Научная статья на тему 'ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ХХ ВЕКА КАК МАРКЕР СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ В ТАДЖИКИСТАНЕ'

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ХХ ВЕКА КАК МАРКЕР СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / КОСТЮМ / ОБРАЗ / ЖЕНЩИНА / МУЖЧИНА / ПЛАТЬЕ / ИЗМЕНЕНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / НАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саидова Бибираджаб

В данной статье на основе анализа политических и социальных преобразований в Таджикистане в ХХв. показано их отражение в женском костюме советской эпохи. Основываясь на системном подходе автор рассматривает изменение форм таджикской национальной культуры одежды, которая имеет богатое наследие, трансформацию прежних этногендерных отношений, коллективных идей о статусе женщины.Семантически платье женщины всегда является знаком морали и идеологической самоидентификации в системе этно-гендерного баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN’S COSTUME AS A MARKER OF SOVIET EPOCH IN TAJIKISTAN

On the basis of analysis of political and social changesof the 20th centuryin Tajikstanthe article shows how they have reflected in women’s costume of Soviet epoch.Based on the systematic approach, the author discusses changes of forms of the Tajik traditional cloth culture, having a rich own heritage, transformation of old ethno-gender relations, collective ideas about women’s status.Semantically the women dress is a sign of moral and ideological identification, marker of the epoch in the system of ethno-gender relations.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ХХ ВЕКА КАК МАРКЕР СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ В ТАДЖИКИСТАНЕ»

Сведения об авторе: Хасанова Рузигул Хабибуллоевна - докторант 3-го курса Института истории, археологии и этнографии им. Дониша НАНТ. Тел:(+992) 934058101.E-mail: ruzigulhasanova@gmail.com.

Information about the author: Khasanova Ruzigul Khabibulloevna - 3rd year doctoral student at the Institute of History, Archeology and Ethnography named after V.I. Donisha NANT Tel: (+ 992) 934058101. E-mail: ruzigulhasanova@gmail.com.

УДК-930.85

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ХХ ВЕКА КАК МАРКЕР СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ В ТАДЖИКИСТАНЕ

САИДОВА Б.,

Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

История этногендерных отношений в Таджикистане-особый социальный аспект видения эволюции таджикского общества. Анализ общих закономерностей и особенностей исторического развития этногендерных отношений на основе трансформации костюма в ХХ-ХХ1вв.позволяет выявить основные процессы в культуре, их направленность и роль не только в материальной, но и в духовной сфере таджикского народа.

В настоящее время заметны попытки отечественных исследователей документировать социальные изменения в жизни женщин Таджикистана через этногендерные отношения и призму сегодняшнего дня. Однако в научной литературе они крайне слабо представлены и особенно в аспекте этногендерного баланса механизмы исторической передачи традиции из поколения в поколение с учетом того, что это, прежде всего, является миссией женщины. Ведь ее физический облик и костюм отражают формы политической, религиозной и социальной, жизни, а в целом духовное наследие народа при том, что именно мужчины доминируют в процессе создания приемлемого публичного образа женщины [7, 48].

Процесс изменения костюма таджичек легко проследить в контексте политических событий, которые происходили в стране в ХХв.

К началу установления Советской власти территория нынешнего Таджикистана входила частично в Бухарский Эмират (бекства Центрального, Южного Таджикистана, Западный Памир) и в Туркестанское генерал-губернаторство (Северный Таджикистан - Согд, и Мургабский район Памира). В районах Северного Таджикистана к этому времени уже зародились капиталистические отношения, началось проникновение банковского капитала в сферу экономики, в процессе социальной дифференциации формировался рабочий класс, появились политические партии разной ориентации. Памир, как и Восточная Бухара, значительно отставали по темпам экономического роста в силу еохранения здесь патриархальных отношений, неразвитости политико-социальных структур и экономических отношений.

Именно в это время начинают происходить значительные изменения в жизни Центральной Азии через социальную и политическую жизнь. Например, в начале ХХ в. горянки постепенно стали отказываться от старых форм и материалов одежды и переходить на более новые, равнинно-бухарские образцы [2,42].

В советский период женский вопрос был одной из самых важных государственных задач. Именно тогда возникла необходимость в эмансипации женщины в качестве личности, целенаправленном формировании общественного мнения о необходимости раскрепощения женщин. В советскую эпоху слово «новый» становится важной характеристикой проводимой агитационной работы.

Труд женщин и мужчин, который они выполняли и прежде, становится основой морального долга и социальной обязанностью. В основном кустарное производство обеспечивало расширение занятости, вовлечение в процесс труда свободные руки, в том числе и женщин. Этот стиль не противоречил социокультурным традициями, национальному характеру, религиозным предписаниям, существовавшим в таджикском обществе. Однако одновременно происходила европеизация ментальных структур традиционного человека.

Образ женщины использовался двух видов - как представительницы прогресса и символа прошлого. Подобное отношение чаще создавалось извне, из центра советского государства и прививалось на местной почве. Национальный прогресс виделся в модернизированном традиционном костюме и поведении женщин, что нашло отражение в ее внешнем облике.

Особое внимание власти в советский период было уделено европейской миграции в регион в качестве мощного инструмента интеграции в советское пространство. Важную роль в развитии гендерных отношений во всем Таджикистане, сыграли женщины-специалисты и семьи тех поселенцев, которые приехали сюда для модернизации промышленности, создания новой инфраструктуры науки, образования, культуры. Главной их миссией стала модернизация местного населения, главным образом женщин, в рамках единой советской общности, просвещение женщин не только посредством пропаганды, но и личным примером, в том числе и одеждой.

Эти нововведения получили агрессивный отпор со стороны многих мужчин, особенно мужей, которые проявили жесткое сопротивление новой власти, главным образом на Севере Таджикистана.На Памире существовала несколько другая ситуация, которую отмечал А.А. Бобринский : « У памирцев отсутствие фанатизма в общении с христианами... указывает нам какую благодарную почву. возможно создать на далекой окраине, на рубеже трех государств верный и надежный оплот против врагов русского владычества в Азии» [1,18].

В силу этих обстоятельств таких драматических событий, как в северной равнинной части Таджикистана в середине 20-х гг. ХХ в.: убийство Биби-Зайнаб в Худжанде, компания Худжум (Наступление) 1927 г. с трагическими последствиями, сожжение фаранджи, многочисленные разводы талоц - здесь не происходило.

Национальные туникообразные свободные платья с широкими и длинными рукавами постепенно с конца 40-50-х годов ХХ века стали сменяться выкройными платьями на кокетке куртаи узбеки. Такое название платья нового кроя получили, потому что новая мода пришла из Ташкента, откуда приходили и все политические директивы.В советское время подобного типа одежду носили обязательно девочки, девушки, молодые женщины и женщины средних лет, главным образом работающие.Только пожилые продолжали носить длинные традиционные платья курта. Причем с платьями на кокетке стали входить в быт и комбинации.

Платья советского дизайна имели длинные различного фасона, кокетки, отложной или же стоячий воротник. Исчезла разница между женским и девичьим воротом - все платья стали делать с воротом в виде вертикального разреза. Отделаны они были по всем правилам европейской моды - оборками, рюшками, люрексом, вышивкой куртаи чакан с традиционными узорами, и с вышивкой на русский манер. Однако вышивку почти не использовали в городах, а в основном в сельской местности [4,84].

Тканей в старину было мало, и они были не всем доступны, поэтому в конце Х1Х - начале ХХ века девочкам лет до 10-ти вообще не шили шаровар, и они ходили в очень длинных платьях [5,42]. За исключением женщин из богатых семей, которые одевались в шелк и бархат, традиционно широкие слои населения шили одежду из кустарной гладкой белой хлопчатобумажной материи карбос. В 50-е годы ХХв. вошли в быт платья из фабричных хлопчатобумажных тканей - белого и в цветочек ситца или сатина как гладкого красного, нарядные, на которых вышивали цветными нитками, так и пестрого тика, шелка. В 80-е годы платья для дома шили также из хлопчатобумажных тканей - ситца, штапеля, выходные из всяких модных нарядных искусственных тканей - кримплена, трикотина, криста-лона, ворсалана и т.п., а также натуральных-крепдешина, атласа, шерсти [4,48].

В отличие от женщин и мужчины раньше почти на 20-лет активнее и охотнее включились в модернизацию своей традиционной одежды. В 30-е гг. ХХ в. они облачились в темные брюки шим, которые обязательно надевали поверх легких традиционных, заказывали брюки галифэ. Начиная с 60-х гг. ХХв. круглые вышитые тюбетейки стали носить отдельные старики, молодые и зрелые мужчины отдавали предпочтение черным или темно-зеленым квадратным тюбетейкам с белыми узорами перца тус-тупи ферганского типа. В холодную погоду поверх тюбетеек повязывали поясной платок [4,74 ]. Головным убором для мужчин Южного Таджики-

стана и Памира оставались круглые, так называемые кулябские или па-мирские токи с характерными для данных регионов орнаментом.

В 70-е гг. ХХв. появились комсомольские свадьбы комсомолтуй.. Свадебные платья стали шить выкройные на кокетке из белой парчи, гипюра и других современных шелковых тканей белого цвета с модными воротниками и отделкой. Головной убор состоял из золотошвейной тюбетейки и белого шарфа с люрексом, узких шалвар и белых туфель на каблуке.

Особый вопрос - это наличие верхней одежды горянок, которую они вообще не имели. Русские исследователи и путешественники Х1Х-ХХвв. часто отмечали, что в Горном Зарафшане они не раз видели женщин, зимой перебегающих улицы в одном платье, поскольку верхней одежды они просто не имели. Это было обусловлено и в определенной степени существующими гендерными отношениями, которые были основаны на принципе «женщина должна сидеть дома» [2,76]. В советское время она получила доступ к большому ассортименту готовой одежды, включающей пальто, плащи, теплые жакеты. Это же касалось и обувных изделий.

Официальный же облик советской женщины-таджички в ХХв.был сформирован с учетом традиции. Во всех репортажах и средствах массовой информации она всегда была одета в платье из иката (атласа) советского дизайна на кокетке и вышитую тюбетейку квадратной формы, характерную для Северного Таджикистана [9,88]. Почти не отображались особенности южного вышитого платья чакана или памирского приталенного костюма.

Как и в других регионах мира образ таджички ХХв.,как символ социального прогресса во многом мобилизовал людей на определенные изменения. Он стал эмблемой прогресса, просвещения, участвующего в работе и жизни общества. Европейский стиль одежды использовался прогрессивными, в основном городскими женщинами как идентификация прогресса, их свободы и самоидентификации. Немаловажное значение имел и доступ к готовой европейской одежде, который получили все слои общества. Таким образом, в системе этногендерных отношений костюм остается знаменем морали и идеологической принадлежности [10,244-246].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобринский П.А. Секта исмаилья в русских и бухарских пределах Средней Азии. Географическое распространение и организация.-Москва,-1902.

2. Дынин В.В. Очерки быта горцев верховьев Зеравшана. // Известия Туркестанского отдела РГО.-Т.1Х., Вып. 1. - Ташкент,-1914.

3. Туйчиева С. История гендера в культуре Памира.-Душанбе,-2011.

4. Широкова З.А.Одежда. В кн.: Таджики Каратегина и Дарваза.Вып.2.-Душанбе, - 1970.

5. Широкова З.А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана,- Душанбе,- 1976.

6. Graham-Brown S. The Portrayal of Women in Photography of the Midddle East

1860-1950.Images of Women -New York, - 2003.

7. Rahaab A. The Art of Realism.// The Newsletter IICAS. # 51, Summer 2009.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ХХ ВЕКА КАК МАРКЕР СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ В ТАДЖИКИСТАНЕ

В данной статье на основе анализа политических и социальных преобразований в Таджикистане в ХХв. показано их отражение в женском костюме советской эпохи. Основываясь на системном подходе автор рассматривает изменение форм таджикской национальной культуры одежды, которая имеет богатое наследие, трансформацию прежних этногендерных отношений, коллективных идей о статусе женщины.Семантически платье женщины всегда является знаком морали и идеологической самоидентификации в системе этно-гендерного баланса.

Ключевые слова: Таджикистан, костюм, образ, женщина, мужчина, платье, изменения, трансформация, нация, традиция.

ЛИБОСИ ЗАНОНА ^АМЧУН МАРКЕРИ ДАВРАИ ШУРАВИ ДАР ТОЧ.ИКИСТОН

Дар макола та^лили дигаргуних,ои сиёсию ичтимоии асри ХХ дар Точикистон, инъикоси онх,о дар либоси занонаи давраи Шуравй инъикос шудааст. Муносибати системавиро ба назар гирифта, муаллиф тагйироти шаклх,ои фархднги миллии либосх,ои точикй, ки мероси ганй доранд, интиколи муносибатх,ои пешинаи этногендерй, гоях,ои коллективй оид ба мавкеи занх,оро ба риштаи тах,лил кашида аст. Мазмунан куртаи занона доимо нишондихдндаи ахлок ва худташаккулёбии гоявй дар мувозинаи системаи этногендерй ба шумор меравад.

Калидвожа^о: Тоцикистон, либос, образ, зан, мард, курта, симо, тагйир, таносуб, миллат, анъана.

WOMEN'S COSTUME AS А MARKER OF SOVIET EPOCH IN TAJIKISTAN

On the basis of analysis of political and social changesof the 20th centuryin Tajik-stanthe article shows how they have reflected in women's costume of Soviet epoch.Based on the systematic approach, the author discusses changes of forms of the Tajik traditional cloth culture, having a rich own heritage, transformation of old eth-no-gender relations, collective ideas about women's status.Semantically the women dress is a sign of moral and ideological identification, marker of the epoch in the system of ethno-gender relations.

Key words: Tajikistan, costume, image, women, man, dress, change, transformation, nation, tradition

Маълумот дар бораи муаллиф: Саидова Бибирачаб-унвончуи Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи Ахдоади Дониши Академияи миллии илмдои Точикистон. Телефон: (+992) 1112228888.

Information about the author: Saidova Bibirajab-competitor of the A.Donish Institute of history, archaeology, ethnography, Tajikistan National Academy of sciences.Теlefon:(+992) 1112228888.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.