Научная статья на тему 'Регистрация прав на средства индивидуализации'

Регистрация прав на средства индивидуализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
654
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербачева Л. В.

Анализируется российское законодательство на предмет обеспечения охраняемого законом интереса участника оборота в должной индивидуализации его деятельности на рынке товаров, работ и услуг. Раскрываются права и обязанности юридического лица и реализация возможности на индивидуализацию его участия в обороте. Делается вывод о том, что фирменное наименование нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов организации, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регистрация прав на средства индивидуализации»

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Л.В. ЩЕРБАЧЕВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и

процесса Московского университета МВД России

Shcherbachova@mail.ru 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Аннотация. Анализируется российское законодательство на предмет обеспечения охраняемого законом интереса участника оборота в должной индивидуализации его деятельности на рынке товаров, работ и услуг. Раскрываются права и обязанности юридического лица и реализация возможности на индивидуализацию его участия в обороте. Делается вывод о том, что фирменное наименование нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов организации, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков.

Ключевые слова: средства индивидуализации, интеллектуальная собственность, товарный знак, исключительные права.

REGISTRATION OF THE RIGHTS TO INDIVIDUALIZATION MEANS

L.V. SHCHERBACHOVA candidate of law sciences, dotsent, dotsent of the department of civil law and procedure of the Moscow university of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

Annotation. The Russian legislation about maintenance of interest of the participant of a turn protected by the law in a due individualization of its activity on a commodity market, works and services is analyzed. The rights and duties of the legal person and possibility realization on an individualization of its participation in a turn reveal. The conclusion that the company name quite often receives concrete enough cost estimation as a part of non-material actives of the enterprise becomes, and infringement of the right to it can cause compensation of the caused losses.

Key words: individualization means; intellectual property; a trade mark; exclusive rights.

Товарный знак становится объектом правовой охраны с момента его государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Структурным подразделением Роспатента, которое принимает заявки на выдачу патента, является Федеральный институт промышленной собственности.

Общие правила регистрации товарных знаков содержатся в ГК (гл. 76), а подробнее регламентация порядка оформления прав на товарный знак установлена в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32. В соответствии со ст. 1492 ГК для государственной регистрации товарного знака необходимо подать заявку.

Правом на подачу заявки обладают юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В ст. 1492 ГК сказано, что ведение дел с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собс-

твенности может осуществляться заявителем, правообладателем либо через патентного заверителя.

Заявка на регистрацию товарного знака подается заявителем, когда такая регистрация осуществляется впервые. Если право на товарный знак уже возникло и необходимо его подтвердить, заявка на продление срока действия патента подается правообладателем. Заявка на регистрацию товарного знака может быть подана любым заинтересованным лицом. Очевидно, имеются в виду правопреемники первых двух лиц, т.е. заявителя и правообладателя. Заявка может быть подана самостоятельно или с помощью патентных поверенных.

В соответствии с п. 2 ст. 1492 ГК заявка на регистрацию подается только на один товарный знак. На практике иногда возникает вопрос о возможности регистрации нескольких вариантов обозначения в рамках одной заявки. Однако такой возможности законодательство не предоставляет; каждый вариант обозначения должен оформляться как отдельная заявка.

К заявке на регистрацию товарного знака необходимо приложить документы, перечень которых установлен ст. 1492 ГК. Итак, заявка должна содержать:

Ф заявление о государственной регистрации обозна-

чения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;

Ф заявляемое обозначение;

Ф перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков;

4) описание заявляемого обозначения.

К заявке на товарный знак должны быть приложены: документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере; устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак ГК РФ. Под документами, подтверждающими уплату патентной пошлины, понимаются платежные поручения, квитанции к приходным кассовым ордерам и другие платежные документы, на которых должно быть указано назначение платежа.

Регулирование вопросов, касающихся уплаты пошлины за регистрацию товарных знаков, осуществляется Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем утвержденным постановлением Правительства РФот 12 августа 1993 г. № 793.

Заявка о регистрации товарного знака всегда составляется на русском языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев со дня направления ему федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности уведомления о необходимости выполнения этого требования п. 6 ст. 1492 ГК. Она должна быть подписана заявителем, а если подается через патентного поверенного — также патентным поверенным.

Датой подачи заявки на товарный знак считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документов, предусмотренных п. 1—3 п. 3 ст. 1492, а если эти документы представлены не одновременно, — день поступления последнего документа.

По поступившей заявке проводится экспертиза на предмет установления возможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Экспертиза заявки на товарный знак осуществляется Федеральным институтом промышленной собственности. В ходе экспертизы осуществляется проверка содержания заявки, наличия необходимых документов и их соответствия установленным требованиям, исследуется охраноспособность заявленного обозначения, проводится поиск тождественных и сходных обозначений.

По результатам экспертизы принимается решение либо о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, либо об отказе в регистрации. В случае, если по результатам экспертизы принято положительное решение, проводится регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ. С этого момента товарному знаку предоставляется правовая охрана. Заявителю выдается специальный охранный документ — свидетельство на товарный знак, которое подтверждает исключительное право лица на товарный знак. Срок действия регистрации товарного знака составляет 10 лет.

Статьи 1483 и 1499 ГК устанавливают абсолютные и иные основания для отказа в регистрации товарного знака. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

Ф товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;

Ф товарными знаками других лиц, охраняемыми в России, в том числе в соответствии с международным договором России, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

Ф товарными знаками других лиц, признанными в установленном ГК порядке общеизвестными в России товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с ГК, за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара. Не могут быть в отношении однородных товаров зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в России фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в России возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

Ф названию известного в России на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без со-

гласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

Ф имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в России на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника (п. 1 ст. 1265 ГК) ;

Ф промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

По основаниям, предусмотренным ст. 1483 ГК, правовая охрана также не предоставляется обозначениям, признаваемым товарными знаками в соответствии с международными договорами России.

Решение о государственной регистрации товарного знака может быть пересмотрено федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности до регистрации товарного знака в связи с:

Ф поступлением заявки, имеющей более ранний приоритет, на тождественное или сходное с ним до степени смешения обозначение в отношении однородных товаров (ст. 1494—1496 ГК);

Ф государственной регистрацией в качестве наименования места происхождения товара обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, указанным в решении о регистрации;

Ф выявлением заявки, содержащей тождественный товарный знак, либо выявлением охраняемого тождественного товарного знака в отношении совпадающих полностью или частично перечней товаров с тем же или более ранним приоритетом товарного знака;

Ф изменением заявителя, которое в случае государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака может привести к введению потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

Заявитель, не согласный с решением, принятым по результатам экспертизы заявки на регистрацию товарного знака, вправе подать возражение в Палату по патентным спорам в течение трех месяцев с даты получения соответствующего решения.

Процедура регистрации наименования места происхождения товара во многом схожа с регистрацией товарного знака.

Порядок регистрации наименования места происхождения товара регламентирован гл. 76 ГК и Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара, и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, утвержденными приказом Роспатента от 25 февраля 2003 г. № 24.

Регистрация наименования места происхождения товара не дает исключительных прав. Право пользования этим же наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в установленном порядке, может быть предоставлено любому физическо-

му или юридическому лицу, находящемуся в том же географическом объекте и производящему товар с теми же свойствами. Этим отличаются правомочия владельцев исключительных прав на товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования от правомочий пользователей наименованием места происхождения товара.

Регистрация наименования места происхождения товара осуществляется на основании заявки, которая подается в Роспатент. Заявка может подаваться физическим или юридическим лицом (несколькими лицами) самостоятельно или с помощью патентного поверенного. В соответствии с п. 2 ст. 1522 ГК, заявка должна относиться к одному наименованию места происхождения товара.

Заявка на наименование места происхождения товара должна содержать:

Ф заявление о государственной регистрации наименования места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование или только о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара с указанием заявителя, а также его места жительства или места нахождения;

Ф заявляемое обозначение;

Ф указание товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

Ф указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), природные условия и (или) людские факторы которого исключительно или главным образом определяют или могут определять особые свойства товара;

Ф описание особых свойств товара.

Экспертиза заявки осуществляется Федеральным институтом по интеллектуальной собственности и включает в себя формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. В период проведения экспертизы заявки на наименование места происхождения товара заявитель вправе до принятия по ней решения дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. Если дополнительные материалы изменяют заявку по существу, эти материалы не принимаются к рассмотрению и могут быть оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки.

По результатам проверки представленных документов принимается решение о регистрации или об отказе в регистрации наименования места происхождения товара и предоставлении права пользования им. При отказе в регистрации наименования места происхождения товара, в случае несогласия заявителя, он может подать возражение в Палату по патентным спорам в течение трех месяцев с даты получения соответствующего решения.

В случае положительного решения Роспатент про-

изводит регистрацию путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров РФ. В реестр вносятся наименование места происхождения товара, сведения об обладателе свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, указание и описание особых свойств товара, для индивидуализации которого зарегистрировано наименование места происхождения товара, другие сведения, относящиеся к государственной регистрации и предоставлению исключительного права на наименование места происхождения товара, продлению срока действия свидетельства, а также последующие изменения этих сведений ГК (п. 2 ст. 1529).

Предоставление права пользования наименованием места происхождения товара удостоверяется свидетельством. Сама регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно, т.е. все то время, пока товару присущи особые свойства, определяемые географической средой конкретного географического объекта. А вот свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара действует в течение 10 лет, считая с даты подачи заявки в Роспатент. Этот срок может быть продлен в течение последнего года действия свидетельства каждый раз на следующие 10 лет. Различие между продлением срока действия регистрации товарного знака и срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара состоит в том, что в отношении последнего объекта такое продление не является механическим.

Чтобы продлить свидетельство на наименование места происхождения товара, которое обозначает географический объект, находящийся на территории России, необходимо заключение компетентного органа о том, что владелец свидетельства продолжает производить в границах соответствующего географического объекта товар, обладающий указанными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров свойствами. В отношении наименования места происхождения товара, являющегося наименованием географического объекта, находящегося за пределами России, вместо заключения обладатель свидетельства представляет документ, подтверждающий его право на пользование наименованием места происхождения товара в стране происхождения товара на дату подачи заявления о продлении срока действия свидетельства. Запись о продлении срока действия свидетельства вносится Роспатентом в государственный реестр наименований происхождения товаров и непосредственно в само свидетельство.

Вопрос о том, с какого момента у юридического лица возникает право на фирменное наименование, представляет сложность. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК порядок регистрации фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с ГК. В п. 4 процедура регистрации фирменного наименования не установлена. Согласно п. 5 ст. 1473 фирменное наименование юридичес-

кого лица, не соответствующее требованиям п. 3 или 4 ст. 1473, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если эти юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Юридическое лицо, нарушившее правила п. 3 ст. 1474 ГК, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

На территории России действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Процедура регистрации фирменного наименования заключается лишь во внесении его в единый государственный реестр юридических лиц наряду с другими данными, необходимыми для государственной регистрации юридического лица. Порядок регистрации юридических лиц определен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, правовая охрана фирменного наименования осуществляется только после его регистрации в установленном порядке. Однако Россия является участницей Парижской конвенции, в которой закреплена иная позиция по этому вопросу.

В ст. 8 установлено: «Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака».

Данное установление в силу ст. 15 Конституции РФ обязательно для России, поэтому, правовая охрана фирменного наименования должна осуществляться без его регистрации. Исключительное право на фирменное наименование у юридического лица,

возникает независимо от факта его регистрации. Тем не менее внесение в Государственный реестр фирменного наименования поможет юридическому лицу при возникновении спора доказать приоритет права на фирменное наименование, используя при этом дату регистрации самого юридического лица как дату регистрации фирменного наименования1.

Право на фирму возникает у юридического лица с того момента, когда начинается ее фактическое использование, т.е. когда юридическое лицо в установленном порядке зарегистрировано в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Особая регистрация фирменных наименований необходима. Более того, она должна носить обязательный характер, но при этом не иметь правоустанавливающего значения. Регистрация фирменных наименований может осуществляться как на общегосударственном, так и на региональном уровне в зависимости от того, какой из вариантов более экономичен и подкреплен в техническом отношении.

Сущность права на фирму заключается в гарантированной юридическому лицу возможности выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием. Предоставлением такой возможности обеспечивается охраняемый законом интерес участника оборота в должной индивидуализации его деятельности на рынке товаров, работ и услуг.

Приобретая и осуществляя права и обязанности под своим фирменным наименованием, юридическое лицо реализует возможность на индивидуализацию своего участия в обороте.

В настоящее время в России существуют сотни организацией, имеющих полностью совпадающие фирменные наименования. Большинство из них, действуя в разных сферах бизнеса и на разных территориях, никогда друг о друге даже не слышали. Если исходить из того, что такое положение недопустимо и право на конкретное фирменное наименование может иметь только одно юридическое лицо, необходимо преодолеть сложившуюся ситуацию.

В реальной жизни решить эту задачу невозможно хотя бы в силу элементарной ограниченности круга тех специальных наименований, которые входят в охраняемую законом фирму, и количества предпри-

нимателей. Едва ли в подобном запрете существует практическая необходимость, поскольку большинство одноименных организаций действует в разных сферах бизнеса и территориальных границах, что не создает большой опасности их смешения с другими участниками оборота и потребителями.

Любой фирмообладатель может добиваться того, чтобы используемое им фирменное наименования не применялось другими лицами. Но для этого он должен доказать по крайней мере две вещи. Во-первых, должен подтвердить, что право на фирменное наименование он приобрел в установленном порядке раньше того лица, у которого он это право оспаривает. Во-вторых, ему следует аргументировано обосновать, почему использование того же наименования другим лицом нарушает его законные интересы. В качестве доказательств он может, например, ссылаться на то, что ответчик своей деятельностью наносит вред его деловой репутации либо незаслуженно пользуется его известностью, что это вводит в заблуждение потребителей и контрагентов, приводит к ошибкам при проведении хозяйственных операций. Право на фирменное наименование относится к числу абсолютных прав, т.е. таких прав, которые действуют в отношении всех третьих лиц, обязанных воздерживаться от нарушения правомочий, предоставленных их владельцам.

Право на фирменное нименование обычно характеризуется в литературе как личное неимущественное право. Действительно, это право органически связано с деловой репутацией юридического лица, а также правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих фирмой. Однако столь же очевидна связь и даже зависимость материального положения предпринимателя от известности его фирмы и отношения к ней контрагентов и потребителей. Фирменное наименование нередко получает достаточно конкретную стоимостную оценку в составе нематериальных активов фирмы, а нарушение права на него может повлечь за собой возмещение причиненных убытков.

1 Интеллектуальная собственность. Правовое регулирование. Практика. Документы / под ред. В.В. Семенихина. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.