Научная статья УДК 316.45:373.3/.5 https://doi.oig/10.24158/spp.2024.1.3
Регламентация обязанностей учителей и родителей в образовательном процессе (на примере конкретного социологического исследования)
Марина Алексеевна Крылова1, Олег Валерьевич Эрлих2
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия, krulova72@mail.ru
2Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского, Санкт-Петербург, Россия, olerl@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос о распределении обязанностей между участниками образовательного процесса как способ разрешения конфликтов между педагогическим коллективом, администрацией школ и родительским сообществом. Основой работы послужили результаты социологического исследования, проведенного в 2022 г. в школах Санкт-Петербурга. Осуществлено анкетирование 6 896 респондентов-родителей (законных представителей), проживающих в разных районах города, имеющих несовершеннолетних детей-школьников. Опрос проводился в онлайн-формате. В результате исследования авторами предлагаются пути выхода из непростой ситуации, главным из которых должна стать мягкая информационно-просветительская работа педагогического коллектива с семьями учащихся (осуществление педагогического просвещения, консультирования, методической поддержки законных представителей несовершеннолетних школьников). Эффективность такого взаимодействия обеспечивается на основании общих договоренностей сторон и понимания градации их зон ответственности в образовательном процессе.
Ключевые слова: школы, образовательный процесс, участники образовательного процесса, участники образовательных отношений, родители школьников, законные представители школьников, школьные учителя, учащиеся общеобразовательных школ, школьники, стереотипы, страхи, ожидания участников образовательного процесса
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследования, выполненного за счет бюджетных средств в рамках плана-заказа Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга на организацию дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических кадров государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга в 2022 г.
Для цитирования: Крылова М.А., Эрлих О.В. Регламентация обязанностей учителей и родителей в образовательном процессе (на примере конкретного социологического исследования) // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 1. С. 30-36. https://doi.org/10.24158/spp.2024.1.3.
Original article
Regulation of Teachers' and Parents' Responsibilities in the Educational Process (Using the Example of a Specific Sociological Study)
Marina A. Krylova1, Oleg V. Erlikh2
''Saint Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia, krulova72@mail.ru 2Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education named after K.D. Ushinsky, Saint Petersburg, Russia, olerl@yandex.ru
Abstract. The article touches on the pressing issue of the distribution of responsibilities between participants in the educational process as a way to resolve conflicts between the teaching staff, school administration and the parent community. The work is based on the results of a sociological study conducted in 2022 in schools located in 18 districts of the city. During the study, a survey was conducted of 6,896 respondents-parents (legal representatives) of students living in various areas of the city with minor schoolchildren. The survey was conducted online. As a result of the study, the authors suggest ways out of the difficult situation, the main of which should be a soft informational and educational work of the teaching staff with the families of students (implementation of pedagogical education, counseling, methodological support of legal representatives of minor schoolchildren). Such interaction efficiency is ensured on the basis of common agreements of the parties and understanding of the gradation of their areas of responsibility in the educational process.
Keywords: schools, educational process, participants in the educational process, participants in educational relations, parents of schoolchildren, legal representatives of schoolchildren, school teachers, students of secondary schools, schoolchildren, stereotypes, fears, expectations of participants in the educational process
© Крылова М.А., Эрлих О.В., 2024
Funding: The article was prepared based on the results of a study carried out at the expense of budget funds within the framework of the Order Plan of the Education Committee of the Government of St. Petersburg for the organization of additional professional education for management and teaching staff of state educational institutions under the jurisdiction of the Education Committee and district administrations of St. Petersburg in 2022 year.
For citation: Krylova, M.A. & Erlikh, O.V. (2024) Regulation of Teachers' and Parents' Responsibilities in the Educational Process (Using the Example of a Specific Sociological Study). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (1), 30-36. Available from: doi:10.24158/spp.2024.1.3 (In Russian).
Введение. Деление социологии по отраслевому принципу предполагает ее активное внедрение во все сферы жизнедеятельности общества. Одним из активно развивающихся направлений, находящихся на грани социологии, педагогики, управленческих дисциплин, становится изучение изменений, происходящих в распределении обязанностей среди участников образовательного процесса.
Традиционно полномочия по обучению и воспитанию распределяются между семьей (родителями, законными представителями) несовершеннолетнего учащегося и школьными учителями (Гошин, Мерцалова, 2018). В соответствии с законодательством они наделяются правами и обязанностями именно как участники образовательных отношений.
В ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прописаны права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей1. Согласно этому закону, все органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, российское движение детей и молодежи оказывают помощь родителям (законным представителям) в воспитании и обучении их детей. Родители (законные представители) имеют право выбора вида и формы обучения ребенка, получения информации обо всем, что происходит с ним в процессе образовательной деятельности. При этом родители (законные представители) несут ответственность за доступность получения их детьми общего образования, соблюдение детьми и взрослыми требований образовательной организации, уважительное отношение к педагогам и сотрудникам, задействованным в осуществлении образовательного процесса. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных указанным законом и иными нормативно-правовыми документами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучаемых несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации2.
Постановка проблемы. Все сказанное известно школьным учителям3, но зачастую неизвестно родителям. Неизвестность порождает у части из них страхи, формирует неопределенность, стереотипность отношений между семьей и образовательным учреждением, непонимание, а порой и ложный конфликт, который затем может перерасти в реальное противостояние. Наглядной иллюстрацией подобного положения дел становится высказывание одного из респондентов: «О каком взаимодействии можно рассуждать? Чаще всего на все аргументы родители получают ответ, что они "не являются участниками образовательного процесса"»; «мы даже не можем ждать наших детей в вестибюле школы». Так возникает проблемная ситуация, включающая в себя множество составляющих, способствующих ее раскрытию.
В рамках представляемой статьи рассмотрим один из аспектов проблемной ситуации, в частности постараемся выяснить: насколько декларируемая законодательная норма по регламентации деятельности образовательного учреждения совпадает с образовательной реальностью; какие меры можно предпринять по приведению реальности к нормативно-правовым требованиям, направленным на обеспечение высокого качества образования.
Для решения поставленной задачи, а также ряда других сопутствующих задач в октябре-ноябре 2022 г. был проведен социологический опрос (Крылова, 2023). В ходе исследования осуществлено анкетирование 6 896 респондентов-родителей (законных представителей), проживающих в разных районах Санкт-Петербурга, имеющих несовершеннолетних детей-школьников. Опрос проводился в онлайн-формате. Анкета размещена на платформе «ЯндексФормы», ссылка на нее разослана участникам в информационном письме.
1 Об образовании в РФ [Электронный ресурс] : Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 : с изм. и доп. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://clck.ru/DHWaQ (дата обращения: 20.11.2023).
2 Там же.
3 Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] : профессиональный стандарт : утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 8 окт. 2013 г. № 544н // Школы России : информ. система. URL: https://school3.kchr.eduru.ru/media/2020/02/11/1250875158/Profstandart_Pedagog.pdf (дата обращения: 21.11.2023).
Регламентация обязанностей и связанная с ней система ожиданий родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных школ. Значительная часть опрошенных родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей готова принимать на себя ответственность за результаты обучения ребенка (72,1 %) и является вовлеченной в образовательный процесс. В то же время практически каждый четвертый респондент хотел бы в той или иной степени перенести груз ответственности за образование ребенка на образовательное учреждение и его работников. Полагаем, что подобное стремление к переносу родительской части ответственности за образование детей может быть обусловлено следующими факторами.
1. Существующая система неопределенности (незнания, непонимания), в которой находятся представители семей учащихся, распадающаяся на две составляющие: неопределенность во взаимодействии со школьными учителями учащихся, незнание и непонимание частью родителей соответствующих пунктов законодательства.
1.1. Неопределенность во взаимодействии учащихся со школьными учителями может проявляться в отсутствии единых требований у разных педагогов одного образовательного учреждения, на которые жалуется практически каждый четвертый опрошенный (23,2 %). Наличие единства требований подтвердили 57,4 % представителей родительского сообщества. Другим проявлением неопределенности во взаимодействии послужили сложности в части интерпретации современной системы оценки знаний учащихся в процессе обучения в школе (42,78 %). Отметили, что система оценивания в целом объективна, понятна ученикам и родителям, отражает реальные знания и умения учащихся (37,9 % респондентов).
И родители, и ребенок, попадая в систему неопределенности, зачастую не понимают, чего ожидает от них учитель, какие требования предъявляет и по каким основаниям оценивает. Другая проблема системы неопределенности - ослабление потенциала родителей при оказании поддержки ребенку в образовательной деятельности (поддерживать можно, согласуясь с нормами и ожиданиями, идущими от педагога, когда понятна система оценивания).
Поэтому так важны ответы родителей на вопрос: «Существует ли в школе система психолого-педагогической поддержки по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка?». Они распределились следующим образом: положительно ответили 47,6 % респондентов; затруднились ответить 42,3 % опрошенных.
На самом деле положения, зафиксированные в этих и других вопросах анкеты, зафиксированы в законе «Об образовании в Российской Федерации»1 и конкретизированы в Профессиональном стандарте педагога2, определяющем необходимые компетенции для работы с родителями обучаемых:
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) учащихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;
- разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;
- определение совместно с обучаемыми, родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, методистом и т. д.) зоны ближайшего развития ребенка, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений их развития.
1.2. Вторая составляющая системы неопределенности - незнание и непонимание частью родителей соответствующих пунктов законодательства, а поэтому - страх, что в случае согласия принять на себя ту или иную степень ответственности за результаты обучения школа перенесет на них еще больший объем работы с детьми.
2. Повышенная загруженность представителей семей на работе с фактической невозможностью уделять ребенку внимание (формируется дефицит внимания) и, соответственно, завышенные ожидания от образовательного учреждения, которое, по мнению этой части респондентов, должно взять на себя всю полноту ответственности за обучение и воспитание детей.
1 Об образовании ...
2 Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) ...
3. Система завышенных ожиданий школы от родительского сообщества (формально, в соответствии с законодательством, родители, безусловно, являются полноправными участниками образовательных отношений, но фактически, как правило, не обладают необходимой компетентностью для этого, а у школы, педагогов обычно не хватает времени или методической компетентности для работы со взрослыми людьми по повышению их уровня родительской компетентности в сфере образовательных отношений); загруженность учителей, зачастую обусловливающая затруднения в выполнении программ обучения в ожидаемом родителями объеме, в результате педагог вынужден компенсировать этот пробел за счет домашнего задания «под ответственность родителей». Причем ничего нерегламентированного в участии родителей в оказании помощи ребенку в учебной деятельности нет. Подобная возможность четко прописана в соответствующих новеллах закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, в п. 1 ст. 44 указывается: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами...»1. В п. 4 данной статьи также отмечено, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны. обеспечить получение детьми общего образования», что означает в том числе правомерность их участия в оказании помощи ребенку в учебной деятельности в случае возникновения такой необходимости2. Однако родители зачастую не информированы о регламентации подобной помощи в законодательстве.
Так формируется недопонимание, конфликт между участниками образовательных отношений с взаимными обвинениями. Исключить этот конфликтогенный фактор можно посредством мягкой и вместе с тем компетентной просветительско-информационной работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей. Среди прочего она должна подразумевать информирование о нормах законодательства в образовательной деятельности, реализуемых практиках профессиональной деятельности педагогов, системе взаимодействия между семьей и образовательным учреждением на основании партнерства и сотрудничества, направленного на достижение общей единой цели - повышения качества образования ребенка3.
Поэтому важным вопросом становится выяснение того, насколько сегодня понятно родителям (законным представителям), за что несет ответственность школьный учитель, а за что - родители (законные представители) учащегося. Для большинства респондентов этот вопрос ясен (70,9 %). Однако не уверены в правильности понимания почти треть участников исследования.
Также в анкете задавался вопрос: «Готова ли школа, в которой учится ребенок, эффективно работать с Вами как с участником образовательных отношений: осуществлять педагогическое просвещение, консультирование, методическую поддержку родителей?» Фактически такая работа предусмотрена действующим законодательством и должна вестись в школах на постоянной основе. Таким образом, вопрос, по сути, относился к практическому осуществлению школой своих обязательств в отношении семей несовершеннолетних детей. Часть родителей ввиду отсутствия интереса к такому взаимодействию, занятости или имеющегося негативного опыта в данной области могла пропустить информацию о том, что школа подобную работу проводит.
Чуть более половины опрошенных (56,4 %) считают, что школа готова (скорее готова, чем не готова - 38,7 %) к оказанию информационно-методической поддержки законным представителям несовершеннолетних школьников. Каждый десятый уверен в обратном: в различной степени неготовности школы к оказанию необходимой информационно-методической поддержки законным представителям несовершеннолетних учеников (суммарно 11,9 %). Практически такая же по численности группа родителей выбрала ответ: «Не то чтобы готова, не то чтобы нет». Таким образом, суммарно уже 23,6 % респондентов полагают, что сегодня школа не готова оказывать информационно-методическую поддержку законным представителям учащихся по вопросам воспитания и обучения или сомневаются в наличии такой готовности.
Ввиду неясности для значительной части родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся ситуации взаимодействия с представителями образовательной организации4 были заданы вопросы о целесообразности, по мнению родителей, регламентации взаимодействия школы и представителей семей несовершеннолетних учащихся хотя бы на местном
1 Об образовании ...
2 Там же.
3 Биктуганов Ю.И. Взаимодействие педагога с семьей и общественностью : учеб. пособ. Екатеринбург, 2016. 148 с. ; Эрлих О.В., Цыганкова Н.И., Попова А.В. Система взаимодействия с родителями как условие повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами : учеб.-метод. пособ. СПб., 2021, 133 с.
4 В законе № 273-ФЗ не указывается на обязательный характер осуществления взаимодействия (школа оказывает помощь семье, но, если от этой помощи отказываются, игнорируют или недовольны ею, она не может быть обязательной), также не прописан характер, частота взаимодействия и другие положения.
(школьном) уровне и об ожиданиях от такой регламентации. Относительное большинство ответивших на вопросы анкеты уверены в необходимости официальной регламентации взаимодействия между школьными учителями и законными представителями несовершеннолетних учащихся (48,8 %). Не видят такой необходимости 21,1 % участников исследования. Остальные не сформировали мнение по этому вопросу (30,1 %).
Та часть участников опроса, которые не видят необходимости в регламентации взаимодействия и/или выступают против, аргументирует свою позицию следующими положениями:
1) наличием имеющейся законодательной базы по вопросу: «Такой порядок уже установлен законом»; «Не нужно придумывать велосипед, все права прописаны в законодательстве, остальное бюрократия»;
2) эмоционально-насыщенными аргументами «против бюрократии» и «в защиту детей»: «Одни инструкции и бумаги. Детьми живыми заниматься нет времени»; «Я считаю, если в школе ребенку некомфортно, надо не юридически доказывать свои права, а просто забирать ребенка, переводить его в другую школу с лучшей внутренней обстановкой»;
3) страхами, связанными с перенесением ответственности: «Каждая ситуация должна иметь индивидуальный подход, а нормативный документ будет давать возможность перекладывать проблему на ту или другую сторону конфликта» ; «Школа юридически сбросит ответственность на родителей».
Сторонники регламентации, отстаивая свое мнение, опирались на варианты ответов, предложенных исследовательской группой, %:
1) учителям и родителям будет понятно, кто за что отвечает, - 57,6;
2) защита педагога от нападок родителей и администрации - 14,6;
3) родители будут понимать, что хочет от них школа, - 10,0;
4) родители будут понимать, что учитель не может отвечать за все вопросы, связанные с обучением и воспитанием подопечных, - 5,3.
Также сторонники регламентации взаимодействия приводили собственные аргументы относительно такой позиции:
5) защита прав сторон взаимодействия: «Регламент даст четкие границы понимания, что входит в обучающий процесс, а что нет» ; «Это обеспечит защиту прав всех участников образовательных отношений»; «Будут прописаны права и обязанности, порядок взаимодействия сторон образовательного процесса»; «Такой документ даст защиту, гарантию родителям и детям». В данной группе аргументов присутствуют два важных сюжета: заочный конфликт, в котором «виноват учитель, а законный представитель и его несовершеннолетний ребенок правы»; упоминание в качестве сторон процесса исключительно родителей (законных представителей) несовершеннолетних и собственно детей. Учитель, администрация школы зачастую воспринимаются семьей как потенциальная угроза, «враги».
Еще одним аргументом выступает следующий:
6) распределение ответственности сторон: «Документ будет полезен в спорных ситуациях, позволит определить ответственность учителя и школы»; «Учителям и родителям будет понятно, кто за что отвечает, порядок разрешения возникающих вопросов»; «Родитель будет освобожден от вечерней работы учителем». Интересно, что при выражении мнения о вариантах распределения ответственности сторон законные представители несовершеннолетних в большей степени подразумевали снятие нагрузки с себя: будет определена ответственность учителя и школы, родитель будет освобожден от выполнения с детьми домашних заданий и т. п. При этом родители (законные представители) учащихся часто забывают о наличии обязанностей в отношении себя и своих детей.
Интересно, что сюжет о скрытой угрозе, исходящей от педагогов и администрации образовательного учреждения, повторяется неоднократно:
7) официальная регламентация взаимодействия как признание прав родителей: «Родители получат не "рекомендательный" голос при решении проблем, а вполне легитимный, чтобы добиваться выполнения своих законных требований в пользу детей».
Кроме того, сторонники регламентации взаимодействия указывают на еще один аргумент:
8) защита школы, администрации и педагогов от нападок родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся (возможно, это отражает позицию родителей-педагогов).
Таким образом, в системе ожиданий родителей соблюдение регламента - это в значительной степени снятие с них дополнительной нагрузки по обучению детей.
Несмотря на родительские страхи, различную степень готовности брать ответственность за обучение и воспитание детей, современная ситуация требует активного вовлечения родителей в образовательный процесс. Это не новое веяние времени: традиция вовлечения родителей
в совместную с детьми и педагогами деятельность в нашей стране известна с XIX в. Исследователи истории педагогики отмечают, что уже в это время в практике гимназий наметилась тенденция к поиску способов сближения школы и родителей (Петербургский учитель., 2021).
Решение проблемы находится в двух плоскостях: мягкой и вместе с тем компетентной про-светительско-информационной, методической работы и совместной, специально организованной внеклассной работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних. Принципами работы с родителями выступают добровольность, информативность и обратная связь.
Добровольность основывается на тесном обоюдном сотрудничестве. «Обязательными» могут быть только родительские собрания в начале каждого учебного года. Все остальные формы общения и совместной деятельности строго добровольны.
Информированность предполагает понимание родителями (законными представителями) учащихся своих прав, обязанностей, практик профессиональной деятельности педагога, разграничения видов деятельности, сути работы учителя. Кроме того, родителям полезно проследить вместе с педагогами динамику развития личности ребенка по годам обучения и по результатам конкретных дел.
Любой педагог в процессе обучения неоднократно сталкивается с необходимостью корректировать свои действия, учитывая индивидуальные особенности конкретного несовершеннолетнего (здоровье, ситуацию в семье и т. п.). Следует просить родителей немедленно сообщать о любых серьезных изменениях в жизни ребенка; аналогичное требование предъявляется к педагогу. Так реализуется принцип обратной связи.
Уровни общения педагога с родителями выстраиваются в зависимости от типа родителей:
1) личностный - непосредственное общение педагога и родителей;
2) функциональный - взаимодействие через родительский актив, носит формализованный характер и связан с постановкой и достижением конкретных целей;
3) формализованный - формальные отношения, четко регламентированные, прописанные на законодательном уровне, затрагивают только учебные и учебно-воспитательные (не все) вопросы; при обсуждении учебной деятельности, поведения ребенка используется упомянутый ранее принцип «не навреди».
Итак, современная семья остается для ребенка одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Однако школа может выполнять (и выполняет) важнейшую функцию - выступать инициатором взаимодействия с родителями в воспитании детей.
Заключение. Подводя итог, можно сделать ряд обобщений и выводов.
1. Большинство родителей осознают ответственность за образование, а тем более (как его составную часть) - воспитание собственных детей и готовы нести ее.
2. Не все родители (законные представители) информированы/понимают в полной мере, что они являются участниками образовательного процесса как участники образовательных отношений. При этом они хотят четкого разграничения обязанностей по образованию детей между ними и педагогами образовательных учреждений.
3. Причины требования регламентации ответственности между семьей и школой отчасти связаны со страхами, стереотипами, системой ожиданий, существующими у всех участников образовательных отношений.
4. Одним из главных ожиданий со стороны родительского сообщества становится снятие с его представителей излишней дополнительной нагрузки по обучению детей. Именно это ожидание заставляет одних выступать за регламентацию взаимодействия между педагогами образовательного учреждения и родителями (законными представителями) школьников, а других, не столь оптимистично настроенных, - против подобной регламентации.
5. Отмечается скрытое противостояние стороны «школьные учителя и администрация учебных заведений» и стороны «родители (законные представители) школьников». Каждая из них зачастую воспринимает другую как потенциальную угрозу. В центре этого взаимодействия находится собственно ученик. Скорее всего, такое эмоционально заряженное противостояние, формирующее у ребенка состояние дополнительного напряжения от косвенного, а иногда прямого участия в потенциально конфликтном взаимодействии по линии родитель - учитель, влияет на него отрицательно.
Стереотипы восприятия деятельности педагогов и школы, недостаточная информированность родителей о различных аспектах работы школы, дефициты регламентированной разделенной ответственности в действиях родителей и образовательного учреждения, отсутствие единых педагогических требований к учащемуся и другие перечисленные проблемы порождают конфликт.
Возможность и эффективность взаимодействия семьи и школы для предотвращения такого конфликта выстраивается на основании общих договоренностей сторон, понимания градации их зон ответственности в образовательном процессе, осознании прав и обязанностей каждой из сторон относительно друг друга и третьей стороны - несовершеннолетнего ребенка. Данную
позицию разделяют и ожидают и родители (законные представители) несовершеннолетнего, и школьные учителя. Поэтому на сегодняшний день основная рекомендация - это информационно-методическое просвещение о различных аспектах развития современного ребенка, взаимодействия семьи и школы в его интересах обеих сторон: и родителей, и педагогов. Зачастую активное противодействие школе и преподавателям не позволяет использовать предоставляемую образовательной организацией актуальную информацию для решения задач (проблем), стоящих перед ребенком и/или семьей. Список источников:
Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 68-90. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-3-68-90.
Крылова М.А. Практика модернизации системы школьного образования глазами семей учащихся: ожидания, проблемы и стереотипы восприятия // Основные направления исследований проблем модернизации России : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. д-ра пед. наук, проф. Е.В. Конеевой. М., 2023. С. 64-67.
Петербургский учитель и родители: в поисках оптимальных моделей взаимодействия : коллективная монография / А.Н. Шевелев, О.Б. Даутова, О.Н. Шилова, Н.А. Вершинина, Е.Ю. Игнатьева, Н.Н. Кузина, М.Г. Ермолаева, В.Ю. Смольников, Т.В. Щербова. СПб., 2021. 218 с.
References:
Goshin, M.E. & Mertsalova, T.A. (2018) Types of parental involvement in education, socio-economic status of the family and students' academic results. Educational Studies. Moscow. (2), 68-90. Available from: doi:10.17323/1814-9545-2018-3-68-90. (In Russian)
Krylova, M.A. (2023) The practice of modernizing the school education system through the eyes of students' families: Expectations, problems and stereotypes of perception. In: Koneeva, E.V. (ed.) Main directions of research into the problems of modernization of Russia: Proceedings of the international scientific and practical conference. Moscow, SKI, 64-67. (In Russian) Shevelev, A.N., Dautova, O.B., Shilova, O.N., Vershinina, N.A., Ignatieva, E.Yu., Kuzina, N.N., Ermolaeva, M.G., Smolnikov, V.Yu. & Shcherbova, T.V. (2021) Petersburg teachers and parents: In search of optimal models of interaction: Collective monograph. Saint Petersburg, SPb APPO. (In Russian)
Информация об авторах М.А. Крылова - доцент кафедры «Социология и управление персоналом» Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербург, Россия.
О.В. Эрлих - доцент кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского, Санкт-Петербург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=945552
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors M.A. Krylova - Associate Professor, Department of Sociology and Personnel Management, Saint Petersburg State University of Economics, Saint Petersburg, Russia.
O.V. Erlich - Associate Professor, Department of Pedagogy and Andragogy, Saint Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education named after K.D. Ushinsky, Saint Petersburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=945552
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflict of interests:
The authors declare no conflict of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.12.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 12.01.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 30.01.2024.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.