Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безработица / центры занятости / рынок труда / занятость / unemployment / employment centers / labor market / employment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.О. Мирзаева, В.В. Иванова

Исследуются вопросы безработицы, что в период финансового кризиса приобретает особую важность. Уделено внимание изучению причин и последствий безработицы. В развитие традиционных форм поддержки занятости населения предложены новые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF UNEMPLOYMENT AT THE PRESENT STAGE OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA AND ABROAD

The article examines the question of the population of unemployment, which is particularly important during the financial crisis. Attention is paid to the study of the causes and consequences of unemployment. The development of traditional forms of employment support people offered new.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 339

РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Л. О. Мирзаева, В. В. Иванова*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: menimar@yandex.ru

Исследуются вопросы безработицы, что в период финансового кризиса приобретает особую важность. Уделено внимание изучению причин и последствии безработицы. В развитие традиционных форм поддержки занятости населения предложены новые.

Ключевые слова: безработица, центры занятости, рынок труда, занятость.

REGULATION OF UNEMPLOYMENT AT THE PRESENT STAGE OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA AND ABROAD

L. O. Mirzayeva, V. V. Ivanova*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: menimar@yandex.ru

The article examines the question of the population of unemployment, which is particularly important during the financial crisis. Attention is paid to the study of the causes and consequences of unemployment. The development of traditional forms of employment support people offered new.

Keywords: unemployment, employment centers, labor market, employment.

Настоящее состояние рыночной экономики России характеризуется проявлением ряда социальных и экономических проблем. Одной из них является безработица.

При современном развитии рынка в некоторых компаниях требуются иные трудовые и экономические взаимоотношения, чем раньше. Например, инновации в сфере техники и автоматизация производства вытесняют работников отдельных категорий со своих рабочих мест. Или сокращения персонала в компаниях из-за экономического кризиса, в котором страна находится не первый год. Происходит поиск решения старых проблем - увеличение производительности труда, сокращение затрат на персонал, но они же и приводят к новым. Происходит рост безработицы, что несет за собой социальную незащищенность и увеличивает уровень бедности в стране. Под рынком труда в современном мире понимают систему различных экономических механизмов, институтов и норм, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы и ее использование. Это неотъемлемый элемент рыночной системы, а также механизм согласования интересов работодателей и работников. Но рынок труда охватывает и интересы государства, определяемые необходимостью управления социальными отношениями [1].

Определение рынка труда, составленное международной организацией труда, звучит следующим образом: это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда. Объектом купли и продажи в данной сфере является право на использование рабочей

силы человека, а так же его интеллектуальных и физических способностей, личностных, профессиональных характеристик.

В Российской Федерации выделяют следующие особенности развития рынка труда, среди которых:

1. Высокий уровень скрытой безработицы.

Данную характеристику можно рассмотреть с двух сторон, с одной - это скрытый резерв страны, позволяющий в перспективе расширить производство товаров и услуг, а с другой -это существенный фактор дестабилизации социальных отношений при ухудшении экономической конъюнктуры.

2. Малое и среднее предпринимательство, как частный сектор экономики, является основным потребителем рабочей силы. Это позволило распространить вторичную занятость населения, из-за созданных дополнительных рабочих мест, однако они не требуют особенной квалификации и опыта работы.

3. В Россию прибывает множество беженцев, переселенцев и иммигрантов с Ближнего и Дальнего Востока, но после недавних событий на Украине, поток людей стал увеличиваться. В связи с этим рабочие места сокращаются, а потребность в заработке испытывают все жители страны.

4. Сокращение объемов производства в условиях экономического кризиса превышает численность занятого населения, что характеризуется как избыток рабочей силы на рынке труда. Простои компаний приводят к неполной занятости сотрудников, что снижает их заработную плату, и мотивацию к труду.

5. Отдельные территории страны испытывают разную потребность в занятости, например, Север нуждается в меньшем числе сотрудников, чем Юг, различие может достигать 10 раз, считают некоторые эксперты.

6. В Центрах занятости населения выплачивают незначительные пособия по безработице. На 1 мая 2016 года максимальная сумма пособия составляет - 5880 рублей в месяц, минимальная - 1020 рублей в месяц, чтобы получить максимальную стоимость, гражданин должен отвечать целому ряду критериев.

7. Официальный уровень безработицы составляет 5-6%, что совершенно не отражает реальности, на самом деле этот показатель от 2 до 5 раз больше официального и составляет порядка 20%, каждый четвертый работающий россиянин трудиться в теневом секторе экономики [2].

8. Официально безработных в стране, по состоянию на сентябрь 2015 года, по данным Росстата, было около 4 млн. человек. И только 917 тыс. человек, в этот же период, зарегистрировались в Центрах занятости населения, все остальные безработные находятся в условиях теневой занятости [2].

Из анализа данной информации следует, что основными причинами безработицы в стране являются:

1) структурные сдвиги в экономике из-за внедрения новых технологий и оборудования приводящие к сокращению излишней рабочей силы;

2) цикличность (экономические спады, депрессии), из-за которых работодатели вынуждены снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

3) правительственная и профсоюзная политика в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства, а значит, снижает спрос на рабочую силу;

4) сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики и др.

Экономически активное население страны, формирующие рабочую силу, состоит из

безработных и занятых. Безработицу можно считать одним из основных показателей состояния экономики, который отражает социально-экономическое положение страны.

Обеспечить полную занятость и одновременно повысить эффективность общественного

производства в современных условиях, как показывает экономическая практика, достичь практически невозможно. Данное явление можно объяснить тем, что главным фактором экономического роста и объективности производства является научно-техническая революция, она же и фактор возникновения безработицы. Из этого следует, что достичь высокого уровня занятости является целью макроэкономической политики страны. Экономическая системы функционирует так, что давая дополнительные рабочие места, преследует цель увеличить количество выпускаемого общественного продукта и удовлетворить возрастающие потребности населения. Если ресурс рабочей силы использовать не в полном объеме, не достигая предела своих производственных возможностей, то тогда эта система может работать. Безработица наносит немалый урон жизненным интересам людей, и не дает использовать свои умения там, где они смогут наилучшим образом проявить свои способности, создавая при этом серьезный психологический стресс. H.A. Волонина группирует последствия безработицы деля их на экономические и неэкономические. Неэкономические последствия безработицы -политические, социальные, психологические последствия потери работы. На индивидуальном уровне - это стрессы, нервные и сердечно - сосудистые заболевания, проблемы отношений в семье. На уровне всего общества можно выделить возникновение политической нестабильности, асоциальное поведение, рост преступности. Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне: потеря дохода или его части, потеря квалификации (особенно характерна для новых профессий, вводимых в результате НТП), падение уровня жизни. На уровне общества - это недопроизводство валового национального продукта, отставание фактического ВВП от потенциального, не в полной мере использование имеющихся ресурсов, например, при циклической безработице - в ситуации, при которой фактический уровень безработицы превышает естественный [3]. Однако умеренная безработица имеет также положительные последствия: формируется мобильный резерв рабочей силы; усиливается трудовая мотивация занятых граждан (боязнь потерять работу дает стимул к труду).Вследствие того что, государству приходится бороться с безработицей, так как она является серьезной макроэкономической проблемой и показателем макроэкономической нестабильности. Поскольку типов безработицы несколько и вызваны они разными причинами, то и меры борьбы с ней разные. Однако традиционных государственных мер бывает недостаточно, существуют еще и специфические методы борьбы, например, создание или совершенствование системы сбора и предоставления данных о наличии свободных мест (в данном населенном пункте и других городах, регионах); создание служб специально для этих целей. По расчетам Росстата, безработные (около 72%) предпочитают самостоятельно искать себе заработок (через знакомых, СМИ и Интернет), а не через центры занятости населения [4].

По мнению авторов, со стороны государства предпринято достаточно мер по снижению уровня безработицы, однако они не идеальны и требуют развития и усовершенствования. Например, одним из самых перспективных направлений работы Центров занятости населения является создание условий для увеличения доли малого предпринимательства в стране. Данной службе необходимо из приходящих для регистрации безработных сразу, с помощью психологических тестов, выявлять людей, имеющих предпринимательские способности, и помогать им не только в открытии своего бизнеса, но и в его развитии. Организуя эффективные курсы по ведению бизнеса, данное направление позволит не только не обанкротиться таким фирмам в первые периоды развития, но и создавать новые рабочие места и способствовать стабильному поступлению налоговых отчислений в бюджет государства. Опыт США показывает, что в стране создана система поощрения предпринимательской активности, создание возможностей для наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Эта модель основана на высоком уровне производительности

труда и массовой ориентации на достижение личного успеха [2].

Развивая это направление, государство будет способствовать снижению уровня безработицы, за счет создания новых рабочих мест через самозанятость населения. Необходимо подключить к проблем безработицы еще и крупные предприятия, которые периодически практикуют сокращение штата. Как метод снижения затрат в кризис, компаниям можно предложить перейти на работу по следующей схеме: сократить время работы сотрудников, перевести их на сменный рабочий график. За счет такого подхода, в условиях антикризисного управления, работа может выполняться в необходимом объеме, тем же числом сотрудников, но с меньшими затратами по оплате труда и связанными с ними платежами. Таким образом, после окончания кризиса и с увеличением спроса на товар компании, ей не придется нанимать и обучать новых сотрудников, достаточно будет вернуть обычный режим работы. Такой опыт есть во Франции и Германии, где активную роль в регулировании действий работодателя играют профсоюзы. Система социального страхования этих стран является обеспечивает реализацию государственных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, пенсионеров, инвалидов, матерей и т.д. В этих странах существуют развитые системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работающих граждан. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что безработица, на современном этапе, представляет собой негативное социально -экономическое явление, но в некоторых случаях может иметь положительные последствия. Для борьбы с ее отрицательными эффектами используется множество различных методов, основным реализатором которых является государство.

Рассматривая нынешнюю обстановку на российском рынке труда, необходимо сделать акцент на популяризацию технических специальностей, а также рабочих профессий, как наиболее востребованных работодателями. Для этого стоит заняться дополнительным развитием средне - специальных учебных заведений, выделять на их развитие больше средств, создавать новые возможности и условия. Другим приоритетом должна стать помощь молодежи в трудоустройстве после окончания высших учебных заведений. Также важным вопросом является необходимость создания возможностей для переквалификации работников, не только для новейших отраслей производства, но и для традиционных, т. к. многие предприятия, входящие в них, обновляют используемые, внедряют современные технологии.

Библиографические ссылки

1. Закон РФ «О занятости населения в РФ».

2. Каждый четвертый работающий россиянин трудится в теневом секторе экономики // News.ru [Электронный ресурс] URL: http://www.newsru.com/finance/27feb2014/shadow.html. (дата обращения: 16.03.2020).

3. Волонина H.A. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. -2018. - № 1 (12). - C. 9-14.

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/ (дата обращения: 28.04.2020)

© Мирзаева Л. О., Иванова В. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.