРМИРОВАНИЕ РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЬНОМ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
УДК/UDC 796.011
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 04.01.2015 г.
Кандидат педагогических наук М.Е. Снигур1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова2 Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Лосев2 О.Н. Кизаев1
1 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут
2 Сургутский государственный университет, Сургут
FORMATION OF MOTOR MODE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITHIN IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD
Ph.D. M.E. Snigur
Associate professor, Ph.D. N.V. Peshkova2 Associate professor, Ph.D. V.Yu. Losev2 O.N. Kizaev1
1 Surgut State Pedagogical University, Surgut
2 Surgut State University, Surgut
Аннотация
Полноценная организация оздоровительной деятельности - важнейшее направление работы детского дошкольного учреждения. В условиях развития национальной системы образования цель дошкольного воспитания - обеспечить надлежащее физическое и психическое здоровье детей, их полноценное развитие, готовность к обучению в школе. Достижение этой цели возможно при условии полноценного физического воспитания, показатель эффективности которого - уровень двигательной активности Представлен режим двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. Метод шагометрии позволил выявить двигательную активность детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. Обоснован режим двигательной активности с разными видами двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. В результате исследования выявлено, что повышение уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС предполагает изменение объема, и интенсивности нормированной ДА детей в режиме дня при сохранении общей структуры режимных моментов за счет сокращения их организационной части и перераспределения содержания форм занятий физическими упражнениями в режиме ДА, имеющих разные виды деятельности. В результате исследования у детей экспериментальной группы улучшились показатели, характеризующие общую выносливость, скоростно-силовые, скоростные, координационные способности (р<0,05) в сравнении с детьми контрольной группы.
Ключевые слова: двигательная активность, режим двигательной активности, виды двигательной деятельности, непосредственно образовательная деятельность.
Annotation
Full organization of recreational activity is a major guideline of a preschool institution. Within the development of the national educational system the goal of preschool education is to ensure proper physical and mental health of children and their full development and readiness for school studies. The goal can be obtained in case of full-value physical education, the efficiency of which is measured by the level of motor activity.
The motor mode of senior preschool children within the implementation of the federal state educational standard was presented. Thanks to the pedometry method motor activity of senior preschool children was revealed within the implementation of the federal state educational standard. The motor mode with different types of motor activity of senior preschool children within the implementation of the federal state educational standard was approved. As seen from the study, an increase of the level of physical development of senior preschool children within the implementation of the federal state educational standard involves changing volume and intensity of normalized motor activity of children in the daily routine, while maintaining the overall structure of the regime moments by reducing their organizational aspects and redistributing the content of forms of physical exercises in the motor mode with different types of activity. As a result of the studies children of the experimental group improved their indicators of overall endurance, speed-strength, speed, coordinating abilities compared to those in the control group.
Keywords: physical activity, motor mode, types of physical activities, educational activities.
Введение. В Российской Федерации модернизируется система образования с целью повышения его качества, доступности, поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения здоровья.
Полноценная организация оздоровительной деятельности -важнейшее направление работы детского дошкольного учреждения [1]. В условиях развития национальной системы образования цель дошкольного воспитания - обеспечить надлежащее физическое и психическое здоровье детей, их полноценное развитие, готовность к обучению в школе. Достижение этой цели
возможно при условии полноценного физического воспитания, показатель эффективности которого - уровень двигательной активности (ДА) [2-4].
Цель исследования - экспериментально проверить и обосновать режим ДА детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведения констатирующего этапа эксперимента нами рассмотрена характеристика двигательного режима детей старшего дошкольного возраста в муниципальном бюджетном дошколь-
ном образовательном учреждении - детском саду комбинированного вида «Колокольчик» муниципального образования города Ноябрьска и выявлены приоритетные формы занятий физическими упражнениями и их продолжительность, подсчитан суммарный объем ДА. В детском саду «Колокольчик» используются разные формы занятий физическими упражнениями в режиме ДА, но акцент сделан на образовательных, оздоровительных и коррекционных формах, суммарный объем которых составляет 3,38, что значительно отличается от норм, предъявляемых ФГОС.
В ходе констатирующего этапа эксперимента методом ша-гометрии было выявлено, что ДА детей старшего дошкольного возраста в течение дня распределяется неравномерно: наибольшая активность детей наблюдается во время прогулок и на занятиях физической культурой.
В ходе эксперимента нами выявлено, что ДА детей изменяется и по дням недели. Наиболее высокая активность отмечается
в понедельник (7545 ± 271) и вторник (7463 ± 203), а в остальные дни недели она снижается. Минимальная ДА (5583±470) отмечается в субботу.
Таким образом, обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что основные показатели ДА детей старшего дошкольного возраста составляют лишь 50 % от рекомендованной нормы. Поэтому возникает необходимость в формировании режима ДА детей в дошкольном учреждении.
Для проведения формирующего этапа эксперимента нами обоснован двигательный режим, состоящий их разных видов деятельности (табл. 1). При разработке рационального двигательного режима не только учитывалось обеспечение удовлетворения биологической потребности детей в ДА, но и предусматривалось ее рациональное содержание в условиях реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Формы занятий физическими упражнениями с разнообразными видами двигательной деятельности в режиме ДА
Таблица 1. Режим двигательной активности с разными видами двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Формы занятий физическими упражнениями Среднее колич. локомоций, шагов 1, мин Колич. раз в неделю Интенсивность физических нагрузок
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Утренняя гимнастика Музыкально-ритмические движения Элементы аэробики 1700-3800 10-15 7 Низкая ЧСС (110-130 уд/мин) Средняя (130-150 уд/мин) Высокая (150-170 уд/мин)
Физкультминутки Игры с элементами логоритмики Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика 120-165 3-5 5 Низкая ЧСС (110-130 уд./мин)
Динамическая разминка в форме: физических упражнений танцевальных движений; п/игр малой и большой подвижности 500-700 10 5 Низкая ЧСС (110-130 уд/мин) Средняя (130-150 уд/мин)
Подвижные игры Во время утреннего приема детей 650-1200 15-20 5 Средняя (130-150 уд/мин)
Оздоровительная ходьба Во время прогулок 730-1350 25-30 7 Низкая ЧСС (110-130 уд/мин)
Подвижные игры на прогулке Сюжетные Бессюжетные Игры-забавы Соревнования Эстафеты Аттракционы 1550-3500 25-30 7 Низкая ЧСС (110-130 уд./мин) Средняя (130-150 уд./мин) Высокая (150-170 уд./мин)
Индивидуальная работа по развитию движений 1050-1500 15 5 Низкая ЧСС (110-130 уд/мин) Средняя (130-150 уд/мин) Высокая (150-170 уд/мин)
Гимнастика после сна с элементами корригирующих упражнений с контрастными воздушными ваннами 570-720 10 5 Низкая ЧСС (110-130 уд/мин) Средняя (130-150 уд/мин)
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Домашнее задание по физической культуре 1500-3000 25 7 Низкая ЧСС (110-130 уд/мин) Средняя (130-150 уд/мин) Высокая (150-170 уд/мин)
Занятия по физической культуре Тематические сюжетно-игровые, игровые интегрированные,и контрольно-проверочные 1700-3800 30 3 Низкая ЧСС (110-130 уд/мин) Средняя (130-150 уд/мин) Высокая (150-170 уд/мин)
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке 1800-2100 30-40 7 Низкая ЧСС (110-130 уд/мин) Средняя (130-150 уд/мин) Высокая (150-170 уд/мин)
Организованная и самостоятельная двигательная активность в группе 1200-1505 30-35 5 Низкая ЧСС (110-130 уд/мин) Средняя (150-170 уд/мин)
Полоса препятствий с использованием разнообразных модулей 900-1500 10 2 Средняя (150-170 уд/мин)
ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Игровые тренировки Кружок «Здоровый дошкольник» 1700-3800 25-30 2 Средняя (130-150 уд/мин) Высокая (150-170 уд/мин)
Пешие прогулки и экскурсии 1200-2500 40-60 1 -2 р сезон Средняя (130-150 уд/мин) Высокая (150-170 уд/мин)
Праздники, развлечения Между группами по возрастам Совместно с родителями 1500-3200 40-50 1 в кв Средняя (130-150 уд/мин) Высокая (150-170 уд/мин)
№ 3 • 2015 Март | МагсИ
http://www.teoriya.ru
87
Таблица 2. Сравнительные показатели физического развития детей старшего дошкольного возраста, М ±m
Индексы До эксперимента t1 расч р1 После эксперимента t1 расч р2
ЭГ КГ ЭГ КГ
Кетле 14,6±2,92 15,4±3,06 1,7 > 0,05 16,8±1,4 17,8±2,2 2,09 <0,05
Робинсона 104±4,82 105±6,93 1,0 > 0,05 98,1±3,02 95±4,9 2,11 <0,05
Скибинского 223±36,04 233±25,22 1,2 > 0,05 361±29,01 301±26,41 3,04 <0,05
Руфье 18,0±1,08 17,7±1,84 1,2 > 0,05 14,4±3,52 16,8±2,49 2,32 <0,05
Шаповаловой 54,8±10,61 57,6±8,23 1,6 > 0,05 83,4±9,31 71,1±7,14 2,25 <0,05
Таблица 3. Сравнительные показатели уровней физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, М ±m
Наименование тестов До эксперимента t1 расч. р1 После эксперимента t1 расч. р2
ЭГ КГ ЭГ КГ
Бег на 30 м 6,5±0,10 6,6±0,04 2 > 0,05 5,8±0,08 6,2±0,08 2,6 <0,05
Вис, с 5,4±0,87 3,8±0,76 1,4 > 0,05 10,4±0,87 6,2±0,97 3,2 <0,05
Бег на 300 м, мин, с 87±0,74 88±0,73 1 > 0,05 72±0,31 81±0,37 2,3 <0,05
Прыжок в длину с места, см 102±6,49 106±7,58 1,7 > 0,05 115±5,46 108±1,30 2,4 <0,05
Подъем туловища за 30 с, раз 11,7±0,9 11,5±0,87 0,2 > 0,05 17,9±0,78 14,7±1,19 2,2 <0,05
Гибкость, ± см 6,8±0,87 6,8±1,19 0,4 > 0,05 12,1±1,62 8,7±1,08 2,4 <0,05
детей старшего дошкольного возраста состоят из основных характеристик: объема, продолжительности и интенсивности физических нагрузок, а также времени их проведения и числа локомоций.
В ходе формирующего эксперимента нами выявлено, что наиболее высокая ДА в экспериментальной и контрольной группах отмечается в понедельник. Это говорит о том, что в выходные дни потребность детей в ДА не была реализована на должном уровне (см. рисунок).
Это определяется не столько биологической потребностью ребенка в движении, сколько факторами социального характера: организацией педагогического процесса, условиями внешней среды, воспитанием и обучением.
Сравнивая средние показатели суточного объема двигательной активности в среду, мы видим, что в экспериментальной группе этот показатель составил (11329±217,4), что значительно превышает показатели контрольной группы (9358±249,7) и статистически достоверно (р<0,05).
Таким образом, значительное увеличение объема ДА детей в экспериментальной группе достигалось путем более интенсивной ежедневной физической нагрузки, которая включала игровую деятельность.
Сравнительные показатели индексов физического развития (табл. 2) позволили выявить, что показатели индекса Кетле в экспериментальной группе (16,8±1,4) отличаются от таковых в контрольной (17,8±2,2). В экспериментальной группе произошли значительные изменения в гармоничности телосложения и соответствии длины и массы тела (р<0,005). В контрольной группе значимых сдвигов не произошло
Полученные результаты по индексу Робинсона в экспериментальной группе составили 109,8±10,27, в контрольно»!
11748
О 2000 4000 6000 8000 10000 12000 14000
■ Экспериментальная ■ Контрольная
*- достоверность по сравнению с экспериментальной группой Д - максимальный объем двигательной активности Недельная динамика суточного объема двигательной активности детей старшего дошкольного возраста (количество локомоций)
ной - 97,7±10,29, что подтверждает достоверность различий между группами (р<0,05). Детям, имеющим незначительные нарушения в регуляции сердечно-сосудистой системы, рекомендованы циклические упражнения умеренной интенсивности и скоростно-силовые нагрузки.
Анализ показателей индекса Скибинского выявил, что в экспериментальной группе функциональные возможности системы дыхания и устойчивость организма к нагрузкам значительно возросли (361 ±29,01) по сравнению с таковыми в контрольной (301±26,41).
Показатели индекса Руфье в экспериментальной группе продемонстрировали, что реакция сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку значительно выше (14,4±3,52), чем у девочек контрольной группы (16,8±2,49). Это подтверждает достоверность результатов (р<0,05) по данному индексу.
Анализ оценки индекса Шаповаловой позволил выявить, что в экспериментальной группе в развитии силы, быстроты и скоростной способности произошли более значительные изменения (83,4±9,31), чем в контрольной группе (71,1±7,14), это говорит о тренировочном эффекте двигательного режима.
В экспериментальной группе показатель индекса Робинсона повысился (73,1±6,94) с достоверностью р<0,05. В контрольной группе этот показатель незначительно повысился (97,7±10,29), это свидетельствует об имеющихся незначительных нарушениях в регуляции сердечно-сосудистой системы.
Сравнительные показатели уровней физической подготовленности после эксперимента выявили значительное повышение результатов в экспериментальной групп. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что в экспериментальной и контрольной группах произошло улучшение результатов, характеризующее уровень их физической подготовленности. Вместе с тем в экспериментальной группе процесс протекал более интенсивно (табл. 3).
Заключение. В результате исследования выявлено, что повышение уровня физического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС предполагает изменение объема, и интенсивности нормированной ДА детей в режиме дня при сохранении общей структуры режимных моментов за счет сокращения их организационной части и перераспределения содержания форм занятий физическими упражнениями в режиме ДА, имеющих разные виды деятельности. В результате исследования у детей экспериментальной группы улучшились показатели, характеризующие общую выносливость, скоростно-силовые, скоростные, координационные способности (р<0,05) в сравнении с детьми контрольной группы.
Литература
1. Повзун А.А. Оценка эффективности оздоровительной работы средствами физической культуры по состоянию неспецифической адаптоспособности организма ребёнка в условиях детского дошкольного учреждения /А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.Н. Нерсисян // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 4. - С. 90-93.
2. Синявский Н.И. Режим двигательной активности детей 6-7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобъя: монография / Н.И. Синявский, М.Е. Снигур. - Ханты-Мансийск: Изд. дом «Новости Югры», 2012. - 164 с.
3. Снигур М.Е. Повышение двигательной активности детей 6-7 лет, проживающих в природно-климатических условиях Среднего Приобья / М.Е. Снигур, Н.И. Синявский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 20-24.
4. Снигур М.Е.Режим двигательной активности детей 6-7 лет в гипокомфортных условиях Среднего Приобья: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011. - 24 с.
References
1. Povzun, A.A. Otsenka effektivnosti ozdorovite'noy raboty sredstvami fizicheskoy ku'tury po sostoyaniyu nespetsificheskoy
adaptosposobnosti organizma rebenka v usloviyakh detskogo doshkol'nogo uchrezhdeniya (Measurement of efficiency of health-improving work by means of physical culture on the basis of nonspecific adaptability of a child in a preschool institution) / A.A. Povzun, V.V. Apokin, N.N. Nersisyan. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury.
- 2012. - № 4. - P. 90-93.
2. Sinyavskiy, N.I. Rezhim dvigatel'noy aktivnosti detey 6-7 let v gipokomfortnykh usloviyakh Srednego Priob'ya: monografiya (Motor mode of 6-7-year-olds in hypocomfortable conditions of the Middle Ob region: monograph) / N.I. Sinyavsky, M.E. Snigur. - Khanty-Mansiysk: Novosti Yugry, 2012. - 164 P.
3. Snigur, M.E. Povyshenie dvigatel'noy aktivnosti detey 6-7 let, prozhivayushchikh v prirodno-klimaticheskikh usloviyakh Srednego Priob'ya (Increasing physical activity of 6-7-year-olds, living in the climatic conditions of the Middle Ob region) / M.E. Snigur, N.I. Sinyavsky. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka.
- 2010. - № 5. - P. 20-24.
4. Snigur, M.E. Rezhim dvigatel'noy aktivnosti detey 6-7 let v gipokomfortnykh usloviyakh Srednego Priob'ya: avtoref. dis. kand. ped. nauk (Motor mode of 6-7-year-olds in the Middle Ob hypocomfortable conditions: abstract of Ph.D. thesis). - St. Petersburg, 2011. - 24 P.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК/UDC 796.011
ИНТЕГРАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
Поступила в редакцию 30.01.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Пешкова1
1Сургутский государственный университет, Сургут
Ключевые слова: студенческий спорт, физическое воспитание, этап спортивной ориентации, мотивация, интеграция.
Введение. За последнее время произошли достаточно ощутимые изменения в отношении понимания роли студенческого спорта в личностном становлении молодых людей, рассмотрении его как неотъемлемой составляющей образовательного пространства вуза.
В связи с этим актуальной остается задача выявления наиболее эффективных путей развития студенческого спорта, признается, что ее решение требует комплексного системного подхода. Причем необходимо понимать, что студенческий спорт - это не только организация и проведение различных соревнований, создание спортивных клубов. Важно создать условия, в которых будет происходить освоение ценностей физической культуры и спорта, воспитание широких социальных мотивов и осознание важности включения молодежи в физкультурно-спортивную деятельность, в том числе как средства саморазвития и самореализации [1].
Считаем, что задача приобщения молодых людей к студенческому спорту во многом может быть решена посредством его интеграции в систему физического воспитания в процессе реализации спортивно ориентированного подхода.
Спортизация и положенная в ее основу элективная дифференциация позволяют вовлекать студентов в самоанализ собственных умений и навыков, планирование предстоящей деятельности, а также воспитание ответственности за собственный выбор. В контексте вышесказанного особую актуальность приобретает вопрос эффективной организации этапа спортивной ориентации студентов [2, 3].
Цель исследования заключалась в изучении организационных аспектов спортизации физического воспитания в вузе и дальнейшей разработке мер по повышению эффективности этапа спортивной ориентации студентов.
Организация и результаты исследования. В проведенном анкетировании приняли участие студенты-первокурсники различных институтов Сургутского государ-
ственного университета (41 юноша и 38 девушек). Основной задачей было выявление возникших затруднений в выборе видов двигательной активности. На вопрос «Трудно ли Вам было определиться с выбором вида спорта» 68,3 % юношей ответили, что они полностью уверены в своем выборе, тогда когда девушки разделились на две группы, из них 41,6 % полностью уверены в своем выборе и почти столько же (39,6 %) до сих пор не уверены в нем. При выборе вида двигательной активности юноши в основном руководствуются тем, что они уже занимались ею и решили дальше совершенствоваться в ней (58,5 % студентов); девушки, определяя причину выбора, в 45,7 0% случаев объясняют это тем, что данный вид им понравился на первом курсе и они хотят овладевать двигательными умениями и навыками в этой области в дальнейшем. Студенты также считают, что повысить эффективность выбора и избежать ошибок им помогут встречи-знакомства с выдающимися спортсменами университета и округа, показательные выступления, углубленное знакомство с видами спорта на теоретических занятиях.
Заключение. Результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что многие студенты испытывают затруднения в выборе вида двигательной активности. В настоящее время в СурГУ разработан и реализуется план мероприятий по повышению эффективности работы с первокурсниками на этапе спортивной ориентации. Литература
Лубышева Л.И. Потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 6. - С. 8-13. Пешкова Н.В. Проектирование системы управления развитием студенческого спорта в современном вузе / Н.В. Пешкова, А.А. Пешков // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 5. - С. 83-85.
Пешкова Н.В. Спортизация физического воспитания как условие развития студенческого спорта в вузах неспортивного профиля / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева, А.А. Пешков // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 12. - С. 88-95.
Информация для связи с автором: [email protected]
1.
2.
3.
№ 3 • 2015 Март | March
http://www.teoriya.ru
89