имитационного моделирования конкретной ситуация. Участники игры анализируют ситуации практической деятельности и варианты последствий принятых решений. При этом происходит освоение новой информации и развитие умений. Подведение итогов - обязательный этап игры, ее логическое завершение - позволяет оценить различные варианты решений, глубину знаний участников и их умений.
Опыт проведения учебно-деловых игр приводит нас к выводу о том, что ведущий игры, чаще всего им выступает педагог, предотвращает непонимание между участниками, неадекватность восприятия, возникновение конфликтов. Следует подчеркнуть, что в развитии познавательной деятельности учитель играет важную роль. Значение имеет стиль общения, качества личности педагога. Умение увидеть успехи каждого, хвалить, ненавязчиво обращать внимание на недоработку, ошибку. Важны доброжелательным, желание и умение поддержать, прийти навстречу учащимся, умение создавать положительный климат на уроке, учитывать индивидуальные возможности детей, Педагог обучает детей наблюдательности, самостоятельной постановке проблем, способам получения информации, учит постановке вопросов.
Педагогический труд, направленный на развитие познавательной активности учащихся в ходе организации и проведении учебно-деловой игры, способствует благоприятному климату в ученическом коллективе, повышению качества знаний учащихся, продвигает ребенка в общем развитии, помогает учащимся преодолевать дидактические трудности, созда-
ет условия для взаимопонимания педагога и обучающихся, ситуации их сотрудничества.
Литература:
1. Иванникова Я.В; Дидактические основы активизация учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях // Сибирский учитель. - 2017. ■■■ №2(111). - С. 48-51.
2. Иванникова Л.В. Методы и формы в неаудитор ной работы, способствующие развитию познавательной активности студентов // Наука и образование: новое время. - 2015. - №5 (10). - С. 108-111.
3. Назарова В.И., Бузни В.Д. Развитие познавательной активности младших школьников в учреждениях дополнительного образования П Прак тические аспекты дошкольной и школьной педагогики.: сб. ст. по материалам I! Междунар. заочной научи.-пракг. конф. - Новосибирск : Си-6АК, 2016.-С. 43-49.
4. Новейший психолого'педагогический словарь /сост. Е.С.Рапацевич; под общ, ред. АЛ. Астахова. -Минск : Современная школа, 2010. - 928 с.
5. Плотникова Е.!:. Развитие познавательной активности детей в условиях материнской школы монография. - Борисоглебск: БГПИ, 2012.- 150 с,
6. Сергеева Б.В. Дидактическое обеспечение развития профессионально'познавательной актив ности будущего педагога начального образования : монография / под общ, ред. Г.Ж. Микеровой. Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2014. - 198 с.
1. Харламов И,Ф. Как активизировать учение школьников: дидактические очерки. - Минск, 1975.
8. Шмакова М.В., Шмакова М.И. Формирование познавательных процессов в познавательной активности у детей с нарушениями речи / Образование в России: опыт, проблемы и перспективы развития : по материалам Всероссийской и меж вузовской научно-практических конференций / под ред. доцента, к.п.н. B.C. Морозовой. - Сергиев Посад : ИД Канцлер, 2017. - С. 63 70,
9. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1971.
о
CXJ
-0 X
Q з:
со
СУ
ел
-Z.
S
65
FORMATION OF INTEREST IN SPORTS ACTIVITIES IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Is torn in Sergey Olegovkh, Deputy Director, Sverdlovsk region sports school of the Olympic reserve hockey Spartacus, Ekaterinburg
The urgency of the problem of the formation of interest in sports activities in children of preschool age is due to the importance of this activity, which is defined in the context of physical education as a characteristic of the activity that during preschool childhood lay, the foundations of motor activity necessary to: further improvement, inculcation of interest in physical culture. In the article (he author substantiates the relevance of the formation of interest in sports activities in children of preschool age, reveals the essence of interest as the main factor in the development ofpersonality, the theoretical basis of the formation of interest in sports activities, prescribes pedagogical conditions that create opportunities for the formation of this quality of personality the need for sports activities at this stage of development of childhood
Keywords; interest; interest in sports activity; pedagogical conditions of interest formation to sports activity.
УДК 37
ВАК РФ 13,00.04
Ф Истомин СО., 2019
ш S
О ш
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Актуальность проблемы формирования интереса к спортивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста обусловливается значимостью этой деятельности, которая определяется в контексте физического воспитания как характеристика деятельности, которая в период дошкольного детства закладывает основы двигательной активности, необходимой для дальнейшего совершенствования, привития интереса к физической культуре, В статье автором обосновывается актуальность формирования интереса к спортивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, раскрывается сущность интереса как главного фактора в развитии личности, теоретические основы формирования интереса к спортивной деятельности, прописываются педаго гическиеусловия, создающие возможности ДЛЯ формирования данного качества личности, потребность в спортивной деятельности на данной стадии развития детства
Ключевые слова; интерес; интерес к спортивной деятельности; педагогические условия формирования интереса к спортивной деятельности.
< а
ш
66
ИСТОМИН Сергей Олегович, заместитель директора. Свердловской области спортивная школа олимпийского резерва по хоккею Спартаковец, Екатеринбур/
Социально-экономические изменения в современном обществе коснулись в том числе и подходов к образованию детей старшего дошкольного возраста, в условиях которого необходимо сочетание различных видов деятельности с различными формами образовательного процесса. Решение проблем формирования всесторонне гармонично развитой личности видится уже на ранней стадии спортивной специализации в приобщении детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности, формировании потребности е двигательной активности, интереса к ней. Это, в свою очередь, обусловлено постановкой важной педагогической задачи -содействие осмыслению детьми значимости спортивной деятельности для развития сипы, быстроты, координации, ловкости как важных физических качеств.
Интерес к спортивной деятельности, его формирование обуславливает анализ его определений в имеющихся научных исследованиях. В общем контексте он представляется как форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности, что способствует ознакомлению с новыми фактами, отображению действительности 14]; рассматривается интерес как общественное явление. "Интересы, как и потребности представляют собой род общественных отношений, они не существуют сами по себе, абстрактно, вне лиц, социальных групп, классов и иных сил, которые выступают в качестве их носителей" [2]; форма проявления мотивированной познавательной деятельности человека; в нем сочетаются ценности, эмоции, эмоциональная привлекательность и осмысленная позиция, проявляется интерес о внимании, восприятии, памяти, мышлении и направленности личности [8]. Можно сказать, что интерес есть тот механизм, который направляет психические процессы, активизирует деятельность познавательного характера, способствует проявлению соответствующих склонностей.
Если исходить из общего понимания интереса, описанного в определениях, то интерес к спортивной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать как познавательную потребность в движении, как стремление к занятиям спортивной деятельностью, как желание достичь уважительного отношения к себе как обладателю физических качеств, как эмоциональный от-
клик на получение позитивного удовлетворения спортивной деятельностью.
Формирование интереса к спортивной деятельности детей дошкольного возраста мы осуществляем в условиях детского спортивного комплекса, в котором дети приобщаются к спортивной игре хоккей с шайбой. Формирование интереса к спортивной деятельности детей дошкольного возраста основано на соблюдении научногосопровождения, выраженного в методологических подходах к организации данного процесса.
Деятельностный подход, основная идея которого заключена во включенности детей в деятельность, выступает средством становления и развития его субьектности и предполагает активное включение ребенка в различные виды спортивных игр, формирование рефлексии собственного двигательного поведения [10, С4],
В нашем контексте деятельностный подход предусматривает учет возрастной сензитив-ности детей данного возраста, результативность спортивной деятельности ребенка, мотивированность двигательной активности и самостоятельности, рефлексия двигательной деятельности в определенном виде спорта. Индивидуальный подход предусматривает координацию физической нагрузки, выбор видов двигательной деятельности с учетом состояния здоровья и физических возможностей ребенка; учет уровня физического развития и физической подготовленности, степени овладения детьми основными видами движений [12].
Индивидуальный подход определяет выбор оптимальных форм и методов приобщения детей к спортивной деятельности, означает поддержку и развитие детской индивидуальности [13].
Личностно-ориентированный подход значим для нас тем, что лроецируясь на спортивную деятельность он создает возможности для раскрытия личности в спортивной деятельности, двигательного потенциала ребенка, необходимого для применения в специальной спортивной подготовке, обеспечивает радость и удовлетворение от достиг ну то го успеха, преодоления двигательной трудности [9, С.7).
Рефлексивный подход - обеспечивает осознание детьми значимости осуществляемой спортивной деятельности, позволяет им понять и войти в позицию: "чего хочу, почему хочу, зачем хочу совершить то или иное действие", что позволяет становиться в активную позицию выбора двигательной деятельности,
оценить реализацию и качество своей двигательной активности [11].
На основе данных методологических подходов формирование интереса к спортивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского спортивного комплекса обеспечивается успешный характер осуществления формируемого качества, создаются педагогические условия, необходимые для органической связи организуемых спортивных игр и учета желаний ребенка и его физических, возрастных, личностных особенностей.
В качестве педагогических условий, необходимых и достаточных для формирования интереса к спортивной деятельности детей старшего дошкольного возраста, мы выделяем: обогащение представлений детей о многообразных видах спорта, о спортивных играх, об особенностях игры хоккей с шайбой; эмоцио-, нальная окрашенность спортивных занятий;-включенность детей в двигательные инсценировки, проблемно-двигательные ситуации; создание ситуации радости и успеха.
Включенность детей в двигательные инсценировки и проблемно-двигательные ситуации [14, С.11] связано с двигательным творчеством, посредством которого они осмысливают предлагаемый двигательный материал, самостоятельно "изобретают новые движения". В таком двигательном творчестве дети видят себя различными предметами живой и неживой природы, дают названия новым упражнениям и создают сюжет двигательно-спортивной игры с новыми, ими полученными двигательно-спортивными продуктами в движении. Данное условие не противоречит задачам воспитания двигательных способностей детей, формированию жизнерадостного, инициативного ребенка, владеющего своими движениями, "готового к активному и творческому развитию" (1 ].
Обогащение представлений детей о многообразных видах спорта, о спортивных играх, об особенностях игры хоккей с шайбой предусматривает составление образовательно-воспитательного комплекса мероприятий, направленного на формирование интереса к спортивной деятельности, который включает в себя:
- планирование персонально-групповых контактов с известными спортсменами;
- показ фильмов о спортивных достижениях (с учетом возрастных особенности познавательной сферы старших дошкольников);
- поиск в мультфильмах спортивных движений у героев и их последующий анализ (верно/неверно выполняют);
о си
-О X
з:
си
ел
-г.
Ё
67
ш S
О ш
<
С1 ш
*
68
- составление вместе с детьми спортивной живописной галереи (репродукции на спортивную тематику), фотогаллереи;
- вовлечение детей в различные спортивные игры.
Особый интерес у детей вызывают мультипликационные фильмы о спорте, олимпиаде. Подбирается банк мультипликационных фильмов, содержание и сюжет которых сосредоточен на спортивных играх, соревнованиях, в которых участвуют герои.
В такой банк можно рекомендовать следующие мультфильмы:
- "Метеор на ринге",
- "Шайбу, шайбу",
- "Матч-реванш"
- "Футбольные звезды"
- "Приходи на каток"
- "Необыкновенный матч"
-"Чемпион"
- "Спортландия и др.".
Герои этих мультфильмов: команда зайцев, команда медведей, осуществляющих спортивную деятельность, дают возможность детям погрузиться в спорт высших достижений. Жители из мультфильма "Спортландия" привлекают детей к здоровому образу жизни, А вдохновляющие мультфильмы, посвященные истории Олимпийских игр {"От Олимпа до Атланты", "Олимпионики"), дают представление о важности спорта и знакомят детей с тем, как на протяжении веков спортивные игры объединяли людей, формировали у них физические и волевые качества, необходимые для выживания в сложных условиях.
Педагогическая идея подборки мультфильмов направлена на то, чтобы создать вдохновение у детей жить спортивно и активно. При этом потенциально мультфильмы о спорте создают возможности для формирования у детей здорового спортивного мышления, мотивирования к овладению жизненно важными активностями, вызвать интерес к спортивным играм и спортивной деятельности.
Обогащение детей знаниями о спортивной деятельности, спорте, спортивных играх значительно ощутимо при ознакомлении их с различными видами спорта, спортсмензми, а проведение экскурсии на стадион, детский спортивный манеж, детский спортивный комплекс, рассматривание иллюстраций о спорте вызывает интерес, желание заниматься.
Выделение эмоциональной окрашенности занятий как одного из условий формирования интереса к спортивной деятельности обусловлено требованием создавать такие условия, в
которых физические возможности ребенка полностью раскроются, а постоянной заботой педагога-тренера является создание и поддержание радостного настроя дошкольников, учитывать, что выполнение физкультурно-спор-тивных упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат (3].
Эмоциональная окрашенность спортивных занятий для детей старшего дошкольного возраста сопровождается организаций деятельности, в которой необходимо учитывать роль радости, сильных переживаний, интерес к результатам игры,увлеченность детей, посредством которых снимается нервное напряжение, а эмоции выражаются естественно и свободно, что характерно для детей данного возраста. Интеграция физкультурной и спортивной деятельности, экстраполяций их в подвижную игру, оснащенную правилами направлены не только на формирование двигательных качеств ребенка, но и развитие психических функций и эмоциональной сферы.
Для создания эмоционально-окрашенной атмосферы занятий используется музыкальное сопровождение как один из способов инициирования вхождения детей в ситуациюэмоци-ональной радости, удовольствия от выполнения упражнений и двигательных действий. Таковым музыкальным сопровождением являются музыкально ритмические произведения, музыкальные произведения маршевой тематики, песенный материал спортивного содержания. Зарождению интереса к спортивной деятельности у детей содействует разнообразие игровой спортивной деятельности, наличие соревновательных моментов, которые вызывают разнообразие чувств и переживаний в меняющейся игровой деятельности, дают возможность проявлению инициативы, направленной на достижение цели.
Подчеркивая важность формирования интереса к спортивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, общество, наука, практика спортивного воспитания оперирует возрастанием роли спорта в развитии физических сил ребенка, его задатков и способностей, необходимостью развития у детей двигательных потребностей. Основным результатом подобной работы является интерес к спорту в целом и к конкретным видам спортивной деятельности в частности. Устойчивое поддержание интереса к спортивной деятельности является залогом успешной подготовки спортивного резерва.
При этом необходимо констатировать необходимость повышения профессиональной подготовки кадров в области физической культуры и спорта (5-7 и др.], которые смогли бы осуществлять подобную деятельность в условиях специализированных учреждений, направленных на подготовку юных спортсменов.
Литература:
1. Аксенов В.П. Развитие двигательных способ ностей старших дошкольников / В,П. Аксенов, Ю.И. Родин: учебное пособие.-- Тула, 2011.- 120 с. 2.3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. Актуальные проблемы исторического материализма. - М.: Политиздат, 1986, - 223 с,
3. Ивасева О. В., Косенко Г. В. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры // Концепт. - 2015, - Спецвыпуск №07. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75112.htm.
4. Ильин Е. П. Психология для педагогов. - СПб. : Питер, 2012.-640 с.
5. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога // Теория и практика фи зической культуры. - 2005. - Т. 191. - С. 191.
6. Магин В.А. Компетентностная модель специа листа по физической культуре и спорту // Вестник спортивной науки. 2006. - №1. - С. 43-47.
/. Пронкина С.А. Контроль знаний и умений студентов направления подготовки 44,03,01 педагогическое образование профиль: "Физическая кульгура" по дисциплине "Основы спортивной тренировки" // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1 (74). - С. 326-328.
8. Рубинштейн С,Л, Основы общей психологии. -СПб.: Питер, 2015.-705 с.
9. Тихонова А. К). Научно-методологические основы современного дошкольного образования // Актуальные вопросы дошкольного образования: материалы науч. конф. (г. Ульяновск, май 2011 г.). - Ульяновск : УИПКиПРО, 2011.-С. 44-49.
10. Грубайчук, Л.В. Механизмы личностного раз вития дошкольника // Начальная школа плюс До и После. - 2016. - №8. - С. 1 - 4.
11. Грубайчук Л.В. Дошкольное детство как раз Йивающийся социокультурный феномен : монография/Л.В. Грубайчук.-Челябинск: ИРПО,2009. -153 с.
12.Филиппова С, О. Мир движений мальчиков и девочек, - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 96 с.
13.Филиппова С. О., Петренкина Н. А. Современ ные подходы к оценке физического состояния-дошкольников // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6,
14.Шебеко В.Н.Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры : автореф. ... дис. канд. пед. наук. - М., 2011.-26с.
о cu
-О
X
Q s:
со cu
ел
-Z.
i
69
PROCEDURAL AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMATION OF MOTOR INDEPENDENCE OF SENIOR PRESCHOOLERS IN THE CONDITIONS OF CHILDREN'S SPORTS COMPLEX
Karimov Vladimir Renatovich, Director, Sverdlovsk Region Sports School Olympic Reserve Hockey Spartacus, Ekaterinburg
The urgency of the problem of formation of impellent independence of children of senior preschool age is dictated by the existing contradictions between the requirements of the organization of independent motor activity of senior preschool children and the urgent need for the development of techniques, forms of organization of physical culture and sports activities fot children, pedagogical conditions for the development of motor autonomy and activity of children, The article describes the ways and means of stimulating the needs of children in motor activity, the construction of individual trajectory of formation of motor independence of children in the conditions of children's sports complex, describes the procedural and technological support of independence and activity of children.
Keywords; motor independence; pedagogical support; individual trajectory of formation of motor independence; children of the senior preschool age; the program of formation of motor independence; children's sports complex.
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ удк 37
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВАК РФ 13.00.04 ДВИГА ТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО СПОРТИВНОГО
КОМПЛЕКСА
Актуальность проблемы формирования двигательной самостоятельности де- ф Каримов В.Р., 2019 тей старшего дошкольного возраста продиктована существующими противоречиями, сосредоточенными на разрешении требований к организации самостоятельной двигательной деятельности старших дошкольников и настоятельной потребностью разработки приемов, форм организации физ-культурно-спортиеной деятельности детей, обеспечивающих развитие двигательной самостоятельности и активности детей. В статье описываются пути и способы разрешения указанных противоречий за счет процессуально-техно-