ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ОТРАЖАЕМЫЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
С.Н. ПОЛЕНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Финансовой академии при Правительстве РФ
Одним из объектов права на промышленную собственность, учитываемым в бухгалтерском учете, является изобретение. Изобретения представляют техническое решение в любой области, относящиеся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Согласно ст. 1345 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) интеллектуальные права на изобретение являются патентными правами. Не могут быть объектами патентных прав:
— способы клонирования человека;
— способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека;
— использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях;
— иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение считается новым, если оно не известно из уровня техники. Изобретательский уровень изобретения подтверждается тем, что для специалиста оно явным образом не следует из уровня техники. Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики или в социальной сфере.
Порядок регистрации изобретений определяется «Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение», утвержденными приказом Роспатента от 06.06.2003 № 82.
Объектами изобретения могут быть устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений, животных, а также
применение ранее известного устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.
Защита исключительного права, удостоверенного патентом, может быть осуществлена лишь после государственной регистрации изобретения. Охрана изобретения ограничена во времени. Срок действия патента на изобретение по нормам ст. 1363 ГК РФ составляет 20 лет с даты подачи заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности — Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Патент на изобретение не может быть продлен, кроме патента, относящегося к лекарственным средствам, пестицидам или агрохимикатам. Исходя из условий, предусмотренных п. 2 ст. 1363 ГК РФ, он может быть продлена на срок не более пяти лет.
После прекращения действия патента изобретение становится «общественным достоянием».
За совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, взимаются патентные пошлины. Перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин, уменьшения их размеров или возврата пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 1249 ГК РФ).
Полезные модели — это технические решения, относящиеся к устройствам. Право на полезные модели охраняется законодательством не только России, но и Германии, Японии, Южной Кореи, Италии и других стран.
Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой. Ее новизна определяется совокупностью существенных признаков, которая не известна из уровня техники. В соответствии со ст. 1351 ГК РФ уровень техники включает:
— опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная модель;
— все поданные в Российской Федерации другими лицами заявки на выдачу патента на полезные модели и полезные модели, запатентованные в Российской Федерации.
Полезная модель считается промышленно применимой, если она может быть использована в хозяйственной деятельности страны: промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, других отраслях экономики, в социальной сфере.
Права на полезную модель подтверждает патент (ст. 1353 ГК РФ). Патент на полезную модель удостоверяет приоритет полезной модели, авторство и исключительное право на ее использование.
Порядок оформления прав на полезную модель определяется «Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель», утвержденными приказом Роспатента от 06.06.2003 № 83.
Охрана полезной модели ограничена во времени и составляет 10 лет с даты подачи заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Федеральный орган может продлить действие исключительного права на полезную модель и удостоверяющего это право патента по ходатайству правообладателя на срок, указанный в заявлении патентообладателя, но не более, чем на три года. По истечении срока действия патента полезная модель становится объектом «общественного достояния».
За поддержание в силе патента на полезную модель ежегодно уплачивается пошлина.
Считается, что охрана полезных моделей необходима для конструктивных разработок отдельных изобретателей и в малом бизнесе. Примером полезной модели как объекта правовой охраны служит конструкция зажигалки, скомбинированной с открывалкой для пивных бутылок, запатентованная в Южной Корее. Несмотря на невысокий творческий уровень разработки, практическая ценность полезной модели позволила производителю получить высокие прибыли и защитить свои монопольные права [2, с. 15].
Промышленный образец—художественно-конс-трукторское решение, определяющее внешний вид изделия промышленного или кустарно-ремес-
ленного производства. Права на промышленные образцы подтверждаются патентами. Правовая охрана предоставляется тем промышленным образцам, которые по своим существенным признакам являются новыми и оригинальными. Примерами промышленного образца могут быть внешний вид автомобиля, прибора, мебели, самолета и др.
К существенным признакам промышленного образца по нормам ст. 1352 ГК РФ относятся признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности, форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов. Перечень существенных признаков, описание и изображения художественноконструкторского решения являются неотъемлемой частью заявки на выдачу патента.
Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. Оригинальность промышленного образца определяется тем, что его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия.
В соответствии с законодательством промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунки), комбинированными (см. таблицу).
Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленных образцов:
— решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия;
— объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям;
— объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.
Порядок оформления прав на промышленный образец определяется «Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец», утвержденными приказом Роспатента 06.06.2003 № 84. Патент действует в течение 15 лет, считая с даты поступ-
Виды промышленных образцов
[3, с. 50]
Виды Характеристика Примеры
Объемные Композиция, в основе которой лежит развитая трехмерная объемно-пространственная структура Внешний вид крема, автомобиля, телефонного аппарата
Плоскостные Двухмерное линейно-цветографическое соотношение элементов (конфигурация, орнамент, соотношение цветов) Внешний вид товара, косынки, галстука, ткани
Комбинированные Признаки, присущие объемным и плосткостным промышленным образцам Внешний вид посуды, на которой выполнен рисунок, обуви, упаковки, строительной отделочной плитки
ления заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, и может быть продлен по ходатайству правообладателя на срок, указанный в заявлении, но не более чем на десять лет.
Для поддержания в силе патента патентообладатель производит оплату ежегодных пошлин.
По истечении срока действия исключительного права изобретение, полезная модель, промышленный образец переходят в общественное достояние. Это означает, что они могут свободно использоваться любым лицом без чъего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения за применение.
По нормам ст. 1473 ГК РФ в состав охраняемых законодательством средств индивидуализации юридических лиц, имеющих исключительные права, относятся фирменные наименования. Фирменное наименование определяется юридическим лицом, являющимся коммерческой организацией, в учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации. Оно должно содержать указание на его организационно-правовую форму, собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ему принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым, не противоречащим закону способом. Причем распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения, предоставления другому лицу права использования не допускается.
При нарушении сторонним юридическим лицом исключительного права владельца фирменного наименования оно должно возместить правообладателю причиненные убытки.
Товарный знак в соответствии со ст. 1477 ГК РФ служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей путем признания исключительного права на него, удостоверяемого свидетельством.
Исключительное право на товарный знак действует при условии его регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и органами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Он представляет обозначение, способное отличать товары одних юридических лиц или индивидуальных предпринимателей от однородных товаров
других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Он также представляет словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации с использованием любых цветов и цветовых сочетаний и в соответствии с нормами гражданского права является средством индивидуализации юридического лица.
Товарные знаки впервые начали регистрироваться в Англии. Первый из них — товарный знак пивоваренной компании «Красный треугольник «Бэсс», зарегистрированный в 1876 г и известный до сих пор. Кроме этого, в Англии среди действующих в настоящее время товарных знаков 600 были первоначально зарегистрированы в 1888 г., 500 - в 1902 г., около 600 - в 1916 г. [6, с. 30].
Стоимость известных товарных знаков очень велика. Так, товарные знаки «Кемел» оцениваются в 10 млн долл., «Кока-Кола» — в 3 млрд долл. Компания «Крайслер» за товарный знак «Додж» в свое время заплатила 74 млн долл. [5, с. 91]. В компании «РЫНр Мо^» ни один из активов по ценности не может сравниться с образом ковбоя Мальборо. Считается, что ценность такого актива равна около 10 млрд долл. [8, с. 29].
В соответствии с нормами ст. 1483 ГК РФ в качестве товарных знаков не могут быть зарегистрированы обозначения, не обладающие различительной способностью или состоящие только из элементов, а именно: отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера, линии, простые геометрические фигуры и др. Кроме того, не допускается регистрация в качестве товарного знака обозначений, вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.
Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов:
— являющихся общепринятыми символами и терминами;
— характеризующих товары, в том числе указывающие на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта;
— представляющих форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством или назначением товаров.
В соответствии с международными договорами Российской Федерации не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межпра-
вительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходных с ними по степени смешения обозначений. Такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.
Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, а также противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных по степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
Кроме того, ст. 1483 ГК РФ указывает на иные основания для отказа в регистрации.
Правовая охрана товарного знака или знака обслуживания производится только после его государственной регистрации. Она производится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. Результатом государственной регистрации товарного знака является свидетельство. Оно удостоверяет исключительное право правообладателя на товарный знак только в отношении товаров, указанных в свидетельстве на товарный знак (ст. 1477 ГК РФ). Причем обладателем исключительного права может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Товарный знак может быть зарегистрирован как коллективный. Коллективный знак предназначен для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающими едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками (п. 1 ст. 1510 ГК РФ). Им может пользоваться каждое из входящих в объединение лицо.
Коллективный знак может быть товарным знаком союза, хозяйственной ассоциации, добро-
вольного объединения организаций, выпускающих и реализующих товары, обладающих едиными качественными или другими признаками. Право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.
Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года его действия, каждый раз на 10 лет. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.
Исключительное право на товарный знак выдается на все товары одного класса или часть товаров одного класса, а свидетельство содержит список товаров, работ, услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак. Для этого используется классификатор товаров в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков. Она утверждена Соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков, заключенным 15.06.1957 (в ред. изменений от 14.07.1967 и от 13.05.1977).
История одного из первых товарных знаков насчитывает более 140 лет. Таким знаком было наименование мыла «IVORY», принадлежащее американской компании «Проктор энд Гэмбл». Мыло было создано в 1880 г. по новой технологии, обеспечивающей получение продукции постоянно высокого качества в отличие от прежнего мыла, которое производилось либо в домашних условиях, либо приобреталось на вес и было невысокого качества. Создав новую технологию производства, компания зарегистрировала название мыла как товарный знак, дошедший до нашего времени и означающий высокое качество всех производимых товаров под известным товарным знаком [2, с. 79].
Знак обслуживания — обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг (ст. 1477 ГК РФ). Знак обслуживания используется в практической деятельности как обозначение, способное отличать услуги одних юридических лиц или предпринимателей от однородных услуг других производителей.
Таким образом, знак обслуживания является средством индивидуализации субъектов хозяйствования, позволяющим обеспечивать их владельцам рост нормы прибыли. Приверженцы
знаков обслуживания и товарных знаков или, как их еще называют «брэндов», готовы платить за такую продукцию больше, а следовательно, продавать соответствующие товары с наценкой. Это увеличивает стоимость брэндов, достигающую в отдельных случаях значительных абсолютных и относительных величин: «Торговые знаки такие, как, например, звезда на капоте «Mercedes», представляют для предприятия большую ценность, чем заводские корпуса. Узнаваемый товарный знак — вот желанная цель» [4, с. 17].
По данным журнала «Business Week», представленным консалтинговой компанией «Interbrand», в 2000 г. 62 из 100 самых дорогих брэндов принадлежали американским транснациональным корпорациям. Первое место занял брэнд «Coca-Cola» со стоимостью 72,5 млрд долл., а последующие места получили «Microsoft-Windows» (70,2 млрд долл.), IBM (53,2 млрд долл.), «Intel» (39 млрд долл.), «Nokia» (38,5 млрд долл.). В 2004 г. первой стала корпорация «Microsoft-Windows», а брэнд «Coca-Cola» вошел в тройку лидеров только в США и Норвегии [7, с. 95].
Свидетельство на знак обслуживания действует в течение 10 лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию. Срок может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года его действия, каждый раз на 10 лет.
На основании ст. 1514 ГК РФ правовая охрана знака обслуживания и товарного знака прекращается:
— в связи с истечением срока действия исключительного права на них;
— на основании вступившего в законную силу решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного товарного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;
— на основании принятого в установленном порядке решения о досрочном прекращении правовой охраны знака обслуживания или товарного знака в связи с неиспользованием;
— на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны знака обслуживания или товарного знака в случае ликвидации юридического лица
— правообладателя или прекращения предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя — правообладателя;
— в случае отказа правообладателя от права на знак обслуживания или товарный знак;
— на основании принятого по заявлению заинтересованного лица решения федерального
органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны знака обслуживания или товарного знака в случае их превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.
Следует отличать знак обслуживания и товарный знак от фирменного наименования, для правовой охраны которого не требуется обязательной подачи заявки или регистрации независимо от того, является ли оно частью товарного знака.
Среди средств индивидуализации юридического лица гражданское право рассматривает также такой объект интеллектуальной собственности, как наименование места происхождения товара.
Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (ст. 1516 ГК РФ). На использование этого наименования может быть признано исключительное право производителей.
Наименованием места происхождения товара может служить историческое название географического объекта. Наименованием места происхождения товара не может служить обозначение, вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение определенного товара, не связанное с местом его изготовления. Примерами географического обозначения как наименования места происхождения товара являются Гжель, где изготовляется посуда; Палех, выпускающий художественные миниатюры и др.
Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования. Оно может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами. Эти лица обладают правом на регистрацию наименования места происхождения товара, если они ведут хозяйственную деятельность в соответствующем географическом регионе, а товары, производимые ими, обладают особыми свойствами, определенными природными условиями и (или) людскими факторами этого географического объекта. Таким лицам предоставляется исключительное право ис-
пользования этого наименования, удостоверяемое свидетельством. Исключительное право пользования этим же наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в установленном порядке, может быть предоставлено любому другому лицу, местонахождение которого — тот же географический регион, а производимый товар — с теми же свойствами (ст. 1518 ГК РФ).
Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара в соответствии с законодательством Российской Федерации действует в течение десяти лет со дня подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Продлевается свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара по заявлению правообладателя и на основании заключения компетентного органа. В заключении подтверждается, что правообладатель производит товар в рамках соответствующего географического региона, и он обладает характеристиками и свойствами, закрепленными в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров.
Заявление о продлении срока действия свидетельства подается в течение последнего года его действия. Срок действия свидетельства продлевается каждый раз на десять лет.
Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).
Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.
Коммерческое обозначение как вид исключительных прав средств индивидуализации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей может использоваться ими по нормам ст. 1538 ГК РФ для индивидуализации принадлежащих им
торговых, промышленных и других предприятий и организаций. Такие коммерческие обозначения не являются фирменными наименованиями, не подлежат обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения путем указания его на вывесках, бланках, счетах и другой документации, объявлениях, рекламе, на товарах, их упаковках и др.
Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии.
Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая.
2. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. М.: Юристъ. 1999.
3. Бовин А.А., Чередникова, Руссет Э.Я. Коммерческая реализация изобретений и ноу-хау (на внешнем и внутренних рынках): Учебник. М.: Юристъ. 1999.
4. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: 2001.
5. Волынец-Рассет Э.Я. Коммерческая регистрация изобретения и ноу-хау (на внешних и внутренних рынках): Учебник. М.: Юристъ. 1999.
6. Мэрфи Дж. Значение торговой марки и маркировки в западной экономике // Реклама. 1991. № 1-2. С. 30-33.
7. Хасис Л. «О дихотомии» брэнда и его специфике в современном торговом предпринимательстве. — Российский экономический журнал. 2006. № 4. С. 94-96.
8. Щербак Н. Проблемы правового режима средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ или услуг // ИС. Промышленная собственность. 2006. № 12. С. 23-30.