58 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
3. Двигалева А.А. Социология: учебное пособие. - СПб.: ООО Виктория плюс, 2005. - 496 с.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1997.
5. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1980. - 114 с.
6. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.
7. Людмила Александровна. Педагогическое общение как фактор социализации студентов педагогического вуза: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Челябинск, 2002. - 166 с. - РГБ ОД, 61:02-13/1453-0.
8. Мудрик А.В.Социализация человека: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
9. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1994.
10. Пак Л.Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента: дисс. ... докт. пед. наук / Л.Г. Пак. - Оренбург, 2011. -426 с.
11. Радугин А.А. Социология: курс лекций / А.А. Радугина, К.А. Раду-гин. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Центр, 1997 - 160 с.
12. Салыгин Е.Н. Социология: Человек и общество: учебник для вузов. -М.: Вентана-Графф, 2001. - 272 с.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© Боброва Е.А.
Лицей № 17, г. Березовский
В статье представлен опыт внедрения в образовательную практику инновационных форм работы с родителями, что способствует конструктивному взаимодействию, координации педагогических позиций семьи и школы.
Ключевые слова воспитание, семья, взаимодействие участников образовательного процесса, инновационные формы работы с родителями.
Жизнь каждого человека связана со школой. Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от
образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые нередко наблюдают педагоги: отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни и сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. В последнее время мы иногда сталкиваемся с негативным отношением родителей к школе.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего образовательного процесса. Школа была, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способных внести огромную лепту в восстановлении семейственности.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Усилия классного руководителя, организующего коммуникацию с родителями, во многом направлены на активное включение родителей в образовательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают и формируют политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, насколько участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Целью работы педагога в данном контексте является выявление и изучение наиболее продуктивных форм и способов взаимодействия школы с родителями, способствующих сотрудничеству семьи и школы в современных, постоянно меняющихся условиях общественной жизни.
Для достижения данной цели нами разработан проект организации родительского клуба «Огонёк», нормативный срок реализации которого рассчитан на 4 года (1-4 классы). Это важно, так как именно в первые годы обучения детей их родители наиболее активны, хорошо идут на контакт, в большей степени прислушиваются к советам и мнению педагога.
60 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
Ведущий замысел состоит в создании между родителями и педагогом атмосферы доверия и сотрудничества, основанной на дружелюбном обращении друг с другом, исключающей взаимные обвинения и подозрительность, способствующей индивидуальному и коллективному творчеству. Главным целевым ориентиром является оптимизация педагогического взаимодействия школы и семьи.
Достижение данной цели будет возможно, если будут решены следующие задачи: воспитание у участников образовательного процесса отношение к семье как к базовой ценности общества; психолого-педагогическое просвещение семей; знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей семейные отношения; создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы; создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель»; предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, безнадзорности, отсутствия должной родительской опеки.
Сейчас мы все больше отходим от традиционных назидательных форм проведения родительских собраний. Мы используем формы модерации, тренинга, командного взаимодействия: час общения с родителями, родительские классные конференции, собрания-практикумы, совместные собрания с детьми, собрания-презентации. Тематика родительских собраний определяется в диалоге, часто - в дискуссии.
Кратко охарактеризуем этапы внедрения проекта.
В первом классе учитель начинает изучать каждого ребенка, его семью. Главная задача на данный период - помочь детям и их родителям безболезненно адаптироваться в новой для них среде - школе. Это этап активного педагогического всеобуча родителей, их вовлечение в совместную социально-активную деятельность и деятельность по профилактике и сохранению здоровья детей. Поэтому первый год обучения проходит под девизом: «Давайте познакомимся».
Во втором классе продолжается развитие педагогической компетентности родителей, формирование их активной педагогической позиции, чему способствует сотрудничество школы и семьи по вопросам духовно-нравственного развития. Девиз года: «Я и мои друзья».
В третьем классе приоритетным направлением работы будет являться предупреждение правонарушений и безнадзорности, отсутствия должной родительской опеки, укрепление сознательной дисциплины учащихся. Девиз этого года: «Вместе весело шагать».
К четвертому классу ведущим видом деятельности является формирование культуры семейных отношений, способности быть хорошим семьянином и жить счастливой семейной жизнью. Оказание психологического и педагогического содействия родителям учащихся в вопросах обучения и
воспитания, знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей семейные отношения. Девиз этого года: «Вместе мы - сила».
В качестве критериев эффективности внедренной инновации мы определяем повышение педагогической культуры родителей; сформированность активной педагогической позиции родителей, рост уровня их педагогической компетентности; рост активности участия родителей в общешкольных мероприятиях; устранение случаев безнадзорности несовершеннолетних; укрепление сознательной дисциплины учащихся; повышение правовой грамотности родителей и детей.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в образовании проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Список литературы:
1. Гранкин А.Ю. Е.А. Аркин о семейном воспитании / А.Ю. Гранкин // Педагогика. - 2004. - № 6. - С. 80-84.
2. Елисеева Т.П. Особенности взаимодействия школы и семьи в современных условиях / Т.П. Елисеева // Классный руководитель. - 2005. - № 5. -С. 65-72.
3. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. - М., Издательский центр «Академия», 2004.
4. Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы / Н.И. Москвина // Классный руководитель. - 2005. - № 5. - С. 102-107.
5. Образование родителей и школа: учеб.-метод. пос. / Под ред. С.И. Пет-реевской. - М., 1999.
6. Степаненков Н.К. Педагогика: учеб. пособие. - М., 2008.
7. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. - М., 2006.
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ
© Евтушенко А.М.*
Средняя общеобразовательная школа № 15, г. Комсомольск-на-Амуре
В статье исследуются экстернальный, интернальный локус, что человеку свойственно видеть причину происходящего с ним в его собственных поступках и личностных качествах контроля.
Ключевые слова: экстернальный, интернальный, индивидуум, интуиция.
* Социальный педагог.