Научная статья на тему 'Регистрация юридических лиц с учетом последних изменений законодательства в Российской Федерации'

Регистрация юридических лиц с учетом последних изменений законодательства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
866
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР / БИЗНЕС / ЛИКВИДАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдеев В. В.

Данная статья раскрывает общие положения, касающиеся регистрации юридических лиц в Российской Федерации с учетом последних изменений законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регистрация юридических лиц с учетом последних изменений законодательства в Российской Федерации»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

регистрация юридических лиц с учетом последних изменений

законодательства

в российской федерации

В. В. АВДЕЕВ,

консультант по налогам и сборам

Государственная регистрация юридических лиц — это юридический акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации включает в себя Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), специальный Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Закон № 129-ФЗ предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Он регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также отношения, возникающие в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Значение всей процедуры и самого явления регистрации заключается в том, что как юридический акт государственная регистрация является документом, правовым последствием принятия которого в отношении конкретной организации выступает признание от лица государства правоустанавливающих, правоизменяющих или правоп-рекращающих юридических фактов.

В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом № 129-ФЗ.

Согласно ст. 2 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2010). Этим единым уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию на всей территории Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба (ФНС России).

В статье 9 Закона № 129-ФЗ заложены основы порядка предоставления документов при государственной регистрации.

В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обратите внимание! Положения ст. 9 Закона № 129-ФЗ в части использования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются с 01.01.2013 (см. изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 28.07.2012 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»).

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, также устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Таким образом, заявитель подтверждает, что все данные, содержащиеся в заявлении, достоверны. Это важно в первую очередь для налоговых органов. Закон, исключив контроль за достоверностью поданной информации на предварительной стадии, оставил такую возможность на будущее. В случае обнаружения недостоверной информации налоговый орган может лишить уже созданную организацию регистрации (в судебном порядке, естественно).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на указанном заявлении в нотариальном порядке не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные Законом № 129-ФЗ, в регистрирующий орган непосредственно либо через многофункциональный центр и одновременно — документ, удостоверяющий личность, либо в случае, если указанное физическое лицо представляет такие документы с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Заявление, которое подается физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального

предпринимателя, через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника многофункционального центра.

Расписка (приложение к заявлению), в которой содержится наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, заполняется регистрирующим органом в двух экземплярах. При этом один экземпляр остается в регистрационном деле юридического лица, а второй, заверенный подписью должностного лица регистрирующего органа, выдается (направляется) заявителю с указанием даты получения документов регистрирующим органом (см. постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (далее — постановление № 439)).

Обратите внимание! Постановление № 439 в скором времени может утратить силу. На текущий момент уже подписан приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Этот документ еще не опубликован. Он вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления № 439.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения. В случае подачи заявителем документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр расписка в получении таких документов выдается многофункциональным центром, если иной способ получения расписки не указан заявителем.

В ином случае, а также при получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

При поступлении в регистрирующий орган электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

• руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

• учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

• руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

• конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

• иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. Регистрирующий орган не вправе требовать

представления других документов, кроме тех, что установлены законом. Это правило не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов (см., например, постановление Федерального арбитражного суда (ФАС) Волго-Вятского округа от 06.08.2008 по делу № А28-9956/2007-98/18, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.2008 № А33-15326/07-Ф02-3446/08 по делу № А33-15326/07).

Статьей 10 Закона № 129-ФЗ установлено, что федеральными законами может быть предусмотрен специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (см. гл. 3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» или ст. 11 и 12 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Согласно ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не

более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В статье 11 Закона № 129-ФЗ закреплено положение, которое свидетельствует о том, что решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Решение это облекается в форму № Р80001, утвержденную приказом ФНС России от 26.04.2005 № САЭ-3-09/180@ «Об утверждении формы «Решение о государственной регистрации».

Непосредственным моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее 1 рабочего дня со дня государственной регистрации в соответствии с указанным заявителем способом получения документов в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Если заявителем способ получения документов не указан, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, по указанному заявителем почтовому адресу.

В случае подачи заявителем документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется в многофункциональный центр. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При поступлении в регистрирующий орган документов, предусмотренных Законом № 129-ФЗ, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр,

направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить данный документ в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.

Федеральный закон № 129-ФЗ в целом направлен на упрощение регистрации для заявителя. Это упрощение процесса выражается в установлении обязанности регистрирующего органа информировать государственные и иные органы о регистрации юридического лица.

Так, регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в ЕГРЮЛ, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Также регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ст. 3 Закона № 129-ФЗ). Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию установлены ст. 333.33 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.

Обратите внимание! Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от нее могут быть оспорены в суде.

Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Обобщая все изложенное, можно выделить следующие основные особенности регистрации

юридического лица по действующему российскому законодательству:

• регистрация в настоящее время осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации. В целом предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц. Однако федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Таким образом, можно говорить о существовании общего и специального порядков регистрации юридических лиц;

• начиная с 01.07.2002 налоговые органы Российской Федерации представляют собой не только фискальный орган, осуществляющий контрольную функцию государства по соблюдению налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, но и выступают в роли единственного государственного регистратора юридических лиц;

• реализация так называемого принципа «одного окна» способствует еще и взаимодействию регистрирующего органа с государственными органами, осуществляющими в связи с выполнением своих функциональных обязанностей учет юридических лиц;

• отличительной чертой Закона № 129-ФЗ является его бланкетный характер. Данный закон предусматривает принятие большого количества подзаконных нормативно-правовых актов. Необходимо напомнить читателям еще об одном важном документе — приказе Минфина России от 22.06.2012 № 87н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Административный регламент).

Административный регламент предоставления ФНС России государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств разработан в целях повышения качества и доступности результатов предоставления государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Данный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур

(действий) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, а также определяет порядок взаимодействия между структурными подразделениями инспекций, их должностными лицами, порядок взаимодействия инспекций с органами государственной власти и иными органами, физическими и юридическими лицами при предоставлении государственной услуги. Так, Административный регламент определяет:

• круг заявителей;

• требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги; стандарт предоставления государственной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме; формы контроля за предоставлением государственной услуги; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) инспекции, предоставляющей государственную услугу, а также ее должностных лиц.

Результатом предоставления государственной услуги являются:

• при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц — документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, и выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения, внесенные соответствующей записью, а также один экземпляр учредительных документов юридического лица или изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с отметкой инспекции (в случае предоставления государственной услуги по государственной регистрации создаваемого юридического лица, в том числе путем реорганизации, или изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица);

• при предоставлении государственной услуги по государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств — документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРИП, и выписка из ЕГРИП, содержащая сведения, внесенные соответствующей записью;

• решение об отказе в государственной регистрации (в случае отказа в предоставлении государственной услуги).

Срок предоставления государственной услуги (за исключением предоставления государственной услуги по внесению записи о начале процедуры реорганизации юридического лица) не должен превышать 5 рабочих дней со дня представления документов в инспекцию.

Государственная услуга по внесению записи о начале процедуры реорганизации юридического лица (юридических лиц) предоставляется в срок не позднее 3 рабочих дней со дня представления уведомления о реорганизации юридического лица (юридических лиц) в инспекцию.

Срок принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги не должен превышать 5 рабочих дней со дня представления документов в инспекцию.

Датой представления документов является день их получения инспекцией.

В случае поступления в инспекцию определения о принятии к производству жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, государственная услуга по государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица (в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица) приостанавливается до поступления в инспекцию судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения указанной жалобы.

Срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, не должен превышать 1 рабочего дня с момента государственной регистрации (принятия решения об отказе в государственной регистрации). Моментом государственной регистрации признается внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Текущий контроль за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений осуществляется путем проведения должностными лицами, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги, проверок соблюдения и исполнения ответственными должностными лицами положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятых ими решений.

Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководителем инспекции.

Перечень должностных лиц, ответственных за организацию работы по предоставлению госу-

дарственной услуги, осуществляющих текущий контроль за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений, устанавливается внутренними распорядительными документами (приказами, распоряжениями) инспекции.

Отмечаем, что в приложениях 1 и 2 к Административному регламенту приведены сведения о месте нахождения, справочных телефонах, адресах официальных сайтов ФНС России и управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, а также блок-схема предоставления государственной услуги для большей наглядности.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.12.2011).

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»: Федеральный закон от 28.07.2012 № 133-ФЗ.

3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в ред. от 27.10.2008).

4. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: приказ Минфина России от 22.06.2012 № 87н.

5. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей: постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 (в ред. 09.03.2010).

Вниманию издателей, полиграфистов, а также бухгалтеров и экономистов рекламных агентств, СМИ, издательств и полиграфических предприятий

Журнал «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии»

ISSN 2079-6781

Выпускается с 1999 г. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Реферируется ВИНИТИ РАН. Формат A4, объем 64-72 с. Периодичность - 1 раз в 2 месяца (с января 2012 г.).

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34051 47698 27824

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.