Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕТОДЫ ЕЕ СОКРАЩЕНИЯ'

ПРИЧИНЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕТОДЫ ЕЕ СОКРАЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / КВАЛИФИКАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостевская К.В.

В статье анализируется состояние современного рынка труда в России, рассматривается одна из наиболее значимых социально-экономических проблем - безработица среди молодежи, ее основные причины и методы ее сокращения.The state of the modern labor market in Russia is examines in the article. It is also considered one of the most important socio - economic problems - unemployment among young people, its causes and methods of its reduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕТОДЫ ЕЕ СОКРАЩЕНИЯ»

заниматься самостоятельным самообразованием в своём развитии. Л.С. Выготский писал: «Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития» [3]. Поэтому представление мотивации к самообразованию обусловлено многими факторами: самостоятельностью личности, требованием общества, конкуренция.

Самостоятельность становится качеством личности, когда человек осознанно делает собственный выбор, начинает сам принимать решения, чувствует за них ответственность. Самостоятельный человек под руководством разума сам распоряжается своей жизнью, сам обеспечивает свое существование, саморазвитие, самообразование. Создавая конкурентоспособное окружение, человек сам же подталкивает себя на получение большего количества информации. Не даром существует поговорка, что друзей нужно выбирать таких, которые лучше тебя. Имея круг общения, который позволяет понять, что твоё развитие происходит не настолько сильно как их и выступит главным мотиватором к саморазвитию. Именно из-за конкуренции в большинстве случаев происходит побуждение человека к самообразованию. Получать новые знания и умения, формировать жизненные ценности и позиции, именно это и формирует мотивация к обучению и самообразованию. Безусловно, кроме конкуренции существует огромное количество способов мотивации, но именно она становится отправной точкой формирования человека как личность.

Использованные источники:

1. Баньковская Н.И. Представление о мотивации к самообразованию учащихся в современной психологии // Известия тульского государственного университета. Гуманитарные науки №2 / 2011 г.

2. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.

3. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

Гостевская К.В. студент 4 курса факультет «Экономический» ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В.

ПЛЕХАНОВА» Кемеровский институт (филиал)

Россия, г. Кемерово ПРИЧИНЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И МЕТОДЫ ЕЕ

СОКРАЩЕНИЯ

В статье анализируется состояние современного рынка труда в России, рассматривается одна из наиболее значимых социально-экономических проблем - безработица среди молодежи, ее основные причины и методы ее сокращения.

Ключевые слова: рынок труда, безработица, занятость, трудоустройство, квалификация, государственное регулирование.

The state of the modern labor market in Russia is examines in the article. It is also considered one of the most important socio - economic problems -unemployment among young people, its causes and methods of its reduction.

Keywords: labor market, unemployment, employment, job

placement, qualification, state regulation.

Проблема безработицы очень актуальна на современном этапе, потому как происходит увеличение профессионально-квалификационных диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, особенно эта тенденция стала заметна в 2016 году в условиях кризиса. Согласно законодательству РФ безработными являются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, но зарегистрированные в органах службы занятости, ведущие поиск работы и готовые приступить к ней. Нормальный уровень безработицы может составлять 5—7%. По данным Росстата в январе 2016 года численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет составила 75,8 млн. человек. Из них 4,4 млн. человек являлись безработными, уровень безработицы в январе 2016 года составил 5,8 %. [6] По данным Роструда за 2015 г., среди общего числа безработных страны 30,5% составляют молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. [5]

Молодежную безработицу В.А. Павленков указывает как разновидность функциональной безработицы, определяемой по возрастному признаку. В его трактовке молодежная безработица - это, в первую очередь, безработица выпускников школ без профессионально-квалификационной подготовки и выпускников специальных средних и высших учебных заведений. [1, с.294]

Учитывая то, что молодёжь имеет меньший опыт работы, процессы интеграции молодых людей на рынке труда значительно ухудшаются в период экономического спада, кризисов и рецессий. Безработица в молодежной среде - проблема системная и общемировая. В 2016 году в мире 71 миллион молодых людей не имеют работы, согласно ежегодному докладу Международной организации труда. В России уровень безработицы среди молодых людей выше, чем в мире в целом и в Европе, но не слишком высок, если сравнивать с Грецией или Испанией. Специалисты Росстата также отмечают, что в среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в июле составил 14,8%. Безработица среди молодежи превышает уровень безработицы людей среднего возраста в 3,7 раза, 32,5% всех безработных не имеют опыта трудовой деятельности. [6]

По мнению Волониной Н.А., одной из главных причин является нежелание работодателей нанимать неопытного специалиста и затрачивать время на его обучение, когда за этот период эффективнее увеличить производительность труда с помощью опытных специалистов. [3] О.А.

Попазова тоже придерживается мнения, что молодежная безработица возникает, когда выпускники учебных заведений не находят спроса на свой труд в силу недостаточности опыта. [2, с.43].

Еще одной причиной молодежной безработицы, выделенной экономистом Е.В. Паниной, выступает чрезмерная зацикленность образования на теории. По ее мнению, в вузах необходимо ввести образование, ориентированное на практические занятия. Причем «обучение работой» Панина предлагает сделать основной, а не дополнительной частью учебного процесса. [5]

По итогам своих исследований, экономист Чернышева Н.И. выделила причины высокого уровня безработицы молодежи. Это - отсутствие системы распределения выпускников высших учебных заведений на рабочие места в соответствии с полученной специальностью, нежелание работодателей принимать специалистов без опыта работы, высокие требования выпускников к оплате труда, их низкая конкурентоспособность из-за затрат на адаптацию неопытных специалистов, недостаточно эффективная работа службы занятости. В качестве мер по сокращению молодежной безработицы Чернышева предлагает уделять внимание информированности молодежи о положении на рынке труда, а также создавать вузовские центры содействия занятости учащейся молодежи и выпускников. [4]

Немаловажная причина молодежной безработицы - несоответствие устремлений выпускников с реальностью, по мнению Марии Игнатовой, руководителя службы исследований HeadHunter. Многие хотят быть юристами, банкирами, а требуются в основном электрики, сварщики, фрезеровщики, электромеханики, инженеры, программисты, врачи, специалисты по продажам, операторы са11-центров, бухгалтеры, водители. Конкуренция за рабочие места среди начинающих работников сильнее, чем среди зрелых специалистов. На одну вакансию для молодых специалистов приходится 10 резюме по данным HеadHunter. [5]

В России на 2016 год можно выделить наиболее существенные причины безработицы среди молодых специалистов. Их можно подразделить на внешние факторы - денежно-кредитная и финансовая политика государства, кризисный спад общественного производства, структурная перестройка производства, сокращение вооруженных сил, изменение отношений собственности; и внутренние - демографическая ситуация, образование, подготовка и переподготовка кадров, миграция. К внешним причинам относятся: увеличение общей численности безработных, банкротство значительной части предприятий. Среди внутренних причин выделяют: отсутствие у молодых людей достаточного опыта работы, несоответствие их профессиональной подготовки требованиям рынка труда, недостаточно развитая профориентационная работа с молодежью, не соответствие в некоторых районах подготовки кадров объективно существующей потребности в кадрах и наличию рабочих мест, стремление

большинства молодых людей найти работу, соответствующую своей подготовке и высоко оплачиваемую, не принимая во внимание несоответствие спроса и предложения рабочей силы.

Все перечисленные факторы делают молодых специалистов наиболее социально уязвимой группой на рынке труда. По данной причине необходима разработка мероприятий, направленных на сокращение молодежной безработицы.

Рисунок - Классификация государственных методов минимизации молодежной безработицы. [7] Самые перспективные мероприятия по регулированию занятости и минимизации безработицы - активные методы с использованием инструментов стимулирования инвестиционной активности, поддержки малого бизнеса и самозанятости, профессионального обучения и переподготовки кадров.

В РФ с целью снижения безработицы среди молодых специалистов по причине нежелания нанимателей принимать работников, не имеющих опыта, необходимо предоставлять льготы и субсидии работодателям, трудоустраивающим молодых работников. Также дает результат развитие репродуктивных программ, направленных на стимулирование труда работников с маленькими детьми, с целью снижения потери рабочего времени. Проблему безработицы по причине не соответствия устремлений выпускников с реальностью можно решить при помощи организации временной занятости и переобучения людей невостребованных профессий. Также для обеспечения занятости молодежи в направлении бизнеса достаточно эффективна выдача грантов для молодых предпринимателей, а также предоставление им льгот.

Повышение информированности молодежи, создание кабинетов

профориентации, оформление стендов и уголков с материалами, предоставляемыми службой занятости, проведение занятий по рыночно-ориентированной тематике, профориентационное просвещение для старшеклассников должны способствовать минимизации молодежной безработицы. Кроме того эффективны для трудоустройства молодежи тренинговые технологии в центрах занятости населения, по которым безработные учатся выявлять барьеры, препятствующие успешному поиску работы; снимать ограничения для развития гибкости поведения и мышления; управлять своим эмоциональным состоянием; вести переговоры с работодателями.

Согласно рекомендациям МОТ, в качестве методов сокращения безработицы среди молодежи можно предложить развитие программы молодежной занятости, увеличение трудовой мобильности, информирование посредством социальных сетей молодых людей о востребованных профессиональных навыках. В качестве метода повышения конкурентоспособности молодежи можно ограничить российский рынок труда для миграции незафиксированной рабочей силы, расширить возможности приобретения работниками зарубежного опыта для повышения производительности и качества труда. Со стороны учебных заведений действенным способом содействия занятости молодежи может стать предоставление возможности совмещения работы и учебы - обеспечение работой с гибким графиком, повышение качества образования. Кроме того, следует развивать в вузе структуру, принимающую заказы от предприятий и отвечающую за их выполнение.

Полностью ликвидировать безработицу молодежи в условиях рыночной экономики невозможно, но государство может ее регулировать и поддерживать ее уровень на социально допустимой величине.

Использованные источники:

1. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: учебник / В.А.Павленков. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 368с.

2. Попазова, О.А. Экономика труда /О.А. Попазова. - СПб.: «Вектор», 2005. - 192с.

3. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 1 (12). — с. 9-14.

4. Чернышева Н. И. Пути решения проблемы молодежной безработицы в современном обществе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки.- № 2-1.- С. 155-160.-2014г.

5. Ведомости [Электронный ресурс] / Безработных среди молодежи в России в пять раз больше, чем среди 30-40-летних

URL: www.vedomosti.ru/management/articles/2015/10/27/614577-bezrabotnih-molodezhi

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] /

Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2016 года. -URL: www.gks.ru/bgd/free/b04 03/IssWWW.exe/Stg/d06/37.htm 7. Studme.org ГЭлектронный ресурс] / Безработица. - URL: http://studme.org/134707116271/ekonomika/bezrabotitsa

Гриценко Д.Н. магистрант Высшая школа брендинга АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна»

Россия, г. Москва

СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ БРЕНДА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ВАШЕГО

БИЗНЕСА

Современные рыночные условия связаны с постоянным ростом конкуренции. Сильные игроки все время вытесняют слабых. Чтобы не оказаться среди аутсайдеров, необходимо большое внимание уделить разработке стратегии создания и продвижения своего бренда. От этого зависит вся будущая его судьба. Бренд должен сфокусироваться на своих потребителях и сформировать о себе правильное мнение.

Ключевые слова: стратегия, бренд, конкуренция, атрибуты, позиционирование, эмоционирование, инсайт, суть бренда, преимущества бренда, самообраз, основания для доверия.

Today's market rules are bound with consistent growth of competition. 'Bigger and stronger' players are pushing 'smaller and weaker' out. To avoid becoming one of the 'smaller and weaker', it's need to pay a proper a attention to developing the strategy of creation and promotion of your brand. This step is determining the fate of brand. Brand must be focused on needs of its customers and make them form the wished opinion about itself.

Key words: Strategy, brand, competition, attributes, positioning, expressing emotions, insight, brand's heart, brand's advantages, self-image, cause to trust.

Стратегия создания бренда - залог здоровья Вашего бизнеса

В последнее время все чаще можно услышать слова о высокой конкуренции и перенасыщенных рынках. Действительно, если даже кто-то начинает развивать новую нишу, то довольно скоро в ней появляются новые игроки. Рынок постоянно развивается, места всем не хватает и более сильные торговые марки вытесняют слабые. Прошли времена, когда производителям не нужно было задумываться о силе своей марки и о том, как лучше удовлетворить потребности покупателей. Спрос превышал предложение. Однако все в жизни развивается, меняется и принципы ведения бизнеса прошлых лет не работают в современных условиях. Ожесточенная борьба за покупателя заставляет компании думать и развиваться. А те, кто упорно не хочет замечать очевидные факты, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.