Научная статья на тему 'Регистрация нормативно-правовых актов с учетом требований законодательства о техническом регулировании'

Регистрация нормативно-правовых актов с учетом требований законодательства о техническом регулировании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т. Н. Хомчик

Рассматривается порядок принятия нормативных правовых актов, установленный в законодательстве. Отмечается, что осуществление федеральными органами исполнительной власти через территориальные органы не дает права делегировать полномочия по вопросам нормотворчества, так как издание нормативных правовых актов – исключительная прерогатива федеральных органов исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The order of passage of statutory acts established by law is given consideration to in the article. It is stated in the article that federal bodies of executive power implementing their work through territorial bodies do not have the right to delegate authority in matters of rulemaking as issuing of statutes is the prerogative right of the federal bodies of executive power.

Текст научной работы на тему «Регистрация нормативно-правовых актов с учетом требований законодательства о техническом регулировании»

УДК 351.824:352/354

Т.Н. ХОМЧИК

Департамент Министерства юстиции России

РЕГИСТРАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Рассматривается порядок принятия нормативных правовых актов, установленный в законодательстве.

Отмечается, что осуществление федеральными органами исполнительной власти через территориальные органы не дает права делегировать полномочия по вопросам нормотворчества, так как издание нормативных правовых актов - исключительная прерогатива федеральных органов исполнительной власти.

The order of passage of statutory acts established by law is given consideration to in the article.

It is stated in the article that federal bodies of executive power implementing their work through territorial bodies do not have the right to delegate authority in matters of rule- making as issuing of statutes is the prerogative right of the federal bodies of executive power.

Каждый федеральный орган исполнительной власти имеет определенный круг полномочий. Если недавно выделить из общей компетенции органа управления специальную правотворческую функцию было непросто, то в настоящее время она прямо прописана в положениях о федеральных органах исполнительной власти. Однако в настоящее время, в силу различности структур федеральных органов исполнительной власти, объем компетентности на издание нормативных правовых актов неодинаков.

Указ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установил, что под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, правил поведения, распространяющихся на определенный круг лиц.

Установлено также, что федеральное министерство является федеральным орга-

ном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Федеральное министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением отдельных вопросов, определенных федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Федеральная служба и федеральное агентство, также являясь федеральными органами исполнительной власти и осуществляя, соответственно, функции по контролю, надзору и функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-

правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

20 мая 2004 г. был принят Указ Президента Российской Федерации № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», в котором иным федеральным органам, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, предписано исполнять функции по принятию нормативных правовых актов наряду с другими функциями, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Согласно Указу Президента № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» министерства получили дополнительные гарантии обеспечения действенности нормативных правовых актов федеральных служб и федеральных агентств.

По пункту 3 названного Указа федеральное министерство теперь имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства или федеральной службы. Раньше таким правом обладало только Правительство Российской Федерации.

В настоящее время мы видим чрезвычайное обилие актов, расхождение их с законами, большое количество устаревших, «мертвых» норм, которые загромождают и без того огромный массив ведомственных актов.

С изданием Указа Президента Российской Федерации объем компетенции на издание нормативных правовых актов у ряда федеральных служб и федеральных агентств сокращен. Упорядочится ли процесс издания нормативных правовых актов и унификация правовых норм, покажет время. Даже сейчас, с принятием Указа № 314 некоторые его нормы оказались неработающими.

Образована Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, функции по принятию нормативного правового акта которой в установленной сфере деятельности переданы Ми-

нистерству промышленности и энергетики Российской Федерации.

Согласно Положению о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.№ 401) Ростехнадзор самостоятельно принимает отдельные нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, предусмотренные названным положением, хотя Минпромэнерго России, осуществляющее функции по нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере промышленного комплекса, будет участвовать в нормотворческом процессе Ростехнадзора.

Рассматривая перечень нормативных правовых актов, которые предлагается издавать Ростехнадзору и которые указаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», мы не вправе забывать закон «О техническом регулировании», хотя его исполнение растянуто на несколько лет, в результате чего разработка технических регламентов пробуксовывает.

Однако работа по изданию нормативных правовых актов в такой важной сфере не может останавливаться. Мудро выведены из-под действия закона на определенное время вопросы технического регулирования в области ядерной и радиационной безопасности.

В силу статьи 46 закона «О техническом регулировании» до принятия общего технического регламента по ядерной и радиационной безопасности техническое регулирование в указанной области осуществляется в соответствии с федеральными законами «Об использовании атомной энергии» и «О рациональной безопасности населения».

Положительным является то, что до введения в действие закона «О техническом регулировании» Госгортехнадзор России успел создать сильную правовую базу, соблюдая верность традиции работать в правовом поле.

Новое положение о Ростехнадзоре разрешает самостоятельно принимать норма-

- 43

Санкт-Петербург. 2005

тивные правовые акты и по другим вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Обобщает Ростехнадзор и практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Однако, обобщая практику применения законодательства, нельзя трактовать его или давать разъяснения. На это у ведомства должны быть специальные полномочия, установленные законодательством.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору не вправе устанавливать функции и полномочия, не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Она также не может устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод граждан, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Самостоятельно принимать нормативные правовые акты федеральные органы исполнительной власти могут лишь в случаях, предусмотренных законодательством (например, положениями о них).

Вместе с тем по-прежнему допустимо принимать нормативные правовые акты, принятые совместно с федеральными органами исполнительной власти.

Такой порядок принятия нормативных правовых актов устанавливается в законодательстве. Необходимо также учитывать, что осуществление федеральными органами исполнительной власти своей деятельности через территориальные органы не дает ему права делегировать полномочия по вопросам нормотворчества.

Издание нормативных правовых актов - исключительная прерогатива федеральных органов исполнительной власти.

Учитывая определенный «запрет» на издание федеральными органами исполнительной власти ведомственных актов, установленный законом «О техническом регулировании», проблемным становится и вопрос о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты.

Очевидно, что огромная работа по принятию важнейших для вашей отрасли нормативных правовых актов была проделана своевременно.

Принятие таких нормативных правовых актов, как закон «О техническом регулировании», Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» - это очередной правовой элемент широкомасштабной реформы государственного управления, призванной обеспечить эффективное и ответственное выполнение федеральными органами исполнительной власти своих функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.