УДК 346 ББК 67.404
Оксана Николаевна Васильева
генеральный директор ООО «Мариокс центр», кандидат юридических наук, доцент
vasШeva_on@mail. т
109341, Россия, Москва, ул. Братиславская, д. 6
РЕГИСТРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация. В статье анализируется порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и их учета как налогоплательщиков в условиях развития цифровизации. Отмечается, что основным нормативным правовым актом в сфере государственной регистрации юридических лиц является Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «<О государственной регистрации юридических лиц», который обозначает круг правоотношений, регулируемых законодательством о государственной регистрации юридических лиц. Сделан вывод, что положительным моментом данного нормативного акта на сегодняшний момент следует признать возможность регистрации субъекта предпринимательской деятельности онлайн, без посещения межрайонного ИФНС или МФЦ.
Ключевые слова: реестр юридических лиц, предпринимательство, государственная регистрация, учет налогоплательщиков, цифровизация, информационно-правовое обслуживание.
O.N. VASILYEVA, General Manager LLC «Mariox Center», Candidate of Law, Associate Professor vasilieva_on@mail. ru 6, Bratislava str., Moscow, 109341, Russia
REGISTRATION OF BUSINESS ENTITIES AND TAXPAYER ACCOUNTING IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION
Annotation. The article analyzes the procedure for state registration of business entities and their accounting as taxpayers in the context of the development of digitalization. It is noted that the main regulatory legal act in the field of state registration
of legal entities is Federal Law № 129-FZ dated 08.08.2001 «On State Registration of Legal Entities», which designates the range of legal relations regulated by the legislation on state registration of legal entities. It is concluded that the positive aspect of this regulatory act at the moment should be recognized as the possibility of registering a business entity online, without visiting the interdistrict IFNS or MFC.
Key words: register of legal entities, entrepreneurship, state registration, taxpayer registration, digitalization, information and legal services.
Правовое регулирование современной системы регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков представляет собой комплекс законов и подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих права и обязанности налогоплательщиков — физических лиц и организаций и налоговых органов в части осуществления регистрационных и учетных действий, и оформляющих процессуальные особенности регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков, в частности, формы необходимых документов и порядок их заполнении [1, с. 19].
Основным нормативным правовым актом в сфере государственной регистрации юридических лиц является Федеральный закон от 08.08.2001 №2 129 -ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее по тексту настоящего абзаца — «Закон»). Закон обозначает круг правоотношений, регулируемых законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
Представленный круг правоотношений включает в себя отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, регистрации различных форм реорганизации юридических лиц — присоединения, слияния, разделения, выделения, преобразования, регистрации ликвидации юридических лиц, регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, регистрации изменения сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, а также отношения по ведению Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Говоря о правовом регулировании учета налогоплательщиков, заметим, что основной массив правовых норм по данному вопросу содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации (части первой) от 31.07.1998 № 146 -ФЗ и в Приказе ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика» (зарегистрированном в Минюсте России 14.08.2012 № 25183).
Следует отметить, что на сегодняшний момент регистрацию субъекта предпринимательской деятельности можно осуществить онлайн, то есть без посещения в межрайонное ИФНС или МФЦ.
Многие компании и даже банки имеют опыт работы в информационно -правовом обслуживании и с полной ответственностью готовы самостоятельно решить большинство вопросов, связанных с регистрацией юридического лица или индивидуального предпринимателя при минимальном участии с стороны учредителей, участников, акционеров. В качестве примера можно привести банковские организации «Тинькофф банк», Сбербанк и ВТБ. Помимо этого правовое обслуживание организаций осуществляет ГБУ «Малый бизнес Москвы» и другие.
Кроме того, сервис регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица также имеется на сайте ФНС (https://service.№alog.ru/gosreg/#ul). Данный сервис помогает составить заявление о государственной регистрации при создании юридического лица или индивидуального предпринимателя и направить заявку на государственную регистрацию. Электронно-цифровая подпись для регистрации с использованием этого сервиса не требуется.
Действующая система регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков предполагает сложную систему взаимоотношений между различными субъектами правоотношений, обладающих соответствующими правами и обязанностями. Такое понимание регистрационно -учетной системы, на наш взгляд, подчеркивает ее динамизм и является более корректным, нежели понимание системы регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков через норму о том, что юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации и внесения сведений о его создании в Единый государственный реестр юридических лиц [3, с. 78].
Спектр взаимодействия между управомоченными субъектами можно условно разделить на следующие части:
1) взаимодействие регистрирующих органов с территориальными инспекциями Федеральной налоговой службы, работающими непосредственно с налогоплательщиками по вопросам исполнения ими налоговой обязанности;
2) субординационное взаимодействие между налоговыми органами, расположенными в иерархии от нижестоящих к вышестоящим;
3) взаимодействие налоговых органов с иными органами государственной власти и государственными внебюджетными фондами;
4) взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками по вопросам регистрации юридических лиц и постановке/снятию с учета.
Взаимодействие регистрирующих органов Федеральной налоговой службы с территориальными налоговыми инспекциями осуществляется по вопросам предоставления информации от регистрирующих органов территориальным органам ФНС для постановки зарегистрированных организаций и индивидуальных предпринимателей на учет, а также по вопросам передачи документов от созданных юридических лиц из регистрирующего органа в обслуживающее территориальное подразделение Федеральной налоговой службы. Последним обстоятельством объясняется, в частности, необходимость обращения в территориальную инспекцию ФНС для получения копии учредительного документа юридического лица и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения, а не в регистрирующую инспекцию ФНС [2, с. 7].
Субординационное взаимодействие между налоговыми органами, расположенными в иерархии от нижестоящего к вышестоящего, проходит в основном по вопросам обжалования заявителями решений об отказе в государственной регистрации юридического лица. Такое взаимодействие имеет в основе своей административно -правовую природу, что объясняет возможность вышестоящего налогового органа пересмотреть в принудительном порядке решение регистрирующего органа, если основания для отказа в государственной регистрации юридического лица будут сочтены неправомерными.
Взаимодействие налоговых органов с иными органами государственной власти и государственными внебюджетными фондами сопряжено с обязанностью последних по предоставлении в налоговый орган информации о фактах, имеющих значение для постановки на учет. Взаимодействие имеет, таким образом, межведомственный характер, а в ряде случаев производится в электронной форме посредством системы межведомственного электронного взаимодействия на основании Распоряжения Правительства РФ от 15.08.2012 № 1471-р «Об утверждении перечня документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия»1.
Действующая в Российской Федерации система регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков отличается высокой эффективностью. Однако это обстоятельство не исключает наличия недостатков в такой системе поскольку ни одна система, даже будучи высокоэффективной и успешно функционирующей, не является, да и не может являться идеальной. Безусловно, и в системе регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков имеются
1 Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2012 № 1471-р // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 20.08.2012. — № 34. — ст. 4772.
негативные аспекты, в первую очередь неточности, неправомерные допущения и пробелы, а также организационные и технические проблемы [4, с. 36], модернизация которых способствовала бы ее укреплению.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Астафьев, Д.Р., Васильева, О.Н. Правовое регулирование системы регистрации юридических лиц // Безопасность бизнеса. — 2020. — № 4. — С. 1926.
2. Витковский, А.В. Основные механизмы и проблематика регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, а также деятельность реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Правовой альманах. — 2020. — № 4. — С. 5-8.
3. Габов, А.В. Эволюция регистрационной системы создания юридических лиц в России: основные этапы и тенденции // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. — 2019. — №4 (161). — С. 77-126.
4. Евдокимова, А.Б. Регистрация юридического лица по законодательству РФ // Проблемы науки. — 2018. — №8 (44). — С. 34-37.