Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕДУРЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ О ЛИЦЕ, ИМЕЮЩЕМ ПРАВО БЕЗ ДОВЕРЕННОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕДУРЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ О ЛИЦЕ, ИМЕЮЩЕМ ПРАВО БЕЗ ДОВЕРЕННОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИСТРИРУЮЩИЙ ОРГАН / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ЛИЦО / ИМЕЮЩЕЕ ПРАВО БЕЗ ДОВЕРЕННОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / ЕГРЮЛ / ИЗМЕНЕНИЯ В СВЕДЕНИЯ О ЛИЦЕ / ИМЕЮЩЕМ ПРАВО БЕЗ ДОВЕРЕННОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ / REGISTRATION AUTHORITY / LEGAL ENTITY / PERSON WHO HAS THE RIGHT TO ACT ON BEHALF OF A LEGAL ENTITY WITHOUT A POWER OF ATTORNEY / USRLE / CHANGES TO INFORMATION ABOUT A PERSON WHO HAS THE RIGHT TO ACT WITHOUT A POWER OF ATTORNEY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоренко Кристина Игоревна

Статья посвящена актуальным проблемам регистрации юридических лиц в Российской Федерации, в которой рассматриваются особенности внесения изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В статье анализируется процедура правового регулирования и меры обеспечения достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, рассматриваются вопросы защиты прав и интересов единоличных исполнительных органов, изъявивших желание сложить с себя полномочия, сведения о которых, как о руководителях юридического лица, сохраняются в этом государственном реестре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPROVEMENT OF THE PROCEDURE OF MAKING CHANGES IN THE INFORMATION OF THE SINGLE STATE REGISTER OF LEGAL PERSONS ABOUT A PERSON WHO HAS THE RIGHT WITHOUT A POWER OF ATTORNEY TO ACT ON BEHALF OF A LEGAL ENTITY

The article is devoted to topical issues of state registration of legal entities in the Russian Federation, in which the features of any change in the information, the Unified state register of legal entities (hereinafter - USRLE) on the person having the right without the power of attorney to act on behalf of a legal entity. The article analyzes the procedure for legal regulation and measures to ensure the reliability of information contained in the unified state register of legal entities.it also considers the issues of protecting the rights and interests of individual Executive bodies that have expressed a desire to resign their powers.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕДУРЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ О ЛИЦЕ, ИМЕЮЩЕМ ПРАВО БЕЗ ДОВЕРЕННОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА»

Административное право; административный процесс

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕДУРЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ О ЛИЦЕ, ИМЕЮЩЕМ ПРАВО БЕЗ ДОВЕРЕННОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

СИДОРЕНКО Кристина Игоревна, аспирант Сибирского юридического университета,

Государственный налоговый инспектор Межрайоной ИФНС России №12 по Омской области. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам регистрации юридических лиц в Российской Федерации, в которой рассматриваются особенности внесения изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В статье анализируется процедура правового регулирования и меры обеспечения достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, рассматриваются вопросы защиты прав и интересов единоличных исполнительных органов, изъявивших желание сложить с себя полномочия, сведения о которых, как о руководителях юридического лица, сохраняются в этом государственном реестре.

Abstract: The article is devoted to topical issues of state registration of legal entities in the Russian Federation, in which the features of any change in the information, the Unified state register of legal entities (hereinafter - USRLE) on the person having the right without the power of attorney to act on behalf of a legal entity. The article analyzes the procedure for legal regulation and measures to ensure the reliability of information contained in the unified state register of legal entities.it also considers the issues of protecting the rights and interests of individual Executive bodies that have expressed a desire to resign their powers.

Ключевые слова: регистрирующий орган; юридическое лицо; лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица; ЕГРЮЛ; изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать.

Keywords: Registration authority; legal entity; person who has the right to act on behalf of a legal entity without a power of attorney; USRLE; changes to information about a person who has the right to act without a power of attorney.

Современные условия осуществления предпри-

деральным законом № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ). В частности, письмом ФНС России от 16.03.2016 г. № ГД-4-14/4301 предусмотрено, что при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об обществе с ограниченной ответственностью в связи с прекращением полномочий физического лица на выполнение функций единоличного исполнительного органа общества заявителем может выступать только новый руководитель юридического лица. Правовых оснований для обращения в регистрирующий орган с заявлением по форме № Р14001 физическим лицом, полномочия которого в качестве единоличного исполнительного органа общества прекращаются или прекращены, не имеется [5].

нимательской и иной деятельности юридических лиц в Российской Федерации характеризуются не только высокой динамикой развития действующего законодательства, многообразием организационно-правовых форм организаций и учреждений, но и свободой выбора вида органов управления ими, сведения о которых подлежат обязательному государственному учету и регистрации. Многочисленные изменения, возникающие в процессе деятельности и реорганизации органов управления организаций, имеющих статус юридических лиц, вызывают необходимость совершенствования законодательства, регламентирующего процедуры внесения изменений в сведения Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Как показало исследование, такие ситуации до-

Вышеизложенные причины создают большие

вольно часто возникают, когда юридические лица прекращают трудовые отношения с руководителем, в этом случае они обязаны внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. Однако на практике часто возникают ситуации, когда расторгнув трудовые отношения с руководителем, компания или иная организация не приняла решения о назначении нового руководителя, т.е. не совершило надлежащих, в данном случае действий по замене единоличного исполнительного органа юридического лица. В этом случае возникает необходимость внесения изменений в сведения ЕГ-РЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

сложности для внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре юридических лиц. Ведь помимо сведений о бывшем директоре в заявлении на внесение изменений необходимо указывать данные нового директора.

Под единоличным исполнительным органом обще-

что отношения в сфере государственной регистрации юридических лиц и учете информации о них регулируются Фе-

Анализ действующего законодательства показал,

ства, следует понимать лицо, которое без доверенности представляет интересы юридического лица в отношениях с третьими лицами. Порядок назначения и избрания единоличного исполнительного органа определяется законом и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Единоличный исполнительный орган не только выступает в гражданском обороте от его имени (действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица), но и управляет им, и руководит его текущей деятельностью [7, с.9 ]

Таким образом, если новый руководитель не на-

значен, убрать из реестра сведения о бывшем руководителе нельзя. Действующим законодательством РФ не урегулирован порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в тех случаях, когда это лицо изъявило желание на прекращение взаимоотношений с соответствующим юридическим лицом и фактически не исполняет своих обязанностей, а новый единоличный исполнительный орган не избран.

В ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица т.е. фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, паспортные данные или иные документы, удостоверяющие личность, а также идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (п.п. «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ).

Исследование этого вопроса показало, что с 1 сентября 2020 подпункт «л» данной статьи будет изложен законодателем в новой редакции. В ЕГРЮЛ также будут содержать сведения не только о фамилии, имени, отчестве, должности, паспортных данных, но и о месте жительстве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. А в случае если, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица является, также юридическое лицо, то в ЕГ-РЮЛ будет указано наименование, основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика. К тому же, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица будут предоставлены нескольким лицам, дополнительно в ЕГРЮЛ будет указано, действуют ли такие лица совместно или независимо друг от друга.

Основания и порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, определены в п. 1.3 ст. 9 и п. 2 ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ и в п. 21 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н [3, с.4].

В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона №129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписан-

ное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Согласно п. 1.3 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Иного порядка внесения изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, законом не предусмотрено.

Таким образом, заявителем при представлении заявления формы Р 14001 об изменении сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, может являться только руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Подлинность подписи уполномоченного лица в указанном заявлении удостоверяется в нотариальном порядке.

Полномочия единоличного исполнительного органа общества в силу ст. 40 Федерального закона от

Административное право; административный процесс

08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон № 14-ФЗ) возникают с момента его избрания общим собранием участников общества и прекращаются с момента принятия решения о прекращении полномочий.

Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ для всех без исключения юридических лиц установлена обязанность в течение трёх рабочих дней с момента изменения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, (за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства такого лица) сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения путем направления заявление по форме № Р14001.

С момента прекращения уполномоченным органом управления юридического лица полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе подписывать заявление о внесении в реестр сведений относительно единоличного исполнительного органа (директора).

Следовательно, обязанность по внесению в ЕГ-РЮЛ сведений касающихся информации о лице, имеющем право действовать от имени общества без доверенности, подлежит исполнению обществом, заявление от имени которого подписывает руководитель, чьи полномочия не прекращены, в том числе новый директор. Законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице. При этом действующее законодательство не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений.

Наличие в ЕГРЮЛ сведений о лице, полномочия которого прекратились,, указанному в ЕГРЮЛ, влечет недостоверность сведений, указанных в государственном реестре, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в получении достоверной информации о юридическом лице, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля, нарушает права и законные интересы регистрирующего органа в осуществлении обязанности по обеспечению единства и сопоставимости (достоверности) сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, равно как обеспечению их совместимости с иными федеральными информационными системами.

Само по себе исключение сведений не соответствующих действительности не устранит недостатка ЕГРЮЛ,

поскольку исключение недостоверных сведений приведет только к отсутствию сведений в ЕГРЮЛ, что недопустимо.

Таким образом, неисключение спорных сведений из ЕГРЮЛ, может нарушать права и законные интересы единоличных исполнительных органов, чьи полномочия прекращены, поскольку для третьих лиц они продолжает оставаться единоличными исполнительными органами. Даже после официального увольнения с должности эти лица могут получать письма внебюджетных фондов, налоговых органов, кредиторов и других заинтересованных третьих лиц, в том числе и о ненадлежащем исполнении обязанностей руководителя, что может иметь негативные последствия для последнего. Поскольку, если общество не назначит бывшему директору «замену», впоследствии ЕГРЮЛ будут содержаться недостоверные сведения.

Единый государственный реестр юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс. Наличие в реестре достоверной информации о юридических лицах, в том числе о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, является обязательным условием реализации прав и соблюдения законных интересов неопределенного круга лиц в получении достоверной информации о юридических лицах, способствует надлежащему осуществлению налогового контроля, соблюдению прав и законных интересов налоговых органов в осуществлении обязанности по обеспечению единства и сопоставимости (достоверности) сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, равно как обеспечению их совместимости с иными федеральными информационными системами.

В настоящее время имеется способ, который, по мнению законодателя, позволяет исключить нарушение прав и интересов единоличных исполнительных органов, изъявивших желание сложить с себя полномочия. В соответствии с п. 5 ст. 11 Закона регистрирующим органом в ЕГРЮЛ может быть внесена запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (форма № Р34001) [4].

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ ЕГРЮЛ является лишь федеральным информационным ресурсом, внесение записей в который носит уведомительный, а не правоустанавливающий характер, и не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей в отсутствие первичных правоустанавливающих документов.

В случае обнаружения физическим лицом содер-

жащейся в ЕГРЮЛ недостоверной информации о нем, законодательством (в целях защиты его прав и законных интересов) предусмотрена возможность направления в регистрирующий орган заявления установленной формы. Заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ.

Таким образом, документы в регистрирующий орган могут быть направлены тремя способами:

- почтовой службой (с объявленной ценностью и описью вложения)

- через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее -МФЦ)

- в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

- лично, при обращении в инспекцию

Заявление может быть подписано при личной подаче в присутствии сотрудника налогового орган. Либо подпись в заявлении может быть удостоверена нотариусом. Государственной пошлиной указанное заявление не облагается.

В случае представления в регистрирующий орган заявления Р34001 проверка не проводится, в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 Приложения N 1, утвержденного Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@. Т.е. запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице вносится на основании одного лишь заявления. Наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о руководителе влечет определенные негативные последствия для общества. Ведь наличие такой записи в ЕГРЮЛ на протяжении более 6 месяцев может являться основанием для исключения общества их ЕГРЮЛ на основании ст. 21.1 Федерального закона 129-ФЗ. [6].

Библиография:

1. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : федер. закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ // Рос. газ. - 2001. - 10 авг.

2. Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс]: [федеральный закон] от 08.02.98 № 14-ФЗ в ред. 29.12.2004.

3. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 июля 2016 №Ф/16 по делу № А60-51285/2015 [Электронный ресурс] //СПС Консультант Плюс.

4. Письмо ФНС России от 09.07.2018 N ГД-4-14/13083 «О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 2 (2018)» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

5. Письмо ФНС России от 16.03.2016 г. N ГД-4-14/4301 "О внесении изменений в ЕГРЮЛ в случае прекращения полномочий физического лица на выполнение функций единоличного исполнительного органа" [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

6. Приказ ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

7. Юридические лица / Лебедева Г.П. - Учебное пособие.: Академия Генеральной прокуратуры Российской федерации, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал), 2016. - 9 с.

8. Запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ влечет последствия для руководителей и учредителей организации. [Электронный ресурс] //www.nalog.ru. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn54/ifns/imns54_76/info/8493853/

Негативным последствием для юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, в том числе в связи с наличием в государственном реестре сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности, как раз будет исключение общества из ЕГРЮЛ на основании ст. 21.1 Федерального закона 129-ФЗ. Приоритетным правом возразить против исключения такого общества из ЕГРЮЛ наделены кредиторы или иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ. Указанные лица вправе направить в регистрирующий орган мотивированное заявление способами, указанными в п. 6 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". После получения возражения, решение об исключении юридического лица из государственного реестра регистрирующим органом не принимается [8].

Таким образом, можно констатировать, что законодателем создан эффективный инструмент, который позволяет исключить нарушение прав и интересов единоличных исполнительных органов, изъявивших желание сложить с себя полномочия, но сведения о которых по прежнему содержаться в ЕГРЮЛ, как о руководителях юридического лица. Таким образом, существенна ощутима тенденция деятельности государства по обеспечению единства и сопоставимости (достоверности) сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.