Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТУ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

К ВОПРОСУ О РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТУ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Bulletin
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / КОММЕРЧЕСКИЕ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УЧЕТ / РЕГИСТРАЦИЯ / РЕГИСТРИРУЮЩИЙ ОРГАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Оксана Николаевна

Автор в статья проводит сравнительный анализ регистрации и учета коммерческих и некоммерческих организаций. Сведения о регистрации при создании, реорганизации и ликвидации как коммерческих, так и некоммерческих организаций находят свое обязательное отражение в Едином государственном реестре юридических лиц. В статье затронуты вопросы отказа в регистрации юридического лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF REGISTRATION AND ACCOUNTING OF COMMERCIAL AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS

The author of the article conducts a comparative analysis of the registration and accounting of commercial and non-profit organizations. Information on registration during the creation, reorganization and liquidation of both commercial and non-commercial organizations is mandatory reflected in the Unified State Register of Legal Entities. The article deals with the issues of refusal to register a legal entity.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТУ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

2020 T.5 №4

Legal Bulletin

Васильева Оксана Николаевна

к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации e-mail: vasilieva_on@mail.ru

К ВОПРОСУ О РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТУ КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. Автор в статья проводит сравнительный анализ регистрации и учета коммерческих и некоммерческих организаций. Сведения о регистрации при создании, реорганизации и ликвидации как коммерческих, так и некоммерческих организаций находят свое обязательное отражение в Едином государственном реестре юридических лиц. В статье затронуты вопросы отказа в регистрации юридического лица.

Ключевые слова. Юридические лица, коммерческие и некоммерческие организации, учет, регистрация, регистрирующий орган.

Vasilyeva Oksana N.

Associate Professor, Candidate of Law, Associate Professor of the Department legal regulation of economic activity Financial University under the Government of the Russian Federation

e-mail: vasilieva_on@mail.ru

ON THE ISSUE OF REGISTRATION AND ACCOUNTING OF COMMERCIAL AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Annotation. The author of the article conducts a comparative analysis of the registration and accounting of commercial and non-profit organizations. Information on registration during the creation, reorganization and liquidation of both commercial and non-commercial organizations is mandatory reflected in the Unified State Register of Legal Entities. The article deals with the issues of refusal to register a legal entity.

2020 T.5 №4 Legal Bulletin

Keywords. Legal entities, commercial and non-commercial organizations, accounting, registration, registration authority.

Регистрация и учет коммерческих и некоммерческих организаций имеют как очевидные сходства, так и множественные различия. Объясняется это, в первую очередь, целями учреждения коммерческих и некоммерческих организаций. Если для коммерческой организации целью учреждения является извлечение прибыли, то для некоммерческой - удовлетворение тех или иных общественных потребностей. В этом смысле разница в процедурах регистрации и учета коммерческих и некоммерческих организаций обуславливается тем, что создание коммерческой организации затрагивает преимущественно частные интересы ее учредителей, в то время как создание некоммерческой организации может отражать публичные интересы определенных общественных групп [1]. Тем не менее, общим в регистрации и учете коммерческих и некоммерческих организаций является одинаковое возложение обязанности по их постановке на учет, а также единство регистрирующего органа в лице Федеральной налоговой службы. Более того, сведения о регистрации при создании, реорганизации и ликвидации как коммерческих, так и некоммерческих организаций находят свое обязательное отражение в Едином государственном реестре юридических лиц, а содержащиеся в нем сведения обладают свойством публичной достоверности как в отношении коммерческих, так и в отношении некоммерческих юридических лиц.

К основному отличию регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, на мой взгляд, следует отнести способ регистрации. Если для регистрации коммерческих организаций (за исключением специальных субъектов экономической деятельности, например, кредитных организаций) характерен явочно-нормативный способ создания, предполагающий, по сути, уведомление регистрирующего органа о создании юридического лица, то при учреждении некоммерческих организаций предусматривается разрешительный способ создания, предусматривающий необходимость получения предварительного решения органов Министерства юстиции Российской Федерации о

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

государственной регистрации некоммерческой организации. К некоммерческим организациям, регистрация которых не предполагает необходимости получения предварительного согласия органов Минюста России и, следовательно, осуществляется в явочно-нормативном порядке, в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» относятся потребительские кооперативы, а также товарищества собственников недвижимости, в число которых входят садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества [5] и товарищества собственников недвижимости1. Упрощенный порядок регистрации создания обозначенных в предыдущем предложении видов некоммерческих организаций объясняется тем, что, хотя они и не ставят извлечение прибыли в качестве основной задачи своей деятельности, но все же способствуют реализации имущественных интересов своих участников - интересов по удовлетворению имущественных потребностей и интересов по управлению общим имуществом.

При реализации полномочий по государственной регистрации создания коммерческих организаций, регистрирующий орган обращает внимание на формальную сторону предоставляемых документов и на соблюдение наиболее общих положений специального законодательства о конкретных организационно -правовых формах коммерческих организаций. Так, регистрирующий орган обращает внимание на название организации, которое не должно содержать нецензурных слов и выражений, а также названий и словосочетаний, противных основам правопорядка и нравственности. Кроме того, в поле зрения регистрирующего ведомства находится соблюдение тех требований закона, нарушение которых повлечет очевидную невозможность совершения регистрационных действий. Так, если при государственной регистрации изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, заявителем подаются документы о выходе всех участников общества с ограниченной ответственностью из общества или о выходе

1 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 145.

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества, то регистрирующий орган вынесет решение об отказе в государственной регистрации, поскольку существование обществ с ограниченной ответственностью без участников в принципе не допускается. Однако если при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, заявителем будет подана новая редакция устава юридического лица, содержащая явные нарушения действующего законодательства, налоговым органом все же будет принято решение о государственной регистрации, поскольку, во-первых, регистрирующий орган не обязан проверять законность положений, содержащихся в учредительных документах, и, во-вторых, поскольку устав является внутренним актом юридического лица, распространяющим свое действие на определенный круг лиц.

При государственной регистрации некоммерческих организаций, проводимой при непосредственном участии Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченные органы не только проверяют комплектность документов и надлежащее оформление, но и тщательно анализируют содержание представленных документов, соответствие отраженных в них положений требованиям действующего законодательства.

Основания отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций, как и в случае с основаниями отказа в государственной регистрации коммерческих организаций, являются строго мотивированными. Тем не менее, при отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций к числу распространенных оснований для отказа относится нарушение требований специального законодательства о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц. Так, если заявителем, действующим от имени холдинга, будут поданы документы о государственной регистрации объединения работодателей такого холдинга, то территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации примет решение об отказе в государственной регистрации, поскольку в данном случае нарушено требование Федерального закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ о привязке объединений работодателей к

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

той или иной территории - муниципальному образованию, субъекту Российской Федерации либо к территории Российской Федерации2. Если при регистрации создания межрегионального межотраслевого профессионального союза в учредительных документах будет содержаться пункт о возможности проведения лотерей и пари, то органы Минюста примут решение об отказе в государственной регистрации, поскольку проведение лотерей и пари для данной организационно-правовой формы не допускается Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 3. Аналогичное решение будет принято уполномоченным органом и при попытке муниципального образовательного учреждения выступить в роли учредителя благотворительной организации, поскольку запрет на учреждение благотворительной организации государственными и муниципальными учреждениями прямо отражен в статье 8 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ4.

Отличительной чертой регистрации некоторых некоммерческих организаций также является осложнение фактического состава проведением дополнительных действий, выходящих за пределы проверки законности содержания предоставляемых при государственной регистрации создания некоммерческой организации документов [2]. Так, если в органы Министерства юстиции Российской Федерации подаются документы о создании религиозной организации, не связанной с уже зарегистрированной централизованной религиозной организацией или не связанной с подтверждением последней, то Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ допускается возможность проведения в качестве дополнительной меры государственной религиоведческой экспертизы5, предусматривающей

2 Федеральный закон «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. № 48 ст. 4741.

3 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 148.

4 Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»// Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. № 33 ст. 3340.

5 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 39 ст. 4465.

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

ознакомление не только с поданными в Минюст России документами, но и с формами и методами деятельности религиозной организации, с религиозными практиками - обрядами, церемониями, богослужениями, любыми материалами вне зависимости от носителя, на которых содержится информация религиозного характера, связанная с подлежащей экспертизе религиозной организацией6.

Ввиду того что государственная регистрация некоммерческих организаций является более трудоемким процессом в сравнении с государственной регистрацией коммерческих организаций, то Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих

" 7

организаций»7 предусматриваются продолжительные сроки принятия решения о государственной регистрации некоммерческих организаций: тридцать три дня для государственной регистрации общественных объединений, тридцать дней для регистрации политических партий, один месяц и три дня либо шесть месяцев и три дня (в случае проведения государственной религиоведческой экспертизы) для религиозных организаций, семнадцать рабочих дней - для государственной регистрации иных некоммерческих организаций, регистрация которых предполагает участие Министерства юстиции Российской Федерации8. В случае с государственной регистрацией коммерческих организаций Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусматривается единый срок для государственной регистрации создания коммерческих организаций - три рабочих дня со дня представления документов9.

(Часть I), ст.

г 108

2020 Т.5 №4 Legal Bulletin

Стоит также обратить внимание на характер и способы взаимодействия уполномоченных субъектов между собой по вопросам регистрации коммерческих и некоммерческих организаций. При объединении процессов государственной регистрации коммерческих организаций с их налоговым учетом, будет иметь место трехзвенная структура взаимодействия: заявитель взаимодействует с регистрирующим органом, регистрирующий орган - с территориальной инспекцией ФНС. В случае с государственной регистрацией и учетом некоммерческих организаций структура будет гораздо более сложной: заявитель взаимодействует с территориальных органом Министерства юстиции РФ по вопросам подачи документов для регистрации и получения документов, подтверждающих государственную регистрацию [4], орган Минюста РФ, в свою очередь, взаимодействует с регистрирующим органом Федеральной налоговой службы, регистрирующий орган - с территориальной инспекцией Федеральной налоговой службы. Цепочка может увеличиться еще до одного звена, ответственного за проведение государственной религиоведческой экспертизы, при государственной регистрации религиозных организаций.

В завершение отмечу, что выявленные нами различия в регистрации и учете коммерческих и некоммерческих организаций, которых определенно больше, чем сходств, объясняются не столько правовыми, сколько социальными особенностями. Если пренебрежение процедурой регистрации коммерческих организаций затронет экономические интересы некоторых субъектов, то посредственное отношение к регистрации некоммерческих организаций может повлечь гораздо более серьезные последствия, связанные с причинением вреда неопределенному кругу лиц, а в ряде случаев - с посягательством на основы государственного строя. Следовательно, осложнение процедуры государственной регистрации некоммерческих организаций является не только необходимым, но и оправданным.

2020 T.5 №4

Legal Bulletin

Библиографический список.

1. Астафьев Д.Р., Васильева О.Н. Правовое регулирование системы регистрации юридических лиц // Безопасность бизнеса. 2020. № 4. С. 19-26.

2. Васильева О.Н., Карпухин Д.В., Куракин А.В., Ручкина Г.Ф., Саидов З.А. Правовое регулирование контрольно-надзорных мероприятий в финансовой сфере в условиях ее цифровизации. - Москва: Редакционно-издательское объединение "Новая юстиция", 2019. 176 с.

3. Васильева О.Н. Об установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам об ограничении конкуренции // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 3 (55). С. 101-108.

4. Пономарева, О.А. Правовое регулирование и порядок создания некоммерческих организаций/О.А. Пономарева // Вопросы управления.-2015.-№6 (37).-С. 256.

5. Серегина, Т.С. Садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества как вид товариществ собственников недвижимости/Т.С. Серегина // Имущественные отношения в Российской Федерации.-2019.-№4 (211).-С. 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.