Научная статья на тему 'Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе'

Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY-NC-ND
3952
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ШКОЛА / SCHOOL / КОММУНИКАЦИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ / FAMILY-SCHOOL COMMUNICATION / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / PARENTAL INVOLVEMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Любицкая Кристина Александровна, Шакарова Марта Автандиловна

Результаты многочисленных зарубежных исследований практик взаимодействия семьи и школы показывают, что налаженная коммуникация со школой является важным условием вовлеченности родителей в школьную жизнь, которая, в свою очередь, благоприятно влияет на весь образовательный процесс. В нашей стране фактические данные о коммуникации школы и родителей весьма малочисленны. В статье представлены результаты поискового исследования, в котором участвовали представители администрации школ и родители учащихся разных уровней общего образования (начальное, основное и среднее общее образование) одного из мегаполисов Центрального федерального округа. На основании материалов интервью с родителями и с представителями школ, а также опроса родителей школьников описываются наиболее популярные среди родителей способы коммуникации, основные трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе коммуникации со школой, а также оценивается степень вовлеченности родителей в школьную жизнь. Показано, что наиболее эффективным каналом коммуникации со школой для родителей является непосредственное общение с учителем. Основные трудности в общении со школой, по мнению родителей, являются следствием расхождения во мнении с педагогами по вопросам обучения и воспитания детей, в «закрытости» школы в целом или отдельных педагогов. В средней и старшей школе эти трудности усугубляются. В целом по результатам исследования уровень вовлеченности современных родителей в школьную жизнь оценивается как низкий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family-School Communication: The Key Features at the Current Stage

A number of foreign studies in family-school relationships have shown that effective parent-school interaction is a crucial factor of parental school involvement, which, in its turn, has a positive impact on the whole schooling process. In Russia, there is little empirical data on the communication between parents and schools. The article describes the findings of an exploratory research that involved school administrators and parents of students at different levels of school education (elementary, middle and high school) in a megalopolis of the Central Federal District. Interviews with parents and school representatives as well as parent questionnaire results are used to describe the most popular ways in which parents interact with schools, the main problems they encounter in such interaction, and the degree of parental involvement in school life. Direct contact with teachers is found to be the most efficient channel of parent-school communication. Parents see the main communication problems in disagreement about instruction and education issues and in the disengagement of schools or individual teachers. These problems become more acute in middle and high school. On the whole, the existing level of parental involvement in school is measured as low in this study.

Текст научной работы на тему «Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе»

Коммуникация семьи и школы: ключевые особенности на современном этапе

К. А. Любицкая, М.А. Шакарова

Статья поступила Любицкая Кристина Александровна

в редакцию стажер-исследователь Центра иссле-в марте 2018 г. дований современного детства Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: [email protected] Шакарова Марта Автандиловна кандидат психологических наук, специалист Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации Московского педагогического государственного университета. Адрес: 129164, Москва, ул. Кибальчича, 6. E-mail: [email protected]

Аннотация. Результаты многочисленных зарубежных исследований практик взаимодействия семьи и школы показывают, что налаженная коммуникация со школой является важным условием вовлеченности родителей в школьную жизнь, которая, в свою очередь, благоприятно влияет на весь образовательный процесс. В нашей стране фактические данные о коммуникации школы и родителей весьма малочисленны. В статье представлены результаты поискового исследования, в котором участвовали представители администрации школ и родители учащихся разных уровней общего образования (начальное, основное и среднее об-

щее образование) одного из мегаполисов Центрального федерального округа. На основании материалов интервью с родителями и с представителями школ, а также опроса родителей школьников описываются наиболее популярные среди родителей способы коммуникации, основные трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе коммуникации со школой, а также оценивается степень вовлеченности родителей в школьную жизнь. Показано, что наиболее эффективным каналом коммуникации со школой для родителей является непосредственное общение с учителем. Основные трудности в общении со школой, по мнению родителей, являются следствием расхождения во мнении с педагогами по вопросам обучения и воспитания детей, в «закрытости» школы в целом или отдельных педагогов. В средней и старшей школе эти трудности усугубляются. В целом по результатам исследования уровень вовлеченности современных родителей в школьную жизнь оценивается как низкий. Ключевые слова: школа, коммуникация семьи и школы, вовлеченность родителей, образовательная политика.

DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-196-215

В последние десятилетия во многих странах активно исследуется коммуникация семьи и школы. Налаженная коммуникация между школой и семьей является важным условием высокой вовлеченности родителей в школьную жизнь [Loudová, Havige-rová, Haviger, 2015], которая способствует повышению академических результатов школьников, положительно влияет на поведение детей в классе, их мотивацию, на самооценку и интерес ребенка к школе, создает «боевой» настрой у педагогов, помогает родителям лучше понимать своих детей [Epstein, 1983; Grolnick, Kurowski, Gurland, 1999; Hill, Taylor, 2004; Hoover-Dem-psy, Ice, Whitaker, 2010; Pomerantz, Moorman, Litwack, 2007; Wilder, 2014].

Понятие «вовлеченность родителей в образовательный процесс» включает различные виды действий и поведения родителей, которые прямо или косвенно связаны с образованием их детей. Вовлеченность может быть домашней: это значит, например, слушать, как ребенок читает вслух, наблюдать за выполнением домашних заданий. Вовлеченность может быть школьной [Антипкина, 2017]: например, посещение родительских учебных семинаров и родительских собраний. Родительскую вовлеченность в образование детей определяют также как «коммуникацию семьи со школой и со своими детьми для содействия успеху в учебе» [Hill, Taylor, 2004]. Во многих странах учебные заведения придают большое значение нахождению и развитию эффективных каналов и средств коммуникации с семьями обучающихся.

В процессе коммуникации семьи и школы их ожидания относительно друг друга не всегда четко определены и однозначно выражены [Glasgow, Whitney, 2009; Kruger, Michalek, 2011]. Коммуникация часто бывает затруднена из-за страха учителей перед родительской оценкой, их стремления сохранить свою профессиональную автономию, нехватки у педагогов времени и отсутствия поддержки со стороны директора школы [Grant, Ray, 2013]. ^ресс, который испытывают учителя в процессе общения с родителями, может быть вызван чрезмерными и противоречивыми требованиями родителей и тем, что учителя не получают в общении с ними явного и достаточного признания своего авторитета и заслуг [van der Wolf, Everaert, 2005]. Расширение прав и возможностей родителей усугубляет существующие конфликты между учителями и родителями, особенно когда родители находятся в привилегированном положении и их сила как клиентов школы может повлиять на автономию учителей [Driscoll, 1998]. В ходе глубинных интервью учителя израильских городских начальных школ признавались, что, в целом поддерживая участие родителей в школьной жизни, они чувствуют себя уязвимыми из-за усиления влияния родителей и их вторжения в свою профессиональную сфе-

1. Коммуникация семьи и школы как условие вовлеченности семьи в процесс образования

ру [Addi-Raccah, Elyashiv-Arviv, 2008]. Учителя стараются держать родителей с высоким социально-экономическим статусом и культурным капиталом на расстоянии, чтобы защитить свою профессиональную автономию [Baeck, 2010].

В России исследования коммуникации школы и семьи весьма малочисленны. На протяжении истории развития советского, а затем и российского образования происходил переход от монополии школы в вопросах обучения и воспитания детей к осознанию важности построения продуктивной коммуникации с родителями, к их вовлечению в образовательный процесс [Мерцалова, Гошин, 2015].

В ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплен принцип информационной открытости школы. Он постулирует необходимость обеспечить двусторонний информационный обмен между участниками образовательного процесса. Происходящее в последние годы реформирование системы образования обусловливает потребность в создании новых форм коммуникации школы с социумом, основанных на принципах равноправия, диалога и совместного принятия решений [Чернобай, 2015].

В условиях информационной «закрытости» у школы отсутствует возможность обсуждать свои насущные проблемы с родителями [Вальдман, 2013]. Практиками обеспечения информационной открытости являются публичный доклад руководителя школы, сайты образовательных организаций и управленческих структур, управляющие советы, попечительские советы, базы данных, электронные журналы и дневники, информационные порталы региональных органов управления образованием, рейтинги школ и муниципалитетов. Однако информации о том, насколько перечисленные практики способствуют построению эффективной коммуникации с родителями, у школ нет [Кузьминов, 2013]. Родителям небезразличны отношения с учителями и администрацией учебных заведений, в которых учатся их дети: они отмечают недостаток возможностей для обсуждения со школой важных для них тем, обращают внимание на «закрытость» школы [Мерцалова, Гошин, 2015].

Новые тренды в родительстве обусловили стремление части родителей активно участвовать в школьной жизни своего ребенка [Поливанова, 2015]. Особенно заметна эта тенденция в школах больших городов, в среде образованных родителей. В то же время значительное число педагогов считает, что семья самоустраняется от воспитания детей [Собкин, Адамчук, 2016]. Данное противоречие объясняется высокой дифференциацией родителей с точки зрения их вовлеченности в образовательный процесс, однако сложившаяся на сегодня практика работы образовательных организаций не способствует эффек-

тивному выявлению и обеспечению дифференцированных запросов разных групп родителей [Мерцалова, Гошин, 2015].

В таких условиях настоятельной необходимостью становится поиск и построение новых способов и каналов коммуникации семьи и школы, которые будут способствовать росту вовлеченности родителей в образовательный процесс.

Нами было проведено поисковое исследование, в рамках которого мы ответили на следующие вопросы:

• какие каналы коммуникации со школой наиболее распространены среди родителей школьников и какие представляются им наиболее эффективными;

• какие трудности в общении со школой испытывают родители обучающихся;

• насколько активно они вовлечены в школьную жизнь?

Эмпирическое исследование состояло из качественного (полуструктурированное интервью с родителями обучающихся, педагогами и представителями администрации школ, N = 13) и количественного (опрос родителей обучающихся, N = 3576) этапов. Интервью позволили наметить основные аспекты проблемы и проверить пункты опросника. С помощью опроса определялись основные способы и каналы коммуникации родителей со школой, ключевые трудности в коммуникации и удовлетворенность родителей этим процессом, а также степень их участия в жизни школы. Сбор данных происходил в нескольких районах одного из мегаполисов Центральной России.

2. Организация и методы исследования

Интервью проводились с педагогами и родителями обучающихся разных уровней общего образования (начальное, основное и среднее общее образование) в 2016 г. Основными темами интервью были: вопросы, по которым происходит общение со школой; каналы и способы коммуникации; отношение родителей к различным средствам коммуникации; трудности, с которыми сталкиваются родители и школа в процессе общения друг с другом; удовлетворенность родителей коммуникацией со школой и способы ее оценки. Всего было записано 13 интервью средней продолжительностью 30-40 мин.

2.1. Организация и инструментарий качественного исследования

Опрос родителей, организованный совместно с администрацией школ, проводился в мае — июне 2017 г. в девяти территориальных образовательных комплексах, расположенных в разных районах города. В нем приняли участие семьи учеников 2-10-х классов. Опрос носил сплошной характер, т. е. ссылку на онлайн-анкету или бумажную анкету получали члены семей всех школьников, обучающихся в указанных классах. Принять

2.2. Организация и инструментарий количественного исследования

участие в опросе мог любой член семьи ребенка. В большинстве случаев это была мать ребенка (89,7%), в 7,4% случаев — отец ребенка, в 1,8% — бабушка ребенка, оставшиеся случаи — кто-либо еще из членов семьи.

3. Результаты При проведении интервью с родителями мы столкнулись с дву-исследования мя типами поведения респондентов. Часть родителей, несмотря 3.1. Интервью на заинтересованность в беседе, с трудом отвечали на вопросы, с родителями предоставляли очень скудную информацию и, судя по ответам, (М = 7) только в ходе нашей беседы впервые задумались о том, какие сложности и дефициты они испытывают в общении со школой. Вторую группу составили те, для кого заявленная тема была весьма живой и актуальной. Многие вопросы интервью были для них реально переживаемыми трудностями в процессе коммуникации со школой.

Родители общаются со школой по вопросам учебной деятельности (успеваемость ребенка, домашние задания и т. д.); по организационным вопросам (справки, документы, родительские собрания, благотворительные акции и др.); по поводу дополнительного образования (кружки и секции); для обсуждения поведения ребенка, его взаимодействия с другими детьми. Инициатором такого общения может выступать как родитель, так и школа. Мы выделили три возможных варианта.

1. Коммуникация полностью инициируется школой. Родители занимают пассивную позицию, реагируя лишь на конкретный запрос со стороны образовательной организации. Такие ответы в интервью давали родители учащихся средней и старшей школы. Так, мама пятиклассника отмечает: «Инициатива исходит от школы. Они мне сами звонят, если ребенок провинился или у нас какой-то „косяк"».

2. Инициатива к общению исходит с обеих сторон.

3. Инициатива в основном исходит от родителей. Чаще всего речь идет о начальной школе, вероятно, вследствие большей заинтересованности родителей младших детей. Здесь родители жалуются на то, что у них не складывается коммуникация с классным руководителем, указывают, что им не хватает контакта с классным руководителем: «В начале года учитель встречал детей с утра, и, пока она стояла в коридоре, можно было что-то спросить. Я пару раз пыталась задать вопрос конкретно по ее записям в тетради: что они означают? Система оценивания непонятна. Учитель ответила, что ничего объяснять не будет, это должен сделать сам ребенок... А потом ее не было видно ни утром, ни в обед. Какие-то родители пытались ей звонить, что-то узнавать, но в основном информация от нее ограниченная» (мать пер-

воклассника). Родители подчеркивают безуспешность своих

попыток наладить взаимодействие с учителем.

Основными каналами коммуникации со школой являются: личное общение с учителем; телефонные разговоры, SMS-сообщения, электронная почта, мессенджеры; записи в электронном дневнике; бумажные записки; получение информации через родительский комитет; родительские собрания. Предпочтение родители отдают непосредственному общению с учителем—личный контакт, телефон, почта. Именно таким способом они могут решить интересующие их вопросы, так как на заседаниях родительского комитета и на родительских собраниях обсуждаются, как правило, общие дела. Каналы личного общения не всегда доступны: учитель «закрыт» для общения: «не дает телефон», «говорит, что SMS ему писать дорого», «вайбер подключить не может», «общение через электронную почту не практикует», «я хочу поговорить с учителем физкультуры, но не знаю, как его найти».

Электронный дневник используют не все родители: «Я свой пароль забыла, захожу со странички ребенка, чтобы посмотреть оценки», «Я не захожу на свою страницу, ребенок сам его ведет». Все родители отметили, что электронный дневник является фактически односторонним каналом коммуникации для изучения информации, которую выложила школа, например оценки, расписание, благотворительные акции, объявления.

В качестве информационных средств коммуникации родители наиболее активно используют различные мобильные приложения и считают их наиболее эффективными. В приложениях создаются группы общения, в которых одновременно могут принимать участие родители и классный руководитель. В них обсуждаются разнообразные вопросы, связанные с учебной деятельностью, внеучебная активность, организация школьных мероприятий. Родители отмечают, что не все педагоги этими приложениями пользуются.

Сайт школы в качестве средства коммуникации родители практически не используют, к нему обращаются, только когда выбирают для ребенка школу. В итоге сайт образовательной организации, который мог бы служить одним из средств обеспечения ее информационной открытости, на процесс коммуникации школы с родителями не влияет. Информация, размещенная на сайтах, воспринимается родителями как общая, формальная, не обращенная к ним непосредственно, она не вызывает интереса.

Чаще всего родители взаимодействуют с классным руководителем, и наибольшее значение для них это общение имеет в начальной школе. Вся коммуникация со школой на этой ступени образования зависит от характера отношений с классным руководителем. Так, мать ученицы 5-го класса, отмечая разницу между начальной школой и последующими ступенями обу-

чения, говорит: «Разница в том, что в начальной школе все подчинено классному руководителю, он там верховодит, является „царем горы". В старшей школе много учителей и много мнений, это значительно облегчает процесс взаимодействия». Трудности, которые испытывают родители в общении со школой, о которых мы будем говорить чуть ниже, во многом связаны именно с проблемами в отношениях с классным руководителем.

Родительские собрания многие родители воспринимают как формальность. Вопросы, обсуждаемые на них, не имеют для них практической значимости, собрания проходят в неудобное время: «Воспринимаю как формальность. Хожу, чтобы отметиться. Если мне что-то надо узнать про своего ребенка, подхожу лично к учителю в другое время» (мать ученика 5-го класса). Предпочтения в отношении формы проведения собраний различаются: кому-то нравится, что сначала обсуждаются общие вопросы, а относительно своего ребенка можно подойти отдельно, другие, наоборот, хотели бы слышать больше конкретики про своего ребенка, их не устраивают общие фразы.

Из трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе коммуникации со школой, родители наиболее эмоционально рассказывают об отсутствии контакта, о напряженных отношениях или конфликте с педагогом (как правило, это классный руководитель): «вакуум общения между учителем и родителем», «нет контакта с классным руководителем». Чаще всего такие отзывы поступают от родителей учащихся начальной школы. Некоторые родители подчеркивают, что плохие отношения с учителем в начальных классах привели к тому, что в средней школе они стараются сократить, насколько возможно, свои контакты со школой. Причины проблем родители видят в следующем:

• закрытость» педагога: «Не идет на контакт», «Открытость классного руководителя к общению 2-3 балла из 10»;

• педагог не учитывает личностные особенности ребенка: «Сначала у нас была очень строгая учительница. Она предъявляла высокие требования, не учитывала личностные особенности. Через два месяца у ребенка начались истерики и проблемы со сном. Пришлось сменить класс» (мать ученицы 5-го класса);

• педагог требует от родителей участвовать в подготовке домашних заданий и контроле успеваемости, а родители не хотят или не готовы включаться в процесс обучения. Бывает и по-другому: когда родители хотят принимать участие в обучении своего ребенка, и им, наоборот, не хватает «открытости» педагога.

Говоря о трудностях в коммуникации со школой, родители также отмечают, что к их мнению не прислушиваются, что отсутствует

должная поддержка и квалифицированная помощь от школьного психолога. Усложняет коммуникацию и наличие контрольно-пропускных пунктов в школах (без паспорта попасть на территорию школы невозможно), они делают школу в глазах родителей еще более «закрытой».

Практически все опрашиваемые руководители школ и педаго- 3.2. Интервью ги подчеркивают, что организация коммуникации с родителями с педагогами зависит от специфики территории, на которой школа находится, и администрацией и контингента родителей. Наиболее распространенные формы (М = 6) и каналы работы с семьей:

• непосредственное общение классного руководителя с родителями учащихся;

• деятельность управляющих советов;

• родительские собрания. К их проведению школы подходят по-разному. Наиболее продуктивной формой являются общешкольные собрания, во время которых у родителей есть возможность помимо обсуждения общих вопросов индивидуально подойти к тому или иному педагогу;

• рубрика «вопрос — ответ» на сайте школы;

• электронный журнал и дневник;

• внутренняя информационно-образовательная среда школы, позволяющая объединить сотрудников, учеников и родителей в едином интерактивном пространстве;

• различные школьные мероприятия, привлекающие к совместной деятельности детей и родителей.

По оценкам педагогов и руководителей школ, интерес родителей к учебной деятельности детей наиболее высок в начальной школе. После 4-го класса родители меньше интересуются учебными достижениями детей. К директорам школ родители чаще приходят с вопросами, касающимися условий обучения: питание, безопасность, материально-техническое оснащение класса и т. д. Популярным запросом также являются отношения между детьми в классе, в которые часто привносятся неразрешенные конфликты родителей друг с другом, из-за них родители нередко просят перевести ребенка в другой класс.

Представители школ подчеркивают, что коммуникация с родителями не вызывает сложностей, если она регулярна. Проблемы возникают у тех школ, которые это правило не соблюдают: «Проблемы родителей — дефицит общения со школой, учителями»; «Школы вроде бы открыты, но элементарно сесть и пообщаться с родителями не принято. Не происходит личного контакта, а современные родители не успели перестроиться в онлайн-режим, им нужен личный контакт»; «Нужно было выстраивать некую структуру общения на разных уровнях ад-

министрирования»; «На местах проблемы связаны с форматом общения, не снятия конфликта, а усугубления. Многое зависит от поведения, реакции педагога, который непосредственно с родителями взаимодействует».

Причины возникающих проблем в коммуникации с семьями представители школ видят в негативных установках родителей по отношению к школе и педагогам, формируемых СМИ, а также в низкой клиентоориентированности администрации, педагогов, их «закрытости».

Некоторые образовательные организации проводят специальные опросы, чтобы оценить удовлетворенность родителей взаимодействием со школой. Руководители школ подчеркивают, что критерием удовлетворенности родителей служит сокращение количества конструктивных жалоб с их стороны.

Проведенные предварительные интервью позволили установить, что основу коммуникации школы и семьи составляет непосредственная работа классного руководителя с родителями. Основной проблемой в процессе коммуникации со школой для родителей является дефицит общения с педагогами. Представители школ осознают, что большинство трудностей во взаимодействии с родителями обусловлено форматом их общения с классным руководителем. Если такое общение будет регулярным, многих проблем в коммуникации удастся избежать.

3.3. Результаты Данные анкетного опроса свидетельствуют о том, что в целом опроса родители удовлетворены коммуникацией со школой:

• им легко связаться с учителями своих детей (85% ответивших на вопрос);

• учителя прислушиваются к их словам (61%);

• родители обсуждают с учителями особенности взаимоотношений их детей с одноклассниками (55%);

• учителя в своей работе учитывают особенности обучения ребенка, т. е. его индивидуальный темп работы, утомляемость и т. д. (49%), и психологическое состояние ребенка, особенности его характера (53%).

Родители и законные представители ребенка обсуждают с учителями своих детей трудности в учебе (69%, N = 3084) — а значит, они доверяют учителям и считают, что те лучше разбираются в особенностях обучения, которые касаются непосредственно их детей (рис. 1). При этом родители отмечают, что учителя считаются с их мнением.

Корреляционный анализ переменных, характеризующих уровень коммуникации семьи и школы, и переменных, отражающих интенсивность общения родителей с ребенком в семье, позволил выявить следующие закономерности (табл. 1):

Рис. 1. Вопрос: Согласны ли вы с утверждением «Родители обсуждают вместе с учителями успехи своего ребенка и его трудности в учебе»?, % ответивших (Ы = 3084)

• чем старше ребенок, тем реже родители считают, что учителя прислушиваются к их словам;

• чем старше ребенок, тем реже родители обсуждают с его учителями особенности его отношений с одноклассниками;

• чем больше времени в будний день с ребенком проводят члены его семьи в совместных занятиях, тем чаще родители обсуждают с учителями ребенка особенности его отношений с одноклассниками;

• чем больше свободного времени у ребенка в его типичный будний день, тем с большей вероятностью его родители считают, что их мнение значимо для учителей;

• чем старше ребенок, тем меньше родители обсуждают с учителями его успехи или трудности в учебе;

• чем старше ребенок, тем реже родители указывают, что учителя учитывают его психологическое состояние и особенности обучения.

Родители мальчиков чаще, чем родители девочек, общаются с кем-либо из учителей своего ребенка по вопросам, которые касаются его/ее жизни в школе (табл. 2).

Вовлеченность семьи в образование ребенка измеряется частотой посещения различных площадок коммуникации семьи и школы: классных/групповых родительских собраний, общих родительских собраний, родительских конференций, а также оказанием безвозмездной добровольной помощи школе (участие в подготовке праздников, экскурсий, в оформлении шко-

Таблица 1. Корреляционный анализ переменных, характеризующих уровень коммуникации семьи и школы, и переменных, отражающих интенсивность общения родителей с ребенком в семье

В каком классе учится ребенок Сколько всего времени (примерно) в типичный будний день

свободно у ребенка ребенок проводит дома без взрослых члены семьи проводят с ребенком в совместных занятиях

Мне нелегко связаться с учителями моего ребенка -0,063**

Учителя моего ребенка прислушиваются к моим словам -0,127** -0,063** 0,043*

Мы обсуждаем вместе с учителями моего ребенка особенности его/ее отношений с одноклассниками -0,168** -0,054** 0,069**

Мнение родителей не значимо для учителей школы 0,057** -0,069**

Мы обсуждаем вместе с учителями успехи моего ребенка и его/ее трудности в учебе -0,117** -0,079** 0,071**

Учителя учитывают в своей работе психологическое состояние моего ребенка, особенности его характера -0,166** 0,071** -0,078** 0,075**

Учителя учитывают в своей работе особенности обучения ребенка (его индивидуальный темп работы и т. д.) -0,159** 0,077** -0,074** 0,078**

Оцените, пожалуйста, как часто... посещали классные/ групповые родительские собрания -0,066** -0,050** 0,051**

Оцените, пожалуйста, как часто. посещали общие родительские собрания / родительские конференции 0,056**

Оцените, пожалуйста, как часто. оказывали безвозмездную добровольную помощь школе (помогали в подготовке праздников, экскурсий, в оформлении школы и территории, и др.) -0,219** -0,044* -0,117** 0,120**

Корреляция (двухсторонняя) значима на уровне: * 0,05; ** 0,01.

Таблица 2. Частота общения родителей или других членов семьи с кем-либо из учителей ребенка по вопросам, связанным с его жизнью в школе, в зависимости от пола ребенка, % ответивших

Женский Мужской

1-2 раза в неделю 15 18

1-2 раза в месяц 20 26

1-2 раза за учебную четверть 26 26

1-2 раза за полугодие 16 14

Реже, чем раз в полгода 9 6

Затрудняюсь ответить 14 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого (человек) 1715 1630

Таблица 3. Сколько раз с начала учебного года родители обучающихся посещали различные площадки коммуникации школы и родителей, % ответивших

Посещали классные/групповые родительские собрания Посещали общие родительские собрания, родительские конференции Оказывали безвозмездную добровольную помощь школе

Не участвовал / не посещал 4 19 52

1-2 раза 38 51 33

3-4 раза или чаще 58 30 15

Всего ответивших, человек 3376 3130 3031

лы и прилегающей территории и др.). Классные/групповые родительские собрания проходят каждую четверть, они являются самым традиционным способом вовлечения родителей в школьную жизнь. Общие родительские собрания (родительские конференции) проходят два раза в год, в них принимают участие не все родители, а члены родительских комитетов класса. На таких мероприятиях обсуждаются общие школьные вопросы, например родителей информируют о нововведениях в системе образования. Судя по результатам проведенного анкетирования, уровень родительской вовлеченности в дела школы невысок (табл. 3). Как показывает наше исследование, 52% респондентов не оказывали безвозмездную добровольную помощь школе. Хотя такие ее формы, как подготовка совместно с ребенком к различным школьным мероприятиям, способствуют укреплению внутрисемейных связей: родители больше знают об интересах, переживаниях своих детей, о том, что происходит в школе [Child Trends Data Bank, 2013].

Такие факторы, как структура семьи, наличие автомобиля, чтение иностранной литературы родителями ребенка, наличие отдельной комнаты у ребенка, статистически не связаны с частотой общения семьи и школы1. При этом наличие высшего образования, пол ребенка, социально-экономический статус семьи связаны с частотой общения со школой и вовлеченностью родителей в дела школы. Чем больше в семье доля взрослых, имеющих высшее образование, тем чаще семья оказывает безвозмездную добровольную помощь школе.

Существует сильная взаимосвязь между переменными, которые отражают вовлеченность родителей в дела школы, и пе-

1 На основании критерия хи-квадрат для таблиц сопряженности. Уровень

значимости критерия х2 > 0,05.

Таблица 4. Частота общения родителей с кем-либо из учителей ребенка по вопросам, связанным с его жизнью в школе, в зависимости от возраста учащегося, %

Начальная школа (1-4-е кл.) Основная школа (5-7-е кл.) Старшая школа (8-10-е кл.) Итого

1-2 раза в неделю 27 12 8 16

1-2 раза в месяц 29 22 17 23

1-2 раза за учебную четверть 20 28 30 26

1-2 раза за полугодие 10 15 21 15

Реже, чем раз в полгода 4 9 10 8

Затрудняюсь ответить 10 14 14 12

Итого 100 100 100 100

ременными, характеризующими внимание родителей к ребенку дома (количество времени в будний день, которое проводят с ребенком члены его семьи в совместных занятиях; количество времени, когда ребенок находится без контроля взрослых): чем старше ребенок, чем больше времени он проводит без взрослых дома и тем реже родители оказывают безвозмездную добровольную помощь школе; чем больше времени родители в будний день проводят в совместных занятиях с ребенком дома, тем чаще они оказывают безвозмездную добровольную помощь школе. Если семья вовлечена в домашнюю жизнь ребенка, она будет вовлечена и в школьную жизнь.

По мере взросления ребенка семья постепенно «уходит» из школы: меньше контактирует с учителями, меньше участвует в школьных мероприятиях, большинство родителей старшеклассников ни разу не оказывали добровольную помощь школе. В начальной школе 27% родителей или других членов семьи один-два раза в неделю общаются с кем-либо из школы, чаще всего с классным руководителем, а в старшей школе (8-10-е классы) таких только 8%, в средней — 12%. Только 14% родителей учащихся начальной школы ответили, что общаются с учителями реже, чем раз в полгода или один-два раза за полугодие, тогда как в группах «5-7-е классы» и «8-10-е классы» таких соответственно 25 и 30% (табл. 4).

На частоту общения со школой влияет наличие у родителей высшего образования: родители без высшего образования чаще выбирают варианты ответа, которые свидетельствуют о редком общении со школой, например «реже, чем раз в пол-

Рис. 2. Коммуникация «школа — семья» и школьная вовлеченность родителей в образование своих детей в зависимости от возраста учащихся

ком3_4и5 Мы обсуждаем вместе с учителями моего ребенка особенности его/ее отношений с одноклассниками (оцените степень своего согласия с данным утверждением по шкале от 1 до 5). Доля ответов 4 и 5 ком5_4и5 Мы обсуждаем вместе с учителями успехи моего ребенка и его/ее трудности в учебе (оцените степень своего согласия с данным утверждением по шкале от 1 до 5). Доля ответов 4 и 5

вовл1 Оцените, пожалуйста, как часто... посещали классные/групповые родительские собрания

(1 — не участвовал, 2 — посещал один-два раза, 3 — посещал три-четыре раза или чаще). Доля ответов 3

вовл2 Оцените, пожалуйста, как часто. посещали общие родительские собрания / родительские конференции (1 — не участвовал, 2 — посещал один-два раза, 3 — посещал три-четыре раза или чаще). Доля ответов 3

вовлЗ Оцените, пожалуйста, как часто. оказывали безвозмездную добровольную помощь школе (помогали в подготовке праздников, экскурсий, в оформлении школы и территории, и др.) (1 — не участвовал, 2 — посещал один-два раза, 3 — посещал три-четыре раза или чаще). Доля ответов 3

Примечание: «доля ответов 4 и 5» и «доля ответов 3» обозначает количество респондентов, которые выбрали варианты ответа, отражающие наибольшее согласие с представленным утверждением.

года», родители с высшим образованием чаще отвечают, что общаются со школой один-два раза в неделю2.

На рис. 2 представлена динамика вовлеченности родителей учащихся в школьные дела и коммуникации семьи и шко-

2 «Чаще» означает наличие положительной локальной взаимосвязи, т. е. вероятность встретить в совокупности искомое сочетание признаков статистически значимо выше, чем в условии их независимости; «реже»

лы, а именно степени удовлетворенности родителей общением со школой.

Показатели вовлеченности в процесс образования детей, как и коммуникации со школой, максимальны у родителей учеников 2-х классов, а потом они начинают снижаться. Пики школьной вовлеченности родителей в процесс образования приходятся на переходные моменты в обучении их детей: это 4-й класс, т. е. окончание начальной школы и переход в среднюю школу, и 9-й класс — сдача ОГЭ, выбор между уходом из школы и продолжением обучения в школе. При этом коммуникация со школой, а именно удовлетворенность родителей ею, начиная со 2-го класса неуклонно снижается.

4. Заключение Наиболее распространенными и эффективными каналами общения со школой для родителей являются личные контакты с педагогом и коммуникация посредством телефонного звонка и электронной почты. Остальные — дневник, электронный журнал, сайт организации, родительские собрания — больше подходят для передачи и получения формальной информации. Открытость школы в представлении родителей — это прежде всего доступность для общения конкретного педагога. Таким образом, многочисленные формы открытости и каналы коммуникации школы оказались менее привлекательными для родителей, чем традиционный разговор один на один. Такой разговор нужен родителям прежде всего при возникновении какой-то проблемы или затруднения, в такой ситуации инициатива исходит от родителей, они ищут самого быстрого и привычного способа установить контакт и обычно выбирают телефонный звонок.

В процессе коммуникации школы и родителей возникают трудности, вызванные столкновением мнений и позиций родителей и педагогов. Если раньше школа была экспертом по всем вопросам, связанным с обучением и воспитанием детей, то сегодня уровень образованности родителей растет, они знакомы с литературой по воспитанию, благодаря Интернету у современных родителей есть возможность находить референтную группу (модель) в вопросах воспитания и обучения своих детей. На основании полученной информации формируются ожидания родителей в отношении организации процесса обучения, и они отмечают, что школа не всегда учитывает особенности их детей.

означает наличие отрицательной локальной взаимосвязи, т. е. вероятность встретить в совокупности искомое сочетание признаков статистически значимо ниже, чем в условии их независимости. Определяется на основании значения скорректированного остатка; связь значима на уровне 95% при значении остатка > 11,651.

Родители считают, что учителя в своей работе принимают во внимание психологическое состояние и особенности обучения детей только в начальной школе. Можно предположить, что за такой оценкой стоят несколько факторов. Во-первых, и семья гораздо более внимательна к ребенку в начальной школе; во-вторых, начальная школа — время гораздо более высокой вовлеченности родителей в школьную жизнь, да и академические успехи учащихся в начальной школе традиционно выше. С переходом учеников в основную школу вовлеченность родителей в образование своих детей снижается. Но ухудшается и успеваемость школьников, возникают проблемы переходного возраста. Эти объективные трудности воспитания «естественно» проецируются на школу. Именно в этот момент для школы и семьи очень важно не прерывать процесс коммуникации, чтобы вовремя обнаружить и устранить проблемы, возникшие у детей.

К барьерам коммуникации можно отнести отмечаемую родителями «закрытость» некоторых педагогов, а также тот факт, что школа не всегда прислушивается к мнению родителей. На наш взгляд, описываемые родителями барьеры носят психологический характер. Отчасти они могут объясняться негативными установками родителей по отношению к школе, недоверием к ней, вызванным в том числе и отрицательным образом школы в СМИ. Коммуникация со школой, по мнению родителей, осложняется и наличием контрольно-пропускных пунктов в школах.

Показатели вовлеченности родителей в образовательный процесс, полученные в нашем исследовании, оказались довольно низкими. О слабой заинтересованности родителей свидетельствует низкая посещаемость ими родительских собраний и различных мероприятий, организуемых школой. Родители не всегда удовлетворены тем, как школа организует и проводит родительские собрания, конференции, праздники, экскурсии и проч. Используя традиционные формы коммуникации с семьями учащихся, школе сегодня необходимо выяснять круг тем и вопросов, которые действительно волнуют родителей, и искать наиболее оптимальные формы проведения родительских собраний, конференций, общешкольных праздников и конкурсов. Назрела необходимость учитывать большую вариативность в предпочтениях родителей: их уже не устраивает универсальный подход школы как к детям, так и к общению с их семьями.

Ответы респондентов в проведенных нами интервью и опросе оказались весьма противоречивы. Это означает, что организация коммуникации требует дополнительных усилий со стороны образовательных организаций. Требовательность к школе со стороны родителей повышается. Такие традиционные площадки коммуникации, как родительские собрания, в средней и старшей школе не являются средством вовлечения родителей в школьную жизнь детей. Поэтому перед школой стоит задача

сохранить вовлеченность семьи в образование детей до средней и старшей школы, найти такие средства коммуникации с родителями, которые будут способствовать повышению уровня вовлеченности семьи в школьную жизнь своих детей. Для школы эта ситуация нова, фактически сегодня встает вопрос об организации новых форм не только коммуникации, но и просвещения родителей относительно особенностей современного школьного образования.

Литература 1. Антипкина И. В. (2017) Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом // Отечественная и зарубежная педагогика. Т. 1. № 4 (41). С. 102-114.

2. Вальдман И. А. (2013) Как обеспечить информационную открытость школы перед обществом: несколько уроков из международного опыта // И. Д. Фрумин и др. (ред.) Открытость образования: разные взгляды — общие ценности: сб. материалов. М.: Изд. дом ВШЭ. С. 132-151.

3. Кузьминов Я. И. (2013) Система образования: движение к открытости // И. Д. Фрумин и др. (ред.) Открытость образования: разные взгляды — общие ценности: сб. материалов. М.: Изд. дом ВШЭ. С. 5-12.

4. Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. (2015) Родительское участие в управлении... И не только! // Народное образование. № 8. С. 78-83.

5. Поливанова К. Н. (2015) Современное родительство как предмет исследования //Психологическая наука и образование psyedu.ru. Т. 7. № 3. C. 1-11.

6. Собкин В. С., Адамчук Д. В. (2016) Современный учитель: жизненные и профессиональные ориентации. Труды по социологии образования. Т. XVIII. Вып. XXX. М.: ФГБНУ «ИУО РАО».

7. Чернобай Е.В. (2015) Логика изменений в системе образования города Москвы. М.: Просвещение.

8. Addi-Raccah A., Elyashiv-Arviv R. (2008) Parent Empowerment and Teachers Professionalism: Teachers' Perspective // Urban Education. Vol. 43. No 3. P. 394-415.

9. Baeck U.-D. K. (2010) «We Are the Professionals»: A Study of Teachers' Views on Parental Involvement in School // British Journal of Sociology of Education. Vol. 31. No 3. P. 323-335.

10. Child Trends Data Bank (2013) Parental Involvement in Schools. http:// www.childtrends.org/?indicators=parental-involvement-in-schools

11. Driscoll M. D. (1998) Professionalism versus Community: Themes from Recent School Reform Literature // Peabody Journal of Education. Vol. 73. No 1. P. 89-127.

12. Epstein J. L. (1983) Longitudinal Effects of Family-School-Person Interactions on Student Outcomes // Research in Sociology of Education and Socialization. Vol. 4. P. 101-128.

13. Glasgow N. A., Whitney P. J. (2009) What Successful Schools Do to Involve Families. 55 Partnership Strategies. Thousand Oaks, CA: Corwin.

14. Grant K. B., Ray J. A. (2013) Home, School, and Community Collaboration. Culturally Responsive Family Engagement. Thousand Oaks, CA: Sage.

15. Grolnick W. S., Kurowski C. O., Gurland S. T. (1999) Family Processes and the Development of Children's Self-Regulation //Educational Psychologist. Vol. 34. No 1. P. 3-14.

16. Hill N. E., Taylor L. C. (2004) Parental School Involvement and Children's Academic Achievement //Current Directions in Psychological Science. Vol. 4. No 4. P. 161-164.

17. Hoover-Dempsey K.V., Ice C. L., Whitaker M. C. (2010) Motivation and Commitment to Family-School Partnerships // S. L. Christenson, A. L. Re-schly (eds) Handbook on School-Family Partnerships for Promoting Student Competence. New York, NY: Routledge/Taylor and Francis Group. P. 30-60.

18. Kruger J., Michalek R. (2011) Parents' and Teachers' Cooperation: Mutual Expectations and Attributions from a Parents' Point of View //International Journal about Parents in Education. Vol. 5. No 2. P. 1-11.

19. Loudová I., Havigerová J. M., Haviger J. (2015) The Communication between Schools and Families from the Perspective of Parents of High School Students // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 174. February. P. 1242-1246.

20. Pomerantz E. M., Moorman E. A., Litwack S. D. (2007) The How, Whom and Why of Parents' Involvement in Children's Academic Lives: More Is Not Always Better //Review of Educational Research. Vol. 77. No 3. P. 373-410.

21. Van der Wolf K., Everaert H. (2005) Challenging Parents, Teacher Characteristics and Teacher Stress // R.-A. Martinez Gonzalez, M. Pérez-Herrero, B. Rodriguez-Ruiz (eds) Family-School-Community Partnerships. Merging into Social Development. Oviedo: Grupo SM. P. 233-254.

22. Wilder S. (2014) Effects of Parental Involvement on Academic Achievement: A Meta-Synthesis //Educational Review. Vol. 66. No 3. P. 377397. DOI: 10.1080/00131911.2013.780009.

Family-School Communication:

The Key Features at the Current Stage

Authors Kristina Lyubitskaya

Research Assistant, Center for Modern Childhood Studies, National Research University Higher School of Economics. Address: 20 Myasnitskaya Str., 101000 Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Marta Shakarova

Candidate of Sciences in Psychology, Specialist, Center for the Prevention of Religious and Ethnic Extremism in Educational Organizations of the Russian Federation, Moscow Pedagogical State University. Address: 2 Kibalchicha Str., 129164 Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Abstract A number of foreign studies in family-school relationships have shown that effective parent-school interaction is a crucial factor of parental school involvement, which, in its turn, has a positive impact on the whole schooling process. In Russia, there is little empirical data on the communication between parents and schools. The article describes the findings of an exploratory research that involved school administrators and parents of students at different levels of school education (elementary, middle and high school) in a megalopolis of the Central Federal District. Interviews with parents and school representatives as well as parent questionnaire results are used to describe the most popular ways in which parents interact with schools, the main problems they encounter in such interaction, and the degree of parental involvement in school life. Direct contact with teachers is found to be the most efficient channel of parent-school communication. Parents see the main communication problems in disagreement about instruction and education issues and in the disengagement of schools or individual teachers. These problems become more acute in middle and high school. On the whole, the existing level of parental involvement in school is measured as low in this study.

Keywords school, family-school communication, parental involvement, educational policy.

References Addi-Raccah A., Elyashiv-Arviv R. (2008) Parent Empowerment and Teachers Professionalism: Teachers' Perspective. Urban Education, vol. 43, no 3, pp. 394-415.

Antipkina I. (2017) Issledovaniya "roditelskoy vovlechennosti" v Rossii i za rubez-hom [Research of Parent Involvement in Russia and Abroad]. Otechestven-naya izarubezhnaya pedagogika, vol. 1, no 4 (41), pp. 102-114. Baeck U.-D. K. (2010) "We Are the Professionals": A Study of Teachers' Views on Parental Involvement in School. British Journal of Sociology of Education, vol. 31, no 3, pp. 323-335. Chernobay Y. (2015) Logika izmeneniy v sisteme obrazovaniya goroda Mosk-vy [The Logic Behind the Changes in Moscow's Education System]. Moscow: Prosveshchenie. Child Trends Data Bank (2013) Parental Involvement in Schools. Available at: http://www.childtrends.org/?indicators=parental-involvement-in-schools (accessed 10 July 2018). Driscoll M.D. (1998) Professionalism versus Community: Themes from Recent School Reform Literature. Peabody Journal of Education, vol. 73, no 1, pp. 89-127.

Epstein J.L. (1983) Longitudinal Effects of Family-School-Person Interactions on Student Outcomes. Research in Sociology of Education and Socialization, vol. 4, pp. 101-128.

Glasgow N.A., Whitney P.J. (2009) What Successful Schools Do to Involve Families. 55 Partnership Strategies. Thousand Oaks, CA: Corwin.

Grant K.B., Ray J.A. (2013) Home, School, and Community Collaboration. Culturally Responsive Family Engagement. Thousand Oaks, CA: Sage.

Grolnick W.S., Kurowski C.O., Gurland S.T. (1999) Family Processes and the Development of Children' s Self-Regulation. Educational Psychologist, vol. 34, no 1, pp. 3-14.

Hill N.E., Taylor L.C. (2004) Parental School Involvement and Children's Academic Achievement. Current Directions in Psychological Science, vol. 4, no 4, pp. 161-164.

Hoover-Dempsey K.V., Ice C.L., Whitaker M.C. (2010) Motivation and Commitment to Family-School Partnerships. Handbook on School-Family Partnerships for Promoting Student Competence (eds S.L. Christenson, A.L. Reschly), New York, NY: Routledge/Taylor and Francis Group, pp. 30-60.

Kruger J., Michalek R. (2011) Parents' and Teachers' Cooperation: Mutual Expectations and Attributions from a Parents' Point of View. International Journal about Parents in Education, vol. 5, no 2, pp. 1-11.

Kuzminov Y. (2013) Sistema obrazovaniya: dvizhenie k otkrytosti [Education System: Moving Towards Transparency]. Otkrytost obrazovaniya: raznye vzglya-dy—obshchie tsennosti: sb. materialov [Transparency in Education: Different Views, Common Values. A Digest of Findings] (eds I. Frumin et al.), Moscow: Higher School of Economics, pp. 5-12.

Loudová I., Havigerová J.M., Haviger J. (2015) The Communication between Schools and Families from the Perspective of Parents of High School Students. Procedia—Social and Behavioral Sciences, vol. 174, February, pp. 1242-1246.

Mertsalova T., Goshin M. (2015) Roditelskoe uchastie v upravlenii... I ne tolko! [Parental Involvement in Governance. And More!]. Narodnoe obrazova-nie, no 8, pp. 78-83.

Polivanova K. (2015) Sovremennoe roditelstvo kak predmet issledovaniya [Modern Parenting as a Subject of Research]. Psychological-Educational Studies, vol. 7, no 3, pp. 1-11.

Pomerantz E.M., Moorman E.A., Litwack S.D. (2007) The How, Whom and Why of Parents' Involvement in Children's Academic Lives: More Is Not Always Better. Review of Educational Research, vol. 77, no 3, pp. 373-410.

Sobkin V., Adamchuk D. (2016) Sovremenny uchitel: zhiznennye i professional-nye orientatsii. Trudy po sotsiologii obrazovaniya. T. XVIII. Vyp. XXX [A Contemporary Teacher: Life and Career Orientations. Works on the Sociology of Education. Vol. XVIII, Iss. XXX]. Moscow: Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Federal State Budget Scientific Institution.

Valdman I. (2013) Kak obespechit informatsionnuyu otkrytos shkoly pered obs-hchestvom: neskolko urokov iz mezhdunarodnogo opyta [How to Ensure Transparency in School Education: Some Lessons from the International Experience]. Otkrytost obrazovaniya: raznye vzglyady — obshchie tsennosti: sb. materialov [Transparency in Education: Different Views, Common Values. A Digest of Findings] (eds I. Frumin et al.), Moscow: Higher School of Economics, pp. 132-151.

Van der Wolf K., Everaert H. (2005) Challenging Parents, Teacher Characteristics and Teacher Stress. Family-School-Community Partnerships. Merging into Social Development (eds R.-A. Martinez Gonzalez, M. Pérez-Herrero, B. Rodriguez-Ruiz), Oviedo: Grupo SM, pp. 233-254.

Wilder S. (2014) Effects of Parental Involvement on Academic Achievement: A Meta-Synthesis. Educational Review, vol. 66, no 3, pp. 377-397. DOI: 10.1080/00131911.2013.780009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.