Научная статья на тему 'О вопросах правового регулирования прав на средства индивидуализации'

О вопросах правового регулирования прав на средства индивидуализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3894
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ / ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ / ЗАКОН / ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ / ПУБЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА / НАРУШЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ / MEANS OF INDIVIDUALIZATION / TRADEMARKS / SERVICE MARKS / LAW / BYLAWS / PUBLIC LIABILITY / INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS / VIOLATION OF COMPETITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Башорова Карина Хамидовна

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования прав на средства индивидуализации. Рассматриваются проблемы предпосылки необходимости правового урегулирования, возникающие в данной сфере отношений. Автором систематизируются правовые основы в сфере регламентации права на средства индивидуализации, предпринята попытка обобщить и раскрыть сущность отдельных источников. Исследуются и анализируются основные нормативные акты, в результате чего выдвигается предложение о необходимости совершенствования правовых основ в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О вопросах правового регулирования прав на средства индивидуализации»

Список литературы /References

1. Отношения России и Европейского Союза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://тхре11тЮтношения_России_и_Европейского_Союза/ (дата обращения: 09.10.2018).

2. Россия и Европейский союз: учеб. пособие / под ред. С.М. Юна. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. 330 с.

3. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901773061/ (дата обращения: 10.10.2018).

4. Новиков И.А. Отношения России и Европейского союза: проблемы и факторы развития стратегического партнерства: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04 / Новиков Илья Александрович. СПб., 2011. 156 с.

5. Тренин Д. Россия и Европа: к чему стремиться и что делать? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://carnegie.ru/2018/03/29/ru-pub-75938/ (дата обращения: 10.10.2018).

О ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ Башорова К.Х. Email: Bashоrova657@srientifictextru

Башорова Карина Хамидовна - студент, кафедра финансовых и экономических расследований, Высшая школа государственного аудита им. Михаила Васильевича Ломоносова, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы правового регулирования прав на средства индивидуализации. Рассматриваются проблемы предпосылки необходимости правового урегулирования, возникающие в данной сфере отношений. Автором систематизируются правовые основы в сфере регламентации права на средства индивидуализации, предпринята попытка обобщить и раскрыть сущность отдельных источников. Исследуются и анализируются основные нормативные акты, в результате чего выдвигается предложение о необходимости совершенствования правовых основ в данной сфере.

Ключевые слова: средства индивидуализации, товарные знаки, знаки обслуживания, закон, подзаконные акты, публичная ответственность, интеллектуальные права, нарушение конкуренции.

ON THE ISSUES OF LEGAL REGULATION OF THE RIGHTS TO MEANS OF INDIVIDUALIZATION Bashоrova K-Н.

Bas^rova Karina Hamidovna - Student, DEPARTMENT OF FINANCIAL AND ECONOMIC INVESTIGATIONS, HIGHER SCHOOL OF STATE AUDIT NAMED AFTER MIKHAIL VASILYEVICHLOMONOSOV,

MOSCOW

Abstract: the article deals with the problems of legal regulation of rights to means of individualization. The article deals with the problem of prerequisites for the need for legal settlement arising in this sphere of relations. Author sistematizirovat legal framework in the area of regulation of rights on means of individualization, an attempt was made to generalize and to discover the essence of the individual sources. The main normative acts are studied and analyzed, as a result of which the proposal on the need to improve the legal framework in this area is put forward.

Keywords: means of individualization, trademarks, service marks, law, by-laws, public liability, intellectual property rights, violation of competition.

УДК 343.2/.7 DOI: 10.20861/2312-8089-2019-57-001

В современном мире вопросы унификации правового регулирования средств индивидуализации имеют первостепенное значение в контексте стабильного эффективного развития производственно-торгового потенциала как отдельных государств, так и их объединений в рамках универсальных и региональных международных организаций. Проблемы охраны результатов интеллектуальной деятельности, выражающихся в тех или иных объектах промышленной собственности и приравненных к ним в контексте терминологии российского законодательства средств индивидуализации, являются предметом обсуждения государств с давних времен [1]. В целях привлечения потребителей предприниматели используют многочисленные средства индивидуализации, последние приобретают огромное экономическое значение. Средства индивидуализации определяют взаимосвязь между производителями и потребителями продукции и информируют покупателей о конкретном производителе маркируемой ими продукции, ее качестве, основных характеристиках и месте происхождения. Основным источником правового регулирования отношений, связанных со средствами индивидуализации, является Гражданский кодекс РФ, прежде всего гл. 69 «Общие положения« и гл. 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий«. К этим отношениям применяются также нормы частей первой и второй ГК РФ, в частности ст. 8 «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей», ст. 10 «Пределы осуществления гражданских прав», ст. 12 «Способы защиты гражданских прав», ст. 128 «Объекты гражданских прав», гл. 54 «Коммерческая концессия». Среди норм гл. 69 ГК РФ выделяют нормы статей, посвященных исключительному праву (ст. 1229), государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (ст. 1232), распоряжению исключительным правом (ст. 1233) и пр. Глава 76 ГК РФ посвящена отдельным видам охраняемых в России средств индивидуализации - фирменному наименованию, товарному знаку и знаку обслуживания, наименованию места происхождения товара, коммерческому обозначению. Важное значение для регулирования имеют нормы Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», которыми определены переходные положения в отношении товарных знаков, зарегистрированных в бывшем СССР, правила о продолжении их правовой охраны, прекращении их правовой охраны; порядок и условия признания действия исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, товарных знаков (знаков обслуживания) и наименований мест происхождения товаров, удостоверенных официальными документами Украины, действовавшими по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Различные аспекты использования средств индивидуализации регулируются федеральным законодательством. Так, некоторые отношения, связанные с фирменными наименованиями, регламентируются нормами федеральных законов РФ: «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ст. 4), «О банках и банковской деятельности» (ст. 7), «Об акционерных обществах» (ст. 4), «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (подп. 2 п. 3 ст. 4.1), «О ломбардах» (п. 2 ст. 2). Отношения, связанные с товарными знаками и знаками обслуживания, также регулируются нормами: таможенного законодательства - гл. 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [2]; антимонопольного законодательства - ст. ст. 14.2, 14.5, 14.6 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 4 ст. 5 Закона «О рекламе»; законодательства об административной ответственности - ст. 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование средств

индивидуализации товаров (работ, услуг)»; законодательства об уголовной ответственности - ст. 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)». Ряд вопросов регулируется на уровне постановлений Правительства РФ. Так, в развитие положения Кодекса (п. 4 ст. 1473 ГК РФ) о возможности включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, с разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством РФ, было принято Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования». В целях применения ст.1232 ГК РФ принято Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2015 г. № 1416 «О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора». Этим Постановлением утверждены Правила государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на указанные результаты интеллектуальной деятельности без договора. Названными Правилами определен порядок государственной регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию, -Федеральная служба по интеллектуальной собственности, условия государственной регистрации. Совершение юридически значимых действий, связанных с предоставлением правовой охраны средствам индивидуализации сопровождается обязательной оплатой установленных государством пошлин, виды, порядок и условия их оплаты устанавливаются Правительством РФ (Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав другим лицам и договоров о распоряжении этими правами[3]). Вопросы охраны прав индивидуализации регламентированы не только законодательными, но и подзаконными актами, в частности, ими регулируются отношения, связанные с товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров, в частности:

1) предоставления правовой охраны средствам индивидуализации этих видов;

2) продления срока действия исключительного права на них;

3) внесения изменений в соответствующие государственные реестры, содержащие сведения о средствах индивидуализации и их правообладателях;

4) порядка и условий государственной регистрации распоряжения исключительным правом по договору, а также перехода исключительного права без договора;

5) официальной публикации сведений, относящихся к товарным знакам, знакам обслуживания и наименованиям мест происхождения товаров;

6) защиты нарушенных прав заявителей и правообладателей в административном порядке.

К числу важнейших подзаконных актов, регламентирующих данную сферу отношений, принято относить:

- Приказ Минэкономразвития России от 21 августа 2015 г. № 579 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по публикации решений судов о допущенных нарушениях исключительных прав»;

- Приказ Минэкономразвития России от 27 августа 2015 г. № 603 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по досрочному прекращению действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, правовой охраны товарного знака, знака обслуживания, действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара по заявлению правообладателя»;

- Приказ Минэкономразвития России от 27 августа 2015 г. № 607 «Об утверждении Порядка ознакомления с документами заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдачи копий таких документов, формы ходатайства об ознакомлении с документами заявки на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче копий таких документов»;

- Приказ Минэкономразвития России от 28 сентября 2015 г. № 693 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по досрочному прекращению действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, правовой охраны товарного знака, знака обслуживания, действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара по заявлению правообладателя»;

- Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № 697 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, а также по предоставлению исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также в заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, или прилагаемым к указанным заявкам документам и их форм, Перечня сведений, указываемых в свидетельстве об исключительном праве на наименование места происхождения товара, формы свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара»;

- Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № 698 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, а также предоставлению исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара и выдаче свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, его дубликата»[4];

- Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № 704 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по внесению изменений в государственные реестры товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров Российской Федерации, в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков, а также в свидетельства на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, на общеизвестный товарный знак, об исключительном праве на наименование места происхождения товара»;

- Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № 707 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации перехода исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места

происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронных вычислительных машин, базу данных без договора».

Кроме этого, в настоящее время имеется отдельный блок нормативных актов, регламентирующих правоотношения по использованию только товарных знаков:

- Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. № 482 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак»;

- Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. № 483 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов»; -Приказ Минэкономразвития России от 27 августа 2015 г. № 601 «Об утверждении Перечня сведений, указываемых в свидетельстве на общеизвестный товарный знак, формы свидетельства на общеизвестный товарный знак»;

- Приказ Минэкономразвития России от 27 августа 2015 г. № 602 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком»;

- Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № 703 «Об утверждении Порядка преобразования коллективного знака в товарный знак, знак обслуживания и наоборот»;

- Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № 705 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по продлению срока действия исключительного права на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак».

Правовые основы охраны такого средства индивидуализации как наименования мест происхождения товаров определяются следующими документами:

- Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № 697 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, а также по предоставлению исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также в заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, или прилагаемым к указанным заявкам документам и их форм, Перечня сведений, указываемых в свидетельстве об исключительном праве на наименование места происхождения товара, формы свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара»;

- Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № 698 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по

интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на такое наименование, а также предоставлению исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара и выдаче свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, его дубликата»;

- Приказ Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. № 706 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по продлению срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара».

Также среди источников правовых основ защиты прав индивидуализации следует назвать и Приказ Федеральной таможенной службы России от 13 августа 2009 г. № 1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности», и Приказ Роспатента от 31 декабря 2013 г. № 167, утвердивший Положение об официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров», также, на основании ст. 4 Вводного закона в части, не противоречащей положениям части четвертой Кодекса, продолжают действовать Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам, утвержденные Приказом Роспатента от 22 апреля 2003 г. № 56.

Развитие механизмов защиты средств индивидуализации остается актуальным и для современной России, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и в отдельных регионах, нет такого субъекта Российской Федерации, наименование которого или его отдельных местностей, территорий не было бы связано с производством товара, ассоциируемого с данной местностью, к примеру: мордовская водка, вологодские кружева, ивановские ситцы, астраханская вобла, адыгейский сыр, тульские самовары, оренбургские платки, краснодарский чай, золото Костромы, башкирский мед, калужское тесто, сахалинская икра, тюменская нефть и т.д. Географические указания могут быть связаны не только с продуктами питания и предметами потребления, но и с изделиями декоративно-прикладного искусства, туристическими объектами и др.

В настоящее время необходимо развивать разные направления брендирования регионов, которое охватит комплекс мер правового, организационного, рекламного характера [5], в частности: туристическое, включающее мероприятия по рекламе основных достопримечательностей, исторических комплексов, природных объектов регионов. Расширение использования в качестве указаний происхождения товаров как словесных, так и изобразительных объектов, например архитектурных сооружений (более трех десятков кремлей, известные памятники, соборы и др.), невозможно без создания соответствующей туристической инфраструктуры и рекламы; продуктовое развитие национальных особенностей и традиций производства, обеспечение качества российских товаров, определение «кулинарного лица родного региона» (механизмы налогового стимулирования могли бы сыграть решающую роль в этом направлении, учитывая режим экономических санкций, импортозамещение); ремесленное производство, взаимосвязанное с туристическим, зачастую является визитной карточкой не только территории субъекта Российской Федерации, но и отдельных муниципальных образований и других территорий. В рамках осуществления такой работы предлагается сформулировать следующие направления развития брендирования регионов России, которые могли бы найти отражение в соответствующей концепции: определение единой терминологии в использовании наименований, с которыми связаны исторические, культурные, производственные и иные ресурсы региона, позволяющие индивидуализировать регион не только внутри страны, но и за рубежом; определение правового режима использования названных наименований, подготовка предложений для возможных изменений в четвертую часть ГК РФ в целях использования географических

указаний с учетом международных договоров, в которых участвует Российская Федерация; определение мер по формированию идентификации населения с регионом проживания, в частности определение наименований, обозначений, использование которых непосредственно связано с данным регионом, раскрывает его исторические, культурные, природно-климатические, производственные особенности; сохранение и развитие историко-культурного наследия территории; организация рекламных мероприятий по распространению информации о регионах, в том числе в целях привлечения инвесторов, туристов, как российских, так и зарубежных.

Список литературы /References

1. Шахназаров Б.А. Отдельные терминологические вопросы международно-правового регулирования средств индивидуализации // Актуальные проблемы российского права, 2016. № 6. С. 195-200.

2. Официальный сайт Евразийского экономического союза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 12.04.2017).

3. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 941 «Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами» // СЗ РФ. 2008. № 51. Ст. 6170.

4. Зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря 2015 г. № 40256. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 08.02.2019).

5. Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Региональные бренды России: основные направления развития // Патенты и лицензии, 2017. № 5. С. 46-53.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ С МНОЖЕСТВЕННОСТЬЮ ЛИЦ Курулина М.А. Email: [email protected]

Курулина Мария Александровна - студент, кафедра гражданского права, семейного права, международного частного права, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск

Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования системных знаний о множественности лиц в гражданском праве и о характере деления объекта гражданских прав между субъектами. Динамика современных гражданских отношений часто немыслима в индивидуальном порядке. Объединяя усилия, субъекты могут достичь больших результатов. Характеризуя в целом состояние научной разработанности множественности лиц в гражданском праве, следует отметить практически полное её отсутствие. В науке гражданского права, как правило, только констатируется возможность существования множественности лиц. При этом только небольшое количество ученых обращают свой взгляд на проблемы множественности лиц не в рамках вещного или обязательственного права, а в рамках всей отрасли гражданского права. Ключевые слова: множественность лиц, проблемы, гражданские права, право выявления, общественные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.