Научная статья на тему 'РЕГЛАМЕНТАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ АТРИБУТОВ В ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ КАК МИРОВАЯ ПРАКТИКА'

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ АТРИБУТОВ В ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ КАК МИРОВАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
119
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / ОДЕЖДА / ЖЕНЩИНА / КОСТЮМ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / СТИЛЬ / ИННОВАЦИИ / СТРАНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Додхудоева Лариса, Саидова Бибираҷаб

Изучая «политику одежды» в Таджикистане, следует помнить, что практически во всех регионах мира существуют регламентации и даже рестрикции, запреты по отношению к религиозным атрибутам женской одежды. Cуществующий в Таджикистане дресс-код позволяет жительницам страны придерживаться национального традиционного стиля и включать в свой костюм инновации, связанные с модными европейскими тенденциями, но никак не чужеродные элементы, которые могли бы оказать социальное давление на местные представления о чести, морали, лояльности и респектабельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF RELIGIOUS ATTRIBUTES IN WOMEN'S CLOTHING AS A WORLD PRACTICE

Studying the so-called “dress policy” in Tajikistan, it should be remembered that in many regions of the world, there are regulations and even restrictions to include the religious attributes in women's clothing. The existing dress code in Tajikistan allows the residents of the country to adhere to the national traditional style and to include in their costume innovations associated with fashionable European trends, but not alien elements that could exert social pressure on local ideas about honor, morality, loyalty and respectability.

Текст научной работы на тему «РЕГЛАМЕНТАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ АТРИБУТОВ В ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ КАК МИРОВАЯ ПРАКТИКА»

мардумшиноси-этногрлфия-ethnography

4-♦

УДК-902.7 (575.3)

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ АТРИБУТОВ В ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ КАК МИРОВАЯ ПРАКТИКА

ДОДХУДОЕВА Л., САИДОВА Б., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

Известно, что традиционный народный костюм непосредственно связан с этнической принадлежностью. Исследователи отмечают, что в свою очередь этническая принадлежность через костюм отражает идеи групповой сплоченности, общее наследие, язык, верования, поведение, образ жизни этноса, помогает отличать одно сообщество от другого. Одновременно костюм любого народа затрагивает вопросы гендерной идентичности и самовыражения, расы, класса, поп-культуры, активности, социальной справедливости и многое другое [2,104].

Национальная политика Таджикистана сфокусирована на сохранении народной культуры и исторического наследия с целью развития национальной идентичности и единства. В этом формате одежда как один из маркеров материальной культуры имеет важное значение для определения этнической идентичности.

За последнее десятилетие Президент Таджикистана Эмомали Рахмон неоднократно призывал не забывать исконные традиции национальной одежды, отличающейся особым своеобразием. Например, 8 марта 1998 году он заявил: «Не секрет, что сегодня имеются определенные группы и силы, которые хотят вернуть женщин к средневековому образу жизни. Речь идет о том, чтобы женщины вновь надели паранджу и чадру». Он особо подчеркнул, что преклонение перед чужим стилем и подражание женщин и девушек в одежде, поведении, общении инокультурным образцам могут оказать негативное влияние на прочность основ национальной культуры» [1].

Существует немало публикаций, в которых делаются нападки на политику Таджикистана, запрещающую носить женщинам одежду с религиозными атрибутами. Так Марианна Ирби, PhD аспирант в области антропологии из университета Пенсильвании сосредоточила свой интерес на проблемах национализма, гендера и пост-социализма в Таджикистане, общинах мигрантов-таджиков в России. В своей статье «Одеваем нацию: запрет на хиджаб в Таджикистане и политика моды в постсоветской Центральной Азии» подвергает критике связанние с одеждой процессы, происходящие в Таджикистане [5].

Как известно, в 2015г., объявленном годом семьи, Правительство Таджикистана приняло различные законодательные акты, которые не поощряют ношение хиджаба, фаранджи и других атрибутов религиозной одежды. Национальная одежда либоси милли узаконена как официальный костюм либоси расм1, которую можно одевать гражданам Таджикистана в случае присутствия на различных общественных мероприятиях и акциях.

М. Ирби рассматривает эти рекомендации как правительственные репрессии, как она пишет, против «исламского самовыражения, авторитарные меры по подавлению политической оппозиции»[5].

Она также отмечает, что ткани, которые выбирают женщины для своей традиционной одежды новые (велюр, сатин и т.п., а также блестки. Здесь следует заметить, что блестящие элементы (вышивка золотом и серебром зардузг, пупакг), как составляющие традиционного костюма таджиков были популярны у народа, начиная с эпохи древности. Хотя автор права, что многие ткани, фурнитура привозятся и из Китая, а леопардовые расцветки и розовый тон не всегда находятся в контексте традиции [5].

В силу этих причин стали проводится различные фестивали атласа и адраса во многих регионах Таджикистана с целью возродить традиционное ткачество и значительно расширить предложение на рынке. Последней важной акцией стал фестиваль «Атласу адрас» 6 июня 2021г.в Душанбе.

М. Ирби говорит, что можно использовать любые ткани, был бы только правильные крой и стиль [5].Во- первых, платье курта с воротником, вшитыми рукавами на кокетке является детищем советской эпохи. В настоящее время не всегда следуют этим принципам, отказываясь от кокетки. В основном же традиционный крой женского платья, за исключением Памира, представлял собой тунику без воротника с цельнокроеными широкими рукавами.

В Советском Союзе, по мнению М.Ирби, поощрялось ношение национального костюма в каждой республике, поскольку таким образом выделялось пространство для национального самоопределения, продвижения русификации как пути к современной межэтнической гармонии [5].

Сейчас, по мнению М. Ирби, таджикские женщины испытывают еще большое давление, чем в советскую эпоху, в связи с тем, что им велено «одеваться национально». Таким образом, формирование таджикской национальной идентичности ложится в основном на женскую половину страны преимущественно через каналы мужского правительства [5].

К сожалению, в этом случае автор забыл про известное положение, которое принято многими современными учеными. Оно свидетельствует о том, что женский костюм всегда являлся знаменем нации, именно в нем выражено представление о народе, а регулирование женского дресс-кода, как правило, является прерогативой мужчин [3,35].

Не стоит забывать, что во многих странах правительство регулирует нормы женской одежды не только в сфере ее светского облика, но и религиозного. Последнее, например, касается стиля ношения платка, шарфа или покрытия лица. В ряде стран на национальном, региональном или местном уровне регулируют религиозные символы благочестия женщин и мужчин.

Так, один из статистических центров Пью Ресерч Сентер (Pew Research Center) выявил, что 50 из 198 стран и регионов регулировали религиозный дресс- код женщин в 2012, 2013гг.1Около трех четвертей из них (39 из 50 стран, или 78%) имели законодательную базу для реализации подобных планов или разработали политику, лимитирующую выбор женщин носить религиозные атрибуты в качестве составной части своего костюма, а другая четверть (12 из 50 стран, или 24%)-законы или политику, требующие соблюдать особый указанный дресс-код. Например, в России запрещено женщинам носить религиозное одеяние на территории Ставрополья, где символы ислама-покрытие головы или хиджаб-практиковались в общественных школах, тогда как в Чечне женщинам необходимо было одевать хиджаб в публичных местах [8]. К странам, где требуется обязательно носить религиозные знаки отличия женщин- мусульманок относятся Афганистан, Бангладеш, Бруней, Иран, Индонезия, Малайзия, Ирак, Ливия, Саудовская Аравия, Судан, Сомали, Россия [7,8].

На Среднем Востоке,в Северной Африке Ираке, Ливии, Саудовской Аравии, Судане приняты законы, обязывающие женщин носить религизную одежду. Например, администрация в Саудовской Аравии требует носить абайю в общественных местах.В Алжире, Египте, Израиле, Омане в основном лимитируют права женщин, но не полностью, а в контексте особых случаев. В Египте, например, правительство запрещает носить работающим женщинам абайю при исполнении своих обязанностей в сфере национальных авиалиний с 2012г. Силы безопасности Израиля требуют от палестинок- заключенных воздержаться от хиджабов во время допроса. В Алжире представительницам парламента и правительства было разрешено носить шарфы и никабы, но были сделаны некоторые послабления для работниц, которым трудно выполнять свои официальные обязанности в таком виде. В Омане женщинам было разрешено накинуть только шарфы на голову во время официального фотографирования и не покрывать лица. Подобного рода исключения существует и в некоторых других регионах мира [7,10].

1 Исследования религиозных запретов Пью Ресерч Сентер (Pew Research Center's studies on religious restrictions) является частью проекта Пью- Темплетон Глобал Релиджиос Фьюче проекта (Pew-Templeton Global Religious Futures project), который анализирует их изменения и влияние на различные общества мира. Этот проект финансируется такими организациями, как The Pew Charitable Trusts and the John Templeton Foundation.

В Европе напротив были ограничены права женщин на ношение религиозной одежды в 45 странах в 2012-2013гг.Например, во Франции продолжают придерживаться закона 2010г., согласно которому запрещается носить религиозные атрибуты в общественных местах, прежде всего закрывать лица. Такая же политика в Бельгии, где был принят подобный закон в 2011г., с аргументацией, что это необходимо для общественной безопасности, для достижения равенства мужчин и женщин и для соблюдения основного положения мультикультурализма-«жить совместно в обществе».

Необходимо отметить, что в список стран, в которых запрещено религиозное одеяние входят государства Центральной Азии, в том числе и Таджикистан. На американском континенте только в Канаде воспрещается женщинам облачаться в костюм с религиозными признаками. Те, кто хотел бы получить гражданство страны, не должен закрывать лица. Таким образом, во многих регионах мира, в которых провозглашены идеалы демократии и свободы, запрещается ношение религиозных атрибутов женской одежды. Об этом свидетельствует приведенная Pew Research Center таблица, основанная на статических исследованиях 2012, 2013гг.

Регионы мира, где запрещено ношение религиозных атрибутов

Источник : Restrictions on Women's Religious Attire.April, 2016.

Во многих государствах фиксируется социальное насилие по отношению к женщинам, которые носят религиозные атрибуты. Это происходит как со стороны отдельных лиц, организаций, так и социальных групп. Pew

Research Center зафиксировал в 50-и странах хотя бы один инцидент такого рода в 2015г. [7,9].

Согласно отчету за 2-х летний период (2012-2013гг.) насилие по отношению к женщинам в религиозной одежде происходил в 33-ти из 198 стран, что составляет 17% от их количества. Против женщин, которые не носили религиозную одежду, насилие было зафиксировано в 23 странах из 198, т.е.12%. Были пять стран, в которых оба вида насилия были зафиксированы в 2012, 2013гг., т.е. 3%. [6].

В целом социальное насилие над женщинами в связи с ношением ими религиозной одежды находилось в формате государственных законов, политики, различного регулирования дресс-кода. Например, в 39 странах, две-трети всех инцидентов происходило в результате нарушения законов о ношении религиозных атрибутов. А в 12 странах, где было разрешено носить ту или иную религиозную одежду, во всех случаях объектом домогательств, были женщины, которые не соблюдали религиозный дресс-код.

Практически все инциденты в Европе, о которых сообщалось в источниках исследования, были связаны с женщинами-мусульманками. Характер домогательств в Европе отличается одним ключевым моментом: почти в половине стран региона (в 21-ти из 45) было как минимум одно сообщение о преследованиях женщин за ношение религиозной одежды в 2012-2013 годах.

Так, в Испании молодая мусульманка-фармаколог не могла найти работу, т.к. не хотела снимать вуаль. Во Франции 13 июня 2013 года двое мужчин напали на беременную мусульманку в парижском пригороде Ар-жантей. Они пытались снять с нее платок и постричь волосы, ударили ее ногой в живот, в результате чего она потеряла ребенка. В Канаде после того, как правящая политическая партия Квебека Parti Québécois в 2013 году представила спорную «хартию ценностей», которая запрещала государственным служащим носить «заметные» религиозные символы, женские центры в провинции сообщили об увеличении словесных и физических нападений на мусульманских женщин. Предложенная партией «хартия ценностей» исчезла после того, как Квебекская партия потерпела поражение на всеобщих выборах в 2014 году [7,9].

В относительно небольшом количестве европейских стран (в 3-х из 45, или 7%) были случаи, когда женщины подвергались преследованиям за то, что они не носили религиозную одежду. В российской республике Чечня несколько женщин подверглись нападению с применением огнестрельного оружия, когда они появились на публике без платка в общественных местах, что не соответствовало требованиям так называемой «кампании добродетели» президента Рамзана Кадырова [8].

Ближний Восток и Северная Африка - регионы с самым высоким процентом стран, где женщины подвергаются преследованиям за то, что они

не носят религиозную одежду. В 8-ми из 20 стран региона (40%) были такие инциденты в 2012 и 2013 годах. Например, в июле 2012 года исламистские повстанцы, оккупировавшие район в Алеппо в Сирии издали фетву, требующую от всех мусульманских женщин соблюдать консервативные стандарты одежды, включая запрет на облегающую одежду и макияж. Одна журналистка сообщила о нападении на нее в Тунисе в мае 2013 года за ношение летнего платья без рукавов. Однако не все жертвы такого рода преследований были мусульманами. В Израиле, например, группа ультра ортодоксальных евреев напала на женщину в 2012 г., разбив окна ее машины и ударив ее камнем по голове за то, что она, по их мнению, была одета нескромно [7,11].

В Азиатско-Тихоокеанском регионе фиксируются примерно равные доли стран, где женщины подвергались преследованиям за ношение религиозной одежды или за их отказ носить ее (14% в первом случае, 16% -во втором). Оба типа преследований в основном касаются мусульманских женщин. Например, частный католический колледж на Филиппинах вызвал споры в 2012 г., запретив мусульманкам носить головные платки, но вынужден был отменить свое решение под давлением студентов и местного Национального совета по делам филиппинцев-мусульман. В Малайзии женщины, как сообщается, столкнулись с сильным социальным давлением, заставившим их носить тудунг, местную форму одежды, которая включает в себя головной платок [7,8].

Женщины на юге Нигерии, как сообщается, сталкивались с дискриминацией при приеме на работу из-за ношения головных платков, особенно на должностях, требующих взаимодействия с клиентами, например в банковской сфере. Женщины в Мали, которые не носили закрывающие лицо чадры, подвергались избиениям, порке и произвольным арестам со стороны Аль-Каиды в исламском Магрибе, которая оккупировала всю северную часть страны. большую часть 2013 года. В Свазиленде, где почти 90% населения исповедуют христианство, женщинам запретили носить брюки и мини-юбки в некоторых регионах страны, включая районы, находящиеся под юрисдикцией «традиционных властей», и вокруг резиденций вождей племен [7,10].

Изучая «политику одежды» в Таджикистане, следует помнить, что практически во всех регионах мира, как видим, существуют регламентации и даже рестрикции, запреты по отношению к религиозным атрибутам женской одежды. Существующий в Таджикистане дресс-код позволяет жительницам страны придерживаться национального традиционного стиля и включать в свой костюм инновации, связанные с модными европейскими тенденциями, но никак не чужеродные элементы, которые могли бы оказать социальное давление на местные представления о чести, морали, лояльности и респектабельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зунунова М. Национальная самобытность таджиков возрождена усилиями Лидера нации Эмомали Рахмона: http://www.narodnaya.tj/01.11.2018 10:20

2. Eicher, J. B. & Roach-Higgins, M. A. 1995. Dress, Gender and Age. // Roach-Higgins, M. A. Eicher, J. B. & Johnson, K. K. Ed. Dress and Identity. - New York: Fairchild Publications, pp102- 106.

3. El- Azhary А. Beyond the Exotic. Women's History in Islamic Societies. -Syracuse, 2005.-Р.35.

4. Erlanger S. Muslim Woman Suffers Miscarriage After Attack in France.// New York Times. June 18, 2013.

5. Irby M. Dressing the nation: Tajikistan's Hidjab Ban and Politics of Fashion in Posst- Soviet Central Asia: http://AJAMMC.COM. SEPTEMBER 30,2018

6. Pew Research Center's February 2015 report "Latest Trends in Religious Restrictions and Hostilities."

7. Restrictions on Women's Religious Attire.//RESTRICTIONS ON RELIGION. APRIL 5, 2016. :https://www. pewforum.org /2016/04/05/restrictions-on-womens -religious-attire.-P.5.

8. 8.U.S. Department of State. July 28, 2014. "Russia." 2013 Report on International Religious Freedom. Barry, El. March 18, 2013.

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ АТРИБУТОВ В ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЕ КАК МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Изучая «политику одежды» в Таджикистане, следует помнить, что практически во всех регионах мира существуют регламентации и даже рестрикции, запреты по отношению к религиозным атрибутам женской одежды. Cуществующий в Таджикистане дресс-код позволяет жительницам страны придерживаться национального традиционного стиля и включать в свой костюм инновации, связанные с модными европейскими тенденциями, но никак не чужеродные элементы, которые могли бы оказать социальное давление на местные представления о чести, морали, лояльности и респектабельности.

Ключевые слова: Таджикистан, одежда, женщина, костюм, регламентация, традиция, стиль, инновации, страна

ТАНЗИМИ ВИЖАГЩОИ ДИНЙ ДАР ЛИБОСИ ЗАНОН ^АМЧУН ЯК АМАЛИ ЧД^ОНИ

Х,ангоми омузиши "сиёсати либоспушй" дар Точикистон, бояд дар назар дошт, ки кариб дар хдмаи минтаках,ои чах,он мукаррарот ва хдтто махдудиятх,о, манъкуних,о нисбат ба мутаалликоти динии либосх,ои занона мавчуданд. ^авонини либоси мавчуда дар Точикистон ба бонувони кишвар имконият медихдд, ки услуби миллии суннатиро риоя намоянд ва дар либоси худ навигари^ои марбут ба равия^ои муди аврупоиро ворид намоянд, на унсур^ои бегонае, ки метавонанд ба гоях,ои махдллй дар бораи шаъну шараф, ахлок, садокат ва э^тиром таъсири манфй мегузоранд.

Калидвожах,о: Тоцикистон, либос, зан, костюм, танзим, анъана, услуб, навоварй, кишвар.

REGULATION OF RELIGIOUS ATTRIBUTES IN WOMEN'S CLOTHING AS A WORLD PRACTICE

Studying the so-called "dress policy" in Tajikistan, it should be remembered that in many regions of the world, there are regulations and even restrictions to include the religious attributes in women's clothing. The existing dress code in Tajikistan allows the residents of the country to adhere to the national traditional style and to include in their costume innovations associated with fashionable European trends, but not alien elements that could exert social pressure on local ideas about honor, morality, loyalty and respectability.

Key words: Tajikistan, clothing, woman, costume, regulation, tradition, style, innovation, country.

Маълумот дар бораи муаллифон: Додхудоева Лариса-мудири шуъбаи мардумшиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи Адмади Дониши Академияи миллии илмдои Точикистон. Телефон: (+992) 918 61 95 84. E-mail: lorasdodo@rambler.ru

Саидова Бибирачаб-унвончуйи Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи Адмади Дониши Академияи миллии илмдои Точикистон. Телефон: (+992) 1112228888.

Information about the authors: Dodkhudoeva Larisa-Head of Ethnographic department, A.Donish Institute of history, archaeology, ethnography, Tajikistan National Academy of sciences.Теlefon:(+992) 918 61 95 84. E-mail: lorasdodo@rambler.ru

Saidova Bibirajab-competitor of the A.Donish Institute of history, archaeology, ethnography, Tajikistan National Academy of sciences.ТеЫш: (+992) 1112228888.

УДК 391 (575.3) (09)

ЛИБОСИ МАРДОНАИ ТОИНЦИЛОБИИ ТОЧИКОНИ КУ^ИСТОНИ БАДАХШОН

ЁГИБЕКОВА Б. Т., Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониш

Маълумоти сарчашмадо дар бораи либоси анъанавй, аз чумла таърихии сокинони кудистон аз он чидат арзиши баландй илмй дорад, ки дар ин гуна либос асолати миллй ва минтакдвй бештар зодир мегардад. Аз чониби дигар, тачрибаи садаи бистум нишон дод, ки дар шароити омезиши пурсуръати фардангдои гуногун ва воридшавии навгонидо он дар му^оиса бо либоси анъанавии адолии шадру водидо устувории зиёдтарро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.