Научная статья на тему 'СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБЕ'

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1222
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ШКОЛА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ / INTERACTION / FAMILY / SCHOOL / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / CONSCIOUS ATTITUDE TO LEARNING / INTERACTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочубей Елизавета Михайловна, Сергеева Бэлла Владимировна

Актуальность исследования заключается в наличии потребности у преподавателей начальных классов во взаимодействии школы и семьи с целью воспитания у учеников младших классов сознательного и ответственного отношения к обучению. Цель работы состоит в создании и последующей эмпирической проверке разработанной авторами системы взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников, а также в выделении составляющих данной системы. К источникам, послужившим основой для рассмотрения проблемы взаимоотношения школы и семьи в аспекте воспитания сознательности у младших школьников, относятся научные труды по методологии психолого-педагогических исследований. Базой для разработки вышеуказанной системы также стали положения, выработанные современными психологами и педагогами, в которых сознательное отношение к учебе как компоненту человеческих отношений определено в качестве главенствующего аспекта формирования личности обучающегося, приобретающего особенное значение именно в начальной школе, поскольку учеба является в этот период ведущей деятельностью. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что уточненные в исследовании содержательные характеристики взаимодействия школы и семьи по воспитанию сознательного отношения к учебе и конкретизируют научное знание о сущности, содержании и механизмах сознательного отношения к учебе у младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что определены основные направления деятельности во взаимодействии семьи и школы, способствующие воспитанию сознательного отношения у младших школьников; разработана система взаимодействия школы и семьи по созданию для младших школьников необходимой среды в воспитании сознательного отношения к учебе; представлены способы, способствующие воспитанию сознательного отношения к учебе, проявлению интереса к процессу обучения; определены уровни оценки воспитанности данного качества личности, представлена их характеристика. В данной научной статье исследуются процессы воспитания у школьников начальных классов сознательного отношения к обучению в результате взаимодействия семьи и школы на базе разработанной системы, содержащей следующие структурные элементы: методологический, целевой, содержательный, организационно-деятельностный, а также результативно-оценочный. Указанная система взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного и ответственного отношения к процессу обучения у школьников может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы для оптимизации учебной деятельности с целью воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебе, а также осуществления эффективного взаимодействия школы и семьи с этой же целью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочубей Елизавета Михайловна, Сергеева Бэлла Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF INTERACTION BETWEEN THE FAMILY AND THE SCHOOL IN CULTIVATING A CONSCIOUS ATTITUDE TO LEARNING IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The relevance of the research lies in the need for primary school teachers in the interaction between school and family in order to educate primary school students to have a conscious and responsible attitude to learning. The purpose of the work is to create and subsequently empirically test the system of interaction between family and school developed by the authors for cultivating a conscious attitude to learning in primary school students, as well as to identify the components of this system. The sources that served as the basis for examining the problem of the relationship between school and family in the aspect of cultivating consciousness in primary school students include scientific works on the methodology of psychological and pedagogical research. The basis for the development of the above mentioned system also became the provisions developed by modern psychologists and educators, in which the conscious attitude to learning as a component of human relations is defined as the dominant aspect of the student's personality formation, which is of particular importance in primary school, since learning is the leading activity during this period. The theoretical significance of the study is determined by the fact that the substantive characteristics of the interaction between school and family in cultivating a conscious attitude towards learning are clarified in the study, they concretize scientific knowledge about the essence, content and mechanisms of a conscious attitude towards learning in primary school students. The practical significance of the research lies in the fact that the authors define the main directions of activity in the interaction between the family and the school, contributing to the development of a conscious attitude among schoolchildren; develop a system of interaction between school and family to create the necessary environment for primary school students in cultivating a conscious attitude to learning; present the ways that contribute to the cultivation of a conscious attitude to learning, manifestation of interest in the learning process; determine the levels of assessing this personality quality, and present their characteristics. This scientific article examines the processes of cultivating a conscious attitude to learning in primary school children as a result of the interaction between family and school on the basis of a developed system containing the following structural elements: methodological, target, content, organizational and activity-oriented, as well as evaluative. The specified system of interaction between family and school in cultivating a conscious and responsible attitude to the learning process in schoolchildren can be recommended for use by primary school teachers to optimize educational activities in order to foster a conscious attitude towards learning in primary school children, as well as to implement effective interaction between school and family with this same purpose.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕБЕ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 211014 2021, № 03 (март) УДК 37.018.26

Система взаимодействия семьи и школы в воспитании у младших школьников сознательного отношения к учебе

Кочубей Елизавета Михайловна1

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия Lizka-liz@list.ru

Сергеева Бэлла Владимировна2

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия 5906372@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования заключается в наличии потребности у преподавателей начальных классов во взаимодействии школы и семьи с целью воспитания у учеников младших классов сознательного и ответственного отношения к обучению. Цель работы состоит в создании и последующей эмпирической проверке разработанной авторами системы взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников, а также в выделении составляющих данной системы. К источникам, послужившим основой для рассмотрения проблемы взаимоотношения школы и семьи в аспекте воспитания сознательности у младших школьников, относятся научные труды по методологии психолого-педагогических исследований. Базой для разработки вышеуказанной системы также стали положения, выработанные современными психологами и педагогами, в которых сознательное отношение к учебе как компоненту человеческих отношений определено в качестве главенствующего аспекта формирования личности обучающегося, приобретающего особенное значение именно в начальной школе, поскольку учеба является в этот период ведущей деятельностью. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что уточненные в исследовании содержательные характеристики взаимодействия школы и семьи по воспитанию сознательного отношения к учебе и конкретизируют научное знание о сущности, содержании и механизмах сознательного отношения к учебе у младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что определены основные направления деятельности во взаимодействии семьи и школы, способствующие воспитанию сознательного отношения у младших школьников; разработана система взаимодействия школы и семьи по созданию для младших школьников необходимой среды в воспитании сознательного отношения к учебе; представлены способы, способствующие воспитанию сознательного отношения к учебе, проявлению интереса к процессу обучения; определены уровни оценки воспитанности данного качества личности, представлена их характеристика. В данной научной статье исследуются процессы воспитания у школьников начальных классов сознательного отношения к обучению в результате взаимодействия семьи и школы на базе разработанной системы, содержащей следующие структурные элементы: методологический, целевой, содержательный, организационно-деятельностный, а также результативно-оценочный. Указанная система взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного и ответственного отношения к процессу обучения у школьников может быть рекомендована к использованию учителями начальной школы для оптимизации учебной деятельности с целью воспитания у младших школьников сознательного отношения к учебе, а также осуществления эффективного взаимодействия школы и семьи с этой же целью.

Поступила в редакцию Received 28.01.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.02.21

Принята к публикации Accepted for publication 26.02.21 Опубликована Published 31.03.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Кочубей Елизавета Михайловна, магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия.

2 Сергеева Бэлла Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия.

Ключевые слова: взаимодействие, младшие школьники, сознательное отношение к учению, система взаимодействия, семья, школа.

Введение

Основополагающей целью любой системы образования является всестороннее и гармоничное развитие обучающихся как субъектов деятельности. К умениям, которых должны достичь школьники во время образовательного процесса, необходимо относить не только интеллектуальные способности, но и, бесспорно, уверенность в своих силах, стрессоустойчивость, независимость, стремление к самоактуализации, саморазвитию и совершенствованию личностных качеств. Степень достигнутого сознательного отношения к учебе является ключом к эффективному усвоению знаний, а также достижению высокого уровня эмоциональной зрелости и широкого круга социальных контактов. Результативное взаимодействие школы и семьи, объединенных общей целью, имеет синергетический эффект, поскольку именно данные общественные институты оказывают непосредственное и наибольшее влияние на сознание и личность младших школьников [1].

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Сознательное отношение к учению - одно из важнейших условий успешности школьного обучения. Стоит отметить, что понятие сознательного отношения к учению является более широким, нежели интерес к учению, так как отношение может быть как положительным, так и отрицательным. По мнению Д. А. Леонтьева, сознательное отношение к учению трактуется как «выражение опыта человека» [2]. В. Н. Мясищев рассматривает сознательное отношение к учению как «один из компонентов субьективной реальности внутреннего мира человека» [3]. А. Д. Алферов считает, что «сознательное отношение к учению - это компонент субъективной реальности, включающей оценку процесса учения, установление места учения в жизненной картине мира младшего школьника, готовность учащегося к определенным действиям в процессе учения» [4]. Е. С. Му-ляр говорит о том, что данная категория - «сложное личностное образование и проявляется как оценка школьником места учения в своей жизненной картине мира, готовность учащегося к обогащению субъективного опыта учебной деятельности, на формирование которого определенно влияет взаимодействие семьи и школы» [5]. В трактовке А. К. Марковой в формировании сознательного отношения к учению «важнейшими являются родительские требования и ценности, их мнения об образовании и будущей профессии младшего школьника» [6]. В зарубежных трудах можно выделить следующие направления исследований сознательного отношения к учению. Например, К. Роджерс отмечает два типа учения: бессмысленное и сознательное. Бессмысленное учение заключается в том, что субъект не понимает значимости изучаемых им явлений и считает, что это нужно кому угодно, только не ему. В сознательном же учении все диаметрально наоборот и субъект понимает, зачем и для чего он учится. Если в первом случае учиться его заставляет контроль со стороны окружения, то во втором это внутреннее побуждение и ученик сам решает, каким образом ему изучить ту или иную тему [7]. Развитие представлений о сознательности учения в бихевиористском подходе Б. Скиннера заключалось в разработке типов и режимов подкрепления как средств повышения и поддержания внешней мотивации в любом виде деятельности, в частности учебной [8]. Э. Диси и Р. Райан дают следующее определение отношения к учению: «Это врожденная характе-

ристика человека, основанная на применении своих интересов и упражнении своих способностей, включающая в себя стремление к поиску и преодолению задач оптимального уровня сложности» [9]. По Д. С. Брунеру, сознательное учение - процесс создания ребенком собственного «культурного опыта», который носит социальный характер и обусловлен конкретным культурно-историческим контекстом [10]. Х. Хекхаузен определял, что отношение школьников к учению связано с сформированностью учебной деятельности: «Без учета умения школьников учиться учителю невозможно проникнуть в суть отношения школьников к учению. В зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения мотивация к обучению изменяется. Каждый ученик обладает силой, благодаря которой он способен учиться. Необходимо направить ученика и предоставить самостоятельность, развить в нем понимание цели мотивационного взаимодействия» [11].

В процессе исследования были выявлены следующие аспекты, свойственные школьникам начальных классов в настоящее время. Во-первых, налицо рост доли влияния материальных ценностей на сознание, а также уменьшение роли статуса социально-нравственных и духовных ориентиров [12]. Во-вторых, имеет место расхождение в мировоззрении школьников и их родителей [13]. Ученики полагают, что диктат родителей в отношении их жизненных принципов и выборов неуместен, и проявляют больше самостоятельности, полагаясь на свои навыки и способности. Родители, в свою очередь, серьезно обеспокоены достижением их детьми более высокого социального статуса и зачастую имеют ожидания, которые идут вразрез с жизненными планами учащихся.

В научных трудах Л. С. Выготского [14], Л. В. Занкова [15] сознательное отношение к учебе как компоненту человеческих отношений определено в качестве главенствующего аспекта формирования личности обучающегося, приобретающего особенное значение именно в начальной школе, поскольку учеба является в этот период ведущей деятельностью.

В исследованиях Г. И. Щукиной [16] образовательный процесс в младшем школьном возрасте является основой для становления личности и формирования характера, определяет дальнейшие убеждения и ценности учащегося.

Л. И. Божович считала, что эффективность процесса обучения в школе во многом зависит от сознательного и ответственного отношения школьника к учебе [17].

В исследовании В. В. Давыдова процесс воспитания сознательного отношения к обучению рассматривался комплексно и включал в себя изучение влияния школы на формирование сознательности к учебе, а также взаимодействия институтов школы и семьи с вышеуказанной целью [18].

В процессе анализа трудов в области педагогики и психологии мы выделили следующие компоненты сознательного отношения к учебе (см. рис. 1).

Мотивационно-потребностный компонент направлен на формирование стойкой мотивации на сознательное учение, осознание ценности обучения, его приоритета в организации своей жизнедеятельности. Для формирования у младших школьников потребности в учении, в признании как одной из важнейших ценностей для человека, в понимании ответственности за свое образование необходимо:

- обеспечить сознательное триединое взаимодействие всех участников процесса: учащиеся - родители - учитель;

- создать благоприятную пространственную среду с учетом потребностей и интересов младших школьников с целью осознания значимости учения для собственного развития, реализации;

- организовать такую деятельность, которая обеспечивала бы усвоение учениками необходимых знаний и давала бы возможность применять их на практике.

Мотивационно-потребностный

Эмоционально-волевой

'Деятельностно-практический

Рис. 1. Структурные компоненты сознательного отношения к учению

Для реализации данного компонента необходимо создание таких условий, при которых дети самостоятельно и охотно добывают знания из различных источников и используют их впоследствии для решения практических задач.

Эмоционально-волевой компонент способствует воспитанию волевых качеств личности младшего школьника (силы воли, выдержки, выносливости, терпения, трудолюбия) и проявлению положительных эмоций, переживаний, благодаря которым у детей закрепляется желание к сознательному учению.

Деятельностно-практический компонент характеризуется готовностью младших школьников к осуществлению учебной деятельности, направленной на усвоение знаний, умений и навыков. Данный компонент содействует формированию устойчивого поведения, направленного на совершенствование и желание учиться [19]. К указанному компоненту относятся следующие навыки и способности: умение эффективно контролировать свои эмоции, результативное взаимодействие, определенная гибкость, необходимая в процессе осуществления социальных взаимодействий.

Согласно научным изысканиям М. Ш. Магомед-Эминова [20], достижение осознанного отношения к учебе происходит:

- за счет единения субъективных и объективных аспектов процесса школьного образования;

- сознательного переключения внешних стимулов воздействия на внутренние, что и должно являться целью всесторонне развивающего обучения;

- объединения и последующего комплексного развития таких компонентов личности, как эффективно-практическая, волевая и интеллектуальная составляющие;

- актуализация различных типов познавательной деятельности в соответствии с требуемыми задачами и имеющимися ресурсами, в т. ч. способностями.

Непременным условием успешного осуществления какой-либо деятельности является позитивное отношение, которое, в свою очередь, способствует появлению творческих и нестандартных решений. Приобретение умений, знаний и навыков приводит к опредмечиванию познавательной потребности как высшей духовной потребности [21].

К условиям, которые в наибольшей степени способствуют формированию сознательного отношения школьников к учению, А. Н. Леонтьев [22] относил следующие условия, представленные на рис. 2.

Рис. 2. Условия формирования сознательного отношения к учению учащихся Методологическая база исследования

Основой исследования являются философские, психологические, педагогические труды о ведущей роли семьи в развитии ребенка, теоретические аспекты психолого-педагогического взаимодействия, теоретические положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности ребенка; теоретические основы активности обучения и воспитания сознательности учения.

Методы исследования определялись в соответствии с принципом адекватности задачам исследования и проверки гипотезы: теоретические методы (теоретико-методологический, понятийно-терминологический и системный анализ, сравнение, обобщение, моделирование) и эмпирические методы (естественный педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование), математические методы [24].

С целью разработки и проверки эффективности системы взаимодействия школы и семьи в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников был проведен естественный педагогический эксперимент в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении школе № 42 г. Краснодара. Всего 59 учащихся и их родители. При этом 3 «Б» класс (29 учащихся и 29 родителей) экспериментальный, а 3 «А» класс (30 учащихся и 30 родителей) - контрольный. Был проведено: диагностическое обследование родителей, направленное на выявление уровня взаимодействия семьи и школы, также выявление уровня притязания родителей и диагностическое обследование учащихся, направленное на выявление уровня сознательного отношения к учебе у младших школьников.

Результаты исследования

В процессе нашей исследовательской работы было осуществлено диагностическое обследование родителей в рамках выявления текущего уровня взаимодействия школы и семьи, а также проведено диагностическое обследование учеников, направленное на выявление существующего уровня их сознательного отношения к образовательному процессу.

Результаты проведенной тестовой диагностики родителей представлены в виде диаграммы на рис. 3.

«

и

и « «

П Ч

^ а в-

Ь ^

о а

£ Я ч о а

100 80 60 40 20 0

Уровень взаимодействия семьи и школы

51 49

40 40

9 11

1

низкии

среднии

родители экспериментального 3 "Б" класса родители контрольного 3 "А" класса

высокий

Рис. 3. Результаты диагностики по выявлению уровня взаимодействия семьи и школы

Из диаграммы следует, что у большинства родителей обоих классов преобладают средний и низкий уровни взаимодействия со школой. А высокий уровень взаимодействия со школой выявлен лишь у 9% (3 человека) родителей экспериментального класса и 11% соответственно (4 человека).

Для определения уровня воспитанности сознательного отношения к образовательному процессу у младших школьников в рамках мотивационно-потребностного компонента была использована анкета, разработанная Н. Лускановой [25] для оценки уровня школьной мотивации. Результаты анкетирования представлены на рис. 4.

к

V 100 Г 80 «« 60 § 8 40

в Й 20

5 ч 0

ты 0

н

о

Уровень школьной мотивации учащихся

73 70

первый второй третий четвертый пятый

I экспериментальный 3 "Б" класс ■ контрольный 3 "А" класс

Рис. 4. Диагностика уровня сформированности сознательного отношения к учению у младших школьников (мотивационно-потребностный компонент) Согласно диаграмме, у большинства учеников преобладают второй и третий уровни школьной мотивации. Первым уровнем школьной мотивации владеют лишь 6% (4 человека) учащихся экспериментального класса и 8% (5 человек) учащихся контрольного 3 «А» класса. Второй уровень мотивации выявлен у 73% (21 человек) экспериментального 3 «Б» класса и 70% (20 человек) контрольного соответственно. Третьим уровнем мотивации владеют 18% (6 человек) учеников экспериментального класса, а контрольного - 16% учащихся (5 человек).

В рамках исследования эмоционально-волевого компонента сознательного отношения к учению у младших школьников - для определения эмоционального состояния учащихся на уроке - использован метод цветовых выборов (на основе методики А. О. Прохорова «Цветорисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников») [26]. Результаты использования данного метода представлены на рис. 5.

Уровень внутреннего волевого усилия учащихся

я с

¡т

у

а л с и ч т о

100 80 60 40 20 0

низкии

41

45

средний

33

30

высокий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экспериментальный 3 "Б" класс

контрольный 3 "А" класс

Рис. 5. Результаты диагностики уровня волевого показателя в рамках сформированности эмоционально-волевого компонента

Из диаграммы видно, что высокий уровень сформированности эмоционально-волевого компонента выявлен лишь у 33% (11 человек) экспериментального класса и 30% (10 человек) контрольного, средний - у 41% (12 человек) экспериментального и 45% (13 человек) контрольного, а низкий уровень выявлен у 26% (7 человек) экспериментального 3 «Б» класса и 25% (6 человек) контрольного 3 «А» класса.

Степень самостоятельности в проявлении ответственности и степень автоматизма ответственного поведения диагностировали при помощи проведения модифицированной методики М. В. Матюхиной, С. Е. Яриковой [27] «Задание с пятницы на понедельник», которая позволяет определить самостоятельность в проявлении ответственного поведения (поведенческий компонент).

Результаты диагностики по выявлению уровня сформированности ответственности младших школьников как показателя деятельностного компонента представлены на рис. 6.

Уровень сформированности ответственности

я

и ¡т

у

а л с и ч т о

100

80

60

а с 40

с а л 20

а 0

50,2 51,5

31,6 29

18,2 19,5

1 1 ~ ~

низкий средний высокий

I экспериментальный 3 "Б" класс ■ контрольный 3 "А" класс

Рис. 6. Результаты диагностики уровня сформированности ответственности учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе экспериментальной работы

Из диаграммы видно, что в экспериментальном классе высокий уровень сфор-мированности у 18,2%, средний уровень сформированности у 31,6%, низкий уровень сформированности у 50,2%. Результаты, полученные при тестировании учащихся контрольного класса, мало отличаются от результатов экспериментального класса. Высокий уровень показали 19,5%, средний уровень - 29%, низкий уровень - 51,5%.

Сравнительные результаты уровня взаимодействия семьи и школы и уровня сформированности сознательного отношения к учебе у школьников начальных классов представлены на рис. 7.

■ младшие школьники ■ родители

низкий средний высокий

Рис. 7. Сравнительные результаты уровня воспитанности сознательного отношения к учению у младших школьников

Из диаграммы следует, что среди исследуемых респондентов преобладают низкий и средний уровни взаимодействия школы и семьи и уровень сформированности сознательного отношения к обучению у младших школьников.

На формирующем этапе экспериментальной работы была выработана комплексная система взаимодействия семьи и школы в формировании сознательного отношения к учебе у младших школьников, представленная на рис. 8.

В ходе нашей работы мы определили методы, формы и средства воспитания сознательного отношения к учебе у младшего школьника. На основе анализа и обобщения теоретического и практического материала мы разработали систему взаимодействия школы и семьи в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников, в которой представлена система методов, форм и средств воспитания сознательного отношения к учебе у учащихся.

Системой предусмотрены виды взаимодействия школы и семьи в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников в процессе работы с родителями и учащимися, они представлены в табл. 1.

Таблица 1

Виды взаимодействия школы и семьи

Вид деятельности Виды взаимодействия

Просветительская Учитель + родитель, учитель + ученик

Организационная Родитель + ученик, учитель + родитель + ученик

Практическая Учитель + родитель, учитель + ученик

Основополагающими исходными положениями воспитания сознательного отношения к учебе выступают классические принципы дидактики. Система включает в себя комплекс диагностических методик, а также критерии и показатели, по которым можно судить об уровнях развития сознательности к учебе и притязания родителей к школе. Результативный компонент оценивает эффективность работы нашей системы, которая прослеживается в виде позитивных изменений в уровнях развития сознательности к учебе учащихся и притязания родителей к школе [28].

Целевой компонент включает цель и задачи при реализации системы взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников, определенные на основе социального заказа и требований ФГОС НОО [29].

Содержательный компонент системы определяет формирование сознательного отношения к учебе согласно компонентам сознательности младших школьников: мотива-ционно-потребностному, эмоционально-волевому, деятельностно-практическому.

ЦЕЛЕВОЙ компонент системы

Цель - динамика уровня сознательного отношения к учебе у младших школьников. Задачи: 1. Взращивание педагогической культуры родителей касаемо сознательного отношения к учебе у школьников младших классов.

2. Расширение взаимодействия школы и семьи на базе осуществления совместной деятельности.

^.^азвитиеи^крепление«сознател1ьного.отнош^_

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ

Подходы: личностно ориентированный, целостный, системно-деятельностный Принципы: научности, единства, равенства, диалогич-ности, совместного поиска и принятия решений, взаимного доверия

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ

Компоненты сознательности

Мотивационно-потребностный

Эмоционально-волевой

Деятельностно-практический

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ

Основные направления взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников

Просветительская деятельность Организационная деятельность Практическая деятельность

▼ ▼ ▼

Методы: - методы стимулирования и мотивации интереса к обучению, создание успеха; - наглядные и словесные; - практические методы; - интерактивные методы Методы: - эвристическое обучение; - методы стимулирования и мотивации интереса к учению, создание успеха; - наглядные и словесные; - практические методы Методы: - создание проблемной ситуации; - соревновательный; - методы стимулирования и мотивации интереса к учению; кейс-метод; - практические методы

Формы: - индивидуальная и групповая формы организации процесса обучения; - индивидуальные беседы и задания; - использование новых и нетрадиционных форм обучения Формы: - тренинги; - показ практического применения знаний в соответствии с жизненными планами и ориен-тациями школьников; - индивидуальная и групповая формы организации обучения Формы: - использование новых и нетрадиционных форм обучения; - индивидуальная и групповая формы организации обучения

Средства: - методические пособия, книги, учебники; - ИКТ-презентации; - электронные образовательные ресурсы (электронный журнал и дневник); - видеофильмы, аудиозаписи; - наглядные пособия Средства: - наглядные пособия (схемы, таблицы); - методические пособия, учебники, книги; - ИКТ-презентации; - видеофильмы, аудиозаписи Средства: - ИКТ-презентации; - видеофильмы, аудиозаписи; - наглядные пособия (таблицы и схемы); - методические пособия, учебники, книги

Рис. 8. Система взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников

Процессуальный компонент системы отражает основные направления взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников, его процессуальные характеристики, формы, методы, средства, которые способствуют воспитанию сознательного отношения к учебе у младших школьников. Реализация процессуального компонента системы представлена формами работы педагога с семьями в процессе взаимодействия школы и семьи в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников.

Организация взаимодействия семьи и школы в системе обеспечения сознательного отношения к учебе со стороны младших школьников строится на основе интеграции методов, форм и средств и обеспечивает последовательную реализацию трех направлений взаимодействия с родителями: просветительской деятельности, организационной деятельности, практической деятельности. Реализация процессуального компонента системы представлена в табл. 2.

Таблица 2

Реализация процессуального компонента системы взаимодействия семьи и школы в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников

Просветительская деятельность

№ Мероприятие Методы Формы Средства

1 Онлайн-консультация с родителями «Как помочь ребенку серьезнее относиться к учебе». Цели: оказание помощи родителям в анализе своей деятельности по воспитанию ребенка; повышение психолого-педагогической грамотности родителей в воспитании ребенка. Результат - расширение знаний родителей о возрастных особенностях младших школьников Интерактивные методы, словесные и наглядные. На консультации происходит взаимодействие учителя с родителем, в процессе которого учитель для себя выделяет особенности взаимодействия родителя с ребенком в той или иной семье, стиль семейного воспитания. А родитель в свою очередь получает практические советы от педагога Консультация проводится в индивидуальной форме через онлайн-платформы либо при личной встрече Учитель подбирает методические материалы для проведения консультации по теме «Серьезное отношение к учебе: как помочь родителю»

2 Родительское собрание «Роль семьи в воспитании у детей сознательного отношения к учебе». Цель - познакомить родителей с особенностями младшего школьного возраста и спецификой протекания возрастных кризисов. Результат - развитие у родителей умения понимать причины нежелания учиться и находить способы их разрешения, а также корректировать поведение ребенка в данной ситуации Учитель применял словесные и наглядные методы работы. На собрании было рассказано о возрастных особенностях и специфике протекания возрастных кризисов, их влиянии на отношение к учебе. Также были рассмотрены примеры воспитания в семьях известных людей, которые были замотивированы на успех своей семьей На родительском собрании в платформе Zoom была использована фронтальная форма организации ИКТ-презен-тация о роли семьи в воспитании у детей сознательного отношения к учебе, видеофильмы об известных людях. Памятки об особенностях возрастных кризисов и рекомендации по формированию сознательного отношения к учебе у учащихся

3 Родительский вечер «Как воспитать любознательного и заинтересованного в учебе ребенка?». На данном вечере используется практический метод, разбираются конкретные истории семей учащихся. Групповая форма работы с родителями Электр онные образовательные ресурсы

Цели: мотивировать родителей на участие в воспитании у детей сознательного отношения к учебе; расширить знания родителей о методах и формах воспитания сознательного отношения к учебе у младших школьников. Результат - повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе Анализируются допущенные ошибки в воспитании и успехи. Обсуждаются наиболее результативные методы, средства и формы воспитания сознательного отношения к учебе у младших школьников (электронный журнал). Родители готовят небольшие видеоролики о проделанной работе по формированию сознательного отношения к учебе у своих детей

Организационная деятельность

4 Обсуждение с учащимися тем: «Для чего нужно учиться?», «Как сделать учебу в радость?», «Что мне поможет серьезно относиться к учебе?». Цель - осознание учащимися значения учебы в их жизни при помощи создания креативного поля. Применялись эвристические методы, методы стимулирования мотивации и интереса к учебе. Используются сюжетно-ролевые игры для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Также используется метод создания креативного поля Фронтальная и групповая формы в сочетании с практическим применением знаний в связи с жизненными планами и ориен-тациями школьников ИКТ-презен-тации, видеофильмы

5 Тренинг-лекция для родителей «Школа родительской компетентности» Практический метод - тренинг-лекция, разработанная учителем для родителей, в аудио-, видеоформате по вопросам сознательного отношения к учебе у младших школьников. Создание онлайн-биб-лиотеки с доступом для родителей с дополнительными материалами (книги, фильмы) Тренинги, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентаци-ями школьников Видеофильмы, электронные ресурсы, аудиозаписи

6 Открытый урок-встреча с выпускниками школы - медалистами и рассказы о том, чего они добились в жизни Использование метода стимулирования и мотивации интереса к учению Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентаци-ями школьников. Учащиеся рассказывают о своих успехах в школе, о своем осознанном отношении к учебе в школьные годы и о том, как это помогло им в дальнейшем Наглядные пособия, ИКТ-презен-тации

Практическая деятельность

7 Подготовка внеклассного мероприятия «Мой любимой урок: почему я его люблю» Использование методов создания проблемной ситуации и соревновательного метода. Ставится задача презентовать свой любимый урок, рассказать о его преимуществах и причине выбора определенного урока Индивидуальная форма работы подразумевает индивидуальные консультации с каждым учащимся и оказание помощи при необходимости ИКТ-презен-тации, учебники и методические пособия

8 Создание проектов на тему «Когда я начну относиться к учебе серьезнее, я смогу...». Цель проектной деятельности - при помощи создания условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления, социально-коммуникативных умений воспитывать сознательность к обучению При проведении данного мероприятия используется метод стимулирования и мотивации интереса к учению, учащиеся пытаются заглянуть в будущее, тем самым мотивируют себя на успешное будущее. С помощью эвристической беседы учитель подталкивает учащихся к мысли о значимости обучения и сознательном отношении к нему. Использование кейс-метода Данное мероприятие включает и индивидуальный анализ ситуации, и групповую работу Наглядные пособия (схемы, рисунки), ИКТ-презентации

9 Совместный вечер-чаепитие учащихся с родителями на тему «Как я относился к учебе и что это мне дало». Цель - способствовать взаимодействию связи «учитель - ученик - родитель», способствующей воспитанию сознательного отношения к учебе у младших школьников Практический метод включает в себя личный рассказ родителей об отношении к школе, участие в деловых играх для создания ситуации успеха и укрепления взаимодействия между родителями и учащимися Деловые имитационные игры Видеофильмы, аудиозаписи, книги

Результативно-оценочный компонент системы включает уровни, критерии и показатели воспитания сознательного отношения к учебе у школьников, отражает результат проделанной работы [30].

Исследовательская работа по созданию и описанию системы взаимодействия школы и семьи в воспитании сознательного отношения к учебе у младших школьников показала, что развитию сознательного отношения к учебе у учащихся способствует умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителем при обучении, а также грамотно выстроенная работа с родителями и используемые в ней разнообразные формы, методы и средства.

Таким образом, качественный анализ данных свидетельствует о результативности проводимой работы в ходе формирующего этапа эксперимента по воспитанию сознательного отношения к учебе у младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи и положительном влиянии разработанной нами системы.

После проделанной работы нами был проведен заключительный контрольный этап для выявления результативности системы, который заключался в повторном проведении диагностического исследования. Использовались те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе исследования.

Анализ полученных результатов позволил выявить положительную динамику уровня взаимодействия семьи и школы, что отражено на рис. 9.

«

П «

= 35

■ А1

Н О

100 80 60 40 20 0

Уровень взаимодействия семьи и школы

51 54

40

22 а 24

- 1

низкии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ начало эксперимента

средний

высокий

окончание эксперимента

Рис. 9. Сравнительные результаты исследования уровня взаимодействия семьи и школы

Из диаграммы видно, что высокий уровень увеличился на 15% и составил 24%, а это 7 человек из 29 родителей класса. Средний показатель незначительно изменился и составил 54% (16 родителей), а снижение низкого уровня на 18% подтверждает эффективность проделанной работы с родителями.

Интервью родителей использовалось с целью выявления особенностей притязаний современных родителей к школе. Под притязаниями родителей понимается интегральная характеристика ожиданий, представлений, требований родителей, предъявляемых к учению ребенка, обусловленная сложившимся отношением к образованию в целом; центральным элементом притязаний являются требования родителей.

Анализ полученных результатов позволил выявить положительную динамику уровня притязания родителей, что отражено на рис. 10.

Уровень притязания родителей

й е л е т

и

д

о р

а л с и

т

т о

100

80

60

а с 40

с а л 20

к

0

56 60

23 5 26,5 23,5 16,5 17,5

1 1 1

заниженный реалистичный завышенный

■ начало эксперимента ■ окончание эксперимента

Рис. 10. Сравнительные результаты исследования уровня притязания родителей

Таким образом, выросло число школьников, которые без труда справляются с учебными задачами. Число учащихся, посещающих школу без желания и имеющих трудности в обучении и адаптации, значительно уменьшилось. Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе имеют достаточный уровень развития учебной познавательной мотивации большинство учащихся.

Сравнительные результаты диагностики в экспериментальном классе представлены на рис. 11.

к

и

¡т «

п

и Т

н о

100

80

а 60

с с а 40

л

к 20

0

Уровень школьной мотивации учащихся

73

/1«

36

13 18

6 3 3 0 0 1 ^^^ 1 1 1 1

первый

второй

третий

четвертый

пятый

I окончание эксперимента

начало эксперимента

Рис. 11. Сравнительные результаты исследования уровня школьной мотивации

Анализ сравнительных результатов диагностики экспериментального 3 «Б» класса говорит нам о том, что значительно возросло количество учащихся на 20% и составило 53% (15 учащихся), которые самостоятельны и инициативны при выборе своей цели, четко выполняют требования учителя на уроке, а показатель, свидетельствующий о низком волевом усилии учащихся, уменьшился на 10% и составил 16% (5 учащихся). Иными словами, можно говорить о положительной динамике в произвольности волевой регуляции всех психических процессов, в том числе влияющих на сознательное отношение к учебе.

я с

¡т

у

а л с и ч т о

100 80 60 40 20 0

Уровень внутреннего волевого усилия учащихся

низкий

окончание эксперимента

средний

высокий

начало эксперимента

Рис. 12. Сравнительные результаты исследования уровня внутреннего волевого усилия учащихся

Результаты исследования экспериментальной работы показали проявление привычки ответственного отношения к основным обязанностям у части младших школьников: инициатива учащихся, желание помочь сверстникам, выполнение своих обязанностей, высказывание своей точки зрения на ситуацию и толерантность в отношении позиции другого, умение соотнести свое поведение с поведением других, самоконтроль, рефлексия, прогнозирование последствий выполнения или невыполнения своих обязанностей. Важным явилось то, что некоторые учащиеся с низким уровнем стали эмоционально более ярко переживать за результаты поручения, что указывает на осознание важности необходимости своей деятельности для себя.

Из сравнительной диаграммы, представленной на рис. 13, видно, что в экспериментальном классе высокий уровень ответственности выявлен у 40,4% учащихся (12 человек), что на 22,2% выше результатов констатирующего этапа эксперимента; средний уровень у 37,1% учащихся (11 человек), что на 5,5% выше результатов констатирующего этапа эксперимента; низкий уровень снизился до 22,5% учащихся.

Уровень сформированности ответственности

100 яс 80 ¡т 60 « « 40 ла асс 20

с ас

ил т а т о

0

50,2 40 4

22 5 22,5 37,1 31,6 40,4 18,2

- 1 1

низкий

высокий

средний

окончание эксперимента ■ начало эксперимента

Рис. 13. Сравнительная диаграмма уровня сформированности ответственности учащихся экспериментального 3 «Б» класса на контрольном этапе экспериментальной работы

Наблюдение за поведением учащихся в процессе преобразующего этапа, а также комплексная диагностика результатов экспериментальной работы позволяют выделить следующие изменения в проявлениях ответственности как качества личности младшего школьника: повышение инициативы и активности младших школьников в учебе, а также при выполнении своих обязанностей; усиление интереса к процессу обучения, своим возможностям; рефлексивность мышления; частое проявление внутреннего ло-куса контроля области своей ответственности; критичность оценки поведения; уменьшение импульсивности действий учащихся; повышение степени осознанности поведения в учебной деятельности; повышение самостоятельности, организованности действий учащихся; преобразование привычки ответственного поведения.

Из диаграммы видно, что на контрольном этапе эксперимента стали преобладать высокий и средний уровни воспитанности сознательного отношения к учению у младших школьников.

Из сравнительной диаграммы уровня воспитанности сознательного отношения к учебе у младших школьников, представленной на рис. 14, мы видим, что процент высокого уровня возрос на 20%, средний практически не изменился, а низкий снизился на 24%.

| «

е н

з В

я 5

* а

ё ==

Ё 2 ш о

§ I

о а л

в з

100 80 60 40 20 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

начало эксперимента

окончание эксперимента

низкий

средний

высокий

Рис. 14. Сравнительные результаты уровня воспитанности сознательного отношения к учению

у младших школьников

Данные контрольного этапа экспериментальной работы свидетельствуют о том, что уровень воспитанности сознательного отношения к учебе у учащихся в экспериментальной группе повысился, дети стали стремиться выполнять все школьные требования, с удовольствием стали посещать школу, так как начали осознавать значение обучения для их будущего; также возрос уровень взаимодействия школы и семьи, родители стали активнее взаимодействовать с педагогами по вопросам обучения учащихся, их будущего.

Заключение

Таким образом, анализируя результаты проведенного исследования, мы можем сделать вывод, что взаимодействие школы и семьи непосредственным образом оказывает влияние на воспитание у учащихся сознательного отношения к обучению. Данный вывод сделан на основании рассмотрения сравнительных результатов исследования уровня сознательного отношения к учебе у младших школьников и уровня взаимодействия школы и семьи. Указанный вывод подтверждает высокую актуальность исследования и необходимость разработки системы взаимодействия семьи и школы в воспитании у младших школьников сознательного отношения к учебе.

Ссылки на источники

1. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка // Начальная школа. - 2009. - № 3. - С. 59-61.

2. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 3-27.

3. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, 2004. - 400 с.

4. Алферов А. Д. Теоретические предпосылки исследования проблемы отношения школьников к учению // Отношение школьников к учению: межвуз. сб. науч. тр. - Ростов н/Д: РГПИ, 1985. - С. 3-22.

5. Муляр Е. С. Притязания родителей как условия формирования положительного отношения школьников к учению // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: научный журнал. - 2008. - № 32. - С. 121-181.

6. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с.

7. Роджерс К. Р. Гуманистическая психология: теория и практика: избранные труды по психологии / под ред. А. Н. Сухова; Российская акад. образования. - М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 450 с.

8. Скиннер Б. Ф. Прикладная педагогическая психология. - СПб.: ПраймЕврознак, 2007. - 576 c.

9. Deci E. L., Ryan R. M. Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life's domains // Canadian Psychology. - 2008а. - Vol. 49. - P. 14-23.

10. Брунер Д. Культура образования / Моск. высш. шк. соц. и экон. наук. - М.: Просвещение, 2006. - 213 с.

11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - 2-е изд. - СПб.; М.: Питер : Смысл, 2003. - 860 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 720 с.

13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Психолог, 2001. - 284 с.

15. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М., 2010. - 320 с.

16. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1998. - 192 с.

17. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995. - 165 с.

18. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - М., 2010. - 192 с.

19. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

20. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности: [Новые теории]: учеб. пособие. - М., 2001. - 90 с.

21. Сергеева Б. В., Аракелян Р. К. Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 1-1. - С. 184-188.

22. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.

23. Кочубей Е. М., Сергеева Б. В. Взаимодействие семьи и школы в воспитании у младших школьников сознательного отношения к учебе // Современное начальное образование: актуальные вопросы, инновации, приоритетные направления развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2020.

24. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. вузов. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

25. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: учеб.-метод. пособие. - М.: Фолиум, 1999. - 32 с.

26. Практикум по психологии состояний: учеб. пособие / под ред. проф. А. О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - 480 с.

27. Матюхина М. В., Саблина Т. А. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников. -Волгоград, 1994. - 211 с.

28. Сергеева Б. В. Структура профессионально-познавательной активности будущего педагога начального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 299.

29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

30. Позднякова Т. Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN519.pdf.

Bella V. Sergeeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogy and Methodology of Primary Education Chair, Kuban State University, Krasnodar, Russia 5906372@mail.ru Elizaveta M. Kochubei,

Graduate Student, Kuban State University, Krasnodar, Russia Lizka-liz@list.ru

The system of interaction between the family and the school in cultivating a conscious attitude to learning in primary school students

Abstract. The relevance of the research lies in the need for primary school teachers in the interaction between school and family in order to educate primary school students to have a conscious and responsible attitude to learning. The purpose of the work is to create and subsequently empirically test the system of interaction between family and school developed by the authors for cultivating a conscious attitude to learning in primary school students, as well as to identify the components of this system. The sources that served as the basis for examining the problem of the relationship between school and family in the aspect of cultivating consciousness in primary school students include scientific works on the methodology of psychological and pedagogical research. The basis for the development of the above mentioned system also became the provisions developed by modern psychologists and educators, in which the conscious attitude to learning as a component of human relations is defined as the dominant aspect of the student's personality formation, which is of particular importance in primary school, since learning is the leading activity during this period. The theoretical significance of the study is determined by the fact that the substantive characteristics of the interaction between school and family in cultivating a conscious attitude towards learning are clarified in the study, they concretize scientific knowledge about the essence, content and mechanisms of a conscious attitude towards learning in primary school students. The practical significance of the research lies in the fact that the authors define the main directions of activity in the interaction between the family and the school, contributing to the development of a conscious attitude among schoolchildren; develop a system of interaction between school and family to create the necessary environment for primary school students in cultivating a conscious attitude to learning; present the ways that contribute to the cultivation of a conscious attitude to learning, manifestation of interest in the learning process; determine the levels of assessing this personality quality, and present their characteristics. This scientific article examines the processes of cultivating a conscious attitude to learning in primary school children as a result of the interaction between family and school on the basis of a developed system containing the following structural elements: methodological, target, content, organizational and activity-oriented, as well as evaluative. The specified system of interaction between family and school in cultivating a conscious and responsible attitude to the learning process in schoolchildren can be recommended for use by primary school teachers to optimize educational activities in order to foster a conscious attitude towards learning in primary school children, as well as to implement effective interaction between school and family with this same purpose.

Key words: interaction, primary school students, conscious attitude to learning, interaction system, family, school. References

1. Gejko, V. A. (2009). "Rol' sem'i v razvitii shkol'nyh uspekhov rebenka", Nachal'naya shkola, № 3, pp. 59-61 (in Russian).

2. Leont'ev, D. A. (2011). "Novye orientiry ponimaniya lichnosti v psihologii: ot neobhodimogo k vozmozhnomu", Voprosy psihologii, № 1, pp. 3-27 (in Russian).

3. Myasishchev, V. N. (2004). Psihologiya otnoshenij. Izbrannye psihologicheskie trudy, MPSI, Moscow, 400 p. (in Russian).

4. Alferov, A. D. (1985). "Teoreticheskie predposylki issledovaniya problemy otnosheniya shkol'nikov k ucheniyu", Otnoshenie shkol'nikov k ucheniyu: mezhvuz. sb. nauch. tr., RGPI, Rostov n/D, pp. 3-22 (in Russian).

5. Mulyar, E. S. (2008). "Prityazaniya roditelej kak usloviya formirovaniya polozhitel'nogo otnosheniya shkol'nikov k ucheniyu", Izvestiya rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena: nauchnyj zhurnal, № 32, pp. 121-181 (in Russian).

6. Markova, A. K., Matis, T. A. & Orlov, A. B. (2003). Formirovanie motivacii ucheniya, Prosveshchenie, Moscow, 192 p. (in Russian).

7. Rodzhers, K. R. (2013). Gumanisticheskaya psihologiya: teoriya ipraktika: izbrannye trudy po psihologii, Rossijskaya akad. obrazovaniya, MPSU, Moscow; MODEK, Voronezh, 450 p. (in Russian).

8. Skinner, B. F. (2007). Prikladnayapedagogicheskayapsihologiya, PrajmEvroznak, St. Petersburg, 576 p. (in Russian).

9. Deci, E. L. & Ryan, R. M. (2008a). "Facilitating optimal motivation and psychological well-being across life's domains", Canadian Psychology, vol. 49, pp. 14-23 (in English).

10. Bruner, D. (2006). Kul'tura obrazovaniya, Mosk. vyssh. shk. soc. i ekon. nauk, Prosveshchenie, Moscow, 213 p. (in Russian).

11. Hekkhauzen, H. (2003). Motivaciya i deyatel'nost', 2-e izd, St. Petersburg; Piter, Smysl, Moscow, 860 p. (in Russian).

12. Rubinshtejn, S. L. (2010). Osnovy obshchej psihologii, Piter, St. Petersburg, 720 p. (in Russian).

13. Il'in, E. P. (2002). Motivaciya i motivy, Piter, St. Petersburg, 512 p. (in Russian).

14. Vygotskij, L. S. (2001). Pedagogicheskaya psihologiya, Psiholog, Moscow, 284 p. (in Russian).

15. Zankov, L. V. (2010). Izbrannye pedagogicheskie trudy, Moscow, 320 p. (in Russian).

16. Shchukina, G. I. (1998). Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchashchihsya, Moscow, 192 p. (in Russian).

17. Bozhovich, L. I. (1995). Problemy formirovaniya lichnosti, Moscow, Voronezh, 165 p. (in Russian).

18. Davydov, V. V. (ed.) (2010). Pedagogicheskaya psihologiya, Moscow, 192 p. (in Russian).

19. Bespal'ko, V. P. (1989). Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii, Pedagogika, Moscow, 192 p. (in Russian).

20. Magomed-Eminov, M. Sh. (2001). Transformaciya lichnosti: [Novye teorii]: ucheb. posobie, Moscow, 90 p. (in Russian).

21. Sergeeva, B. V. & Arakelyan, R. K. (2016). "Formirovanie roditel'skoj kompetentnosti v usloviyah nachal'noj shkoly", Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl', t. 8, № 1-1, pp. 184-188 (in Russian).

22. Leont'ev, A. N. (2005). Deyatel'nost', soznanie lichnost', Smysl, Akademiya, Moscow, 352 p. (in Russian).

23. Kochubej, E. M. & Sergeeva, B. V. (2020). "Vzaimodejstvie sem'i i shkoly v vospitanii u mladshih shkol'nikov soz-natel'nogo otnosheniya k uchebe", Sovremennoe nachal'noe obrazovanie: aktual'nye voprosy, innovacii, prior-itetnye napravleniya razvitiya: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. (11 noyabrya 2020 g., g. Krasnodar), Izd-vo MCITO, Kirov, 1 elektron. opt. disk (CD-R) (in Russian).

24. Zagvyazinskij, V. I. & Atahanov, R. (2008). Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vuzov, 5-e izd., ispr., Akademiya, Moscow, 208 p. (in Russian).

25. Luskanova, N. G. (1999). Metody issledovaniya detej s trudnostyami v obuchenii: ucheb.-metod. posobie, Folium, Moscow, 32 p. (in Russian).

26. Prohorov, A. O. (ed.) (2004). Praktikum po psihologii sostoyanij: ucheb. posobie, Rech' St. Petersburg, 480 p. (in Russian).

27. Matyuhina, M. V. & Sablina, T. A. (1994). Izuchenie i formirovanie motivacii dostizheniya u mladshih shkol'nikov, Volgograd, 211 p. (in Russian).

28. Sergeeva, B. V. (2015). "Struktura professional'no-poznavatel'noj aktivnosti budushchego pedagoga nachal'nogo obrazovaniya", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 3, p. 299 (in Russian).

29. (2010). Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya, M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Prosveshchenie, Moscow, 31 p. (in Russian).

30. Pozdnyakova, T. N. (2019). "Problemy vzaimodejstviya sem'i i shkoly v sovremennoj obrazovatel'noj praktike", Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, № 5. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN519.pdf (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Кочубей Е. М., Сергеева Б. В. Система взаимодействия семьи и школы в воспитании у младших школьников сознательного отношения к учебе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 03 (март). - С. 53-70. - URL: http://e-kon cept. ru/2021/211014.htm.

DOI 10.24412/2304-120X-2021-11014

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Кочубей Е. М., Сергеева Б. В., 2021

ISSN 2304-120Х

9II772304 1120210 www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.