ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 211007 2021, № 02 (февраль) УДК 376.545
Система работы по организации обучения
младших школьников с академической одаренностью в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода
Леонова Олеся Андреевна1
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия [email protected]
Гакаме Юлия Даудовна2
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия [email protected]
Аннотация. Младший школьный возраст является периодом активного развития способностей личности, раскрывающихся и совершенствующихся в процессе учебно-познавательной деятельности. Одаренность как системное качество личности, проявляющееся под воздействием определенных факторов в качестве успешных достижений в тех или иных видах деятельности, требует особых условий. Индивидуализация образовательной системы, предполагающая учет интересов, возможностей обучающихся, способствует актуализации индивидуальных способностей младших школьников, реализации предпосылок одаренности. Дифференциация при обучении в массовой школе способствует созданию условий для оптимального построения индивидуального образовательного маршрута каждого ученика. Актуальность представленного в статье исследования определяется потребностью педагогической практики в эффективных способах организации обучения одаренных младших школьников на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях массовой школы. Целью педагогического исследования является разработка и экспериментальная апробация системы работы по организации обучения младших школьников с академической одаренностью в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода. Теоретическая значимость состоит в расширении представлений о категории «одаренность»; определении структурных компонентов системы работы по организации обучения младших школьников с академической одаренностью в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода, их содержательного наполнения. Практическая значимость заключается в возможности реализации в педагогической практике системы работы по организации обучения академически одаренных младших школьников в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода, а также составленных учебных заданий для младших школьников с академической одаренностью, дифференцированных в соответствии с уровнем усвоения учебного материала и самостоятельности. Кроме того, результаты исследования представляют практический интерес: отобранный перечень наиболее эффективных форм и методов обучения младших школьников в условиях реализации индивидуально-дифференцированного подхода может применяться в работе учителя начальных классов при организации работы с академически одаренными младшими школьниками, также представлены рекомендации по проведению учебных занятий с использованием сочетаний форм организации обучения. Полученные в ходе исследования результаты применимы при разработке методических пособий и дидактических материалов для начальной школы.
Ключевые слова: одаренность, академическая одаренность, обучение младших школьников с академической одаренностью, система, индивидуально-дифференцированный подход.
Поступила в редакцию Received 28.12.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.01.21
Принята к публикации Accepted for publication 26.01.21 Опубликована Published 28.02.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Леонова Олеся Андреевна, магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия.
2 Гакаме Юлия Даудовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия.
Введение
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности; прежде всего это обусловлено потребностью общества в творческой, неординарной личности. Одним из важнейших аспектов образовательной деятельности является работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие. При имеющихся трудностях в системе образования открываются новые возможности для одаренной личности в частности и развития личности ребенка в целом.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Б. М. Теплов одним из первых в отечественной психологии дал научное определение понятия «одаренность». По его мнению, одаренность трактуется как «то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [1]. М. А. Холодная определяет одаренность как «результат длительного, подчиняющегося определенным закономерностям процесса, суть которого заключается в выстраивании и обогащении индивидуального ментального опыта» [2]. С. Л. Рубинштейн считает, что «внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с общими условиями ведущих форм человеческой деятельности» [3]. Д. Б. Богоявленская рассматривает данную категорию как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [4]. В трактовке В. С. Юркевича одаренность есть «индивидуальное сочетание способностей, позволяющее человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности» [5]. «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда легла в основу многих психолого-педагогических концепций диагностики, прогнозирования, обучения и развития одаренных детей в зарубежной педагогической теории и практике [6]. Одним из первых ученых, обнаруживших, что интеллектуальная одаренность не может рассматриваться как универсальная личностная характеристика, был Э. П. Торренс [7]. Наиболее целостной концепцией одаренности в психологической науке является трехкомпонентная теория Дж. Рензулли. Он представляет одаренность как результат сочетания следующих характеристик: интеллектуальных способностей, которые превышают средний уровень, творческого подхода и настойчивости [8]. Концепция одаренности, предложенная Д. Фельдхьюсеном, состоит также из трех пересекающихся окружностей. По его мнению, ядро должно быть дополнено самоуважением и Я-концепцией. В категорию общих способностей Д. Фельдхьюсен включает креативность, а мотивация трактуется как мотивация достижения [9]. Немецкий ученый К. Хеллер признает наиболее эффективными в педагогике многофакторные модели одаренности. Одаренность определяется им как индивидуальный когнитивный, мотиваци-онный и социальный потенциал, который позволяет достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности [10]. В психолого-педагогической литературе выделяют различные виды одаренности (творческая, интеллектуальная, академическая, социальная). Младшие школьники с академической одаренностью характеризуются успешностью в обучении, высоким уровнем развития психических познавательных процессов, качеством усвоения учебного материала, положительным от-
ношением к учебной деятельности. Академическая одаренность, представляя собой широкий спектр способностей к учебной деятельности, может проявляться в успешном достижении планируемых результатов как по всем учебным областям, так и в рамках одной или нескольких смежных [11].
Анализ различных подходов к пониманию данного понятия позволяет сделать вывод о том, что одаренность младших школьников представляет собой совокупность некоторых способностей, определяющих успешность личности в той или иной сфере деятельности, при создании необходимых условий для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала. В связи с этим учет индивидуальных особенностей, запросов и интересов обучающихся крайне необходим при организации системы обучения. Индивидуально-дифференцированный подход объединяет два подхода: индивидуальный, заключающийся в осуществлении педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, и дифференцированный, включающий в себя совокупность методов, средств и организационных решений дифференцированного обучения, занимающих определенную часть учебного процесса [12]. Проблеме реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения посвящены работы отечественных ученых. И. Унт считает, что в современных условиях основной и наиболее эффективной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося [13]. А. С. Границкая предлагает адаптивную систему обучения, предполагающую оригинальную, нелинейную конструкцию урока [14]. Обучение на основе индивидуально ориентированного учебного плана предложено В. Д. Шадриковым [15]. И. Г. Бутузов считает, что дифференцированное обучение является важным дидактическим средством эффективного обучения школьников [16]. М. Б. Миндюк делится опытом составления и использования разноуровневых заданий для дифференцированной работы с учащимися [17]. И. М. Осмоловская показывает, каким образом нужно организовать дифференцированное обучение [18]. Внутриклассную дифференциацию Н. П. Гузик назвал «комбинированной системой обучения», выделив три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С» разной степени сложности, между которыми существует строгая преемственность [19]. В. Фирсов предлагает введение двух стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый) [20]. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей И. Н. Закатовой дает ученику возможность поиска, выбора и проявления свей индивидуальности [21]. И. С. Якиманская акцентирует внимание на субъективном опыте жизнедеятельности, приобретенном школьником в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей [22].
Использование индивидуально-дифференцированного подхода в работе с одаренными детьми позволяет оптимизировать и повысить эффективность образовательного процесса. Именно поэтому в основе разработанной системы работы с одаренными младшими школьниками лежит индивидуально-дифференцированный подход.
Методологическая база исследования
В ходе исследования использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: наблюдение, анкетирование, естественный педагогический эксперимент;
3) математические методы качественной и количественной обработки полученных результатов исследования.
С целью разработки и проверки эффективности системы работы по организации обучения одаренных младших школьников в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода на базе МОБУ СОШ № 2 им. Н. Я. Василенко г. Лабинска было проведено исследование, состоящее из трех этапов. Всего исследованием охвачено 50 учеников начальных классов (25 обучающихся экспериментального класса, 25 обучающихся контрольного класса).
Результаты исследования
На констатирующем этапе исследования для диагностики уровня усвоения учебной деятельности был разработан комплекс тестовых заданий на основе уровней усвоения учебной информации, определенных В. П. Беспалько. Под уровнем усвоения автор подразумевает степень мастерства овладения деятельностью, достигнутую учащимися в результате обучения [23].
Обобщенные данные проведенной диагностики представлены на рис. 1.
■ Экспериментальный 2 "А" класс ■ Контрольный 2 "Б" класс
100
л и и (б
§ 80
репродуктивный продуктивный творческий
Уровень усвоения учебного материала
Рис. 1. Результаты диагностики уровня усвоения учебного материала младшими школьниками
на констатирующем этапе эксперимента
Полученные результаты диагностики уровня усвоения учебного материала позволили поделить экспериментальный класс на три группы в соответствии с уровнем усвоения учебного материала: 1-я группа - творческий уровень усвоения материала; 2-я группа - продуктивный уровень усвоения материала; 3-я группа - репродуктивный уровень усвоения материала. Стоит отметить, что одаренные учащиеся входят в 1-ю и 2-ю группу. Группа академически одаренных детей была выявлена на основе анализа успешности их обучения (комплексная контрольная работа, оценка школьной успеваемости). Также была проведена диагностика исходного уровня познавательной активности младших школьников, которая включала в себя наблюдения за познавательной активностью обучающихся и анкетирование обучающихся по методике Л. М. Фридмана «Познавательная активность младшего школьника» [24]. Результаты диагностики наглядно представлены на рис. 2.
высокии среднии низкии
и «
Ч Ы
К
и ■
т «
ч
и
Т Н О
100% 80% 60% 40% 20% 0%
36%
44%
28%
36%
40%
экспериментальный 2 "А"класс контрольный 2 "Б" класс
Уровень познавательной активности
Рис. 2. Сравнительные показатели уровня развития познавательной активности младших школьников
экспериментального и контрольного классов
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что познавательная активность в экспериментальном и контрольном классах находится на недостаточно высоком уровне для успешного обучения.
На формирующем этапе исследования была создана система работы по организации обучения одаренных младших школьников в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода, которая представлена на рис. 3.
В настоящем исследовании понимание системы обусловлено обоснованием термина, которое дается в педагогической науке как «совокупность интегрированных и постоянно взаимодействующих и взаимозависимых устойчивых элементов, сконструированных для достижения конкретной цели».
Рис. 3. Система работы по организации обучения младших школьников с академической одаренностью в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода
Рассмотрим подробнее компоненты системы работы с одаренными младшими школьниками в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода. Согласно ФГОС НОО и Концепции одаренности, в концептуально-целевом компоненте выделены цель и задачи разработки и реализации системы работы с одаренными младшими школьниками, а также прописаны теоретические подходы (индивидуально-дифференцированный, личностно ориентированный, системный, деятельностный). К основным принципам обучения одаренных младших школьников отнесены: - принцип развивающего и воспитывающего обучения, означающий, что цели, методы обучения и его содержание должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения, состоящий в том, что цели, процесс и содержание обучения должны учитывать типологические и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип учета возрастных возможностей, предполагающий соответствие методов обучения и содержания образования специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах;
- принцип продуктивности обучения, обеспечивающий осуществление такого обучения, которое ориентировано не только на изучение известного, но и на приращение к нему нового, в результате чего у ребенка происходит развитие внутренних способностей;
- принцип ситуативности обучения, предполагающий использование возникшей эвристической образовательной ситуации с целью пробудить мотивацию и направить деятельность ученика в область познания фундаментальных образовательных объектов;
- принцип личностного целеполагания, опирающийся на способность постановки целей своей деятельности [25].
В данной системе работы с одаренными младшими школьниками акцентируется внимание на актуализации субъект-субъектного взаимодействия, предполагающего равноправное взаимодействие в процессе достижения образовательных целей не только учителя и учащихся, но и учителя с родителями.
Диагностический компонент представлен подбором необходимого инструментария для оценки уровня усвоения учебного материала, развития познавательной активности младших школьников: наблюдение; тесты достижения; анкетирование по методике Л. М. Фридмана «Познавательная активность младшего школьника»; анкетирование по «Методике выявления познавательной активности» Л. А. Червяковой и Ю. В. Бойко; опросник изучения уровня познавательной активности учащихся по Б. К. Пашневу; «Каскадная методика» Н. А. Алексеева, Н. П. Белякова; «Мотивация учения и эмоционального отношения к учению» в модификации А. Д. Андреева [26].
В содержательном компоненте рассмотрены такие стратегии обучения одаренных детей, как стратегия «проблематизации», которая предполагает ориентацию на постановку перед учащимися учебных проблем, и стратегия «индивидуализации», которая позволяет обеспечить каждому учащемуся права и возможности формулировать собственные образовательные цели и содержание образования [27]. Содержание системы работы с одаренными младшими школьниками основано на учебном материале, дифференцированном в соответствии с уровнем творчества, сложностью учебного материала и степенью самостоятельности [28].
В операциональный компонент включены педагогические способы (методы, формы, средства), способствующие реализации индивидуально-дифференцированного подхода. В работе с младшими школьниками применялись методы проблемного обучения (метод монологического изложения, диалогический метод изложения, рассуждающий метод обучения, исследовательский метод, эвристический метод изложения, метод программированных заданий); интерактивные методы (метод проектов, кластеры, деловые игры); дискуссионные (круглый стол (дебаты, дискуссия); мозговой штурм); герменевтические (этимологический анализ терминов, интеллектуальный диалог с автором художественного текста) [29].
Обучение одаренных младших школьников эффективно осуществлять при использовании сочетаний форм организации их учебной деятельности (групповые
плюс индивидуальные плюс фронтальные, работа в парах, группах). Индивидуальная форма обучения предполагает взаимодействие учителя с одним учеником. В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, созданных на различных основаниях. Фронтальная форма обучения подразумевает работу учителя в едином темпе и с общими задачами сразу со всеми учащимися. При работе в парах основное взаимодействие происходит между двумя учениками [30]. В работе с классом чаще всего использовались такие сочетания форм организации обучения:
- индивидуальная плюс фронтальная: индивидуальная работа одаренных младших школьников во время фронтальной работы учителя с классом;
- групповая плюс фронтальная: работа одаренных учащихся, объединенных в группу по уровню усвоения учебного материала, при фронтальной работе остальной части класса;
- работа в парах плюс работа в группах; одаренные школьники работают в парах, остальная часть класса работает по группам в соответствии с уровнем усвоения учебного материала.
Педагогические средства представляли набор учебных разноуровневых карточек, заданий в цифровом формате. В соответствии с уровнем усвоения учебного материала и степенью самостоятельности учащихся нами были разработаны различные виды дифференцированных карточек:
1) карточки обязательного выполнения;
2) карточки с альтернативным выбором задания.
При разработке карточек обязательного выполнения, дифференцированных по уровню усвоения учебного материала, опирались на цветовые сигналы, соответствующие определенному уровню: 1-й уровень - творческие задания на создание собственных моделей, проектов, написание сочинений были зеленого цвета; 2-й уровень - задания конструктивного типа на объяснение, сравнение, установление причинно-следственных связей, выведение закономерностей имели синий цветовой сигнал; 3-й уровень - репродуктивные задания, направленные на воспроизведение материала, были желтого цвета.
Карточки обязательного выполнения, дифференцированные по степени самостоятельности учащихся, помимо задания ученику включали в себя элементы дозированной помощи. Карточки с альтернативным выбором задания давали возможность обучающимся выполнять те задания, которые для них были посильны и интересны. Учебные средства представляли собой маркированную таблицу, представленную на рис. 4, в которой каждый цвет соответствовал уровню усвоения знаний (желтый - репродуктивный, синий - продуктивный, зеленый - творческий).
Подготовить сообщение на тему «Насекомые» Записать в один столбик объекты живой природы, в другой - неживой Записать название растений и животных, занесенных в Красную книгу
Записать природные явления, относящиеся к осени Составить кроссворд по теме «Животные» Привести примеры домашних и диких животных
Определить, о каком времени года идет речь: Тает снег, появляются первые проталинки, журчат по дорогам ручьи. Зацветают первоцветы, на деревьях набухают почки Записать отличия объектов живой природы от неживой Составить памятку на тему «Как сохранить природу»
Рис. 4. Карточка с альтернативным выбором задания
Оценочно-результативный компонент системы включает систему оценивания результатов учебных достижений младших школьников. Анализ учебной деятельности предполагал постановку прогностической и ретроспективной оценок. Благодаря прогностической оценке у учащихся была возможность оценить свои возможности, определить прогнозы своей учебной деятельности. Ретроспективная оценка осуществлялась путем оценки и взаимооценки. Для самооценки выполненных учебных заданий применялись приемы «Лесенка достижений», «Светофор», «Смайлики». Для оценивания учениками успешности коллективной работы в группе были разработаны листы взаимо- и самооценки. Для мониторинга качества процесса обучения, а также объективного, систематического контроля и оценивания учебных достижений учеников по основным дисциплинам был составлен «Экран индивидуальных достижений», представленный в таблице, в которой определены планируемые результаты по каждому учебному предмету. Условными обозначениями фиксируются успехи учащихся.
Экран индивидуальных достижений по русскому языку
Умения Оценка ученика Оценка учителя
Списывать текст без искажений (40-45 слов)
Писать текст под диктовку без ошибок (40 слов)
Установить связь слов в предложении
Определить части речи (в начальной форме)
Производить звуко-буквенный анализ
Вычленять значимые части слова
Применять правила переноса
Правильное написание: жи-ши, ча-ща, чк-чн, чу-щу
Писать большую букву в именах собственных
Правильное написание парных согласных в корне
Правильное написание слов с непроизносимыми согласными
Правильное написание слов с проверяемыми безударными гласными в корне
Правильное написание словарных слов
Правильное оформление предложения
Определять тему текста
Озаглавливать текст
^гЗ)- усвоил - испытываю трудности - надо поработать
Итоги дня подводились на «Дереве успехов», отраженном на рис. 5. После уроков обучающиеся прикрепляли на дерево плод, цветок и I и листок.
Рис. 5. Дерево успехов
Этапы реализации системы работы по организации обучения одаренных младших школьников в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода раскрыты в технологическом компоненте. На диагностико-прогностическом этапе осуществлялась диагностика уровня усвоения учебного материала и уровня познавательной активности младших школьников. Для каждого одаренного обучающегося был разработан индивидуальный образовательный маршрут, включающий маршрутный лист и лист индивидуальных занятий. На деятельностном этапе была организована работа с одаренными младшими школьниками на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Рефлексивный этап предполагал анализ и оценку проделанной работы, сопоставление достигнутых результатов с поставленной целью, корректировку цели, обозначение зоны роста и достижений.
На контрольном этапе эксперимента нами была проведена контрольная диагностика познавательной активности младших школьников, включающая наблюдение за деятельностью обучающихся и анкетирование по «Методике выявления познавательной активности» Л. А. Червяковой и Ю. В. Бойко [31]. Проанализировав результаты диагностики, мы отметили положительную динамику в большей степени по обоим показателям (познавательная активность, уровень усвоения учебного материала) у учащихся экспериментального класса в сравнении с показателями учащихся контрольного класса.
Заключение
Данные исследования позволили сделать вывод об эффективности проделанной работы, послужили основой для подтверждения выдвинутой в начале исследования гипотезы о том, что реализация системы работы по организации обучения младших школьников с академической одаренностью в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода будет способствовать повышению познавательной активности одаренных младших школьников. Необходимо подчеркнуть, что индивидуально-дифференцированный подход позволил вовлечь в учебный процесс каждого обучающегося, помог выявить и максимально развить задатки и способности академически одаренных младших школьников в условиях массовой школы. Бесспорно, каждый учащийся должен иметь возможность получать в образовательном учреждении такое обучение, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития.
Ссылки на источники
1. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / под ред. М. Г. Ярошевского. - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. - 638 с.
2. Савенков А. И., Савенкова Т. Д. Психология детской одаренности в трудах русских ученых конца XIX - начала XX в. // Одаренный ребенок. - 2016. - № 3. - С. 6-12.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 720 с.
4. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности. - М., 2005. - 176 с.
5. Юркевич В. С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Психологическая наука и образование - 2009. - № 4. - С. 35-48.
6. Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997. - 393 с.
7. Запалацкая В. С., Сергеева Т. Ф. Проблема одаренности в контексте современных психологических теорий // Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 28-33.
8. Гали Г. Ф., Шахнина И. З., Загладина Е. Н. Теоретический анализ особенностей образования одаренных учащихся в зарубежных странах // Alma mater. - 2017. - № 6. - С. 55-59.
9. Янкевич С. В. Подходы к выявлению и поддержке талантливых обучающихся в зарубежных странах // Современное право.- 2017. - № 3. - С. 133-137.
10. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.- 203 с.
11. Щербатых Л. Н., Щербатых С. В. Академическая одаренность школьников: проблемы и способы выявления // Вектор науки тольяттинского государственного университет. Серия: педагогика, психология. - 2013. - № 2 (13). -С. 326-327.
12. Селевко Г. К. Современные общеобразовательные технологии: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1988. - 256 с.
13. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 188 с.
14. Границкая А. С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 172 с.
15. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: монография. - М.: Институт психологии РАН, 2019. - 274 с.
16. Бутузов И. Д. Дифференцированный подход к обучению обучающихся на современном уроке. - Новгород, 1972. - 72 с.
17. Баранова Н. Н. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения // Начальная школа. -2016. - № 2. - С. 46-49.
18. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. - 214 с.
19. Гузик Н. П. Педагогика Н. Гузика // Первое сентября. - 2000. - № 55. - С. 23-27.
20. Фирсов В. В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994. - 238 с.
21. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2006. - 345 с.
22. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.
23. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989 - 192 с.
24. Семенов П. П. Развитие системы выявления, поддержки и сопровождение талантливых людей // Практика административной работы в школе. - 2011. - № 6. - С. 45-50.
25. Емельянова И. Е. Особенности организации деятельности одаренных младших школьников // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С. 21-23.
26. Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности. - М.: Акад. проект, 2004. - 174 с.
27. Организация работы с одаренными детьми: электронный учебно-метод. комплекс / сост. Т. В. Александрович; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина, каф. специальных педагогических дисциплин. - Брест: БрГУ, 2018. - 204 с.
28. Калинченко А. В. Подбор дифференцированных заданий в зависимости от характера деятельности обучающихся // Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 55-57.
29. Лекерова Г. Дж. Активные методы обучения как психологическая основа развития мотивации в процессе обучения // Психология обучения. - 2009. - № 6. - С. 17-27.
30. Чередов И. М. Система форм организации обучения в общеобразовательной школе. - М., 2010. - 276 с.
31. Батурина В. В. Выявление и развитие способностей у одаренных детей // Одаренный ребенок. - 2016. - № 6. -С. 60-63.
Olesya A. Leonova,
Graduate Student, Kuban State University, Krasnodar
Yulia D. Gakame,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogy and Methodology of Primary School Education Chair,
Kuban State University, Krasnodar
The system of working with gifted children of primary school age in the context of an individually differentiated approach Abstract. Primary school age is a period of active development of personality abilities, which are revealed and improved in the process of educational and cognitive activity. Talent as a systemic quality of a person, manifested under the influence of certain factors as successful achievements in certain types of activity, requires special conditions. Individualization of the educational system, which involves taking into account the interests and abilities of students, contributes to the actualization of the individual talents of primary school children, the implementation of the prerequisites for giftedness. Differentiation in mass school contributes to the creation of conditions for the optimal design of an individual educational trajectory for each student. The relevance of the research presented in the article is determined by the need for pedagogical practice in effective ways of organizing the teaching of gifted primary school children on the basis of an individually differentiated approach in a mass school. The purpose of the pedagogical research is the development and experimental testing of a work system on the organization of education for primary school children with academic
talent in the aspect of an individually differentiated approach. The theoretical significance lies in the development of ideas about the category of "giftedness"; determination of the structural components of the work system on the organization of education for primary school children with academic talent in the aspect of an individually differentiated approach, their content. The practical significance lies in the possibility of implementing in pedagogical practice a system of work on organizing the education of academically gifted primary school children in the aspect of an individually differentiated approach, as well as provided educational tasks for primary school children with academic giftedness, differentiated in accordance with the level of independence and knowledge of educational material. In addition, the results of the study are of practical interest: a selected list of the most effective forms and methods of teaching primary school children in the context of the individually differentiated approach implementation can be used in the work of a primary school teacher when organizing work with academically gifted schoolchildren. There are also recommendations for conducting training sessions using a combination of forms of education organization. The results obtained in the course of the research may be used for working out teaching aids and didactic materials for primary schools. Key words: giftedness, gifted children, education of gifted primary school children, individually differentiated approach. References
1. Teplov, B. M. (2009). Psihologiya i psihofiziologiya individual'nyh razlichij: izbrannye psihologicheskie trudy, 2-e izd., ster., Moskovskij psihologo-social'nyj in-t, Moscow; NPO "MODEK", Voronezh, 638 p. (in Russian).
2. Savenkov, A. I. & Savenkova, T. D. (2016). "Psihologiya detskoj odarennosti v trudah russkih uchenyh konca XIX -nachala XX v.", Odarennyj rebenok, № 3, pp. 6-12 (in Russian).
3. Rubinshtejn, S. L. (2010). Osnovy obshchej psihologii, Piter, St. Petersburg, 720 p. (in Russian).
4. Bogoyavlenskaya, D. B. & Bogoyavlenskaya, M. E. (2005). Psihologiya odarennosti, Moscow, 176 p. (in Russian).
5. Yurkevich, V. S. (2009). "Odarennye deti i intellektual'no-tvorcheskij potencial obshchestva", Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, № 4, pp. 35-48 (in Russian).
6. Frimen, Dzh. (1997). "Obzor sovremennyh predstavlenij o razvitii sposobnostej", in Bogoyavlenskaya, D. B. (ed.). Osnovnye sovremennye koncepcii tvorchestva i odarennosti, Moscow, 393 p. (in Russian).
7. Zapalackaya, V. S. & Sergeeva, T. F. (2017). "Problema odarennosti v kontekste sovremennyh psihologicheskih te-orij", Pedagogika, № 4, pp. 28-33 (in Russian).
8. Gali, G. F., Shahnina, I. Z. & Zagladina, E. N. (2017). "Teoreticheskij analiz osobennostej obrazovaniya odarennyh uchashchihsya v zarubezhnyh stranah", Alma mater, № 6, pp. 55-59 (in Russian).
9. Yankevich, S. V. (2017). "Podhody k vyyavleniyu i podderzhke talantlivyh obuchayushchihsya v zarubezhnyh stranah", Sovremennoe pravo, № 3, pp. 133-137 (in Russian).
10. Heller, K. A. (1997). Diagnostika i razvitie odarennyh detej i podrostkov, Osnovnye sovremennye koncepcii tvorchestva i odarennosti, Molodaya gvardiya, Moscow, 203 p. (in Russian),
11. Shcherbatyh, L. N. & Shcherbatyh, S. V. (2013). "Akademicheskaya odarennost' shkol'nikov: problemy i sposoby vyyavleniya", Vektor nauki tol'yattinskogo gosudarstvennogo universitet. Seriya: pedagogika, psihologiya, № 2 (13) pp. 326-327 (in Russian).
12. Selevko, G. K. (1988). Sovremennye obshcheobrazovatel'nye tekhnologii: ucheb. posobie, Narodnoe obrazovanie, Moscow, 256 p. (in Russian).
13. Unt, I. E. (1990). Individualizaciya i differenciaciya obucheniya, Pedagogika, Moscow, 188 p. (in Russian).
14. Granickaya, A. S. (1991). Nauchit' dumat' i dejstvovat': adaptivnaya sistema obucheniya vshkole, Prosveshchenie, Moscow, 172 p. (in Russian).
15. Shadrikov, V. D. (2019). Sposobnostii odarennost' cheloveka: monografiya, Institut psihologii RAN, Moscow, 274 p. (in Russian).
16. Butuzov, I. D. (1972). Differencirovannyj podhod k obucheniyu obuchayushchihsya na sovremennom uroke, Novgorod, 72 p. (in Russian).
17. Baranova, N. N. (2016). "Tekhnologiya urovnevoj differenciacii i individualizacii obucheniya", Nachal'naya shkola, № 2, pp. 46-49 (in Russian).
18. Osmolovskaya, I. M. (2005). Organizaciya differencirovannogo obucheniya vsovremennoj obshcheobrazovatel'noj shkole, Izd-vo Mosk. psihol.-soc. in-ta, Moscow, 214 p. (in Russian).
19. Guzik, N. P. (2000). "Pedagogika N. Guzika", Pervoe sentyabrya, № 55, pp. 23-27 (in Russian).
20. Firsov, V. V. (1994). Differenciaciya obucheniya na osnove obyazatel'nyh rezul'tatov obucheniya, Moscow, 238 p. (in Russian).
21. Selevko, G. K. (2006). Enciklopediya obrazovatel'nyh tekhnologij: v21. T. 1, Narodnoe obrazovanie, Moscow, 345 p. (in Russian).
22. Yakimanskaya, I. S. (2000). Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya, Sentyabr', Moscow, 176 p. (in Russian).
23. Bespal'ko, V. P. (1989). "Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii", Pedagogika, Moscow, 192 p. (in Russian).
24. Semenov, P. P. (2011). "Razvitie sistemy vyyavleniya, podderzhki i soprovozhdenie talantlivyh lyudej", Praktika administrativnoj raboty vshkole, № 6, pp. 45-50 (in Russian).
25. Emel'yanova, I. E. (2009). "Osobennosti organizacii deyatel'nosti odarennyh mladshih Shkolnikov", Nachal'naya shkola plyus, № 12, pp. 21-23 (in Russian).
26. Loseva, A. A. (2004). Psihologicheskaya diagnostika odarennosti Akad. proekt, Moscow, 174 p. (in Russian).
27. Aleksandrovich, T. V. (ed.). (2018). Organizaciya raboty s odarennymi det'mi: elektronnyj uchebno-metod. kom-pleks, Brest. gos. un-t imeni A. S. Pushkina, kaf. special'nyh pedagogicheskih discipline, BrGU, Brest, 204 p. (in Russian).
28. Kalinchenko, A. V. (2013). "Podbor differencirovannyh zadanij v zavisimosti ot haraktera deyatel'nosti obuchayu-shchihsya", Nachal'naya shkola, № 5, pp. 55-57 (in Russian).
29. Lekerova, G. Dzh. (2009). "Aktivnye metody obucheniya kak psihologicheskaya osnova razvitiya motivacii v processe obucheniya", Psihologiya obucheniya, № 6, pp. 17-27 (in Russian).
30. Cheredov, I. M. (2010). Sistema form organizacii obucheniya v obshcheobrazovatel'noj shkole, Moscow, 276 p. (in Russian).
31. Baturina, V. V. (2016). "Vyyavlenie i razvitie sposobnostej u odarennyh detej", Odarennyj rebenok, № 6 pp. 60-63 (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Леонова О. А., Гакаме Ю. Д. Система работы по организации обучения младших школьников с академической одаренностью в аспекте индивидуально-дифференцированного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2021. - № 02 (февраль). - С. 41-52. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211007.htm.
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11007
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Леонова О. А., Гакаме Ю. Д., 2021
977230412021002