Научная статья на тему 'Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей'

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5945
629
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдеев В. В.

Любой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В статье дан подробный анализ порядка и особенностей государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАцИЯ

индивидуальных предпринимателей

В. В. АВДЕЕВ,

консультант по налогам и сборам

Статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) закреплено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей определен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона № 129-ФЗ под государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом № 129-ФЗ.

Из статьи 2 Закона № 129-ФЗ и Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» вытекает, что сегодня функции по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей осуществляет ФНС России.

Обратите внимание! Порядок предоставления услуг по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств определен Административным регламентом, утвержденным приказом Мин-

фина России от 22.06.2012 № 87н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Регламент).

Процесс оказания государственной услуги по государственной регистрации указанных лиц включает в себя следующие административные процедуры:

• прием и регистрация представленных в инспекцию документов;

• формирование и направление межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для государственной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении государственной услуги;

• рассмотрение представленных в инспекцию документов и принятие решения о государственной регистрации либо решения об отказе в государственной регистрации;

• подготовка и оформление документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги;

• выдача (направление) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги.

В силу ст. 3 Закона № 129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина, причем в порядке, определенном гл. 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Отметим, что сегодня за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей ст. 333.33 НК РФ предусматривает уплату государственной пошлины в следующих размерах:

• за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — 800 руб.;

• за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — 20 % размера государственной пошлины, установленного за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (160 руб.);

• за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — 20 % размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию (160 руб.).

Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определен ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ.

Для того чтобы получить статус индивидуального предпринимателя, гражданин должен подать в налоговую инспекцию по месту жительства следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (далее — постановление № 439). При заполнении указанного заявления на государственную регистрацию рекомендуем ознакомиться с Методическими разъяснениями по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, утвержденными приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

Обратите внимание! Как только Правительство Российской Федерации примет соответствующее постановление о признании постановления № 439 утратившим силу, документы на государственную регистрацию будут представляться по формам, утвержденным приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при

государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»;

2) копию паспорта физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

3) копию документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

4) копию документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

5) копию свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

6) копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

7) подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица,

регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

8) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним;

9) документ об уплате государственной пошлины.

Обратите внимание! Если гражданин намерен осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, то для государственной регистрации в качестве коммерсанта ему понадобится справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Перечень видов деятельности, при ведении которых наличие такой справки является обязательным, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 285 «Об утверждении перечня видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении

уголовного преследования по реабилитирующим основаниям» (далее — постановление № 285).

При этом указанную справку по межведомственному запросу налоговой службы в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, предоставляют органы МВД России.

Причем подлинность всех предоставленных физическим лицом копий документов должна быть заверена.

Обратите внимание! В части предоставления копий документов на государственную регистрацию гражданин может столкнуться с вопросом о том, вправе ли нотариус заверить копию его паспорта. Дело в том, что запрет на освидетельствование копий документов, касающихся прав граждан, ранее был установлен п. 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779^ «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан». Однако на основании ст. 26 Федерального закона от 08. 12.2003 № 169-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР» с 01.01.2004 этот запрет на российской территории не применяется. О том, что данная проблема считается урегулированной, говорит и письмо Федеральной нотариальной палаты от 26.07.2006 № 937. В то же время в соответствии со ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы) нотариус независим в своей деятельности и руководствуется исключительно законодательством Российской Федерации, в связи с чем мнение Федеральной нотариальной палаты, изложенное в указанном письме, не может рассматриваться как руководящее указание для частнопрактикующих нотариусов.

В этой связи письмом ФНС России от 29.12.2006 № ШТ-6-09/1275@ «О направлении разъяснений» налоговым органам было рекомендовано организовать информирование налогоплательщиков о нотариусах, точка зрения которых о свидетель-ствовании верности копии паспорта совпадает с мнением Федеральной нотариальной палаты.

Таким образом, если при заверке копии паспорта возникнут проблемы, то следует обратиться в свою налоговую инспекцию, где подскажут, к какому нотариусу обратиться при необходимости.

Напоминаем, что на основании ст. 13 Основ каждый гражданин для совершения нотариального действия вправе обратиться к любому нотариусу независимо от своего места жительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 40 Основ.

Хотя в части копий предоставляемых документов без услуг нотариуса можно и обойтись, если одновременно с копиями требуемых документов физическое лицо предоставит в налоговую инспекцию их подлинники. Правда, в этом случае гражданину нужно лично обратиться в налоговую инспекцию, а не направлять комплект документов по почте или по сети Интернет. Работники налогового органа заверят копии самостоятельно, а подлинники документов вернут вместе с распиской в получении документов, представленных на государственную регистрацию.

Как определено ст. 9 Закона № 129-ФЗ, документы на государственную регистрацию гражданин может представить лично или направить их в налоговый орган:

• ценным письмом с описью вложения;

• через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Правда, пользоваться услугами многофункциональных центров граждане смогут лишь с 01.01.2013, на что указывают положения Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Напоминаем, что Порядок направления документов в электронном виде утвержден приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@ «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг».

Кстати, если документы на государственную регистрацию предоставляются гражданином через многофункциональный центр, то также можно обойтись без услуг нотариуса. В этом случае заявление на государственную регистрацию будущий индивидуальный предприниматель подписывает сам в присутствии работника многофункционального центра.

После получения документов налоговики выдают гражданину расписку в их получении. Если документы представлены лично в налоговую инспекцию, то выдача расписки с указанием перечня полученных документов осуществляется в день их получения. В иных случаях расписка высылается сотрудниками налогового ведомства в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, по указанному гражданином почтовому адресу с уведомлением о вручении.

При направлении документов в электронном виде через многофункциональный центр расписка в их получении будет отправлена последней на электронный адрес заявителя в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов.

В силу ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня представления документов на государственную регистрацию. На это указывает и п. 16 Регламента.

На основании документов, представленных на государственную регистрацию, налоговики принимают решение о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, которое служит основанием для внесения ими соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

В соответствии с положениями п. 2 ст. 11 Закона № 129-ФЗ гражданин считается зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя с даты внесения соответствующей записи в ЕГРИП.

Не позднее 1 рабочего дня с момента государственной регистрации налоговики направляют индивидуальному предпринимателю документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в ЕГРИП.

Процедура регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица завершается посредством выдачи ему Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р61001, а также Свидетельства о внесении записи в ЕГРИП по форме № Р60004, утвержденных постановлением № 439.

Обратите внимание! При поступлении документов на регистрацию в электронном виде документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется в форме электронного документа на

электронный адрес гражданина. При этом регистрирующий орган обязан представить указанный документ в бумажном варианте по соответствующему запросу физического лица.

Обратите внимание! Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

• не утратила силы его государственная регистрация в таком качестве;

• не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

• не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

• не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

На это указывает и правоприменительная практика, например такой вывод следует из решения арбитражного суда Орловской области от 29.05.2009 по делу № А48-1500/2009, в котором арбитры проверяли правомерность отказа в регистрации индивидуального предпринимателя в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, который по законодательству также признается индивидуальным предпринимателем.

Обратите внимание! Кроме того, запрещена государственная регистрация физических лиц в качестве коммерсантов, намеренных вести виды деятельности, поименованные в Перечне, утвержденном постановлением № 285, совершивших преступления, перечисленные в п. 4 ст. 22.1 Закона № 129-ФЗ.

В соответствии с п. 3 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ЕГРН содержит сведения о физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным НК РФ с указанием идентификационного номера налогоплательщика согласно приложению к Правилам ведения единого государственного реестра налогоплательщиков.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРИП содержатся следующие сведения о коммерсанте:

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации); пол;

дата и место рождения;

гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: «лицо без гражданства»); место жительства в Российской Федерации (указывается адрес — наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, — по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке); данные паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в случае если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации); вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);

вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства); вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в ЕГРИП записи об указанной государственной регистрации;

• дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);

• сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

• идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

• коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

• номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

— в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

— в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации. Порядок внесения изменений в сведения об

индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, определен ст. 22.2 Закона № 129-ФЗ.

Для внесения изменений в вышеназванные сведения коммерсант должен представить в налоговую инспекцию по месту жительства следующие документы:

• подписанное заявление о внесении изменений в ЕГРИП. Заявление подается по форме № Р24001, утвержденной постановлением № 439;

• копию документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе. Документы для внесения в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе, представляются налоговикам в том же порядке, что и при самой государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание! При этом верность копии документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивиду-

альном предпринимателе, должна быть заверена у нотариуса.

Исключение установлено только для случая, когда копия указанного документа представляется в налоговую инспекцию лично с одновременным представлением оригинала. После подтверждения верности копии оригинал возвращается коммерсанту с вручением расписки в получении документов.

Получив указанные документы, работники налогового органа вносят необходимые изменения в ЕГРИП, причем в сроки, также не превышающие 5 рабочих дней со дня предоставления документов.

Если вносимые изменения касаются адреса индивидуального предпринимателя, то после внесения соответствующей записи в ЕГРИП налоговики пересылают регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства коммерсанта и с этого момента индивидуальный предприниматель обслуживается уже в новой налоговой инспекции.

Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя прокомментирован в ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ.

Причем основаниями для прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя могут являться:

• принятие коммерсантом решения о прекращении предпринимательской деятельности;

• смерть индивидуального предпринимателя;

• принятие судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

• принудительное решение суда о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

• вступление в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

• аннулирование документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа.

Причем по каждому из перечисленных случаев государственная регистрация осуществляется на основании своих соответствующих документов.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с приня-

тием им решения о прекращении ведения бизнеса. Осуществляется на основании представляемых им в налоговую инспекцию следующих документов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• заявления, подписанного индивидуальным предпринимателем, по форме № Р26001, утвержденной постановлением № 439.

• документа об уплате государственной пошлины;

• документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с подп. 1—8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае если указанный документ не представлен самим заявителем, то он (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу налоговиков соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда России в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

О необходимости представления такого документа налоговикам говорит и суд, на что указывает определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2012 № ВАС-10125/12 по делу № А65-12708/2011.

Государственная регистрация при прекращении деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с его смертью. Осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица.

Государственная регистрация при прекращении деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом). Осуществляется на основании копии решения суда о признании его банкротом, поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления указанной копии решения суда заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке по решению суда. Осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган из арбитражного суда путем направления заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, копии решения суда о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок. Осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа. Осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством Российской Федерации порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке.

При этом представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 9 Закона № 129-ФЗ, т. е. лично, по почте или через многофункциональный центр в электронном виде.

Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные ст. 8 Закона № 129-ФЗ, а именно в течение 5 рабочих дней со дня представления документов в налоговую инспекцию.

Согласно п. 9 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает

силу после внесения об этом записи в ЕГРИП, за исключением следующих случаев:

• смерть физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

• признание его судом несостоятельным (банкротом);

• прекращение в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

• вступление в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

• аннулирование документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа. Государственная регистрация такого лица в

качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда. В последнем из указанных случаев государственная регистрация утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

Обратите внимание! В соответствии со ст. 25 Закона № 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное предоставление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Причем в случае неоднократных либо грубых нарушений индивидуальным предпринимателем законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

Однако судебные инстанции не имеют одной точки зрения по данному вопросу. Часть судов соглашается с действиями регистрирующих органов, о чем свидетельствует, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2007

№ Ф08-3389/2007 по делу № А61-1865/2006-11. Другие арбитражные суды считают, что прекратить деятельность коммерсанта в принудительном порядке нельзя, такой вывод можно сделать на основании постановления ФАС Центрального округа от 13.05.2009 по делу № А64-1584/08-7.

Отметим, что за осуществление деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации возможно привлечение как к административной, так и к уголовной ответственности.

Так, в соответствии со ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2 000 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, если это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается:

• штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 2 лет;

• либо обязательными работами на срок до 480 ч;

• либо арестом на срок до 6 мес. Обратите внимание! Статья 169 УК РФ под

крупным размером понимает доход в сумме, превышающей 1 млн 500 тыс. руб., под особо крупным размером — 6 млн руб.

Если же доход от ведения бизнеса превысил 6 млн руб., то это деяние наказывается:

• штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб.;

• штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

• принудительными работами на срок до 5 лет;

• лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 6 мес. либо без такового. При этом в части привлечения к уголовной ответственности, по мнению автора, нужно обратить внимание на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем». В нем Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков

состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, суду следует понять, соответствуют ли эти действия указанным в п. 1 ст. 2 ГК РФ признакам предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства — с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело именно для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но, в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества, временно сдало его в аренду или в наем, и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размерах), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство. Если указанное лицо уклоняется от уплаты налогов или сборов с полученного дохода, в его действиях при наличии к тому оснований содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации надо понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для

регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

Действия лица, занимающегося частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего специального разрешения (лицензии), если они повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью или смерть человека, надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 235 УК РФ.

В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в ст. 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по ст. 171 УК РФ.

По смыслу закона субъектом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, может быть как лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, так и лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Под доходом в ст. 171 УК РФ следует понимать выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Действия лица, признанного виновным в занятии незаконной предпринимательской деятельностью и не уплачивающего налогов и (или) сборов с доходов, полученных в результате такой деятельности, полностью охватываются составом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ. При этом имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения этого преступления, в соответствии с пп. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) признаются вещественными доказательствами и в силу п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК РФ подлежат обращению в доход.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 03.12.2012).

2. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в ред. от 29.12.2012).

3. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: приказ Минфина России от 22.06.2012 № 87н.

4. Об утверждении перечня видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям: постанов-

ление Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 285.

5. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (в ред. от 25.12.2012).

6. Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг: приказ ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@.

7. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей: постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 (в ред. от 09.03.2010) .

8. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

издательские услуги

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.