Научная статья на тему 'Государственная регистрация изменений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей'

Государственная регистрация изменений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
685
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / STATE REGISTRATION / CHANGES / LEGAL ENTITY / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / FEDERAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравченко А. Ю., Захарова Л. Н.

В данной статье рассмотрена процедура регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с тем, что данные изменения, как правило, наиболее распространенные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGISTRATION OF CHANGES OF LEGAL ENTITIES AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS

This article discusses the procedure for registering changes made to the constituent documents of a legal entity, and making changes to the information about it contained in the EGRUL, due to the fact that these changes are usually the most common.

Текст научной работы на тему «Государственная регистрация изменений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

А.Ю. Кравченко, студент Л.Н. Захарова, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10911

Аннотация. В данной статье рассмотрена процедура регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с тем, что данные изменения, как правило, наиболее распространенные.

Ключевые слова: государственная регистрация, изменения, юридические лица, индивидуальные предприниматели, федеральный закон.

Понятие государственной регистрации подразумевает под собой упорядоченную систему государственного контроля хозяйственной деятельности страны (рис.).

Рис. Система государственного контроля хозяйственной деятельности страны

Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее - ФНС России) -федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий выполнение требований федерального законодательства и осуществляющий регистрацию коммерческих юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей [1].

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращения физическими лицами деятельно-

сти в качестве индивидуального предпринимателя, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях. В настоящее время любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и крестьянское (фермерское) хозяйство для осуществления деятельности обязательно должны пройти процедуру регистрации в ФНС России. После прохождения регистрации указанные выше субъекты могут пользоваться гарантиями предпринимательской деятельности. Но вместе с тем на них возлагаются обязанности по налогообложению, соблюдению правил ведения указанной деятельности. Любое из действующих в настоящее время юридических лиц, хотя бы однажды сталкивалось с необходимостью внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц - будь то создание, реорганизация, ликвидация, регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, внесение изменений в сведения о нем, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) [2]. В течение «жизни» организации сведения могут меняться, ввиду каких-либо обстоятельств. Например, адрес юридического лица, состав участников, виды деятельности и т.д. В некоторых случаях такие перемены требуют внесения изменений в ЕГРЮЛ. Основным нормативным документов, регулирующим процедуру государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ является Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) [3]. В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ, все российские юридические лица - коммерческие и некоммерческие, обязаны в установленные сроки сообщать в регистрирующий орган об изменении в сведениях, содержащихся в их учредительных документах и Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГ-РЮЛ), а индивидуальные предпринимате-

ли - об изменении в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГ-РИП).

Все изменения в учредительные документы юридического лица можно разделить на две группы:

1) изменения, которые отражаются в ЕГРЮЛ;

2) изменения некоторых положений устава, которые в государственный реестр не попадают.

Далее, нужно понимать, что представляет собой устав юридического лица и для чего нужен данный документ в организации? Устав - это главный и единственный учредительный документ юридического лица. В уставе подробно прописаны все нормы, на основании которых действует общество с ограниченной ответственностью. В статье 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» приводится перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в уставе, таких как наименование и место нахождения общества, размер уставного капитала, права и обязанности участников, а также иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам., которые вносятся на усмотрение участников [4].

Согласно пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ обязанность по предоставлению юридическим лицом в регистрирующие органы сведений (документов) возникает при изменении следующих сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ:

1) полного и (в случае, если имеется) сокращенного наименования, в том числе фирменного наименования, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается также наименование юридического лица на этих языках;

2) организационно-правовой формы;

3) адреса (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

4) сведений об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;

5) размера указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

6) фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

7) сведений о филиалах и представительствах юридического лица;

8) кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Действующим законодательством предусмотрен иной порядок для изменения других сведений о юридическом лице, не требующий предоставления непосредственно юридическим лицом документов на государственную регистрацию в регистрирующий орган. Для государственной регистрации внесения изменений в учредительный документ, юридическое лицо представляет определенный комплект документов, который регламентирован пунктом 1 статьи 17 Федерального закона

№ 129-ФЗ. Далее, данный комплект документов рассматривается в сроки установленные законодательством Российской Федерации. Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. После чего принимается решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, в случаях предусмотренных действующим законодательством.

Заключение. Таким образом, можно выделить следующие причины внесения изменеий юридическими лицами в ЕГ-РЮЛ:

Во-первых, в течение времени в законодательство Российской Федерации вступают в силу многочисленные изменения и дополнения. Для того чтобы юридическое лицо функционировало, оно должно действовать согласно действующему законодательству.

Во-вторых, несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Библиографический список

1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn23/ (дата обращения 14.07.2020).

2. Официальный сайт сведений о государственной регистрации юрлиц и ИП. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://egrul.nalog.ru/index.htm (дата обращения 14.07.2020).

3. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция). - [Электрон-

ный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения 14.07.2020).

4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020) «Об обществах с ограниченной ответственностью». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_17819/ (дата обращения 14.07.2020).

STATE REGISTRATION OF CHANGES OF LEGAL ENTITIES AND INDIVIDUAL

ENTREPRENEURS

A.Yu. Kravchenko, Student

L.N. Zakharova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article discusses the procedure for registering changes made to the constituent documents of a legal entity, and making changes to the information about it contained in the EGRUL, due to the fact that these changes are usually the most common.

Keywords: state registration, changes, legal entity, individual entrepreneur, federal law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.